Тема 2: Онтогенез интонационной стороны речи.


(По материалам М.А. Поваляевой)

ПоказателиСтертая формаДизартрия средней тяжестиТяжелая дизартрия
1. МимикаВыразительная, симметричная; полный контроль за мимикой, управляемость ееМаловыразительная; незначительная асимметрия лица; недостаточный контроль за положением губ – в покое рот приоткрытСтойкая гипомимия (амимия) лица, асимметрия; произвольные мимические движения затруднены; синкинезии. Рот постоянно открыт, язык выходит за пределы ротовой полости
2. ДыханиеТип дыхания смешанный (грудобрюшной). Обе половины диафрагмы работают равномерноДыхание поверхностное, ключичное, возможна аритмияДыхание слабое, поверхностное, аритмичное. Выдох ослаблен, затруднено задувание спички.
3. ГолосообразованиеГолосоподача мягкая. Голосодыхательная струя в полном объеме, длительнаяГолосоподача жесткая, голос затухающий. Голосовые складки полностью не смыкаются (порез)Голос слабый, прерывистый, затухающий, до полного исчезновения, возможна афония. Смыкание голосовых складок неравномерно, что отражается на голосе (от тихого до резких выкриков)
4. Рефлекторные движения языкаВ полном объеме, достаточном темпе (жевание, облизывание губ)Объем и темп несколько ограничены; истощаемость речевых функцийСтойкие ограничения движений, объема, темпа (жевание, облизывание)
5. Формоположения языкаПо средней линии, кончик ярко выражен.Широкий кончик не сформирован, девивации языка (отклоняется в здоровую сторону)Стойкая ассиметрия, колообразный или паретичный с односторонней атрофией.
6. Удерживание артикуляционной позыБез труда под счет до 10 и более. Цианичность отсутствует. Незначительная саливация.Удерживается до 10, но наблюдаются элементы беспокойства, тремора, цианичности, саливацииУдерживается до 5 с трудом. При спастической и гиперкинетической формах ярко выражен тремор, возбуждение. При паретичной форме – язык выходит из ротовой полости
7. Произвольные движения языкаВсе движения в полном объеме и темпе; незначительные нарушения дифференцированных артикуляторных движенийЛегкая асимметрия; темп замедленный; затруднена смена артикуляционных движений; истощаемость речевых функцийСтойкая асимметрия языка. Переход от одного артикуляционного уклада к другому затруднен настолько, что речь становится малоразборчивой.
8. Мягкое небоРасположено по средней линии. При кашле на твердой атаке активно сокращается.Асимметрично, паретично. Возможна легкая назальность.Мягкое небо паретично; небно-глоточный затвор не образуется; отмечается утечка воздуха в носовую полость, сильная назализация
9. Произвольные движения губ: трубочка, вибрация, улыбкаСимметричны, осуществляются в полном объеме и темпе. Возможны движения с сопротивлением.Асимметричны в здоровую сторону, движения выполняются в замедленном темпе. Движения с сопротивлением затруднены.Асимметрия. Темп значительно замедлен. Объем резко ограничен. Сопротивление отсутствует.
10. ГиперкинезыОтсутствуют.НепостоянныПостоянные, гиперкинезы затрудняют речь.
11. Оральные синкинезииОтсутствуютНепостоянны, слабо выраженыПостоянны, при попытке речи усиливаются, затрудняют общение.
12. ПроизношениеИзолированные звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность во всех фонетических группахВозможно правильное, но отмечается неразборчивость; страдают определенные группы звуков.Чаще наблюдаются искажения (межзубный, боковой сигматизмы). Голос с назальным оттенком; страдает просодика: тембр, интонация, темп, выразительность речи.

Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии

Развитие связной речи в онтогенезе

закономерности развития речи в онтогенезе

В этот период происходит комплексное укрепление навыков владения речью с разных сторон – со звуковой, морфологической, грамматической и лексической. Связная речь требует от ребенка больших усилий и также в большей степени задействует мыслительные процессы. Формируются и навыки поддержания диалога, который уже состоит не только из простых или сложных предложений, но и требует относительно быстрых речевых реакций на сменяющиеся ответы и вопросы. Как показывают закономерности развития речи в онтогенезе, дети начинают отдельное внимание уделять в процессе общения и его контексту. Общность ситуации, которая фоново связывает ребенка и собеседника, оказывает влияние на его высказывания.

Дефекты произношения звуков раннего онтогенеза: диагностика и коррекция. Цикл из 3-х видео-лекций

ДЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ РАННЕГО ОНТОГЕНЕЗА: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ.

Вебинар №1. Дефекты и специфика исправления произношения гласных, губных, губно-зубных звуков: традиции и инновации.

В программе вебинара: нормальная артикуляция гласных, губных, губно-зубных звуков. Особенности подготовительного этапа в коррекции этих звуков, виды артикуляционных упражнений, виды заданий для развития фонематического восприятия. Приёмы постановки гласных и губных звуков. Последовательность их автоматизации. Способы повышения мотивации к занятиям с логопедом.

Вебинар №2. Дефекты и специфика исправления произношения звука [Й], а также простых переднеязычных звуков ([Т], [Д], [Н], [Т’], [Д’], [Н’]: традиции и инновации. В программе вебинара: нормальная артикуляция переднеязычных звуков и [Й], особенности подготовительного этапа в коррекции переднеязычных звуков и [Й], приёмы их постановки. Особенности логопедической работы по постановке переднеязычных звуков и [Й] у детей с дизартрией и алалией. Последовательность автоматизации звуков. Факторы, влияющие на эффективность логопедической работы. Использование ИКТ в логопедической работе по автоматизации переднеязычных звуков.

Вебинар №3. Дефекты и специфика исправления произношения заднеязычных звуков: традиции и инновации. В программе вебинара: нормальная артикуляция заднеязычных звуков, особенности подготовительного этапа в коррекции заднеязычных звуков К, Г, Х, К’, Г’, Х’, способы их постановки. Особенности логопедической работы по постановке заднеязычных звуков у детей с дизартрией и алалией. Последовательность автоматизации заднеязычных звуков. Использование ИКТ в логопедической работе по автоматизации заднеязычных звуков.

Вебинары рассчитаны на логопедов, воспитателей, родителей детей с нарушениями речи и всех заинтересованных педагогов.

Посетив вебинар, вы получаете:

— электронный сертификат участника вебинара (высылается на e-mail на третий рабочий день после вебинара). Выдается отдельно дла каждого вебинара цикла.

— презентацию к каждому вебинару цикла, которую можно будет применять в дальнейшей работе;

— записи вебинаров рекомендуется смотреть на стационарных компьютерах и ноутбуках, на мобильных устройствах (телефонах, планшетах) запись может не отображаться или работать некорректно.

Запись доступна в личном кабинете сразу после оплаты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: