Технология и организация логопедической диагностики нарушений письменной речи.


Письменная речь как средство общения

Благодаря письменной речи человечество не только научилось накапливать информацию, передавать ее другим людям и обрабатывать полученную таким образом информацию. Эта форма речи изменила личность человека – научила его абстрактно мыслить.

Сегодня педагоги, работающие в начальной школе, все чаще сталкиваются с трудностями в овладении детьми письма.

Младшие школьники часто путают буквы, совершают пропуски. Некоторые школьники начинают писать в обратном направлении, либо проявляют склонность вставлять в слова лишние буквы.

Часто педагоги считают, что эти ошибки возникают из за невнимательности, детям приписывают склонность к лени. Добавив эти ошибки к многочисленным пунктуационным и орфографическим дефектам, учителя с удовольствием ставят таким детям двойки.

А ведь это не просто лень – это нарушение, которое необходимо долго и тщательно корректировать. Если во время не устранить эту проблему, то в дальнейшем ребенок будет писать еще хуже.

Дизорфография

Дисграфические ошибки следует отличать от орфографических. При дисграфии нарушается фонетический принцип правописания (как слышим, так и пишем).

Стойкое нарушение использования орфографических правил называется дизорфографией. В этом случае ребёнок знает правила правописания, а употреблять их не может из-за недоразвития многих речевых функций.

Во Франции все нарушения письма (дисграфия и дизорфография) называются дизорфографией. А в США все нарушения письменной речи называются дислексиями. У нас же в России всё достаточно чётко дифференцируется.

Коррекцией дизорфографии также занимается логопед. Если ребёнок знает все правила, но совершенно не может их применять, не ищите репетитора по русскому языку. Скорее всего, он вам не поможет. Вам нужен логопед!

Как формируется письменная речь?

Для того, чтобы ребенок овладел письменной речью, у него должны быть сформированы все стороны речи. Проблемы в фонетике, в звукопроизношении и в грамматическом строе часто отражаются и в письме ребенка.

Дети, страдающие общим недоразвитием речи, хуже других способны анализировать языковые явления. Им не всегда удается находить и обозначать разные элементы речи, осознанно использовать их в собственной практике.

Более того, они обладают низкой сформированностью внимания и памяти, не умеют контролировать самих себя. Все это является серьезным препятствием для учебы и становится главной причиной неуспеваемости ребенка в школе.

Как правило, нарушения в письменной речи у младших школьников вызывают серьезное беспокойство у родителей и педагогов. Ведь письмо очень тесно связано со всем учебным процессом.

Причины недоразвития письменной речи

Причиной таких проблем может быть общее недоразвитие речи. В результате все компоненты речи развиваются медленно: у школьника скудный запас слов, он неправильно произносит и воспринимает звуки, его грамматический строй практически не сформирован.

Важно отметить, что интеллект у таких детей обычно работает хорошо. Нарушены лишь те системы психики, которые отвечают за письмо и чтение.

Людям, которые свободно пишут и читают, кажется, что эти процессы протекают сами собой и трудностей вызывать не должны, поэтому часто проблемы в письме и чтении они с легкостью списывают на обычную лень школьника.

Часто причиной таких расстройств являются органические дефекты тех зон головного мозга, которые непосредственно участвуют в письме и чтении.

Эти системы могут развиваться медленней, чем у других детей, что приводит к нарушению их функционирования. Часто это происходит из за различных соматических состояний, которые испытывают дети в своем раннем возрасте.

Также это может быть вызвано проблемами в окружении ребенка: плохая речь в семье, редкие речевые контакты с другими людьми, напряженный психологический климат в семье.

Почему люди пишут с ошибками, даже когда знают правила? Рассказывает нейрохирург

28 ноября 2020 | 12:10| Просто о сложном Расстраиваетесь, когда друг-филолог в очередной раз исправляет ошибку в переписке? Не беда. Напомните ему, что неграмотно писали многие известные личности! У Андерсена издатели даже не брали из-за этого рукописи, а за Маяковского запятые в тексте ставили друзья. Правда, на самом деле эти люди не были бунтарями против пунктуации. Они имели особое медицинское нарушение — дисграфию. «Диалог» побеседовал с врачом-нейрохирургом РНХИ имени профессора А. Л. Поленова Константином Самочерных и выяснил, чем она отличается от безграмотности и что происходит в голове в момент ошибки.

мышление, разум
фото с сайта pixabay.com

Дисграфики, как отмечает эксперт, — это люди, которые не могут самостоятельно составлять тексты и правильно переносить их на бумагу. Такое происходит из-за нарушения психических функций, отвечающих за письменную речь.

«Обычно в момент письма у человека в головном мозге работают нейронные связи. Но они не действуют, если есть какие-либо поражения отделов коры головного мозга. Например, травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения. Это приводит к дисграфии, и навык письма частично или полностью утрачивается», — говорит Константин Самочерных.

Из-за сбоев в организме дисграфикам становится труно воспринимать слова и предложения, а иногда даже отдельные слоги.

«Количество случайных ошибок на письме у них зависит от места поражения в головном мозге и его объёмов. К тому же, мы все с годами ошибаемся всё больше — от невнимательности. Это относится и к людям с дисграфией: возраст влияет на число неправильно написанных слов», — комментирует нейрохирург.

Типы ошибок у людей с подобными нарушениями бывают разные. Например, дисграфики могут неправильно произносить слова и писать их точно так, как слышат. А потому они пропускают или замещают какие-то буквы.

Другие правильно говорят, но при этом плохо различают звуки — в результате на бумаге они путают буквы, которые звучат похоже. Третьих затрудняет определить, сколько всего в слове звуков и как они идут по порядку. Ещё одна группа сталкивается с проблемами, когда нужно проспрягать глаголы или сделать из существительного прилагательное. А некоторые заменяют схожие по начертанию символы: к примеру, «в» на «д» или «т» на «ш».

«Неграмотный человек может делать ошибки из-за незнания правил русского языка. А вот взрослые с дисграфией, наоборот, хорошо знают нормы грамматики и орфографии. Но они совершают типичные ошибки, которые повторяются каждый раз при письменной передаче информации», — объясняет Самочерных.

Нейрохирург отмечает, люди с дисграфией должны наблюдаться у опытных специалистов: невролога, психолога и логопеда. Тогда расстройство письменной речи может перейти на лёгкий уровень. Но само по себе оно не пройдёт: бесконечное заучивание правил в этом случае будет попросту бесполезным.

рука, ручка, почерк, правописание
фото с сайта pixabay.com

Сбои в нашем организме, по словам Константина Самочерных, влияют и на почерк. Например, если нарушится работа двигательного анализатора (системы, отвечающей за анализ сигналов от органов движения — ИА «Диалог»), в почерке появится непостоянный наклон и размер букв, а ещё пропадут прямые длинные штрихи. Это происходит из-за того, что в мозг больше не поступает информация от рецепторов пишущей руки и расстраивается координация движений.

«Синдром паркинсонизма (неврологический синдром, характеризующийся тремором — ИА «Диалог») также сопровождают изменения почерка: он становится очень мелким, а дрожание создаёт ритмичную извилистость штрихов», — добавляет эксперт. Волнистый почерк с изломами и неравномерными (то слишком большими, то слишком маленькими) буквами, отмечает специалист, появляется из-за поражения мостомозжечковых систем мозга — потому что в этом случае у человека дрожат руки при выполнении каких-либо действий.

Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»

Читать в Яндекс.Новости Читать в Дзен

Письмо детей с ОНР

От степени сформированности моторики у младшего школьника также зависит его способность хорошо овладеть письмом и воспринимать обучение в школе дальше.

Проблемы в овладении навыков письма и чтения – это довольно частое явление сегодня. Обычно их можно заметить уже в первом классе. Чаще всего, они сохраняются в течении последующих лет. Особенно заметны они становятся тогда, когда ребенок начинает изучать более сложные элементы письма, такие как написание сложных предложений.

Ученики начальных классов, которые страдают ОНР, сегодня встречаются все чаще. Так как у этих детей есть определенные речевые недостатки, то это мешает им овладеть программой обучения русскому языку. Поэтому одним из главных направлений деятельности логопеда должна быть подготовка ребенка к тому, чтобы полноценно овладеть всем программным комплексом обучения в школе.

Эту проблему активно изучали Р.Е. Левина, Т.П. Бессонова, А.В. Ястребова и другие авторы.

Одной из важнейших задач преподавания в школе является формирование письменной речи. Это же касается и тех детей, которые страдают различными речевыми нарушениями.

Характеристика дисграфических ошибок

1. При дисграфии ошибки носят стойкий и повторяющийся характер, это позволяет отличить их от ошибок, которые нормальны при овладении письмом и быстро исчезают.

2. Ошибки носят повторяющийся типичный характер, появляются в аналогичных ситуациях, особенно проявляются при усложнении заданий.

3. Дисграфические ошибки могут быть только у детей школьного возраста. У дошкольников подобные ошибки закономерны из-за недостаточного развития высших психических функций.

Технологии формирования письменной речи школьников

Существует множество различных техник и методик формирования связной речи, которые описаны в педагогической литературе. Вся информация представлена на сегодняшний день очень широко и неоднородно. С.А. Котельникова пишет о том, какие ошибки характерны для детей с ОНР.

Также она описывает методы решения этой проблемы с помощью перегруппировки материала. Л. А. Ходякова считает, что важно использовать в виде дидактического материала текст, что позволит научить младших школьников правильному письму и поможет развить речевой уровень ребенка в целом.

Согласно работам В.И. Стативки, существует потребность в том, чтобы обучать детей писать описательные сочинения. Важно помогать детям находить нужные слова, выбирать такие элементы содержания, которые помогут правильно развернуть текст. А для этого важно углубить понимание школьников процесса интеграции текста.

Согласно исследованиям Н.К. Иванкиной, существуют методики, которые позволяют грамотно формировать связность в письменной речи у учеников начальной школы.

Дети с трудом овладевают письмом, им сложно воспринимать речь на слух и у них плохо получается правильно выражать свои мысли на бумаге. Чтобы сделать эту работу более продуктивной, нужно применять рекомендации В.Ф. Шашковой.

В ее книгах можно найти схемы, с помощью которых даже слабые дети могут легко писать диктанты и другие письменные контрольные работы.

Специфические ошибки на письме у младших школьников. — презентация


Специфические ошибки на письме у младших школьников

Дисграфия — это нарушение письма, которое выражается в стойких специфических (т.е. не связанных с применением орфографических правил) ошибках.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами. Таких детей рано или поздно направляют иногда к логопеду.

Речевая симптоматика дисграфии При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк.

Неречевая симптоматика дисграфии У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психическихфункций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания.

На что нужно обратить особое внимание: 1. Если Ваш ребенок левша. 2. Если он — переученный правша. 3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу. 4. Если в семье говорят на двух или более языках. 5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу. Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению. 6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 7.Если у ребенка на письме есть «специфические ошибки»

Специфические ошибки ошибки на уровне буквы и слога; ошибки на уровне слова; ошибки на уровне предложения (словосочетания)

Ошибки на уровне буквы и слога Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например: «снки санки», «ки-чат кричат», девочка — «девча», колокольчики — «калкочи».

Ошибки на уровне буквы и слога Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове: чулан «чунал», ковром «корвом», он «но», от школы «то школы», из берегов «зи берегов», зима «зиам», дети «дейт». Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор «довр», стёр «сёрт», брат «барт» и т.д.

Ошибки на уровне буквы и слога Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной): «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено», «Александар».

Ошибки фонематического восприятия д — т «тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «медёт вьюга», «втрук», «сигиг»; бп: по(б)педа, б(п)одарил, п(б)росают, п(б)елье, б(п)алат-ка; вф: портв(ф)ель, в(ф)орточка, картов(ф)ель; жш: ш(ж)дет, уж(ш)ибла, круш(ж)ился, ж(ш)умно, лож(ш)адь; гк: долк(г)о, к(г)лавный, досг(к)а, кок(г)да, собаг(к)а, г(к)руглый.

Ошибки фонематического восприятия Лабиализованные гласные: ёю: клё(ю)ква, лё(ю)бит, замю(ё)рз, тю(ё)плый, салё(ю)т. о-у «Звенит рочей», «по хрупкуму льду».

Ошибки фонематического восприятия Заднеязычные согласные: кх: черемук(х)а, колг(х)оз, горог(х)овый, за г(х)олмом

Ошибки фонематического восприятия Сонорные согласные: рл: хор(л)одный, смер(л)ый, провел(р)ят, кр(л)юч, л(р)абота. Свистящие и шипящие согласные: сш: шис(ш)ки, вос(ш)ли, ш(с)ушим, ш(с)ажали, пушиш(с)тый; зж: ж(з)ажгли, скаж(з)ал, излоз(ж)ение, привеж(з)ли, з(ж)елезо; сщ: нещ(с)ет, с(щ)енок, с(щ)етка.

Ошибки фонематического восприятия Аффрикаты: чщ: стущ(ч)ал, роч(щ)а, хич(щ)ный, ч(щ)епки, пич(щ)а, щ(ч)асто; чц: сквореч(ц), грац(ч)и, ч(ц)апля, проц(ч)итал, ц(ч)истый; чт: черч(т)ит, ут(ч)итель, Жуть(ч)ка; цт : пц(т)ицы, цвец(т)ет, Пец(т)я; цс: рельц(с)ы, курис(ц)а, на улетс(иц)ах

Смешение букв по кинетическому сходству о — а «бонт», «куполся», «страйка».«лондыш», «сенокас», «тетродь». б — д «людит», «рыдоловы», «убача», и — у «природа», «села миха», «на береги», п — т «стасли», «спанция», «стешил», х — ж поймал еха, дорохки л — я всеяо, из серых ская г — р Гечка, Гаки, Ролодный

Ошибки на уровне слова Раздельное написание частей слова : когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение («и дут», «на чалось», «я сный»). при стечении согласных — «б рат», «поп росил», «д ля», «п челы» и др.). Стык предлога и следующего слова «по дкроватью», «по дстолом» Слитное написание предлогов с последующим словом «ветки елии сосны», «кдому, надерево». Смещение границ слов и разрыв одного из них: «у де- дморза у деда мороза», «врекепе тя в реке Петя…»; Слияние слов в одно: «каждень каждый день», «былето было лето»;

Ошибки на уровне предложения

Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.


Спасибо за внимание!

Методы коррекции письма

Методы, которые применяются для диагностики и профилактики, а также коррекции речевых нарушений в письме, не меняются уже несколько десятилетий. Некоторые из методов были предложены Директором Института лингвистики РГГУ Максимом Кронгауз. Существуют прочно устоявшиеся традиционные подходы, которые связывают проблемы с письмом с недостаточным развитием лингвистики у младших школьников.

Во время проведения корректирующих занятий часто используются следующие подходы:

  1. Таблицы слогов, которые применяются для двух типов заданий:
  • Работа со слогами, расположенными горизонтально и вертикально;
  • Разделение слогов на тех, что содержат твердые или мягкие согл.
  1. Занятия, формирующие зрительные и моторные координации;
  2. Игры, которые развивают внимание ребенка и его пространственные представления. Например, дети должны выделять приставки или предлоги. Также это могут быть игры по собиранию слов из «рассыпушек». Либо детей просят составлять предложения, содержащие определенные слова.

Во время занятий дети должны контролировать ответы своих сверстников и объяснять им их ошибки.

Еще одним препятствием развитию письменной речи является дисграфия. Дети с дисграфией не способны использовать письмо, как средство общения и обмена опытом. Это является сдерживающим фактором для мыслительного развития, формирования эмоций и воли учащегося.

Профилактика дисграфии

Для профилактики дисграфии у учеников младшей школы нужно работать одновременно в нескольких направлениях:

Формирование сенсорных способностей и развитие психомоторики

Развиваются такие процессы, как восприятие звука и зрительных образов, формирование дифференцировок зрения и слуха, восприятие пространственных отношений; двигательных реакций и способностей изображать графически что-либо.

Используются следующие типы упражнений:

  • Развитие зрительного восприятия:

– нужно найти букву внутри буквенного ряда;

– нужно распределить буквы разных шрифтов (например, разделить печатные от рукописных);

– нужно написать те буквы, которые перечеркнуты линией;

– нужно найти те буквы, у которых неправильное положение;

– нужно добавить недостающие линии у буквы;

  • Конструктивный праксис:

– нужно из предложенных палочек выложить букву;

– нужно из одной буквы сделать другую, убрав из нее элемент или добавив другой элемент.

Формирование межанализаторных процессов

Нужно запоминать и воспроизводить различные последовательности.

Используются следующие типы упражнений:

  • Развитие представлений о пространстве:

– разделение частей тела на правые и левые (например, можно просто попросить ребенка показать правую ногу, а можно усложнить задачу и попросить ребенка правой рукой показать левый глаз);

– обучение ребенка ориентированию в пространстве (ребенок должен запоминать расположение вещей, ориентироваться на бумажном листе, обозначать графически нужные направления; располагать буквы в пространстве);

– важно помочь ребенку приобрести более точные знания об использовании предложных конструкций, которые нужны для описания отношений предметов в пространстве.

  • Развитие представления о времени: дети должны владеть информацией о существующих временных единицах, о возрастных периодах человека, должны уметь наблюдать за последовательностью событий во времени.

Формирование психических процессов

Применяются следующие упражнения:

  • Формирование внимания:

– дети должны зачеркнуть первую буквы вертикальной линией, вторую букву – горизонтальной, а третью – обвести. И в таком порядке произвести операции над всеми буквами в буквенном ряду;

– в буквенном ряду нужно вычеркнуть указанные преподавателем буквы;

– на листке бумаге учитель пишет предложение, в котором он пропускает буквы и слоги, а также переставляет их местами. Первый ученик должен исправить ошибки одним цветом. Следующий берет этот же лист и находит еще ошибки, исправляя их другим цветом.

Это упражнение подходит для встраивания соревнований.

  • Формирование памяти детей

– игры, в которых дети должны найти изменения;

– задания, в которых детям предлагается запомнить до пяти букв, а затем найти их в буквенном ряду, состоящим из десяти букв;

– запомнить последовательность букв, смешать их и снова расположить в той же последовательности.

Формирование интеллекта

Развиваются мыслительные процессы, дети учатся планировать свою деятельность, осуществлять контроль за самими собой, сами корректируют свою деятельность. Формирование мотивации к обучению.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: