Методические рекомендации к проведению логопедического обследования речи неговорящих детей 3-4 лет


Юртова Елена Вячеславовна

Логопед-дефектолог.

Окончила педагогический факультет РУДН отделение дефектологии, по специальности учитель-логопед. Оказывает помощь детям с задержкой психоречевого развития, общего нарушения речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, а так же детям с трудностями в школе (дисграфия, дислексия).

Стоимость консультации логопеда и речевого обследования

Код услугиНаименование услугиЦена, руб
11101Консультация логопеда1 600
11102Занятие с логопедом 30 минут800
11103Выезд логопеда на дом в пределах МКАД2 900
11103Занятие с логопедом на дому в пределах МКАД1 900

Это может быть интересно

  • Заикание у ребенка
  • Логоневроз
  • Вызов логопеда на дом
  • Задержка речевого развития
  • Бесплатная консультация логопеда

Схема логопедического обследования

Многие родители задаются вопросом, как же проходит первичное обследование логопедом?

В таблице ниже описаны поэтапные шаги.

Беседа с родителями и ребенком Общение проводится с целью выявления жалоб и наличия речевых нарушений.
Знакомство с документацией и анамнезом Логопед изучает акушерский анамнез (беременность, роды) и анамнез развития ребенка (выявление нарушений моторных функций, физических и речевых).

Особое внимание уделяется первым годам развития малыша: было ли агуканье и лопотание, первые слова и фразы, наличие ошибок в произношении, составлении произношений и тд.

Объективное исследование ребенка Логопед находит точки соприкосновения с ребенком:
  • Налаживается контакт, выявляются интересы и любимые игры, как ребенок воспринимает и видит окружающий мир.
  • Обследуются функции психомоторики, проводятся различные тесты.
  • Обследование буквенного гнозиса (узнавание) и праксиса (способность к выполнению последовательных движений и действий).
  • Изучается мыслительный процесс посредством линии сюжетных изображений, выявлении причинно-следственных связей, определение смысла рассказа.
Фонематическая сторона речи Проводится изучение анализа и синтеза.
Импрессивная речь Восприятие связной речи, понимание фраз и предложений, различение существительных, глаголов, множественных и тд.
Экспрессивная речь Исследование артикуляционного аппарата на движение и строение: тонус, активность, точность движений, длительность и тд.
Звукопроизношение В разных формах высказывания: фразы, предложения, произношение слов с разной слоговой структурой.
Словарный запас Проверка на знание антонимов, синонимов, выявление схожих слов.
Грамматический речевой строй Какие предложения больше используются в речи (состоящие из двух слов или более), навыки изменения слов, образование единственного или множественного числа, состояние функции словообразования и тд.
Динамика речи Темп, ритм, выразительность, интонация.
Анализ письменной речи Изучаются навыки письма: какая рука ведущая, характерные особенности почерка, отслеживаются все ошибки при письме.
Анализ чтения Исследуется правильность звучания звуков, способность воспроизводить слоги, слова и предложения, а также отслеживаются ошибки (замена букв, пропуски, искажения).

По завершению обследования речи логопедом пишется заключение, в котором указан диагноз и дальнейший план коррекционной работы.

О речевом обследовании

Речевое обследование проводится для определения уровня речевого и общего психологического развития малыша, а также для выявления и установления речевого дефекта у ребенка (если таков имеется). Речевое обследование ребенка проводит врач, при этом данное обследование остается в какой-то мере индивидуальным для каждого дитя. Ведь его суть заключается том, чтобы найти контакт с ребенком, расположить его к себе, что, в последующем, приводит к получению максимально достоверных результатов. Кроме того, цель речевого обследования сконцентрирована на том, чтобы выявить речевые нарушения и предотвратить их прогрессирование как можно скорее. Для этого во время такого обследования специалист определяет и грамматический строй речи у ребенка, и словарный запас, соответствующий возрастной норме, и звукопроизношение.
Весьма важным является тот факт, что речевое обследование ребенка должен проводить квалифицированный специалист. Ведь определить дефект речи или нарушения общего развития ребенка, верно диагностировать их, иногда удается не каждому. Комплексный полноценный анализ речи, проведенный опытным врачом, позволяет обнаружить различные дефекты речи, речевые расстройства у дитя на ранней стадии их развития, что в дальнейшем позволяет преодолеть такие речевые нарушения за короткий промежуток времени и избавиться от них навсегда.

Специалисты также часто обращают внимание на то, что речевое обследование должны проходить все детки без исключения. Обосновывают они это тем, что родители не всегда уделяют особое внимание каким-либо речевым нарушениям у ребенка, думая, что «мол само пройдет с возрастом». Порой это далеко не так. К речевым нарушениям у ребенка следует относиться с полной ответственностью и серьезностью, при этом, не упуская драгоценного времени, которое может быть потрачено на эффективную корректировку речи дитя.

Обследование речи

Специалист оценивает сформированность экспрессивной и импрессивной сторон речи. Импрессивная – это состояние словарного запаса и понимание обращенной речи. Под экспрессивной стороной понимают умение ребенка использовать свой словарный запас для построения высказываний.

Проверка экспрессивной стороны

Сюда входит обследование не только связной речи, но и грамматического строя. Ребенку предлагают выполнить задания на:

  • словообразование разных частей речи;
  • составление предложений или рассказа по картинке или серии изображений;
  • повторение за взрослым предложением различной сложности;
  • составление предложений из определенных слов;
  • вставить пропущенные предлоги или слова;
  • придумывание концовки предложения;
  • образование множественного числа существительных.

Все перечисленные задания позволяют оценить сформированность грамматического строя речи. Для проверки нужно использовать картинки и графические схемы. Чтобы проверить качество связной речи дошкольнику показывают картинку или несколько изображений и предлагают составить рассказ. В возрасте 6-7 лет дети должны уметь составлять не только рассказ-описание, но и повествование.

Еще одно задание на оценку сформированности связной речи – пересказ текста. Его выбирают в соответствии с возрастом ребенка. Сначала взрослый читает текст, а дошкольник внимательно его слушает. Тем, у кого есть речевые нарушения, текст нужно прочитать несколько раз. Затем ребенок пересказывает рассказ.

Педагог смотрит на то нужна ли помощь взрослого при пересказе или опорный план. Использует ли дошкольник интонационные средства выразительности. Обязательно в качестве опоры нужно использовать наглядный материал.

Проверка импрессивной речи

Специалист обследует состояние словарного запаса. Для этого предлагает перечислить названия предметов на картинках; объединить их в группы и назвать обобщающим словом. Это также позволяет проверить его умение выделять общие признаки предметов и классифицировать их.

Также взрослый просит ребенка послушать и выполнить инструкцию. Начинает с простой и заканчивает инструкциями, состоящими из нескольких действий. Логопед предлагает такое задание на проверку точного употребления слов в речи: он описывает предмет, а ребенок должен назвать его.

Импрессивная и экспрессивная стороны речи взаимосвязаны. Если у ребенка – маленький словарный запас, то и экспрессивная речь не будет выразительной. У дошкольника возникнут сложности при построении предложений. А ограниченный запас слов затруднит понимание окружающих, что скажется на коммуникативных навыках.

Обследование просодической стороны речи

К 6-7 годам у дошкольников должно быть сформировано звукопроизношение полностью. Искаженное произношение фонем может привести к появлению ошибок при чтении и письме. Поэтому логопед проверяет и состояние звукопроизношение. Оно осуществляется в следующем порядке:

  • изолированное произнесение фонем;
  • их произнесение в слогах и словах;
  • использование в связной речи.

Кроме звукопроизношения в этот блок входит и обследование темпоритмической стороны. Для этого используют задания на чтение фраз с разной высотой и силой голоса (сказать громко, тихо) и интонацией (побудительной, вопросительной и повествовательной). Для оценки дикции используют скороговорки и чистоговорки.

Чтобы проверить чувство ритма дошкольнику предлагают повторить за взрослым определенный ритмический рисунок. Сформированность просодической стороны речи позволяет дошкольнику лучше воспринимать услышанный текст и не делать ошибок на письме. Но одним из главных условий правильного произношения фонем – сформированность артикуляционной моторики.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: