Автоматизация звука Ш в словах. Игры и упражнения в картинках на автоматизацию звука Ш


Виды и причины нарушений произношения звука Ш

Искажение шипящих называют сигматизмом. В случае со звуком Ш возможны различные варианты:

  • межзубный — кончик языка занимает положение между верхними и нижними зубами, что придает шепелявость;
  • боковой — язык ложится ребром и струя воздуха идет по его боковому краю. Получается хлюпающий звук;
  • носовой — возникает по причине соприкосновения задней части с мягким небом, которое при опускании открывает проход в носовую полость воздушной струе;
  • губно-зубной — исходный звук заменяется на другой глухой звук Ф. Например, шапка — «фапка».

Факторы, приводящие к проблемам с артикуляцией:

  • физиологические: короткая подъязыковая уздечка либо высокое небо, нарушения прикуса, напряжение или слабость языковых мышц;
  • проблемы с фонематическим и речевым слухом, а также недостаточное развитие памяти, внимания, мышления;
  • длительное использование соски. Это портит прикус и приводит к искажению шипящих звуков;
  • повторение некорректного произношения. Например, ребенок коверкает речь вслед за взрослыми или младшими братьями/сестрами.

Самостоятельно диагностировать проблему можно, но лучше вовремя обратиться к логопеду.

Как научить ребенка произносить шипящие звуки, или Жужжит над жимолостью жук

Современные дети (впрочем, может быть, это только мне попадаются подобные детишки), развиваются как головастики. Очень высокий интеллектуальный потенциал и сниженные возможности моторного и артикуляционного развития. Ну, нет у них доминантного полушария, как мы к этому привыкли! У них оба полушария доминантные. Точнее, равноправные, хотя сначала это диагностируется как недоразвитие. Поэтому они схватывают информацию сразу, целиком. Больше ощущениями, чем логикой. Их легче учить читать сразу целыми словами, а не по слогам. А это, заметьте, при нашей методике обучения в школе очень непросто. Результат задачи тоже рождается у них сразу, а не поэтапно, и больше похож на озарение.

Вот и судите — как учить их, и что считать патологией, а что — нормой?

Мало кто из родителей обращает внимание на особенности речевого развития своих двух-трехлетних детей. Болтливость малышей, которые используют «свои» слова, понятные только избранному кругу взрослых, умиляет. Взрослые начинают сюсюкать и коверкать слова так же и, тем самым, оказывают малышу «медвежью услугу». Если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка была правильной и грамотной, необходимо как можно больше разговаривать с ним, четко произнося слова, особенно окончания и предлоги. Читать ему стихи не торопясь и ритмично, без особой эмоциональности, спокойным, ровным, даже протяжным голосом. Поощрять ребенка договаривать слова-рифмы в стихах, воспитывая чувство слова и ритма. Сочинять очень простые, но эффективные двустишья типа: «БА-БА-БА. ВОТ ЛЕЖИТ ТРУБА». Желательно, чтобы малыш сам заканчивал строчку и повторял, по возможности, все двустишье.

А теперь обратим внимание на конкретные, трудно выговариваемые звуки. К шипящим относятся Ш Ж Щ Ч. Обычно замечают неправильное произношение звуков Ж и Ш. Причем звук Ш обычно не очень режет слух — шипения можно достичь разными способами. А вот звук Ж просто так не скроешь. Он или есть, или его нет. Поэтому ставить шипящие нужно со звука Ж.

Чаще всего проблема шипящих кроется в том, что ребенок не может расслабить язык и растянуть его широко. Так, чтобы края как бы наваливались на боковые верхние зубы. Поэтому полезно сначала научить язык расслабляться. Для этого нужно положить его на нижние зубы, как блинчик, и пришлепывать верхними зубками по языку. Сделать ему своеобразное «атата». Затем дать языку полежать спокойно, не двигаясь, на нижних зубах. Упражнение считается усвоенным, когда делается легко и свободно.

Руками изобразить всем известную позу «чашечки», как будто в ладошки нужно налить и удержать водичку. Язычок должен повторить эту позу. Желательно за зубами, а не высунутым вперед. Произнести звук ЗЗЗЗЗЗЗ. Конечно, этот звук не получится, а получится ЖЖЖЖЖ. Таким образом нужно обмануть речевую привычку произносить вместо Ж черт знает что. Как только звук начал получаться, нужно вводить его в слоги. Можно воспользоваться универсальным шаблоном для любого звука.

Берете карандаш и рисуете большую, высокую букву Ж. А рядом с ней, справа и слева, в столбик гласные первого порядка

Затем соединяете черточкой каждую гласную с нашим переростком, буквой Ж. Получается жучок-паучок. Далее, в производном порядке, сочетаете гласные со звуком Ж. Например, АЖА. АЖО. АЖУ. АЖА. ОЖА. УЖА. АЖА. ОЖО. УЖУ. И т.д., как ваша фантазия позволит. Если трудно начинать со звука гласного, можно его отбросить и произносить один слог — ЖА. ЖО…

Со звуком Ш после того как поставили звук Ж, работать одно удовольствие. Он сам появляется. Так же легко подобраться и к звуку Щ.

Звук Ч тоже относится к шипящим. Но он состоит из двух звуков — ТЬ и Щ. То есть, язык должен сначала ударить по альвеолам, а потом расслабиться и пропустить сквозь узкую щель звук Щ. При повышенном тонусе языка у детишек это получается плохо. Нужно прочувствовать сначала ТЬ, а потом соединить с Щ. Сначала медленно, а потом с ускорением, до полного слияния. Ни в коем случае нельзя напрягаться.

А дальше начинается самое интересное, по крайней мере, для меня, как логопеда. Сочиняем и запоминаем скороговорки, двустишья. Придумываем сказки, в которых нашего звука — навалом.

И соблюдаем правило хорошего логопеда: обращаем внимание на произношение только тех звуков, с которыми работали. Остальные пока пропускаем мимо уха. Настанет и их час.

Теги: звуки, обучение, произношение, дети

Диагностика

Важно оценить, насколько сформированы все компоненты речи. При наличии отклонений логопеды особое внимание обращают на внешний вид губ, тонус языка, состояние прикуса, работу мимических и артикуляционных мышц, силу выдоха. Стандартные диагностические упражнения в логопедии:

  1. Просьба показать эмоции: радость, удивление, грусть.;
  2. Вытягивание губ трубочкой и фиксация их в определенном положении;
  3. Движения челюстью в разные стороны, попытки расслабить язык, сделать его широким/узким;
  4. Сдувание легкого предмета, игра на дудочке;
  5. Произношение фонемы отдельно, а также в словах, фразах;
  6. Составление рассказа из предложенных слов и картинок.

По итогам обследования подбирают подходящие упражнения для постановки. Можно воспользоваться классическими вариантами, широко используемыми в логопедии.

Постановка звука Ш и Ж у детей и взрослых

Варианты нарушений шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ)

  1. Межзубное произношение, когда язык просовывается между зубами, а звук приобретает шепелявый оттенок.
  2. Носовой сигматизм, при котором слышится своеобразный акустический эффект (носовой оттенок). Воздух во время произношения устремляется в носовую полость и слышится звук, который похож на глубокий «Х».
  3. Боковой сигматизм. Может быть как односторонним, так и двусторонним. Звук приобретает хлюпающий оттенок.
  4. Призубный парасигматизм. Язык упирается в края верхних передних зубов. В результате звонкий «Ш» заменяется на «Т» (шапка-тапка, шубка-тубка).
  5. Губно-зубной парасигматизм. Звонкий «Ш» заменяется на «Ф» (шар-фар, шина-фина, душ-дуф). Часто бывает при неправильном прикусе.
  6. Свистящий парасигматизм. Во время него шипящий звук заменяется свистящим, то есть вместо «Ш» произносится «С». (шарф-сарф, шов-сов, машина-масина).

Артикуляционные упражнения для языка для звука «Ш»

Для того, чтобы вы смогли произнести шипящие звуки Ш и Ж, необходимо определенное положение органов артикуляции, которое возможно дости Для того, чтобы вы смогли произнести шипящие звуки Ш и Ж, необходимо определенное положение органов артикуляции, которое возможно достичь путём выполнения артикуляционных упражнений. чь путём выполнения артикуляционных упражнений.

Все эти упражнения в формате видео вы сможете найти ЗДЕСЬ.

Постановка звука «Ш»

После проведения подготовительных упражнений следует выбрать один из приемов постановки шипящих звуков.

1. По подражанию: – ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами ( ветер шумит, змея шипит, воздух выходит из лопнувшего шарика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От артикуляционного уклада: – ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука: – ребенку предлагается слегка приоткрыть рот, в медленном темпе 4- 6 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки (альвиолы) за верхними зубами; постепенно учим ребенка плавно удлинять выдыхаемую струю и не ударять кончиком языка в бугорки, а только поднимать к ним широкий кончик языка.

4. От опорного звука с механической помощью: – ребенку длительно произносит звук “С” (передние зубы все время видны) и в этот момент шпателем аккуратно поднимают широкий язык за верхние зубы и слегка толкают его назад – к альвеолам (края шпателя при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов). По мере подъема языка меняется и характер звука. Вместо “С” мы слышим звук “Ш”. И постепенно механическую помощь убирают. – ребенок приоткрывает рот и длительно произносит звук “Р”, в это время кончиком шпателя, поднесенного к подъязычной уздечке, логопед останавливает вибрацию – слышим жужание (звук “Ж”)Теперь просите ребёнка произнести звук “Р” шёпотом и вы услышите шипение (звук “Ш”), после нескольких повторов можно вызвать шипение, едва поднеся шпатель к подъязычной уздечке; затем постепенно убрать его и, сближая зубы, добиваемся правильного звука “Ш”

Постановка звука «Ж»

Звук “Ж” аналогично ставится, только при этом еще подключаем голос.

После получения правильно произнесенного звука [Ш] и [Ж] следует перейти к автоматизации звука в слогах и в словах. На нашем сайте есть упражнения и материал для автоматизации. А также его можно приобрести в любом магазине, где есть учебная литература.

Успехов!
0

Постановка артикуляции звука Ш

Верное произношение возможно при соблюдении определенных условий. Губы принимают положение «рупора» — чуть скруглены и выдвинуты вперед. Между верхними и нижними зубами остается пространство около 1 мм. Широкий язык принимает форму «чашечки» (боковые стороны прижаты к зубами, а кончик находится за верхними зубами, между языком и небом остается щель).

Если все правильно, то струя выдыхаемого воздуха идет посредине, они широкая и теплая. Голосовые связки разомкнуты, и получается глухой согласный звук Ш.

Необходимо регулярно выполнять упражнения для постановки с логопедом или в домашних условиях, чтобы достичь нужного результата.

Постановка шипящих звуков

Перечисленные виды сигматизма, кроме шипящего (межзубный, губно-зубный, призубный, боковой и носовой), могут встречаться и в группе шипящих звуков (ш, ж, ч, щ).

Кроме того, часто шипящие звуки заменяются свистящими, например звук ш

— звуком
с
, звук
ж
— звуком
з,
звук
ч
— звуком
ц,
звук
щ
— звуком
с’.
Такая замена называется свистящим с и г м а т и з м о м.

1. Отсутствие звуков ш, ж, ч, щ

Звук ш

Подготовительный этап. Начиная работу над шипя­щими звуками, нужно проверить, умеет ли ребенок поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают.

Чтобы сформировать умение держать язык широким, свобод­но распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звуко­сочетания пя, пя, пя.

Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме ложечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широ­кий язык, показать, как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, вос­питатель подкладывает ему под кончик языка ручку чайной лож­ки и, подняв, прижимает к верхней губе.

Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу.

Постановка звука. После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, логопед предлага­ет ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует шум, напоминающий шипящий звук.)

Бывает, что ребенок дует со звуком х,

тогда струя рассеива­ется, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка со звуком
с».
Выработка правильного звука
ш
требует многократного повторения и исполь­зования при этом различных образов (шумит ветер, шипит гусь, выходит воздух из лопнувшего шара и т. п.).

Игровая форма объяснения в сочетании с показом быстро сосредоточивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем логопеда он начинает выполнять требуемые движения (сбли­жать зубы и слегка выдвигать губы вперед) и правильно произно­сить звук ш.

Нужно помнить, что, ставя звук, не следует никогда назы­вать

его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное непра­вильное произношение.

Автоматизация звука. Логопед рисует в тетради ребенка объекты, в названиях которых звук ш

находится в на­чале слова:
шалун, шинель, шина, шипы, шиповник, шило, шоколад, шея, шуба, шумовка, шайба, шахматы, шавка, шампунь, шапка, шов, шкаф, шлем, шлюпка, шляпа, шпалы, шпагат, штанга, штык;
в середине:
мышонок, машина, галоши, кошелек, каша, уши, мешок, пушок, кувшин, мишень, капюшон, колышек, пшено, ошейник, ушанка, башня, кошка, вишни, камешки, катуш­ка, подушка, хлопушка, шишка, кадушка, клюшка, пушка;
в конце :
душ, мышь, ковш, тушь, малыш, ландыш, шалаш, камыш, голыш, клавиш.
Ребенок называет эти слова.

После автоматизации звука ш

в словах логопед вместе с ребенком придумывает предложения и под его диктовку запи­сывает ему в тетрадь, например:
Шалуны шумели и шалили.
Шапка да шубка


вот наш Мишутка. Наташа шьет шлем. Миша шагает широким шагом. У Маши в шкатулке шпильки.
Звук ж

После автоматизации звука ш

в словах можно ставить звук
ж.
Вначале ребенку дают возможность ощутить вибрацию голосо­вых складок при произнесении звука
ж.
Логопед прикладыва­ет тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее взрос­лый вместе с ребенком произносит звук
ш
и добавляет голос. Одной рукой ребенок ощущает вибрацию голосовых складок у воспитателя, другой — у себя. Изолированный звук
ж
закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля и др.).

Для автоматизации звука ж

в словах логопед рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых он находится в начале:
жаба, жало, жакет, живот, жилет, животное, желудь, жук, желток, жемчуг, желе, жетон;
в середине:
пижама, ежевика, лужа, манжета, ножи, этажи, лужи, ужи, баклажан, кинжал, лужайка, ножовка, пиджак, снежинка, сапожок, флажок, ежик, дождик, одежда, ножницы, подснежник.
Слова, заканчивающиеся на
ж,
не берутся, так как в этой позиции он оглушается и звучит как
ш.
С отработанными словами придумываются предложения и записываются под соответствующей картинкой, например: Жаба жила в луже. Жук жужжит жжж. У Жени жили живые ужи. У Жанны на ужин желе.

Звук ч

Звук ч

можно поставить от звука
т:
при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних рез­цов. Логопед показывает на себе, где находится язык и на­сколько он отодвигается назад. Когда ребенок точно скопирует движения, нужно выдвинуть его губы вперед (нажав на щеки) в то время, когда он будет произносить
ть-ть-тъ-ть.
В результате получится звук
ч.
Следует похвалить ребенка («Ты правильно, хорошо сказал, еще повтори). Можно сказать, что этот звук напоминает стрекотание кузнечика («Он высоко прыгает в траве, так же, как прыгает твой язык за верхними зубами. Слышишь,
ч
— прыгнул, еще раз
ч
— прыгнул»).

Если по подражанию звук ч

поставить не удается, его пра­вильного звучания можно добиться путем слитного произноше­ния звукосочетания
тш
сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Поставленный звук автоматизируют в словах, в которых он находится в конце: ночь, дочь, печь, луч, меч, плач, ключ, калач, спичка, почка, кочка, пачка, птичка, мачта, очки, кисточка, бабоч­ка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, бачок, туча, куча, ко­чан, мальчик, пончик, печенье, качели;

и лишь потом в начале (если звук не закреплен в предыдущих позициях, в начале слова вместо
ч
могут слышаться два звука:
тш): чай, чек, чулок, чалма, челнок, чепчик, чайка, чайник, чугунок, чучело, чемодан, Чипполино, часы, чеснок, чечевица.
Вместе с ребенком логопед придумывает и записывает предложения со словами на ч.

Например:
У мальчика дудочка и уточка. Танечка, не плачь, не утонет мяч. Олечка качалась на качелях, а птица качалась на веточке. Девочка пьет чай с пе­ченьем.
Звук щ

Звук щ

часто появляется автоматически после того, как будут поставлены звуки
ш, ж, ч.
Для вызывания
щ
ребенку нужно пока­зать, что если мы, произнося звук
ш,
будем передвигать язык вперед, ближе к зубам, будет слышаться звук
щ.
Учитывая взаимосвязь в движениях мышц губ и языка, можно попросить ребенка при длительном произнесении ш

растянуть губы в улыбку; в это время язык продвигается вперед и слышится звук
щ.
Полученный звук закрепляют посредством звукоподражаний («Покажи, как шипит яичница на сковородке… Какой звук издает щетка, когда ею чистят вещи» и т. п.).

Для автоматизации звука щ

в словах рисуют картинки, в названиях которых он находится в начале слова:
щи, щит, щель, щука, щеки, щенок, щегол, щавель, щепки, щетка, щетина, щеколда, щипцы;
в середине:
вещи, клещи, Кащей, ящик, хищ­ник, площадь, овощи, голенище, удилище;
в конце:
лещ, клещ, плющ, плащ.
Недостатки произнесения шипящих звуков ш

и
ж
можно уст­ранять следующим образом. Логопед предлагает логопату произ­носить звук
с
ив это время, подводя шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы; при таком положении вместо
с
слышится звук
ш,
вместо
з

ж.
Логопед постепенно приучает логопата удерживать язык в таком положении. При этом, чтобы обеспечить необходимое выдвижение губ, логопед слегка на­жимает на углы его рта. В дальнейшем логопат закрепляет правильное произношение звуков
ш
и
ж
в слогах, словах и фразах, контролируя при помощи зеркала положение своих губ и языка. Кроме того, он выполняет устные и письменные упражнения на дифференциацию этих звуков и свистящих
с
и
з.
При постановке аффрикаты ч

логопед предлагает логопату произносить слог
ать
ив это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних рез­цов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо сло­га
ать
слышится
ач,
вместо
оть

оч,
вместо
уть

уч
ит.д. По мере того как логопат закрепляет этот звук
в
своем кинестетиче­ском и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых сло­гах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы уст­ные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков
с
и
ц.
При постановке звука ш

логопед предлагает логопату произно­сить длительно смягченный
ш (шьшь)
или слог
ась
и в это время, так же как при постановке звука
ч
, поднимает шпателем или зондом кончик его языка к верхним альвеолам, отчего получается
шьшь
или звук
ш
. Вначале этот звук закрепляют в прямых слогах, затем в обратных, далее в словах и фразах. Кроме того, проводятся устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков
щ, с
и
ш.
Как уже было сказано ранее, при исправлении различных видов сигматизма особое внимание необходимо уделять дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш„ з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ.

Артикуляционная гимнастика

Важно осуществлять постановку поэтапно — сначала важно сформировать достаточную силу и длительность выхода. Логопеды практикуют различные артикуляционные занятия для расслабления языка и отработки его подъема. Нужно идти от простого к сложному, наращивая нагрузку.

На первом этапе постановки звука Ш даются легкие, но важные задания для подготовки мышц языка: сделать губы трубочкой, широко открыть рот на несколько секунд, облизать широким языком в форме чашечки верхнюю губу, водить языком по небу, от зубов к горлу.

Более сложные распространенные упражнения для постановки Ш:

  1. «Широкий язычок». Попросите ребенка улыбнуться и чуть приоткрыв рот, показать расслабленный язык «блинчиком», после чего — положить язычок на нижнюю губу. В идеале нужно удерживать положение до 5 секунд;
  2. «Прячем конфету». Пусть малыш сделает язык «блинчиком» на нижней губе. Положите ему кусочек пастилы или зефира и попросите спрятать лакомство, приклеив на небо за верхними зубами. Рот не должен открываться слишком широко, а упражнение нужно делать в медленном темпе;
  3. «Грибок». Попросите юного ученика широко улыбнуться и показать зубы, а затем прижать весь язык к небу. Удерживая положение, нужно постараться как можно шире открыть рот. Оптимально выполнять задание перед зеркалом — ребенок увидит сходство языка и уздечки с грибом;
  4. «Желобок». Это задание важно, поскольку учит формировать бугорок на языке, необходимый для постановки Ш. Сначала ваш подопечный показывает широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу и чуть приоткрыв рот. Затем прижимает край языка в том же положении к боковым уголкам рта, сам язык немного сужает — формируется тот самый «желобок»;
  5. «Чашечка». Кончик и боковые края языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Для усиления эффекта логопед или родитель могут налить в «чашечку» немного воды.

Для исключения трудностей в постановке Ш во время занятий следите за тем, чтобы ребенок не упирался в небо всем язычком.

Артикуляционные упражнения


Существует целый ряд упражнений, которые направлены на постановку правильного произношения шипящих
звуков. При этом следует учитывать индивидуальную
характеристику
каждого малыша.

Упражнение «Лопатка» выполняется для расслабления языка. Следует широко улыбаться при открытом рте. Затем язык вытягивается вперед, кончик ложится на нижнюю губу. Язык должен касаться по бокам уголков рта.

Важно: перед постановкой любого звука необходимо правильно отрегулировать движения артикуляционного аппарата во время произношения и закрепить полученный результат до автоматизма. Это единственно верный путь для решения проблемы.

Прием
«Пирожок» выполняется, чтобы укрепить языковые мышцы. Он также поможет развить боковые стенки языка. При улыбке с открытым ртом следует положить язык на нижнюю губу. Затем боковые стенки языка поднимаются чтобы образовать впадину по центру. Положение удерживается до десяти секунд.


Подвижность языка улучшается при выполнении задания «Качели». Артикуляционная гимнастика заключается в том, чтобы язык лежал на губе широко и плоско. Нельзя допустить его сужения. Затем язык поэтапно

тянется к потолку и полу. Потом движения происходят в сторону верхней и нижней губы.

Далее язык следует расположить между губой и зубами. Нужно проделать это как сверху, так и снизу. После этого язык касается резцов.

Завершить упражнение следует касанием языка альвеол за нижними зубами, а потом за верхними.

Домашнее
задание «Язык шагает через зубы» является хорошим способом постановки
звука «ш». Он поможет
научить ребенка
управлению языком. Для этого следует открыть рот и улыбнуться. Широким концом языка проводить касания внутренней части зубов сверху и снизу.


Упражнение «Маляр» способствует исправлению

неверного произношения «ж» и «ш». Следует улыбаясь приоткрыть рот и расслабить губы. Нижняя челюсть обязана быть статичной и не двигаться. Кончиком языка нужно поглаживать небо, важно чтобы он не вышел за предел ротовой полости.

Необходимо правильно выполнять артикуляционную гимнастику

чтобы упражнения приносили плоды. Каждому ребенку нужно разработать отдельное
индивидуальное занятие
, которое отвечало бы всем проблемам произношения.

Не пропустите: Что такое артикуляционная гимнастика и как она выполняется?

Детям 4-5 лет

проводят также дыхательную гимнастику. На стол кладется ватный шар, который следует двигать струей воздуха. Губы нужно сложить в трубочку, при этом
щечная
часть полости рта участия не принимает.

Важно, чтобы задания были интересными. Тогда малышу, у которого не получается произносить звуки, станет весело и занимательно их выполнять. Это значительно ускорит проявление положительных результатов.

Постановка от других звуков

Способ подходит для детей с нормальным произношением других фонем, от которых можно поставить Ш:

  1. Через С. Произносим долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируем полученное положение языка. Во время произнесения шпателем или пальцем приподнимите кончик языка выше и придержите его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Попросите ученика выдохнуть воздух, сохранив положение языка, и увидите, как «са» поменяется на «ша»;
  2. Через Т. Медленное проговаривание фонемы с добавлением придыхания «т-т-т». Постепенно учим удлинять воздушную струю и не задевать язычком бугорки на небе;
  3. Через Р. Редкий способ по причине того, что эта фонема обычно дается детям еще сложнее, чем шипящие. Держим рот открытым и произносим беззвучное Р. Останавливаем вибрацию с помощью черенка чайной ложки, в результате чего получаем шипение. С каждым разом все меньше используем ложку, таким образом приучая ребенка держать зубы вместе и произносить Ш автоматически.

Всегда начинайте с артикуляционной гимнастики — язык должен быть подготовлен к сложной работе. Разминка — не менее 5 минут. Общая длительность занятий не должна превышать 25 минут, в ином случае дети быстро теряют интерес.

Постановка звука /Ш/ по подражанию.

Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Получается звук /Ш/. Если данный способ не помогает, прибегаем к механической постановке звука /Ш/.

Постановка звука /Ш/ от звука /С/.

Ребенок несколько раз произносит слог «са», и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. Получается слог «са» при верхнем положении языка. Просим ребенка прислушивается к тому, какой звук при этом получается. По необходимости логопед с помощью зонда (шпателя) удерживает кончик языка в верхнем положении и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего слога «ша».

Закрепление произношения

Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:

  1. Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
  2. Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
  3. Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
  4. Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
  5. Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.

Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь. Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: