Тема презентации: ДИЗАРТРИЯ. СОДЕРЖАНИЕ 1.Определение дизартрия 2.Формы дизартрии 3.Причины возникновения дизартрии 4.Особенность дизартрии 5.Лечение. — презентация


ДИЗАРТРИЯ

ДИЗАРТРИЯ

(
dysarthria
; греч, dys- + arthroo расчленять, издавать членораздельные звуки) — расстройство артикуляции, затруднение в произношении звуков речи из-за пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии речевой мускулатуры. При дизартрии нарушается произношение многих звуков, особенно согласных. Речь больного становится неясной, смазанной, невнятной («каша во рту») или растянутой, замедленной, прерывистой; помимо артикуляторных нарушений, могут быть дисфонические — речь приобретает носовой оттенок. В зависимости от тяжести поражения степень дизартрических расстройств различна: может наблюдаться только нечеткое произношение некоторых букв (легкая степень); возможны затруднения в произношении некоторых речевых звуков вследствие пареза отдельных артикуляционных мышц (тяжелая степень); в наиболее тяжелых случаях отмечается полная невозможность произношения речевых звуков — анартрия.

Д. может иметь определенное топико-диагностическое значение. В зависимости от локализации поражения, вызвавшего Д., выделяют несколько основных ее форм — бульбарную, псевдобульбарную, Экстрапирамидную, мозжечковую, корковую.

Возможна Д. вследствие патологического процесса непосредственно в мышцах языка, губ, гортани, глотки.

Бульбарная форма Д. возникает при поражении ядер IX, X, XII нервов или их корешков в продолговатом мозге. При этом нарушается звукообразование и словопроизношение, часто в сочетании с расстройством глотания, атрофией мышц языка, снижением глоточного рефлекса (см. Бульбарный паралич).

Псевдобульбарная Д. развивается при двустороннем поражении волокон корково-ядерных путей на разных уровнях: в белом веществе полушарий большого мозга, во внутренних капсулах, в верхних отделах ствола мозга. Отличительными признаками ее являются монотонность речи, отсутствие модуляций в сочетании с повышением глоточного и нижнечелюстного рефлексов и рефлексами орального автоматизма (см. Псевдобульбарный паралич).

К экстрапирамидной Д. относятся расстройства плавности артикуляции при экстрапирамидных гиперкинезах (см.), расстройства выразительности интонаций, невнятное произношение звуков, замедленность речи при паркинсонизме (см.).

Мозжечковые расстройства речи обусловлены атаксией речевой мускулатуры при поражении мозжечка или мозжечковых путей опухолью, воспалительными процессами (см. Мозжечок, патология) или чаще при рассеянном склерозе (см.). Речь при этом становится растянутой, прерывистой, скандированной.

Корковая Д. обусловлена поражением нижних отделов предцентральной и постцентральной извилин, где расположены центры артикуляционных движений; для этой формы характерны затруднения в произнесении слогов при сохранении правильной структуры слова.

Для обнаружения легкой степени Д. больному предлагают повторить слова со сложным звуковым сочетанием слогов, напр, «сыворотка из-под простокваши», «нынче погода размокропогодилась», и он произносит их с задержками, невнятно, с большим усилием. В тяжелых случаях резко нарушается способность образовывать речевые звуки, в речи больного много совершенно непонятных, нечленораздельных звуков. В отдельных случаях могут возникнуть затруднения в отграничении Д. от моторной афазии (см.). Следует учитывать, что при Д. страдает техника речи, а не ее высшая сигнальная функция, т. к. больной, несмотря на дефекты произношения, понимает слышанное, написанное, правильно излагает письменно свои мысли; общая схема структуры фразы и двигательные образы произносимых им слов сохранены.

Д. наблюдается при многих заболеваниях: боковом амиотрофическом склерозе, сирингобульбии, сосудистых заболеваниях головного мозга с множественными очагами поражения, с поражением ствола мозга, при прогрессивном параличе, при стволовой форме энцефалита, полиомиелита и др. При миастении отмечается повышенная истощаемость функций речевых мышц, которые восстанавливаются после отдыха или воздействия антихолинэстеразными препаратами (прозерин и др.). При миотонии некоторые больные отмечают в начале речи кратковременную «скованность» языка, а затем речь становится гладкой. Д. может возникнуть при аномалиях развития (дефекты твердого неба, волчья пасть) или повреждениях и заболеваниях периферического артикуляторного аппарата (отсутствие зубов, травмы челюстей и др.).

Лечению подлежит основное заболевание, в резидуальной фазе основного заболевания рекомендуются занятия с логопедом.

Библиография:

Винарская E. Н. и Пулатов А. М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга, Ташкент, 1973, библиогр.; Кисте н ев Б. А. О дизарт-рических расстройствах при нарушениях мозгового кровообращения, Журн, невропат. и психиат., т. 69, в. 3, с. 328, 1969, библиогр.; Лурия А. Р. Травматическая афазия, М., 1947, библиогр.; Митринович-Маджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха, пер. с польск., Варшава, 1965, библиогр.; Очерки по патологии речи и голоса, под ред. С. С. Ляпидевского, в. 1—3, М., 1960—1967; Тонконогий И. М. Инсульт и афазия, Л., 1968, библиогр.; Alajouanine Th. et Mozzico-п а с с i P. L’aphasie et desintegration fonc-tionnelle du language, P., 1944; Disorders of speech, perception, and symbolic behaviour, Handbook clin, neurol., ed. by P. J. Vinken a. G. W. Bruyn, v. 4, Amsterdam— N. Y., 1975, bibliogr.; Leanderson R., P e r s s o n A. a. O h m a n S. Electromyographic studies of the function of the facial muscles in dysarthria, Acta oto-la-ryng. (Stockh.), v. 263, p. 89, 1969.

P. А. Ткачев.

Елена Архипова — Логопедический массаж при дизартрии

1

Елена Филипповна Архипова

Логопедический массаж при дизартрии

Введение

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, М.Б. Эйдиновой.

В последние годы появились публикации, посвященные описанию приемов логопедического массажа, но в логопедическую практику внедряются приемы пока недостаточно. Вместе с тем целесообразность логопедического массажа признают все специалисты, занимающиеся с такими тяжелыми речевыми нарушениями речи как дизартрия, ринолалия, заикание и др.

Дифференцируются приемы логопедического массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при речевых нарушениях.

Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

– устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;

– стимуляция положительных кинестезии;

– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

– увеличение силы мышечных сокращений;

– активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

В данном пособии представлена авторская позиция в отношении логопедического массажа. Логопедический дифференцированный массаж рассматривается нами как структурная часть индивидуального логопедического занятия, проводимого с ребенком, имеющим дизартрию. Логопедический массаж предваряет артикуляционную гимнастику.

В пособии представлены три комплекса дифференцированного логопедического массажа, в каждом из которых предлагаются упражнения, направленные на преодоление патологической симптоматики.

I. комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус).

II. комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия).

III. комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус).

Структура индивидуального занятия включает 3 блока.

I блок, подготовительный. В него входят следующие направления:

? Нормализация тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводятся дифференцированный логопедический массаж, который оживляет кинестезии и создает положительные кинестезии.

? Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений (точность, ритмичность, амплитуда, переключаемость, сила мышечного сокращения, тонкие дифференцированные движения). С этой целью мы рекомендуем проводить артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой. Такая артикуляционная гимнастика, базирующаяся на новых, точных кинестезиях, будет способствовать совершенствованию артикуляционной моторики путем создания прочных проприоцентивных ощущений. Здесь учитывается принцип обратной афферентации (обратная связь), разработанный П.К.Анохиным.

? Нормализация голоса и голосовых модуляций, с этой целью рекомендуется голосовая гимнастика.

? Нормализация речевого дыхания. Формируется сильный, длительный, экономный выдох. С этой целью проводится дыхательная гимнастика.

? Нормализация просодии, т. е. интонационно-выразительных средств и качеств речи (темп, тембр, интонации, модуляции голоса по высоте и силе, логическое ударение, паузирование, речевое дыхание и др.). С этой целью предварительно на подгрупповых занятиях знакомят с эмоционально-выразительными средствами речи и развивают слуховое внимание. Учат дифференцировать интонационно-выразительные качества речи на слух. На индивидуальных занятиях добиваются отраженного воспроизведения доступных эмоционально-выразительных качеств речи (темп, модуляции голоса по высоте и силе, логического ударения, интонаций и др.)

? Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика. В работах Бернштейна НА., Кольцовой М.М. указывается на прямую взаимосвязь, и корреляционную зависимость моторных функций рук и качеств произносительной стороны речи, т. к. одни и те же зоны мозга иннервируют мышцы органов артикуляции и мышцы пальцев рук.

II блок, основной. В него входят следующие направления:

? Определение последовательности работы над звуками (зависит от подготовленности определенных артикуляционных укладов).

? Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции.

? Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции.

? Постановка звука традиционными в логопедии способами.

? Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях.

? Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах, словах для предупреждения смешений звуков в речи и дисграфических ошибок в школьном возрасте.

? Отработка слов сложной звуко-слоговой структуры.

? Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала.

III блок, домашнее задание.

Включает материал для закреплений знаний, умений, навыков, приобретенных на индивидуальных занятиях. Кроме того, планируются задания из психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия:

– развитие стереогенеза (т. е. умения на ощупь без зрительного контроля определять предметы по форме, величине, фактуре);

– развитие конструктивного праксиса;

– формирование пространственных представлений;

– формирование графомоторных навыков и т. д.

Принимая во внимание такую организацию и содержание индивидуального логопедического занятия в условиях ДОУ для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) или логопунктов при ДОУ и общеобразовательных школах, мы предлагаем отводить на логопедический массаж 3–5 минут. В зависимости от возраста детей и вида учреждения, где проводится логопедическая работа, изменяется и время, отводимое на индивидуальное занятие. Так с детьми младенческого и раннего возраста длительность индивидуальных занятий – 20 минут.

С детьми дошкольного возраста индивидуальное логопедическое занятие проводится в течение – 15 минут.

С детьми школьного возраста – 20 минут.

С подростками и взрослыми индивидуальные логопедические занятия по коррекции произносительной стороны речи при дизартрии проводятся в течение 30–45 минут. Учитывая регламент индивидуальных занятий, мы предлагаем проводить логопедический массаж не циклами (сеансами), как предлагают многие авторы, а начинать индивидуальное занятие с дифференцированного логопедического массажа. Отдельные приемы логопедического массажа (упражнения) отбираются с учетом выявленной патологической симптоматики. Адекватные приемы массажа создают положительные кинестезии, которые помогут улучшить артикуляционную моторику, так как подготовят базу для более качественных артикуляционных движений: точность, ритмичность, переключаемость, амплитуда, тонкие дифференцированные движения и другие. Таким образом, цель логопедического массажа проводимого в начале индивидуального занятия перед артикуляционной гимнастикой, состоит в создании и закреплении прочных, положительных кинестезии, которые создают предпосылки (по законам обратной связи) для совершенствования артикуляционной моторики у детей с дизартрией.

Пособие состоит из 3 глав. В I главе рассматривается структура речевого дефекта при стертой дизартрии, описываются патологические симптомы, которые определяют нарушение звукопроизношения и просодики.

1

Конец ознакомительного отрывка ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: