Тахилалия — это форма нарушения устной речи. Причины возникновения, симптомы, методы диагностики и терапия


Классификация

Кроме чистой формы (когда у ребёнка нет других нарушений), существуют также патологические формы быстрой речи, которые сочетаются с нарушениями фонетики, лексики и грамматики.

Тахилалия

К этим формам относятся:

  • Баттаризм (парафразия) – это формирование неправильных структур речи из-за особого нарушения речевого внимания или тяжелых расстройств темпа речи. Баттаризм может сочетаться и с другими нарушениями речи, а в качестве причин рассматривают соматику, психогенные факторы и привычку.
  • Полтерн (спотыкание) – это патологически ускоренная речь, которая отличается прерывистым темпом. Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Данная форма является неоднородной – внутри неё различают несколько подвидов: неправильное произношение звуков;
  • проблемы с подбором слов;
  • нарушения слухового внимания;
  • проблемы с формулировкой речи.

Классификация нарушения речи по типу тахилалии

В норме человек говорит 10 – 12 звуков в секунду, при ускоренном темпе речи — до 30-ти.

Выделяют 3 формы:

  1. Чистая. Ребенок говорит в ускоренном темпе, но без грамматических, фонетических, лексических ошибок;
  2. Баттаризм, или парафазия. Ребенок «захлебывается», не может договорить начатое предложение. Это происходит по причине нарушения речевого дыхания. В некоторых случаях дети неправильно строят лексические конструкции;
  3. Полтерн, или спотыкание. В этом случае в речи ребенка слишком много запинок, пауз, он не может подобрать нужные слова, повторяет уже сказанные слова или слоги, ему трудно выразить свои мысли.

Кроме того, выделяют несколько типов полтернов с разными нарушениями: моторными (при этом ребенок не только быстро говорит, но и неправильно произносит звуки), сенсорными (нарушено слуховое внимание), с трудностями подбора слов и формулировки речи.

Причины

Нет единого мнения по поводу того, почему возникает тахилалия. Однако имеется несколько факторов, которые способны спровоцировать изменения темпа речи:

  • наследственная предрасположенность – если в семье есть ребёнок с тахилалией, значит, что в семье присутствует родственник с таким же диагнозом;
  • наличие черепно-мозговых травм, опухолей мозга и нейроинфекции;
  • неправильное воспитание – в данном случае речь идёт о том, что ребёнок может начать подражать родителю, если он все время быстро и неправильно разговаривает.
  • наличие психических расстройств – неврозы, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз;
  • нейрохирургические вмешательства;
  • повышенная двигательная активность;
  • эпилепсия, хорея, псевдобульбарный паралич.

Тахилалия чаще встречается у гиперактивных детей с повышенной возбудимостью. Если в детстве от дефекта не избавиться, то со временем он усиливается и остается на всю жизнь.

Симптоматика

Клиническая картина симптомов разделяется на две группы:

  1. Речевая. Проявляется следующими признаками:
      ненормально быстрый темп речи;
  2. нарушение плавности речи;
  3. экспрессивность разговора;
  4. запинки, перестановки и повторы слов при разговоре;
  5. в случае, если внимание больного было обращено на его речь, то равновесие между внутренней и внешней речью восстанавливается, хотя темп все равно остается быстрым;
  6. нарушение чтения.
  7. Неречевая. Нарушаются психологические процессы, вегетативная нервная система, эмоционально-волевая сфера, и это проявляется следующими симптомами:
      быстрые и стремительные движения;
  8. метание в постели;
  9. неустойчивое внимание;
  10. нарушение всех видов памяти;
  11. нарушение письма;
  12. быстрое переключение внимания;
  13. покраснение кожи, потливость и тахикардия в случае волнения.

Также можно отдельно рассмотреть общие симптомы полтерна и баттаризма:

  • спотыкание при разговоре;
  • расстройство дикции и дыхания;
  • пониженная логичность мышления;
  • беззвучное движение губ и языка;
  • расстройства голоса;
  • неустойчивое внимание;
  • незамечание речевого дефекта;
  • разбросанность мыслей.

Диагностика тахилалии

Лечение

Коррекция тахилалии проводится медикаментозными, физиотерапевтическими и логопедическими методами. Полезны и сеансы психотерапии, а также аутогенная тренировка.

Назначают седативные препараты, которые успокаивают нервную систему и устраняют моторное беспокойство. Если причиной тахилалии являются неврологические и психиатрические патологии, то необходимо лечение основного заболевания.

Больным показана физиотерапия. Она направлена на уменьшение чрезмерной нервной возбудимости. Применяются такие виды процедур, как ванны с минеральными водами, расслабляющий массаж, ЛФК для улучшения моторики. Полезна неторопливая размеренная гимнастика под спокойную музыку. Упорядочить моторную функцию помогут двигательные упражнения, совершаемые под счет.

форма нарушения устной речи

Диагностика

Диагностику тахилалии проводят психиатр, логопед и невролог. Диагностировать данный дефект – значит, определить наличие таких речевых дисфункций:

  • скорость речи;
  • интонирование;
  • нарушение тембра голоса;
  • нарушение дыхания при чтении или письме;
  • неспособность ребёнка выстраивать фразу;
  • невозможность правильно писать.

Доктора проводят исследования на аппаратах для того, чтобы выявить неврологические заболевания или патологии мозга:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалографию – метод диагностики неврологических заболеваний;
  • эхоэнцефалографию – неинвазивный ультразвуковой метод, обнаруживающий в головном мозге патологические процессы.

Коррекция тахилалии

Корректируется проблема при помощи комплексных мер. Например, в случаях, когда речевые изменения связаны с неврологией, нужно, чтобы логопед и невролог работали совместно.

Коррекционная работа может занять много времени – в основном её длительность составляет от 6 до 12 месяцев. В комплекс коррекции тахилалии входит:

  • Прием лекарственных препаратов для укрепления нервной системы – успокаивающих, при необходимости ноотропных и седативных (Глицин, Пантогам).
  • Аппаратные физиопроцедуры – электросон, гальванический воротник.
  • Лечебная физкультура.
  • Массаж.
  • Грязелечение.
  • Аутогенная тренировка помогает восстанавливать больному динамическое равновесие гомеостатических механизмов человеческого организма, которые были нарушены в результате стресса.
  • Бальнеотерапия – использование минеральных вод для купаний, душей и орошений с лечебной целью.
  • Нейроседативный массаж. У больного нормализуется психоэмоциональное состояние. Техника массажа заключается в легких монотонных и равномерных поглаживания и пассах, которые напоминают ребёнку о прикосновениях его матери. Разминания в этой технике не применяются.
  • Логопедическая ритмика.
  • Сеансы у психолога.
  • Речевые упражнения.

Логоритмика

Перед логопедом стоит непростая задача, так как ему нужно полностью переучить ребенка разговаривать. Например, для того, чтобы замедлить темп речи, специалисту нужно постоянно отбивать ритм в ладоши, отстукивать его по столу или использовать для этого метроном.

Также на занятиях у логопеда используются такие методы:

  • постановка правильного дыхания;
  • двигательные упражнения в сочетании с произношением слов или фраз;
  • контроль за звукопроизношением;
  • борьба с аграмматизмом речи;
  • упражнения по развитию логического мышления, внимания и слуховой памяти (у детей, страдающих тахилалией, нарушение причинно-следственных связей – очень распространенное явление, поэтому важно развивать у ребёнка логическое мышление).

Делают это, давая ребёнку возможность проговаривать короткие рассказы из жизни, известные сказки, начиная с маленьких абзацев и заканчивая большими кусками текста. Это помогает:

  • сформировать речь более выразительной;
  • строить правильные связные сообщения.

Некоторые логоритмические упражнения вы найдете в представленном видеоролике:

Дыхательные упражнения

Является очень полезным методом коррекции. Дыхательная гимнастика помогает не только при тахилалии, но и в целом в процессе становления речи. Можно использовать следующие эффективные упражнения:

  1. Давать ребёнку дуть мыльные пузыри.
  2. Дуть ватные шарики – сделать из ваты небольшие комочки и сдувать их по гладкому столу или махровому полотенцу, немного усложняя этим задачу.
  3. Положить ребёнка на спину, посадить ему на живот мягкую игрушку. Пусть ребёнок сделайте вдох надув живот, чтобы игрушка поднялась вверх, после чего выдохнет, со звуком «пф-ф», и игрушка снова опустится вниз. Дыхание при этом должно оставаться ровным и спокойным.
  4. Дуть через соломинку в воду.

Другие методики

К другим методам коррекционной работы относят:

  • ходьбу и марширование под бодрую музыку;
  • прыжки, приседания, подскоки под музыку разного характера;
  • сюжетные и несюжетные подвижные игры.

Этапы терапии

Процесс исправления тахилалии разделяется на 5 этапов:

  1. Режим молчания. Логопеды рекомендуют ограничиваться только самыми необходимыми фразами – это помогает снимать нервную возбудимость и сосредотачиваться на занятиях.
  2. Работа по усвоению медленного темпа речи, которая начинается с громкого чтения. Каждый урок начинается с речевой зарядки. Основным моментом речевых упражнений является слитная речь.
  3. Процесс обучения редактированию высказываемых мыслей.
  4. Работа над совместным рассказом. На этом этапе логопед вводит медленное чтение про себя, что оказывает дисциплинирующее и замедляющее влияние на устную речь.
  5. Заключительный. Подготовка ребёнка к публичному выступлению.

Комплексный подход к лечению

К коррекции тахилалии тоже подходят комплексно. Вот в каких направлениях работают врачи:

  1. Медицинское воздействие. В эту группу входят: медикаментозная терапия, ЛФК, массаж;
  2. Психотерапия. Самыми эффективными считаются телесно-ориентированная терапия, арт-терапия;
  3. Логопедическая коррекция тахилалии. Лучшие результаты дают групповые занятия.

Только сочетание перечисленных подходов дает положительную динамику. Далее рассмотрим техники, которые используют для коррекции тахилалии у детей.

Дыхательная гимнастика: комплекс упражнений

При выполнении упражнений важно считать. Сначала это делает взрослый, через время – сам ребенок.

Упражнение первое. Вдох на 1 – 2 – 3, затем пауза на счет 1 и выдох также на 1 – 2 – 3. Вдыхаем через нос, выдыхаем — через рот. За один подход ребенок делает от 4-х до 6-ти циклов. Упражнение повторять несколько раз в день.

Упражнение второе. Ребенок делает шаг — и вдыхает, еще шаг — выдыхает, на третий шаг делает паузу. Один подход выполнять не дольше 3-х минут. Упражнение делать несколько раз в день, дома или на улице.

Упражнение третье. Ребенок глубоко вдыхает, выдыхает в течение минимум 4-х секунд и проговаривает согласные. Важно не раздувать при этом щеки, каждую букву повторить минимум 4 раза.

Логоритмика — учимся говорить медленно

Все упражнения для коррекции тахилалии нужно делать медленно — только так они будут эффективны. Продолжительность — от 3-х до 5-ти минут.

Упражнение первое. Ребенок один раз хлопает в ладоши и на каждый хлопок произносит слово. Это может быть название города, фрукта, овоща — группы подбираются произвольно, в зависимости от знаний и возраста ребенка.

Упражнение второе. Малыш шагает и считает. Под счет он говорит одно слово — как и в первом упражнении, это может быть название чего угодно. Очень важен не столько смысл сказанного, сколько медленное и четкое проговаривание каждого слова.

Упражнение третье. Это упражнение хорошо делать дома. Родители разбрасывают по комнате игрушки и дают малышу ведерко. Он ходит и собирает в него игрушки. Сначала берет игрушку в руки, четко и медленно называет ее и кладет в ведерко.

Музыкальная терапия: развиваем чувство ритма

Что, как не музыка, способствует развитию чувства ритма? На занятиях логопеды активно используют ритмичную музыку. Она улучшает работу головного мозга и его связи с телом. В результате у детей улучшается внимание, они лучше справляются со стрессом и выражают свои мысли.

Интерактивный метроном — современная техника

Еще одна техника, которую используют в работе с детьми с нарушениями речи, задержкой психического развития и другими диагнозами. Метроном стимулирует деятельность мозга, вследствие чего он лучше обрабатывает поступающую извне информацию. В результате у ребенка стабилизируются поведенческие реакции, он научается планировать свою деятельность, повышается нейродинамика.

Усваиваем медленный темп речи

Вот несколько вариантов заданий для детей:

  • взрослый включает аудиозапись с текстом в медленном темпе. Ребенок слушает ее и так же медленно пересказывает;
  • взрослый медленно произносит фразу, потом так же медленно повторяет ее вместе с малышом;
  • пение в медленном темпе.

Упражнения для коррекции тахилалии можно повторять несколько раз в день максимум по 5 минут.

Работа с текстом: варианты заданий

С текстом можно работать в нескольких направлениях.

Во-первых, попросить малыша медленно рассказать какую-нибудь историю или сказку.

Во-вторых, взрослый называет малышу несколько слов, из которых он должен составить предложение со смыслом.

А вот упражнения для маленьких пациентов, которые умеют читать. Например, малышу дают текст, который он должен потом пересказать. Также можно читать под такт, громко вслух и, наоборот, про себя. Эффективна обычная беседа в форме вопроса-ответа, прослушивание образов правильной речи.

Коррекционная работа длится от полугода до года.

Профилактика

Чтобы предотвратить развитие речевых дефектов, нужно использовать меры профилактики:

  • следить за нервно-психическим развитием ребёнка;
  • лечение травм головы;
  • лечение нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей;
  • помогать правильно формировать речь;
  • не следует слишком сильно баловать ребёнка – отношение родителей к нему должно быть ровное и спокойное;
  • проявлять повышенную чуткость к ранимым и нервным детям – стараться укрепить их психическое здоровье;
  • разговаривать при ребенке правильно, четко и плавно, не торопясь, чтобы речь была простой и понятной.

Тахилалия с её разновидностями считается сложным и не до конца изученным речевым нарушением, поэтому очень важно наблюдать за тем, как говорит Ваш ребёнок, чтобы можно было сразу обратиться за помощью к специалистам и решить проблему ещё в зачатке. Помимо решения речевой проблемы, это поможет решить и проблемы, из-за которых дефект появился.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: