Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 3-4 лет»


Минимальный словарный запас к 3м годам и направления работы над речью.

Это попытка как то обобщить мой «логопедический» опыт и рассказать об основных направлениях работы по развитию речи и формированию словарного запаса у ребенка от года до трех лет. Чтоб в голове немного по полочкам все разложилось.

Артикуляция гласных А и О https://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1710459

Артикуляция У https://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1710837

Артикуляция И Э Ы

Минимальный словарный запас ребенка в 3 года

. Если попытаться найти в инете тот минимум, который ребенок должен говорить к 3 годам – он вам быстренько ответит кучкой общих фраз о том, что минимальный запас должен быть от 700-1200 слов, что-то там про грамматический строй речи, употребление существительных в дательном, именительном и творительном падежах, уменьшительно-ласкательных суффиксов и прочее и прочее. Если полазать по форумам – то тут тоже полный швах – у кого-то ребенок говорит 6 слов, а у кого-то рассказывает Пушкина наизусть… Единорог, в общем – этот словарный запас ребенка к 3 годам. Делюсь тем, что нарыла. Взято из книги Янушко Помоги малышу заговорить и немного дополнено мной из разных источников.

Имена существительные

Игрушки:

мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжками др.

Части тела, лицо:

ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь:

шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета:

мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.

Дом, квартира:

дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель

: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др

Предметы
домашнегообихода:
телевизор, телефон, часы, плита холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда:

хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты:

капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор;

апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения:

дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц (и звукоподражания им):

собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка, коза, корова, петух, утка, гусь, лиса, заяц, волк, медведь и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни:

улица, дорога,

светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни:

вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

Фигуры

: круг, квадрат.

Числительные

: один, два, три.

Глаголы

Собственные действия ребенка:

идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди:

читает,

пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.

Другие действия:

[телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит;

[листья] падают и др.

Прилагательные,наречия

Цвета:

красный, синий, желтый, зеленый
.
Названия некоторых ощущений и состояний:

сладкий, солёный, кислый,

мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий:

большой, маленький; много, мало.

Это малышковый минимум к 3м годам. Как видно из словарика – практически все имеет место быть в окружающей среде малыша и ничего особо выдающегося – в виде слов гепард, треугольник или десертная вилка – в нем не содержится.

Если практически ничего нет, а ребенку уже 3г – повод поискать таки логопеда и пройти полное обследование, начиная со слуха ребенка. Если ребенку два-два с половиной и хотелось бы как то позаниматься с речью – начинать надо с выяснений что из этого словаря малыш знает (логопеды называют это пассивным словарем ребенка). Что бы слово появилось в речи – у малыша должен сложится образ слова – набор звуков должен с чем-то однозначным ассоциироваться, ребенок должен понимать, что означает то или иное слово.

1. Уточнение и расширение пассивного словаря.

Как выяснить, что ребенок понимает? Даже если спросить у мамы годовалого малыша – она вам тут же ответит – все-все понимает… Проверяется все очень просто – берется этот самый малышковый минимум, ребенок ставится вдали от этих предметов – и начиная с существительных просится – принеси (дай, покажи) мяч, принеси куклу, принеси тапки… где шкаф, где ванная, где кровать… Иногда бывают неприятные моменты – вы искренне считали что ребенок знает что такое тумбочка – а вот и нет. Потому как обычно вы говори что то типа Принеси свою книгу, она на тумбочке. Какая книга ребенок знает и приносит ее, а что то, на чем она лежит, – тумбочка… Или зубная щетка – обычно говорили – пойдем почистим зубки – и давали в руки что-то совершенно неассоциируемое ребенком со щеткой, потому как щеткой называли расческу для волос. Или ванная – пошли умоемся, пошли покакаем, быстро руки мыть – а то что комната – ванная – забыли уточнить. Еще бывает что некоторые слова ребенок путает – и не только стол-стул, а что то совсем непостижимое в вашем восприятии – тапки и сапоги, лыжи и санки, чашка — чайник – то есть предметы из одной группы – это не какая-то глобальная проблема – достаточно просто вывалить эти предметы обихода в кучку, найти соответствующие картинки в книжках, мультфильмы, стихи, и почитать-поиграть-посмотреть – провести тематические занятия. Бывает, что ребенок путает слова сходные по звучанию – удочка и дудочка – это вопрос к вашей артикуляции и темпу речи. Бывает, что некоторые словосочетания он принимает как одно слово – даймяч, соленыйогурец, спиуженочь – поэтому так важно при контрольной проверке выбирать такие выражения, которые вы редко используете. В общем, всяко бывает.

Глаголы проверяются также на слух – то есть вы НЕ говорите – Обними меня – широко расставляете руки и приседаете – совершается жест, который ребенком трактуется как обнимашки сейчас будут. Вы даете речевую инструкцию, а сами изображаете статую – побегай с подружкой (гом), догони мяч, открой банку, закрой шкаф, вытри пол и т.д. Желательно для контрольной проверки выбирать такие действия, которые в обычной жизни ребенок не делает – то есть немножко похитрить – если обычно он пьет из стакана – то вы даете стакан и просите его помыть. Наличие огромного количества существительных в речи – не так важно, как наличие огромной глагольной базы. Глаголами у логопедов считаются так же некоторые другие части речи – надо, на (возьми), туда (иди) и т.д. Считается, что при наличии в частом употреблении 20 глаголов – происходит резкий скачек в развитии речи.

Если выяснилось такое вот непонимание – надо поменять тактику общения в целом. Надо короткими емкими фразами описывать свои действия – Идем мыть руки. Бери мыло. Мыль ручки. Открывай кран (мы в Европе живем – такие цены на коммуналку – работать не хочется). Водичка побежала. Теперь смывай руки. Где полотенце? Вытирай руки. Умничка!

Роботом вы не станете – но ребенку большую услугу окажите. Вы должны много говорить – но не превращаться в гул, и уж тем более не играть в молчанку (чем особенно грешат папы). С пониманием речи надо работать постоянно – эта работа не пройдет после появления заветных предложений, это будет продолжаться до самой вашей смерти – потому как понимание природы вещей – наука вечная.

Где то с года малыша (а именно почему то с года в журналах перестают печататься таблицы чего малыш должен делать) – полезно завести что то вроде таблиц контроля. У издательства Карапуз была серия Мои первые слова – в каждой книжке есть приличный опросник малыша. Серию можно скачать, распечатать и каждые полгода контролировать развитие речи и навыков ребенка.

2. Развитие общего подражания

. Итак, понимание на уровне, а вот речи активной нет. Для того чтоб она появилась и развивалась необходимо чтобы ребенок стремился вам подражать. Что это значит в практическом смысле? Ребенок должен стремится повторять за вами некоторые действия – строительство по образцу (о котором так много написано — берете кубики и учите стоить башню, кровать, стол, дом, замок и т.д.), подражание движениям (попрыгаем как зайчики, делаем зарядку), творчество (сделать повторяя за вами из теста шарики), мимика (покривляйтесь – надуйте щеки, покажите язык) и т.д. Если ребенок вообще ничего за вами повторять не хочет – серьезный повод обратится к психологу – скорее всего у вас присутствует некоторый внутрисемейный конфликт.

С подражанием надо постоянно «работать» — это доверие малыша к вам. Не надо выдумывать какие-то особые упражнения и гимнастики. То что есть в интернете – разработано в основном для логопедов (которые должны быстро войти в эмоциональный контакт с ребенком) или для воспитателей детсадов (они так же мало знают вашего малыша). Дома по моему мнения – первычны занятия не по выкладыванию мозайки по образцу, а например – вместе приготовить пиццу, сварить кашу, помыть пол, выбрать продукты в магазине – вы должны найти в своей жизни место не для занятий с малышом, а посильные занятия по дому для него.

Очень часто мы – родители – сами и отбиваем охоту подражать нам постоянными запретами – ребенок хочет помыть посуду – ой-ой-ой, сейчас зальет всю кухню водой, иди лучше поиграйся, а я сама все быстренько помою. Мало того что гораздо раньше чем в подростковом возрасте столкнетесь с проблемой нежелания мыть посуду после себя, так еще и повод расширить словарный запас упущен. Ничто так не укрепляет отношения как совместное дело. Желая подражать вам в привычной жизни – ребенок захочет подражать вам и в речи, охотнее сделает артикуляционные упражнения, освоит пальчиковую гимнастику, существенно расширит свои игры, пуская в них вас.

Часто бывает так – вы не пускаете ребенка в свой взрослый мир, ребенок не пускает вас в свой детский. Надо поощрять такие порывы ребенка и максимально использовать их для его развития – помыли посуду на настоящей посуде (можно ведь и не фамильный хрусталь давать, а пластиковые стаканчики, палки-мешалки, вилки-ложки, наборы контейнеров, в которых в храните остатки еды в холодильнике), потом по случаю имитировали мытье детской посуды, потом вообще имитировали и детскую посуду и ее мытье (на прогулке, например, листики у вас были тарелками-чашками, фантик – губкой-тряпочкой, палочка – щеткой для мытья посуды). Приобщили к чистоте, расширили-уточнили словарный запас, укрепили отношения между собой.

3. Следующим важным направлением в развитие речи являются упражнения для развития слуха

. В инете очень много упражнений – если надо – пишите в комментах, я подробно на них останавлюсь. Начинаете с неречевых звуков – 2-3 разных звучащих предмета – гремите-стучите за спиной или ширмочкой – спрашиваете что звучало? Потом речевые – за ширмочкой спрятали животное – ой к нам кто то пришел в гости – кто там? Мяу-мяу – кто это к нам пришел? И ребенок должен показать игрушку – назвать кто пришел. Постепенно усложняете.

4. Следующее – развитие мелкой моторики

– все эти сенсорные коробки, тактильные карточки, мячики для животных, лепка, аппликация, бусы, мозайка, рисование, выкладывание, конструкторы и т.д. Специально остановлюсь на
пальчиковой гимнастике
. Да, можно найти огромное количество всяких стишков и упражнений в инете, ничто не мешает их делать с ребенком. Но по секрету – пальчиковая гимнастика не так уж и необходима. Существует всего 2 обязательных упражнения – первое – это типа сорока-ворона (с загибанием отдельных пальчиков и их массажем), второе – это пальцы, ребро, кулак.

Не фанат ваш ребенок пальцы гнуть под сомнительные стихи – найдите лучше то, что он будет делать с удовольствием – бусы в виде маленьких машинок, мозаика по принципу воткни в картинку, обмазывание одноразовой тарелки пластилином (тестом), рисование пальчиками на кафеле при принятии ванны и т.д. При том же мытье посуды происходит такая работа пальцами – никакой гимнастике не снилось. Вместо пальчиковой гимнастики просите ребенка часто посолить-приправить (больше вариантов стимуляции кончиков пальцев – сухое орегано, розмарин, корица, сухие коренья и т.д. (НЕ острые приправы)) пищу, имитировать соление в играх с детской посудой, имитировать движения включить-выключить плиту (завести машинку), открыть-закрыть кран (открутить гайку), перебирать разную крупу (украсить ей тарелку из теста) и т.д. Всем детям нравится театр теней — часто дети стремятся сами делать простые фигуры.

5. Следующие – развитие речевого дыхания

. Речевое дыхание от неречевого (обычное дыхание – выдох-вдох) отличается тем, что выдох более продолжителен (на выдохе произносятся звуки). Для правильного произношения необходим сильный продолжительный выдох, направленная струя воздуха. Также происходит тренировка дыхательного аппарата (профилактика бронхо-легочных заболеваний), укрепление губных мышц (сильные мышцы – чистые звуки). Так что если каша во рту у ребенка (для ее профилактики) – задуваем свечи, дуем на вертушки, метелки из елечного дождика, изображаем ветер в морских сражениях, сдуваем со столов снежки из ваты (бумаги), листья (настоящие и бумажные), птичек-бабочек, качаем музыку ветра, делаем пузыри в стакане через трубочку, дуем на одуванчики ( старая игра дед или баба? — лысый одуванчик дед, остались «волосики» — баба) и т.д.

Основные правила выполнения данных упражнений:

— НЕ поднимаем плечи,

— НЕ надуваем щеки,

— НЕ делаем до-вдохов.

6. Следующее – формирование правильной артикуляции

. Сюда относятся логоритмические упражнения (альбомы Веселая логоритмика, Гав,гав, мяу Железновых, Логопедические распевки Овчинниковой ТС), чистоговорки (Са-са-са — прилитела к нам оса), звукоподражание. Конкретно упражнения на правильное произношение звуков (с зеркалом, с упражнениями на язычок, чисто артикуляционная гимнастика) начинать лучше после 2х лет. К 3м годам ребенок должен правильно произносить следующие звуки:

Гласные буквы А О У И Ы

Согласные буквы М Н П Б Т Д К Г Ф В

Вот с ними и работаем. Буквы учить не обязательно. Артикуляционные упражнения отличаются тем, что вы не просто говорите – а утрировано, привлекая внимание к состоянию ваших губ при произношении звуков. Постараюсь в отдельном посте выложить упражнения. Этот и так уже такой огромный – что никто его читать не будет.

Самостоятельная диагностика задержки речи

Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет. Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

    Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;

    Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;

    Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;

    Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;

Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

    сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,

    умеет ли перешагивать через предметы;

    как он ловит мяч,

    умеет ли он лазать;

    сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,

    может ли застёгивать пуговицы,

    в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.

При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.

Упражнения для профилактики речевого развития

Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения. Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз. Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.

Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни. Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.

Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.

Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

    цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;

    открывать и закрывать широко рот, как птенчик;

    высунуть язык и убрать его обратно в рот;

    сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;

    поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.

Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе. Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу. Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.

Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях. Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности. Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.

Установлено, что речь неразрывно связана с такими процессами, как память, внимание, мышление. Только с помощью речи может произойти вхождение человека в общество. Именно поэтому её нарушения требуют своевременного и грамотного вмешательства специалиста — логопеда .

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: