Задержка психического развития и задержка психо-речевого развития (ЗПР, ЗПРР)

Для детей с ЗПР с успехом можно использовать комплекс упражнений «Зарядка для ума и тела», который размещен на нашем сайте в разделе «Развитие познавательных функций».

ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту). [Словарь коррекционной педагогики и психологии. Ярославль, 1998 г.]

Причины возникновения ЗПР различны. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие. ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.

Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости

  • Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерно порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
  • В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
  • В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
  • Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)
  • При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.
  • Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
  • Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.
  • Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат
  • Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)

Задержка психического развития и задержка психо-речевого развития (ЗПР, ЗПРР)

Поставить диагноз может лишь специалист – психоневролог. Никакие учителя и социальные работники, какую бы квалификацию они не имели, не могут вынести «приговор». Однако если Вы сами чувствуете, что Ваш ребенок отстает в развитии, и, тем более, если Вам посоветовали обратиться к специалисту, сделать это следует немедленно: чем раньше начать лечение и коррекцию, тем проще избавить ребёнка от этой проблемы.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы.

Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Очень важно начать проводить коррекционную программу как можно раньше – тогда у ребенка будет достаточно времени, чтобы пойти в школу подготовленным и не взвалить на себя с первого класса «печать» неуспешности. Медикаментозную поддержку и коррекционные занятия нужно начинать сразу же как психоневролог предположил диагноз, у малышей с ЗПР или ЗПРР есть несколько сочетанных нарушений, которые зависят друг от друга – так проблемы с самоконтролем естественно ведут к проблеме внимания, концентрации, а те в свою очередь ведут к проблемам общего и интеллектуального развития.

В нашем центре проблему ЗПР и ЗПРР решают комплексно несколько специалистов – речевой терапевт, дефектолог, нейропсихолог, двигательный терапевт.

Отличие ЗПР от педагогической запущенности

Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные.

Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Не сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, лож – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий из вне. При таком стихийном формировании без педопеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.

Тема «Особенности логопедической работы с детьми с задержкой психического развития»

План

1. Особенности речевого развития детей с ЗПР.

2. Задачи и содержание коррекционно-логопедического воздействия.

При задержке психического развития имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом

. Характерными являются: сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных речевых дефектов. Структура речевого дефекта является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии. Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с задержкой психического развития является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи. Фонетическая сторона речи у дошкольников с ЗПР страдает различными нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции. Помимо этого отмечается общая вялость артикуляции вследствие снижения тонуса артикуляционных мышц. Картина проявления нарушений звукопроизношения у детей включает: отсутствие звука, искажение звука, замену звука и смешение звуков. Наряду с отклонениями в различении фонем дети с ЗПР испытывают затруднения в удержании последовательности и количества слогового ряда, а также предложений из 4-5 слов. У детей с ЗПР, имеющих дефекты речи, выявлен низкий уровень владения звуковым анализом слова. Нарушения речи, связанные с фонетико-фонематическим недоразвитием, могут привести к заменам звуков и букв при обучении чтению и письму, поэтому требуется длительная работа по развитию фонематического восприятия и формированию звукового анализа при подготовке ребенка к школе.

Задачи и содержание коррекционно-логопедического воздействия:

развитие и совершенствование общей и мелкой моторики; развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений; переключения движений; объема, тонуса, темпа, точности, координации); развитие слухового восприятия, внимания; развитие зрительного восприятия, памяти; развитие ритма; формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звуко-слоговой структуры; совершенствование лексических и грамматических средств языка; развитие навыков связной речи. В подготовительный период восполняются пробелы в формировании психофизических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне, создается база, необходимая для коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР, проводится работа по развитию общей, ручной, речевой моторики, развитию слухового, зрительного восприятия, внимания, памяти, ритма, звукового анализа и синтеза, формированию произносительных умений и навыков. На основном этапе логопедической коррекции речевой материал усложняется: предлагаются упражнения-игры на различение смешиваемых фонем в словах с использованием таких видов работы, как подбор детьми слов с определенным звуком, подбор картинок и т.п. При пополнении словарного запаса детей с ЗПР особое значение имеют речевая практика, познавательная и речевая активность. Для пополнения и активизации словарного запаса эффективно использовать словесные игры, так как в них корригируется одновременно и речевая, и познавательная деятельность детей («Магазин», «Что бывает широкое?», «Похож – не похож» и др.) В связи с этим применяются такие приемы, как описание предметов, их изображений, описание по памяти, рассказы по представлениям, а также отгадывание и придумывание загадок. Необходимым условием расширения словарного запаса является развитие способности к словообразованию, т. е. образованию производных слов от корневых. В работе по обогащению словарного запаса детей особого внимания требует предикативный словарь, прилагательные. Одновременно продолжается работа по систематизации номинативного словаря, в особенности по освоению родовых понятий, последняя способствует развитию операций обобщения, аналитико-синтетической деятельности детей. С целью формирования умения сознательно оперировать своей речью детям можно предлагать следующие задания: 1) изменение исходного слова и получение его форм или родственных ему слов; 2) сопоставление двух предложений, отличающихся одним словом; 3) анализ предложений с помощью интонирования; 4) придумывание предложений с заданным словом и определение количества слов в них; 5) анализ задан-ного предложения с помощью фишек (схема предложения) и др. Одной из важных задач логопедической работы со школьниками с ЗПР является усиление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация взаимосвязи речи и деятельности учащихся. Умение дать отчет о выполненной работе и рассказать о предстоящей способствует преодолению нерешительности, растерянности, укрепляет веру в собственные возможности. Коррекция процесса письма проводится по используемым в логопедии методикам с учетом характера и степени выраженности нарушений письма и особенностей психофизического развития детей с ЗПР. Для формирования навыка чтения дети с ЗПР нуждаются в специальных условиях обучения, которые включают: особый подготовительный период, предусматривающий организацию направленности внимания детей на звуковую сторону речи; длительную и систематическую работу по формированию фонематического слуха и фонематических представлений; развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Организация логопедической работы с детьми, у которых задержка психического развития осложнена речевыми нарушениями, осуществляется с учетом следующих факторов.
1. Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). 2. Взаимосвязь логопедической работы с программой по подготовке кобучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитиюречи, ритмике, музыке. Работа по коррекции речи у дошкольников сЗПР должна проводиться в тесной взаимосвязи логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя. 3. Системный подход к формированию речи: логопедическая работана любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической). 4. Использование наглядности с целью активизации познавательной иречевой деятельности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям. 5. Включение в каждое занятие игровых упражнений (с целью повышения эмоциональной и умственной активности детей). 6. Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с задержкой психического развития различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического); учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям; учет особенностей психомоторики детей с ЗПР.

Особенности работы учителя-логопеда в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР

В настоящее время неуклонно растет число детей с проблемами в развитии. По этой причине растет значимость образовательных учреждений компенсирующего вида. Детский сад компенсирующего типа (с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции) опирается на компенсирующее обучение, т. е. на создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.

Компенсирующее обучение — это, в первую очередь, индивидуальное обучение.

Понятие ЗПР («задержка психического развития») употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы — органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего, это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций.

Основной целью коррекционного детского сада для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка. Деятельность учителя-логопеда в детском саду компенсирующего вида организуется с учетом особенностей детей с ЗПР и опирается на принципы коррекционно-развивающего обучения и воспитания. В своей работе педагог должен учитывать структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР, информацию о здоровье ребенка, условия жизни и воспитания в семье, возраст ребенка на момент поступления в детский сад, длительность пребывания ребенка в детском саду компенсирующего вида. Свою педагогическую деятельность учитель-логопед строит на диагностической основе.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации того процесса. Основными задачами обследования детей являются:

— изучение качественных особенностей психического развития ребенка;

— выявление уровня обучаемости, то есть степени овладения знаниями, умениями, навыками, в соответствии с возрастными возможностями;

— определение характера динамики развития и обучаемости;

— дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы;

— определение параметров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения.

Диагностическая работа специалистов в коррекционном детском саду строится на основе психолого-дидактических принципов, раскрытых в трудах Л.С, Выготского, А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, Д. Б. Эльконина и других. При обследовании используют апробированные методики и диагностические комплексы С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е.А, Стребелевой, О. Н. Усановой, Л. А. Вегнера и других.

Первичное обследование ребенка, поступившего в коррекционную группу, проводят специалисты психолого-педагогического консилиума специального детского сада. Именно специалисты консилиума подбирают наиболее подходящую коррекционную группу и определяют основные направления работы с ребенком.

Диагностическая работа специалистов должна быть комплексной, а значит включать работу врачей, психолога, педагогов. Диагностическая работа начинается с изучения медицинской документации, т. к. это дает возможность выявить причины и характер ЗПР, определить стратегии психолого-педагогического воздействия.

Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя-логопеда в специальном детском саду для детей с ЗПР является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Учитель-логопед (совместно с учителем-дефектологом и психологом) исследует познавательную деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. В ходе этого исследования выявляется уровень «обученности» каждого ребенка, т. е. сформированности знаний, умений и навыков. Содержание диагностической работы определяется «Образовательной программой» детского сада и «Учебным планом». Задачи обследования речи решают совместно учитель-логопед и дефектолог. Логопед исследует все компоненты речевого развития, при этом основное внимание уделяет выявлению уровня овладения языковыми средствами. Также логопед обследует состояние связной речи, т. к. при построении связных высказываний можно выявить специфические особенности и недостатки речемыслительной деятельности детей.

Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы. На основании полученных данных составляется психолого-педагогическое заключение и план индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в специальном детском саду включает в себя развитие речи и коммуникативных способностей и является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР. Недоразвитие речи у детей с ЗПР имеет системный характер, поэтому в процессе коррекционных занятий необходимо стимулировать речевую активность детей, развивать фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, формировать навыки понимания и построения развернутых речевых высказываний. Эту работу учитель-логопед осуществляет совместно с учителем-дефектологом и психологом. Развитие диалогической и монологической речи осуществляется с помощью специальных игровых приемов, упражнений, театрализованных и дидактических игр, специально спланированных бесед и совместных обсуждений. Учитель-логопед в своей педагогической работе способствует формированию у детей с ЗПР навыков языкового анализа и синтеза, развитию тонкой и мелкой моторики и подготовке руки к письму. Подготовка к обучению грамоте учителем-логопедом осуществляется на специальных занятиях.

Реализация коррекционно-развивающих задач в условиях специального детского сада осуществляется интегрировано. Например, на занятии по «Развитию речи», помимо основных, могут решаться задачи: формирование мыслительных операций, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия; ознакомление с окружающим миром.

Таким образом, в условиях специального детского сада общеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе.

В своей коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ЗПР учитель-логопед учитывает закономерности формирования высших психических функций и закономерности развития личности в онтогенезе. На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса для развития высших психических функций. На последующих этапах приоритетным направлением работы логопеда становится развитие речи и коммуникативной деятельности.

Развитие речи и коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков предполагают:

— формирование функций речи (особенно регулирующей планирующей);

— создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;

— формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;

— стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения.

Свою коррекционно-развивающую работу учитель-логопед проводит в тесном взаимодействии с учителем-дефектологом и психологом. Задачи работы всех специалистов перекликаются практически на всех занятиях. Помимо коррекционно-образовательной работы, перед учителем-логопедом встают задачи оптимального взаимодействия с семьями детей. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы зависит от грамотно построенной социально-педагогической деятельности с семьями воспитанников.

Литература:

1. Борякова Н. Ю., Косицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект).- М.: Секачев, 2008. — 78 с.

2. интернет ресурс: https://www.vsesadiki.ru/vidy-detskih-sadov.html

3. интернет ресурс: https://www.plam.ru/shpori/pedagogika/p29.php

4. интернет ресурс: https://www.education.ssti.ru/ds6/stati1.html

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: