Упражнения по логоритмике для детей 2-3 лет: для чего нужны занятия с малышами и как их правильно проводить

У многих маленьких деток возникают трудности с развитием навыков речи. Часто для родителей это становится настоящей проблемой. Но в большинстве случаев, нет причин для паники. Небольшие проблемы с развитием речи малыша родители вполне могут решить самостоятельно, без помощи логопеда. Для этого существуют специальные упражнения для речи ребенка. Они несложные в исполнении и могут проводиться с любым малышом.

Упражнения для развития речи ребенка

Рекомендации родителям

В первую очередь, родители должны убедиться, нет ли у малыша нарушений в анатомическом строении артикуляционного аппарата. Это может быть отклонение в росте и развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов относительно нижних. Поэтому перед началом занятий лучше будет пройти осмотр у врача.

Особое внимание родителям необходимо обращать на слух ребенка. Даже при незначительном снижении слуха малыш не может нормально воспринимать речь.

Для того чтобы упражнения для развития речи стимулировали развитие у ребенка речевых навыков, нужно учесть некоторые рекомендации специалистов:

  • Продолжительность занятий. Наиболее оптимальная продолжительность занятий для ребенка 2-3 лет – 15 минут в день. Если продолжительность будет больше, ребенок утратит интерес к упражнениям, будет рассеянным и раздражительным.
  • Игровой подход к упражнениям. Ребенок в таком возрасте лучше воспринимает информацию в игровой форме.
  • Больше разнообразия. Малышам быстро надоедает однообразие. Форма подачи информации, выполнения упражнений должна постоянно меняться.
  • Комфортные условия занятий. Понятно, что занятия должны проходить в спокойной, приятной ребенку обстановке. Маленьких деток родители могут сажать себе на колени, деток постарше – напротив себя. Важно, чтобы взрослый находился на одном уровне с малышом, мог смотреть ему в глаза.
  • Ни в коем случае нельзя форсировать развитие речи. Вредно малыша нагружать сложным речевым материалом, заставлять заучивать непонятные ему слова.

Развитие речи представляет собой комплекс мероприятий, который включает общение, массаж, упражнения для речи ребенка, упражнения для развития мелкой моторики, игры.

Слоговая структура слов и звукопроизношение

Звукопроизношение и слоговая структура слова ещё далеки от совершенства. Многие дети в этом возрасте смягчают звуки, не произносят такие фонемы как С, З, Ч, Щ, Ц, Ш, Ж, Л, Р, обычно заменяют их на более простые, и это нормально. Длинные и сложные слова упрощаются, но обычно к трём годам ребёнок достаточно чётко воспроизводит слова из трёх слогов.

Если развитие речи ребёнка идёт без особых проблем, то к трём годам его речь ещё несовершенна, но достаточно понятна для окружающих, состоит из распространённых предложений. Малыш запоминает и рассказывает простые и доступные по содержанию потешки, стишки, может рассказать о повседневных событиях в своей жизни, побеседовать по содержанию понятной сюжетной картинки.

Если к 2,5 годам у ребёнка не появляется фразовая речь, необходимо показаться логопеду и неврологу. В любом случае, даже если развитие речи ребёнка не вызывает у Вас беспокойства, надо показаться для профилактики логопеду в три года. Специалист сможет более объективно оценить уровень развития речи и при необходимости дать нужные рекомендации.

Я очень кратко описала, как развивается речь у ребёнка на третьем году жизни. О том, как стимулировать развитие речи, будут отдельные статьи. Если у Вас остаются вопросы, оставляйте комментарии. Если Вы сочли эту информацию полезной, поделитесь ею с друзьями.

Упражнения для ребенка 2 лет

Все упражнения для развития речи ребенка 2 лет можно разделить по направленности на решение той или иной проблемы. Рассмотрим эти упражнения.

Упражнения, развивающие речевое дыхание

«Снежинки». Дайте ребенку небольшой кусочек распушенной ватки. Объясните ему, что это снежинка, которая летает, если на нее подуть. Сдуйте сами ватку с ладони и предложите ему подуть на «снежинку». Обратите внимание малыша, что дуть надо округленными губами, плавно, при этом вдыхая через носик. Можно сравнить, когда «снежинка» летит выше, дольше.

«Понюхаем цветочек». Иногда дети смешивают понятия вдох и выдох. Предложите ребенку понюхать цветок, сделав глубокий вдох носом. После этого выдохните, сопровождая выдох звуком «а».

Упражнения для развития темпа речи и силы голоса

«Громко-тихо». Возьмите парные игрушки разных размеров, например, маленькая и большая собачка. Покажите их малышу и скажите: «Большая собачка лает громко! Ав-ав!» Ребенок громко повторяет: «Ав-ав!» «Маленькая собачка лает тихо, ав-ав». Малыш тихо повторяет: «Ав-ав». Затем уберите игрушки и показывайте по очереди большую и маленькую собачку, спрашивая ребенка, как каждая из них лает.

«Не разбуди куклу». Приготовьте куклу, лучше с закрывающимися глазами, ее кроватку, маленькие игрушки, коробку для игрушек. Положите спать куклу и предложите ребенку убрать игрушки в коробку, не разбудив ее при этом. Каждую игрушку, которую малыш кладет в коробку, он должен тихо называть.

Упражнения для формирования правильного звукопроизношения

«Во дворе». Приготовьте картинки, которые изображают домашних птиц и животных. Показывайте картинку малышу и говорите, например: «Вот курочка кудахчет: ко, ко, ко» и так далее. Представив всех персонажей, показывайте картинки и попросите ребенка повторить, кто какие издает звуки.

Развитие словаря.

Продолжает очень активно расти словарь. К концу третьего года жизни здоровые малыши уже могут произносить более 1000 слов. Причём ребёнок начинает использовать практически все части речи, включая предлоги и союзы. На третьем

году жизни ребёнок знает и называет многие части тела, включая даже такие как локти, подбородок, колени, показывает и называет основные формы (круг, квадрат, треугольник), называет и показывает не только предметы, но и их части (карман, рукав, пуговицы на одежде). Появляются первые обобщения (игрушки, одежда, овощи, посуда). Так же сильно расширяется пассивный и активный словарь признаков. Ребёнок показывает и называет основные цвета, обозначает величину словами большой, маленький. Растёт глагольный словарь. Малыш уже может сказать, что самолёт летит, а машина едет, зайчик прыгает, а змея ползёт. Ребёнок усваивает не только отдельные слова, но и устойчивые фразы и словосочетания и начинает активно их употреблять. Порой кажется, что довольно адекватно употребляя взрослые выражения, ребёнок понимает, о чём он говорит, но это не всегда так. Малыш может сказать: « Я возьму с собой зонтик на всякий случай». Если переспросить, на какой случай малыш хочет взять зонтик? Вероятно, что ответ будет не совсем адекватным. Примерно в это же время появляется детское словотворчество. Дети придумывают новые слова и используют их в речи. Например, моя дочка в возрасте около трёх лет, собираясь утром в сад и не проснувшись до конца, надевала трусики. Вдруг я от неё услышала: «У меня ноги попали в одну трусыню». И тут же она пояснила: «У штанов штанина, а у трусов трусыня». Таких примеры детского словотворчества, наверняка, могут привести многие родители. Это нормальный и естественный этап в развитии речи детей. Для того, чтобы у ребёнка хорошо рос словарный запас, необходимо, чтобы его жизнь была полна новых впечатлений, эмоций. Тогда он сам, без особых усилий с вашей стороны, превратится в почемучку и будет усваивать новые слова. Но так же очень важно давать ребёнку правильные образцы речи и не сюсюкать, подражая малышу. Это может привести к задержке в развитии речи.

Упражнения для речи ребенка 3 лет

До трех лет у большинства деток формируется большой словарный запас и фразовая речь. Но многие из них еще говорят невнятно и нечетко.

Упражнения для речевого развития ребенка 3 лет включают в себя разные занятия. Рассмотрим основные из них.

  • Артикуляционная гимнастика. Данные упражнения помогают выработать согласованные и четкие движения органов артикуляционного аппарата. Можно выполнять с ребенком упражнение «Лопата». Мама говорит: «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». В это время язычок малыша в спокойном состоянии лежит на нижней губе. Затем: «Копаем картошку». Ребенок должен опускать и поднимать кончик языка, закрывая то нижнюю, то верхнюю губу.
  • Скороговорки и поговорки. Их произнесение улучшает дикцию ребенка и обогащает его словарный запас.
  • Описание картинки. Такое упражнение великолепно развивает связную речь малыша. Для проведения описаний нужно использовать яркие, сюжетные картинки. Ребенка необходимо заинтересовать, втянуть в диалог, используя, например, такие фразы «А как бы ты поступил?», «Как ты думаешь?». Если малыш отвечает односложно или вообще затрудняется отвечать, нужно сказать ему правильный ответ.
  • «Что бы это значило?» Такие упражнения направлены на совершенствование навыков устной речи, развитие логического мышления, фантазии. Суть занятий заключается в том, чтобы ребенок объяснил значение той или иной фразы. Это могут быть несложные пословицы, поговорки, фразеологизмы.
  • «Большой-маленький». Такое упражнение способствует увеличению словарного запаса малыша, знакомству с синонимами. Лучше использовать для занятий книжку с яркими картинками. Можно, например, показывать ребенку котенка и спрашивать: «Котенок на картинке большой или маленький?» Ребенок должен учиться отвечать полным предложением: «Котенок на картинке маленький».

Основные этапы развития речи

Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.

Речь ребенка от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

  1. Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
  2. Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
  3. Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).

Как запустить речь ребёнка. Наша история длиною в 2 года

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-

чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама – педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада.

Так вот, статистика действительно пугает

, мы это видим и по детям друзей и знакомых – то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи.

И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей.

В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность

, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов – мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d8bca3d0ce57b00ade9c9e4/5df8bad734808200b1d2e138

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: