Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции ОНР у детей дошкольного возра


Рекомендации воспитателя логопедической группы

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Малютина Л.В. Рекомендации воспитателя логопедической группы // Совушка. 2020. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 29.08.2020).

Заказ № 30854

Поговорим о связной речи…

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и не много их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

Что означает понятие «связная речь»? Связная речь- это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов, раскрывать содержание картинок, пересказывать содержание небольших художественных произведений и просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Будущие первоклассники способны передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и в то же время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства игры, так и специальные методики обучения. Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них.

Чтобы ответить на вопрос «Достаточно ли развита речь ребенка?», попробуйте самостоятельно провести тестирование. Для этого лучше использовать время, когда дошкольник не перевозбужден, не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если задания будут проводиться в форме игры. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками.

Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картине.

Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих вопросов, пусть он сам самостоятельно попробует свои силы в этом не легком деле. Хорошо, если вы запишите рассказ ребенка дословно. Это поможет спокойно проанализировать сочиненную историю. Рассказ будет соответствовать возрастной норме, если составлен самостоятельно, фразы в нем построены правильно, без грамматических неточностей, ребенок при этом использовал предложения, состоящие из четырех и более слов. Речь была плавной и выразительной.

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Забавные истории» В.Г. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В.А. Чижикова или другие истории, которые есть у вас дома.

Хорошо если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы ребенок смог найти начало истории, ее продолжение и конец.

Вас должно насторожить если:

  • Ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
  • Ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял главных событий, в рассказе было много повторов;
  • Ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные короткие (нераспространенные) предложения;
  • Значение слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
  • Речь ребенка была ускоренной, вы услышали в речи запинки.

Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую практику дошкольника дома.

Удачи вам и терпения!

Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков

Автор: Сергеева Елизавета Сергеевна, учитель-логопед

Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?

Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.

Условно я разделила эти приёмы на четыре группы:

• Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;

• Приёмы на основе продуктивной деятельности детей;

• Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;

• Приёмы, предусматривающие использование различных предметов;

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.

Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка. Я предлагаю следующие упражнения.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.

«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).

«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.

Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д.

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

Если Ваш ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа. Автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Можно назвать следующие приёмы – рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке, манке. Лепка шариков из пластилина.

Самая современная группа приёмов – это конечно специальные компьютерные игры. Они несомненно заинтересуют ребёнка. Однако, необходимо помнить, что перед использованием любой из таких игр необходима консультация учителя-логопеда. (Логопед с помощью экрана и ноутбука демонстрирует игры для автоматизации звуков).

Самая большая группа приёмов — упражнения с различными предметами.

(Логопед демонстрирует выполнение упражнений)

Песочные часы – проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.

Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.

Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.

Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).

Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].

Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.

Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение), чтобы заработать деталь.

Мыльные пузыри – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.

Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.

Скакалка – на каждый прыжок называем слог.

Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ра», если мелкую – то «ру», пуговицу среднего размера – «ро». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.

«Альпинист». На верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Верёвку подвешиваем вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазании по канату) и так двигается дальше. На каждый узелок ребёнок называет заданный звука (слог, слово).

Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки.

Можно подготовить несложное пособие. К карандашу приклеиваем или привязываем тонкую (0,5 мм) ленту длиной 10-15 см.

Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке.

Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками для какого-нибудь героя.

Давайте мы с вами попробуем выложить дорожку из цветов: поможем принцу добраться до замка принцессы.

(Родители называют слова на заданный звук и с помощью магнитов прикрепляют к доске цветы в соответствии с намеченной дорожкой.)

Уважаемые родители!

Второй год обучения является самым важным этапом в обучении детей, так как полностью направлен на подготовку детей к школьному обучению.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

1) практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

2)формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

3) обучение грамоте;

4) развитие навыков связной речи.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.

Логопедические (фронтальные) занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие виды:

— по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;

— по формированию произношения;

— по обучению грамоте.

