Исправляем дефекты речи: несложные артикуляционные упражнения для малышей

Если взрослый человек имеет дефекты речи, то, прежде всего, давайте ответим на вопрос: можно ли изменить эту ситуацию и исправить во взрослом возрасте недостатки произношения? Ответ однозначный: да, можно, но сложно.

Научиться произносить звук правильно не является главной проблемой и обычно это не занимает много времени. Сложность заключается в том, что приходится менять годами закрепившийся, ставший автоматическим навык и человек ещё долгое время вынужден во время разговора постоянно себя контролировать.

Далее нужно разобраться, почему взрослые люди неправильно произносят отдельные звуки

. Если нарушения несущественные, то чаще всего — это результат привычки, появившейся еще в детстве. Некоторые родители в основном обеспокоены успеваемостью их чада в школе и скорее посчитают, что ребёнку нужен репетитор математики или истории, чем отведут малыша к логопеду.

Иногда встречаются дефекты строения самого речевого аппарата

, к которым можно отнести неправильный прикус, высокий нёбный свод или укороченную подъязычковую связку. Более серьёзные причины, вызывающие косноязычие, это те, в основе которых лежат неврологические проблемы или которые появились после сильного стресса или серьезной травмы.

Теперь перейдём к рассмотрению основного вопроса: что делать и куда обращаться, если вы желаете навсегда избавиться от дефекта речи

. Можно, конечно, попробовать заниматься самостоятельно, приобретя подходящую методическую литературу в магазине или интернете. Но если вы увидите, что после двух — трёх недель самостоятельных занятий, существенных результатов нет, то вам потребуется помощь профессионала.

В отдельных случаях логопед для взрослых даст вам совет и рекомендации, после которых вы сможете продолжить самостоятельную работу. Но если ваши проблемы с речью очень серьёзные и вам необходима глубокая коррекция речи, то только высококвалифицированный специалист действительно поможет вам.

Начинать процесс ликвидации дефектов речи нужно с определения, какие звуки именно вам нужно исправлять. Хороший способ для этого услышать собственную речь со стороны.

Наговорите небольшой текст на диктофон, лучше, если это будут пословицы или скороговорки. Например, фраза «коси, коса, пока не высохла роса

» даст вам возможность определить, правильно ли вы произносите группу свистящих звуков [с], [з], [ц].

Последуйте нашему совету и не пытайтесь работать над всеми звуками сразу

. Только после того, как добьётесь правильного произношения одного звука, переходите к следующему. Сам процесс работы должен быть разбит на три этапа: подготовительный, постановки звука, автоматизации и дифференциации.

Цель первого этапа — подготовить речевой аппарат

, чтобы звуки можно было действительно правильно произносить. Для этого необходимо сделать упражнения специальной артикуляционной гимнастики. Если вы незнакомы с ней, то сначала прочтите в специальной литературе рекомендации по ее выполнению.

Задача второго этапа — правильное произношение изолированного звука

. В результате вы должны уметь правильно произносить его отдельно от других звуков, например: рычать: «р-р-р» или шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

Автоматизация предусматривает тот факт, что произношение поставленного звука доводится в речи до автоматизма. На этапе дифференциации нужно добиться разграничения в речи похожих звуков — [р] и [л], [с] и [ш].

Последовательность и преемственность важное правило в работе над произношением. Не перескакивайте через этапы и не переходите к следующему, пока не освоите предыдущий.

Подробно все материалы для исправления недостатков в речи вы можете найти в соответствующих разделах интернет — сайтов, посвящённым проблемам логопедии. А мы желаем вам всегда говорить правильно и красиво.

В современном мире внешний облик человека напрямую связан с его успешностью в делах, личной и общественной жизни. Большинство из нас тратит немалые деньги и время на подбор качественного стильного гардероба, приобретение средств по уходу за телом, косметики. Мы получаем образование, стараемся следить за новинками кино и литературы, покупаем всё более новые гаджеты. Все эти атрибуты позволяют нам чувствовать себя более уверенно, воплощая образ успешного человека.

Важнейшим и неотъемлемым элементом внешнего облика человека является его речь. И если в речи присутствует заметный дефект – нарушение голоса, картавость, заикание, запинки, трудность произношения определённых звуков, проблемы темпа речи – ни дорогая одежда, ни самый навороченный смартфон не улучшат общей картины. Особенно важно иметь красивую, внятную, чёткую речь для людей, работающих в сферах преподавания, управления, юриспруденции, торговли и других, где требуется постоянное общение, и где успех зависит от впечатления, которое производит человек.

Бытует мнение, что если в детстве человек не занимался с логопедом, не исправил нарушения речи, то во взрослом возрасте скорректировать речь невозможно. Это не так. Современные логопедические методики позволяют устранить нарушения речи в любом возрасте в достаточно короткие сроки.

Как выбрать логопеда для взрослого человека?

  1. Обратите внимание на образование логопеда. Лучше, если это будет логопед-дефектолог, так как такая подготовка предполагает наличие качественных знаний в области нейрофизиологии, неврологии, психофизиологии, патопсихологии речи, то есть знания не педагогические, а медицинские. Это является гарантией того, что речевая диагностика и коррекция будут осуществлены качественно.
  2. Общий опыт работы логопеда должен быть не менее 2-3 лет.
  3. Важно, чтобы логопед имел опыт работы именно с Вашим типом нарушения речи (особенно если речь идёт о заикании у взрослых или афазии, нарушении голоса).
  4. Важно, чтобы у специалиста была возможность принимать Вас в удобное для Вас время, при необходимости — возможность выезда на дом (в офис), поскольку заниматься придётся регулярно на протяжении нескольких недель.

Как проходит первое занятие с логопедом?

На первом занятии обязательно проводится речевая диагностика

. Логопед собирает необходимую информацию Вашего анамнеза, исследует особенности Вашей артикуляции, дыхания, тонуса прилегающих мышц. С использованием специальных логопедических методик выявляет причину нарушения речи.

После диагностики логопед рассказывает о выявленных дефектах и необходимых мерах по их устранению, а также определяет прогноз и режим последующих занятий. После этого начинается коррекционная работа, которая включает те методики, которые оптимально подходят клиенту с учётом результатов диагностики. Кроме того, специалист может давать домашние задания для закрепления новых речевых навыков, ведь важно не только «поставить» нужный звук, но и ввести его в речь, что требует постоянной практики.

Сколько занятий с логопедом потребуется?

К сожалению, заочно нельзя определить, сколько именно потребуется занятий в каждом конкретном случае. Очень многое зависит от анатомических особенностей артикуляционного аппарата и других индивидуальных причин нарушения речи. Как правило, в среднем курс включает 5-10 занятий с логопедом для коррекции нарушений звукопроизношения. Для более сложных нарушений речи (заикание, афазия, патологии голоса) необходимо больше времени. Достоверный ответ о количестве занятий даст специалист после проведения диагностики речи.

25 05.2016

Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Давно ли вы просматривали видеозаписи с вашими детками, когда им было около 3 лет? Помните, как потешно было слушать их собственные слова, отдаленно напоминающие оригинал, и переводить для знакомых смешные выражения, которые могли понять только вы. Тогда вы этим умилялись, а когда малышу исполнилось 5-6 лет, вы занервничали. Его сверстники уже давно говорят чисто и понятно, а ваш карапуз коверкает слова, переставляет звуки, а некоторые вообще не выговаривает.

К сожалению, родители часто сталкиваются с такой проблемой, как дефекты речи у детей. Некоторых пугает сама формулировка – дефект. Мы привыкли вкладывать в это слово все самое плохое, что может быть. Давайте разберемся. Дефект – это некоторое нарушение целостности, чего-то присутствующего. Что касается речи, не будем усугублять положение своими домыслами. Это хорошо, что она (речь) есть в принципе. А устранить дефект – это работа по коррекции наличия, а не борьба за возникновение.

Дефекты речи чаще всего имеют место в дошкольном детстве, это возраст от 2,5 до 5 лет, когда у ребенка уже есть необходимость выражать свои мысли словами.
N.B. Прислушайтесь, как вы разговариваете с малышом. Чиста ли ваша собственная речь настолько, чтобы требовать от ребенка воспроизведения ваших слов верно с точки зрения фонетики? Если родители говорят на машину «масина», то ребенок и узнает ее как «масину». А машина становится новостью для него.

Характеристика дефектов речи

Не будем утверждать, что вина за развитие дефектов речи заключена только лишь в родительском лепете. Конечно, многие и сами понимают, что для ребенка речь близких – пример, на который они равняются. Но есть случаи, когда у крохи развиваются дефекты речи по другим причинам. Рассмотрим, какие бывают дефекты речи у детей и их виды.

  • Дислалия или косноязычие.
    Это нарушение относят к возрасту более 4 лет. Оно характеризуется заменой звуков в словах при хорошем словарном запасе и отсутствии нарушений слуха. Такой малыш вместо «рыба» скажет «лыба» или, как маленькая героиня известного фильма, «селедка».
  • Ринолалия.
    Этот дефект связан с физиологическими нарушениями артикуляционного аппарата. Такое может случиться при расщеплении неба, мягкого или твердого, травмах носоглотки. При этом звуки как будто доносятся из глубины колодца, звучат гнусаво, слова трудно разобрать, изменен тембр голоса. Подобный дефект может быть установлен, если у малыша аденоиды, полипы или искривление перегородки носа.
  • Дизартрия.
    Из-за того, что мышцы лица малыша не обладают достаточной подвижностью, речь его замедленна, язык неповоротлив. Ему трудно произнести слово. Основой подобного дефекта считается нарушение центральной нервной системы и двигательных функций. Заболевание требует комплексной терапии.
  • Алалия.
    Такой дефект характеризуется частичным или полным отсутствием речи, при этом малыша отменный слух о ин проявляет желание общаться. Ведущую роль у такого ребенка играют жесты и мимика. Специалисты связывают это с нарушением речевых центров в левом полушарии головного мозга, которые имели место еще в период внутриутробного развития или в самом раннем младенчестве.
    Причем, течение подобной ситуации может разворачиваться по двум сценариям:
  1. Когда кроха понимает речь окружающих, но у него не получается воспроизвести ее – моторная алалия
  2. Когда понимание речи взрослых отсутствует, соответственно, воспроизведение исключено – сенсорная алалия
  • Тахилалия.
    Ребенок с таким дефектом обладает очень высоким темпом речи, он тараторит слова. При этом не допускает критичного количества ошибок в словах и предложениях.
  • Брадилалия.
    Антипод тахилалии. Речь малыша замедленная, он растягивает звуки, особенно гласные. Брадилалия отмечается у детей с общим нарушением некоторых познавательных процессов, мышления, внимания, нередко это случаи с отставанием в моторном развитии.
  • Заикание или логоневроз.
    К подобным проявлениям склонны дети в возрасте от 2 лет, когда овладение речью начинает стабильно набирать темп. Возникновение подобного симптома может быть результатом психологических проблем и нарушением комфортного климата в семье. Речь малыша характеризуется сложностью проговаривания всего слова целиком, вместо этого ребенок как будто застревает на первом слоге и повторяет его несколько раз, пока у него получится произнести слово полностью. Это еще связано с напряжением речевого аппарата. В спокойной обстановке заикание у ребенка пропадает, а некоторые жизненные ситуации заставляют малыша волноваться, и логоневроз проявляется снова.
  • Дисграфия и дислексия.
    Этот дефект может присутствовать у детей 5-6 лет, когда овладение письменной речью и чтением затруднено или не приносит никакого результата.
  • Афония и дисфония.
    Когда органы голосового аппарата подвергаются изменениям, у ребенка может наблюдаться полное отсутствие или значительное изменение голоса.

N
.B. Не примеряйте все на своего карапуза. Диагностику должен проводить только человек со специальным образованием, ваши диагнозы могут усугубить ситуацию. Если вы хотите оценить развитие речи вашего ребенка, воспользуйтесь услугами логопеда. Опасайтесь делать скоропалительные выводы и принимать необдуманные решения.
Чтобы не упустить драгоценное время, родителям следует знать, каковы особенности речи у детей разного возраста, и когда обратиться за консультацией к узкому специалисту.

Заикание, речевые запинки

Наблюдательные родители могут заметить, что во время разговора их ребенок начинает задерживаться на произношении слов. Это проявляется в повторении определенного слога, растягивании гласных. Подобные запинания не всегда относятся к заиканию. Иногда это вполне физиологическое явление. Поэтому родителям нужно знать, как отличить заикание от запинок у своих детей.

Отличительные моменты

При заикании нарушается плавность, темп, ритм речи. Причиной становится судорога мышц. Чаще всего подобная проблема возникает с 2 до 5 лет. Но со временем дефект может усилиться и стать причиной комплексов.

Особенность заикания заключается в том, что при подобном нарушении требуется комплексная помощь специалистов и длительная реабилитация. Самостоятельно проблему не удастся решить.

Важно! Не стоит затягивать с началом коррекционного процесса. Чем дольше длится заикание, тем сложнее его исправить.

Запинаться же ребенок может по вполне физиологическим причинам. Из-за несовершенства работы нервной системы ему тяжело соотносить свою деятельность со словами. Его переполняют эмоции, и это заставляет говорить очень быстро. Подобное явление называют итерацией. Оно возникает на почве несовершенства работы слухового и речедвигательного анализаторов.

Мышление опережает речевые возможности — это нормальный этап развития. С возрастом это проходит самостоятельно. Часто подобное явление наблюдается у детей с ОНР или ЗПР. Такие нарушения сопровождаются задержкой развития речи. Дети не используют фразы из 4-5 слов, затрудняются с описанием предметов. Они не применяют предлоги и затрудняются с построением высказывания.

При интеллектуальных проблемах возникают сложности не только с речью, но и с другими психическими функциями. У ребенка плохая память, низкий уровень мышления и внимания. Слова в речи несклоняемы, а фраза состоят и 2-3 слов.

Как не пропустить заикание

При появлении первых признаков судорог речевого аппарата нужно незамедлительно показать ребенка специалисту. До этого момента не нужно настаивать на длительном разговоре или правильном произношении.

Первый тревожный признак — это постоянство запинок в речи

Насторожиться стоит, если ребенок начинает резко молчать час или два. После этого у него снова возникают запинки. Для облегчения процесса произношения дошкольник начинает искусственно растягивать слова или добавлять к ним гласные звуки.

Обратите внимание! Иногда дети начинают фразу и резко прерывают ее. При заикании не страдает грамматическая часть речи. Нарушение затрагивает только темп, ритм и плавность.

Для подтверждения диагноза потребуется осмотр нескольких специалистов и обследование. Иногда назначается лечение в отделении неврологии, которое позволяет получить полную картину нарушения.

Профилактика заикания

Благодаря основным методам изучения детской речи логопеды получили возможность предупреждать развитие нарушений. Родители должны соблюдать режим дня ребенка, создавать ему психоэмоциональные условия для нормальной жизни.

У тревожных детей часто возникают страхи. В таком случае нельзя заставлять их преодолевать свои проблемы, так как это приведет к еще большему испугу. Например, если малыш боится темноты, то стоит с ним спокойно посидеть перед сном или включить ночник.

Просветительская работа ведется не только с родителями, но и с воспитателями. Не стоит настаивать на быстром раннем развитии, так как перегрузка нервной системы может привести к заиканию.

Развитие речи у старших дошкольников игровой деятельностью

Пора посетить логопеда

Развитию речи родители должны уделять должное внимание, начиная с первых дней жизни крохи.

Период раннего детства – это фундамент, который является основополагающим фактором для дальнейшего развития речевых навыков. В возрасте 12 месяцев малыш должен произносить несколько двусложных слов, как правило, до 10.

Но нередки случаи, когда малыши в 3 года практически не говорят. Этот факт обязательно должен насторожить родителей, ребенка необходимо показать специалисту с целью согласования дальнейших действий.

Чаще всего дефекты речи у малышей 3-4 лет

возникают на фоне особенностей строения артикуляционного аппарата ребенка – короткая уздечка языка, высоко расположенное небо или неправильно сформировавшийся прикус. Выявить причины и назначить курс коррекции родителям поможет визит в логопедический кабинет.

N
.B. Какие смешные слова свои или своего ребенка вы можете вспомнить? Занимались ли вы лично с логопедами в детстве? В каком возрасте обратились за консультацией?
Также не стоит пренебрегать посещением логопеда, когда в возрасте 4-5 лет

у вашего малыша отмечаются дефекты речи, которые выражаются в плохом произношении отдельных звуков или некоторые из них отсутствуют в речи вовсе. Обычно у детей возникают проблемы с произношением шипящих, свистящих и сонорных звуков, в формировании которых участвуют небо, зубы и кончик языка.

Логопед решает задачу постановки звуков, а родителям предстоит поддержка и закрепление материала, проведение упражнений ежедневно и контроль выполнения всех требований специалиста.

Если у ребенка в 5-6 лет

возникают дефекты речи, то это повод задуматься родителям о существующей проблеме. Конечно, время несколько упущено, но попытаться наверстать стоит. Ведь малышу предстоит поступать в 1 класс, а там будут новые знакомства, новый коллектив, новые требования. И вряд ли некоторые дети смогут промолчать, чтобы не поддразнить вашего ребенка за неправильное произношение.

Дефекты в речи 7 летних детей

уже не поддаются слишком глубокой коррекции, ведь артикуляционный аппарат уже достаточно сформирован, и переустановить язычок довольно сложно.

N
.B. Не допускайте насмешек со стороны детей или взрослых, если ваш ребенок заикается или не выговаривает все звуки. Будьте поддержкой для своего чада, он должен знать, что в любой ситуации может к вам обратиться за помощью и советом. И это не будет воспринято как ябедничество.

Галина Татаренко: «Нарушения речи нужно исправлять до школы»

Более половины детей к школьному возрасту подходят с различными нарушениями речи. Такие данные из собственной практики приводит Галина Татаренко, учитель-логопед высшей квалификационной категории со стажем более 22 лет, специалист клиники восстановительной терапии «Бионика». В чем причины такой удручающей статистики, и какими проблемами в будущем может обернуться не поставленная в раннем детстве речь, она рассказала в интервью Newslab.ru.

Галина Александровна, что подразумевается под нарушениями речи у ребенка, и можно ли их как-то предотвратить?

Самые распространенные случаи — нарушение звукопроизношения, общее недоразвитие речи — это когда у ребенка страдает еще и структура речи, бедный словарный запас, нарушены грамматические категории. Может быть также фонетико-фонематическое недоразвитие — физически слух сохранен, но ребенок не различает, путает звуки.

К сожалению, эти и другие нарушения могут стать следствием многих факторов, предусмотреть которые очень трудно — причиной может быть сложная беременность и заболевания во время нее, проблемы в течение родов, наследственность, плохая экология. Причин много и от них никто не застрахован. Однако, к счастью, речевые нарушения можно исправить — главное, вовремя их диагностировать и принять меры.

Встречаются ли случаи, когда медицина, что называется, бессильна?

Каждый случай индивидуален. Если проблема не усугублена нарушениями интеллекта, физиологическими изменениями артикуляционного аппарата, нарушениями слуха и зрения, то при желании родителей и ребенка, и с помощью специалиста есть возможность все исправить. Хотя в любом случае нельзя опускать руки — ведь даже при каких-то дополнительных осложнениях, можно, как минимум, улучшить состояние речи ребенка.

Вы сказали, что больше половины детей приходят в школу с нарушениями речи. Отчего это происходит? Родители не уделяют должного внимания проблеме?

Одна из главных причин в том, что многие родители сегодня не имеют возможности отдать своего ребенка в ясли, детский сад, где с ними работал бы учитель-логопед и вовремя диагностировал нарушения речи. Детишки вынуждены сидеть с мамами, нянями, бабушками, которые, не будучи специалистами, могут не заметить каких-то отклонений в развитии. Более того, многие родители, особенно, у которых единственный ребенок, склонны превозносить его достижения и отказываются замечать какие-то недостатки. Соответственно, они не воспринимают нарушения речи ребенка как что-то нездоровое — то, что нужно исправлять. Поэтому, конечно, родители, особенно, те, у кого ребенок не посещает дошкольное учреждение, должны сами тщательнее следить за его здоровьем и вовремя обращаться к специалистам.

А как определить, что у ребенка нарушения речи, и в каком возрасте его в принципе нужно показать логопеду?

Каждый родитель должен твердо запомнить, что на первичный осмотр к логопеду ребенка необходимо привести в три года. И то, это в том случае, если они ранее сами не заметили у него каких-то отклонений. Дело в том, что становление речи долгий и сложный процесс. В каждом возрасте свои критерии, и то, что в два года считается нормой, в три уже будет нарушением. К примеру, к одному году ребенок должен владеть 3-4 лепетными словами, соотносить образы с конкретными предметами, владеть жестами, понимать простые инструкции, улавливать интонации. К двум годам в арсенале ребенка должны быть уже простые предложения, он должен понимать двухступенчатые конструкции, к примеру, «иди на кухню, принеси чашку». Словарный запас должен быть, минимум, пятьдесят слов. К трем годам все еще более усложняется — появляются грамматические формы предложений, более развитые речевые конструкции. И так далее. Поэтому осмотр у логопеда в три года — это установленная норма, но если вы видите, что в два года ребенок у вас молчит — уже нужно вести его к специалисту.

В чем заключается лечение нарушений речи?

Правильнее говорить — коррекция, потому что медикаментозное лечение и операции применяются только в тех случаях, когда, кроме собственно речевых проблем, есть еще и какие-то физиологические нарушения и органические поражения головного мозга.

Коррекционный курс проходит в несколько этапов: сначала идет диагностика нарушения, потом подготовительные мероприятия — артикуляционная и дыхательная гимнастика, затем развитие слухового восприятия — обучение способности слышать, распознавать звуки. И только после этого — когда видно, что артикуляционный аппарат хорошо работает, язык хорошо удерживает нужную позицию — производится постановка звука. В завершение курса закрепляется автоматизация звука — в слогах, словах, предложениях, текстах — от простого к сложному.

Нужно заметить, что коррекция происходит не только на занятиях со специалистом. Ребенку должна быть создана соответствующая речевая среда не только в пределах кабинета логопеда, но и дома. Родителям нужно работать в тесном сотрудничестве с логопедом, находить время заниматься с ребенком, выполнять с ним упражнения, терпеливо и деликатно следить и напоминать, чтобы он правильно произносил звуки. Только в этом случае коррекция пройдет максимально быстро и эффективно.

Кстати, как долго может продлиться курс коррекции?

Все индивидуально. Если случай несложный — от месяца до полугода. Дело в том, что логопед работает не только над улучшением звукопроизношения у ребенка. Он решает комплекс задач — развитие связной речи и ее понимание, развитие внимания, памяти, мышления. То есть, затрагиваются все аспекты развития ребенка — чтобы он научился полноценно думать, писать, читать. Этот процесс в каждом конкретном случае может длиться по-разному.

Сложнее ли с возрастом исправлять нарушения речи у ребенка?

Конечно. С годами артикуляционный аппарат формируется, становится не таким подвижным, и изменить его уже гораздо сложнее. Поэтому здесь главенствует все тот же медицинский принцип — чем раньше, тем лучше. В идеале речевые нарушения у ребенка должны быть исправлены в дошкольном возрасте.

К каким последствиям могут привести нарушения речи, не исправленные в раннем детстве?

Нарушения речи влекут за собой целый букет негативных последствий. Во-первых, они приводят к нарушениям чтения и письма — дислексии и дисграфии. К примеру, если у ребенка происходит замена свистящих звуков шипящими и наоборот, и это не исправлено, то он и на письме будет путать соответствующие буквы. Если ребенок в своей речи пропускает звуки, переставляет слоги, не договаривает слова — это также отразится на чтении и понимании прочитанного, а затем и на письме. Соответственно, ребенок не сможет нормально учиться.

Кроме того, у ребенка с нарушением речи могут возникнуть проблемы с общением, он может замкнуться в себе и вообще не желать ходить в школу. То есть прибавляются еще и психологические проблемы. Проще говоря, если не исправлять нарушения речи, на них со временем может нарасти такой слой других проблем, что решить их будет крайне сложно. Поэтому еще раз призываю родителей следить за речевым развитием их детей, вовремя обращаться к специалисту и не пускать решение проблем, если таковые возникли, на самотек.

Как можно попасть на прием непосредственно к вам?

Очень просто. На диагностику ко мне можно записаться по телефону «Бионики» (391) 219-01-10, а также с помощью сайта клиники.

Тренируем речевой аппарат

Чтобы исправить дефекты речи у детей, логопедами разработаны общие рекомендации и упражнения, призванные помочь детскому речевому аппарату стабилизировать состояние и наладить процесс передачи речи.

Самые распространенные проблемы у детей возникают, как уже говорилось, с произношением свистящих, шипящих и носовых звуков. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно исправить дефекты речи вашего малыша.

Чтобы эффект закрепился, ежедневно делайте с ребенком артикуляционную гимнастику. Упражнения проводятся в форме игры, чтобы малыш ожидал от упражнений интересного времяпрепровождения, а не скучных сухих заданий.

Дудочка

. Это полезное занятие, когда вы вытягиваете губы вперед как можно дальше, а потом расслабляете их. Зубы при этом должны быть сомкнуты.

Лопатка

. Пусть малыш представит свой язычок в виде лопатки, вытянет его изо рта и уложит на нижние зубки. Нужно постараться продержаться около 10 секунд.

Съел варенье

. Попросите ребенка облизать верхнюю губу расправленным язычком, будто на губе осталось варенье. Для начала можно действительно нанести немного варенья или меда на нужное место.

Красим пещеру

. Язык – это кисть, а щеки и неба – пол и потолок. Нужно выкрасить кисточкой всю пещерку. Пусть малыш водит во рту языком в произвольном порядке, а вы подсказывайте ему, где он пропустил.

Посмотрите это небольшое видео, где наглядно увидите описанные выше и другие несложные упражнения.

N
.B. Вы можете придумать много разных упражнений для тренировки речевого аппарата. Лучше всего, если вы будете это делать вместе с малышом. Обязательно практикуйте игры перед зеркалом. Это хороший помощник. А также будьте зеркалом друг для друга. Это интересно, полезно и весело.
Такой дефект речи, как заикание, тоже исправляется с помощью простых упражнений. Но, в любом случае, не забывайте, что любую проблему легче предупредить, чем потом исправлять. Так и с логоневрозом. Есть некоторые особенности, которые следует учитывать родителям, если вы замечаете, что ваш малыш иногда делает запинки, похожие на заикание:

  1. Вы должны говорить не спеша, отчетливо произнося каждый;
  2. Следите, чтобы в окружении ребенка не было людей, которые заикаются;
  3. Дети тяжело переживают ссоры родителей, если вам непременно нужно поспорить, сделайте это в отсутствии ребенка;
  4. Обеспечьте малышу безопасность с точки зрения травматизма, как физического воздействия (особенно это касается головы), так и психологического;
  5. Не давайте малышу слишком много информации, следите, чтобы психика не подвергалась перегрузке;
  6. Не увлекайтесь использованием методик раннего развития, позвольте малышу развиваться в удобном темпе;
  7. Избегайте физического наказания и психологического прессинга;
  8. Читайте с малышом добрые сказки с позитивными героями. Если в истории присутствует нечистая сила, пусть ее побыстрее победит добро;
  9. Не используйте в качестве наказания действия, которые наверняка испугают малыша (закрытое пространство, темное помещение и пр.)

Чтобы облегчить малышу задачу, начните заниматься с ребенком, пока ему еще не исполнилось 3 года. Придумывайте разные игры, в которых участвуют губы, зубы и язык. Это различные дыхательные упражнения (мыльные пузыри, игра на дудочке, на трубе, вертушки и пр.), игры на повторение и воспроизведение звуков, музыкальные разминки, песни и стишки для детей. Все эти меры будут полезны каждому ребенку в будущем, и это поможет ему преодолеть или вовсе избежать проблем с нарушением артикуляции и речи, в общем.

Купить водяную дудочку
для игры в ванной
в «Жили-были »,
музыкальную дудочку
в « », в «My-shop », на «Ozone »

Не забывайте хвалить ребенка после каждого занятия. Вы-то знаете, что это было занятие, а для малыша ваша похвала – это стимул еще больше стараться и учиться выговаривать все слова и звуки так, как это делают взрослые.

Благодарю вас за то, что отнеслись к нашей теме со вниманием и дочитали статью до конца. Надеюсь, наши советы помогут вам и вашим детям с достоинством и радостью оставить позади период коррекции, и вступить в новый этап с чистой и красивой речью, богатым словарным запасом.

Чтобы вы не пропустили важные особенности на каком-то возрастном этапе развития вашего карапуза, предлагаем вам подписаться на обновления блога. Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях, там вы сможете обсуждать волнующие вас вопросы со своими знакомыми и друзьями.

В надежде на скорую встречу, сегодня прощаюсь с вами и благодарю всех за внимание.

Дефекты речи — это неправильное произношение вследствие нарушения речевого аппарата. К этим дефектам относят заикание, шепелявость, картавость. Дефекты речи у взрослых обычно являются следствиями травм, операций или тяжелых эмоциональных потрясений (например, потеря близкого человека, развод). Таким образом, дефект речи может возникнуть в результате травм основных органов речи: голосовых связок, мышц гортани, неба, языка, губ и зубов, а также при повреждении центра речи в коре головного мозга. Сильное постоянное эмоциональное напряжение может явиться причиной нарушения произношения звуков.

Речь человека наиболее интенсивно развивается на 2-5 году жизни. До трех лет ребенок способен правильно произнести 30-700 слов, на третьем голу жизни он начинает говорить сложными предложениями. В 4 года словарный запас ребенка составляет около 1500 слов. Развитие речи зависит от внутренних и внешних факторов. Дети подражают родителям, перенимают их манеру говорить. В процессе произнесения речи участвует много разных органов: центры головного мозга (например, речевые) и выходящие из него нервные пути, мышцы лица и языка, а также дыхательные мышцы. Под нормальной речью подразумевается внятное и четкое произношение каждой буквы. Речь должна быть ритмичной, плавной. Когда она неразборчива, невнятна и непонятна, то в этом случае говорят о нарушении речи. Существует много разных дефектов речи, например, неспособность правильно произносить некоторые буквы, заикание, немота.

Детский логопед Наталья Торчица: «Образование родителей всегда влияет на речевую культуру ребенка»

Почему ребенок молчит в свои три года, нужно ли это исправлять и как научить детей с раннего возраста правильно читать и писать, cherinfo рассказала врач-логопед с 40-летним стажем Наталья Торчица. Доктор работает в детской поликлинике № 3.

Логопед Наталья Торчица

Наталья Евгеньевна, в каком возрасте обычно приводят детей к логопеду?

— Обычно в первый раз к нам обращаются с трехлетними детьми, даже если нет никаких проблем. Коррекционные занятия с ребенком мы начинаем где-то с пяти лет, когда у детей формируется внимание. Сейчас родители хотят все делать рано: рано учить говорить, рано учить читать и писать. Посещение логопеда не обязательно, но желательно. Дети развиваются быстро, и важно знать, нормально ли идет это развитие, правильно ли ребенок строит предложения, каков его словарный запас. Специалист занимается не просто произношением звуков, а оценивает общее развитие речи.

До какого возраста возможно исправить логопедические проблемы?

— Желательно это сделать до восьми лет. Хотя особых ограничений нет. Мы занимаемся подростками до 18 лет. Но есть и взрослая служба. Бывает, при поступлении в вуз выявляются дефекты речи.

От чего зависит правильность произношения звуков?

— Зависит и от речевого слуха, и от дыхания, и от артикуляции. Отсутствие зубов также влияет на правильность произношения. Вообще, мышечный тонус языка и губ должен быть в норме, язык не должен дрожать, губки и язычок не должны быть вялыми. Все движения взаимосвязаны, поэтому важно и состояние мышц в целом, особенно мышц грудной клетки, плеч, шеи.

До какого момента можно не волноваться, если ребенок не говорит?

— До трех лет еще можно не бить тревогу, а уже в три года следует идти к специалистам, чтобы не довести дело до сложных последствий. Если ребенок не говорит хотя бы простые фразы, молчит или лепечет что-то невнятное, нужно обращаться не только к логопеду, но и к неврологу, психиатру или психологу, сурдологу. Может, ребенок не слышит. Если в группе какой-то ребенок уже стихи читает, а ваш молчит, не нужно ждать пока он заговорит сам. Если в четыре года подвижек нет, тем более надо бежать к специалистам. Возможно, ребенок — вундеркинд, но ему что-то мешает начать говорить, надо его просто подтолкнуть.

Всегда ли удается исправить дефекты речи у детей?

— Если родители готовы работать, дефекты удается исправить на 100%. Не все проблемы может решить логопед, дома с ребенком тоже надо выполнять упражнения. Если родители готовы следовать указаниям логопеда, успех гарантирован. Также нужно учитывать наличие сложных анатомических патологий: заикание или расщелина верхней губы. Бывает еще так называемая кабинетная речь: у логопеда ребенок произносит все правильно, а вне кабинета начинает картавить, шепелявить… Если дома и в садике не обращать на речь внимания, то дефекты вернутся. Поставленные звуки нужно закреплять.

Логопед

Дети любят переставлять слоги в словах, почему?

— Да, например, говорят «пурда», а не «пудра», «колабрик» вместо «кораблик», «пинино», а не «пианино», «деворе» вместо «дерево», «гебемот», а не «бегемот». До определенного возраста они это делают. Это обычно говорит о том, что какой-то процесс нарушен. К школьному возрасту это проходит, как правило.

В детских садах работают над исправлением дефектов речи?

— В детских садах пока есть логопеды. В каждом районе города есть сады с логопедическими группами. Комиссия отбирает туда детей. Многие родители хотят определить ребенка в логопедическую группу, там серьезно работают с детьми: ставят произношение, готовят к школе, учат грамоте. Но группы по количеству ограничены, поэтому всех желающих принять не могут.

Если дома и в садике не обращать на речь внимания, то дефекты вернутся.

Нужно ли поправлять ребенка, заставлять произносить звуки правильно?

— Заставлять точно не стоит, а вот поправлять — обязательно, особенно, если знаете, что он может правильно говорить. И поправлять нужно тактично. Хвалить, если правильно произносит. Хвалить нужно даже за попытку, говорить, что в следующий раз обязательно получится.

У всех ли детей имеются какие-то нарушения речи?

— У многих детей нет проблем. Главное, чтобы родители своим рвением к раннему развитию ребенка не испортили эту тенденцию. Раннее обучение чтению по неверной методике может принести больше вреда, чем пользы: способность воспринимать отдельные звуки в составе слова формируется лишь к пяти с половиной годам. Если учить читать слишком рано, ребенок может не разобраться в отдельных звуках. А это влечет безграмотность: читает большие тексты быстро, а пишет с ошибками, так как не понимает, что текст состоит из слов, а слова — из звуков.

Так ли необходимо исправлять картавость? Ведь у некоторых людей очень мило выходит картавить, это даже придает им некоторый шарм.

— Мало у кого получается мило картавить. В основном дефекты речи звучат не слишком привлекательно, некоторых даже раздражают. К тому же, у большинства людей с проблемами произношения имеются и проблемы с грамотностью.

А как связаны дефекты речи и грамотность?

— Связь самая прямая: привыкая произносить звуки неправильно, человек привыкает и на письме делать ошибки. Речевое развитие напрямую связано с развитием мозга в целом.

Логопед

Может ли логопед помочь решить проблемы с чтением и письмом?

— Это непосредственная работа логопеда — коррекция дисграфии и дислексии. Это самые распространенные речевые нарушения у школьников сейчас. Дисграфия — это невозможность обучиться правильному письму, дислексия — неспособность научиться читать. При этих патологиях ребенок делает бесконечные ошибки. По математике все хорошо, а русский не идет. Ребенок на слух не различает звуки, хотя их выговаривает. Он заменяет гласные, путает по звонкости и глухости согласные. Таких детей зачастую «бракуют», определяют в коррекционные школы необоснованно. В поликлинике эти проблемы решить сложно. Я долго работала школьным логопедом. Дети ходили ко мне два-три раза в неделю, мы кропотливо работали над всеми дефектами речи. Сейчас в школах все логопункты закрыли, родителям приходится выкручиваться: дети занимаются с репетиторами, ходят в развивающие центры.

Правда ли, что сейчас у детей отклонения в развитии речи фиксируют чаще?

— Раньше дисграфия и дислексия были единичными случаями, сейчас их полным-полно и становится больше. Это проблема всей страны. Дети сейчас почти не читают, да и писать стали мало. Они уже в соцсетях общаются голосовыми сообщениями. Раньше в тетрадях прописывали крючочки, палочки, буковки, проговаривали их, и ошибок было меньше. Сейчас ребенок приносит мне тетрадь по русскому языку, а там все красным-красно! Учитель говорит, что это не его проблема, нужно идти к логопеду. Случаев дисграфии все больше. Дети приходят с такими сложными патологиями, как тяжелая задержка речи.

Дети сейчас почти не читают, да и писать стали мало. Они уже по телефону общаются голосовыми сообщениями.

Существует понятие «врожденная грамотность». Правда, что некоторые способны грамотно писать, не зная правил, а другие все равно всю жизнь делают ошибки?

— Врожденная грамотность или безграмотность — миф. Если у человека в положенное время сформировался фонематический слух и началось обучение чтению и письму, а также нет нарушений речи, очевидно, что у него больше шансов иметь пятерку по русскому языку. Если этапы обучения или развития не совпали, ошибки при письме будут повторяться.

Если у кого-то из членов семьи неправильное произношение, скажется ли это на ребенке?

— Уровень образования родителей всегда влияет на речевую культуру ребенка. Важно, как с ребенком общаются, разговаривают ли с ним вообще. А то иногда в садик утром, вечером обратно, все устали, все с гаджетами, не до ребенка. А он тоже с телефоном… Для развития важны совместное чтение, походы в театры и кино, просто прогулки. Общественного воспитания мало… Картавость одного из родителей невольно мешает правильному восприятию речи. Но тут должен еще кто-то подключиться, без дефектов, чтобы ребенок слышал правильную речь.

Логопед Наталья Торчица

— Детская речь меняется по мере развития технологий?

— Дети сейчас очень продвинутые — заходят с телефонами. Спрашиваю, что хочет получить на Новый год. Отвечает: «Плансет». Не выговаривает еще, но знает, что это такое. Они еще читать не умеют, а разбираются в гаджетах, методом тыка. Мы от них отстаем. Я даже начала смотреть современные мультфильмы, чтобы разговаривать на их языке.

— Почему вы решили стать логопедом?

— Моя мама работала врачом в поликлинике на Энгельса, и там был врач-логопед. Я ходила к маме и думала об этом докторе, а потом захотела сама стать логопедом. Но сначала окончила филфак в нашем пединституте, потом прошла специальные курсы в Москве, училась в Московском пединституте имени Ленина. Вот и работаю уже 43 года. В моей профессии главное — помочь ребенку. Если получается, то это моя победа! Ради этого и живу.

Людмила Макарова

Причины дефектов речи

В процессе воспроизведения речи участвует много органов. Нарушения и дефекты речи могут проявиться из-за врожденных аномалий, например, незаращения верхней губы, твердого и мягкого неба, неправильного прикуса, глухоты , дефектов челюстей, зубов, языка и губ («заячья губа»), а также болезней мышц. Подобные нарушения бывают при психических болезнях, болезнях нервной системы. Они могут быть также следствием болезней речевого аппарата или носа.

Дефекты речи бывают при болезнях губ, языка и гортани, а также вследствие операций на этих органах или при нарушении функций мышц неба и носоглотки. При наличии редких зубов человек не может правильно произносить согласные звуки. Речь невнятна и у людей с очень кривыми зубами, с зубами разной величины, неправильным строением челюстей. Внезапная потеря способности к речи (афазия) наблюдается при болезнях или поражении головного мозга . Иногда встречается дизартрия — нарушение произношения. Нарушения речи могут быть временными, из-за поражения центров головного мозга.

Дисфазия — общее название всевозможных расстройств речи любого происхождения. Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное дефектами речевого аппарата.

Повреждение основных речевых органов

Если расстройство речи возникло в результате травмы или несчастного случая, то пациент, прежде всего, проходит лечение в стационаре, затем врач направляет пациента в специальную реабилитационную клинику. Во время реабилитации продолжается лечение полученной травмы, на помощь приходит логопед, больной заново учится правильно говорить. В этом случае крайне важна личная инициатива самого человека. В реабилитационном центре следует поинтересоваться о возможности участия в терапии речи и дыхания.

После реабилитации пациент должен продолжить лечение последствий травмы в домашних условиях. В лечении должен принимать участие опытный логопед. Кроме того, пациенту рекомендуется освоить несколько упражнений на расслабление.

Психологические проблемы

Человек с дефектом речи должен делать все возможное, чтобы восстановить правильное произношение, а не впадать в депрессию. Обязательно проконсультируйтесь с врачом общей практики или отоларингологом и вместе составьте план дальнейшей реабилитации, затем рекомендуется пройти курс терапии по коррекции речи с логопедом. Врач может порекомендовать логопеда или другого специалиста.

Если дефекты речи возникли из-за психологических проблем, то в этом случае необходима помощь не только логопеда, но и психолога или психотерапевта, а также проведение групповой или индивидуальной терапии.

Существуют специальные центры, которые предлагает услуги юриста, консультации психолога, дефектолога-логопеда, социального работника, организуют контакты с другими семьями, группами взаимопомощи и психотерапии, вовлекают в дневные центры занятости.

Исправление дефектов речи

Причины нарушений речи многообразны, столь же многообразны и методы их лечения. Очень важно установить истинную причину и лечить основную болезнь, вызвавшую проблемы с произношением. Если после излечения болезни нормальная речь не восстанавливается, то применяется дыхательная или речевая терапия. Последнюю назначают после травм, инсульта или операции, в результате которых у пациента произошло нарушение речи. Аномалии прикуса исправляют с помощью пластин и других методов восстановления правильной формы челюстей. Нередко челюсти приходится оперировать, имплантировать искусственные зубы или ставить зубные коронки. Операция показана также при раковой опухоли, полипах, искривлении носовой перегородки или «волчьей пасти». После операции на гортани пациента заново учат говорить, обучая так называемой пищеводной речи.

Человек с нарушением речевой функции не должен избегать людей. Боязнь, что окружающие не поймут и будут смеяться, зачастую необоснованна. Необходимо как можно больше общаться с людьми и постоянно совершенствовать свое произношение. Человек, избегающий общения, может заболеть тяжелым психическим заболеванием.

Нарушение речи не является опасным для жизни заболеванием, но оно может влиять на повседневную жизнь человека. Из-за сильного переживания по поводу дефекта речи у человека может развиться депрессия или другие болезни. Поэтому нарушения речи необходимо лечить. В первую очередь пациент должен обратиться к отоларингологу. Нередко в устранении нарушений речи помогает стоматолог или ортодонт. При подозрении на нервную болезнь необходимо обратиться к неврологу.

Нельзя смеяться над невнятной речью ребенка, т.к. это может привести к развитию невроза или другим психологическим расстройствам. При проблемах с произношением звуков следует обратиться к врачу.

Работники различных логопедических центров и центров, предоставляющих услуги психологов, логопедов, помогают родителям понять проблемы ребенка, консультируют по вопросам речевого развития и уровня готовности детей к школе, проводят занятия с детьми и взрослыми по улучшению дикции и техники речи. Консультация включает в себя полное обследование специалистами и подбор индивидуальной коррекционной программы. Консультации и коррекционные занятия логопеды проводят в центрах или логопеды выезжают на дом. Квалифицированную коррекцию отклонений в речевом и психическом развитии воспитанников проводят в специализированных детских садах, детей готовят к школе, развивают их познавательные способности.

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок плохо произносит отдельные звуки. Некоторые не придают этому особого значения, считая, что с возрастом все само пройдет, некоторые начинают искать способы, как помочь малышу.

Для тех родителей, которые беспокоятся о будущем своего ребенка, мы и подготовили статью, в которой вы найдете полезные советы, как научить малыша говорить ясно и четко.

Эхолалии в детской речи

Под эхолалией понимают настойчивое повторение слов или предложений. Это нормальный этап развития речи, так как в годовалом возрасте ребенок еще плохо понимает, как нужно разговаривать.

Как научить ребенка говорить звук [р] без логопеда дома

Особенности психического и эмоционального развития ребенка

Эхолалии в детском возрасте могут быть признаком разных нарушений. С их помощью дети могут пытаться строить диалог со взрослым, но из-за ограниченного словарного запаса они не могут самостоятельно построить фразу.

Иногда таким образом ребенок заменяет слово «да», т. е. на вопрос он отвечает тем же предложением, но в утвердительной форме. После первого года жизни подобное явление должно исчезнуть.

При сомнениях в нормальности явления родителям стоит обратиться к логопеду

Если эхолалии сохраняются, то это может свидетельствовать о разных патологиях. Иногда дети используют повторение для успокоения. Это свойственно тревожным, склонным к повышенному возбуждению личностям.

Что необходимо знать об этом виде нарушения

Эхолалии в детской речи могут указывать на сенсорную алалию. При таком нарушении ребенок не выделяет речь из общего фонового шума. Он может говорить слова и фразы, но они будут односложными и искаженными.

Эхолалии иногда указывают на аутизм.

Обратите внимание! При такой болезни страдает коммуникативная функция. Появляются стереотипы, шаблоны поведения, ребенок не идет на контакт со сверстниками и взрослыми.

Исправляем дефекты речи: упражнения для языка

Чтобы помочь ребенку научиться воспринимать звуки, можно приложить его руку ко рту. Тогда малыш обязательно почувствует, что при произношении, например, звука [с] — изо рта выходит холодный воздух, а когда он говорит слова со звуком [ш] — воздух становится теплым.

Подготовить артикуляционный аппарат к правильному отчетливому произношению звуков можно с помощью гимнастики органов речи. Для этого родители должны сесть перед зеркалом и показать крохе, как правильно делать артикуляционные упражнения, которые помогают подготовить органы речи малыша к постановке звуков.

Упражнения есть динамические и статические. Например, статическое упражнение «лопаточка». При этом малыш кладет расслабленный язык на нижнюю губу и держит его в таком положении. Затем ему нужно будет спрятать язычок за нижние зубы в виде лопатки.

Ёще одно упражнение — «горка» Кончик языка упирается в нижние зубы, а сам язык выгибается горкой.

«Часики» — высунуть язык и двигать им из уголка в уголок рта. Или, например, облизать губы языком, сначала верхнюю губу, потом — нижнюю. Эти нехитрые упражнения помогут настроить артикуляцию.

Автоматизация произношения

На этом этапе важно выработать у ребенка безусловный рефлекс звукопроизношения. В таком случае кроха не будет задумываться над тем, как нужно сказать то или иное слово — он будет это делать «на автомате». Детям довольно легко приспособиться к нужному произношению и, не вспоминая о звуках, говорить правильно.

Если же нарушения звукопроизношения есть у взрослого, ему будет гораздо сложнее научиться контролировать процесс выговаривания, хотя его коррекция может проводиться в любом возрасте.

Мама покажет как

Время, за которое можно исправить звук у ребенка, строго индивидуально. Кому-то хватает нескольких занятий, кому-то не удается справиться и за больший период времени. Правильное звукопроизношение налаживается тремя способами:

Механическим (при этом логопед в городской детской стоматологии придает артикуляционным органам специальное положение с помощью логопедических зондов, и ребенок с легкостью произносит непосильные ранее звуки).

Смешанным способом: родители могут помочь исправить дефекты речи у детей и развить их артикуляцию, разговаривая с чадом так, чтобы он повторял речь мамы и папы. Ведь у малыша отлично развита способность подражать, и надо лишь показать и рассказать ему, как правильно произносить звук. Так можно поставить звук, если ребенок его вообще не выговаривает.

С точки зрения психосоматики проблемы с произношением звуков у ребенка — это его боязнь высказаться, рассказать о своих потребностях и не быть услышанным. Что делать? Осознать право на собственное мнение. Говорить, не боясь, о своих желаниях. Родителям следует набраться терпения и выслушивать ребенка, пытаться его услышать и понять.

А также соблюдать простые правила профилактики дефектов звукопроизношения:

Говорить с ребенком нужно достаточно громко и отчетливо, по возможности выделяя каждый звук интонацией и ударением. Обращаться к чаду стоит не торопясь.

Если малыш не понял слова, спокойно повторите его два-три раза. Рассказывая о конкретном предмете, обратите внимание ребенка на него или опишите его свойства.

Развивать речевое дыхание: просите сына или дочь надуть шарик, пускать мыльные пузыри, дуть на пушинки, не давая им упасть. Это будет профилактикой, что очень важно для правильной артикуляции.

Как влияют гаджеты на речь ребенка, и можно ли исправить «фефекты фикции» у взрослого

Картавость, шепелявость, потеря речи при тяжелом заболевании. С какими недугами пациентов сталкиваются логопеды и надолго ли может растянуться корректирующая практика, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала специалист Юлия Лабкова.


— Юлия, а зачем человеку исправлять речь? Ведь актер Охлобыстин как раз своим грассированием непохож на остальных. Да и товарищ Ленин выделялся…

— Согласна, что это может быть проявлением индивидуальности. Что касается Владимира Ильича, могу предположить, что речевым проблемам в то время не придавали значения. Может быть, это не считалось серьезным дефектом, не резало слух… Но сегодня существуют десятки профессий, где необходима красивая грамотная речь. Люди приходят к специалистам не только для того, чтобы избавиться от насмешек, но и чтобы получить новую работу. Так, недавно одному пациенту наниматель так и заявил: «Исправите речь — приходите, возьмем».

— В каком возрасте необходимо корректировать речь ребенка?

— Несколько лет назад первая консультация, где оценивался речевой статус ребенка, назначалась в 3 года. В последнее время у детей участилось количество речевых проблем, поэтому, если родителей что-то беспокоит, нужно обратиться к логопеду пораньше. Особенно если речь не сформировалась и малыш общается с помощью отдельных звуков и жестов.

В первую очередь необходимо пройти консультацию у невролога. Он может назначить дополнительные обследования и, если нужно, посоветует проконсультироваться у логопеда, психолога, нейропсихолога. Если все специалисты вынесут вердикт «все хорошо» — значит, ждем, когда малышу исполнится 3 года. А вообще, чем раньше выявится проблема, тем более эффективной окажется коррекция.

— Из-за чего возникают дефекты речи?

— Мы называем их не дефектами, а речевыми нарушениями. Здесь много факторов. Например, внутриутробное развитие ребенка. Может быть, патология у матери, не исключено влияние вредных привычек. Или хронические заболевания, которые женщина скрывает во время посещения врача. Среди прочих причин — гипоксия, инфекционные болезни.

Порой приходится слышать: «У нас и папа картавит». Значит, в свое время и им никто не занимался.


— Можно ли исправить речевые нарушения взрослого?

— Разумеется. Но для восстановления речи взрослому понадобится более длительное время. Если малыш говорит неправильно всего лишь пару лет, то взрослый — десятилетиями. Первое время на занятиях пациент под контролем специалиста все четко произносит, но возвращаясь в обычную среду, теряет самоконтроль. От вызова звука до выработки полного автоматизма нужно в среднем три месяца. Хотя кто-то может исправить речь и в более короткие сроки, особенно если будет четко выполнять все рекомендации. В моей практике встречались пациенты, которые записывают свою речь на диктофон и контролируют ее в процессе выполнения домашнего задания.

Наша речь формируется в процессе онтогенеза. Как развивается человеческий мозг, так идет и постепенное формирование и становление звуков. У ребенка в 2–3 года невозможно требовать произнесения правильных звуков «р» и «л», поскольку у него еще не подготовлен артикуляционный аппарат. У малыша не сформирован верхний подъем языка и мозг еще не дозрел. И если мама хвалится, что ее чадо в 3 года уже не картавит, это еще не показатель того, что ребенок говорит четко. У него могут быть нарушены остальные звуки — шипящие и свистящие.

— Аварии, инсульты могут изменить нашу речь. В чем особенность исправления таких речевых нарушений?

— К этому списку можно добавить черепно-мозговые травмы, аневризмы, опухоли головного мозга, инфекционные процессы в нем. Нарушение речи взрослого пациента расценивается как афазия и дизартрия. Афазия — распад уже сформированной речи, в этом случае человек может не говорить и не понимать собеседника. Дизартрия — затрудненное произношение некоторых звуков и слов. Пациент все понимает, но говорит нечетко, словно у него каша во рту. Бывает, что у человека оба недуга. В особо тяжелых случаях речь становится невозможной.

Восстановление сложных речевых расстройств требует серьезных усилий как от пациента, так и от его ближайшего окружения. На своих занятиях я рекомендую, чтобы присутствовали родственники пациента, чтобы они могли повторять упражнения и выполнять задания вместе с ним. Речевая реабилитация может растянуться от полугода до 5 лет.

— А если не лечить вовремя?

— Ошибочным считается мнение, что спустя год утраченную речь вернуть нельзя. Из своей практики могу сказать, что пациент, у которого 3 года назад возникли речевые нарушения после инсульта, добился неплохих результатов. Конечно, при условии правильно составленной программы и системы.

Расскажу об одном общеизвестном факте. Наверняка некоторые помнят, как разговаривал известный генсек, ставший героем анекдотов. Между тем у него был целый багаж болезней и пагубных привычек в виде недосыпания, курения и нескончаемых стрессов. А еще он перенес инфаркт, гипертонический криз и клиническую смерть. Московские логопеды проделали огромную работу над его речью. И то, как разговаривал генсек, можно считать большим достижением. В целом логопедии в России уделяют большое значение на государственном уровне, она серьезно финансируется.


— Помните ли вы своего первого пациента?

— Это был мальчик, которого сбила машина. Он получил черепно-мозговую травму, и у него не было половины левого полушария. Ребенок произносил отдельные звуки и выражал эмоции. Положительная динамика в его лечении была, но, к сожалению, родственники быстро свернули реабилитацию сына.

— Правда ли, что дошкольники, которые часто играют в телефонах и планшетах, страдают нарушениями речи?

— Родители и педагоги все чаще жалуются на то, что дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Как показали недавние исследования, каждый четвертый четырехлетний малыш страдает нарушением речевого развития. В середине 1970-х годов дефицит речи наблюдался только у 4 % детей того же возраста.

Да, нынешних детей трудно лишить гаджетов. Но можно подстроиться под современные реалии. На недавнем форуме спикер рассказывал, как играет вместе с ребенком: он не просто наблюдает, а проговаривает сюжет, обсуждает, как пройти очередную «бродилку». Если включается логика, то работает мысль, развивается речь.

Кроме того, малыша нужно усадить в правильную позу, под углом 90 градусов. Можно использовать для гаджетов специальные подставки, чтобы телефон или планшет находился на уровне глаз. Если ребенок сгибается буквой «С», нарушается осанка. У него приоткрывается рот, верхняя челюсть сдвигается вперед, нижняя уходит назад — развивается неправильный прикус, появляются и нарушения в движении суставов. А самое главное, дети перестают общаться. Они не могут правильно разговаривать. Когда я вижу двухлеток с телефонами, меня, поверьте, всю трясет — ну что ж вы делаете, дорогие родители?..

Смотрите также:

Подписаться Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

Подписаться Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: