Дневник логопеда. Постановка звуков. Часть 4


Модуль 1 Развитие мелкой моторики

Набор для логопедических занятий модуль 1 вид сверху
Комплект представляет собой подборку развивающих игрушек, которые стимулируют ребенка совершать мелкие действия руками. Их можно использовать для детей с раннего возраста. Постепенно ребятам предлагаются более сложные варианты. Перебирая небольшие по размеру детали, малыш сможет стимулировать через пальцы участок мозга, отвечающий за речь. Используется исключительно качественные материалы: дерево, текстиль.

Что входит в состав модуля?

  • Бусины разных цветов, форм, величины.
  • Три разные пирамидки.
  • Три шнуровки.
  • Три лабиринта.
  • Три рамки-вкладыша.

Зондовый массаж видео

Что такое логопедический массаж

Логопедический массаж является активным методом воздействия, который используется для коррекции речевых нарушений. Он изменяет состояние кровеносных сосудов, мышц и нервов периферического речевого аппарата. Массаж используется для логопедической работы с лицами, имеющими нарушение голоса, дизартрию, заикание. В целом, процедура оказывает благоприятное воздействие, улучшает микроциркуляцию крови, происходит дополнительное питание кожи и ускоряются обменные процессы. Благодаря ритмичным движениям, массаж вызывает положительные изменения в мышечной и нервной системах, которые занимают важное место в речедвигательном процессе.

Для чего нужен массаж

Основными задачами, которые решает процедура, являются:

  • усиление проприоцептивных ощущений;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • нормализация тонуса мышц;
  • увеличение чувствительности в речевых зонах;
  • стимуляция тех мышц периферического речевого аппарата, где была обнаружена малая сократительная способность.

Кто проводит логопедический массаж

При необходимости проведения логопедического массажа в Москве можно обратиться в различные медицинские центры, где должен принимать опытный врач-логопед. При занятиях с детьми используются различные игровые формы, которые максимально позволяют ребенку расслабиться и приносят положительные результаты уже после первого курса. Цена на логопедический массаж в зависимости от опыта врача и места проведения варьируется.

Как проходит процедура

Процедуру начинают обычно с общего массажа лица, основными движениями при этом являются растирания, поглаживания, вибрации, похлопывания. Одним из важных пунктов является логопедический массаж языка при помощи специальных зондов, которые полностью безопасны. В некоторых случаях могут быть использованы элементы расслабляющих или дыхательных упражнений. Время массажа составляет около 20 минут, при этом между курсами делаются перерывы в два – три месяца для закрепления результатов. При выраженных нарушениях может быть рекомендовано проведение процедуры даже в течение не одного года. Специалист всегда ориентируется на поведение ребенка, если он напуган, массаж доставляет сильный дискомфорт, то время сеансов увеличивается постепенно, пока не произойдет привыкание. Целесообразно проводить процедуру не менее чем через два часа после еды. Противопоказания:

  • Герпес;
  • Различные инфекционные заболевания;
  • Стоматит;
  • Заболевания кожи;
  • Конъюнктивит;
  • С осторожностью массаж проводится людям с эписиндромом.

Задержка в развитии речи у малыша может привести к серьезным последствиям. С помощью речи ребенок развивает эмоциональное восприятие, легче усваивает новую информацию, познает окружающий мир.

Диагностика развития речи проводиться на 3-4 году жизни ребёнка. Если логопед определяет нарушения задача родителей как можно скорее начать коррекцию дефектов. Чем младше ребёнок, тем быстрее проходит развитие речевого аппарата .

Модуль 2 Речевое дыхание

Набор для логопедических занятий модуль 2 вид сверху
Комплектация предусматривает возможность работы в небольших группах. Разнообразные свистки и духовые инструменты развивают умение распределять дыхание, расширяют легкие. Речевое дыхание необычайно важно в формировании звуков. В игровой форме ребенок сможет улучшить дыхательный аппарат, и произносимые звуки будут получаться более четко, внятно. Все инструменты можно протирать влажной губкой. Они сделаны из нетоксичных материалов.

Что входит в состав модуля?

  • Свисток-дудочка – 6 шт.
  • Шар-пищалка – 6 шт.
  • Губная гармошка – 6 шт.
  • Свисток-язычок – 6 шт.
  • Свистки – 6 шт.
  • Эхо-микрофон.

Этапы логопедической работы

Коррекционная работа начинается с логопедического обследования. Для разработки индивидуальной программы необходимо установить причину появления дефекта звукопроизношения. Постановка звука «Т» проводится в несколько этапов:

  • подготовка. В первую очередь необходимо нормализовать речевой аппарат ребёнка, поскольку современная логопедия предполагает комплексный подход. Подготовка может включать артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения и логопедический массаж;
  • постановка звука «Т». Специалисты используют различные методы. Они подбираются индивидуально. Некоторые дети быстрее осваивают звуки, подражая взрослым. Для работы с другими малышами логопеды используют специальные инструменты;
  • автоматизация «Т». После постановки звука специалист переходит к отработке навыка. Его основная цель – свободное произношение. В логопедии автоматизация происходит постепенно. Сначала звук закрепляется при помощи слогов, затем слов и фраз, далее – стихов. На последней стадии автоматизации он вводится в разговорную речь.

Логопеды проводят упражнения в игровой форме. Поэтому малыши быстро вовлекаются, с удовольствием участвуют в процессе и быстрее осваивают новые навыки. Индивидуальная программа включает рекомендации для родителей, а также подробный план домашних занятий. Если вашему ребёнку нужна помощь опытного логопеда, запишитесь на консультацию. Наши специалисты помогут малышу избавиться от речевых дефектов и приобрести уверенность в себе.

Модуль 3 Логопедический массаж

Набор для логопедических занятий модуль 3 вид сверху
Универсальные инструменты используются логопедом для массажа речевого аппарата, а также упражнений. В результате физиологического воздействия формируется правильное положение губ, зубов, языка, что приводит к положительным результатам.

Что входит в состав модуля?

  • Массажные зонды – 8 шт.
  • Шпатели – 3 шт.
  • Соски для постановки звуков – 6 шт.
  • Логопедические зонды – 6 шт.
  • Массажер «Балансировочная кочка».
  • Массажер для лица.
  • Массажер для кистей рук.
  • Прищепки для массажа.
  • Зеркало.
  • Стерильные перчатки.
  • Игрушка демонстрационная.
  • Дидактический материал
  • Комплект логопедических игр на DVD-диске.

Постановка звука Р

Существует несколько способов постановки звука Р. Для большинства из них логопеды используют обычную резиновую соску для бутылки (на иллюстрации) и медицинский шпатель. Я заменяю шпатель палочкой для мороженного. Использую те, что подлиннее с расширением на конце (на иллюстрации).

1. Присосать язык к твёрдому нёбу (рот приоткрыт, губы улыбаются), добавить резкий выдох по спинке языка на звук Т (должно получиться ТРРР). Затем к этому сочетанию добавляем гласные и автоматизируем.

2. От «Балалайки». Отодвигаем кончик языка шпателем (палочкой для мороженного) к альвеолам и совершаем колебательные движения. Затем переводим в «моторчик» (Р получается при помощи внешних колебательных движений). Затем постепенно убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.

3. От «пулемёта, дятла, барабана». Ребёнок произносит: «Д-д-д». Логопед плоской палочкой (шпателем) с соской совершает лёгкие колебательные движения кончика языка у альвеол. Переводим в «мотор». Затем постепенно убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.

4. То же самое только от упражнения «Машина буксует».

5. Произнесение ряда звуков (Д или Т) С усилением последнего. Повторяем звук 3-5 раз и в конце сильно резко выдыхаем на кончик языка.

6. Произнесение слов со звуком Р в середине, заменяя Р двойным ДД (ноДДка, каДДман). Логопед вибрирует кончик языка соской на звук ДД.

7. Если у ребёнка есть чистые звуки З или Ж, можно поставить от них. При постановке от Ж, надо кончик языка приближать к альвеолам при этом добавляется вибрация соской, при постановке от З, кончик языка поднимается зондом с шариком на конце к альвеолам и добавляется вибрация.

Если ребёнку тяжело удерживать язык в положении у альвеол, то звук лучше начинать ставить, когда ребёнок лежит, и его голова запрокинута. Для этого можно использовать твёрдую подушку. В некоторых случаях даже автоматизацию звука Р можно начинать из положения лёжа.

Ещё можно научить ребёнка при помощи собственного пальца (естественно, руки перед этим моются).

Я описала основные способы постановки звука Р.

Методические рекомендации к набору для проведения логопедических занятий

В методических рекомендациях представлен большой перечень упражнений для индивидуальных и групповых занятий с детьми по каждому модулю.

Примеры упражнений:

  • Вышивка. (упражнение способствует физическому развитию кистей и пальцев рук, улучшает координацию движений). Задача – провести веревочки через отверстия на рамках-вкладышах, составляя узор.
  • Поезд. (упражнение способствует развитию пространственного и логического мышления, учит следовать образцу). Педагог нанизывает на веревочку бусины разной формы в определенной последовательности. Задача ребенка – повторить заданный фигурный ряд.
  • Угадайка. (упражнение поможет в закреплении понятий формы, размера и цвета). Фигуры помещаются в мешочек или пакетик. Ребенок должен посчитать количество фигур в мешочке, затем, ощупывая поочередно каждую из фигур, определить ее размер, описать форму и назвать деталь. После этого достать деталь из мешочка и положить ее на место в ящик к таким же деталям.

Зондовый массаж языка

Зондовый массаж языка проводится в состоянии полной релаксации в положении лежа. Особое внимание нужно уделить последовательности манипуляций, что очень важно. Начинать необходимо от кончика языка к корню, сначала боковые поверхности, затем центральную часть, и закончить как можно ближе к корню. При повышенном рвотном рефлексе зондовый массаж языка противопоказан. Для усиления эффекта целесообразно проводить в течение дня и перед сном гимнастику языка:

  • Сначала проделать интенсивные движения языком из стороны в сторону, приоткрыв рот.
  • Следующий этап – облизывание губ по ходу и против часовой стрелки поочередно.
  • Далее «цокаем» языком при неподвижной нижней челюсти.
  • Завершаем постукиванием языка по основанию передних зубов.

Гимнастика может включать игровые моменты и не должна быть утомительной, а время проведения – не более 5 минут.

Вышеизложенная инновация (см. логопедический массаж зондовый видео) позволяет не только нормализовать звукопроизношение, но и значительно укрепить нервную систему. Это способствует психологической и эмоциональной стабильности.

Зондовый массаж – массаж, с помощью которого, воздействуя на мышцы лица и языка при помощи специальных упражнений и зондов, можно корректировать неправильное произношение звуков.

Дефекты речи маленьких детей вызывают улыбку, но с возрастом ребенок, а потом и взрослый, начинает страдать от комплексов, развивается чувство неполноценности, зажатости, что приводит к депрессивным состояниям.

Речевая моторика, неправильное произношение нормализуется при регулярном проведении зондового массажа. Техника проведения массажа подразумевает механическое воздействие на область лица: губы, щеки, скулы, а также языка и мягкого неба. Инструментом для массажа служат специальные инструменты – зонды. Зондовый массаж можно проводить для всех, независимо от возраста. Профилактика и ранее лечение способно уберечь ребенка от последующих нервно — психологических травм.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: