Как научить ребенка говорить букву «р» дома: занятия

Как научить ребенка говорить Р? Этот вопрос терзает каждую маму, которая слышит от своего малыша картавое «лыба» вместо четкого «рыба». Именно звук Р занимает лидирующие позиции среди нарушений устной речи.


gorod-druzey.ru

По негласной статистике слово «логопед» у большинства родителей ассоциируется с неправильным произношением звука Р, и это правомерно. Если, несмотря на усилия родственников, к пяти годам долгожданное «рычание» не появилось, пора браться за дело серьезно.

Но прежде чем бить тревогу, разберемся, как научить детей говорить букву Р самостоятельно.

Чтобы не смущать ребенка терминологией, которой ему хватит с лихвой в школе, можно пока остановиться на более привычном для малышей слове «буква Р». Хотя вы же точно знаете, что букву мы видим и пишем, а звук — слышим и говорим.

Почему дети неправильно выговаривают Р?

  • Обратите внимание на речь людей, с которыми контактирует ваш ребенок.

Возможно, малыш подражает неправильному произношению.

  • Укороченная уздечка или подъязычная связка.

Если вы не связаны с медициной, обратитесь за консультацией к специалистам, которые подскажут методы коррекции.

tonguetie.net

В несложных случаях уздечку можно растянуть при помощи артикуляционных упражнений. Процесс трудоемкий и длительный. Возможно, вам порекомендуют подрезать укороченную связку. Процедура неприятная, но безопасная.

  • Наличие аденоидов и другие физиологические проблемы.
  • Нарушения со стороны фонематического слуха.

Возможно, малыш просто не дифференцирует злосчастный звук среди других. Поиграйте в игру: «Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь Р».

Учимся дома выговаривать звук [р]

Многие родители спрашивают, как выучить букву «Р» ребенку дома. Для этого нужно делать упражнения для тренировки речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, купить домашние тетради для закрепления произношения звука [р] и заниматься по ним.

ТОП-5 эффективных упражнений для формирования правильного произношения «Р»

Одними из лучших упражнений считаются:

  • «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Упражнение лучше делать лежа.
  • «Буря в стакане». Понадобятся емкость с водой и трубочка для сока. Нужно подуть через трубочку, чтобы вода забурлила.
  • Предложить ребенку сказать д-р-рынь, при этом щекоча кончик языка ватной палочкой.
  • «Барабанщик». Нужно улыбнуться и открыть рот, кончиком языка постучать за верхним рядом зубов многократно, четко произнося звук [д-д-д].
  • «Моторчик». Предложить малышу «завести мотор» [д-д-д], в это время с помощью палочки от мороженого быстро делать колебательные движения по краю языка из стороны в сторону.

Главная задача логопедических распевок и ритмики

Техника постановки звука от логопеда

Звук ставится двумя способами: по подражанию и механическим путем. Эти два способа могут работать также в сочетании. Постановка по подражанию основана на повторении звука за логопедом. Его следует подкреплять картинкой, тогда малышу будет легче ассоциировать звук с реальным предметом.

Механический способ воздействия на речевые органы производится при помощи каких-либо приспособлений (зонд, шпатель, ватная палочка).

Постановка звука с помощью логопедического зонда

Ребенку предлагается произнести звук, при этом логопед помогает языку принять нужное положение.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы помочь малышу научиться ставить язык в правильное положение, следует выполнять комплекс упражнений:

  • «Качели».
  • «Маляр».
  • «Посчитай верхние зубки».
  • «Лошадка».
  • «Грибок».
  • «Гармошка».
  • «Комарик».
  • «Моторчик».

Взрослому желательно показать на своем примере, как делается упражнение, потом предложить малышу повторить за ним. Комплекс построен в определенной последовательности, чтобы упражнения выполнялись от простых к сложным.

Обратите внимание! В результате артикуляционной гимнастики укрепляются мышцы стенок и кончика языка.

Как научить ребенка говорить Р: усердно тренируемся

Ваша первостепенная задача — помочь малышу укрепить мышцы языка. Для этого существует комплекс упражнений.

В основу занятия можно положить сказку о Веселом Язычке. Рот – это домик, твердое небо – потолок.

Если вопрос «Как научить ребенка говорить Р?» стоит в вашей семье остро, приступайте к тренировкам, запомнив несколько простых правил.

  • Ваш девиз – терпение.

Если родительская настойчивость сопровождается нервно дергающимся глазом и пунцовыми щеками, отложите занятия. Не стоит винить малыша в том, что он не с первого раза демонстрирует чудеса артикуляционной акробатики.

vggu.ru

  • Не забывайте, что ведущая деятельность дошкольников – игра.

Занятия проводите перед большим зеркалом. Так малыш сможет контролировать свои движения.

  • Только систематические тренировки гарантируют результат.

Поэтому рекомендуем вам придерживаться домашнего расписания.

Возрастные нормы

Многие родители задаются вопросом, как научить трехлетнего ребенка произносить букву, которая у них не получается? Прежде, чем волноваться и бежать к врачу, стоит ознакомиться с определенными возрастными нормами, согласно которых в том или ином возрасте такое речевое поведение детей вполне допустимо. Обычно у детей речь формируется таким образом:

  • В возрасте 1-2 месяцев ребенок начинает издавать первые звуки – «а», «е», «о» и «у».
  • В возрасте 2 месяцев ребенок начинает эти звуки связывать с согласным «х», в результате чего получаются «ха», «хе» и «хо».
  • В 3 месяца появляются звуки, близкие к «в», «с», «ф» или фонеме английского языка «th».
  • В период с 3 до 6 месяцев звуки, издаваемые малышом, имеют гортанное происхождение, них не учувствуют язык и губы.
  • С 7 до 12 месяцев преобладающим в произношении является гласный звук «а» и согласные «б», «к», «м», «п», «т», иногда возможны и другие звуки. Стоит отметить, что звуки еще неустойчивые и произноситься в форме маленьких звукосочетаний.
  • В возрасте 12 месяцев преобладают «а», «б», «г», «д», «и», «к», «м», «н» «п», «т», «у». Иногда детки произносят большее количество звуков или, наоборот, меньше и не отчетливо. Это не является отклонением.
  • В 1 до 2 года отчетливыми становятся «а», «е», «о» и «у». Может происходить замена «э», «ы» на «и». Большинство согласных детки зачастую произносят неправильно, заменяют их на более легкие в плане артикуляции, или же не произносят вовсе. Так же происходит замена твердых согласных мягкими – «г», «д», «с», «з» на звукосочетания «гя», «дя», «ся», «зя» и др. Нормой считается отсутствие «л» и «р, рь».
  • В 2-3 года обычно звуки «б, бь», «в, вь», «г, гь», «д, дь», «к, кь», «ль», «м, мь», «н, нь», «п, пь», «сь», «т, ть», «ф, фь», «х, хь» произносятся правильно. Отсутствие, пропуск или подмена «л», «р, рь», а так же свистящих и шипящих носят физиологический характер и не является отклонением.
  • В возрасте 3-4 лет «з», «с» и «ц» обычно сменяются на «зь», «сь», «т, ть», шипящие звуки на свистящие, либо вообще опускаться. «Л» и «р» могут при произношении слов упускаться или заменяться «й», «ль».
  • В 4-5 лет звуки практически отсутствуют проблемы в произношении детьми большинства звуков. Тем не менее «ц» и «ч», могут упускаться или сменяться звуками «с», «ть», «щ». Могут также не выговариваться «л» и «р», заменяясь на «й», «ль», «рь».
  • В 5-6 лет дети должны уметь правильно выговаривать все звуки, речевых отклонений быть не должно.

Чтиво: Как прочистить унитаз, если он забился?
То есть, если ребенок до 5 лет не произносит букву «р» – это неотклонение, а физиологическая норма. Но, в том случае, когда некие несоответствия относительно возрастных норм и произношения звуков присутствуют, вероятнее всего, ребенку нужен логопед.

Как научить детей говорить букву Р: логопедические упражнения

simptomyinfo.ru

Упражнения для укрепления мышц языка

1. «Скачем на лошадке» Попросите малыша «поскакать» как лошадка. Дети с удовольствием выполняют это веселое задание. Важно: губы улыбаются, при этом двигается только язык, нижняя челюсть статична.

2. «Белим потолок» Предложите ребенку «побелить потолок» кончиком языка (движения напоминают рисование кисточкой – «вперед – назад»). Губы при этом растянуты в улыбке.

3. «Грибок» Чтобы выполнить это достаточно сложное упражнение, нужно прижать распластанный язык к твердому небу и открыть рот широко. Боковые края плотно прилегают к верхним зубам. При этом в зеркале можно увидеть, что вся мудреная конструкция напоминает грибок.

4. «Гармошка» Если вы успешно справились с предыдущим заданием, это покажется вам сущим пустяком. Исходное положение – «Грибок». Ребенок открывает и закрывает рот, имитируя игру на гармошке.

5. «Фокус» Рот приоткрыт в улыбке. Широкий распластанный язык положить на верхнюю губу, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. Посередине должен получиться желобок. Необходимо сдуть ватку, расположенную на носу. Следите, чтобы нижняя челюсть при этом не двигалась.

6. «Забиваем гвозди» Рот приоткрыт в улыбке. Предложите малышу кончиком языка «постучать» по основанию передних зубов. Забили 10 гвоздей? Для начала достаточно.

7. «Автомат» Упражнение предполагает многократное произношение звука Д. При этом язык должен упираться в альвеолы, расположенные за верхними резцами.

Упражнения на формирование силы выдоха

1. «Чемпион» Необходимо с помощью воздушной струи загнать ватный шарик в импровизированные футбольные ворота. Важно: губы вытянуты трубочкой, щеки не надуваются.

2. «Задуй свечку», «Высуши белье» Попросите малыша задуть свечку, подуть на «мокрое белье». Уверены, ваша фантазия подскажет вам еще парочку-другую подобных упражнений.

Как научить детей правильно говорить букву Р?

  • По подражанию.

Если ваше чадо, тщательно следуя вашим инструкциям в сочетании с показом, начнет активно «рычать», смело записывайте себя в разряд счастливчиков. Продемонстрируйте положение языка, обратите внимание на его вибрацию, поднесите руку ребенка к своему рту, чтобы он оценил силу воздушной струи. Удачно?

  • Выполняя упражнение «Автомат», малыш должен сделать активный выдох и при этом попытаться вызвать вибрацию «д-д-д-р-р».
  • Попробуйте научить ребенка правильно произносить Р лежа.

Почему в горизонтальном положении? Так язык естественным образом поднимается к небу. Далее вам понадобится обычная соска, которую необходимо надеть на палец. Малыш протяжно произносит букву Д, а вы в это время водите пальцем под языком. Таким образом создается вибрация. Не расстраивайтесь, если с первого раза вы не услышите долгожданное «рычание». Нужно приспособиться. Обратите внимание на правильно положение языка и силу воздушной струи.

  • Рот широко открыт, язык находится в необходимом положении. Взрослый прижимает боковые края языка большими пальцами, а ребенок в это время делает мощный выдох.

Закрепляем букву Р в речи

Идем от простого к сложному.

  • Для начала предлагайте малышу повторять слоги.
  • Постепенно переходите к словам с буквой Р.
  • Закрепляйте правильное произношение Р в предложениях и стихах.

ВАЖНО! Если в связной речи малыш забывает правильно выговаривать долгожданную букву, обязательно его исправляйте. Не забывайте хвалить и поощрять маленького труженика за успехи. Уверены, что систематические и упорные занятия принесут свои плоды.

Теперь вы знаете, как научить детей правильно говорить букву Р! Ждем ваших рассказов в комментариях, делитесь опытом.

Освобождаем уздечку

Прежде всего, необходимо проконсультироваться с логопедом. Специалист должен оценить состояние речевого аппарата, и в частности перепонки, которая находится под языком. Так называемая уздечка порой бывает короткой, что не позволяет малышу четко выговаривать букву Р. Есть два способа решения проблемы — ее растягивание и подрезание. Последний вариант — быстрый, безболезненный, его проводит хирург. Растягивание уздечки — более длительный, кропотливый метод. Какой из них выбрать, родители должны решить вместе с логопедом.

Как в домашних условиях научить ребёнка выговаривать букву «С»

Становление речи у малышей — острая тема для многих родителей. Воспитатели ДОУ, логопеды, педиатры и детские психологи уже не первый год стройным хором пытаются донести до общественности тревожную мысль: «Современные дети значительно отстают от своих предшественников в звукопроизношении». Причин этому однозначно нерадостному явлению немало:

  • обилие современных гаджетов делает живое общение неактуальным;
  • излишняя опека со стороны родителей приводит к тому, что все желания ребёнка угадываются с полувзгляда и малышу просто не нужно стараться внятно их озвучивать;
  • недостаток работы для маленьких ручек тормозит развитие мелкой моторики, которая необходима для правильного и своевременного становления речи.

Но что делать мамам и папам, которые осознают важность развития речи ребёнка? Как избежать логопедических проблем и помочь ребёнку говорить звуки чисто и правильно? В частности, как в домашних условиях научить ребёнка выговаривать букву «С»

Становление звука «С» согласно возрастным нормам

Уважаемые читатели! Мы обращаем ваше внимание на то, что каждый ребёнок — особенная личность со своими индивидуальными чертами характера и темпами развития. Поэтому озвучиваемые нормы можно воспринимать лишь как материал для ознакомления. Если вы замечаете, что звукопроизношение карапуза не соответствует возрастным нормам, паниковать не стоит, но обратить на это внимание необходимо однозначно. И лучший способ избавиться от терзаний — консультация у опытного, грамотного логопеда. Как правило, большинство затруднений в развитии речи можно решить в домашних условиях.

Итак, в среднем твёрдый звук «С» появляется в детской речи в 2–2,5 года. На его становление и автоматизацию может потребоваться много времени, но уже к 4,5–5 годам малыши хорошо справляются со всеми звуками, в том числе свистящей парой «С» и «З», дифференцируя их по твёрдости/мягкости. Единственный звук, который может появиться чуть позже, ближе к 6 годам, — это «Р», о чём мы писали ранее.

Вы можете помочь ребёнку научиться правильно выговаривать звуки «С» и «Сь», занимаясь с ним артикуляционной гимнастикой и выполняя специальные упражнения в домашних условиях.

5 эффективных упражнений для постановки звука «С»

Упражнение 1. Настольный футбол

Как выполнять

Приготовьте лёгкий шарик из ваты или бумаги. Можно использовать маленькие полые пластмассовые шарики из настольных игр. Обозначьте на столе место ворот — выложите их спичками, скрепками, счётными палочками. Цель игрового упражнения — загнать мячик в ворота, ничем к нему не прикасаясь. На шарик надо дуть. Причём дуть так, чтобы не надувать щёки.

В чём польза

В процессе игры ребёнок тренируется делать длинный выдох без перерывов, что важно для постановки правильных свистящих и шипящих звуков.

Упражнение 2. Настольные гонки

Как выполнять

Приготовьте лёгкие шарики. Их количество должно совпадать с количеством участников «забега». Игрокам надо приготовиться: растянуть рот в широкой улыбке, передний край язычка уложить на нижнюю губу. А теперь выдуваем длинную струю, произнося протяжный звук «ф». Ну-ка, чей мячик окажется дальше всех?

В чём польза

В описанном положении артикуляционного аппарата ребёнок тренируется пускать струю воздуха по центру языка. Контролируйте, чтобы на выдохе звучало именно «ф», так как в этом случае мы добиваемся узкой воздушной струи, которая нужна для произношения звука «с».

Упражнение 3. Маляр

Как выполнять

Попросите ребёнка представить, что его зубки — это забор. А язычок — кисть маляра. Наша задача — аккуратно и ровно покрасить заборчик. Для этого надо в улыбке открыть рот и старательно языком поводить по внутренней стороне нижних зубов сначала из стороны в сторону, а затем снизу вверх.

В чём польза

В процессе выполнения упражнения следите, чтобы язычок всё время оставался за нижними зубами. Очень важно научить малыша удерживать кончик языка в таком положении. Без этого мы не сможем научить ребёнка правильно произносить свистящий звук «с» и его звонкую пару «з».

Упражнение 4. Отпуск

Как выполнять

Язычок в трёх предыдущих упражнениях старательно работал. Ему нужно отдохнуть. Давай, малыш, отправим его в отпуск. Раскрываем рот в улыбке, укладываем широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и оставляем его так «загорать». Сколько времени получится удерживать губы и язык в таком положении? Малыш держит, а взрослый считает: 1, 2, 3… А потом можно поменяться ролями: так вы покажете ребёнку пример, как правильно держать язык, а заодно повторите с ним устный счёт.

В чём польза

Выполняя упражнение, ребёнок в игровой форме учится удерживать артикуляционный аппарат в нужном положении. Следите, чтобы улыбка была расслабленной, нижняя губа не подворачивалась, а язык лишь немного прикрывал её. Язычок должен быть широким, словно блинчик.

Упражнение 5. Соедини

Как выполнять

Для упражнения вам понадобятся карточки с гласными звуками «о», «а», «е» и звуком «с». Сначала вы показываете малышу одну букву, он произносит её долго, протяжно, а потом соединяет её со звуком, который вы показываете на второй карточке. Получаются протяжные слоги:

  • c-с-с-о;
  • c-с-с-а;
  • c-с-с-е;
  • о-о-о-с;
  • а-а-а-с;
  • е-е-е-с.
В чём польза

Это упражнение подходит для ребят, которые научились произносить звук «с» правильно, но пока не отработали этот навык до автоматизма. Кстати, автоматизировать звуки отлично помогают специальные простые рифмованные строчки — чистоговорки.

Как организовать логопедические занятия в домашних условиях: 5 советов родителям

  1. Перед тем как предлагать ребёнку выполнить упражнение, тщательно отрепетируйте его самостоятельно перед зеркалом. Вы должны чётко понимать, какое положение губ и языка является правильным, а какое надо исправлять.
  2. Занятия тем эффективней, чем регулярней они проходят. По возможности занимайтесь каждый день, предпочтительно в одно и то же время. Конечно, необходимо подобрать такой момент в распорядке дня малыша, когда кроха будет бодр, весел и готов к работе, требующей определённой сосредоточенности.
  3. Занятия должны заинтересовать ребёнка. Принуждать карапуза нельзя — так вы не добьётесь положительных результатов. Придумывайте на основе озвученных упражнений новые сюжеты, которые близки вашему малышу. Привлекайте к упражнениям его любимые игрушки. Проявите педагогическое творчество!
  4. Будьте аккуратны! Неправильная работа над звукопроизношением может обернуться развитием дефектов речи. Если ваши занятия не приносят ожидаемых плодов или, что ещё хуже, приводят к регрессу, обратитесь за профессиональной помощью грамотного логопеда.
  5. Добившись хорошего, правильного произношения, не забывайте о необходимости автоматизировать поставленные звуки. Без этого этапа речь ребёнка может вернуться к уровню до начала занятий. Разучивайте с малышом логопедические стишки и песенки, читайте специальные сказки и играйте в словесные игры, делая акцент на звуках, требующих особого внимания.

Счастливого вам родительства, друзья!

Причины картавости

В отличие от взрослых, ребенку приходится учиться управлять язычком, губами и дыханием, совмещая эти действия. Для него это – большой труд.

Если малыш не говорит звук «р» правильно, то это может быть обусловлено:

  • физиологическим строением языка. Данная причина является самой распространенной. Подъязычная уздечка в таком случае сдерживает амплитуду движения язычка вверх, поэтому он не может достать небо. Звук «р» при этом получается картавым. Если ранее существовал хирургический метод исправления с помощью подрезания уздечки, то сегодня логопеды советуют использование специальной гимнастики для растяжения данной складки, соединяющей нижнюю часть языка с дном ротовой полости;
  • малоподвижностью артикуляционного аппарата, в котором главную роль играет язык. Недостаточная разговорная практика у молчунов приводит к тому, что амплитуда языка и его вибрация практически не задействуются. Таких детей сначала надо учить работе с язычком в игровой форме – достать им до носа, повертеть влево-вправо, прижать им карандашик к верхней губе и так далее. Эти упражнения устраняют вялость языка, увеличивают амплитуду его движения и укрепляют речевой аппарат;
  • дисфункцией фонематического слуха. Малыш, услышав речь взрослого, пытается ее воспроизвести, но при этом путает некоторые звуки – «а» и «я», «у» и «ю», «д» и «т». Во многих словах звук «р» при такой проблеме может отсутствовать вовсе;
  • физиологическими особенностями дыхания. В результате некоторых заболеваний – насморка, увеличенных аденоидов или сердечно-сосудистых патологий – возникают нарушения общего дыхательного процесса и, как следствие, сбои в речевом дыхании. Исправлять ребенку такие дефекты может только логопед, назначающий специальную гимнастику, развивающую нормальное произношение.

Как «разговорить» малыша

Мой визит к логопеду начался с вопроса: «Когда нужно учить говорить и как это сделать?». Ответ меня потряс: «С самого рождения, глядя в глаза». Действительно, мамочка постоянно склоняется к личику своего малыша и ласково проговаривает ему всякие нежности. Это первый, интуитивный шаг к будущему речевому развитию. На данном этапе важно, чтобы ребенок все время слышал звук маминого голоса и видел артикуляцию рта.

В год дети уже хорошо понимают большинство слов, обращенных к ним. Они пытаются воспроизводить звуки, выговаривать слова. Чтобы процесс шел проще и веселее, нужно постоянно разговаривать с ребенком, проговаривать каждое действие. Но это не должен быть сплошной поток слов, который сольется в сознании малыша в бессмысленную абракадабру. Нужно четко и коротко комментировать все движения: Например: «Я беру ложку, это ложка» (показать). «Я кладу кашу. Это каша». Делая упор на конкретные слова, мы «укладываем» их в детскую память.

Еще один секрет, как помочь ребенку начать рано разговаривать – это развивать мелкую моторику. Вы знали о том, что умения ловко управлять своими пальчиками и говорить взаимосвязаны? Лично я нет. Тем не менее, научно доказано, что нанизывание бусинок на нитку, собирание лего, игра в «Ладушки», лепка и прочие малышовые развлечения – это отличная стимуляция разговорных навыков. Так что не ругайте своих чад за то, что они обожают перебирать крупы и макароны или раскладывать пуговицы. Они заняты очень важным делом – они учатся говорить.

Если вы правильно организуете процесс обучения, то в 2 года ваш ребенок может говорить гораздо лучше сверстников, мамы которых оказались не столь заинтересованы в речевом развитии ребенка. Но мы-то не из таких, правда?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: