Разработка конспекта индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука «С»

Многие люди испытывают трудности во время произношения отдельных звуков. Неумение правильно выговаривать «ш», «р» доставляет дискомфорт, как детям, так и взрослым. Исправить ситуацию сможет логопедия — постановка звуков логопедом поможет избавиться от дефекта речи, обрести уверенность в себе.

Постановка звуков логопедом осуществляется методично на индивидуальных занятиях. Для детей наиболее продуктивна форма игры.

Основные приемы, которые использует наш специалист:

  • Постановка на основе подражания,
  • Подражание с включением игровой составляющей,
  • На основе опорных звуков,
  • Механический способ.

Как решает проблему логопедия: постановка звуков речи в несколько этапов

Исправление звуков специалистом проходит в 2 шага.

  1. Определение звуков, произношение которых требует корректировки. Постановка гласных звуков и формирование верного произношения шипящих и свистящих происходит по-разному.
  2. Работа над речью, включающая такие этапы:

— Подготовка;

— Непосредственно формирование звуков;

— Автоматизация;

— Дифференциация.

  • Во время подготовительного этапа речевой аппарат настраивается на правильное произношение. С подготовки начинается и постановка свистящих звуков, и работа с гласными, шипящими. После того, как человек научится четко, без ошибок выполнять различные упражнения артикуляционной гимнастики, можно переходить к следующему этапу.
  • На этапе формирования звуков ученик должен научиться правильно выговаривать конкретный звук, поэтому, например, постановка свистящих звуков происходит путем работы над «с», постановка гласных звуков — над устранением назального оттенка, работы над «а», «э», «у» и т.д.
  • Цель автоматизации — сделать произношение сформированного звучания автоматическим. Так, если нужна постановка шипящих звуков, к шипящему «ш» добавляют гласные, получая слоги «ша», «шу» («аш», уш»), и прочее.
  • Этап дифференциации заключается в разграничении схожих звуков: «с» и «ш», «ж» и «р», пр. Сначала произносятся отдельные слоги, затем — простые слова, скороговорки (Например: «У ежа ежата, у ужа ужата», «Шашкой Саша по ошибке шишки сшиб» и т.п.).
  • Далее звук вводится в речь путем произношения текстов и процесс формирования поставленной речи считается завершенным.

Этап постановки звука

Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.

На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляторной моторики, работа по непосредственной постановке звука.

Развитие восприятия речи, как и на подготовительном этапе, проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги со стечением согласных (которые правильно произносятся).

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков прежде всего от далеких артикуляторно и акустически. С учетом уровня овладения фонематической стороной речи можно проводить работу и над сложными формами фонематического анализа: определить какой по счету звук в словах, нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения.

На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений). Продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений.

Развитие артикуляторной моторики проводится в виде артикуляторной гимнастики. Артикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающий правильное произнесение звука. Целью артикуляторной гимнастики является отработка каждого элемента артикуляторного уклада.

Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений.

Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом. Если движения не получаются, то используется механическая помощь. В дальнейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.

На этапе постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же требования, что и на подготовительном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений.

После отработки изолированных элементов движения объединяются, включаются в единый артикуляционный уклад.

Выделяют несколько способов постановки звука:

  1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. У умственно отсталых детей постановка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко.
  2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. Например, ребенок произносит звук с, логопед помещает зонд или шпатель под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.
  3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук с можно поставить от звука и. Предлагается произнести звук и, закусить боковые края языка коренными зубами, и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку.
  4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык.
  5. Смешанный способ постановки основывается на совмещении предыдущих способах постановки звука.

Постановка звука с помощью подражания

Подражание – это наиболее легкий и предпочтительный способ постановки звука. Детям нравится повторять за взрослыми, животными, поэтому применение такого упражнения для постановки звука «С» позволит заинтересовать их.

Для этого необходимо сесть вместе с малышом напротив зеркала и демонстрировать ему правильное положение и движение органов речи во время произношения твердого звука «С» и его смягчении. Затем попросить его повторить то же самое. Еще можно попросить, чтобы ребенок показал, как дует ветер, как насос накачивает колесо и так далее.

Закрепление произношения

Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:

  1. Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
  2. Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
  3. Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
  4. Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
  5. Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.

Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь. Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда.

Постановка звуков, речевые нарушения, развитие речи

Меню

  • ЛОГОПЕД в Нижнем Новгороде
  • Запись к логопеду
  • Услуги логопеда
  • Подготовка к школе
  • Примеры из практики
  • Консультация логопеда-дефектолога
  • Постановка звуков
  • Звук Р
  • Короткая уздечка языка
  • Автоматизация звуков
  • Работа со школьниками
    • Дисграфия
    • Дислексия
  • Сурдопедагог, кохлеарная имплантация
  • Работа со взрослыми и подростками
    • Афазия после инсульта
  • Родителям о развитии речи детей
  • Связная речь
  • Развитие интереса к чтению
  • Как научить ребёнка читать
  • Техника чтения
  • Мелкая моторика
  • Развитие памяти у детей
  • Отзывы
  • Контакты
  • На этой странице я постараюсь объяснить основные принципы и правила, по которым строю свои логопедические занятия по постановке звуков.

    Очень часто родители обращаются с просьбой исправить ребёнку неправильно прогова­риваемый звук или несколько звуков, а также поставить отсутствующие звуки (р, л, ш, с и т.д.).

    Занятия по исправлению неправильного звукопро­изношения или постановке звуков проводятся только индивидуально

    .

    Содержание и объём работы определяется в зависимости от состояния произноси­тельных навыков ребёнка (в каждом конкретном случае) с учётом основного речевого диагноза (речевого нарушения).

    Как правило, у ребёнка-дошкольника, школьника или подростка к началу занятий речевое дыхание и правильные навыки артикуляции ещё не сформированы. Если вовремя не выработать эти навыки, то в дальнейшем речь может стать излишне быстрой и невнятной.

    Поэтому на логопедическом занятии по постановке звуков целесообразно использовать:

    • дыхательные упражнения
    • артикуляционную гимнастику
    • логопедический массаж

    Структура логопедических занятий может меняться в зависимости от этапа работы над звуком

    Хочется сказать о роли артикуляци­онной гимнастики, которая обязательно проводится на логопедическом занятии. Для дефектных звуков подбирается необходимый комплекс речевых упражнений. Также я всегда рекомендую родителям выполнять данные упражнения дома вместе с ребёнком перед зеркалом, но, к сожалению, дети очень мало и неохотно занимаются дома, так как не хватает терпения и самоконтроля.

    На логопедическом занятии такой проблемы не возникает. Слушая четкие и доступные инструкции логопеда, работая в доступном для себя темпе, ребёнок с удовольствием выполняет артикуляционную гимнастику. При этом нагрузка строго дозируется, чтобы не допустить переутомления, и в то же время замечаются и поощряются малейшие успехи ребёнка.

    Основная роль на уроке отводится специальному логопеди­ческому массажу

    , который проводится как руками, так и специальными логопеди­ческими зондами.

    Очень важно грамотно применять различные приёмы массажа

    , потому что в одних случаях нужно активизировать мышечный тонус органов артикуляции, тем самым устраняя пассивность речевой мускулатуры, в других случаях, наоборот, убрать неправильные и неконтролируемые движения языка, снять излишнее напряжение мышц речевого аппарата.

    Правильный логопедический массаж, с учётом основного речевого диагноза, нормализует речевую моторику. Это помогает создать правильные речевые навыки, значительно ускорить постановку звуков или их исправление, что даёт экономию в времени и позволяет больше работать над другими сторонами развития речи.

    Обращаю внимание родителей, что дефекты произношения звуков встречаются практически при любом речевом нарушении

    (речевом диагнозе).

    А это может быть дизартрия, дислалия, ринолалия, афазия, алалия, ОНР, задержка речевого развития, и одного только исправления неправильного звукопроиз­ношения для формирования полноценной речи бывает недостаточно.

    Методика работы над каждым из речевых нарушений имеет свои особенности.

    Не следует думать, что, как только звуки будут поставлены, дальше речь сама наладится. Этого может не произойти. Ребёнок будет проговаривать отдельные звуки, но в словах и предложениях их произносить не сможет (особенно при стёртой дизартрии). Поэтому, чтобы получить правильную и четкую речь, даже в самых простых случаях (при функциональном нарушении речи) важно провести автоматизацию поставленных звуков под руководством логопеда.

    Речевые нарушения возникают по разным причинам:

    • наследственный фактор — генетические заболевания родителей
    • осложнения во время беременности и родов, приводящих к гематомам мозга, травмам и асфиксии
    • проблемы в раннем развитии ребенка до 2 лет (инфекции, частые простуды и т.д.)

    Эти нарушения речи сами по себе не проходят
    и нередко приводят к
    дальнейшей задержке умственного и психического развития ребёнка
    . Поэтому необходимо вовремя проводить серьёзную коррекционную логопедическую работу. Записаться к логопеду>>

    © Елена Валентиновна – логопед-дефектолог Внимание! Копирование материалов разрешается только с разрешения владельца сайта «Логопед Нижний Новгород» и со ссылкой на сайт logoped-nizhniy-novgorod.ru

    СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

    Формирование навыка правильного звукопроизношения

    Цель этого этапа — добиться правильного звучания изолированного звука.

    Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положении органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.

    Постановка звука — это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, логопед на первых порах не говорит ребенку, какой звук хочет получить, а называет звукоподражание. Например, при постановке звука з педагог, создавая правильную артикуляционную базу, говорит ребенку: «Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык за нижние зубы, чуть прикрой рот, сделай узенькую щель, пусти по языку длинный «ветерок» и дай голос». Если ребенок выполнял все инструкции правильно, у него получится чистый звук з. (Если звук искажается, надо уточнить, что делается не так, и помочь ребенку достичь нужного положения органов артикуляции.) Как только логопед услышит правильно произнесенный звук, он вводит соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко зазвенел звонок? Еще раз так по­звени». Когда звук будет поставлен, логопед соотносит звукоподражание с этим звуком. Он говорит ребенку: «Звонок звенит так же, как я произношу ззз. Скажи и ты длительно звук з: ззз».

    Различают три основных способа постановки звука.

    Первый способ — по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль) Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагают произнести звук и (педагог контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом), затем сблизить зубы и пустить по языку «ветерок» так, чтобы получился свист. В результате ставится звук с.

    Второй способ— с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами, для выработки вибрации кончика языка воспитатель может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) или туго набитую ваткой длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук с, логопед плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук ш.

    Третий способ— смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — поста­новки правильного произношения изолированного звука.

    При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подготовки, подсказывающей воспитателю, что следует делать в том или ином случае, ему нужны определенные практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять все намеченное.

    К следующему этапу — автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук

    (но не звукоподражание).

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: