Методы и приёмы развития речи дошкольников.


Методы развития речи дошкольников

Речь ребенка обогащается быстрее, если его естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Главным условием ускорения речевого развития является применение различных методов обучения. Методом обучения называют способ работы педагога и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.

В основе развития речи дошкольников лежат определенные закономерности, опираясь на которые можно обосновать методы обучения речи. Рассмотрим некоторые из них. Исследователи речевого развития дошкольников (К. И. Чуковский, А. Н. Гвоздев, А. Р.Лурия, А.А.Леонтьев, д. Б. Эльконин, Ф. А. Сохин и др.) стремились объяснить механизмы усвоения языка ребенком в возрасте двух — пяти лет, когда он, не зная никаких правил, не только строит предложения, но и склоняет имена существительные, спрягает глаголs, правильно строит словосочетания. С поразительной легкостью в процессе восприятия и продуцирования речи, на основе аналогий и первичных обобщений он овладевает языком. Как же это происходит? Ребенок усваивает слова, их значения, формы, сочетания, синтаксические конструкции из речи окружающих людей, воспринимая и понимая ее, постоянно связывал языковые формы и их значения, улавливая и обобщая аналогии форм и значений. Поэтому для развития речи, как мы уже подчеркивали, нужны речевая среда, дающая образцы языка, и речевая активность самого ребенка. Из этой закономерности выводится метод обучения, получивший название
имитационного метода (метода обучения по образцу).
Когда речь идет об имитационном методе, то здесь важно отличать самостоятельную работу ребенка «по образцу» от простого механического заучивания и воспроизведения (догматический метод). По мнению М. Р. Львова, «обучение по образцу» отличается от догматического метода обучения тем, что использование образца всегда требует познавательной активности детей, их, самостоятельности. В работе «но образцу» применяется языковый анализ и синтез, делаются первичные обобщения
[75].
Метод обучения по «образцу» предполагает: — пересказ литературных произведений; — составление предложений по типу данного, по схе1е; обучение произношению и интонациям; — выразительное чтение стихотворений по примеру взрослого; — сочинение рассказов по аналогии с прочитанным. По образцу дети учатся составлять тексты — описание, повествование, рассуждение. Исследователи детской речи считают, что ограничиваться только образцами нельзя, необходимо организовать процесс познания ребенком языковой действительности, учитывая такую закономерность речевого развития детей, как элементарное осмысление и осознание явлений
языка
и речи [19]. добиться этого можно используя
проблемный (поисковый) метод
обучения, который направлен на появление заинтересованности в принятии информации, желания уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы, проявление элементов творчества, умения усваивать способы познания и применять их на другом материале. Включение детей в процесс познания осуществляется через речевые логические задачи, проблемные вопросы, творческие задания, экспериментирование, моделирование, сравнение, упражнение, дидактические игры. Назначение языка —. быть средством общения. Овладеть языком — значит овладеть средством общения, овладеть речью — значит научиться общению посредством языка. Из функции языка выводится
коммуникативный метод
развития речи. М. Р. Львов сформулировал следующие требования к этому методу: — любое высказывание ребенка должно быть мотивированно, вытекать из потребности что-то сказать. Мотивацией речевой деятельности детей в детском саду могут служить игровые ситуации, побуждающие дошкольника говорить естественно, согласно выполняемой в игре роли, в связи со сложившимися условиями игры (убедить, доказать, объяснить, сообщить, спросить и тд.); ситуации, вызывающие интерес детей к слушанию сказки, рассказа; ситуации, вызывающие стремление писать письма детям в другие детские сады или заболевшему товарищу; ситуации, стимул ируюшие детей к беседе, разговору; — ребенок должен быть подготовлен в достаточной мере к содержательному высказыванию, т. е. ему необходимо располагать существенным, важным материалом. Без свободного владения материалом говорящий не сможет осуществить коммуникацию; коммуникативная цель будет достигнута лишь в том случае, если ребенок владеет достаточным словарным запасом, быстро образует грамматические формы, строит предложения и связывает их между собой в тексте, владеет интонациями [75]. Коммуникативный метод имеет свой арсенал методических приемов, к которым относятся: создание речевых ситуаций; беседы; ролевые игры; прогулки и экскурсии; наблюдения; труд и другие виды деятельности, которые могут вызвать у детей потребность в высказывании, а также помочь им в выборе материала для рассказов и т.д. При развитии речи важным моментом является умение обеспечить обратную связь. Важно, чтобы ни одно высказывание до школьников не оставалось без внимания. Необходимо широко практиковать
анализ высказываний детей
воспитателем и сверстниками. Анализируя высказывания детей, важно делать замечания по существу, вносить конструктивные предложения, делать содержательные добавления, всем вместе обдумывать, как можно было бы сказать лучше, как удачнее построить рассказ. Важно, чтобы сверстники помогали говорящему ребенку исправлять речевые ошибки, советовали, как можно сказать по-другому, лучше, точнее, выразительнее. Такая языковая тренировка развивает речевые способности детей. Вопрос и задание для повторения 1. Назовите основные методы развития речи дошкольников, 2. На какие закономерности развития речи детей следует опираться при выборе методов обучения?

Для чего деткам нужно развивать речь в детсаду

Забавы и веселье

Во время занятий по развитию речи детки дошкольного возраста смогут четче произносить звуки, а также расширят границы своего словарного запаса. Таким образом крошки осваивают речевую грамоту, учатся строить диалоги со сверстниками, а также совершенствуют грамотность. Занятия проводятся в игровой форме и в виде театрализованных представлений, во время которых малыш может повысить знания культуры.

Основной акцент в таких программах делается именно на формировании связного донесения мыслей и умения строить предложения в любой ситуации. Таким образом малыши учатся получать и обрабатывать услышанную информацию, а затем грамотно излагать ее. Уровень развития речи крохи свидетельствует о ее воспитании и даже логическом мышлении.

Детские психологи настоятельно рекомендуют закладывать «речевой фундамент» еще в дошкольном возрасте, так как тогда малыши наиболее восприимчивы к новой информации. В последнее время увеличилось количество деток с отставанием и дефектами в разговоре, которые возникают из-за интеллектуальной задержки в развитии. Если вовремя не решить данную проблему, ребенок может испытывать дискомфорт при общении со сверстниками в школе, а то и стать объектом насмешек и издевательств.

Вместе с этим ищут и читают:

Проверить очередь в детский сад через интернет и Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей

Способы обучения детей грамотной речи воспитателем

Большую роль в развитии речи детей дошкольного возраста играют воспитатели. В связи с этим к культуре речи педагогов предъявляются особые требования. Общение между воспитателями и детьми происходит как на бытовом уровне, так и в плане учебной программы. Потенциал речевой среды дошкольников зависит напрямую от качества речи педагога.

Цели и задачи формирования речи дошкольников

Целью речевого развития в дошкольном возрасте является формирование правильной и грамотной речи с учетом возрастных особенностей. В теории педагогики существуют три аспекта задач развития речи:

  • структурный — основан на формировании фонетического, грамматического и лексического языкового уровня;
  • коммуникативный — развитие навыков владения языком, коммуникативных функций, умения связывать предложения в целостный рассказ, познание форм общения;
  • познавательный или когнитивный — этот аспект формирует способности к осознанию явлений речи и языка.

Важно! Основная работа по развитию речи должна вестись в направлении формирования навыков устного речевого общения. Уровень речевого воспитания тесно связан с развитием мышления, формированием основ нравственности и эстетики.

Логопедические занятия в саду

Создание условий формирования у детей навыков правильного звукопроизношения

Родители и воспитатели должны осознавать ответственность за воспитание чистоты речи у детей с ранних дней жизни. Все возрастные отклонения в произношении уходят у детей к возрасту пяти лет. Но процесс не может проходить самостоятельно. Связная и грамотная речь формируется на примере взрослых.

Педагоги и родители обязаны создать такие условия, в которых ребенок будет слышать только грамотную речь. Очень важна и окружающая среда. Нельзя с малышом сюсюкаться в семье. Такой способ общения приведет к тому, что будет развиваться неправильное звукопроизношение.

Важно! Часто родители делают большую ошибку. С целью обучения ребенка они заставляют его заучивать сложные и длинные стихи. Это приводит к перегрузке. Такое средство может только усугубить проблемы с произношением. Любое занятие должно соответствовать возрасту ребенка, и быть ему интересным.

Речь ребенка в год

Воспитатели детского сада должны контролировать процесс формирования у детей грамотного произношения с раннего возраста. По проекту обучения, как на занятиях, так и на прогулках, должны проводиться наблюдения. В общей системе работы важное место занимают игры, чтение сказок, стихов, проведение бесед.

Создание естественной среды в саду

Принципы выявления нарушений и их коррекции

В процессе наблюдения за детьми, анализа их произношений, педагоги используют диагностический способ для выявления нарушений.

В состав основных принципов коррекции речевых нарушений входят следующие:

  • системность — при проведении диагностики необходимо воздействовать на все компоненты речи, включая структуру;
  • принцип развития — важно определить основное нарушение и направлять на него всю работу;
  • комплексность — работа по логопедической направленности должна вестись в комплексе с медицинским и психологическим воздействием;
  • принцип взаимосвязи речи и психологии — логопед должен проводить корректировку и тех отклонений в развитии, которые мешают правильному функционированию речевой деятельности.

В работе по коррекции звукового произношения используются практические и словесные методы.

Анализ произношения детей

Теории и методики речевого развития у дошкольников

Изучение речи — важная часть учебного процесса, умственного воспитания малыша. Владение языком считается важным критерием готовности к школьной программе.

В соответствии с ФГОС дошкольная методика развития речи должна быть направлена на достижение следующих целей:

  • формирование свободного общения детей друг с другом;
  • развитие словарного запаса;
  • развитие слуха;
  • изучению литературы.

Методики развития в ДОУ

Методики обучению развития речи должны быть направлены на достижения у малыша умения выражать свободно свои мысли и желания, поддерживать разговор как со сверстниками, так и со взрослыми, развивать творческие навыки и способности.

Виды современных методик

Существует большое количество современных методик развития речи. Чаще всего работа в детском саду строится на методических учебниках Яшиной В. И, Алексеевой М. М. и Федоренко Л. П.

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста авторов Яшиной и Алексеевой популярна за счет четкой поэтапности заданий. Программа включает в себя следующее:

  • пополнение словарного запаса;
  • формирование грамотного восприятия звуков;
  • развитие умений строить предложения;
  • обучение связанному повествованию.

Современные методики предполагают активное использование наглядных приемов, показ картин, фотографий, проведение бесед. Большую роль в развитии речи дошкольников играют театральные сценки, уроки рисования. В старших группах направленность идет на выявление нарушений и их коррекцию.

Формы обучения

Этапы развития речи

Познание окружающего мира начинается с самого рождения. Именно в этот период закладываются речевые основы. Первые осознанные слова у ребенка можно услышать в возрасте одного года. Начинается накопление словарного запаса, усовершенствуется произношение. Каждый день малыш будет раскрывать что-то новое.

В возрасте трех лет малыш произносит простые предложения, он способен рассказать об увиденном, выразить свои желания. К пяти годам словарный запас активно расширяется, дети поют песни, рассказывают стихи.

Этапы развития

Методы развития речи

Под методом развития речи в педагогике понимается способ деятельности педагога, направленный на формирование речевых навыков.

Методы и приемы классифицируются в зависимости от используемых в работе материалов, характера познавательной деятельности.

Педсовет в ДОУ по речевому развитию в соответствии с ФГОС

Выделяется три основные методики:

  • наглядная;
  • словесная;
  • практическая.

Многие педагоги считают это деление условным, так как четкой границы между ними нет. Все три метода должны работать взаимосвязано.

В детском саду чаще всего применяются наглядные методы. Они подразделяются на опосредованные и непосредственные. Ко второй группе относятся проведения экскурсий, осмотры помещений. Мероприятия направлены на накопление словарного запаса.

Словесные методы включают в себя чтение художественной литературы, заучивание стихов, пересказ. Это должно сопровождаться наглядными приемами, так как дошкольный возраст обязательно требует наглядности.

Практические методы состоят из использования дидактических материалов, игр, постановок сценок.

Основные методы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: