Развитие слухового восприятия, формирование произношения РСВ и ФП у детей с нарушением слуха тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. Навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся.
Развитие слухового восприятия
Развитие слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей.
Требования программы составлены с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения. Рекомендуемый для занятий речевой материал должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это, как правило, наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию учащихся, знакомый им по значению.
Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом. При организации индивидуальных занятий, учитывается, что в начале обучения учащиеся воспринимают знакомые по значению слова, простые, короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников. Важно, чтобы ученик при предъявлении на слух текста постепенно научился понимать основное его содержание, а затем из воспринятого на слух текста выделять главную мысль.
Знакомый по значению речевой материал по рсв большинству учащихся дается сразу на слух. Учащиеся воспринимают новый текст на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов сначала целиком и по последовательно предъявляемым фразам, а затем воспринимают на слух задания по содержанию текстов. Вся работа с новым текстом проводится на 2—3 занятиях.
Одним из обязательных этапов каждого занятия по рсв является обучение восприятию на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера и речевого материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов. Обучение восприятию речи на слух в условиях ситуации на индивидуальных занятиях допускается только в случае необходимости и то в самом его начале непродолжительное время.
Контрольные работы по РСВ
Контрольная работа по РСВ 1 класс I полугодие 2016-2017 уч.г.
Контрольная работа по РСВ 1 класс II полугодие 2016-2017 уч.г.
Типы памяти
У кого-то хорошо развита фотографическая память, у кого-то — слуховая. Одни не могут запомнить то, что произошло несколько минут назад (кратковременная), другие — много лет назад (долговременная). Зная, какой тип требует тренировок, можно целенаправленно отобрать те игры, которые развивают именно его.
Слуховая
Отвечает за сохранение и активное использование в дальнейшем образов, которые мы слышим. Можно подобрать игры на развитие слуховой памяти:
- онлайн-программа «Звукварь»;
- командная / семейная игра «Мама положила в чемодан…»: каждый называет вещь, которую он взял бы с собой в путешествие, а следующий игрок повторяет то, что он сказал, и добавляет свой предмет — и так по кругу;
- настольная игра «Головоноги», где каждому существу нужно придумать необычное имя и запомнить его.
В отдельную группу можно выделить игры, нацеленные на развитие слухоречевой памяти. Особенно это важно для учеников и студентов, которые много информации должны воспринимать на слух со слов учителя, лектора-преподавателя. Причём не просто усваивать, но и понимать, а затем суметь запомнить это и воспроизвести в нужный момент.
Здесь поможет конкурс «Пары слов». Ведущий произносит 6-10 пар слов, не связанных друг с другом (клетка — магазин, часы — весна, бусы — овчарка). Потом он говорит одно из этих слов, а игрок — второе. Взрослым можно посоветовать чаще играть в «Ассоциации», когда ведущий загадывает любое слово, а участники должны с помощью наводящих вопросов угадать его.
Зрительная / фотографическая
Ответственна за фиксирование и воспроизведение образов, которые мы видим. Есть специальные игры на её развитие.
- «Фотоаппарат»
Маленькие детки должны как можно точнее запомнить картинку с изображением животного, школьники — сюжетную иллюстрацию, взрослые — картину известного живописца.
- «День и ночь»
Нужно запомнить, что изображено на целой цепочке картинок (от 5 до 10 штук — в зависимости от возраста играющих). По команде ведущего «Ночь!» все закрывают глаза, карточки переворачиваются вниз изображением. По команде «День!» все открывают глаза. Ведущий показывает на картинку, называет участника, и тот должен вспомнить, что на ней было нарисовано.
- «Художественный салон»
В одной комнате собирают различные интересные предметы (вазы, картины, статуэтки, скульптуры, подарочные издания книг). Вешают на них «ценники». Перед участниками ставят две задачи: купить в салоне как можно больше вещей и как можно дороже. Заводят их на 5-7 минут в комнату. Записывать им ничего нельзя. Они изучают предметы, выставленные на продажу. Их выводят из комнаты и начинают аукцион. Каждый участник называет предметы, которые он запомнил, и пытается описать их как можно точнее. Лот продаётся тому, кто сумел вспомнить больше деталей. Выигрывает участник, купивший самое большое количество вещей.
А также всевозможные дидактические игры, описанные выше: «Какой игрушки не хватает?», «Дай списать!» и т. д.
Практически все эти игры для развития зрительной кратковременной памяти, чтобы запоминать текст, картинку или цифры сразу, как только их увидели.
По теме: Эйдетическая память и как её развить
Тактильная
Нужна для сохранения образов, которые мы ощущаем с помощью осязания. Она должна быть хорошо развита у слепых и слабовидящих людей, а также в некоторых профессиях (у ювелиров, например). Важна в детском возрасте, так как через пальцы и тактильные ощущения у маленьких тренируются отделы головного мозга, отвечающие за речь. Поэтому в игры на развитие тактильной памяти можно играть в любом возрасте:
- компьютерные игровые программы в жанре экшен;
- игроку завязывают глаза, дают пощупать какой-нибудь предмет и предлагают нарисовать его;
- участникам дают ощупать в мешке предметы, а затем назвать их;
- ещё одна игра с мешочком: ведущий называет предмет, и игрок должен за ограниченное количество времени (например, 30 секунд) на ощупь отыскать его.
Самый яркий пример всем известной подвижной игры на развитие тактильной памяти — «Кошки-мышки».
Двигательная / моторная
Отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Важно при обучении плаванию, катанию на велосипеде, вождению транспортных средств и т. д. Чтобы она была хорошо сформирована, выбирайте игры на развитие двигательной памяти.
- «Зеркало»
Ведущий показывает ряд движений, который участники должны в точности воспроизвести. Это могут быть па одного из танцевальных направлений, жестикуляции регулировщика на дороге, смешные позы или комплекс каких-то упражнений. Малышам в детском саду достаточно показать последовательность из 2-3 движений. Взрослые должны запоминать целые комбинации.
- «Соседи»
Участники встают в круг. По центру ходит ведущий. Он резко останавливается напротив любого игрока и громко выкрикивает какое-нибудь действие: «Присесть!», «Поднять руки!», «Поднять правую ногу!», «Закрыть глаза!», «Поклониться!». Трудность в том, что участник, напротив которого встал ведущий, не должен шелохнуться, хотя будет казаться, что обращаются к нему, да и приказному тону сопротивляться сложно. А вот оба его соседа по правую и левую сторону должны выполнить действие. Проигрывает тот, кто не успеет сориентироваться.
Для развития двигательной памяти детям будет полезно купить настольную игру «Ритм и вызов», основанную на запоминании жестов.
Формирование произношения (ФП)
Формирование произношения (ФП) является основной задачей обучения произношению, формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при непосредственном общении с учителем (воспитателем), так и во время индивидуальных занятий. Формирование произношения, обучение произношению (фп) в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухозрительной и слуховой основе. При этом на специальных занятиях широко используется такой методический прием, как фонетическая ритмика, а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми (тем или иным учеником) на основе подражания.
Учащиеся, имеющие значительные остатки слуха, работают с индивидуальными слуховыми аппаратами. Постепенно, по мере формирования навыка восприятия речи на слух, все учащиеся переводятся на работу с индивидуальными слуховыми аппаратами. При их использовании учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и собственную речь.
В связи с особенностями речевого развития учащихся обучение их произношению (фп) проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком учащимся по значению.
Литература:
- Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя. 1990.
- Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. 1976.
- Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под ред. В.И. Селиверстова. 2001.
Игры для развития памяти у детей в возрасте от 4 до 7 лет
Тренировка памяти и внимания у дошкольников более старшего возраста чаще всего проходит в группе, на занятиях в детском саду. Но и домашние упражнения приносят большую пользу, особенно если они доставляют удовольствие и детям, и родителям.
Выработайте привычку коротать время в дороге или в очереди к врачу с помощью разнообразных словесных игр.
Игры в слова
Полезна упрощенная версия взрослой игры «в города». Словарный запас дошкольника еще не слишком велик, поэтому лучше не ограничивать его какой-то одной темой. Взрослый и ребенок по очереди называют слова, начинающиеся с той буквы, на которую закончилось предыдущее. По мере накопления игрового опыта, можно ставить условия: например, стараться не называть слова, заканчивающиеся на «а». Такое упражнение не только тренирует память ребенка, но и расширяет его словарный запас и кругозор.
Умение задавать вопросы, анализировать и держать в голове большой объем информации отлично развивает словесная игра, в которой ребенок угадывает задуманный взрослым предмет, спрашивая, из чего он сделан, где встречается, живой или неживой и так далее. Взрослый может отвечать только «да» или «нет».
Цветное зрение
На основе запоминания картинок придумано множество игр для развития зрительной памяти. Вот одна из наиболее сложных, но в то же время интересных и азартных. Ведущий показывает ребятам карточку или страницу в книге, на которой изображено много ярких предметов разных цветов, причем цвета должны повторяться. Дети изучают картинки в течение определенного времени, после чего страница закрывается. Ведущий объявляет, что теперь все превратились в роботов, которые могут видеть только красный цвет, и просит назвать (или изобразить на бумаге) все соответствующие предметы, которые ребята смогли запомнить. Потом действие повторяется с синим, зеленым и другими цветами.
Особые приметы
Игра направлена на развитие ассоциативной памяти. Ведущий называет какой-либо признак, например, «кислый», и просит детей назвать первый предмет, пришедший в голову. Когда все крикнут: «Лимон!», взрослый предлагает им вспомнить еще какие-нибудь кислые вещи (клюква, кефир, яблоко). Упражнение способствует укреплению ассоциативных связей, а также наглядно показывает разницу между стандартным и креативным мышлением.
Веселый танец
Старшие дошкольники любят подвигаться ничуть не меньше, чем малыши. Но при этом они способны выполнять более сложные задания. Ребята выстраиваются в круг, а один из детей становится в центре и под веселую музыку показывает какое-то простое движение. Остальные его повторяют, после чего в круг выходит другой ребенок, делает то же самое движение и добавляет еще одно свое. Затем снова ведущий меняется, и в танце накапливается уже три па. Так последовательность движений удлиняется, пока кто-то из детей не собьется, и все начинается сначала.
Что это, из чего это?
Понадобится ширма с отверстиями для рук или плотная повязка на глаза. Играющему показывают несколько предметов, а потом завязывают глаза и дают один из них в руки. Ребенок должен узнать предмет, использовав как можно меньше попыток. Вариаций игры можно придумать множество: угадывать вещи, которые перед этим не показывались, определять материал предметов (ткань, дерево, фольга), узнавать буквы и цифры из магнитной азбуки. Упражнение развивает тактильную память.
Чтобы обучающие игры приносили максимальную пользу, нужно ориентироваться на заинтересованность ребенка и на то, как он решает поставленные задачи. Малышам лучше давать задания, с которыми они точно справятся — успех нужен им как мотивирующий фактор. Дети постарше предпочитают легким победам задания потруднее, любят соревноваться, иначе им будет неинтересно.
Программы, календарные планы, по РСВ и ФП
Программы, календарные планы, по РСВ и ФП для обучающихся 2, 3 класса Вы можете скачать бесплатно, без регистрации.
Календарный план по РСВ для обучающихся2 класса
Календарный план по РСВ для обучающихся3 класса
Рабочая программа по РСВ и ФП для обучающихся2 класса
Рабочая программа по РСВ и ФП для обучающихся3 класса
Содержание работы по формированию произношения (ФП) для обучающихся2 класса
Содержание работы по формированию произношения (ФП) для обучающихся3 класса