Конспект открытого урока по развитию слухового восприятия и формированию произношения (фронтальное занятие) с подготовительным классом по теме: «Различение голосов домашних животных»

Занятие по РСВ и ФП
Развитие слухового восприятия, формирование произношения РСВ и ФП у детей с нарушением слуха тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. Навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся.

Развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей.

Требования программы составлены с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения. Рекомендуемый для занятий речевой материал должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это, как правило, наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию учащихся, знакомый им по значению.

Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом. При организации индивидуальных занятий, учитывается, что в начале обучения учащиеся воспринимают знакомые по значению слова, простые, короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников. Важно, чтобы ученик при предъявлении на слух текста постепенно научился понимать основное его содержание, а затем из воспринятого на слух текста выделять главную мысль.

Знакомый по значению речевой материал по рсв большинству учащихся дается сразу на слух. Учащиеся воспринимают новый текст на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов сначала целиком и по последовательно предъявляемым фразам, а затем воспринимают на слух задания по содержанию текстов. Вся работа с новым текстом проводится на 2—3 занятиях.

Одним из обязательных этапов каждого занятия по рсв является обучение восприятию на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера и речевого материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов. Обучение восприятию речи на слух в условиях ситуации на индивидуальных занятиях допускается только в случае необходимости и то в самом его начале непродолжительное время.

Контрольные работы по РСВ

Контрольная работа по РСВ 1 класс I полугодие 2016-2017 уч.г.

Контрольная работа по РСВ 1 класс II полугодие 2016-2017 уч.г.

Типы памяти

У кого-то хорошо развита фотографическая память, у кого-то — слуховая. Одни не могут запомнить то, что произошло несколько минут назад (кратковременная), другие — много лет назад (долговременная). Зная, какой тип требует тренировок, можно целенаправленно отобрать те игры, которые развивают именно его.

Слуховая

Отвечает за сохранение и активное использование в дальнейшем образов, которые мы слышим. Можно подобрать игры на развитие слуховой памяти:

  • онлайн-программа «Звукварь»;
  • командная / семейная игра «Мама положила в чемодан…»: каждый называет вещь, которую он взял бы с собой в путешествие, а следующий игрок повторяет то, что он сказал, и добавляет свой предмет — и так по кругу;
  • настольная игра «Головоноги», где каждому существу нужно придумать необычное имя и запомнить его.

В отдельную группу можно выделить игры, нацеленные на развитие слухоречевой памяти. Особенно это важно для учеников и студентов, которые много информации должны воспринимать на слух со слов учителя, лектора-преподавателя. Причём не просто усваивать, но и понимать, а затем суметь запомнить это и воспроизвести в нужный момент.

Здесь поможет конкурс «Пары слов». Ведущий произносит 6-10 пар слов, не связанных друг с другом (клетка — магазин, часы — весна, бусы — овчарка). Потом он говорит одно из этих слов, а игрок — второе. Взрослым можно посоветовать чаще играть в «Ассоциации», когда ведущий загадывает любое слово, а участники должны с помощью наводящих вопросов угадать его.

Зрительная / фотографическая

Ответственна за фиксирование и воспроизведение образов, которые мы видим. Есть специальные игры на её развитие.

  • «Фотоаппарат»

Маленькие детки должны как можно точнее запомнить картинку с изображением животного, школьники — сюжетную иллюстрацию, взрослые — картину известного живописца.

  • «День и ночь»

Нужно запомнить, что изображено на целой цепочке картинок (от 5 до 10 штук — в зависимости от возраста играющих). По команде ведущего «Ночь!» все закрывают глаза, карточки переворачиваются вниз изображением. По команде «День!» все открывают глаза. Ведущий показывает на картинку, называет участника, и тот должен вспомнить, что на ней было нарисовано.

  • «Художественный салон»

В одной комнате собирают различные интересные предметы (вазы, картины, статуэтки, скульптуры, подарочные издания книг). Вешают на них «ценники». Перед участниками ставят две задачи: купить в салоне как можно больше вещей и как можно дороже. Заводят их на 5-7 минут в комнату. Записывать им ничего нельзя. Они изучают предметы, выставленные на продажу. Их выводят из комнаты и начинают аукцион. Каждый участник называет предметы, которые он запомнил, и пытается описать их как можно точнее. Лот продаётся тому, кто сумел вспомнить больше деталей. Выигрывает участник, купивший самое большое количество вещей.

А также всевозможные дидактические игры, описанные выше: «Какой игрушки не хватает?», «Дай списать!» и т. д.

Практически все эти игры для развития зрительной кратковременной памяти, чтобы запоминать текст, картинку или цифры сразу, как только их увидели.

По теме: Эйдетическая память и как её развить

Тактильная

Нужна для сохранения образов, которые мы ощущаем с помощью осязания. Она должна быть хорошо развита у слепых и слабовидящих людей, а также в некоторых профессиях (у ювелиров, например). Важна в детском возрасте, так как через пальцы и тактильные ощущения у маленьких тренируются отделы головного мозга, отвечающие за речь. Поэтому в игры на развитие тактильной памяти можно играть в любом возрасте:

  • компьютерные игровые программы в жанре экшен;
  • игроку завязывают глаза, дают пощупать какой-нибудь предмет и предлагают нарисовать его;
  • участникам дают ощупать в мешке предметы, а затем назвать их;
  • ещё одна игра с мешочком: ведущий называет предмет, и игрок должен за ограниченное количество времени (например, 30 секунд) на ощупь отыскать его.

Самый яркий пример всем известной подвижной игры на развитие тактильной памяти — «Кошки-мышки».

Двигательная / моторная

Отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Важно при обучении плаванию, катанию на велосипеде, вождению транспортных средств и т. д. Чтобы она была хорошо сформирована, выбирайте игры на развитие двигательной памяти.

  • «Зеркало»

Ведущий показывает ряд движений, который участники должны в точности воспроизвести. Это могут быть па одного из танцевальных направлений, жестикуляции регулировщика на дороге, смешные позы или комплекс каких-то упражнений. Малышам в детском саду достаточно показать последовательность из 2-3 движений. Взрослые должны запоминать целые комбинации.

  • «Соседи»

Участники встают в круг. По центру ходит ведущий. Он резко останавливается напротив любого игрока и громко выкрикивает какое-нибудь действие: «Присесть!», «Поднять руки!», «Поднять правую ногу!», «Закрыть глаза!», «Поклониться!». Трудность в том, что участник, напротив которого встал ведущий, не должен шелохнуться, хотя будет казаться, что обращаются к нему, да и приказному тону сопротивляться сложно. А вот оба его соседа по правую и левую сторону должны выполнить действие. Проигрывает тот, кто не успеет сориентироваться.

Для развития двигательной памяти детям будет полезно купить настольную игру «Ритм и вызов», основанную на запоминании жестов.

Формирование произношения (ФП)

Формирование произношения (ФП) является основной задачей обучения произношению, формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.

Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при непосредственном общении с учителем (воспитателем), так и во время индивидуальных занятий. Формирование произношения, обучение произношению (фп) в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухозрительной и слуховой основе. При этом на специальных занятиях широко используется такой методический прием, как фонетическая ритмика, а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми (тем или иным учеником) на основе подражания.

Учащиеся, имеющие значительные остатки слуха, работают с индивидуальными слуховыми аппаратами. Постепенно, по мере формирования навыка восприятия речи на слух, все учащиеся переводятся на работу с индивидуальными слуховыми аппаратами. При их использовании учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и собственную речь.

В связи с особенностями речевого развития учащихся обучение их произношению (фп) проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком учащимся по значению.

Литература:

  1. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя. 1990.
  2. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. 1976.
  3. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под ред. В.И. Селиверстова. 2001.

Игры для развития памяти у детей в возрасте от 4 до 7 лет

Тренировка памяти и внимания у дошкольников более старшего возраста чаще всего проходит в группе, на занятиях в детском саду. Но и домашние упражнения приносят большую пользу, особенно если они доставляют удовольствие и детям, и родителям.

Выработайте привычку коротать время в дороге или в очереди к врачу с помощью разнообразных словесных игр.

Схема игры в слова

Игры в слова

Полезна упрощенная версия взрослой игры «в города». Словарный запас дошкольника еще не слишком велик, поэтому лучше не ограничивать его какой-то одной темой. Взрослый и ребенок по очереди называют слова, начинающиеся с той буквы, на которую закончилось предыдущее. По мере накопления игрового опыта, можно ставить условия: например, стараться не называть слова, заканчивающиеся на «а». Такое упражнение не только тренирует память ребенка, но и расширяет его словарный запас и кругозор.

Умение задавать вопросы, анализировать и держать в голове большой объем информации отлично развивает словесная игра, в которой ребенок угадывает задуманный взрослым предмет, спрашивая, из чего он сделан, где встречается, живой или неживой и так далее. Взрослый может отвечать только «да» или «нет».

Девочки рассматривают книжку

Цветное зрение

На основе запоминания картинок придумано множество игр для развития зрительной памяти. Вот одна из наиболее сложных, но в то же время интересных и азартных. Ведущий показывает ребятам карточку или страницу в книге, на которой изображено много ярких предметов разных цветов, причем цвета должны повторяться. Дети изучают картинки в течение определенного времени, после чего страница закрывается. Ведущий объявляет, что теперь все превратились в роботов, которые могут видеть только красный цвет, и просит назвать (или изобразить на бумаге) все соответствующие предметы, которые ребята смогли запомнить. Потом действие повторяется с синим, зеленым и другими цветами.

Ребенок что-то вспомнил

Особые приметы

Игра направлена на развитие ассоциативной памяти. Ведущий называет какой-либо признак, например, «кислый», и просит детей назвать первый предмет, пришедший в голову. Когда все крикнут: «Лимон!», взрослый предлагает им вспомнить еще какие-нибудь кислые вещи (клюква, кефир, яблоко). Упражнение способствует укреплению ассоциативных связей, а также наглядно показывает разницу между стандартным и креативным мышлением.

'Карточки для игры

Веселый танец

Старшие дошкольники любят подвигаться ничуть не меньше, чем малыши. Но при этом они способны выполнять более сложные задания. Ребята выстраиваются в круг, а один из детей становится в центре и под веселую музыку показывает какое-то простое движение. Остальные его повторяют, после чего в круг выходит другой ребенок, делает то же самое движение и добавляет еще одно свое. Затем снова ведущий меняется, и в танце накапливается уже три па. Так последовательность движений удлиняется, пока кто-то из детей не собьется, и все начинается сначала.

Дети играют в игру, где нужно определить предмет на ощупь

Что это, из чего это?

Понадобится ширма с отверстиями для рук или плотная повязка на глаза. Играющему показывают несколько предметов, а потом завязывают глаза и дают один из них в руки. Ребенок должен узнать предмет, использовав как можно меньше попыток. Вариаций игры можно придумать множество: угадывать вещи, которые перед этим не показывались, определять материал предметов (ткань, дерево, фольга), узнавать буквы и цифры из магнитной азбуки. Упражнение развивает тактильную память.

Чтобы обучающие игры приносили максимальную пользу, нужно ориентироваться на заинтересованность ребенка и на то, как он решает поставленные задачи. Малышам лучше давать задания, с которыми они точно справятся — успех нужен им как мотивирующий фактор. Дети постарше предпочитают легким победам задания потруднее, любят соревноваться, иначе им будет неинтересно.

Программы, календарные планы, по РСВ и ФП

Программы, календарные планы, по РСВ и ФП для обучающихся 2, 3 класса Вы можете скачать бесплатно, без регистрации.

Календарный план по РСВ для обучающихся2 класса

Календарный план по РСВ для обучающихся3 класса

Рабочая программа по РСВ и ФП для обучающихся2 класса

Рабочая программа по РСВ и ФП для обучающихся3 класса

Содержание работы по формированию произношения (ФП) для обучающихся2 класса

Содержание работы по формированию произношения (ФП) для обучающихся3 класса

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: