Характеристика основных компонентов речи детей 4 — 5-го года жизни с общим недоразвитием речи.

Календарь беременности » Здоровье детей

Развитие ребенка в 5 лет происходит стремительно. Он учится читать и писать, расширяет словарный запас, мастерит поделки. Однако несмотря на способность легко усваивать новую информацию, остаётся психически уязвимым. Как девочки, так и мальчики нуждаются в понимании, заботе и похвале. Если родители не будут уделять время дошкольнику, он быстро потеряет интерес к любимым занятиям и начнёт отставать от сверстников. Для решения проблемы используйте специальные упражнения в игровой форме.

Физиология ребенка в 5 лет

Основные энергозатраты в 5-летнем возрасте приходятся на развитие скелета, мышц, внутренних органов. Здоровый и сбалансированный рацион является источником необходимых витаминов, минералов и микроэлементов. Отдавайте предпочтение качественным продуктам, без красителей и консервантов.

развитие ребенка 5 лет
Источник: Getty

Лучшие игры для развития ребенка в 5 лет — пазлы, раскраски, конструктор

Для основных приёмов пищи подойдут свежие овощи, зелень, мясо, рыба. Их желательно готовить на пару, отваривать, тушить или запекать. В остальное время ребёнок может перекусить:

  • свежими фруктами;
  • ягодами;
  • кисломолочными продуктами;
  • натуральными соками, компотами;
  • сухофруктами, орехами.

От жареного, жирного, острого и сладкого мучного рекомендуется отказаться. Они приводят к усталости и замедляют обмен веществ.

Психология ребенка в 5 лет

К 5 годам личность ребенка уже почти полностью сформирована. Он способен давать логические объяснения, реагировать на просьбы взрослых и самостоятельно организовывать свой досуг. В этот период родители должны привить чаду:

  • полезные привычки;
  • манеры поведения в обществе;
  • чувство уважения;
  • самостоятельность;
  • чувство ответственности.

Подсознательно ребенок в 5 лет копирует поведение старших членов семьи, поэтому многие вещи достаточно показать на своём примере.

Что должен уметь ребенок в 5 лет

5 лет — золотой возраст, когда ребенок впитывает в себя информацию как губка. Психологи определили навыки и умения, которыми он обязательно должен овладеть:

  • писать буквы;
  • читать по слогам или бегло;
  • складывать и вычитать простые числа;
  • решать простейшие логические задания.

Родителям следует откликаться на любопытство чада. Если вы не знаете ответы на вопросы «зачем?» и «почему?», предложите ребенку вместе поискать их в энциклопедии. Регулярное общение и неподдельный интерес со стороны мамы и папы обеспечат дошкольнику успех в будущем.

Занятия по развитию речи для детей от 2 до 4 лет

Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие ребенка: мышления, логики, а также чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.

Разговариваем по телефону

Возраст: 2-3 года.

Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами. Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый. Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает. Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами «да» и «нет», постепенно вводя более сложные вопросы. Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

Отвечаем на вопросы

Возраст: 2-4 года.

Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления. Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами. В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка. Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

Что бывает…. Какое бывает…

Возраст: от 3 лет.

Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную — с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..

Или наоборот: «Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах. «А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

Или так: Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное? Что бывает пушистое? Что бывает твердое? Что бывает квадратное? Что бывает ароматное? Что бывает синее? И так далее…

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит. Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

Что сначала, что потом

Возраст: от 3-4 лет.

Познакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками. Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

сначала чай наливают, потом пьют сначала человек ложится спать, потом встает сначала самолет взлетает, потом… сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему. Или, наоборот, «запутывайтесь», произносите «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл: сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить, сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот… Поменяйтесь ролями — ребенок начинает, вы продолжаете.

Что будет, если…

Возраст: от 3-4 лет.

Еще одна устная игра. Вы задаете вопрос — ребенок отвечает. «Что будет, если я встану ногами в лужу?» «Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями.

Что можно делать с … С чем можно делать…

Возраст: от 3-4 лет.

Вы начинаете: «Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…», «Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще…» — ребенок продолжает. Или: «Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…», «Пить можно воду, молоко, сок, а еще…».

Или: Чай пьют, а печенье едят. На кровати лежат, а на стуле сидят. Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают. Рубашку шьют, а шарф … Котлеты жарят, а суп… Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями — ребенок начинает, вы продолжаете.

Кто что делает

Возраст: от 3-4 лет.

Правила — аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

Начало может быть таким: «Солнышко — светит, сияет, греет, а еще….» «Чайник — свистит, кипит,…» «Машина — едет, гудит, светит,…» «Снег — идет, тает,…» «Кошка — бегает, ходит, пьет, спит,…»

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие: И лягушка, и зайчик — прыгают. И птица, и муха летают. И снег, и дождь выпадают на землю. И снег, и лед — тают.

Или много предметов на одно действие: «Светит — солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …» «Едет — машина, поезд, велосипед, …» «Тает — мороженое, лед, …»

Или задания, имеющие только один ответ: «Кто чинит сапоги?» «Кто печет пироги?» и так далее о других профессиях. «Кто хоботом пьет воду?» «Носит грибы на иголках?» и т.д.

Что где? Кто где?

Возраст: от 3-4 лет.

Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры. Что есть у нас на кухне? Что есть у нас в прихожей? И так далее. Где у нас стоит телевизор? Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ — на кухне, или более развернутый — на кухне в шкафу у окна, на верхней полке). Потом «отправиться» в путешествие. Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле? Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

Что внутри?

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. дом — стол, шкаф — свитер, холодильник — кефир, тумбочка — книжка, пузырек — лекарство, кастрюля — суп, дупло — белка, улей — пчелы, нора — лиса, автобус — пассажиры, корабль — матросы, больница — врачи, магазин — покупатели.

Угадай, кто это?

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь. Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например: Серый, злой, зубастый, голодный. (волк) Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц) Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик) Длинная, безногая, ядовитая. (змея) Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса) Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

Больше, чем… Меньше, чем

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый ставит задачу: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал.» Например, муравей — коробок, слон — дом, мышка — кошка, карандаш — самовар. И так далее. Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

Один — много…

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка. «Стол — столы, сковородка — сковородки, кот — коты, сын — сыновья, дом — …., рот — … и так далее». Вариант: «Стол — много столов, нос — много носов, дочь — много дочерей, …» Сначала не старайтесь запутывать ребенка — давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.

Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет: «Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…» (до пяти, или до десяти, или пока не собьется) Можно и наоборот: «Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…» и так далее до одного или пока не собьется. Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.

Развитие речи в 5 лет

Речь дошкольников осмысленная, внятная, состоящая из сложных законченных предложений. Мышление творческое. Дети активно используют синонимы, антонимы, шутят и рассказывают истории. Для них не составит труда описать прошедшие выходные или поездку. Если это не так, помогут специальные игры.

  1. Посмотрите вместе с ребенком книгу или прочитайте книгу. Попросите его пересказать увиденное. Подготовьте небольшой список вопросов: что понравилось или не понравилось в сюжете, правильно ли поступают герои, что бы сделал на их месте малыш.
  2. Кто больше? Выберите любой окружающий вас предмет: стол, стул, окно, ручку. Поочерёдно называйте признаки или действия, которые можно с ним выполнять. Победителем станет тот, кто назовёт наибольшее количество.
  3. Угадай, кто мой друг. Распечатайте карточки с животными и переверните. Один игрок должен достать карточку, придумать имя персонажу и описать его, не называя животное. Второму следует угадать о ком идёт речь.

Также уделите внимание правильному произношению звуков, научите ребёнка называть свои личные данные и адрес. В свободное время разучивайте детские песни, стихотворения.

Характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет

Фразовая речь

Дети пользуются как простыми, так и распространенными пред­ложениями; употребляют в речи как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.

Понимание речи

Дети осознают смысловое содержание обращенной к ним речи; возрастает устойчивость внимания к речи окружающих; они способны до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; умеют аналитически относиться к речевой деятельности: слышать, за­мечать и исправлять ошибки и неточности в речи товарищей и своей; уже нет затруднений в понимании изменений слов, связан­ных с употреблением приставок, суффиксов и флексий, в пони­мании оттенков значений однокоренных и многозначных слов, особенностей логико-грамматических структур, отражающих при­чинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Словарный запас

Объем активного словаря в речи детей возрастает до 3000 слов, по­являются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель

и т.д.). Чаще используются прилагательные для обозначения при­знаков и качеств предметов, для отражения временных и про­странственных отношений, начинают появляться притяжательные прилагательные
(лисий хвост, заячья избушка
и т.д.), шире исполь­зуются наречия и личные местоимения, сложные предлоги
(из-под, из-за, около
и др.). Дети свободно владеют функцией словообразо­вания: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова различных категорий
(плавать, пловец, пловчиха, плавучий),
относительные прилагательные от суще­ствительных
(дерево

деревянный, снег

снежный)
и т.д. В этом возрасте ярко проявляется феномен словотворчества.

Грамматический строй речи

К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, существительных с числительными; постигают в основных чер­тах типы склонений и спряжений; активно овладевают функцией словоизменения: имен существительных по числам, глаголов прошедшего времени по числам и родам, глаголов настоящего времени по числам и лицам; адекватно употребляют предлоги в речи.

Однако рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличе­ния грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных, неправильное согласование глаголов с сущест­вительными, нарушения в структуре предложений и т.д.

Звукопроизношение

У большинства детей к пяти годам заканчивается процесс овладе­ния звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает инте­рес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.

Фонематическое восприятие

У детей пятилетнего возраста достаточно хорошо развит фоне­матический слух; они дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким — глухим: коза


коса’,
твер­дым — мягким:
поток

потек);
могут установить наличие задан­ного звука в слове, выделить первый и последний звуки в слове, подбирать слова на заданный звук; дети могут точно воспроизво­дить различные интонации, выдерживать паузы, различать повы­шение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление

темпа речи.

Необходимо помнить, что более высокие формы анализа и син­теза слов самостоятельно, без специального обучения не разви­ваются.

Кульминационный процесс речевого высказывания

Для выражения своих мыслей дети все чаще пользуются различ­ными синтаксическими конструкциями: предложениями с одно­родными членами, с сочинением и подчинением, несложными образными описаниями, сравнениями, эпитетами и т.д. «На 5-м году жизни количество сложных предложений, встречающихся в дет­ской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу пред­ложений. Отмечается наличие в их речи почти всех придаточных предложений (кроме определительного)».

Связная речь

К пяти годам дети могут пересказать знакомую сказку, выразительно читать стихотворения, пересказывают только что прочитанные дважды короткие тексты. Дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, могут объяснить причину и следствие, составить рассказ по картинке, отличить сказку от рассказа; дети более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

Основное назначение условного эталона возрастной нормы дет­ской речи — «…соотнести состояние речи, выявленное на обсле­довании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонен­тов языка».

Характеристика основных компонентов речи детей с ОНР

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетики, лексики, грамма­тики).

Теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной в 1950-1960-х годах.

Для детей с ОНР характерно:

• позднее начало речи (в 3-4 года);

• резкое ограничение словаря;

• ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т.д.);

• дефекты звукопроизношения (все виды);

• нарушение фонематического слуха;

• нарушение ритмико-слоговой структуры слова;

• затруднения в распространении простых предложений и построении сложных.

Диагностический признак ОНР — диссоциация между речевым ,и психическим развитием, то есть психическое развитие протекает более благополучно, чем развитие речи.

Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Условно Р.Е. Левина выделяет три уровня речевого развития:

1-й уровень

— отсутствие общеупотребительной речи;

2-й уровень

— начатки общеупотребительной речи;

3-й уровень

— развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

В теории и практике логопедии уровни речевого развития при ОНР подробно описаны. Проведем сопоставительный анализ осо­бенностей речи детей с 1, 2, 3-м уровнем речевого развития по структурным компонентам языковой системы: наличие фразы, понимание речи, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематическое восприятие.

Фразовая речь

1-й уровень

— фразовая речь отсутствует, ребенок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и многознач­ными эквивалентами (звукокомплексами, звукоподражаниями).

2-й уровень

— появляется простая фраза из 2-3 слов; наряду с жестами и лепетными словами ребенок пользуется простыми конструкциями предложений, но высказывания его бедны, в основном это перечисление воспринимаемых предметов и дей­ствий.

3-й уровень

— имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недораз­вития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять про­стые предложения и строить сложные.

Понимание речи

1-й уровень

— понимание речи носит ситуативный характер; ярко выражен импрессивный аграмматизм (отсутствует понима­ние значений грамматических изменений слов, значений пред­логов).

2-й уровень

— понимание речи значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм и морфологических элементов языка.

3-й уровень

— понимание обращенной к ребенку речи прибли­жается к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттен­ков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматиче­ских структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Словарный запас

1-й уровень

— словарный запас резко отстает от нормы; в основ­ном это предметный обиходный словарь, глагольный почти отсут­ствует; характерны лексические замены.

2-й уровень

— словарный запас значительно отстает от нормы; ребенок не знает названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов; особенно ограничен словарь действий и при­знаков; отсутствует навык словообразования и словотворче­ства.

3-й уровень

— словарный запас значительно возрастает, ребе­нок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прила­гательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.

Грамматический строй речи

1-й уровень

— фразы нет; ребенок пользуется корневыми словами, лишенными флексий.

2-й уровень

— грамматический строй речи не сформирован, попытки словоизменения чаще всего неудачны; имеются грубые ошибки: смешение падежных форм, употребление существитель­ных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве, отсутствие согласований (имен прилагательных с именами существительными, имен числительных с именами существительными); ошибки в согла­совании сказуемого с подлежащим; пропуск предлогов или замена сложных предлогов на простые; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существительных по числам.

3-й уровень

— ребенок правильно употребляет простые грам­матические формы, но допускает специфические ошибки: непра­вильное согласование имен прилагательных с именами существи­тельными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в уда­рениях и падежных окончаниях.

Звукопроизношение

1-й уровень

— резко искажено звуковое оформление лепетных слов, характерны фонетическая неопределенность и диффузность; диф­фузный характер звукопроизношения обусловлен неустойчивой арти­куляцией и низкими возможностями их слухового распознавания.

2-й уровень

— звукопроизношение значительно отстает от нормы: характерно наличие многочисленных искажений, замен и смеше­ний; нарушено произношение мягких и твердых звуков, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат; проявляется диссоциа­ция между произнесением изолированного звука и употреблением его в спонтанной речи.

3-й уровень

— произносительные возможности детей улучша­ются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции.

Слоговая структура слова

1-й уровень

— слоговая структура грубо нарушена, характерно сокра­щение слогов от 2-3 до 1-2; отличительная черта этого уровня -ограниченная способность восприятия и воспроизведения слого­вой структуры слова.

2-й уровень

— по-прежнему грубо нарушена слоговая структура слов и звуконаполняемость слов; характерны сокращения количе­ства слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных.

3-й уровень —

нарушений слоговой структуры слов меньше, чем у детей 2-го уровня речевого развития, но все же в наиболее труд­ных случаях ошибки и искажения остаются те же, особенно стра­дает звуконаполняемость слов.

Фонематическое восприятие

1-й уровень

— фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии; фонематический слух грубо нарушен: ребенок не может отличить слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу; зада­ния по звуковому анализу ребенку непонятны.

2-й уровень

— выраженная недостаточность фонематического восприятия: ребенок не определяет позицию звука в слове, не может выбрать картинки с заданным звуком, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов.

3-й уровень

— по-прежнему недостаточно развиты фонемати­ческий слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.

Сопоставительный анализ особенностей речи детей с 1, 2, 3-м уровнем ОНР по структурным компонентам языковой системы позволяет увидеть динамику развития и достижения ребенка в про­цессе обучения, выбрать оптимальные методы и приемы работы на каждом этапе, предусмотреть усложнение речевого и учебного материала.

Раздел II

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ГРУППЫ)

Задачи совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя

Основными задачами коррекционного обучения являются:

1.Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой струк­туры и фонематического восприятия).

3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

4. Развитие навыков связной речи.

Дополнительные задачи определяются особенностями психиче­ского развития детей с ОНР и тем более имеющими ЗПР (особен­ности внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, моторики, временной и пространственной ориентировки, затруд­нения в произвольной деятельности и др., коррекция которых необходима для усвоения общей программы).

Педагогический эффект в решении этих задач зависит от твор­ческого и профессионального контакта учителя-логопеда с воспи­тателями.

Для правильной организации взаимосвязи в работе необходимо:

• знание программ;

• знание и понимание общих и частных задач коррекционной работы;

• правильная организация жизни и деятельности детей;

• использование разнообразных форм связи в совместной работе всех специалистов (личные контакты, микропедсо­веты, конференции, практические семинары, советы и консультации, открытые просмотры, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы, различная наглядность в виде экранов, таблиц, диаграмм и т.д.).

Воспитатель руководствуется прежде всего требованиями типо­вой программы воспитания и обучения в детском саду (для группы соответствующего возраста). Учитель-логопед обязан знать требова­ния этой программы, особенно в отношении развития речи детей.

В своей деятельности учитель-логопед руководствуется выбран­ной им коррекционной программой. Воспитатель активно подклю­чается к коррекционной работе по развитию связной речи у детей по данной программе.

В работе над речью детей перед воспитателями и учителем-лого­педом стоит общая цель: сформировать правильную речь как пол­ноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка. И учитель-логопед и воспитатель заняты формированием звуковой стороны речи, работают над обогащением словарного запаса, обучают детей грамматически правильной речи, рассказы­ванию, воспитывают речевую активность.

Вместе с тем функции воспитателя и учителя-логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит учителю-логопеду.

Таблица 1

Развитие логики и мелкой моторики в 5 лет

Развивающие занятия не должны быть навязчивыми. Иначе это отобьёт у ребенка желание учиться. Достаточно дать малышу базовые знания в игровой форме:

  • счёт от 1 до 10;
  • сложение и отнимание в пределах 2 единиц;
  • простые геометрические фигуры;
  • цвета и их оттенки;
  • дни недели, времена года, месяцы;
  • складывание пазлов до 10 элементов;
  • раскрашивание рисунков;
  • завязывание шнурков;
  • лепка из пластилина;
  • работа с ручкой, карандашом и кисточкой.

Делайте небольшие перерывы по 5-10 минут. В это время можно перекусить, сложить разбросанные вещи или просто подурачиться.

Освоение новых знаний всегда будет сопровождаться неудачами. Задача родителей, поддержать дошкольника и научить не сдаваться перед трудностями. Уверенность и настойчивость, заложенные в детстве, станут залогом самореализации ребенка в будущем.

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4—5 ЛЕТ» Е. В. Макарцева, учитель-логопед В среднем дошкольном возрасте к 4—5 годам почти исчезает картина смягчения речи, число неправильно произносимых звуков заметно уменьшается. В этом возрасте характерна неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно. В то же время у некоторых детей наблюдается системное нарушение речевой деятельности, которая может быть выражена в разной степени: от полного отсутствия речевых навыков общения до развернутой фразовой речи с отдельными элементами лексико-грамматических и фонетических дефектов. У таких детей отмечается более позднее начало речи: первые слова проявляются к 2—3 годам, речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Речь у этих детей малопонятна. Дети пользуются простыми предложениями из 2—3 слов.

Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы. Отмечаются ограниченные возможности использования словаря действий и признаков. Отмечаются ошибки в употреблении грамматических конструкций. Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Дети испытывают затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры слова. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту. У них возникает чувство неполноценности, боязнь насмешек со стороны других детей. Поэтому необходимо раннее проведение коррекционно-логопе-дической работы, направленной на своевременное устранение и преодоление речевых нарушений у детей. Цели и задачи программы:

  1. Развитие навыков устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения лексико-грамматических категорий.
  2. Овладение правильным произношением и различением звуков.
  3. Формирование ритмико-слоговой структуры слова.
  4. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
  5. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
  6. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Организация занятий. Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 4—6 человек 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия — 20—25 минут. Требования к занятиям:

  1. Добровольное участие детей.
  2. Занятия не должны утомлять ребенка.
  3. Сочетание учебных и игровых форм (преобладание игровой) работы.
  4. Широкое использование наглядности.
  5. Систематическая работа по развитию психических процессов, мелкой и артикуляционной моторики.

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Работа с новым материалом.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Итог занятия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы Цели Материал Кол-во часов
1 2 3 4
1. Активизация словаря по теме «Игрушки». Именительный падеж существительного. Диалог Упражнять детей в правильном употреблении существительных в именительном и винительном падежах. Воспитывать речевое внимание Большие и маленькие игрушки, Петрушка 1
2. Глаголы единственного числа. Составление предложений Учить называть предметы, действия, составлять предложения, объединять их в короткий рассказ. Закреплять знания по теме «Игрушки». Развивать речевую активность, внимание детей Игрушки, «чудесный мешочек» 2
3. Слова с умень-шительно-ласка-тельными суффиксами Упражнять в правильном употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Упражнять в понимании вопросов и умении отвечать на них Большие и маленькие куклы, игрушки на столах разных размеров, предметные картинки, плоскостные куклы, Петрушка 1
4. Составление предложений (3-сложных) Учить правильно строить предложение из 3-х слов; активизировать словарь детей Сюжетные картинки по количеству детей, фишки 1
5. «Семья» Закреплять понимание отношений в семье друг к другу (папа, мама, дочь…). Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами Картина «Семья», флажок 1
6. Родительный падеж существительных в ед. числе с предлогом «у» и без него Упражнять детей в употреблении слов в родительном падеже Картинки обитателей леса у каждого ребенка, игрушки 1
1 2 3 4
7. Дательный Учить детей составлять пред- Незнайка, игру- 1
падеж ложения из 4-х слов с двумя шки, предметные
дополнениями картинки, сюжетная картина «Семья»
8. Пересказ рас- Учить детей логически мыслить, Набор картин 2
сказа по серии составлять рассказ, опираясь
картин «Найда» на картинный план. Активизи-
(4 картины) ровать словарь по теме «Домашние животные»
9. Согласование Учить согласовывать притяжа- Сюжетная кар- 1
местоимений тельные местоимения «МОЙ», тинка, игрушки,
«МОЙ», «МОЯ» «МОЯ» с существительными в «чудесный ме-
с существитель- роде, числе шочек»
ными
10. Качественные Учить детей правильно отвечать Фланелеграф, 2
прилагательные на вопросы. Закреплять зна- «чудесный ме-
(цвет) ния красного, зеленого, белого цветов. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными шочек», фишки
11. Согласование Учить детей согласовывать Предметы из ра- 2
прилагательных прилагательные с существитель- зного материала,
с существитель- ными в роде, числе, падеже. карточки
ными Упражнять в образовании относительных прилагательных

Серия картин

12. Составление рассказа по серии картин «Щенок»
2

Учить детей логически мыслить, раскладывать картинки в нужной последовательности, составлять предложения, используя прилагательные. Расширять словарный запас по теме «Домашние животные»

13. Звук [а]
Предметные картинки
1

Познакомить с органами речи; со звуком [а]. Упражнять в выделении звука [а] из ряда гласных. Развивать внимание, память

1 2 3 4
14. Звук [у] Уточнять правильное произношение звука [у], развивать фонематический слух. Учить выделять звук [у] из начала слова. Развивать произвольное внимание Предметные картинки 1
15. Пересказ рассказа «Поиграй, Петруша» по серии картин Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, раскладывать картинки в логической последовательности Серия из 3-х картин 2
16. Прилагательные (обобщение) Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнять в подборе сществительных к прилагательным, в составлении предложений Схемы (лицо), сюжетные картинки 1
17. Звуки , [у] Повторить артикуляцию звуков, учить выделять их из начала слова. Развивать внимание, память. Познакомить со звуковым анализом типа «АУ» Сюжетные картинки, карточки со звуками [а], [у] 1
18. «Игрушка» Учить составлять описательный рассказ Большой меховой медведь, кот и др. 2
19. Активизация словаря по теме «Зима» Упражнять в составлении простого распространенного предложения с однородными дополнениями Картина «Зима» 2
20. Звук [и] Познакомить со звуком [и]. Упражнять в выделении звука [и] из ряда гласных, в повторении слоговых рядов. Развивать внимание и память Петрушка, «чудесный мешочек» 1
21. Описание снеговика Учить детей последовательно излагать мысли, рассказывая о предмете, включать в повествование прилагательные, сравнения Картинка с изображением снеговика 2
1 2 3 4
22. Составление рассказа по серии картин «На прогулке» Учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картинке, правильно строить предложения, слушать друг друга 1 большая картина, 4 мелкие картинки, изображающие действия 1-го героя 2
23. Звук [к]. Закреплять правильное произношение звука [к]. Учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картинке, правильно строить предложения, слушать друг друга Предметные картинки 1
24. Составление рассказа «Праздник елки» (по серии картин) Учить выделять звук [к] в словах (в начале, конце слова), анализировать слог «АК» Серия картин 2
25. Родительный падеж множественного числа существительных Упражнять детей в применении существительных в родительном падеже множественного числа; в составлении предложений с однородными дополнениями Предметные картинки. Игрушки: лиса, заяц 1
26. Звуки [к] и [п] Закреплять правильное произношение звуков [к] и [п], развивать фонематический слух. Закреплять понятия «живой», «неживой». Учить детей правильно задавать друг другу вопросы Предметные картинки 1
27. Пересказ рассказа «Кот-задира» с использованием фланеле-графа Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразы из 4—6 слов; учить пересказывать короткий текст, опираясь на предметные картинки Фигурки животных, фланеле-граф 2
28. Звук [п] Упражнять детей в четком произнесении звука [п]. Учить составлять предложения с однородными дополнениями Предметные картинки 1
1 2 3 4
29. Дифференциация звуков [т] — [к] Учить различать звуки [т] — [к] на слух и в речи; составлять предложения с однородными дополнениями в творительном падеже. Упражнять в звуко-слоговом анализе обратных слогов Предметные картинки, игрушки 1
30. Пересказ рассказа «Щенок Бимка» с использованием флане-леграфа Продолжать учить детей пересказывать текст, опираясь на предметные картинки Фланелеграф, фигурки животных 2
Итого:

План — конспект к занятию по теме «Семья» (Разработан учителем-логопедом В. А. Любезновой) Цели:

  1. Учить детей умению соотносить изображения с их словесным обозначением.
  2. Формировать умения показывать и, по возможности, называть членов своей семьи.
  3. Работать над слоговой структурой слова, его ритмическим рисунком.
  4. Тренировать в образовании и употреблении притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
  5. Упражнять в постановке вопросов с вопросительными местоимениями: чей? чья? чьи? чье?

6. Развивать внимание, память. Задачи:

  1. пополнять словарный запас;
  2. формировать точные движения органов артикуляции;
  3. развивать мелкую моторику, подражательность;
  4. учить пониманию логико-грамматических конструкций.

Оборудование: фотографии членов семей всех детей, сюжетная картинка «Семья». ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Упражнение «Покажи».

Перед каждым ребенком лежит фотография с изображением членов его семьи. Предложить детям показать на ней себя. Аналогично предложить показать маму, папу и т. д.

Папа, мама, брат и я — Вместе дружная семья. Раз, два, три, четыре —

3. Пальчиковая гимнастика «Семья»: Правой рукой загибают по одному пальчику на левой руке. Показывают крепко сжатый кулачок левой руки. Левой рукой загибают по одному пальчику на правой руке. Все живем в одной квартире. Показывают крепко сжатый кулачок правой руки. 4. Дидактическая игра «Покажи, где».Предложить детям задание: «Покажи мамину дочку, дочкину маму и т. д.» Упражнять в постановке вопросов (чей? чья? чьи? чье?) и ответах на них.

  1. Составление рассказа по картинке «Семья» (использование притяжательных прилагательных).
  2. Итог занятия: игра «Кого с кем поменяли местами».

ЛИТЕРАТУРА Программа по развитию эмоционально-волевой сферы детей 4—5 лет «Давайте жить дружно»: К р ю ко в а С. В., С л о б од я н и к Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. — М.: Генезис, 1999. К р я ж е в а Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997 М и н а е в а В. М. Развитие эмоций дошкольников. — М., 1999. О в ч а р о в а Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996. Хух л а е в а О. В и др. Маленькие игры в большое счастье. — 2001.

Хух л а е в а О. В. Хочу быть успешным // Школьный психолог. — № 2. — 2000. Хух л а е в а О. В. Лесенка радости. — М., 1998. Ч и с т я ко в а М. И. Психогимнастика. — М., 1990. Программа «Математика для малышей»: В о л и н а В. Веселая математика. — Екатеринбург, 1998. Га в р и н а С. Е., Кут я в и н а Н. Л., То п о р ко в а И. Г. Изучаем цифры. — М., 2000. К а с и ц ы н а М. А. Дошкольная математика: 1-й год обучения. — М., 1999. Мо р о М. И., В а п н я р Н. Ф., С т е п а н о в а С. В. Математика в картинках. — М., 1985. С е р б и н а Е. В. Математика для малышей. — М., 1992. Программа «Развитие речи у детей 4—5 лет»: В о л ко в а Л. С. Логопедия. — М., 1995. Е ф и м е н ко в а Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985. М и р о н о в а С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991. Ткач е н ко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб., 1999. Ф и л и ч е в а Т. Б., Тум а н о в а Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. — М., 1999. Ф и л и ч е в а Т. Б. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М., 1987. Ш т р а с м а й е р В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. — М., 2002.

Источник:

Коррекционно-развивающие программы Череповецкого центра психолого-медико-социального сопровождения / Науч. ред. О. А. Денисова, Н. В. Афанасьева. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. — 256 с.

Научные редакторы: О. А. Денисова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Череповецкого государственного университета; Н. В. Афанасьева, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и социальной педагогики ВИРО Авторский коллектив: специалисты Череповецкого центра психолого-медико-социального сопровождения: М. П. Кузнецова, директор Центра; С. В. Пурышева, зам. директора Центра; И. В. Окольникова; В. А. Любезнова; Т. Б. Сергеева; И. А. Ершова; Е. В. Макарцева; М. А. Зайцева; Н. А. Глебова; Н. А. Егоренко; Е. М. Вицина; Н. В. Верещагина; Ю. В. Афанасьев Рецензенты: А. П. Коновалова, кандидат педагогических наук, начальник отдела специального образования и социально-правовой защиты детей департамента образования Вологодской области; С. В. Копытова, зав. кабинетом дефектологии и коррекционной педагогики Ответственный за выпуск — С. В. Пурышева

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: