Когда ребенок начнет гулить и агукать. Когда новорожденный ребенок начинает агукать и гулить, нормы развития речи и проблемы

Доброго времени, многим будет интересно разобраться в своем здоровье и близких, и поведую Вам свой опыт, и поговорим мы о 6 способов для родителей превратить гуление и агуканье младенца в речь. Скорее всего какие-то детали могут отличаться, как это было с Вами. Внимание, что всегда нужно консультироваться у узкопрофильных специалистов и не заниматься самолечением. Естественно на самые простые вопросы, можно быстро найти ответ и продиагностировать себя. Пишите свои вопросы/пожелания в комменты, совместными усилиями улучшим и дополним качество предоставляемого материала.

Когда ребёнок начинает гулить и агукать, у него, как правило, всегда есть восторженная аудитория: нет ничего смешнее или очаровательнее, чем малыш, который учится делать первые звуки. Ваш маленький гений научится говорить поэтапно, начиная с гласных звуков, вздохов, гулений, ворчаний и агуканий – начальных шагов к первым словам. Но всё это начинается со специального, уникального и родного для вашего ребёнка языка — гуления.

Гуление и агуканье — это этап речевого развития младенца, в ходе которого ребёнок экспериментирует с произношением артикулированных звуков, но ещё не начинает произносить никаких узнаваемых слов. Младенцы не обязательно гулят, когда радуются или расстраиваются. Они также могут болтать спонтанно и беспрерывно, когда эмоционально спокойны.

Хронология типичного вокального развития

Младенцы следуют общей схеме вокальных событий в детстве. Эта временная шкала обеспечивает общий план ожидаемых событий от рождения до одного года:

  • Агуканье и гуление обычно длится 6 — 9 месяцев.
  • Период лепета заканчивается около 12 месяцев, потому что это возраст, когда ребёнок начинает говорить первые слова.
  • с рождения и до 1 месяца младенцы производят в основном звуки удовольствия, крики о помощи и реакции на человеческий голос;
  • около 2 месяцев младенцы уже могут различать разные звуки речи и издавать нечто, похожее на «гусиные звуки», или кряхтение;
  • около 3 месяцев малыши начинают издавать удлиненные гласные звуки «oooo» «aaaa» (первое агу), и будут отвечать вокально на речь других. Они продолжают издавать преимущественно гласные звуки;
  • около 4 месяцев дети могут менять свою подачу и подражать тонам взрослой речи;
  • около 5 месяцев крохи продолжают экспериментировать, пытаясь имитировать некоторые звуки, произнесённые взрослыми;
  • около 6 месяцев дети меняют громкость, подачу и скорость. Когда младенцам 6 месяцев, они, наконец, могут контролировать открытие и закрытие вокального тракта. Получив эту способность, малыши начинают различать разные звуки гласные и согласные.
  • около 7 месяцев младенцы могут производить несколько звуков на одном дыхании. Они также распознают разные тона;
  • на 8 месяце малыши могут повторять отдельные слоги. Они имитируют жесты и тональное качество речи взрослых. Дети также воспроизводят пёстрое гуление. Разнообразная болтовня содержат смеси комбинаций согласных и гласных, такие как «ка, да, бу, ба, ми, боу». Разнообразие этого лепета отличается от редуплицированного с точки зрения вариации и сложности образующихся слогов;
  • около 9 — 10 месяцев младенцы могут подражать не речевым, а речеподобным звукам, если они находятся в репертуаре ребёнка. Когда дети начинают агукать, это уже начинает походить на родной язык. Общее строение слогов, которые они воспроизводят, очень тесно связано со звуками их родного языка, и эта форма гуления значительно предвосхищает форму ранних слов;
  • на 11 месяце малыши подражают флексиям, ритмам и выражениям ораторов;
  • к 12 месяцам младенцы обычно могут говорить одно или несколько слов. Эти слова относятся к предметам, которые они называют. Дети используют их для привлечения внимания или для определённой цели. Крохи продолжают воспроизводить гулящие звуки за пределами своих первых слов.

Особенности развития речи детей раннего и дошкольного возраста

Нина Ракина

Особенности развития речи детей раннего и дошкольного возраста

Особенности развития речи детей раннего и дошкольного

возраста.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной

степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого

окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его

жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в

процессе онтогенеза (Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis —

происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до одного года;

2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до

одного года).

Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу,

ма-ма и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих

артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное

повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению

двигательного навыка.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (па-

па-па, и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все

элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику,

интонацию.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные

звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-

дай, бух).Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия:

ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей

(запоминание слов и реакция на них)

.

В возрасте 7 — 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все

более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10 — 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от

ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых

формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание

взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный

этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка

появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и

охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш

путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и

тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу,

и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша;

дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет

папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в

которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым.

Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок

сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется

возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний,

накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит

значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши,

отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о

росте словаря детей.

Наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса

детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. —

300 слов (за 6 мес. около 300 слов)

; к 3 г. — около 1000 слов (т. е. за год около

700 слов).

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться

грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы, одним словом. Потом

— примитивными фразами без согласования («Мама, дай кли»

— Мама, дай конфетку). Далее постепенно появляются элементы согласования и

соподчинения слов в предложении.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм

единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица

глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит

произносительные возможности.

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается

неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения

свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения,

озвончения.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается

навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять

его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется

фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.

Активный словарь ребенка к 4 — 6 годам достигает 3000 — 4000 слов. Значения

слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще

неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением

предметов говорят вместо поливать из лейки «леять»

,

вместо лопатка «копатка»

и т. п. Вместе с тем такое явление
свидетельствует
о «чувстве языка»

. Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на

его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его

словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот,

способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя

речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет

происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается

ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.

Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные

грамматические категории.

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными

предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом

возрасте — простое распространенное предложение («Я стану большим сильным

как папа»).

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у

него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного

звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто.

Речевое развитие детей 4-5 лет существенно отличаются от детей трех

лет. Ребенок должен правильно употреблять слова разных степеней обобщения,

проводя, например, такую параллель как «береза – дерево»

. Кроме того, в его

активном словарном запасе увеличивается количество пространственных и

временных наречий – потом, вокруг, скоро и т. д. Отдельное место в речевом

развитии малыша занимает словотворчество, свидетельствующее о начальном

этапе усвоения различных моделей словообразования. Поэтому если ребенок

создает слова по аналогии, но неправильно, к примеру «сильно-сильнее»

, то это

говорит о том, что его языковое развитие идет по правильному пути.

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой

сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Снегурочка не

настоящая, посмотри бабушка, у нее волосики черные, а у настоящей

Снегурочки белые и еще она на тетю Таню похожа»).

Начиная с этого возраста высказывания детей, напоминают короткий

рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и

большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют

пересказ сказки (рассказа)

из 40 — 50 предложений, что
свидетельствует об
успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие:

сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее

— мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие

звуки.

Нормы речевого развития детей 5-6 лет свидетельствуют о

качественном скачке в умении строить связные речевые конструкции. Ребенок в

этом возрасте способен пересказать текст, соблюдая необходимую логическую

и временную последовательность. В этот же период начинает формироваться

так называемая внутренняя речь, помогающая ребенку дошкольного возраста

планировать предстоящую деятельность. Кроме того, теперь ребенок может

выделять первый звук в словах, делая первый шаг к звуковому анализу.

Речевое развитие ребенка 7 лет предполагает достаточно высокий

уровень владения связной речью. Грамматические ошибки редки, артикуляция

всех звуков – четкая и правильная. Иногда возникают проблемы с

согласованием слов в сложноподчиненных предложениях и причастных

оборотах. Совершенствуется умение соответственно моменту менять

интонацию и громкость голоса.

В школьном возрасте уже происходит целенаправленная перестройка

речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного

использования всех языковых средств.

Аномальное развитие

Обычно в возрасте 6 месяцев все нормально развивающиеся дети будут лепетать. Однако младенцы с определёнными заболеваниями или отставанием в развитии могут проявлять задержку или отсутствие гуления. Например, у младенцев с аутизмом может наблюдаться задержка в гулении, а в некоторых случаях оно может отсутствовать полностью. Гуление у детей с аутизмом встречается реже, чем у типично развивающихся детей, с меньшим диапазоном слогов, созданных во время редуплицированной стадии лепета.

Гуление также может задержаться у детей, родившихся с синдромом Дауна. Стадия редуплицирования у детей с синдромом Дауна может появиться на 2 месяца позже по сравнению с другими младенцами, хотя создание звуков похоже на гуление у нормально развивающихся младенцев.

Гуление у глухих детей

Были проведены исследования, чтобы выяснить, могут ли младенцы с нарушением слуха воспроизвести типичные вокальные звуки.

Агуканье может появляться в том же возрасте и в похожих формах у слышащего и глухого ребёнка, однако дальнейшее продолжение развития речи зависит от способности малыша слышать себя. По этой причине глухие дети перестают лепетать устно раньше, чем слышащие дети.

Слабослышащие дети после установления слухового аппарата начинают слышать речь и лепетать, как это делают здоровые младенцы.

Глухие дети не только значительно отстают в развитии разговорного языка, в отличие от слышащих сверстников, но также воспроизводят меньше шумов. Это говорит о том, что слуховой опыт необходим для развития разговорного языка.

Гуление и агуканье — это этап речевого развития младенца, в ходе которого ребёнок экспериментирует с произношением артикулированных звуков, но ещё не начинает произносить никаких узнаваемых слов. Младенцы не обязательно гулят, когда радуются или расстраиваются. Они также могут болтать спонтанно и беспрерывно, когда эмоционально спокойны.

Со скольки месяцев дети начинают агукать?

Специалисты утверждают, что большинство новорожденных уже на второй или третий день после появления на свет начинают слышать и различать звуки. Малыш активно пытается внимать речи родителей и окружающих – и чем лучше у него это получается, тем раньше домочадцы услышат от крохи первое, долгожданное «агу». Когда же именно начинают агукать дети? Во сколько месяцев ребенок начинает гулить?

Как показывает педиатрическая практика, даже малыши, принадлежащие к разным языковым группам, начинают агукать с произношения одних и тех же звуков. Проще всего младенцам удаются гласные звуки – «а», «о», «е», «у», «и». После этого у крохи появляется и гортанная речь, которая называется гулением. Этот вид речевой деятельности получил такое название благодаря схожести с голубиным гулением.

Рекомендуем прочесть: Вздутие живота и газообразование их причины и лечение, газы в кишечнике

В возрасте около 3 месяцев дети уже учатся самостоятельно соединять звуки между собой, создавая различные сочетания – «агу», «ага», «агу-гу». Зарождение первых речевых навыков у новорожденного сопровождается адаптацией к условиям окружающей среды – он уже умеет узнавать маму, папу и других окружающих, отвечать им улыбкой. Это именно тот момент, когда ребенок начинает агукать и «общаться» с домочадцами. Младенец может начать агукать на несколько недель раньше или позже – это зависит от индивидуальных особенностей развития.

Для того, чтобы ускорить развитие речевых навыков, с малышом нужно постоянно заниматься, разговаривать, петь ему песенки. Новорожденные нуждаются в положительной реакции окружающих на их гуление. В таком случае у крохи появится интерес к дальнейшему развитию речевых навыков.

Во сколько дети начинают агукать? В возрасте 2-3 месяцев у крохи завершается процесс формирования участков головного мозга, «отвечающих» за развитие разговорной речи. Можно сделать вывод, что ребенок начинает агукать именно в этом возрасте. Педиатры уверены, что если в возрасте пяти месяцев малыш не начал гулить и агукать, это серьезный повод для беспокойства, который может указывать на задержку или проблему в речевом развитии.

С рождением малыша родителей ожидает удивительный круговорот событий, одним из которых является момент, когда ребенок начинает разговаривать. Первое слово крохи можно смело назвать самым незабываемым моментом в жизни мамы и папы. Когда ребенок начинает гулить и агукать, улыбаться и радовать родителей красочными, незабываемыми моментами?

В первый месяц жизни новорожденный не произносит ни одного звука, на протяжении первых недель от младенца можно услышать только плач и кряхтение, при помощи которых кроха выражает свои желания. Первое агу или произвольное произношение ожидает родителей несколько позже. Гуление – это попытка малыша пообщаться с родными, высказать свои желания и требования. Когда ребенок начинает агукать, это можно воспринимать как первую инициативу ребенка к общению. Но агуканье все же нельзя назвать полноценным, осознанным произношением – малыш просто пытается повторять звуки, услышанные от родителей и других членов семьи.

Когда ребенок начинает лепетать?

Если ребенок 8 месяцев не лепечет — на это стоит обратить внимание. Когда ребенок начинает лепетать, он нуждается в поддержке и одобрении со стороны

Только родившись на свет, малыш уже начинает общаться с окружающими. Сначала это — просто крик (ведь больше он ничего не умеет). Потом на смену крику приходит гуление – вокализация, состоящая в основном из гласных и гортанных согласных.

Примерно после 4-5 месяцев ребенок начинает экспериментировать со своим речевым аппаратом, и у него появляется лепет — длинные цепочки открытых слогов, таких как «ба-ба-ба» или «га-га-га». Эти слоги чаще всего начинаются на звонкую согласную и содержат кроме нее еще «а» Лепет на другие гласные бывает крайне редко. Это — последняя предречевая стадия. Интересно, что гуление и начальная стадия лепета присутствует и у глухих и у слышащих детишек. Появление этих звуков происходит спонтанно, но стимулируется положительными эмоциями и общением со взрослым. Если ребенок 8 месяцев не лепечет — это, конечно, тревожит родителей. За консультацией можно обратиться к неврологу, к ЛОРу, который, скорее всего, будет проверять слух малыша. Но кое-что здесь можно сделать и самостоятельно.

Прежде всего, надо припомнить, каким было гуление ребенка — переходило ли оно в лепет, или малыш всегда молчал. Если он никогда не издавал никаких звуков, кроме плача — стоит обратиться к неврологу и пройти тщательное обследование: у него может быть нарушение в центре речи, который отвечает не только за связную речь, но и за предречевую стадию. Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечение — тем благоприятней прогноз. Когда ребенок начинает лепетать, он не воспроизводит звуки своего речевого окружения. Француз на начальной стадии будет произносить такие же цепочки, как русский или китаец. Это говорит о том, что лепет не связан со слухом — во всяком случае, на начальном этапе. Но слух при отсутствии лепета все-таки проверить необходимо.

Если в процессе этих проверок окажется, что у малыша патология — ее надо будет лечить и корректировать. Но родители совершенно здорового ребенка остаются в полной растерянности. С одной стороны хорошо, что кроха — не глухой или травмированный при родах, но, с другой стороны — непонятно, что делать для решения проблемы.

Есть два пути, и использовать лучше оба:

  • Обратиться за помощью к гомеопату или остеопату. Они применяют совсем другие принципы в своей работе и часто добиваются успеха там, где официальная медицина ничего поделать не может.
  • Активно использовать массаж, пальчиковые игры, потешки и прибаутки. Здоровый ребенок обязательно порадует маму прогрессом!

Что делать, чтобы ребенок начал агукать скорее?

Многие родители задают вопрос, как научить ребенка агукать? Когда малыш начинает агукать, родители могут ускорить этот процесс – они должны постоянно разговаривать с крохой, общаться, а не просто ухаживать. Малышу, даже новорожденному, обязательно нужно рассказывать сказки, петь песенки, стишки и потешки, уделяя особое внимание тщательному проговариванию звуков. Немного терпения – и малыш начнет повторять услышанные звуки, агукать. Как еще можно помочь малышу освоить азы речевых навыков?

  • Огромная роль отводится эмоциональной составляющей общения родителей и новорожденного. С ребенком необходимо общаться в спокойном, размеренном тоне. Ни в коем случае нельзя пугать малыша. Нужно поддерживать спокойную обстановку в доме.
  • Развитие мелкой и крупной моторики рук – ребенок может трогать ручками разнообразные предметы, отличающиеся по форме, текстуре и другим характеристикам.
  • Родителям нужно активно жестикулировать во время разговора, играть в пальчиковые игры – например, всем известные «ладушки» или «сороку-ворону».
  • Разговаривая с ребенком, родители не должны сюсюкать и искажать звуки и слова – дети должны учиться правильному произношению.

Как только новорожденный начинает говорить свои первые звуки, мама и папа могут играть с ним в «повторяшки». Для этого родители повторяют все звуки, произнесенные детьми, постепенно добавляя к ним новые, несложные звуки или звукосочетания – ведь то, во сколько месяцев дети начинают агукать зависит и от родителей.

Важное условие – благоприятная окружающая обстановка. Счастливый, сухой и сытый новорожденный начинает агукать и гулить намного раньше, чем малыш, пребывающий в стрессовой ситуации.

Что делать, если малыш не агукает?

Со скольки месяцев младенцы начинают гулить, мы уже описали выше. Но нельзя рассчитывать на конкретный срок и не стоит впадать в панику, если по достижении 2-3 месячного возраста родители еще не услышали гуление ребенка – все зависит, конечно, от индивидуальных особенностей развития малыша. Несколько недель не должны стать серьезным поводом для беспокойства, ведь то, в каком возрасте ребенок начинает агукать – понятие относительное.

Теперь мамы и папы знают, в каком возрасте дети начинают говорить первое «агу». В случае, если в 4-7 месяцев малыш так и не начал агукать и гулить, это может быть признаком нарушения слуха или патологий в развитии речевого аппарата. В таком случае обязательно следует проконсультироваться с педиатром, который назначит все необходимые анализы и проведет обследование.

Но мало знать, когда начинают агукать малыши, ведь в некоторых случаях возникает несколько иная ситуация – ребенок полноценно развивается, агукает, но потом резко прекращает и замолкает. Чаще всего такое внезапное молчание бывает связано с испугом или стрессовой ситуацией, развитием определенного заболевания. В любом случае, нужно проконсультироваться с педиатром, который поможет определить причину молчания и устранить проблему.

Многие родители задают вопрос, как научить ребенка агукать? Когда малыш начинает агукать, родители могут ускорить этот процесс – они должны постоянно разговаривать с крохой, общаться, а не просто ухаживать. Малышу, даже новорожденному, обязательно нужно рассказывать сказки, петь песенки, стишки и потешки, уделяя особое внимание тщательному проговариванию звуков. Немного терпения – и малыш начнет повторять услышанные звуки, агукать. Как еще можно помочь малышу освоить азы речевых навыков?

Что делать если ребенок не улыбается

Обычно к 2-3 месяцам дети радуют всех окружающих людей своей заразительной улыбкой. Даже самый серьезный карапуз найдет чему порадоваться. Но если к этому возрасту у ребенка отсутствует навык гримасничать, то это должно насторожить родителей, стать основанием внепланового визита к педиатру.

Причины отсутствия улыбки:

  1. Отклонения в развитии шейного отдела позвоночника. Ребенок не может держать головку.
  2. Рассеянное внимание и недостаточная координация движений;
  3. Психические расстройства и заболевания центральной нервной системы.
  4. Генетические заболевания.

Ранняя диагностика этих отклонений дает шанс скорректировать поведение ребенка уже в более взрослом возрасте. Дать ему возможность эмоционально и психологически развиваться для того чтобы социальная адаптация прошла более безболезненно.

Каждая мама, увидев первую улыбку своего крохи, забывает об усталости и всех нерешенных проблемах. Это такое счастье наблюдать за таким беспомощным, но родным существом. Все проблемы уходят на задний план, когда ребенок начинает улыбаться осознанно. Главное начать диалог с пока еще несмышленым созданием, дать ему защиту и уверенность.

Первые навыки общения

Изначально новорожденный нуждается только в физиологическом удовлетворении потребностей. Спустя некоторое время появляется необходимость в общении. Первым человеком становится мама, которая поет песенки, обращается с нежными фразами, наполненными любовью.

С первых недель жизни карапуз учится произносить звуки и их сочетания.

«Словарный запас» месячного дитя состоит в основном из нескольких согласных. Он начинает произносить что-то, похожее на «гхы», «кхы», которые постепенно сменяются на «у-уэ», «ау-у». Спустя еще некоторое время кроха начинает распевать гласные – гулить.

Первое слово в лексиконе младенцев – это «агу». Почему все говорят его? Именно такое сочетание звуков дается ребенку проще всего. Освоив его произношение, малыш постоянно совершенствуется, напевая свое «агу-у» и наслаждаясь собственным голосом. Ближе к двум месяцам дети используют звуки уже для общения с родителями, привлекая внимание или отвечая на их обращение.

Рекомендуем прочесть: Аллергический ринит: армия и аллергия, поллиноз берут в войска

Роды – серьезное испытание для матери и дитя, требующее несколько недель на восстановление сил и энергии. В течение первого месяца организм младенца адаптируется к новым условиям окружающей среды и «приходит в себя». Родители даже не представляют, сколько неожиданных и удивительных впечатлений их ждет!

Уже на втором месяце жизни у младенца закладывается потребность в общении, когда ребенок начинает агукать, улыбаться и «говорить» доступными ему способами.

В педиатрии есть нормативы развития детей грудного возраста, существенные отклонения от которых могут говорить о нарушениях. Важно наблюдать за поведением и умениями своего крохи – своевременное обнаружение проблем помогает вовремя их корректировать, предотвращая серьезные последствия в дальнейшем.

В этой статье мы расскажем об эмоциональном и психологическом развитии месячного малыша – период, когда ребенок начинает гулить и интересоваться другими людьми.

Из этой статьи вы узнаете

Почему ребенок может перестать агукать?

Ближе к полугоду родители должны обращать внимание на формирование речи ребенка. Агуканье и лепет являются всего лишь предречевым этапом совершенствования речевого аппарата или, так называемыми, предшественниками слов.

Причины внезапного молчания малыша могут крыться в его психологическом состоянии. Помните, что главным моментом в развитии речи ребенка было и будет постоянное общение с ним.

  • кроха может замолчать, если видит, что мама чем-то расстроена, не улыбается и не читает сказки. Если вы не находите времени на игры со своим малышом – это может спровоцировать молчание;
  • ссора родителей в присутствии ребенка может обратиться непредсказуемыми последствиями для его речевого развития. Для благосостояния крохи оптимальным вариантом при выяснении отношений станет ваша невидимость;
  • если малыш неправильно или невнятно агукает – не поправляйте его. В попытке ограждения малютка замолчит, ведь это единственный и легкий способ защиты для него. Помните, что критика плохой спутник в формировании речи;
  • малышу сложно сосредоточиться, когда члены семьи общаются с ним на разных интонациях. Например, мама сюсюкает, а папа разговаривает правильно. В такой обстановке он теряется и «закрывает рот на замок»;
  • подавлению речи способствует чрезмерная опека над малюткой, когда ему не предоставляют шанс проявить себя с помощью слов.

Кроме психологических факторов на отсутствие речи может повлиять:

  • проблемы со слухом. При плохо различимых звуках и словах, их воссоздание крохой практически невозможно. Реакция ребенка на свое имя или спонтанный громкий звук свидетельствует о том, что со слухом у него все в полном порядке. За этим важно следить, когда малыш начинает учиться говорить;
  • если мимические мышцы недостаточно развиты, это может сказаться на продолжительном молчании ребенка. Обратитесь к логопеду, который подберет комплекс упражнений для развития лицевых мышц;
  • поводом для молчания может служить нервное заболевание, перенесенное внутриутробно или в процессе родов. Возможно, кроху нужно проверить у невролога.

Основную роль в развитии речи играет агуканье крохи. В любом уголке нашей планеты дети гулят как бы на один манер, и лишь к 7-8 месяцам жизни отдельные звуки в устах малыша начинают превращаться в слова родного языка.

Получив «на руки» свое долгожданное счастье — малыша, вы сразу сталкиваетесь с множеством вопросов. Самым сложным является первый год жизни крохи, так как в этот период он особенно стремительно развивается и познает себя и окружающий мир. Большинство переживаний возникает во время сравнения с другими детьми. Именно поэтому не стоит забывать, что до года понятие «норма» крайне растяжимо и индивидуально во всем. Поэтому многих родителей волнует вопрос о том, когда ребенок начинает гулить, а также моменты, связанные с этим.

Что такое гуление

Гуление является вторым из трех этапов подготовки к речи. Самый первый — это крик, а третий — лепет. Это различные вариации отдельных и нараспев звуков и рычание: агу, а-а-а, ге, гы, ве, о, хе, агы, э, ах, кхе, у-у-у, аву и т.д. Что очень любопытно, этот набор у малышей разных национальностей практически одинаков. С течением времени, репертуар крохи пополняется новыми интонациями и звуками. Занимаясь вопросом: «Когда ребенок начинает гулить?» — нужно помнить, что это своеобразное общение, которое необходимо поддерживать. Наверное, каждая мама помнит, как малыш заглядывает ей в глаза и «мурлыкает» в ответ. Данный навык в будущем станет основой разнообразных социальных контактов. Поэтому разговаривайте со своим крохой, и вы увидите, с каким удовольствием он будет вам отвечать. На данном этапе для него главным образом важны ваша интонация, ритм, а уже только потом — смысл.

Когда ребенок начинает гулить

В среднем, у ребенка начинается гуление с месяца или двух. Однако как говорилось выше, у каждого младенца своя норма. И кто-то может это делать и с 3-х, и с 4-х месяцев. Данная стадия подготовки к речи продолжается у ребенка примерно до полугода, а затем сменяется лепетом.

Ребенок не гулит

Причины отсутствия гулений бывают разные. Одной из самых серьезных является задержка развития. Однако так ли это или нет, очень легко определить самостоятельно, без походов к врачу. Любое отклонение не может быть само по себе, а только в комплексе. Поэтому, если у малыша все в порядке со слухом, вниманием, реакцией на взрослых и всем стальным, значит, у малыша просто такая норма. Вторая, наиболее распространенная причина — это наше желание торопить события. Поэтому, прежде чем бить тревогу, следует дать младенцу время, а также больше с ним общаться, и скоро он начнет отвечать вам. Также некоторые детки просто не хотят этого делать, а предпочитают больше слушать и наблюдать за вами.

Ребенок перестал гулить

Прекращение гуления — это нормальное часто встречающееся явление перед началом следующего этапа — лепета. Так, некоторые детки плавно переходят в эту стадию, а другие замолкают на некоторое время. Происходит это обычно в 4-5 или 6 месяцев. Опять же у каждого индивидуально. Поэтому рекомендации остаются такими же: больше разговаривайте со своим ребенком, пойте, улыбайтесь ему, и очень скоро он станет отвечать вам новыми звуками и напевами.

Когда ребенок начинает гулить: подведение итогов

Главным звоночком о серьезной проблеме является не запоздалое, по вашему мнению, гуление, а отсутствие реакции на звуки, общения с малышом. А если ребенок поворачивает к вам головку, когда вы его зовете, улыбается вам, кричит, когда ему плохо, некомфортно или скучно, значит, он начнет это делать, когда придет время или просто желание.

Появление долгожданного малыша – это радость для молодых родителей. Однако впереди еще много счастливых мгновений, успехов, забот и волнений.

Новорожденный еще не скоро начнет выговаривать полностью слова, но первые звуки родители услышат уже через несколько месяцев.

Этого момента многие мамы ждут с нетерпением. Итак, когда начинает агукать новорожденный?

Если кроха молчит

Ответ на вопрос, сколько времени должно пройти после родов, чтобы ребенок начал агукать, не может быть однозначным. Все малыши развиваются индивидуально. Одни дети начинают «говорить» уже на третьей недели жизни, другие молчат до трех месяцев.

Иногда кроха начинает гулить и спустя некоторое время резко перестает издавать звуки. Почему так происходит? «Виновниками» явления могут стать следующие причины:

  • перенесенный стресс;
  • смена обстановки, адаптация ребенка к новым условиям;
  • плохое самочувствие, болезнь;
  • осваивание других речевых навыков (смех, визг, писк).

Дети, не заинтересовавшиеся в общении с родителями в 5–6 месяцев, заслуживают особенного внимания. Как правило, подобное отклонение от общепринятых норм указывает на нарушения слуха или неврологические проблемы. В этом случае необходимо обратиться к специалисту.

Трудно заранее предсказать, во сколько месяцев ребенок начнет осваивать навыки эмоционального и речевого общения. Большое значение влияет мамино поведение – только заботливая, любящая и ласковая родительница может побудить желание своего крохи познавать мир. Некоторые специалисты рекомендуют говорить с малышом еще до его рождения – уже в этот период, по их мнению, человек способен воспринимать речь.

«Словарный запас» месячного дитя состоит в основном из нескольких согласных. Он начинает произносить что-то, похожее на «гхы», «кхы», которые постепенно сменяются на «у-уэ», «ау-у». Спустя еще некоторое время кроха начинает распевать гласные – гулить.

Можно ли научить гукать?

Научить этому нельзя, но можно посодействовать ребенку. Главным помощником мамы в этом вопросе станет ежедневное и достаточное по времени общение с малышом.

Что бы ни происходило в текущий момент времени, если малыш бодрствует, маме нужно комментировать и пояснять все свои действия вслух. Песенки и стишки ребенку нужно рассказывать тогда, когда у взрослого есть зрительный контакт с карапузом, чтобы малыш мог наблюдать и за мимикой.

Малыш охотно начнет гулить и агукать, если мама говорит с ним спокойным тоном, часто меняет интонации, говорит нараспев. Громкость речи тоже имеет значение – не нужно кричать или шептать, дети лучше всего воспринимают средние частоты человеческой речи.

Взаимное подражание – вот чего нужно добиться родителям. Иными словами, малыш будет повторять за мамой отдельные звуки, а маме нужно повторять их за малышом. Тогда возникнет эффект узнавания звуков, малыш начнет смеяться в ответ. Общение станет более эмоциональным.

Маме нужно очень постараться называть малышу все игрушки и предметы, которые она ему дает. Но устанавливать доречевой контакт с младенцем нужно тогда, когда в квартире относительно тихо. Дети легко отвлекаются на посторонние звуки – на крики других детей, на телевизор, на громкую речь взрослых, а потому время для общения нужно выбирать благоприятное.

Научить малыша воспроизводить звуки поможет массаж ладошек и пальчиков крохи, поскольку речевой центр головного мозга и мелкая моторика тесно взаимосвязаны. Полезен массаж логопедический, основанный на легких прикосновениях к гортани и подчелюстной области. Если ничего не помогает, можно попытаться применить методику «пассивного подражания». Так логопеды и дефектологи раннего детского возраста называют упражнения для губ. Маме нужно будет самой произносить «гу» и «га», одновременно приоткрывая пальцем руки нижнюю губку крохи, как бы повторяя собственную артикуляцию.

Дети остро нуждаются в одобрении, а потому любые производимые первые звуки должны по достоинству оцениваться взрослыми. Если мама и папа будут искренне радоваться им и показывать эту радость ребенку, то это будет лучшим стимулом для дальнейшего развития гуления и агуканья.

Когда малыш начнет произносить первые звуки, обязательно нужно записать их на телефон или диктофон. Это пригодится не только для того, чтобы порадовать бабушек и дедушек, но и на случай, если малютка внезапно замолчит в определенный период своего развития. Тогда можно будет применить методику «подражания себе».

Включая запись для прослушивания грудничку, можно добиться эффекта узнавания и воспроизведения навыка снова.

Агуканье и гуление у малышей настолько тесно взаимосвязаны, что выделить эти стадии формирования речи у младенца по отдельности довольно сложно. Одни источники указывают, что агукать дети начинают после того, как освоят вокальное гуление – распевные гласные. Другие специалисты склонны считать, что начальная стадии вокализа и есть агуканье, а гуление следует потом. Третьи источники уверяют, что разницы нет вообще. Как бы ни было, первых звуков от малыша родители ждут с большим нетерпением. О сроках, особенностях и развитии агуканья мы расскажем в этой статье.

Причины молчания

Нужно ли волноваться и бежать по врачам, если в три месяца ребенок не агукает? Конечно, нет, ведь речевое и предречевое развитие детей подчиняется правилам индивидуальности и не может быть единым для всех. К тому же периоды развития речи могут чередоваться с периодами полной и пугающей родителей тишины. Так, кроха, который радовал маму своими «агу» и «ага» с 2 месяцев, вполне может замолчать. Если кроха перестал агукать в 4 месяца или позже, не сомневайтесь, это временное явление, вызванное испугом, стрессом, болезнью, режущимися зубками. Малыш как бы на время забывает новое умение, но при благоприятных обстоятельствах он снова возвращается к гулению.

Не агукать грудничок может по «семейной традиции». Если в семье домочадцы – сплошь молчуны, не привыкшие улыбаться, смеяться, выражать свои эмоции ярко, то и детки растут такие же. Чем больше с ребенком разговаривают, общаются, улыбаются ему, чем больше поют песенок и читают стишков-потешек, тем быстрее он начнет повторять услышанные звуки и эти попытки и станут агуканьем и гулением.

Поводом для посещения врача может стать необычное гуление или агуканье в виде визга или мычания, которое ребенок использует для общения после полугодовалого возраста. Мычание, лишенное эмоционального оттенка, настроения, может быть первым признаком мозговых нарушений или психических отклонений.

Отсутствие агуканья в течение первого года жизни свойственно детям с аутизмом, с синдромом Дауна и другими генетическими синдромами. Порой отсутствие естественных для малышей звуков говорит о получении ребенком черепной травмы, кровоизлиянии в мозг при рождении или сразу после него, о поражении отдельных центров, в том числе центра речи и распознавания звуков.

Недоношенные дети начинают агукать позднее своих доношенных ровесников.

Малыши, ослабленные частыми заболеваниями или врожденными недугами, также начинают агукать позже, как и очень меланхоличные и ленивые младенцы, которые просто являются такими в силу характера и темперамента.

Когда ждать звуков?

Термина «агуканье» в медицине не существует, есть понятие «гуление», которое и включает в себя различные варианты произнесения первых звуков. Агукать и гулить малыши начинают на определенной стадии доречевого развития. Первой ступенью в нем является крик. Именно он сопровождает появление человечка на свет и в первые недели является единственным средством коммуникации младенца с окружающими.

Кричит новорожденный кроха из-за голода или холода, из-за жары или младенческих колик, из-за сырых пеленок, а с месячного возраста и из-за потребности общаться с мамой. В возрасте 2-3 месяцев по мере развития слуха и зрения малыш учится улыбаться, подражать звукам, которые слышит. Именно в это время он и начинает гулить и агукать. Но первых звуков можно дождаться и позже – вплоть до 7 месяцев некоторые дети упорно молчат.

Следующей ступенью в развитии речи считается лепет – гуление и агуканье усложняются, в них становятся различимы слоги и звуки, характерные для родного языка малыша.

Агукать груднички начинают не по собственному желанию и уж тем более не из-за стараний взрослых научить ребенка это делать. Просто агуканье и гуление предусмотрены физиологическим и психофизическим развитием. Даже глухие дети агукают, но вот на стадии лепета их доречевое развитие затормаживается, поскольку они не могут слышать сами себя.

Поначалу дети распевают на все лады простые гласные, а потом, в разгар периода гуления, добавляют к ним гортанные и заднегортанные согласные – «г», «к».

Обычно считается, что здоровый ребенок к 4-5 месяцам вполне способен выводить целые рулады повторяющихся звуков.

О нормах и сроках развития детей расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Больше общаться с крохой

С этого и начинается правильное восприятие окружающих звуков и фиксирование внимания. Мама должна комментировать каждое свое действие и рассказывать обо всем, что она видит и делает. Это может показаться глупым, но стоит учитывать то, что для ребенка все новое и он не знает названия даже самых простых предметов.

Разговаривать следует и во время водных процедур, массажа, смены подгузника и перед сном. При этом родители должны говорить спокойно, не кричать и не высказываться слишком эмоционально.

Появление в семье долгожданного ребенка — это великое счастье для его родителей. Впереди множество радостных дней и незабываемых моментов, хлопот и волнений.

Новорожденный малыш нескоро станет выговаривать слова, но интересные звуки и слоги мама с папой смогут услышать уже спустя несколько месяцев от рождения.

Этого интересного дня с нетерпением ожидают любые родители. Итак, когда же новорожденный ребенок начинает впервые гулить и агукать? Во сколько месяцев ребенок начинает агукать?

Добавляем гласные

Если малыш уже агукает, то можно начать развивать этот навык. Для этого родители должны повторять каждый произнесенный ребенком звук. Повторяя за ребенком, нужно добавлять новые звуки и ребенок поймет, что он интересный собеседник и станет повторять за родителями.

Лепет ребенка 6.5 месяцев

Валентина

2 ноября 2019

Доброе время суток! Моей дочери 6 месяцев, с 3 х мес переворачивается на живот,с 4.5 обратно, сейчас уже умеет сама садиться, лучше получается со спины, или с бочка, с четверенек пытается, но не получается, на четвереньки, встает, но не ползает на них, ползает назад как лягушка, пытается вперед, но получается редко,двигается переворотами, как колобок) в кроватке иногда встает на коленки держась за бортики с положения сидя. Нам ставят диагноз мыш.гипотония легкой степени. По узи головного мозга увеличение боковых желудочков, размер 9 мм, симметрично, киста в сосудистых сплетенияхслеыа менее 2 х мм, в месяц была около 5 мм, соответственно рассасывается, кстати размер желудочков в месяц был в норме. Что меня тревожит в развитии ребенка: ребенок не разговорчив, гулила, не активно, но гулила с месяца до трех, вступала в диалоги, не часто, но было. Как научилась дочь переворачиваться на живот так гуления стало каждый день все меньше и меньше… даже было совсем тихо около месяца, если звуки и были (очень редко), не обращены ко взрослому. В 5.5 месяцев снова начались разговоры, но когда играет одна с игрушками,или просто крутится туда сюда с живота на спину, со спины на живот и т.д ( гуление редкое), так же произносит как будто со психом ааааааа, когда что то держит в руках, ну например игрушку, или носки свои. Сейчас стали проскакивать даже слоги, но опять не в диалоге, а когда играет сама. Так же могу сказать, что на вопрос «где папа?» поворачивает голову на папу, ну и еще на несколько предметов которые знает, в основном мягкие игрушки, соответственно слышит хорошо. На имя откликается, улыбнётся и отвернется, но не всегда, когда очень занята, может не реагировать. Когда пою песенки, играю, смотрит на меня, улыбается, но недолго и не всегда, иногда переворачивается на живот и отвлекается на что нибудь. Когда играем с предметами, ну там мяч покатать например, не смотрит на меня (на лицо), смотрит на руки и на предметы. Скажите пож, соответствует ли развитие моего ребенка нормам? Как я могу помочь своему ребенку общаться? Книжки читаю, она любит( в это время смотрит картинки, улыбается, если там изображение животного например, и я озвучиваю, птичка, киса и и.д), пальчиковые игры то же есть,но пальцы стала не давать трогать,но все равно иногда получается, ладушки любит,но сама еще не играет. Когда ношу на руках все озвучиваю, музыкальные игрушки есть,много. Хочется отклика от ребенка, везде пишут, что ребенок должен вступать в диалог, и очень эмоционально общаться, у нас этого нет, соответственно очень переживаю, боюсь упустить время. И еще, ребенок не улыбается чужим людям, вообще если на нее обращают внимание, а она у меня на руках, она отводит глаза, прижимается ко мне, на руки к чужим не пойдет. В два месяца было даже, что она пугалась чужих людей, сначала вроде нормально, а потом я думаю, когда понимала, что голос чужой, ревела. Заранее спасибо за ответ

Возраст:

30
Хронические болезни:
Нет

Вопрос закрыт

ребенка

ребенки

музыкальная игрушка

Как действовать родителям, чей малыш не гулит и не агукает?

  • Если ребенку исполнилось восемь месяцев, а он так и не начал ничего произносить, то следует обратиться к педиатру. Возможно есть какие-либо неврологические проблемы, но это также может быть нормой.
  • Не нужно исключать проблемы со слухом. Причины молчания сможет установить отоларинголог или специалист — невролог.

Это даст ребенку возможность научиться общаться с миром. Как научить малыша агуканью?

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Ребенок не гулит

Если младенец родился в срок и полностью здоров, гуление должно начаться в 1-2 месяца. Если кроха после трех месяцев все еще не начал гулить, есть повод обратиться к педиатру, логопеду, неврологу и отоларингологу за консультацией.

Однако не стоит сразу думать, что ребенок отстает в развитии. Небольшая задержка допустима и не должна быть причиной для волнений. Непродолжительное отставание далеко не всегда является признаком какого-либо нарушения или патологии – некоторым малыша необходимо чуть больше времени, чтобы начать гулить (и соответственно говорить), чем другим детям. В такие моменты родителям следует запастись терпением.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: