Дизорфография: что это, причины возникновения и упражнения для коррекции

Дизорфография подразумевает неумение использовать при письме правила языка. Причем интеллектуальные способности ребенка могут оцениваться достаточно высоко. При дизорфографии дети не в состоянии запомнить и понять орфографические правила, правильно применять их. Причем, разговорная речь и интеллект находятся на нормальном уровне. Иногда дизорфография возникает вследствие нарушений речи и общего недоразвития личности.

Если человек не в состоянии грамотно изложить собственные мысли на бумаге, то для него становится проблемой достижение успеха на профессиональном поприще. Ежегодно количество детей с нарушениями письма увеличивается.

Ребенок с дизорфографией может в одном диктанте допустить до 90 ошибок. Причем он не видит недочетов, поэтому и исправить ошибки для него становится невозможно, хотя и знает правила наизусть. Специалисты считают, что в данной ситуации у ребенка нет орфографической «зоркости».

Возможно ли исправить проблему дизорфографии и помочь школьнику? Следует разобраться с этим детально.

Дизорфография - Что Это За Болезнь?
Дизорфография — Что Это За Болезнь?

Моя орфография повергла отца в транс. Как-то я сделал четыре ошибки в слове «революция». И отец произнес знаменательную фразу: «Ничего не поделаешь. Он умрет под забором».
Сальвадор Дали

  • 1.Суть проблемы
  • 2.Виды дизорфографии
  • 3.Основные причины проявления
  • 4.Распространенные признаки дефекта
  • 5.Симптоматика заболевания у школьников
  • 6.Диагностика заболевания
  • 7.Коррекция дефекта
  • 8.Профилактика проблемы
  • 9.Рекомендации для родителей
  • Деменция — что это за болезнь?
  • Очень просто о подсознании
  • Шизоид и Шизоидность: Признаки и Причины
  • Парафренный синдром при шизофрении. Клиническая картина
  • Психолог — что это за специалист? Узнаём подробнее

Суть проблемы

Дизорфографией называют нарушения письменной речи. Ошибки у школьников начинают появляться в конце второго класса и в более старшем возрасте.
Именно в этот период школьники осваивают правила русского языка, знакомятся с основными принципами правописания, начинают применять на письме правила грамматики.

Следует знать!

Специалисты проводили многочисленные исследования, в которых было выявлено, что дизорфографией страдают 80% учащихся вторых классов, 90% третьеклассников и более старших учащихся. Данная проблема является основной причиной неуспеваемости по изучению родного языка, оказывает негативное влияние на развитие личности и приводит к отсутствию адаптации в школе, поэтому следует обязательно устранять дизорфографию.

Виды дизорфографии

Дизорфография имеет разные проявления и степени тяжести, поэтому и подходить к ее коррекции следует грамотно.
Логопедия выделяет определенные классификации при нарушениях грамотности школьников и выраженности отклонения:

  1. Морфологическая дизорфография
    подразумевает допущение постоянных множественных ошибок во время написания сложных слов. Школьник не в состоянии применить правило к сложному слову. Это напрямую относится к написанию безударных гласных и сдвоенных согласных.
  2. Синтаксическая дизорфография
    возникает при допущении частых ошибок в определении и обозначении связи в предложении. Школьник не понимает, где должны находиться знаки препинания.
  3. Смешанная дизорфография
    отмечается наличием грамматических и пунктуационных ошибок, которые школьник не может самостоятельно исправить.

Также имеется несколько степеней тяжести дизорфографии, которые зависят от количества допущенных ошибок:

  • легкая степень
    — в письменной работе около 20% ошибок в орфографии, школьник справляется с заданиями на высоком и среднем уровне;
  • средняя степень
    — ошибок в письменной работе около 30%, все задания выполнены на среднем уровне;
  • тяжелая степень
    — в работе около 50% ошибок, задания выполняются на низком уровне.

Психологию – в массы! Школьников учат психологии общения

Примеры ошибок, характерных для дизорфографии.

При установлении грамматической связи слов в словосочетании вылез из ручья дети чаще всего задают семантический вопрос: вылез «Зачем?», «Как?» из ручья.

При назывании букв используются названия звуков, в ряде случаев искажают их: (буквы К, Р, С обозначают как «кэ», «рэ», «сэ»).

Дети забывают названия частей речи, не умеют различать лексическое и грамматическое значение слова («Зима – это прилагательное. Зима – какая?»).

Учащиеся испытывают затруднения при определении рода и числа имен существительных, имен прилагательных и глаголов, не умеют пользоваться памяткой для морфологического разбора слов.

При выполнении упражнений читают все задания сразу, а не по отдельности. Часто переспрашивают (уточняют) содержание инструкции.

При определении ударного звука указывают безударный («в слове школа ударный звук [а]»). Вместо ударного звука называют ударный слог, верный или искаженный по структуре («я нашла ударный звук в слове «букет» – «кет», а в слове «унесённые» – «свё»).


3 класс

Трудности усвоения и применения правил учащимися данной категории проявляются и в смешении соответствующих алгоритмов действий. ( На вопрос логопеда Как определить количество слогов в слове? Ребенок отвечает после длительной паузы: «Надо…нужно…поставить слово…изменить слово так…» После подсказки педагога: Можно ли определить количество слогов, зная количество гласных? Следует ответ ученика: Сколько слогов, столько гласных.)

Самым трудным для второклассников с дизорфографией является анализ предложений, состоящих из четырех и более слов (у третьеклассников – из пяти и более слов, как правило, без предлогов).

Дети допускают следующие искажения слов: изменение данной словоформы (узнают – «узнавали»); добавление слов, сходных с устойчивыми оборотами устной речи (много – «много разов»); объединение в одно слово предлога и стоящего за ним существительного («науроках»), замена частей речи (много – «многих»).

Учащиеся увеличивают и сокращают количество слов в предложении; заменяют слова по смысловому сходству (собирают – «рвут»); изменяют время глаголов (сажают – «сажали»); падежных форм существительных множественного числа («сажают дерева»).

Лишь небольшая часть детей с дизорфографией овладевает синтезом предложений из слов, данных в беспорядке (в начальной и определенной грамматической форме):

  1. повторяются слова в начальной форме («На пруду мальчики ловить рыбу»);
  2. воспроизводится фрагментарное предложение с пропуском подлежащего («На пруду ловить рыбу»);
  3. сокращается количество слов в предложении («Дети пошли собирать в лес грибы» вместо Дети собирают грибы в лесу);
  4. добавляются слова в предложении («Дети пошли собирать в лес грибы» вместо Дети собирают грибы в лесу);
  5. заменяются предлоги (на-в, на-под, на-из, в-из);
  6. изменяются формы слов (собирали – насобирали).

3 класс
В большинстве случаев дети неаргументированно называют количество слогов в слове:

  • в качестве слога часто выделяется согласный звук, стоящий в начале, в середине или в конце слова («бу-л-ка», «с-тол», «э-кс-ка-ва-то-р»);
  • несколько слогов («бе-реза», «зе-мляника»);
  • опускаются гласные, стосящие в середине слов («б-л-ка», «э-кск-ва-та-р»), а также согласные при их стечении в четырехсложных словах («э-к-с-а-ва-т-ор»).

Несформированность морфологических обобщений о значимых частях слова, фрагментарность знаний о делении слов, неумение применить знания на практике, отсутствие алгоритма действий и системы знаний обусловливает следующие ошибки:

  1. отрыв одной или нескольких букв от корня («прог-ре-мел»);
  2. одной гласной от окончания («на-сту-пи-л-а»);
  3. одной конечной согласной, являющейся частью суффикса («про-гре-ме-л»);
  4. перенос частицы («со-би-ра-ть»).

У учеников третьих классов с дизорфографией подобные нарушения приобретают стойкий характер и проявляются в более выраженной степени, чем у второклассников с данной речевой патологией. Это свидетельствует о том, что без целенаправленной работы у школьников данной категории не происходит спонтанного совершенствования навыков слогового анализа.

Недостаточная сформированность операций различения звуков, нечеткость слухового и кинестетического образа слова, недоразвитие звукового анализа как сложного умственного действия приводит к следующим ошибкам:

  • при перечислении звуков в слове шуба: «шу», «бэ», «а» или «шу», «ба»;
  • пропуск звука [т] при стечении трех согласных, включающем два глухих звука (например, [фтр] и [тсн] в словах завтрак и подснежник);
  • смешение понятий «звонкие»-«глухие», «гласные-согласные» звуки («В слове «подушка» «по» – звонкая»);
  • искажение названий букв («В слове «браконьер» «рэ» – звонкая»).

3 класс
Бедный словарный запас, неумение определять разницу между лексическим и грамматическим значениями слова вызывает следующие ошибки:

  1. при подборе синонимов учащиеся прибегают к словоизменению, к подбору родственных слов (сердечный – сердце, рыбачить – рыбак) или к лексической оценке значения слов (сердечный – хорошо(ий)), вместо подбора синонима к имени прилагательному называют другую часть речи, по аналогии «предмет и его признак» (колючий – ежик);
  2. при объяснении значения имен прилагательных выделяются лишь отдельные черты лексического значения слов (нарисованная – «значит кисточкой нарисованная»), смешиваются лексическое и грамматическое значение слов («чайная – это какая? быстрый – это какой?»), выделяются незначительные признаки (чайная – «полезная»);
  3. при объяснении значения глаголов дети соотносят их с конкретными объектами (читать – книгу), опираются на звуковую оболочку слов (шутить – «это значит шить»), заменяют данную словоформу (читать – «читаем»), или подбирают родственное слово (шутить – «шутка»);
  4. при объяснении переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях объясняют значение лишь отдельных, часто встречающихся словосочетаний (тяжелый характер – «нехороший характер»), обобщенный смысл предложений остается для детей недоступным (Девочка не бежала, а летела к дому. – «У девочки были крылья» или «Она упала»), буквально понимают значение крылатых выражений (золотое сердце – «сердце из золота», тяжелый характер – «тяжело поднять из люка, если он упал в люк»);
  5. при подборе антонимов дети используют приставку не- (длинный – «недлинный»); изменение данных словоформ (добрый – «добрая»); подбор слов, близких по значению (высокий-«длинный»);
  6. при объяснении значения слова не выделяют существенных признаков предмета, заменяют описание слов описанием их функционального назначения (пила – «ей пилят», коробка – «чтобы в нее класть кубики, разные яблоки…»);
  7. названные учащимися слова часто не соответствуют заданной лексической теме (к понятию «дни недели» относят слова «сегодня, позавчера»; «инструмент» – «стружки, опилки»; смешивают понятия «месяцы» и «времена года»).

3 класс
Школьники с дизорфографией на втором, и даже на третьем году обучения испытывают большие затруднения при распознавании грамматической категории слов. Эти дети хуже определяют грамматическую принадлежность имен прилагательных и глаголов, чем имен существительных.

  • при распределении слов на группы (в три колонки) к именам существительным дети с дизорфографией относят глаголы и имена прилагательные (вручает, слабое), к глаголам – имена существительные и реже – имена прилагательные (дружба, звонкий);
  • при анализе предложений по членам дети ошибаются при определении практически всех членов предложения. (В предложении «Собака сторожит дом» – главный член (сказуемое) «сторожит», «дом» – подлежащее, потому что сторожит кто? (что?) – «дом».)

Уровень усвоения навыков словоизменения у младших школьников со средней успеваемостью (без патологии) и их сверстников с дизорфографией различен. Наиболее трудными для усвоения являются:

  1. замена одним предлогом нескольких предлогов (на – над, за – перед, из – под);
  2. использование ненормативных окончаний имен существительных («мяч над стола»);
  3. в активном словаре школьников с дизорфографией не отмечается отдельных сложносоставных предлогов (например, из-под, из-за);
  4. часто употребляются неправильные окончания имен существительных множественного числа (дома – «домы»);
  5. при выполнении заданий на словоизменение учащиеся основываются на словообразовании (стул – «стульчик») или на семантических ассоциациях (яблоко – «груша», дупло – «нора»);
  6. частое нарушение согласования имен прилагательных с именами существительными единственного числа женского и среднего родов (синее ведро – синяя ведро);
  7. при дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида дети не могут безошибочно назвать глаголы (по картинкам), ошибаются при образовании глаголов несовершенного вида с помощью приставок (Девочка оделась – «Девочка наделась»);
  8. нарушение дифференциации и неточное употребление глаголов единственного и множественного числа («Девочки ездит на коньках» – «Эти тоже ездит на коньках»);
  9. в процессе словообразования выделяются две наиболее характерные ошибки детей с речевым недоразвитием: неправильное использование суффиксов при словообразовании («лисиная», «рыбиный», «птичячее крыло», «утячее яйцо») и использование вместо словообразования приема словоизменения. При назывании детенышей допускаются такие ошибки, как «у свиньи свиненок, у лошади – лошаденок».

2 класс

Определение частей речи и их грамматических категорий детьми с дизорфографией носит случайный характер:

– они неверно ставят грамматические вопросы к словам (прекрасный – «что?», темно-«где?»);

– не могут определить часть речи, число, род имен существительных и имен прилагательных (книга – «прилагательное, какая? средний род», прекрасный – «кто? глагол, мужской род»);

– большое число ошибок вызывает у школьников определение времени глагола (перешел – «настоящее время»);

-при определении «лишнего» слова дети с речевой патологией опираются прежде всего на степень звукового сходства слов (Из серии слов: конь, конница, коневодство и коньки, в большинстве случаев, дети исключали слова конница и коневодство);

У детей с дизорфографией затруднено понимание и воспроизведение текста.

– отмечаются систематические нарушения как структуры предложения, так и навыков словоизменения. Например, «Утром ранним ребята отправились на рыбалка»;

– в письменных работах выявляются нарушения причинно-следственных связей, недифференцированность временных и пространственных соотношений: до – после, за – около – перед, за – между.

3 класс

Без целенаправленной коррекции дизорфографии количество ошибок у третьеклассников не уменьшается, а значительно увеличивается по сравнению с второклассниками с данной речевой патологией. Потребность в достижении успешности при выполнении учебных заданий у данной категории детей выражена незначительно (среднегрупповой уровень сформированности находится на низком уровне). Заниженная самооценка чаще всего не адекватна способностям, знаниям и учебно-практическим умениям детей с дизорфографией и ведет к снижению их работоспособности.

Основные причины проявления

Расстройство в дошкольном возрасте может проявиться при недостаточном развитии речи, функциональной дисплазии и дизартрии. Также заболевание может произойти по причине родовых травм и нарушений в мозге, поражении центральной нервной системы.
Если в дошкольном возрасте ребенок постоянно болеет, то тоже находится в группе риска. Заболевание может обнаружиться у детей, которые в раннем возрасте пошли в школу и еще не в состоянии усвоить программу обучения.

Важно!

Дизорфография может проявиться при слишком большой загруженности ученика занятиями. Его мозг перестает воспринимать нужную информацию, не может сосредоточиться на выполнении определенной задачи.

Распространенные признаки дефекта

Специалисты отмечают многообразие и неоднородность признаков нарушений письменной речи. Логопеды рассматривают проблему в комплексе, учитывают педагогическую, медицинскую и психологическую точку зрения.
Можно выделить несколько групп факторов нарушений:

  1. Нарушение письменной и устной речи
    . В дошкольном возрасте у таких детей нередко можно отметить дизартрию и дислалию, а при поступлении в школу у ребенка недоразвитая речь.
  2. Тяжелый соматический статус.
    У таких детей можно выявить поражение центральной нервной системы, что провоцирует трудности в процессе обучения. Также в группу риска входят постоянно болеющие дети дошкольного возраста.
  3. Незрелость.
    Она проявляется в самом начале обучения в возрасте 6,5 лет. Мозг в этом возрасте еще не успел подготовиться и созреть до освоения школьной программы. Также спровоцировать проблему может психосоматическая ослабленность или педагогическая запущенность.

Позитивные аспекты мужественности способствуют неприятию мальчиками насилия в отношении противоположного пола

Симптоматика заболевания у школьников

Одна из проблем в школьном возрасте - Дизорфография
Одна из проблем в школьном возрасте — Дизорфография

Родители отмечают признаки дизорфографии чаще всего во втором классе. Ошибки на письме возникают постоянно, причем в третьем и четвертом классе их становится все больше. Связано это с недостаточным усвоением предыдущего материала, усложнением письменных оборотов, появлением сочинений и изложений. Дети не в состоянии усвоить на оптимальном уровне программу русского языка.

Школьники с симптомами дизорфографии нередко стремятся выучить правила, прекрасно знают их, но не могут применять на практике и объяснить своими словами. Они не в состоянии провести морфологический анализ, не могут разделить слово на части, выделить предлоги и приставки, суффиксы и корни. Лексика таких школьников ограничена, они пытаются подобрать только однокоренные слова для проверки правописания, в итоге допускают еще больше ошибок.

Следует знать!

Наиболее распространенными ошибками при дизорфографии являются неправильный перенос слова, невозможность разделить его по слогам, неверное написание двойных согласных и безударных гласных, невозможность употреблять твердый и мягкий знак на письме. Ученики не могут распознать орфограммы, поэтому и правила родного языка для их проверки не используют.

Симптомы дизорфографии

Грамматические ошибки у учащихся с рассматриваемым речевым нарушением отличаются полиморфностью, повторяемостью и стойкостью. Ошибки появляются на втором году обучения, их количество и разнообразие неуклонно возрастает в 3-м и, особенно, в 4-м классе. Это связано со слабым знанием предыдущего учебного материала, усложнением видов письменной речи (появлением в учебном плане изложения и сочинения), изучением более сложных орфографических правил. Дети испытывают заметные трудности в усвоении школьной программы по русскому языку.

Ученики, страдающие дизорфографией, могут старательно заучивать правила, однако не способны повторить их своими словами и тем более – применить на письме. Не владея морфемным анализом, дети затрудняются в различении и написании предлогов и приставок, не могут выделить корень, суффикс и окончание в слове. Поскольку лексический запас таких учащихся ограничен, они испытывают проблемы с подбором однокоренных слов для проверки орфограмм. Невладение грамматическими нормами родного языка приводит к тому, что на письме появляются многочисленные ошибки в окончаниях слов, т.к. дети не могут правильно согласовать члены предложения в роде, числе и падеже.

Наиболее частотными ошибками у таких школьников являются неверное написание проверяемых гласных в безударной позиции, слов с непроизносимым согласным, двойных согласных, словарных слов, неправильный перенос слов на новую строку, неиспользование прописных букв при написании имен собственных, ошибочное употребление разделительного твердого и мягкого знаков. Ученик-дизорфографик попросту не распознает встретившуюся орфограмму и даже не пытается решить грамматическую задачу с помощью правила.

Диагностика заболевания

Школьный логопед должен своевременно выявить детей с дизорфографией. В начале учебного года специалисту требуется обследовать каждого ученика в начальной школе, причем следует провести анализ не только устной речи и интеллекта, но и письменной работы.
При диагностике логопеда нужно оценить уровень осознания речи, владения устной речью, нормы грамматики, произношения звуков, структуры слов и их количества. Во время изучения письменных работ логопеду нужно обратить внимание на грамматические ошибки, их количество и ведущие из них, определить тяжесть нарушений. Также диагностику проводит школьный психолог.

Сначала дизорфографию нужно отличить от дисграфии, в которую входит нарушение фонетических принципов письменной речи. Также трудности в применении правил родного языка могут быть по причине частых болезней детей и пропусков школьной программы, запущенностью педагогов, переводом ребенка в другую школу, к другому учителю или программе. В таких ситуациях рекомендуется провести дополнительные занятия с преподавателем, пройти индивидуальный курс обучения и усвоить правила.

Нам, филологам, было, конечно, всегда понятно, что орфография есть вещь условная и меняющаяся во времени; но широкие круги грамотных людей считали её покоящейся на каких-то незыблемых основаниях. Лев Владимирович Щерба

Дисграфия — что это за болезнь?

Дисграфия

В настоящее время 37% родителей сталкиваются с тем, что их дети, учащиеся 2-3 классов, допускают при письме нелогичные, специфические ошибки, которые трудно исправить. Обычными, общепринятыми в школьных методиках приёмами, ошибки детей с дисграфией, невозможно преодолеть! Что-же такое дисграфия? В чём проявляется дисграфия? Как предупредить дисграфию у детей? Поищем ответы на эти вопросы.

При дисграфии подобные смешения происходят и между свистящими – шипящими звуко-буквами, и между ч-щ , ч-ц, ч-т, ц-т, ц-с,- группой аффрикат. Эти ошибки относятся к особой форме дисграфии- акустическо-артикуляторной. К ней относятся ошибки по кинетическому сходству. Трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами (О.А.

Токарева, 1971г) приводят к такой форме дисграфии. Характерны ошибки:О-а (в ударной позиции): ло(а)ндыш, ура(о)ки, са(о)сны, бро(а)та, поймо(а)л, ло(а)пта, во(а)рила… б-д : люд(б)ит, рыд(б)оловы, уб(д)ача.И-у: пру(и)рода, ми(у)ха, нка береги(у), кри(у)глый, во льди(у)… п-т: выт(п)ал, п(т)емно, ат(п)ель, шат(п)ка.Х-ж: поймал ех(ж)а, мож(х)натый, наж(х)одка… г-р: г(р)аки, р(г)олова, р(г)олод, г(р)астался.

Пример работы ребенка с дисграфией (3 класс)

Некоторые авторы выделяют оптическую дисграфию, при которой неустойчивость зрительных впечатлений и предствлений выливается в специфические ошибки, когда отдельные буквы не узнаются, в различные моменты буквы воспринимаются по разному, не распознаются непривычные шрифты, и вследствие неточного восприятия буквы смешиваются на письме.

У левшей имеет место зеркальное письмо, так как школьник левша воспринимает букву справа налево. Разновидностью оптической дисграфии является литеральная дисграфия, при которой у ребёнка нарушается зрительный образ буквы, наблюдаются искажения и замены изолированный букв. При оптической дисграфии ребёнок не различает сходные графически рукописные буквы.

Бывает, что написание изолированных букв сохранно, а зрительный образ слова формируется с большим трудом и ребёнок пишет слова с грубыми ошибками.В последнее время исследователи выделяют дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе её лежат нарушения деления предложений на слова, поскольку человек говорит (синтагмами) смысловыми интонационными отрезками, нарушения деления слов на слоге, в основе которого лежит сбой произносительного ритма высказывания, а так же нарушения фонематического анализа и синтеза.

Пропуски согласных при их стечении, перестановки букв, добавления букв, перестановки слогов- наиболее характерные ошибки при данной форме дисграфии. Нарушение деления предложений на слова проявляется в слитном написании слов, особенно с пердлогами, в переносе слов с одной строки на другую, в раздельном написании приставки и корня слова.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

При дисграфии ошибки на уровне предложения заключаются в отсутствии обозначения границ предложений — начало предложения пишут с прописной буквы и в конце не ставят точек: « налугу паслось стадокоз пастух заснул волк под крался исхватил одну»При дисграфии на уровне словосочетания и предложения, основная масса специфических ошибок выражаются в нарушении связи слов – неправильном согласовании и управлении.

Дети затрудняются определять категории слов, части речи из-за недостаточного уровня речевых обобщений. «Пушитый сег лежит наполя илуга» «надели дети шупки шапки ибежат наречу» .Определённые трудности представляет оперирование однородными членами предложентя: « Девушка была румяной, гладко причёсана» , «Эта книга учит честности , смелости и уважать своих друзей».

В логопедической науке и практике разработаны результативные методы коррекции дисграфии, каждой из её форм. Учитывая характер допущенных ребёнком ошибок и, опираясь на нейро-психологические приёмы диагностики, возможно определение формы дисграфии и составления индивидуального, адресного плана занятий с каждым ребёнком.

Реализация этого плана позволяет восстановить те нарушенные компоненты процесса письма, которые своевременно не сформирвались у ребёнка. Главное, не пропустить синзитивный период для занятий. И надо чётко осознавать, что ребёнок , преодолевший дисграфию, всё же не станет лигвистически одарённым человеком.

Коррекция дефекта

Занятия с логопедом подразумевают оказание помощи ребенку в овладении и понимании морфологических и традиционных норм родного языка. Коррекционная работа должна начинаться во время обучения в начальной школе.
Занятия могут проводиться индивидуально, в присутствии группы или фронтально, в процессе следует охватывать несколько направлений, среди которых выделяются:

  1. Совершенствование фонетики
    , уточнение техники произношения звуков, развитие слуха и его восприятия, анализа произношения слов и синтеза, работа с ударениями. В процессе работы логопеда с ребенком стоит задача научить школьника владеть словами и буквами, проводить анализ.
  2. Разнообразие лексики
    . Работа с лексикой направлена на обогащение запаса слов, уточнение их значения, формирование знаний оперирования словами в процессе разговора. Логопед обучает синонимам, антонимам, фразеологизмам и другим лексическим оборотам.
  3. Усвоение грамоты
    . Данные занятия подразумевают изучение характеристик всех частей речи, что помогает сформировать навыки изменения слов в процессе разговора, умение составлять рассказы.
  4. Образование слов
    . Коррекция на этом этапе происходит путем объяснения ребенку моделей образования слов при помощи суффиксов, приставок, окончаний. Во время занятий главной целью становится формирование выделения у слов общего корня. В дальнейшем ребенок в состоянии самостоятельно анализировать слово и использовать различные правила родного языка.
  5. Развитие понятия синтаксис
    . Специалист проводит занятия при синтаксических и смешенных формах. Школьник учится работать с предложениями, определять их структуру, выделять главные и второстепенные члены, расставлять знаки препинания.
  6. Развитие самостоятельного контроля орфографии
    . Подразумевает закрепление правил родного языка и формирование умения использовать орфограммы и находить ошибки, применять правила.

Важно!

Параллельно с корректирующими занятиями нужно обязательно проводить работу по развитию речи и слуха, зрительной памяти, внимательности, языковому мышлению, аналитической и синтетической деятельности. Все эти процессы играют огромную роль в усвоении письменных принципов, формируют самостоятельный контроль в процессе усвоения школьной программы и деятельности.

Симптоматика дизорфографии у младших школьников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности

Усвоение орфографических знаний, умений и навыков учащимися начальной школы (VIII вид) характеризуется специфическими особенностями, по сравнению с детьми с общим недоразвитием речи (IV уровень) общеобразовательных учреждений и речевых школ на протяжении всего обучения.

Наиболее характерной особенностью дизорфографии данной категории школьников является нечеткое владение учебной терминологией. Дети смешивают такие понятия, как «звук» – «буква», «гласные» – «согласные», «слог» – «слово», «слово» – «предложение» и т.д.

Успешному усвоению учебного материала препятствует часто возникающее у детей с нарушением интеллекта охранительное торможение и нарушение взаимодействия первой и второй сигнальной систем. Учащиеся не овладевают лексическим и грамматическим значениями морфем и словоформ. Пересказ правил своими словами, построение системы аргументации, обобщений и выводов проходит со значительными трудностями и специфическими особенностями.

При анализе орфограммы дети с трудом воспроизводят исходное слово, приводят в качестве проверочных слов словоформы других частей речи, неверно определяют их грамматическую отнесенность. Перенос же правила на другие словоформы осуществляется довольно медленно, учащиеся, как правило, опираются при этом на ложные ассоциации.

Учащиеся данной категории не «видят» опасных мест в словах, то есть тех отдельных букв или их сочетаний, которые при письме требуют проверки, дети с трудом выделяют сочетания букв, требующие запоминания. У младших школьников с легкой степенью умственного недоразвития достаточно часто возникают так называемые «ложные правила».

У них отмечается недостаточная сформированность навыков самопроверки, в частности, предварительного, текущего и опосредованного видов самоконтроля. Повышенная отвлекаемость и импульсивность детей снижают уровень их мотивации к усвоению языковой системы и к обучению в целом.

*При подготовке статьи использовались материалы И.В. Прищеповой «Дизорфография младших школьников».

Профилактика проблемы

Родители и преподаватели ответственны за предупреждение расстройств и не усваивание школьной программы. Семья обязана обеспечить для ребенка оптимальное физическое развитие, психологическое спокойствие и благополучие, благоприятные условия для формирования психики.
Все без исключения речевые проблемы следует устранить до поступления в школу ребенка или в процессе первого года обучения, в противном случае школьник обязательно столкнется с различными психологическими дефектами и трудностями в учебе.

Огромную роль в нарушении письменной речи играет совместная работа с ребенком школьного учителя, психолога, логопеда и родителей. При своевременно начатой систематической коррекции дизорфографии можно преодолеть проблему и полностью ликвидировать ее, справиться с дальнейшим изучением школьной программы и нового материала.

Рекомендации для родителей

Родители обязаны обеспечить ребенку оптимальные условия для развития личности, благоприятный психологический климат в процессе коррекции дизорфографии при ее обнаружении. Школьнику и так приходится нелегко в этой ситуации, он постоянно пребывает в негативном настроении, поэтому взрослым нужно обеспечивать ему поддержку и понимание.
Не следует ругать за ошибки в речи и письме, нужно подсказывать, как делать правильно. В противном случае ребенок уйдет в себя, замкнется, перестанет общаться не только со взрослыми, но и в школьном коллективе, а развитие речи значительно замедлится, перестанет обогащаться и совершенствоваться. В итоге возникнут проблемы с социальной и коллективной адаптацией в будущем.

Важно проявить максимум терпения и снисходительности для ликвидации такой проблемы, как дизорфография. А что по этому поводу думают читатели? Ждем мнений и комментариев, а, возможно, и описания реальных случаев из жизни.

Клинских Наталья · 10 сен, 2019

Советы родителям

Главное, что могут сделать для своего ребёнка родители — создать для него благоприятный психологический климат на время коррекционной работы. Школьник и так находится под прессом ситуации, и настроение у него зачастую не самое радужное, а тут ещё взрослые травмируют ребёнка, постоянно указывая ему на речевые ошибки.

Следствием этого может быть то, что ребёнок замкнётся, и вместо так необходимого ему общения речь замедлит своё развитие, не будет совершенствоваться и обогащаться, что приведёт к проблемам социальной адаптации в коллективе. Поэтому важно проявлять терпение и снисходительность для благополучного разрешения ситуации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: