Какими бывают нарушения речевого развития, каковы их причины и методы коррекции?


Органические нарушения голоса статья по логопедии на тему

Содержание

1. Нарушение голоса……………………………………………………………………………………3

2. Органические нарушения голоса………………………………………………………………4-7

3. Влияние нарушений голоса на эмоционально-волевую сферу……………………7-8

4. Профилактика нарушений голоса……………………………………………………………..8-9

Список литературы……………………………………………………………………………………10

Приложение………………………………………………………………………………………………..11

1.НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а — отрицательная частица и греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра. Однако эти термины свидетельствуют только о степени проявления дефекта. За ними стоят определенные и весьма разнообразные изменения голосообразующих органов — гортани, надставной трубки, бронхов, легких и систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и др.). Помимо основных дефектов голоса — утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. Как правило, перечисленные симптомы присущи каждому голосовому нарушению и поэтому не являются дифференциальными. Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, распространены как у взрослых, так и у детей. Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

2.ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА

Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической. Среди органических нарушений речи выделяют центральные и периферические. К центральным органическим расстройствам относят: афонии и дисфонии при различных формах анартрии, дизартрии (экстрапирамидной, мозжечковой, псевдобульбарной) — то есть голосовые складки не иннервируются вследствие различных форм паралича или пареза. Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при детском церебральном параличе. К периферическим органическим расстройствам относят нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха. При патологоанатомических изменениях в надставной трубе наблюдается ринолалия и ринофония. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринофония – изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации без нарушений артикуляции и произношения. Голос при ринолалии (при расщелине нёба) глухой, немодулированный, с резким назальным оттенком вследствие утечки воздуха через нос. Тембр голоса при ринофонии изменяется вследствие нарушения функции мягкого неба. В результате, мягкое небо не примыкает к задней стенки глотки и голос становится назализованным. Назализация лишает тембр приятных модуляций, звуковысотных изменений, звонкости и «полетность» голоса. Отмечаются слабость голоса, сдавленное звучание, иногда сиплое или охриплое. Приглушенный, тусклый, мертвый звук голоса обедняет естественные интонации, мелодику речи, снижает ее выразительность. Больной затрудняется в передаче основных интонем – вопроса, просьбы, повеления, безразличия и др. Детям, страдающим ринофонией недоступны изменение тона и силы голоса. К периферическим органическим расстройства голоса относят нарушения, связанные с патологоанатомическими нарушениями в строении и функции гортани: ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы и параличи голосовых складок. Папилломатоз гортани. В детском возрасте часто встречаются доброкачественные новообразования гортани – папилломы, представляющие собой бородавчатые опухоли неясной этиологии. Располагаются они чаще всего на истинных или ложных голосовых связках. При этом заболевании отмечается прогрессирующая охриплость, доходящая постепенно до афонии, по мере роста и увеличения количества папиллом отмечают нарушения дыхания. Лечение хирургическим методом зачастую приводит к рубцовому стенозу гортани – значительному уменьшению или полному закрытию просвета гортани. Многочисленные операции по удалению постоянно появляющихся папиллом, рубцов, образованием ларинготрахеотомы (дырочка в шее, через которую ребенок может дышать) приводят к изменению строения гортани, ограничению подвижности голосовых связок, их неполному смыканию, гиперфункции ложных голосовых связок. Как следствие, возникает грубая дисфония или афония. Острый и хронический ларингит. Ларингит – воспаление гортани. Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении её нервно – мышечного аппарата. В большинстве случаев голосовые связки способны смыкаться, лишь иногда они находятся постоянно в сомкнутом состоянии и выглядят неподвижно. При определении характера колебаний они неравномерны по амплитуде (сила голоса – есть амплитуда колебаний, следовательно изменится сила голоса, будет осиплость) и по частоте (высота голоса – есть частота колебаний, следовательно будет то низкий, то высокий голос). Амплитуда чаще бывает сниженной, а сами движения ослабленные. Односторонний и краевой хордит. Наряду с диффузными формами ларингита встречаются локальные, к их числу и относят краевой и односторонний хордит – воспаление одной голосовой связки. Краевой хордит клинически проявляется отечностью и покраснением свободного края голосовой связки. Как правило, голосовые связки не колеблются при фонации, находятся в плотно сомкнутом состоянии. Амплитуда колебаний при этом уменьшена.

Узелки и полипы голосовых складок. При продолжительном функциональном расстройстве появляются и органические изменения в гортани – утолщается и набухает слизистая, образуются узелки на середине голосовых связок (так называемые узелки крикунов). Предрасполагающим фактором к появлению узелков является гипотония мышц голосового аппарата, перенесенные инфекции, операции носа и горла. Только появившиеся узелки при соблюдении режима молчания исчезают, застарелые образования лечат терапевтическим или хирургическим путем в сочетании с фониатрическими упражнениями. При узелках фонационное дыхание становится поверхностным, слабым, напряженным. Колебания при фонации чаще сохраняются и являются равномерными. Узелки чаще наблюдаются у мальчиков. При полипах голосовых связок картина более тяжелая. Либо голосовые связки не колеблются, либо их колебания асинхронные, ослабленные, колеблются не полностью.

Парезы и параличи гортани.

Парезы и параличи гортани возникают, например, после оперативного вмешательства, когда задевается блуждающий нерв, иннервирующий голосовые связки. Отмечается отсутствие при фонации приводящих движений на стороне поражения и отводящих – во время дыхания. При парезах отмечаются ослабленные, вялые колебания голосовых связок с малой амплитудой и смещением слизистой оболочки. При параличах колебания при фонации отсутствуют. При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания. Специфичным нарушением голоса является голос после удаления гортани (ларингоэктомии) – физиологический голос становится полностью невозможным, с помощью логопеда вызывается пищеводный голос.

3. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА НА ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВУЮ СФЕРУ. Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и Рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи. Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу. Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Можно выделить несколько причин, определяющих остроту этих переживаний. Одна из них — особенности личности. У лиц с лабильной нервной системой более подавленное настроение, неверие в возможность преодоления дефекта. Второй причиной является неправильная оценка, своего состояния. Многие считают, что паралич и последствия удаления опухоли необратимы. Третьей психотравмирующей причиной бывает длительность расстройства голоса и многократность недостаточно эффективного лечения. Наконец, одна из главных причин — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

4. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Различные заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых связок, нарушение резонаторной системы, болезни органов дыхания, заболевания сердечно-сосудистой системы, эндокринные расстройства, нарушение слуха, вредные факторы могут привести к расстройствам голоса. Восстановление голосовой функции у детей осуществляется комплексно совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии — фонопедии. Артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения сочетают с психотерапией, лечебной физкультурой и медикаментозным лечением. Дети получают специализированную помощь в лоротделениях и логопедических кабинетах поликлиник. Поэтому очень важно своевременно выявлять и устранять нарушения речи. Обязательно нужно с самого начала приводить речь ребенка к норме, чтобы ничто не мешало ему полноценно учиться, работать и жить. С целью предупреждения расстройств голоса следует охранять голос ребенка в дошкольном возрасте, не разрешать детям говорить слишком громко, крикливо, громко петь, кричать на морозе. Своевременно обращаться к врачу с какими-либо видимыми нарушениями. Ведь, здоровый голос ребенка — это залог его благополучного развития, воспитания и обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М., 1973
  2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2002.
  3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону, 2002
  4. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997
  5. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М., 1997. – Ч I.

Приложение

Органические нарушения голоса
Центральные:

Афонии и Дисфонии при Анартрии и Дизартрии (экстрапирамидной, мозжечковой и псевдобульбарной)

Периферические:
1.При нарушениях слуха.
2. При измениении в надставной трубе: (Рилолалия и Ринофония)
3. При изменении в гортани:

А) Инородные тела

Б) Аномалии гортани

В) Заболевания гортани:

  • Ларингит
  • Кровоизлияния
  • Хордит
  • Профессиональный трахеит
  • Нарушение подвижности (параличи и парезы)
  • Рубцовый стеноз
  • Образования гортани (доброкачественные и злокачественные)

Доброкачественные образования гортани:

— Узелки голосовых складок

— Киста

— Фиброма

— Папиллома и т.д.

Разновидности заболевания

Принято выделять несколько разновидностей дисфонии и афонии. Самыми тяжелыми расстройствами являются врожденные. Чаще всего они обусловлены нарушениями в работе ЦНС или аномалиями развития, поэтому требуют длительного и упорного лечения.

Приобретенные нарушения речи в большинстве случаев устраняются физиотерапевтическими процедурами и логопедическими упражнениями. В ряде случаев требуется помощь психолога. Несмотря на схожесть симптомов разных форм дисфонии и афонии, принципы их коррекции несколько отличаются.

Органическая дисфония

Не каждый вид расстройства речи поддается быстрой коррекции. К примеру, органическая дисфония требует достаточно длительного лечения, с участием оториноларинголога и логопеда. В ряде случаев может потребоваться помощь невролога. Органическая дисфония развивается в следующих случаях:

  • нарушения анатомии ротоглотки при опухолевых процессах, после хирургических вмешательств или травм;
  • хронические воспаления бактериальной или вирусной природы;
  • поражения нервов – периферических или центральных.

Органическая патология чаще всего проявляется в виде гипер- или гипотонуса голосовых складок. Голос становится хриплым, «дребезжащим», при разговоре пациент отмечает быструю утомляемость и возникновение болевого синдрома в горле.

Дисфония и афония у детей

Психогенная дисфония

Под термином психогенная дисфония подразумевается расстройство речи, возникающее в результате психических расстройств различного характера. В отличии от других видов дисфоний, психогенное расстройство всегда развивается стремительно, неожиданно для самого пациента. В большинстве случаев такое нарушение речи появляется одновременно с сильным психоэмоциональным перенапряжением.

Психогенная дисфония голоса протекает достаточно мягко. Как правило, голос пациента становится сдавленным, голосообразование неустойчивое, отмечается склонность к постоянному изменению тембра. Болевой синдром отсутствует, усталости при длительном разговоре не возникает. Лечение заключается в выполнении специальных логопедических упражнений и психотерапии.

Мутационная дисфония

До начала процесса полового созревания голосовой аппарат у юношей и девушек практически идентичен. С началом активной деятельности половых желез начинается выраженный рост гортани, в большей степени выраженный у мальчиков. Это провоцирует понижение тембра голоса на 1-1,5 октавы. Мутационная дисфония является физиологическим состоянием, которое протекает в три этапа.

Этап Признаки
Предмутационный Происходит сужение привычного диапазона, появляется быстрая утомляемость при разговоре, высокие ноты в голосе утрачиваются. На голосовых складках скапливается большое количество слизи.
Мутационный Резко меняется механизм голосообразования, увеличивается кадык, акустические изменения выражены максимально. Тембр голоса непостоянный, появляются охриплость и баритональные/басовые нотки.
Постмутационный Формируется постоянный тембр, исчезает охриплость. Нередко подросток отмечает быструю утомляемость при разговоре. Продолжительность этапа – до 2-х лет

Интересно! Мутационная дисфония голоса не требует медицинского вмешательства. Вмешательство логопеда может потребоваться вокалистам, а также в случае появления трудностей с произношением отдельных звуков.

Помощь врача при мутационной дисфонии

Дисфония палатина

В отечественной логопедической практике термин дисфония палатина или палатофония не используется – более актуальным является понятие ринолалия. Она представляет собой расстройство артикуляции и голосообразующей функции. Чаще всего патология обусловлена дефектами строения речевого аппарата, в результате которых нарушается нормальный процесс нёбно-глоточного смыкания.

При таком диагнозе часто требуется операция, дисфония этого вида может приводить к нарушению функции дыхания, а также существенно затруднять прием пищи. Особенно опасна патология для новорожденных. Ринолалия в детском возрасте часто сочетается с задержкой психоречевого развития, могут наблюдаться неврологические симптомы – нистагм, гиперрефлексия, птоз.

Важно! Несмотря на то, что дисфония и афония горла не являются жизнеугрожающими состояниями, требуется оперативная коррекционная работа. Она особенно актуальна в детском возрасте, поскольку велик риск развития сопутствующих расстройств – дисграфии или дислексии, лечение которых требует намного больше времени.

Психогенная афония

Это патология, характеризующаяся отсутствием голоса при попытках вербальной коммуникации. При этом, часто сохраняется возможность разговаривать шепотом. Такое состояние может называться истерическая афония, поскольку основной причиной становится психологические факторы. Среди них – истероидный тип характера, межличностные конфликты, психотравмы, фрустрация потребностей (невозможность получить желаемое).

Психогенная афония приводит к полной невозможности разговаривать звучным голосом. Но при этом сохраняется обычный смех, фонация при чихании и кашле. В редких случаях такая афония приводит не к потере голоса, а к его замене на чрезмерно высокий, «писклявый». Этот вид патологии сопровождается неприятными ощущениями в горле, к которым добавляются головная боль, бессонница, раздражительность, депрессивное состояние.

Болезнь афония, возникающая на фоне поражений ЦНС

Истинная афония

Такая афония голоса развивается только на фоне тяжелых поражений гортани. Это могут быть опухоли, рубцовые изменения после ожогов или травм, аномалии развития. Все это приводит к невозможности полного смыкания голосовых связок. Такая афония носит характер органического поражения, поэтому лечение осуществляется сразу несколькими специалистами – от логопеда и ЛОР-врача до невролога и терапевта.

Истинная афония характерна для такого заболевания, как ларингит. Это воспаление слизистой оболочки горла, которое нередко затрагивает и голосовые связки. Афония при ларингите требует срочного вмешательства врача и достаточно интенсивного лечения основного заболевания. Только сняв воспаление можно избавиться от афонии, в противном случае есть риск хронизации заболевания и усиления симптомов афонии. Такая афония у детей и взрослых часто сопровождается мучительным кашлем, что связано с утолщением голосовых складок и скоплением на них слизи.

Афония центрального происхождения

Осиплость и афония могут становиться следствием поражения центральной нервной системы. Это один из самых тяжелых видов патологии, который не всегда поддается коррекции. Афония центрального происхождения развивается на фоне таких патологий:

  • боковой амиотрофический склероз;
  • ДЦП;
  • поражения головного мозга различного генеза (инфекции, травмы, инсульты);
  • рассеянный склероз;
  • миастения.

Болезнь афония, возникающая на фоне поражений ЦНС всегда носит тяжелый характер. К потере голоса присоединяются другие симптомы, как правило, неврологического характера. Это могут быть головные боли, головокружение, онемение конечностей, парезы.

Логопедическая работа при дисфонии

Виды нарушений речи

Существует множество нарушений речи, отдельные из которых также классифицируются по разным признакам.

Алалия

В этом случае речь полностью отсутствует либо грубо недоразвита. Причины такой патологии носят органический характер – поражаются корковые речевые центры головного мозга.

При таком нарушении речевые реакции появляются поздно, словарный запас беден, нарушена слоговая структура, звукопроизношение, фонематические процессы. Для алалии свойственны аграмматизмы, когда предложения трудно формируются или воспринимаются.

Алалия может быть экспрессивной (моторной), импрессивной (сенсорной) или смешанной.

Афазия

Эта патология бывает только приобретенной, так как характеризуется расстройством речевой деятельности, которая ранее уже была сформирована. Использование собственной или понимание чужой речи при этом нарушается полностью или частично.

Выделяют следующие типы афазии:

  • моторный – афферентный или эфферентный;
  • акустический – акустико-гностический или акустико-мнестический;
  • динамический;
  • семантический.

Особенности клинической картины при афазии зависят от ее разновидности. Общим признаком является только нарушение речи.

Больше информации об афазии можете получить из этой статьи.

Брадилалия

В этом случае нарушается темп речи, а реализация артикулярного акта замедляется. Это относится к внутренней и внешней речи, письму, чтению.

Брадилалия

Для брадилалии характерен монотонный немодулированный голос, нечеткая артикуляция. При этом в большинстве случаев произношение слов правильное, хоть и замедленное. Патология выражается и неречевыми признаками: нарушается моторика (и мелкая, и общая), мимические движения. Пациент отличается неуклюжестью, общей заторможенностью, недостаточной координацией движений.

Такое нарушение может быть спровоцировано биологическими или психологическими факторами, возможно также наследование патологии.

Дизартрия

При этой патологии расстраивается произносительная организация речи. Причина кроется в пораженном центральном отделе речедвигательного анализатора и нарушенной иннервации мышц артикуляционного аппарата.

При дизартрии нарушается речевая моторика, звукопроизношение, голос, речевое дыхание, просодическая сторона речи. В тяжелых случаях возможно развитие анартрии, то есть полного отсутствия речи.

При дизартрии могут быть поражены различные области речедвигательного аппарата. В соответствии с этим фактором выделяют следующие типы патологии:

  • бульбарный;
  • псевдобульбарный;
  • корковый;
  • экстрапирамидный (подкорковый);
  • мозжечковый.

Дизартрия классифицируется также по степеням тяжести. Всего выделяют 4 степени от стертой дизартрии (может выявить только логопед в ходе диагностики) до анартрии.

Дизорфография

В этом случае нарушается письменная речь. Такое расстройство является специфическим и затрагивает усвоение орфографических навыков. В его основе кроется нарушенный речевой онтогенез и невербальные психические процессы.

Для дизорфографии характерны частые и устойчивые орфографические ошибки, хотя при этом пациент знает орфографические правила. Обычно такое нарушение проявляется в конце 2-3 класса при освоении морфологических принципов правописания, изучении и применении грамматических правил.

В соответствии с лингвистическим подходом дизорфография может быть морфологической, синтаксической или смешанной. В зависимости от количества ошибок выделяют также три степени тяжести патологии – легкую (до 20%), среднетяжелую (20-30%) и тяжелую (от 30%). Подробнее о дизорфографии читайте здесь.

Дисграфия

Данная патология также является специфическим расстройством письменной речи. Ее реализация и контроль нарушаются из-за недостаточного формирования или распада соответствующих психических функций.

Дисграфию характеризуют стойкие типичные и повторяющиеся ошибки, которые могут исчезнуть только при целенаправленном обучении.

Дисграфия бывает акустической, артикулярно-акустической, аграмматической, оптической. Выделяют и еще одну форму патологии, причиной которой является несформированный языковой анализ и синтез.

Дисграфия

Дислалия

В этом случае нарушается звукопроизношение, но слух и иннервация артикуляционного аппарата соответствуют нормам. При дислалии страдает устная речь – звуки заменяются, искажаются, смешиваются или отсутствуют.

Патология бывает органической (механической) и функциональной. В первом случае нарушено строение артикуляционного аппарата, во втором наблюдаются нейродинамические нарушения (обратимы) в коре головного мозга либо присутствуют социальные факторы. Подробную информацию о дислалии вы можете получить тут.

Дислексия

Данная патология является парциальной и подразумевает расстроенные навыки чтения. Причиной являются распавшиеся либо не полностью сформированные психический функции, которые позволяют осуществлять процесс чтения.

Дислексию характеризуют стойкие типичные и повторяющиеся ошибки, которые совершаются во время чтения. Человек смешивает или замещает звуки, читает по буквам, искажает слоговую структуру слова. Может быть нарушено осмысление прочитанного материала, имеют место аграмматизмы.

При дислексии могут быть не сформированы речевые функции. В таком случае патология бывает аграмматической, семантической либо фонематической. Если не сформированы психические функции, то дислексия может быть мнестической, оптической либо тактильной.

Задержка речевого развития

Данная патология подразумевает, что ребенок до 3 лет овладевает устной речью позднее, чем это принять по возрастным нормам. При этом словарный запас может быть недоразвит качественно либо количественно, не сформирована экспрессивная речь. У ребенка к 2 годам может отсутствовать фразовая речь, к 3 годам – связная речь. Дополнительную информацию о задержке речевого развития у ребенка и методах коррекции нарушения ищите здесь.

Заикание

Такая патология считается неврологической. Дефект проявляется в начале (чаще) или середине речи задержкой на одном звуке или целой их группе. Причиной являются артикуляционная и гортанная мускулатура, которые совершают судорожные движения.

Заикание бывает невротическим или неврозоподобным. В первом случае человек здоров, но пережил сильный стресс или невроз. Во втором случае имеет место заболевание нервной системы.

Читайте дополнительно об упражнениях, которые помогут избавится от заикания.

Клаттеринг

В этом случае дезорганизованы элементы речевого высказывания – темп, ритм, плавность. Такое расстройство носит несудорожный характер.

При клаттеринге речь монотонная, невнятная и слишком быстрая, наблюдаются артикуляционные нарушения. Человек может повторять слова и слоги, совершать лексико-грамматические ошибки, некорректно делать паузы и ударения.

Нарушения голоса

Эта патология подразумевает расстройство голосовой функции. Причина кроется в патологическом состоянии органов, обеспечивающих образование голоса. При этом может наблюдаться его недостаточная сила и высота, искаженный тембр, голосовое утомление, першение, ощущение кома в горле.

Нарушения голоса

Нарушение голоса может быть функциональным или органическим. В некоторых случаях он становится хриплым или исчезает совсем.

Общее недоразвитие речи

В этом случае нарушения затрагивают все стороны речи – звуковую, семантическую, лексико-грамматическую. Речевые расстройства сложны, но слух при этом полноценен, а интеллектуальное развитие в норме.

Общее недоразвитие речи может быть неосложненным, осложненным или грубым. В зависимости от степени тяжести патологии выделяют 4 уровня развития речи – от отсутствия общеупотребительной речи до остаточных пробелов в развитии некоторых ее сторон.

Ринолалия

Данную патологию характеризует расстроенная артикуляция и голосообразование. Причиной являются дефекты в строении и работе речевого аппарата. При ринолалии грубо искажается звукопроизношение, появляется назализация (носовой тембр) звуков, нарушаются фонематические процессы и письменная речь, ее лексико-грамматическая сторона недоразвита.

Ринолалия бывает открытой, закрытой или смешанной. В последнем случае носовые звуки отсутствуют, а голос приобретает назальный оттенок.

Тахилалия

В этом случае нарушается темп речепроизводства. Речевой поток становится патологически быстрым, речь характеризуется повторениями, запинками, искажением и проглатыванием отдельных слогов и целых слов. Нарушается также чтение и письмо.

Тахихалия может быть следствием различных заболеваний, неправильного воспитания детской речи или подражания неправильной речи окружающих. Выделяют также наследственную теорию происхождения патологии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: