Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе первого года обучения для детей с общим недоразвитием речи.

Логопедические центры и клиники многих стран Европы не справляются с количеством детей. По данным статистики, в настоящее время около 25% детей 4-х летнего возраста страдают тяжёлыми нарушениями речи (для сравнения — в 70-х годах эта цифра составляла 4%). Таким образом, всё более актуальным является вопрос о повышении эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения не только в познавательном, но и в речевом развитии.

Ещё Л.С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть не существует речевых расстройств, при которых, благодаря наличию межсистемных связей, не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.

У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:

  • меньший объём запоминания и воспроизведения материала;
  • неустойчивость внимания;
  • быстрая отвлекаемость;
  • истощаемость психических процессов;
  • снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
  • затруднена развёрнутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдаются:

  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность или общая заторможенность;
  • замкнутость;
  • обидчивость;
  • плаксивость;
  • многократная смена настроения.

В связи с этим очевидна актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в решении речевых и связанных с ними психологических проблем детей старшего дошкольного возраста.

Наш опыт

Исходя из сложившейся ситуации мы совместно с психологом ДОУ решили разработать проект, целью которого является создание и апробирование модели взаимодействия логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

  • Первый этап

Первоначальным этапом работы стало определение методической базы, на которую мы планируем опираться в ходе реализации проекта. При выделении критерия формирования группы детей, участвующих в проекте, мы приняли решение, что первичным для организации коррекционно-развивающей работы мы будем считать дефект речи и звукопроизношения.

Проанализировав имеющуюся литературу, мы пришли к выводу о недостаточной методической разработанности вопроса организации совместной работы психолога и логопеда в рамках ДОУ. Также в настоящее время имеются расхождения в понимании формы организации интегрированной работы специалистов. В современной периодической печати, в частности, в журналах «Логопед в детском саду», «Справочник старшего воспитателя ДОУ» и др., взаимодействие логопеда и психолога основывается на проведении интегрированных, т.е. совместных, занятий с детьми. Все конспекты построены таким образом, что есть реплики и задания логопеда, а есть части занятия, которые проводит психолог. Таким образом, два специалиста одновременно работают с детьми.

Плюсом подобной формы организации работы является то, что логопед на протяжении всего занятия контролирует звукопроизношение, а психолог в это время работает над развитием познавательных процессов. Но есть и существенный минус — нерациональное расходование рабочего времени специалистов.

Другой подход предполагает проведение отдельной, параллельной работы на одном лексическом материале. Т.е. какие-то упражнения проводит логопед, а какие-то психолог, но с учётом лексического материала, предложенного логопедом. Преимуществом такого подхода является более рациональное использование рабочего времени специалистов.

Мы выбрали вариант параллельной работы психолога и логопеда на одном лексическом материале с проведением один раз в месяц итоговых интегрированных занятий.

  • Второй этап

Следующим этапом нашей работы по проекту было создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог. Нами были систематизированы и оформлены задания на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного лексического материала, направленного на автоматизацию конкретного звука. В нашей картотеке есть задания на автоматизацию звуков [Л’], [С] [С’] [З] [Ш] [Р] [Р’] и др. В качестве примера приведем задания из картотеки, подобранные для автоматизации звука [Л].

Статья «Модель взаимодействия педагога – психолога и учителя – логопеда»

Модель взаимодействия педагога – психолога и учителя – логопеда

в МДОУ № 42 «Родничок» ЯМР

Воеводина И.А.

педагог – психолог МДОУ № 42

«Родничок» ЯМР

Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на собственные цели и задачи, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.

В связи со снижением уровня коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, в учреждении возникла необходимость разработки и реализации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель

, которая заключается в создании апробации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка.

Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи

:

Создать

модель коррекционно-развивающей деятельности педагога -психолога и учителя — логопеда как условие речевого, познавательного и личностного развития ребенка.

Обозначить

основные направления взаимодействия специалистов ДОУ.

Разработать

систему работы и формы взаимодействия педагога — психолога и учителя — логопеда в условиях дошкольной образовательной среды.

Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:

Системность

. Развитие ребенка — процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.

Комплексность (взаимодополняемость

). Развитие ребенка — комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям

. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.

Адекватность требований и нагрузок

, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.

Постепенность и системность

, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Индивидуализация темпа работ

— переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Направления совместной работы специалистов

Просвещение и профилактика

, в рамках данного направления деятельности педагог — психолог и учитель — логопед проводят консультации и практикумы для педагогов и родителей воспитанников по вопросам речевого, познавательного и личностного развития дошкольников в рамках родительских собраний, КП «Молодая семья», педагогических советов ДОУ, групповых и индивидуальных консультаций.

Также специалисты совместно оформляют информационные выставки, уголки для родителей, где те, в свою очередь, могут найти ответы на волнующие их вопросы, а так же игры и упражнения на отработку и закрепление полученных знаний и навыков.

Диагностика,

в рамках данного направления деятельности специалисты осуществляют совместную диагностику воспитанников подготовительной к школе группы, а также детей направляемых на ПМПК.

  • Диагностика воспитанников подготовительной к школе группы

Психологическая диагностика сформированности предпосылок к учебной деятельности (школьная готовность) комплексными методиками «Экспресс диагностика в детском саду» Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко, методика «Психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения» Н.Я Семаго, М.М. Семаго и «Комплексной диагностики готовности детей к началу обучения в школе (КДГд)» Н.В. Нижегородцевой, включают в себя среди прочих задания на оценку сформированности связной речи («Закончи предложение», «Составь рассказ по картинкам»), уровня развития фонематического слуха и навыков звукового анализа слова («Выделение звуков в слове», «Показ и объяснение слов близких по звучанию, но разных по смыслу» ), знания букв и умения читать («Показ и называние знакомых букв в таблице» и «Чтение печатного текста»).

Эти диагностические задания специалисты проводят совместно, т.к. они являются важным источником информации о знаниях и навыках ребенка, как для педагога — психолога, так и для учителя — логопеда. На основе полученной информации специалисты планируют свою деятельность и делают выводы о результативности проводимой коррекционно-развивающей работы.

  • Диагностика в рамках психолого — педагогического консилиума ДОУ

В рамках консилиума специалисты проводят индивидуальное обследование воспитанников, имеющих речевые нарушения, трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, а также выраженные личностные и поведенческие особенности, затрудняющие их воспитание и обучение.

По итогам индивидуального обследования составляется коллегиальное заключение специалистов, даются рекомендации педагогам и родителям, составляется индивидуальный план развития для каждого воспитанника и в случае необходимости ребенок направляется на ПМПК.

Коррекционно — развивающая работа,

в рамках данного направления в этом учебном году учителем — логопедом и педагогом — психологом была разработана и реализована мини — программа интегрированных совместных занятий для воспитанников подготовительной к школе группы. Занятия проводились 1 раз в квартал и были приурочены к смене времен года и обобщению знаний по соответствующим темам.

Основные задачи программы:

Образовательные задачи:

  • Обогатить активный словарь, развивать связную речь;
  • Развивать фонематический слух, анализ и синтез;
  • Предупреждение дислексии и дисграфии.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательные процессы;
  • Развивать умение делать логические выводы.

Воспитательные задачи:

  • Развивать навыки произвольного поведения и саморегуляции;
  • Развивать навыки сотрудничества и воспитывать уважительное отношения друг к другу.

В следующем учебном году планируется увеличить количество совместных занятий и проводить их с регулярностью 1 раз в месяц, т. к. уже сейчас подобная форма работы доказала свою эффективность.

В течение следующих трех лет взаимодействие педагога – психолога и учителя — логопеда также будет проходить в раках творческой группы «Со-бытие как форма коррекционно – развивающей работы с дошкольниками». Распространение опыта работы группы планируется как в детском саду, так и за его пределами.

Примеры упражнений на отработку звука [Л]

Развивая умение находить лишний предмет, мы предлагаем детям следующее задание: повтори слова, найди лишнее слово, объясни, почему оно лишнее. Пример: сокол, щегол, лук, соловей. Лишний лук, потому что это — овощ, а всё остальное — птицы. «Лось, лошадь, ландыш, буйвол». «Лодка, полочка, стол, стул». «Салат, мел, шоколад, калач». «Пилот, водолаз, лампа, велосипедист».

Большой интерес у детей вызывают задания, в которых необходимо исправить ошибки в построении предложений. Например, мы предлагаем детям послушать предложения, в которых слова перепутаны, и исправить ошибки, выделяя звук Л: «На гладиолусах появилась клумба». «Елка ходила около лося». «Белое небо плыло по голубому облаку». «Салат торчал из ложки». «Лошадь скакала на всаднике». «Слон нарисовал художника» и др.

Во время коррекционно-развивающей работы нами активно используются пословицы и поговорки на определенный звук. Например, для автоматизации звука [Л] можно использовать такие пословицы, как «Где много слов, там мало дела»; «Кто смел, тот и цел»; «Ловит волк, да ловят и волка»; «Золото не станет золотом, пока не побывает под молотом»; «Кто ничего не начал, тот ничего не сделал!» и другие. Пословицы можно использовать, например, в игре «Пароль», направленной на развитие произвольной слуховой памяти.

Аналогичным образом подобраны задания на развитие словесно-логического мышления, тренировку умения классифицировать предметы, подбирать аналогии, на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания.

В ходе реализации проекта мы также используем игры и упражнения, разработанные А.Л. Сиротюк (перекрестные движения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, кинезиологические комплексы). Данные упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия. Нейрофизиологами доказано, что при регулярном выполнении данного комплекса упражнений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога в ГБОУ СОШ № 531

Известно, что психологической службе в системе образования уже более двадцати лет. За все это время сфера деятельности психолога расширяется, его необходимость в школе ни у кого не вызывает никакого сомнения. По-другому обстоят дела у логопеда. Если в детском саду есть логопед, то есть мнение, что не всегда найдется работа в школе. Но это не так. В школу поступает много детей, у которых есть проблемы с речевым развитием, и они не малые. В настоящее время в общеобразовательных школах возросло количество учащихся с различными нарушениями устной и письменной.

Взаимодополняемость работы учителя-логопеда и педагога-психолога, тесное их сотрудничество во всех направлениях работы, является необходимым условием обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в ГБОУ СОШ № 531.

В нашей школе присутствует комплексная работа коррекционного воздействия психолога и логопеда. Взаимосвязь и преемственность логопедических и психологических занятий позволяет нам повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения учащихся нашей школы.

Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки. Встречаются дети, которые плохо подготовленные к учебной деятельности. У данных детей: отсутствует интерес к обучению, снижение внимание, низкий уровень развития речи, они легко отвлекаются, быстро утомляются. Эти учащиеся нуждаются в постоянной стимуляции учебной деятельности, логопедических занятиях и работе с психологом. Именно поэтому в нашей школе практикуются коррекционные занятия педагога-психолога и учителя-логопеда.

Коррекционные занятия и психолога, и логопеда являются частью учебно-воспитательного процесса, во время которого у детей происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция нарушений устной и письменной речи.

Учитель-логопед совместно с педагогом — психологом учитывает индивидуальные особенности учащихся и преподает развивающий материал на доступном для них уровне, осуществляет при этом дифференцированный подход в обучении. Все коррекционные занятия строятся по индивидуальному плану и проходят в форме занятий. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с минутками физической активности.

И педагог – психолог, и учитель — логопед в своей работе решают разные задачи, но пути и способы достижения оказываются у них общими. В нашей школе всегда есть дети, которые нуждаются в помощи обоих специалистов. Поэтому и существует взаимосвязь логопеда и психолога в нашем учебном заведении.



Цели работы учителя — логопеда заключается в оказание помощи учащимся, которые имеют нарушения в развитие письменной и устной речи, а также которые испытывают трудности в общении со сверстниками и преподавателями и обучении, развитие личности и формирование положительных личностных качеств.

Основные задачи логопедической деятельности в нашей школе:

  • Исправление нарушений в устной речи;
  • Пропедевтика нарушений в письме, развитие письменной речи, а также их исправление;
  • Развитие речедвигательных представлений учащихся;
  • Развитие зрительно-двигательных представлений учащихся;
  • Развитие произвольного зрительного, слухового внимания.

Работа психолога заключается:

  • в коррекции и развитии высших психических функций;
  • в активизации познавательных процессов учащихся.

Таким образом, когда педагог-психолог и учитель-логопед, выделяют основные направления своей коррекционной работы (психолог — активизацию познавательной деятельности, логопед — развитие устной и письменной речи) то, они параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.

В результате взаимодействия школьного учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей деятельности: происходит стимуляция речевого, познавательного и индивидуального развития ученика нашей школы.

Коррекционно-развивающая деятельность с педагогом-психологом и учителем-логопедом оказывают положительное влияние на психическое развитие ребенка.

Благодаря совместной работе специалистов, нам удается своевременно достичь положительной динамики развития у детей нашей школы, у которых были трудности с речью и развитием эмоционально-волевой регуляции.
Автор материала: Горохова Ирина Алексеевна

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: