(По материалам М.А. Поваляевой)
Показатели | Стертая форма | Дизартрия средней тяжести | Тяжелая дизартрия |
1. Мимика | Выразительная, симметричная; полный контроль за мимикой, управляемость ее | Маловыразительная; незначительная асимметрия лица; недостаточный контроль за положением губ – в покое рот приоткрыт | Стойкая гипомимия (амимия) лица, асимметрия; произвольные мимические движения затруднены; синкинезии. Рот постоянно открыт, язык выходит за пределы ротовой полости |
2. Дыхание | Тип дыхания смешанный (грудобрюшной). Обе половины диафрагмы работают равномерно | Дыхание поверхностное, ключичное, возможна аритмия | Дыхание слабое, поверхностное, аритмичное. Выдох ослаблен, затруднено задувание спички. |
3. Голосообразование | Голосоподача мягкая. Голосодыхательная струя в полном объеме, длительная | Голосоподача жесткая, голос затухающий. Голосовые складки полностью не смыкаются (порез) | Голос слабый, прерывистый, затухающий, до полного исчезновения, возможна афония. Смыкание голосовых складок неравномерно, что отражается на голосе (от тихого до резких выкриков) |
4. Рефлекторные движения языка | В полном объеме, достаточном темпе (жевание, облизывание губ) | Объем и темп несколько ограничены; истощаемость речевых функций | Стойкие ограничения движений, объема, темпа (жевание, облизывание) |
5. Формоположения языка | По средней линии, кончик ярко выражен. | Широкий кончик не сформирован, девивации языка (отклоняется в здоровую сторону) | Стойкая ассиметрия, колообразный или паретичный с односторонней атрофией. |
6. Удерживание артикуляционной позы | Без труда под счет до 10 и более. Цианичность отсутствует. Незначительная саливация. | Удерживается до 10, но наблюдаются элементы беспокойства, тремора, цианичности, саливации | Удерживается до 5 с трудом. При спастической и гиперкинетической формах ярко выражен тремор, возбуждение. При паретичной форме – язык выходит из ротовой полости |
7. Произвольные движения языка | Все движения в полном объеме и темпе; незначительные нарушения дифференцированных артикуляторных движений | Легкая асимметрия; темп замедленный; затруднена смена артикуляционных движений; истощаемость речевых функций | Стойкая асимметрия языка. Переход от одного артикуляционного уклада к другому затруднен настолько, что речь становится малоразборчивой. |
8. Мягкое небо | Расположено по средней линии. При кашле на твердой атаке активно сокращается. | Асимметрично, паретично. Возможна легкая назальность. | Мягкое небо паретично; небно-глоточный затвор не образуется; отмечается утечка воздуха в носовую полость, сильная назализация |
9. Произвольные движения губ: трубочка, вибрация, улыбка | Симметричны, осуществляются в полном объеме и темпе. Возможны движения с сопротивлением. | Асимметричны в здоровую сторону, движения выполняются в замедленном темпе. Движения с сопротивлением затруднены. | Асимметрия. Темп значительно замедлен. Объем резко ограничен. Сопротивление отсутствует. |
10. Гиперкинезы | Отсутствуют. | Непостоянны | Постоянные, гиперкинезы затрудняют речь. |
11. Оральные синкинезии | Отсутствуют | Непостоянны, слабо выражены | Постоянны, при попытке речи усиливаются, затрудняют общение. |
12. Произношение | Изолированные звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность во всех фонетических группах | Возможно правильное, но отмечается неразборчивость; страдают определенные группы звуков. | Чаще наблюдаются искажения (межзубный, боковой сигматизмы). Голос с назальным оттенком; страдает просодика: тембр, интонация, темп, выразительность речи. |
Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии
Развитие связной речи в онтогенезе
В этот период происходит комплексное укрепление навыков владения речью с разных сторон – со звуковой, морфологической, грамматической и лексической. Связная речь требует от ребенка больших усилий и также в большей степени задействует мыслительные процессы. Формируются и навыки поддержания диалога, который уже состоит не только из простых или сложных предложений, но и требует относительно быстрых речевых реакций на сменяющиеся ответы и вопросы. Как показывают закономерности развития речи в онтогенезе, дети начинают отдельное внимание уделять в процессе общения и его контексту. Общность ситуации, которая фоново связывает ребенка и собеседника, оказывает влияние на его высказывания.
Дефекты произношения звуков раннего онтогенеза: диагностика и коррекция. Цикл из 3-х видео-лекций
ДЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ РАННЕГО ОНТОГЕНЕЗА: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ.
Вебинар №1. Дефекты и специфика исправления произношения гласных, губных, губно-зубных звуков: традиции и инновации.
В программе вебинара: нормальная артикуляция гласных, губных, губно-зубных звуков. Особенности подготовительного этапа в коррекции этих звуков, виды артикуляционных упражнений, виды заданий для развития фонематического восприятия. Приёмы постановки гласных и губных звуков. Последовательность их автоматизации. Способы повышения мотивации к занятиям с логопедом.
Вебинар №2. Дефекты и специфика исправления произношения звука [Й], а также простых переднеязычных звуков ([Т], [Д], [Н], [Т’], [Д’], [Н’]: традиции и инновации. В программе вебинара: нормальная артикуляция переднеязычных звуков и [Й], особенности подготовительного этапа в коррекции переднеязычных звуков и [Й], приёмы их постановки. Особенности логопедической работы по постановке переднеязычных звуков и [Й] у детей с дизартрией и алалией. Последовательность автоматизации звуков. Факторы, влияющие на эффективность логопедической работы. Использование ИКТ в логопедической работе по автоматизации переднеязычных звуков.
Вебинар №3. Дефекты и специфика исправления произношения заднеязычных звуков: традиции и инновации. В программе вебинара: нормальная артикуляция заднеязычных звуков, особенности подготовительного этапа в коррекции заднеязычных звуков К, Г, Х, К’, Г’, Х’, способы их постановки. Особенности логопедической работы по постановке заднеязычных звуков у детей с дизартрией и алалией. Последовательность автоматизации заднеязычных звуков. Использование ИКТ в логопедической работе по автоматизации заднеязычных звуков.
Вебинары рассчитаны на логопедов, воспитателей, родителей детей с нарушениями речи и всех заинтересованных педагогов.
Посетив вебинар, вы получаете:
— электронный сертификат участника вебинара (высылается на e-mail на третий рабочий день после вебинара). Выдается отдельно дла каждого вебинара цикла.
— презентацию к каждому вебинару цикла, которую можно будет применять в дальнейшей работе;
— записи вебинаров рекомендуется смотреть на стационарных компьютерах и ноутбуках, на мобильных устройствах (телефонах, планшетах) запись может не отображаться или работать некорректно.
Запись доступна в личном кабинете сразу после оплаты.