Щ, щ
(название:
ща
) — буква ряда славянских кириллических алфавитов: 27-я в русском (литературным произношением считается долгое мягкое [ш’ш’][
источник не указан 834 дня
], но встречаются также краткое мягкое [ш’], диалектное[
источник не указан 834 дня
] [шш] и устаревшее[
источник не указан 834 дня
] [шʼчʼ][1]), 26-я в болгарском (произносится как [шт]) и 30-я в украинском (произносится как твёрдое [шч]); используется также в письменностях некоторых неславянских народов. В белорусском алфавите отсутствует, вместо Щ используется сочетание «шч»; из сербского алфавита упразднена реформой Вука Караджича (заменена обычно на «ћ» или «шћ», согласно произношению); в македонском алфавите отсутствует с самого его создания в 1944 году. В кириллице обычно считается 25-й по порядку (если речь идёт о старославянской азбуке, где Щ принято ставить перед Ц) или 28-й (в церковнославянской азбуке, где, как и в русской, стоит после Ш), выглядит как и числового значения не имеет; в глаголице по счёту 26-я, выглядит как и имеет числовое значение 800. В старославянском читается как [ш’т’], так как буква по происхождению записывает болгарский рефлекс праславянского сочетания *tj (вообще, старославянские написания через щ и шт считаются равноправными и взаимозаменимыми), в церковнославянском — по-разному, в зависимости от выговора местного населения.
Начертание
В старом начертании хвост кириллической буквы Щ обыкновенно продолжает её среднюю мачту; в гражданском шрифте сделан таким же, как в букве Ц; в дальнейшем имел и имеет несколько разных форм в зависимости от используемой гарнитуры, но обычно устроен одинаково с Ц того же шрифта. В босанчице встречается начертание, когда не хвост спускается под строку, а вся буква поднимается и приобретает пропорции, близкие к греческому Ψ.
Различие русских начертаний Ш и Щ позволило усмотреть в хвостике буквы Щ диакритический знак и построить с его помощью некоторые буквы для создававшихся в СССР кириллических письменностей для разных народов: , , , , , , , , .
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц, Щ, Ч (2 ЧАСА)
Уроки 21-22
Цель
: проверить знания детей об особенностях согласных звуков Ц, Щ, Ч; уточнить способы различения этих согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове.
1. Называние картинок (цапля, щука, черепаха). Звуко-буквенный анализ этих слов. Определение первого звука в данных словах.
2. Проведение наблюдений над звучанием согласных звуков Ц, Щ, Ч. Доступная детям характеристика звуков. Их сходство.
3. Ответ на вопрос: «Чем различаются и чем похожи звуки Ц и Щ?».
4. Профилактика дисграфических ошибок оптического характера: сравнение заглавных и строчных печатных и прописных букв Ц и Щ.
5. Дифференциация звуков Щ и Ц на слух в словах. Выяснение значения слов голенище, кормилица, сокровище. Чтение слов. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков Щ и Ц на материале слов щель — цель.
6. Определение наличия и места звуков Щ и Ц в предложенных словах. Расширить материал заданий можно, предложив учащимся составить звуковую схему данных слов.
7. Отработка четкого произношения звуков Щ и Ц в словосочетаниях.
8. Дифференциация звуков Щ и Ч в слогах.
9. Чтение слов содержащих одновременно:
§ звуки Ч и Щ (дощечки, щучка);
§ звуки Ч и Ц (циркач, горчица).
Звуко-буквенный анализ слов: часовщик, чаща, щечки; цепочка, черемуха, цветочница.
Словарная работа: объяснение значения слов щупальца, щелчок, часовщик, чепец, черепица, чертежница. Составление с данными словами предложений.
10. Работа над четкостью произношения звуков Ч и Ц на материале словосочетаний.
11. Чтение загадок, конкурс: «Кто быстрее отгадает все загадки?».
12. Работа над темпом речи на материале стихотворения М. Яснова.
13. Работа с текстами «Птенцы чайки», «Необычные часы». Выполнение послетекстовых упражнений.
14. Сравнение слов типа плач — плащ — плац. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков Ч, Щ, Ц.
15. Отгадывание загадок.
16-18. Отработка навыков правильного и четкого произношения звуков Ч, Щ, Ц на материале предложений, стихотворений и текстов.
Итог уроков:
§ Чем похожи и чем различаются звуки Ч, Щ, Ц?
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ, Ч, СЬ, С, Ц (3 ЧАСА)
Уроки 23-25
Цель
: проверить знания детей об особенностях согласных звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц; уточнить способы различения этих согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове.
1. Называние картинок (щука, черепаха, синица, сова, цапля). Звуко-буквенный анализ этих слов. Определение первого звука в этих словах.
2. Доступная детям характеристика звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц.
3. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц: различие и сходство.
4. Различение на слух и повторение слогов со звуками Щ, Ч, СЬ, С,Ц.
5. Четкое произношение слогов с отрабатываемыми звуками.
6. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку произношения звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц в словах.
7. Закрепление звуков на материале стихотворения М. Бородицкой «Котенок».
8. Упражнение «Из одного слова — два», направленное на отработку навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Дети читают слово, устанавливают последовательность звуков в слове и составляют из названных звуков новое слово. Упражнение сопровождается речевым образцом (весна — навес). Обсуждение ответа на вопрос: «Любые ли звуки составляют слово? ».
9. Четкое произношение слов, начинающихся со звуков Щ, Ч,СЬ,С,Ц.
10. Заучивание наизусть и воспроизведение стихотворения С. Маршака. Контроль за произношением звуков СЬ, С, Ч. Ответ на вопрос: «Какое название можно дать этому стихотворению? ».
11. Упражнение «Из двух слов — одно». Инструкция сопровождается речевым образцом.
12. Работа с предметными картинками. Отбор и произношение слов со звуками Щ, Ч, СЬ, С, Ц.
13. Работа с текстом «Ты — человек». Разъяснение понятий: существо; органы чувств; запах; осязание. Называние органов чувств с опорой на картинки-символы.
14. Закрепление произношения звуков Ч, СЬ, С на материале рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык». Чтение текста по ролям.
15. Отработка произношения звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц при чтении стихотворения Д. Каминского «Объявление».
16. ; 20. Работа над текстом с «окнами» (вставить пропущенные буквы Щ, Ц, С, Ч). Необходим контроль со стороны учителя-логопеда за правильностью произношения и адекватностью выполнения подстановки букв.
17. Игра «Угадай слово» — отгадывание загадок.
18. Заучивание стихотворения Н. Заболоцкого.
19. Работа с текстом: чтение текста, определение его темы и главной мысли, обсуждение возможных вариантов названия текста. («Салют».)
21. Работа с текстами:
§ «О словарях». Послетекстовая работа может включать ответы на следующие вопросы: «А у тебя есть словарь?»; «Зачем нужны словари?»; «Что нужно знать, чтобы пользоваться словарем? ».
§ «О скрипках». Целесообразно провести словарную работу, для разъяснения значения слов скрипка, оркестр, смычок.
§ «Сушеница». Орфографическое и орфоэпическое проговаривание слов: сушеница, средство. Ответ на вопрос: «Почему слова «Сибирь», «Кавказ», «Россия» пишутся с большой буквы?».
§ «Шелкопряд». Обсуждение вопросов: «Почему шелкопряда назвали «шелкопряд»?»; «Из каких слов образовано слово шелкопряд!».
Итог уроков:
§ Чем похожи и чем различаются звуки ГЦ, Ч, СЬ, С, Ц?
Произношение и употребление
В русском языке
27-я буква русского алфавита. Произношение неоднородно.
- Сочетание двух согласных: мягкого (палатального) спиранта [ш’] и сложного, тоже мягкого согласного [ч’]. Такое произношение щ = шч
отмечают уже Тредьяковский («Разговор об орфографии», 1748) и Ломоносов («Российская грамматика», 1755). Им следует и Шлёцер в своей неоконченной «Russische Sprachlehre» (1764). Произношение это раньше часто встречалось в речи образованного общества, реже — в народных говорах; в XIX веке считалось литературным. В XX веке практически вышло из употребления. - Мягкий долгий [ш’ш’] или короткий [ш’]. Мягкий (ро[ш’ш’]а = роща), происходит из московских (не везде), калужских, некоторых рязанских и других акающих, или южновеликорусских, говоров.
- Твёрдый долгий [шш] сохранился преимущественно в северо-восточных «окающих» говорах (Казанская, Вятская, Нижегородская губ.): [ташшы] (тащи), как обыкновенно изображают это слово средствами общеупотребительной русской графики.
В общепринятом правописании в некоторых словах звук [шч] или близкий к нему изображается посредством различных буквосочетаний: (веснушчатый, мужчина, счастье, извозчик, жёстче, звёздчатый, дождь, счётчик, расчёска, рассказчик, счёты). Наличие подобных альтернативных обозначений для этого звука порой приводило к идее исключить букву Щ из русского алфавита (см., в частности, упомянутую выше книгу Тредьяковского) с заменой, например, на сч.
Ввиду того, что в прошлом буква щ обозначала сложный звук [ш’ч’], эта буква практически не использовалась в словах, заимствованных из других языков (исключение: крещендо). Эта традиция сохраняется и поныне: хотя звуки, близкие к [ш’], широко встречаются в ряде языков, при передаче на русский язык они заменяются либо на сь, либо на ш. Исключение составляют польский и литовский языки: по правилам транскрипции буквой щ передаются польское szcz[2] и литовское šč[3], например: Блащиковский
(польск. Błaszczykowski),
Аникщяй
(лит. Anykščiai).
По своему происхождению сочетание согласных [ш’ч’], ранее обозначавшееся посредством щ, различно. В одних случаях оно возникло путём палатализации сочетания [ск] перед нёбными гласными (ищет, трещит
) или перед [j] (
ищу, трещу
; суффикс
-ище
в
городище, топорище
и др.), в других — из [стј] (
рощу, свищу, роща
), в третьих перенесено из церковнославянского в многочисленных заимствованиях, вроде
пища
(из [т’j], народное
пича
),
трепещу, клевещу
(тоже из [тј]),
нощь, пещь, мощь, мощи
(из [кт] и [гт], ср. народные
ночь, печь, мочь
) и т. д., наконец, в четвёртых — из сочетания [сч], [зч] путём уподобления [с], [з] следующему [ч] и перехода их в [ш] (ср.
счёт, счастье, исчез
). Часто наличие буквы Щ является признаком славянизмов, а в собственно русских словах на этом месте Ч (горящий/горячий, помощь/по́мочи, вращать/ворочать, освещение/свеча и т. п.).
Выбор между написаниями ща/щя, що/щё, щу/щю, щи/щы, ще/щэ определяется не произношением, а формальными правилами и соображениями этимологического и исторического порядка. Традиционны написания ща, щу, щи, ще; противоположные им щя, щю, щы, щэ практически невозможны даже в заимствованиях (по причине, описанной двумя абзацами выше), хотя крайне редко могут встречаться:
- в заимствованиях из литовского языка (Аникщяй
); - в топонимах казахского происхождения (Ащысай, Ащыкудык
); - в фамилиях армянского происхождения (Кещян
); - в фамилиях, случайно записанных в официальных документах «на слух» (Щюрова
); - теоретически возможны в сложных словах (овощэкспорт
).
Выбор между написаниями що и щё определяют достаточно[источник не указан 842 дня
] сложные правила: так, например, в фамилиях возможны двоякие написания -щов/-щёв (например,
Хрущов/Хрущёв
). Также формальные правила задают выбор между щ и щь (если только речь идёт не о разделительном мягком знаке:
мощью
): с щь пишутся преимущественно повелительное наклонение глаголов (
таращь, морщь, плющь
), а также именительный и винительный падежи единственного числа существительных женского рода (
помощь, вещь
).
В болгарском языке
26-я буква болгарского алфавита. Произношение: [шт] (болг. «Съединени щати» – рус. «Соединённые Штаты»)
В украинском языке
30-я буква украинского алфавита. Произношение: [шч] (с твёрдым «ч»).
Буквы «ч» и «ш» перед «н» и «т»
В словах, образованных от основ на ч, к, ц , перед суффиксами, начинающимися с согласной н (суффиксами −н , −ник, −ниц ), пишется буква ч , которой в большинстве случаев соответствует и в произношении звук ч , напр.: печной, печник (от печь), уборочный (уборка), красочный (краска), источник (исток), песочница (песок), птичник (птица), конечный (конец). Однако в некоторых таких словах букве ч обычно соответствует в произношении звук ш . К ним относятся: булочный, булочная (сущ.), булочник (от булка); гадючник (гадюка); горчичный, горчичник (горчица);девичник (девица); кусочник (кусок); лоточный, лоточник (лоток); молочник, молочница (молоко); очечный, очечник (очки); перечница (перец , только в сочетании чёртова перечница);полуночник, полуночничать (полночь); беспорточный (портки); прачечный, прачечная (сущ.) (прачка); пустячный (пустяк); подсвечник (свеча); сердечный (сердце , только в сочетании друг сердечный и как существительное сердечный в значении ‘бедняжка’); скворечня, скворечник (скворец); скучный, скучно (скука, скучать); шапочный (шапка , только в сочетаниях прийти к шапочному разбору, шапочное знакомство); яичница (яйцо); двоечник, троечник, четвёрочник, пятёрочник (двойка, тройка, четвёрка, пятёрка). То же в слове конечно , по происхождению связанном со словом конец , и в слове нарочно .
Пишется ч, а произносится обычно ш также: перед н – в женских отчествах типа Саввична, Никитична, Ильинична, Кузьминична ; перед т – в слове что , в производных ничто и почто (но внечто и ничтожный произносится ч).
В нескольких словах, производных от основ на к , перед суффиксальным н не только произносится ш , но и пишется буква ш : городошный, городошник (от городки), дурашный (дурак), раёшный, раёшник (раёк). То же в словах рушник, двурушник, дотошный , где суффикс в современном языке уже не выделяется, и в понарошку (хотя нарочно). Сочетание шт пишется в частице нешто‘разве’ и в наречии ништо ‘довольно хорошо; поделом’, по происхождению связанных со словом что .
Примечание 1. Сочетание шн регулярно пишется: 1) перед суффиксами, начинающимися с н , в словах, образованных от слов с основой на х , напр.: золотушный (от золотуха), суматошный (суматоха), орешник (орех); 2) в суффиксах −шн (ый), −шник , присоединяемых к несклоняемым существительным на гласную, напр.: лотошный, лотошник (от лото), киношный, киношник, доминошный, доминошник ; 3) в прилагательных на −шний , образованных от наречий: вчерашний, завтрашний, сегодняшний, всегдашний, нынешний, тамошний, теперешний, давнишний (см. § 56). Примечание 2. Пишется щ, а произносится обычно ш в слове помощник (от помощь). Слово всенощная (от нощь – церковнославянская форма слова ночь) также пишется с буквой щ, хотя может произноситься ш. |
Список литературы
|
Таблица кодов
Кодировка | Регистр | Десятич- ный код | 16-рич- ный код | Восьмерич- ный код | Двоичный код |
Юникод | Прописная | 1065 | 0429 | 002051 | 00000100 00101001 |
Строчная | 1097 | 0449 | 002111 | 00000100 01001001 | |
ISO 8859-5 | Прописная | 201 | C9 | 311 | 11001001 |
Строчная | 233 | E9 | 351 | 11101001 | |
KOI-8 | Прописная | 253 | FD | 375 | 11111101 |
Строчная | 221 | DD | 335 | 11011101 | |
Windows-1251 | Прописная | 217 | D9 | 331 | 11011001 |
Строчная | 249 | F9 | 371 | 11111001 |
В HTML прописную букву Щ можно записать как Щ или Щ, а строчную щ — как щ или щ.
Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)
Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
· От чего зависит написание че и ща в суффиксах существительных?
· Когда мы используем суффикс –чик?
· Когда мы используем суффикс –щик?
Как-то раз ребята прогуливались в парке и наткнулись на доску объявлений.
– Требуются для работы в цирке гонщик, дрессировщик, лётчик
и
переводчик
, — прочла Маша. – Какое занятное объявление!
– Ух, хотел бы я поработать в таком интересном заведении! – потёр руки Паша.
– А мне что-то не хочется, – свысока заметил Вениамин. – Там, наверное, все безграмотные. Кто-то сделал в этом объявлении две ошибки, вы разве не видите?
Гонщик
и
дрессировщик
написаны через букву щ. А
лётчик
и
переводчик
– через букву ч! А ведь всё это – названия профессий. Значит, они должны образовываться при помощи одинаковых суффиксов. А здесь суффиксы отличаются одной буквой. Как такое может быть?
– Тебе нужно не быть таким самоуверенным, – покачала головой Маша. – Кажется, ты о чем-то забыл.
– Разве буквы в суффиксах не могут чередоваться? – напомнил Паша. – Такое происходит сплошь и рядом.
Мы ведь уже говорили о том, что в одной и той же части слова один звук может заменяться другим звуком. Такая замена называется чередованием
.
Звуки могут чередоваться в любой морфеме – значит, могут и в суффиксе. Некоторые чередования отражаются на письме. И мы как раз столкнулись с таким чередованием!
-чик и -щик в наших словах – это два варианта одного суффикса
. Но как же мы выбираем нужный вариант при написании существительных? Часто написание морфем с чередованиями зависит от соседних букв. Это именно наш случай.
Мы должны смотреть на буквы перед суффиксом.
Суффикс -чик пишется после букв д – т, з – с и ж. А суффикс -щик пишется после всех остальных букв.
Рассмотрим это правило подробнее.
Суффикс -чик пишется после парных по глухости-звонкости д и т. В таких словах, как разведчик, объездчик, ответчик, советчик, газетчик
в суффиксах будет писаться ч, потому что корни заканчиваются на д или т.
Суффикс -чик также пишется после букв з и с, которые тоже обозначают парные по глухости-звонкости звуки.
В таких словах, как рассказчик, резчик, смазчик, подносчик, разносчик
пишется ч в суффиксах. Потому что корни заканчиваются на з или с.
Суффикс -чик пишется и после буквы ж. Например, в словах перебежчик
или
протяжчик
мы напишем ч именно потому, что корни заканчиваются на ж. Но таких слов очень мало. Чаще всего нам встречается именно слово
перебежчик
.
И теперь мы можем создать памятку.
У нас есть буквы д, т, з, с и ж – чтобы запомнить их, создадим какую-нибудь фразу, где будут использоваться все эти буквы!
Здесь жуть
! Фраза получилась страшноватой, но зато все нужные нам согласные – на местах. И мы точно запомним, что после них пишется суффикс -чик.
А вот суффикс -щик пишется после всех других букв.
Сборщик
– пишем щ, потому что корень заканчивается на р.
Приёмщик
– корень заканчивается на м, и мы пишем щ в суффиксе.
Подпольщик
– корень заканчивается на л, и мы пишем щ.
Погонщик
– корень заканчивается на н, и после него пишется щ.
Скупщик
– корень заканчивается на п, и после него пишется щ.
Можно сказать, что буква щ прекрасно уживается с другими буквами! Конечно, кроме з, с, д, т, ж.
Правило кажется очень лёгким. Но очень часто мы слышим звук [щ] там, где должно быть сочетание звуков.
Гру[щ]ик, сварщик
.
Как понять, что нужно писать в этих словах?
Может быть, нам поможет словообразование?
Слово грузчик
образовалось от глагола
грузить
:
грузчик
– тот кто грузит. А слово
сварщик
образовалось от глагола
сварить
. Сварщик – тот, кто сваривает.
Мы просто нашли глаголы, от которых образовались существительные!
И теперь по глаголам мы сразу же увидели, на какую букву заканчивается корень слов!
Теперь уже легко проверить наши существительные: после буквы з в слове грузчик
будет стоять ч, а после буквы р в слове
сварщик
будет стоять щ.
Значит, чтобы определить, на какую согласную заканчивается корень существительного, нужно найти слово, от которого существительное образовано.
Выдумщик
– образовано от глагола
выдумать
, корень глагола заканчивается на м, значит, пишется суффикс -щик.
Возчик
– образовано от глагола
возить
, в корне з, поэтому пишется суффикс -чик.
Рассказчик
– тот, кто рассказывает. Корень заканчивается на з, потому пишем суффикс -чик.
Барабанщик
– тот, кто барабанит. Корень заканчивается на н, поэтому пишем -щик.
Автоматчик
– от слова
автомат
. Корень заканчивается на тэ, значит, после него пишем -чик.
Интересно, а почему получилось так, что в некоторых словах мы вставляли только одну букву, а в других словах – сочетания букв? И почему это всегда сочетание буквы че с другим согласным?
Дело в том, что суффикс -щик в сочетании с согласными всегда произносится ясно.
Послушаем, как звучат вот такие слова.
Мороженщик
Заговорщик
Выдумщик
Дрессировщик
Литейщик
Мы ясно слышим суффикс -щик в каждом слове. И понимаем, что после другого согласного пишется щ.
Может ли нам прийти в голову написать в суффиксах этих слов ч? Мороженчик? Выдумчик?
Звучит ужасно. Значит, такого не может быть.
А вот суффикс -чик в сочетании с согласными звучит, наоборот, неясно.
Объездчик, доносчик, погрузчик, резчик, обходчик
. В этих и других словах мы слышим скорее «щик». И из-за этого невозможно понять, что нужно написать. Мы можем написать ч, а можем – щ.
И значит, если в слово можно подставить сочетание ч с согласным – мы и пишем ч!
Написание щ в таких суффиксах мы обычно слышим ясно, с этим проблем не возникает.
Перевозчик
– мы можем подставить з и ч. Значит, так и будет писаться.
Каменщик
. Букву ч мы сюда точно не можем подставить. Значит, пишем щ.
Стекольщик
. Мы ясно слышим щ и значит, так и будем писать.
Переписчик
. Мы можем подставить с и ч – значит, так и напишем.
Спорщик
. Мы можем написать здесь только -щик. Других вариантов нет.
Но проблема в том, что мы не слышим, какая именно буква стоит перед ч. Поэтому все же лучше проверять существительное при помощи слова, от которого оно было образовано.
И еще немного дополнительной информации. При написании таких суффиксов важно не спутать их с другими
. Мы говорим только о суффиксе, который обозначает название человека по выполняемому действию.
Что же нам требуется запомнить?
Существует два варианта одного суффикса – -чик и -щик.
Суффикс чик пишется после букв д-т, з-с и ж. После всех остальных букв пишется -щик.
Чтобы понять, какой согласной заканчивается корень, нужно определить, от какого слова произошло существительное.