Основными задачами занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи являются развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространённые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. Одной из основных задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

2 раза в неделю проводятся занятия по формированию звуковой стороны речи.

Основными задачами этих занятий являются: формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; работа над развитием навыков звукового анализа и синтеза.

Занятия по обучению грамоте проводятся 1 раз в неделю и предполагают знакомство с буквой, знакомством с навыком написания слов ипредложений, с понятием «ударение», с отдельными правилами написания слов.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Нам важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.

Индивидуальные занятия составляют существенную частьработы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в тетради занятий детей, которую родители забирают в пятницу и возвращают в понедельник с выполненным заданием.

Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов.

Консультация логопеда для воспитателей «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста»

Ирина Бабичкина

Консультация логопеда для воспитателей «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация логопеда для воспитателей

1 и 2 младших групп детского сада.

Звуковая культура речи детей

младшего дошкольного возраста.

Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в младшем дошкольном возрасте.

Речь младших дошкольников характеризуется стремлением к звукоподражанию, к освоению образцов чужой речи; интенсивным пополнение словаря, способностью слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.

Примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи:

1-2 года — усваиваются такие звуки:

А, О, Э, П, Б, М.

2-3 года — звуки:

И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й и их мягкие варианты.

3-5 лет — звуки:

С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ.

Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним.

Для успешного становления речи ребенка 3-4 лет,необходимо осуществлять работу по следующим направлениям:

Развитие дыхания;

Развитие артикуляции;

Развитие фонематического слуха.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое)

дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные
звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Предлагаю вам некоторые игры и упражнения (также представленные в презентации)
для развития правильного речевого дыхания у
детей:
«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

«Пузырь»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!»

, дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу
взрослого «Пузырь лопнул»
дети идут к центру круга, произнося
«С»
, подражая выходящему воздуху.

Учите малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох.

В этом вам помогут: дудочки, свистульки, мыльные пузыри, вертушки, бумажные игрушки, одуванчики, легкое перышко…

Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10 – 15 см.

Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались, надувался животик, а выдох был непрерывным.

Чтобы избежать головокружений делайте не более 3 – 5 упражнений подряд.

Также необходимо развивать и укреплять мышцы артикуляционного аппарата с помощью гимнастики для губ и язычка.

Артикуляционная гимнастика является комплексом специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений этого органа.

Польза артикуляционной гимнастики:

— улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;

— укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;

— навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;

— снижение напряжённости артикуляционных органов;

— постановка правильного произношения звуков.

Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда.

При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом.

Для достижения максимального эффекта артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно, иначе полученные навыки могут не закрепиться. Желательно заниматься дважды в день. В процессе упражнений необходимо постоянно контролировать качество их выполнения и не допускать чрезмерного утомления ребёнка. Комплекс артикуляционной гимнастики рекомендуется выполнять, стоя перед зеркалом, в котором малыш будет видеть не только себя, но и взрослого человека. Артикуляционные движения выполняются в медленном темпе (двухлетний малыш удерживает язык в определенной позе 3-5 секунд, перед зеркалом, 3-4 раза, 2-3 раза в день. В презентации представлены различные артикуляционные упражнения.

Важным условием развития речи является развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие -это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка — это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном:

что шумит? (деревья)

что гудит? (машина)

кто кричит? (мальчик)

и т. д.

Помогите малышу определить источник звука.

Игра «Громкие подсказки». Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т. д.)

. Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, — удары громкие, если он удаляется — тихие.

— дифференциация слов, близких по звуковому составу:

Игра «Правильно-неправильно».

1 вариант. Педагог показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано,например: «Вагон».Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь — хлопни в ладоши.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай»

.

Перед ребенком картинки с предметами,названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Педагог называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям и родителям, имеющих детей с нарушениями речи

Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

И это закономерно. Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движение пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы, ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

Игры и пособия для логопедической группы и кабинета

Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, — это предметно-развивающая среда.

Игры и пособия для логопедической группы и кабинета

В речевой группе на свободном доступе должно находиться много игр, пособий, игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними.

Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик можно предложить:

  • Мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
  • Пробки от пластмассовых бутылок красные, синие, зеленые – для звукового анализа. Всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов, просверленные посередине – для нанизывания бус;
  • Веревки капроновые плетеные – для завязывания узлов и уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
  • Кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
  • Прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
  • Щетки для волос, аппликатор Кузнецова, коврики типа «травка» — для массажа и самомассажа ладоней;
  • Клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • Кастаньеты – для отстукивания ритмов;
  • Шаблоны по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штрихования;
  • Игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами;
  • Игрушки из «киндер — сюрпризов» — для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
  • «Сухие бассейны» — емкости, наполненные горохом или фасолью, — для самомассажа кистей;
  • Грецкие орехи – для самомассажа кистей;
  • Игры типа «китайских шаров».

Часть этого материала может находиться в кабинете логопеда, но логопед использует его для организации движений, сочетаемых с речью.

Движения, сочетаемые с речью

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Весь материал, в котором предполагаются движения лучше давать в стихах, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект. Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

1.​ Массаж ладоней щеткой для волос, аппликатором Кузнецова.

2.​ Самомассаж подушечек пальцев.

3.​ Самомассаж фаланг пальцев. Порядок движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

4.​ Массаж подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо – влево.

5.​ «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец опускают, и он со стуком падает вниз.

6.​ «Китайские шары». Каждому ребенку даем по паре каучуковых мячиков или грецких орехов. Дети кладут их в одну руку и стараются обвести один мяч вокруг другого.

7.​ Эспандеры. Даем каждому ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца.

8.​ Соединение одноименных пальцев.

9.​ «Колечки». Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца. Затем смена рук.

10.​ Прищепки. Бельевой прищепкой поочередно кусаем ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно.

11.​ «Тесто». Дети запускают руки в «сухой бассейн» и имитируют замешивание теста.

Игры с мячами

Игры с мячом необоснованно мало используются в работе логопеда, между тем это прекрасный инструмент в коррекционной практике. Эти игры развивают не только мелкую моторику, но и общую, а также глазомер, ловкость и быстроту реакции.

Кинезиологические упражнения

В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Можно предложить детям следующие упражнения:

  1. Кулак – ладонь.
  2. «Оладушки».
  3. Поочередное соединение всех пальцев с большим пальцем.
  4. Кулак – ребро – ладонь.

«Пальчики играют».

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Описание игры. Учитель – логопед рассказывает детям сказку, а они показывают ее персонажей руками, не произнося ни слова.

«Игры – шнуровки».

Цель: развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики пальцев рук.

Игры – шнуровки

Описание игры. Учитель – логопед предлагает ребенку придумать и создать узор, продевая шнурок в дырочки.

«Расскажи сказку пальчиками».

Цель: совершенствование кинестетического навыка.

Описание игры. Ребенок рассказывает сказку и одновременно выполняет манипуляции пальцами, изображая того персонажа, о котором говорит (фото).

«Собери картинку».

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Описание игры. Ребенок из отдельно взятых частей составляет целое изображение.

«Весёлые автомобилисты».

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Описание игры. Ребенок наматывает на карандаш верёвочку, привязанную к машинке, таким образом заставляя её подъехать к себе.

Игра «Волшебный шнурочек».

Цель: закрепление лексических тем.

Описание игры. Ребенок называет слова – предметы по определенным лексическим темам, одновременно нанизывая на шнурок, вырезанные из кожи круги.

Герасимова Ирина Ганижановна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Ромашка» посёлка Прохоровка Белгородской области

  1. Характеристика на ребенка для ПМПК — рекомендации воспитателям
  2. Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи
  3. Игры на кухне — рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у ребенка
  4. Ранний возраст — рекомендации родителям и педагогам
  5. Рекомендации родителям по лексической теме «Инструменты»

(2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: