Конспект логопедического занятия «Слово и слог» 2 класс (ОНР)


Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Как выбрать репетитора по русскому языку

Бесплатный пробный урок с репетитором

Сколько слогов

В этой статье освящается тема «Сколько слогов»

. Казалось бы очень простой вопрос — сколько слогов в слове, однако, не многие не то чтобы дети, а не многие взроослые помнят правила русского языка. Например, правила переноса и правила разделения слов на слоги. Для того, чтобы вам было проще справиться с поставленной задачей, был придуман специальнй скрипт, который позволяет быстро и легко справиться с возникшим затруднением — он показывает как правильно делить слова на слоги и сколько слогов в слове.

Онлайн программа по делению слова на слоги

Слог

— это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха:
го-ра, ма-ши-на.

Правила деления слов на слоги в русском языке

1.

В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
    Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2.

Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных)
: оборона

о-бо-ро-на; строка

стро-ка;Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.
3.

Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог
    оканчивается на гласный звук:
    го-да, сте-на.
  • Закрытый слог
    оканчивается на согласный звук:
    сок.
  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный
    звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу:
    но-ски, ди-кта-тор.
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сань-ка, сим-ка.

4.

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например:
изжить
[иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога:
и-зжить
. Деление на части
из-жить
соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги. То же самое можно проследить на примере глагола
уезжать
, в котором сочетание согласных
зж
звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет —
у-е-зжать
, а деление слова для переноса —
уез-жать
.

Внимание!

  • Деление вить-ся, жмёт-ся
    является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв
    тс, тьс
    звучит как один звук [ц].
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс
    целиком отходят к последующему слогу:
    ви-ться, жмё-тся
    .

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

  • два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
  • два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.Исключение
    составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы
    р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й
    :
    мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка

Как научить читать ребенка-дошкольника

Рано или поздно любой нормальный родитель ученика задается вопросами обучения чтению своего чада.

Есть только два действительно правильных условия для начала обучению чтению. Во-первых, когда ученик сам проявляет интерес к чтению. В таком случае занятия можно начинать в любом возрасте.

Другой случай, это когда интереса у ребенка к буквам нет.

Начинать заниматься следует с букв, после этого слогов, слов и постепенно переходить к предложениям. Дело в том, что буквы, слоги и слова строятся НЕ по определенным законам. Если умеющему читать ясно, что буква П и А вместе будут читаться «ПА», то ученику этого не понять, он может только запомнить.

И напоследок несколько правил для успешного обучения чтению:

1. стимулируйте интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, разнообразные игры и пособия.

2. Важна не столько продолжительность занятия, сколько колличество. В обучении чтению надо быть последовательным.

3. Обучение чтению требует от ученика умственного напряжения, поэтому после занятий непременно играйте с ребенком в подвижные игры, давайте ребенку отдых после занятий.

4. Если малыш не хочет заниматься, значит возможности ученика не поспевают за требованиями взрослого. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего малыша плохое настроение.

5. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. скорость обучения у всех свои и возможно способности вашего ребенка лежат в другой области.

Если дошкольник научился читать самостоятельно, это не избавляет родителей от обязанности читать им вслух. Психологи, для полноценного эмоционального развития ученика, рекомендуют родителям читать детям книжки вслух аж до 14 лет!

Статья была посвящена теме «Сколько слогов»

.

Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников»

  • Игры для детей 4 онлайн
  • Открытые и закрытые слоги
  • Чтение работа с текстом крылова
  • Детские игры бесплатно играть онлайн

Чтение по складам; Буквы; Пропись; Книжки; Английский; Статьи; Логопедия; Память; Музыка; Счет; Внимание; Воображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;

Русские слоги

ОМ Значение слога ом: (инверсия «мо» — внутренний объём, вода, внутренний объём). Из воды, изнутри. Суша. Наружность.

О — Весь, всё. Объём. Объединение, целостность. Если стоишь внутри объёма, то объём окружает тебя. Окружающее, окружение, окружающий объём (синонимы: «всё вокруг» = «окружающее»). Значения предлога «о».

М — Внутреннее пространство, внутрь, внутренность. Вместилище. Пустота.

Т.е. ОМ — Все внутри.

Герман Гессе. Сиддхартха. Перевод: Б. Д. Прозоровская

«… В другой раз, когда река в период дождей вздулась и сильно шумела, Сиддхартха заметил: — Не правда ли, друг, у реки много голосов, очень много? Ты не находишь, что у нее бывает то голос царя или воина, то голос быка или ночной птицы, то голос, напоминающий крик женщины во время родов или вздохи несчастного, и еще тысячи других голосов? — Это верно,— кивнул головой Васудева,— все голоса в мире заключены в голосе реки. — И знаешь,— продолжал Сиддхартха,— какое слово она произносит, когда тебе удается услышать одновременно все ее десять тысяч голосов? Со счастливой улыбкой Васудева склонился к Сиддхартхе и шепнул ему на ухо священное слово Ом. Его-то именно и расслышал Сиддхартха в шуме реки.

…Сиддхартха все слушал. Он теперь весь превратился в слух. Словно совершенно пустой, он впитывал в себя все звуки и чувствовал, что теперь и сам изучил вполне искусство слушать. Он и раньше не раз слышал все эти многочисленные голоса в реке, но сегодня они звучали как-то особенно. Уже он не мог больше различать одни голоса от других — радостные от плачущих, детские — от голосов взрослых. Все сливалось теперь в одно — жалобы тоскующих и смех умудренных, крики гнева и стоны умирающих — все составляло одно, все сочеталось вместе, все переплеталось в тысячекратном сплетении. И все вместе — все голоса, все цели, все порывы и страдания, все наслаждения, все доброе и злое — все вместе взятое составляло их. Все вместе взятое было потоком событий, было музыкой жизни. А когда Сиддхартха внимательно прислушивался к реке, к ее тысячеголосой песне, когда он не обращал преимущественного внимания ни на жалобы, ни на смех, не уходил своим Я в один какой-либо голос, а слушал их все одновременно, внимал всему и слышал единство, тогда эта великая песнь, распеваемая тысячами голосов, оказывалась состоящей из одного единственного слова; это было слово Ом — совершенство. — Слышишь? — снова спросил глазами Васудева. Ярко сияла улыбка Васудевы; она светилась над всеми морщинками его старого лица, как парило Ом над всеми голосами реки…»

Как правильно разделять слова по слогам?

Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.

Как и уточнялось выше, в слове ровно столько слогов, сколько и гласных. Один гласный звук может выступать в качестве слога, но если в нем более одного звука, то начинаться такой слог будет обязательно с согласного. Выше приведенный пример – слово «ю-ла» — делится именно таким образом, а не «юл-а». Данный пример демонстрирует, как второй гласный «а» притягивает «л» к себе.

Если в средине слова попадаются несколько согласных подряд, они относятся к следующему слогу. Данное правило распространяется и на случаи с одинаковыми согласными, и на случаи с разными неслоговыми звуками. Слово «о-тча-я-нный» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге притянула к себе сочетание из разных согласных букв – «тч», а «ы» – двойное «нн». Из этого правила есть одно исключение — для непарных неслоговых звуков. Если первым в буквосочетании стоит звонкий согласный (й, ль, л, мь, м, нь, н, рь, р), то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «склян-ка» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере — «о-тча-я-нный» — «н» отошла к началу следующего слога, согласно общему правилу, так как была парным сонорным.

Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».

Как стать гуру англоязычного произношения

  • Записывайте речь на диктофон, чтобы выявить проблемные аспекты произношения, над которыми стоит поработать в дальнейшем.
  • Не спешите и следите за дыханием, так как скорость речи не всегда является показателем беглости и четкого проговаривания.
  • Закройте глаза и визуализируйте процесс создания звука в момент говорения.
  • Произношение — физический скилл, так как во время говорения на иностранном языке вы используется разные мышцы лица. По этой причине, всегда тренируйте звуки, которые не выходят.
  • Хорошее произношение — не просто освоение отдельных звуков. Уделяйте время интонации и ударению.
  • Практикуйтесь перед зеркалом, обращая внимание на позицию рта и языка.
  • Слушайте англоязычные подкасты, смотрите фильмы и повторяйте за носителями.
  • Проблемы с произношением сохраняются, потому что мы боимся совершить ошибки. Не бойтесь.
  • Практикуйте язык, когда находитесь одни в комфортной обстановке.
  • Найдите приятеля, изучающего язык, и обменивайтесь мнениями. Немного критики со стороны — полезная вещь.
  • Пойте любимые песни на английском, чувствуйте ритм и акценты интонации.
  • И, наконец, обязательно прочтите статью по правилам чтения английских гласных и согласных, чтобы наверняка стать мастером фонетики.

Сложности определения

В единственном числе слово может иметь один слог, а во множественном – несколько. Например, дом – односложное слово, а слово «дома» не является односложным. В данном случае только слово в единственном числе является односложным.

Множественное число и падежные формы одного и того же слова могут быть не односложными.

Не представляет труда определить, сколько слогов в слове с тремя буквами. Такие слова состоят их закрытых слогов: кот, лук, жук.

Если слово состоит из четырех и более букв, но имеет один слог, это иногда вызывает трудности. Часто пугают слова с закрытым слогом со словами с открытым слогом. Сравним: слон и дама. Количество букв в словах одинаковое, но количество слогов – разное.

Количество слогов зависит от количества гласных в слове.

Такими же односложными словами, как и слова дом, пар, являются слова со стечением согласных в начале слова (блин, слон) и слова со стечением согласных в конце слова (шарф, танк).

Количество букв никак не зависит на количество слогов в слове.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: