Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений

Коррекция нарушений речи – это направление логопедии, которое рассматривает методы решения проблем речевой моторики, вербальной коммуникации и других отклонений. Симптомы заболеваний могут быть разнообразными – от недержания речи до неспособности воспринимать слова окружающих. Логопедические заболевания встречаются как у взрослых, так и у детей. Методы коррекции подбираются в зависимости от особенностей патологии, возраста и стадии развития болезни.

Понятие коррекции речи. Причины возникновения отклонений

В логопедии коррекция – это комплекс методик, направленный на устранение речевых дефектов и механизмов, которые привели к развитию отклонения. Выделяют большое количество причин развития дефектов, которые классифицируются в следующие группы:

  • послеродовые;
  • осложнения во время родов;
  • наследственные;
  • врожденные.

Среди функциональных причин выделяют также психосоматические, эндокринные и экологические. К данной категории относятся патологии, вызванные нарушением органов, задействованных в речи. Логопедическая коррекция направлена на исправление всех вышеперечисленных дефектов при помощи различных методик и техник.

Возможные причины

  • Внутриутробная патология

Токсикоз, вирусные инфекции приводят к нарушениям в физиологическом развитии плода, задержке созревания клеток мозга на последних стадиях беременности.

  • Родовые травмы

Кислородное голодание, кровоизлияния приводят к травме коры головного мозга. Может быть нарушена одна из сторон речи.

  • Инфекционные заболевания у ребенка раннего возраста.

Провоцируют ослабление деятельности мозговых процессов.

  • Наследственность
  • Неблагоприятные влияние среды, воспитания.

Глухонемые родители, отсутствие речевого и эмоционального общения.

Мальчик грустит

Классификация дефектов речи у детей и взрослых

В современной логопедии все виды нарушения речи рассматриваются внутри двух систем классификации – психолого-педагогической и клинико-педагогической. Эти два подхода к диагностике и коррекции патологий не имеют существенных противоречий, так как рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения и отражают различные подходы к устранению проблем с речью.

Все виды нарушений распределяются между двумя большими группами – нарушения внутреннего и внешнего оформления речи. Помимо этого, отклонения могут наблюдаться в устной или письменной речи. Встречаются ситуации, при которых проявляются трудности одновременно в двух этих областях. Уроки логопеда по исправлению нарушений речи могут учитывать как психолого-педагогический, так и клинико-педагогический подход.

Особенности алалии

Алалия – это нарушение речи, вызванное органическим нарушением корковых речевых зон головного мозга. Патология развивается во время внутриутробного развития или в первые три года жизни ребенка. Заболевание может проявляться в системном недоразвитии или полном отсутствии речи. Как правило, при алалии слух и интеллект ребенка остается на нормальном уровне.

Дизартрия – нарушение произношения

Дизартрия представляет собой специфическое расстройство речи, которое вызвано нарушением артикуляционного аппарата и речедвигательного анализатора. Данная патология характеризуется органическим поражением корковых речевых зон мозга. Именно поэтому при коррекции речи в таком случае необходимо обращаться не только к логопеду, но и к неврологу.

Дизартрия не является редким логопедическим заболеванием и встречается почти у 5% детей возрастом до 12 лет

Краткая характеристика афазии

Афазия – это специфическое нарушение речи, вызванное локальным повреждением речевых центров головного мозга. Проявляется заболевание в снижении уровня интеллекта, скудности речи и немоте. Патология имеет психогенный характер и сложно поддается коррекции.

Часто такое заболевание возникает у пожилых людей после пережитого инсульта. Невозможность воспроизводить слова и общаться с окружающими может спровоцировать серьезные депрессивные состояния. .

Особенности заикания у детей и взрослых

Заикание представляет собой расстройство речи, при котором пациент часто повторяет звуки, слова или слоги. Заболевание характеризуется нерешительностью воспроизведения слов или частыми остановками в речи. Наблюдается разрыв в ритмичности произношения слов. Постановка диагноза осуществляется только при наличии значительных и выраженных симптомов.

Краткая характеристика дислалии

Дислалия характеризуется различными дефектами звукопроизношения при отсутствии нарушений слуха. При заболевании пациент смешивает, искажает или вовсе не произносит звуки. При диагностике и постановке диагноза нередко приходится обращаться за консультацией не только к логопеду, но и к стоматологу, неврологу и отоларингологу.

Другие виды нарушений речи

К другим нарушениям речи относятся:

  • ринолалия;
  • тахилалия;
  • дисфония;
  • брадилалия.

Ринолалия характеризуется дефектами в произношении звуков. Частым симптомом является гнусавая речь и другие отклонения от нормы.

Тахилалия отличается быстрым темпом речи пациента. Это заболевание не сопровождается нарушением грамматики, фонетики и лексики.

Дисфония – это специфическое расстройство речи, которое отличается неполной потерей голоса. Характерной особенностью симптоматики является осиплость, гнусавость и охриплость, а также характерное изменение голоса.

Брадилалия представляет собой отклонение, при котором пациент произносит слова в замедленном темпе. Данная патология может являться следствием местной болезни головного мозга.

Классификация

Различают три степени выраженности симптомов. Это легкая, средняя, тяжелая.

  • Легкая степень ФФНР

Характеризуется небольшими дефектами. Затрудняется с анализом, произношением отдельных фонем. По остальным показателем речь в норме.

  • Средняя степень

Может произносить все звуки, но путает их при повторе слов из обращений к нему окружающих, собственном составлении фраз, предложений. Нарушено восприятие не одного или двух фонем, а целой группы.

  • Тяжелая степень

Наблюдается сложность с выделением фонем, очередности их произношения в словах, анализ, синтез звуков затруднен до крайней степени.

Особенности коррекции речи у детей с ЗПР

Коррекция речи у пациентов с заторможенным психическим развитием усложняется трудностями с пониманием лексического значения слов. Такие дети часто неспособны строить выражения и фразы, употреблять слова в правильном времени и падеже. Такие условия создают большие ограничения в обучении чтению и письму.

Основа коррекционной работы с детьми с ЗПР обуславливается необходимостью расширения словарного запаса. Специалисты рекомендуют проводить занятия в небольших в группах. В таких условиях можно достигнуть максимального эффекта при раскрытии потенциала каждого пациента. Групповые занятия чередуются с индивидуальными, на которых логопед предлагает ребенку выполнить задания, в соответствии с достигнутым уровнем развития.

Современные логопедические технологии в коррекции речевых нарушений позволяют получить максимальный эффект и в некоторых случаях добиться полного устранения дефектов речи. Такие методики в комплексе используют классические и новые подходы к решению проблем речи. Сегодня можно максимизировать эффективность лечения таких заболеваний с помощью специальных программ, аппаратного оборудования и мультимедийных презентаций, рассчитанных на участие родителей.

Специфика коррекции речи у взрослых

Коррекция речи у взрослых осложняется тем, что у человека за много лет выработался навык неправильного произношения слов. С изменением произношения звуков обычно трудностей не возникает. Быстро устранить дефекты удается, если проблема является только результатом привычки. Намного сложнее справиться с заболеванием, если речь искажена из-за сильного стресса, неврологических расстройств или серьезной травмы.

Первым этапом работы является диагностика дефекта речи. Для начала необходимо разобраться, с произношением каких именно звуков возникают трудности. Иногда для решения проблемы взрослому человеку достаточно один раз посетить логопеда, получить консультации и установки, чтобы самостоятельно заняться устранением дефектов. Но если проблемы с нарушением речи довольно серьезные, тогда без курса лечения у логопеда не обойтись.

С каждым звуком специалист работает отдельно. Только после достижения положительного результата в произношении можно переходить к решению другой проблемы дефекта речи

Коррекционная работа всегда разбивается на три этапа:

  • подготовительный;
  • постановка звука;
  • дифференциация и автоматизация.

В работе над произношением стратегическую роль играет последовательность. Без соблюдения этого правила невозможно добиться положительного эффекта.

Артикуляционная гимнастика в коррекции речи

Значение артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений заключается в возможности эффективной выработки движений речевого аппарата и восстановлении правильного положения всех составляющих артикуляционного аппарата. Данная методика предполагает целый комплекс специальных упражнений, которые позволяют укрепить мышцы, увеличить подвижность и нормализовать кровообращение в органах, которые задействованы при воспроизведении слов человеком. В результате выполнения процедур пациент обретает навык объединения простых и сложных движений артикуляционного аппарата, что позволяет правильно произносить слова.

Что такое ФФНР

Это нарушения формирования произносительной системы с дефектом восприятия звуков. Согласно исследованиям А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, Н.Х.Швачкина, принято считать, что восприятие фонем играет главную роль в их произношении.

Если ребенок плохо слышит звук, неправильно воспринимает, характеризует, то сказать его верно не сможет. Например, заменяет звонкие глухими, вместо шипящих произносит взрывные. При диагностике, последующей коррекции дефектов важно точно установить какие фонемы искажаются. Фонетико-фонематические нарушения часто сопровождаются дизартрией, ЗРР, дислалией.

Ребенок плохо говорит

Физиотерапия в области коррекции нарушения речи

Методы физиотерапевтического лечения в коррекции нарушений речи направлены на улучшение кровообращения и стимулирование мышц артикуляционного аппарата с целью устранения речевых дефектов. Данное направление в логопедической коррекции базируется на применении природных факторов, поэтому для организма человека такие методики не представляют опасности.

На сегодняшний день используются следующие методы физиотерапии в лечении речевых расстройств:

  • хромотерапия (воздействие цветом);
  • амплипульстерапия;
  • магнитотерапия;
  • электрофорез;
  • БОС-терапия.

Амплипульстерапия заключается в воздействии на уязвимые части тела синусоидальных модулированных токов. Процедура способствует усилению голоса и повышению тонуса артикуляционных мышц.

Магнитотерапия – это направление в физиотерапии, которое использует для лечения магнитные поля. Такое воздействие позволяет добиться нормализации процессов передачи нервных импульсов, улучшения кровообращения, а также регулирования психическими процессами возбуждения и торможения.

Электрофорез – метод физиотерапии, при котором на организм одновременно воздействуют лекарственные препараты и постоянный ток. Электричество усиливает действие лекарственных препаратов, которые тонизируют мышцы и усиливают кровоток.

БОС-терапия применяет специальный комплекс, который состоит из аппаратного и программного компонента. Упражнения позволяют восстановить правильную физиологию речевого дыхания, улучшить кровообращение и нормализовать деятельность нервной системы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: