Ребенок в 5 лет не говорит вообще? Решение — обследования и занятия

Ребенок в 5 лет не говорит вообще? Решение - обследования и занятия
Правильное формирование речи у малыша предопределяет его личностное развитие, мышление и восприятие окружающего мира в целом. Ребенок, который не умеет разговаривать в 5-летнем возрасте, не способен делать выводы и логические суждения, обобщать, размышлять над причинами и следствием тех или иных явлений. Ключевая ошибка родителей неговорящих детей в том, что они долгое время ждут, что малыш вот-вот проявит свои речевые способности, упуская тем самым столь ценное время.

Ключевые этапы развития речи у детей

Безусловно, родителям 5-летнего молчуна уже давно следовало обратиться за помощью к специалистам. В обобщенном виде речь у детей развивается по таким этапам:

  • до 1 года – произношение звуков, пробы использования артикуляционного аппарата;
  • 1 год – первые простые односложные слова, запас которых при хорошем развитии насчитывает до 10 штук;
  • 2 года – построение простых фраз и словосочетаний, расширение словаря;
  • 3 года – построение предложений, ответы на вопросы, обильная и ясная речь, чтение стихов наизусть;
  • 4 года – грамотное построение фраз, сложных и простых предложений с применением различных частей речи;
  • 5 лет – хорошо сформированная речь, которая близка к речи взрослых; правильное произношение всех звуков;
  • 6 лет – развитая связная речь, которая необходима для последующего школьного обучения чтению и письму.

Очевидно, что молчание малыша в 5 лет является явным отклонением от нормы. И если плохие разговорные навыки в 3-4 года можно списать на индивидуальные особенности развития, то отсутствие речи в 5 лет уже свидетельствует о необходимости обращения к специалистам.

Рецензии на книгу «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет» Елена Янушко

Книга очень качественно выполнена, печать в два цвета, твердый переплет, 424 стр., удобного формата. Прилагаю полное содержание: 1. Развитие речи в раннем возрасте Речь и её функции Развитие речи ребенка от рождения до 3-х лет Развитие речи как одно из направлений раннего развития Развитие речи в младенчестве (довербальный период) Феномен автономной детской речи Первые слова Первые фразы Динамика формирования речи ребенка Особенности развития речи мальчиков и девочек Что такое «язык няни» 2. Нарушения развития речи в раннем возрасте Признаки неблагополучного развития речи Причины задержки развития речи в раннем возрасте Речевой диагноз ребенка Диагноз «Задержка речевого развития» – ЗРР Диагноз «Общее недоразвитие речи» – ОНР Другие логопедические и неврологические диагнозы Недоразвитие речи как вторичное нарушение Вторичные нарушения, возникающие в результате проблем в речевом развитии Речевой негативизм Задержка в умственном развитии ребенка Затруднения в процессе общения с другими людьми Деформация личностных черт Общая невротизация ребенка 3. Организация ранней помощи детям с нарушениями речевого развития Что делать, если малыш молчит? Ждать или помогать? Мнение родителей Мнение логопедов Диагностика речевых нарушений в раннем возрасте ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия Консультация логопеда и другие виды обследований Отношение близких к диагнозу ребенка Прогноз развития речи ребенка Виды логопедической помощи ребенку раннего возраста Логопедические занятия Помощь близких Логопедические занятия с детьми раннего возраста Особенности развивающих занятий с детьми раннего возраста Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста Взаимодействие логопеда и родителей ребенка Организация логопедической помощи в нашей стране Особенности общения с неговорящим ребенком в семье Как правильно говорить с ребенком Как помочь малышу в бытовом общении Развитие делового общения взрослого и ребенка Развитие общей и речевой активности ребенка Варианты помощи в ходе речевого общения с ребенком Организация речевых занятий в домашних условиях 4. Система занятий по развитию речи ребенка раннего возраста Как заниматься по книге «Помогите малышу заговорить» Особенности ситуации развития ребенка с отставанием в речевом развитии в семье Особенности организации занятий Составление плана коррекционной работы Оценка результатов Развитие понимания речи Создание речевой среды Содержание пассивного словаря Накопление пассивного словаря Развитие активной речи Оречевление активности ребенка Развитие речевого подражания Использование ритма в развитии речи Речевые игры с потешками Речевые игры со стишками Речевые игры с песенками Речевые игры с рифмованными загадками Развитие глагольного словаря Методы развития глагольного словаря Содержание глагольного словаря Развитие речи в предметных играх Развитие делового общения со взрослым Игры с кубиками Игры с мячами Игры с машинками Игры с куклами Игры с игрушечными животными Беседы по картинкам Предметные и сюжетные картинки Требования к картинкам для малышей Правила правильной беседы по картинке Беседы по предметным картинкам Беседы по сюжетным картинкам Изображения животных как средство развития речи Специальные приемы развития активной речи Создание эмоционально положительной атмосферы Налаживание тесного контакта между взрослым и ребенком Использование семейных фотографий Совместное рисование с комментарием Развитие речи на занятиях творчеством Использование в речевом общении жестов Использование в речевом общении выразительной мимики и артикуляции «Искусство паузы» в вопросах и ответах Использование сюрпризных моментов Использование любимых игрушек малыша Смена ролей в игре Совместное чтение детских книжек Повторенье – мать ученья! Выполнение графических заданий Использование аудио- и видеопособий, просмотр мультфильмов Использование интерактивных пособий Изготовление книжек-самоделок Создание мотива речи в групповых играх Знакомство с окружающим миром как основа развития речи ребенка Продолжение работы по развитию речи ребенка в дошкольном возрасте 5. Дополнительные упражнения, способствующие развитию речи ребенка Развитие подражания Развитие слуха Развитие неречевого слуха Развитие речевого слуха Развитие дыхания Развитие физиологического дыхания Развитие речевого дыхания Развитие мелкой моторики Массаж рук Игры с предметами Пальчиковые игры Психотерапия в домашних условиях Необходимость психотерапевтической работы Игры с водой Игры с песком Игры со снегом Игры с крупами Игры с камешками Игры с предметами 6. Родители спрашивают (избранные статьи) Раннее развитие: восторги и споры Логопедические проблемы и пути их решения Малыш и иностранный язык Ребенок и книга Ребенок в мире информации

Что делать, если ребенок молчит в 5 лет?

Прежде всего, не стоит тратить силы на самостоятельное решение проблемы. Родители не смогут развить речь у молчащего пятилетнего малыша, а лишь упустят время. Необходимо показать малыша ряду специалистов, среди которых педиатр, психолог, невролог, дефектолог и другие врачи узкого профиля.

Заочно определить, какие ребенку потребуются обследования, практически невозможно. Осмотр малыша обязательно должен провести врач, который изучит рефлексы, проанализирует актуальный уровень развития, узнает об особенностях протекания беременности и родов, и лишь потом назначит дальнейшую диагностику. Как правило, требуется прохождение энцефалограммы, Доплера, МРТ и других обследований.

Прежде всего, необходимо определить причину, по которой ребенок в 5 лет не говорит. Их может быть огромное количество, начиная от патологий внутриутробного развития и осложнений при родах, и заканчивая эмоциональным климатом в семье. Выявить факторы, которые привели к задержке становления речи, может только грамотный специалист после проведения объективных обследований. И лишь после этого возможна разработка эффективной программы развития речевого аппарата у ребенка.

Как отучить ребенка говорить «плохие»слова.

Балбес — это когда человек вообще ни о чем никогда не думает и у него в голове пусто. А у меня не пусто, и поэтому я — умнес!

Кирилл, 5 лет

Ребенок говорит плохие бранные слова, что делать?

Такой вопрос родители задают достаточно часто. Воспитатели детских садов замечают, что в последнее время грубые слова прочно входят в лексикон детей

Наши бабушки избавлялись от этой напасти просто – мыли рот с мылом. По мнению психологов, способ этот антигуманный, и приводит лишь к тому, что доверие к родителям исчезает, ребенок переживает травму.

С чем связано появление в речи ребенка грубых и жаргонных словечек?

Во-первых, ребенок произносит то, что услышал, давайте не будем предполагать, что он сконструировал эти слова сам. Об источниках есть повод задуматься — это может быть и сад, и телевизор, и друзья-приятели. Может быть, вы сгоряча сами употребляете их в своей речи?

Во-вторых, лет до 4-5 ребенок не очень делает различия между хорошими и плохими словами, он познает и исследует мир, играет со словами, повторяет то, что услышал, и часто употребление слов может быть неосознанным. Дальше влияет реакция окружающих на эти слова — они или исчезают, или ребенок их начинает произносить специально и осознано.

В-третьих, как правило, эти слова произносятся взрослыми эмоционально окрашено. Ребенок, не понимая их значение, запоминает их лучше, потому что связывает с какой-то эмоцией.

Выясняем причины сквернословия:

  1. Подражание. Ребенок стремится быть на кого-то похожим. Выясните, на кого.
  2. Привлечение внимания. Если малыш что-то произносит, и окружающие впадают от этого в шок и дают излишнее внимание, такая привычка закрепится.
  3. Желание досадить родителям, выражает таким образом протест. Если ребенок обижен, и он знает, что родители начинают переживать и расстраиваться, когда он произносит бранные слова, он может их использовать.
  4. В присутствии ребенка, в коллективе, где он общаются, использование грубых слов является нормой, он привыкает к ним и выражает свое состояние и отношение таким образом.

Реакции родителей на грубые слова.

Обычно родители или впадают в шок и резкое негодование или демонстрируют абсолютное спокойствие и не замечают этих слов. Оба способа неверны.

Резкое осуждение и родительский гнев сдерживают употребление грубостей на короткое время, и стойкого изменения поведения не происходит.

Если совсем не замечать, ребенок начинает считать, что ругаться — это нормально.

Что же делать?

Не впадать в панику, но и не игнорировать услышанное. Имеет смысл сразу спокойно поговорить с ребенком.

  1. Сказать, что эти слова некрасивые, грубые, и в вашем доме они не используются (так же, как и другие вещи, например, ложь, жестокость). Это правило семьи, и точка, и вам бы очень хотелось, чтобы он перестал их употреблять.
  2. Иногда стоит рассказать смысл этих слов. Звучит шокирующе, но этот способ работает. Ребенок часто просто не понимает, что говорит.
  3. Расширяйте словарь чувств ребенка. Учите его говорить «я обиделся», «я раздражен», «я злюсь», «я в отчаянии», «я уязвлен и смущен». Расскажите, что люди свое состояние и чувства выражают такими словами, а тот, кто знает мало слов, употребляет жаргонные слова. Это говорит скорее о бедности фантазии и плохом воспитании.
  4. Предложите замену этим словам придуманными. Поиграйте в игру «обзывалочку», дети очень любят в нее играть.

Сразу договоритесь, что никто не станет обижаться, как бы его не называли (в разумных пределах). Обязательно договоритесь, какие слова не будут употребляться. Ребенок очень быстро поймет, что вместо плохих слов можно использовать самые обычные и привычные слова, главное – интонация.

Например: — А ты старый башмак! — А ты бешеный слон! — А ты кипящий чайник.

И так далее и в таком же духе. Игра получается веселая, в ней ребенок может выразить свои чувства, не разрушив отношения.

5. Дайте ребенку возможность чувствовать себя взрослым, находите такую деятельность, где он может самоутвердиться и повысить свою самооценку без лишних слов.

6. Если же это симптом нехватки внимания со стороны взрослых, постарайтесь исправить ситуацию и наладить отношения в семье.

Тратьте на своего ребенка больше времени, играйте с ним и разговаривайте. Говорите ему чаще добрые красивые слова, о своей любви к нему, ведь бывает достаточно одного слова, чтобы почувствовать себя окрыленным.

https://supdetki.ru

Можно ли в 5 лет исправить проблемы с отсутствием речи у ребенка?

Если малыш совсем не разговаривает в 5 лет, необходимо уделять множество времени занятиям. После завершения обследования, могут быть назначены лекарственные препараты, логопедические занятия и массаж, физиологические процедуры, психоневрологическая реабилитация и многие другие методы, которые помогут сформировать речевые навыки. Безусловно, качество речи у таких детей будет хуже, нежели у их сверстников, однако, нельзя опускать руки и пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Долгие и упорные занятия с привлечением квалифицированных логопедов и постоянная работа родителей с малышом обязательно дадут результат.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: