Развитие речи: игры и занятия — подробный план 1+ (Часть первая)

Слово — это очень мощный инструмент, с помощью которого можно донести до окружающих свою точку зрения и даже склонить их на свою сторону. Но чтобы он работал на тебя, а не против, важно уметь не только правильно подбирать слова, но и произносить их.

Как улучшить речь и дикцию в домашних условиях, если у тебя нет времени или желания работать вместе со специалистом или посещать курсы ораторского искусства? Ниже мы даем несколько советов, которые помогут добиться заметных результатов.

Развитие речи: базовые правила общения с ребенком до трех лет

Начнем с ключевых правил, которые помогут найти ответы на главные родительские вопросы: «Как помочь ребенку заговорить?», «Как я должен говорить, чтобы он меня понял?», «О чем с ним говорить?» и т.п.

Мотивируем на общение

Ребенка нужно замотивировать на речевое развитие. Если просто выпрашивать: «Скажи папа», то ничего не выйдет, ему это не очень интересно – поскольку нет мотива. Делать это нужно в формате игры, важно, чтобы она была ему интересна.


Совместные игры — эффективный формат освоения новых знаний и навыков для детей

Например, папа прячется, а малыш вместе с мамой его ищут. При этом мама может громко призывать папу: «Папа, ты где?». Тогда ребенок охотнее скажет это слово. Ещё папа может кричать «ку-ку», в этом случае его можно будет искать на слух. Согласитесь, так гораздо интереснее, чем просто повторять слова.

Поощряем речевые проявления ребенка

Поощряйте своего малыша за любые речевые проявления. Пусть этот будет неполное слово, его частичка или даже звукоподражание. Если, увидев на картинке собаку, он произнесет «ка» или «ав», похвалите его, не поправляйте на первых порах.

Интересуемся сказанным

Проявляйте интерес к речи ребенка, даже если она еще не очень понятна. Попробуйте повторить то, что он сказал. Пусть это будет бессвязный набор звуков. А если не сможете повторить, улыбнитесь и спросите: «Правда?». Не забудьте изобразить удивление.

Исключаем из речи слова «скажи» и «повтори»

Постарайтесь не использовать эти два слова, в первую очередь, в ситуации, когда приходят гости. Ребенку физически сложно произнести что-либо, он чувствует неуверенность в себе. А вы просите сделать это на публике. Тогда малыш просто замыкается, а желание к речевым реакциям пропадает полностью. Эти слова следует заменить вопросами «Что это?», «Кто это?». При этом сначала можно ответить самим. Затем и выдержать паузу. Дайте время ребенку, чтобы он произнёс все сам.

Говорим четко, громко и в размеренном темпе

Таким образом вы создаете для малыша возможность для понимания вашей речи. Когда взрослый «тараторит», не выделяет интонационно значимые по смыслу слова, ребёнку сложно воспринять сказанное. Для него все это – просто фоновый шум. В ситуации, когда кто-то из родителей или близких говорит недостаточно громко, ребенку приходится напрягать слух и прислушиваться. Он может не расслышать все слово целиком, а, значит, вряд ли сможет правильно его воспроизвести и понять.

Говорим просто

Не стоит перегружать ребенка сложной лексикой. К примеру, такие слова, как «мотоциклист», «полицейский», «экскаватор», он вряд ли сможет выговорить, пусть даже в очень интересной игре.

Говорим правильно

Для ребёнка речь близких – это образец. Помните об этом, когда вам захочется в очередной раз «посюсюкать» с малышом. Не коверкайте свою речь.

Произносим слова с удовольствием

Будьте эмоциональны в беседе. Выделяйте слова, растягивайте их. Тогда малыш будет прислушиваться и проявлять любопытство к тому, что вы говорите.

Обсуждаем то, что окружает нас

Говорим о том, что мы видим прямо сейчас, в данный конкретный момент. Нет смысла вспоминать о собаке, которую вы видели вчера во дворе. Лучше поговорите о том, во что вы играете с малышом в данную минуту, обсудите, что он сейчас будет есть на обед и т.д.

Озвучиваем действия

Например: «Папа спит: тш-ш-ш!», «Киса пьёт молоко!», «Ваня ест кашу! Ам-ам! Как вкусно!». Если малыш показал на машину, скажите: «Машина! Машина едет: би-би!».

Но все же не переусердствуйте! Не нужно говорить без остановки. Тяжело воспринимать речь, если слышишь ее постоянно. Вспомните подругу, которая, не умолкая, болтает. А теперь представьте, что она находится с вами каждый день с утра до вечера. Через какое-то время вы точно перестанете ее воспринимать.

Соблюдая эти простые базовые правила, вы сможете побудить ребенка к общению, научите его слышать и воспринимать речь близких людей. Возможно, сначала будет сложно перестроиться, но со временем разговаривать с малышом «по правилам» войдёт в привычку.

Варианты игр с карточками

Чтобы не было скучно и однообразно, мы каждый день играем по-разному. Вот некоторые примеры:

  • Карточки в руке у мамы веером. Малыш выбирает любую карточку, переворачивает ее и пытается озвучить.
  • Карточки лежат в стопочке рубашкой вверх. Малыш берет только по одной верхней карточке, переворачивает ее и называет (или не называет
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: