Развитие речевого аппарата, речевой моторики у детей дошкольного возраста статья по развитию речи на тему


Рубрика: Методы и приемы развития речи у детей

Учёные давно выяснили: речь ребёнка зависит от состояния мелкой моторики рук. Педагог В. Сухомлинский говорил, что источник способностей маленького человека расположен на кончиках пальцев. При побуждении к действию пальцев рук соседний центр тоже начинает работать. Отсюда вывод: для развития речи малыша необходимо развивать его руки, пальчики.

Уровень 1 — новичок

Дорогие родители, вы хотите, чтобы ваше чадо не отставало в развитии? Нет? Начинайте работать и делайте упражнения ежедневно, когда ребёнку будет два месяца. Занимайтесь 2-3 минуты в спокойной обстановке. Массируйте пальчики на ручках, сопровождая массаж короткими стихами. Работа особенно необходима, если малыш имеет патологии в развитии. Разминайте пальчики и приговаривайте: Этот мальчик в лес пошёл, этот мальчик гриб нашёл, этот мальчик чистить стал, этот мальчик жарить стал. А этот мальчик всё поел, оттого и растолстел.

Каждое слово произносите внятно, меняйте темп и тембр речи, выделяйте главные слова. Обязательно, чтобы игры приносили только положительные эмоции маленькому человечку. Ваша фантазия и изобилие литературы помогут в поиске стихов. Ребёнок растёт и с радостью участвует в играх с его ручками. Увеличивается его самостоятельность в выполнении.

Можно вкладывать ребёнку в руку мячики диаметром около четырёх сантиметров, чтобы он их подержал. Малыш подрастает — даём бОльший мячик. Когда берёте ребёнка на руки, надевайте на себя бусы. Дети очень любят перебирать их. Бабушкины игры «Сорока – ворона», «Коза», «Ладушки» — хорошие помощники родителям. Игры помогают разжать ладошку ребёнка, учат работать каждый пальчик отдельно. Плюсы ещё в том, что идёт запоминание слов, движений.

Семимесячному малышу давайте бумагу. Он будет её ощупывать, рассматривать, мять, рвать. Резиновые игрушки, которые пищат при надавливании, очень нравятся детям в 9-10 месяцев. Они помогают ребёнку самому «издавать» звуки.

К 10-12 месяцам давайте ребёнку пирамидки. Конечно, не будет получаться всё и сразу, но главное – не результат, а процесс. Если ребёнок перемажется, когда будет кушать сам, — ничего страшного. Ребятишки любят пальчиковые краски. Мелкая моторика в действии — работа стиральной машине обеспечена. Но сколько эмоций у малыша!

Годовалый ребенок уже управляет собственными движениями. Давайте ему книжку с картинками или журнал, он будет с удовольствием листать.

Для совершенствования движений, необходимо вводить в пользование новые игрушки, действия с ними. Ребёнок познаёт форму предметов с помощью коробок с разными по форме прорезями. Пробуя, он находит подходящие отверстия и бросает в коробку фигуры. В годовалом возрасте происходит знакомство с предметами из разных материалов. Камешки возле речки, крупа на кухне, полиэтиленовая упаковка… Во время игры с такими предметами малыша нельзя оставлять одного, чтобы он не засунул предмет в нос, рот.

Уровень 2 — продвинутый

На втором году дети любят заниматься нанизыванием бусин, шнурованием, застегиванием пуговиц. В магазинах развивающих игрушек много различных тренажёров. Но вы легко сделаете некоторые сами. Из куска картона вырежьте, например, грушу. По контуру дыроколом пробейте дырки. В них малыш будет всовывать шнурки. Это упражнение отлично развивает моторику рук и имеет большое практическое значение: сейчас в школу приходит много детей, которые не умеют зашнуровать обувь. Тренирует ручки доставание предметов из ёмкости, в которую насыпана фасоль или какая-то крупа. Положительные результаты даёт рисование. Ребёнок, как заворожённый, следит за цветными линиями, которые появляются из-под кончика карандаша или фломастера. Лепка из разных материалов тоже способствует развитию подвижности пальчиков. Это может быть лепка из пластилина, солёного теста. Мамы могут позволить ребёнку самому вылепить котлетки, булочки.

С ребёнком третьего года жизни выполняются различные упражнения. Гимнастика для пальчиков способствует подаче сигнала в ту часть мозга ребёнка, которая отвечает за развитие речи. Ещё эти упражнения учат малыша концентрировать внимание, тренируют память, побуждают фантазию. Родитель или воспитатель показывает, а ребёнок повторяет. Например, игра «Гуси щиплют травку». Сначала из среднего, указательного и большого пальцев правой руки складывают клюв. Это гусь. Он щиплет травку – пальчики левой руки. Потом руки меняются. Можно проговаривать слова: Захотел покушать Гога – пощипал, поел немного. «Очки»: Дедушка очки нашёл, он пошёл смотреть футбол. С помощью большого и указательного пальчиков рук делаем два колечка и прикладываем к глазам.

Большую помощь родителям и воспитателям оказывают стихи детских поэтов. Например, ребёнок из среднего и указательного пальчиков делает «козу», но опускает их вниз. Это уже не «коза», а ножки. Ими он изображает, как идёт бычок по доске, качается. Можно обыгрывать и другие стихи Агнии Львовны.

Работая с детьми от трёх до пяти лет, знайте, что выполняются упражнения, разученные ранее, но срок увеличивается до десяти минут. Выполняются упражнения «Крыша»: когда пальчики одной руки «встречаются» с пальчиками другой под острым углом. Можно проговаривать: Растёт в лесу дом. Строит домик гном. Крышу сделали для дома, помогли немного гному. Внятное неспешное произношение будет способствовать формированию дикции.

Складывание мозаики, работа с конструктором развивает внимательность, творческие способности. Полезно катать карандаш, шарик по столу одной рукой, между руками. Купите ножницы с круглыми концами, наборы бумаги, картона. Учите ребёнка мастерить: поначалу отрывать кусочки салфетки, а потом заклеивать этими обрывками нарисованное яблоко, грушу. Учите вырезать по контуру, приклеивать картинки. Любят детки готовиться к праздникам: украшать комнату самоделками из бумаги.

Уровень 3 — эксперт

5-6 лет – это подготовка к школе. Ребёнку даётся ручка, происходит знакомство с тетрадкой в клетку. Мама или папа в тетрадке ставят точки, а маленький ученик тренируется их соединять. Так рисуется квадрат, треугольник. Затем ребёнок учится выполнять эту работу без точек. Задание усложняется: нарисовать квадрат, не отрывая руки от тетради. Будущий первоклассник выполняет задания под диктовку: пропусти клетку, нарисуй квадрат, отступи две клетки, нарисуй треугольник. Это уже «продвинутый» уровень мелкой моторики. Если ребёнок справляется, то в школе ему будет легче, требования учителя ему будут понятны.

Не забывайте о возрасте ребёнка. Игры для рук здесь нужны, чтобы снять напряжение от письма. Можно делать сжимания, разжимания одновременно всех пальчиков. Также использовать игру «Гуси щиплют травку». Можно проводить игру «Замок»: на двери висит замок, отворить его ты б смог? (сцепить пальчики, ладони прижать друг к дружке). Потянули, покрутили, (тянут руки в стороны, крутят ладонями). Хлопнули и отворили (хлопают ладошкой о ладошку и разводят руки в стороны).

Упражнений очень много. Ваша внимательность подскажет, какие игры, задания больше нравятся, подходят вашему малышу для развития мелкой моторики. Не расстраивайтесь, если ваш ребёнок уже старше, а вы не проводили с ним описанные виды работ. Начинайте заниматься. Всё в руках родителей и, конечно, в руках ребёнка.

Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые).

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки

Виды речи

Речь бывает активной и пассивной:

  1. Активная — та, которую малыш использует. Ребёнок знает выученные слова, может уверенно их произносить, строить с их помощью предложения.
  2. Пассивная — та, которую чадо понимает, но по определённым причинам не произносит. Например, он может знать слово «телевизор», однако не говорить его, так как оно для него сложное.

Очень важно развивать и активную, и пассивную речь ребёнка.

ДЭНС в логопедической практике

ДЭНС в логопедии применяется практически при любых нарушения: при задержке речевого развития и общем недоразвитии речи, дизартрии, дисфазии, заикании, алалии, аутизме, ДЦП, синдроме дефицита внимания, гиперактивности и других. В качестве иллюстрации масштаба этого применения можно привести обзор работ психоневролога Н.Г. Лисецкой (Приморский Институт вертеброневрологии и мануальной медицины, Владивосток). У нее ДЭНС в комплексных коррекционных курсах получили более 400 детей!

Выводы Н.Г. Лисецкой и ряда других авторов:

— ДЭНС способствует улучшению состояния мышечного тонуса органов артикуляции,

— Расширению объема речевого дыхания и голосообразования,

— Улучшению зрительно-моторной координации и памяти,

— Большинство детей стали легче вступать в контакт со сверстниками, выполнять обучающие программы.

Другой впечатляющий пример приводит Н.А. Черлина. Это представитель Московской областной психоневрологической больницы для детей с поражением ЦНС и нарушением психики, где также на протяжении нескольких лет ДЭНС применялась в комплексном лечении более 1700 детей! Выводы, к которым пришли в этой работе, сходны с предыдущим примером. Исследователи получили:

Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.

Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.

Играйте в ритмические музыкальные игры.

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: