Развитие оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса у детей с тяжелым нарушением речи методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Впервые с терминами гнозис и праксис человек сталкивается, в зависимости от сложившейся ситуации, либо в институте, либо в приватной беседе с логопедом или психологом детского сада или школы, возможно, в поликлинике на приёме у врача.

Естественно, что незнакомые слова, произносимые собеседником, всегда настораживают и вызывают неприятные ощущения. Зачастую неправильная интерпретация некоторых терминов может стоить очень дорого, а понимание этого, обычно, приходит слишком поздно. Что же скрывается за столь замысловатыми выражениями, как пространственный гнозис и праксис? Рассмотрим далее.

гнозис это

Гнозис и праксис: что это такое

Слово «гнозис» (gnosis) – греческого происхождения, переводится как познание или узнавание. Термином обозначили способность человека к познанию, постижению символического значения явлений, узнаванию окружающих предметов при помощи чувственного (зрение, обоняние, осязание, слух, вкус) восприятия.

Термин праксис (praxis) – также греческого происхождения и дословно переводится как действие. Следует заметить, что в данном случае говорится о целенаправленном движении (нервные тики и другие неврологические заболевания, проявляющиеся подёргиванием мышц, в эту группу не входят).

Всем известно, что человеку от рождения дана только возможность формирования и развития пяти основных групп анализаторов восприятия. От того, насколько благополучно они формируются и развиваются в раннем детстве, зависит многое, если не всё, во взрослой жизни человека. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус – формируются и развиваются с огромной скоростью именно в первые пять лет жизни человека. Поэтому 50% всей информации, которую человек усваивает на протяжении всей жизни, приходится на возраст от нуля до трёх лет; ещё 30% — усваиваются ребёнком от трёх до пяти лет. Учитывая этот факт, сложно переоценить значение своевременного формирования восприятия (гнозиса) и развития целенаправленных движений (праксиса).

Примерно от рождения до одного-двух месяцев (в этот промежуток времени вписывается нормальное развитие анализаторов) у ребёнка формируются и развиваются слух, вкусовые предпочтения, обоняние, осязание, а также зрение. При нормальном формировании и развитии гнозиса первые успехи не заставляют себя долго ждать при условии целенаправленной работы взрослого с младенцем. На самом деле, если бы молодые мамы до конца осознавали важность развивающей работы с малышом и добросовестно и методично знакомили своё чадо с окружающим миром, большей части детсадовских и школьных проблем можно было бы избежать. В норме к четырём годам ребёнок становится «самостоятельным» и с удовольствием транслирует умения и навыки, которым его обучили взрослые. Если дети в пять лет не умеют завязывать шнурки, одеваться, умываться, застёгивать пуговицы, то виноваты в этом на 90% родители, не научившие выполнять данные действия. Но бывает и так, что гнозис запаздывает с формированием и развитием, или наоборот появилась тенденция распада уже сложившихся функций, и в этом случае можно услышать слова агнозия и апраксия. Агнозия бывает разных форм и определяется, соответственно, разными методами. Некоторые методы исследования гнозиса будут приведены ниже.

Зрительные агнозии

зрительный гнозис

Зрительный гнозис нарушается, когда пораженными оказываются затылочные отделы коры. В результате больной видит некоторый предмет, но не может его узнать. При этом может быть несколько вариантов. В некоторых случаях зрительный гнозис работает следующим образом: человек способен верно определить внешние свойства данного предмета (величина, форма, цвет), но не может его узнать. К примеру, больной описывает яблоко как «нечто розовое, круглое». Если дать человеку этот предмет в руки, он узнает его при ощупывании. Таким образом, нарушен предметный гнозис. В других случаях больной не способен различить знакомые лица. Тогда некоторые больные с этим расстройством запоминают людей по таким признакам, как родинка, одежда и т. д. Существуют и другие случаи агнозии, когда человек узнает предмет, может назвать его функцию и свойства, однако не способен вспомнить его название. Их относят к речевым расстройствам.

В некоторых случаях, когда нарушен зрительно-пространственный гнозис, может страдать зрительная память, пространственная ориентировка. Фактически можно говорить о том, что механизмы памяти нарушены уже при неузнавании человеком предмета. Ведь в этом случае его нельзя сличить с образом, находящимся в гностической матрице. Имеются и случаи, при которых при повторном осмотре предмета человек понимает, что уже его видел, но все еще не может его узнать. Больной, пространственная ориентировка которого нарушена, не просто не узнает дома, лица и т. д., ранее ему знакомые, а может ходить много раз по одному и тому же месту, не догадываясь об этом. При зрительных агнозиях часто теряется возможность определения цифр, букв. Утрачивается в некоторых случаях и способность к чтению. Бывают и другие варианты того, как проявляется нарушение зрительного гнозиса. Больные при этих расстройствах часто сами говорят: «Не вижу», «Не знаю». Однако они видят предметы, поскольку не натыкаются на них, обходят их.

Агнозия и её виды

Греческая приставка – а – обозначает отсутствие, нарушение, распад. В данном случае агнозия – отсутствие возможности узнавания при сохранности анализаторов ощущений и интеллекта. Для того чтобы разобраться в вопросе без запоминания «головокружительных» терминов, достаточно перейти на образное сравнение. В данном случае подыскивается образ для мозга и нервной системы человека. Итак: мозг – это сервер, к которому подключены линии передач (это нервная система). Следовательно, пользователи – внешние раздражители, которые тем или иным способом воздействуют на сервер. Как правило, при всех агнозиях линии передач (проводящие пути нервной системы) в порядке, а вот сервер начинает работать «нестандартно».

Парапраксия

В некоторых случаях выявляется парапраксия. При ней выполняется действие, которое только отдаленно напоминает задание. Наблюдаются также разновидности персеверации. В этом случае человек застревает на определенных действиях. К примеру, больному предлагают осуществить манящее движение рукой. Затем его просят погрозить пальцем, однако человек вновь выполняет первое движение.

В отдельных случаях апраксии сохраняются обычные, бытовые действия, однако профессиональные навыки утрачиваются. К примеру, теряется умение пользоваться отверткой, рубанком и т. д.

Нарушения

Зрительный гнозис – это узнавание формы, величины, цвета, пространственных отношений и смысловой нагрузки предметов. Касаемо сервера – это возможность обрабатывать и правильно воспроизводить, отправлять на хранение, извлекать из архива данных нужные пользователю картинки (заданных размеров, разрешений, кодировки). В случае со зрительной агнозией в работе сервера начинаются ошибки:

1. Предметная агнозия (нарушение узнавания обиходных предметов) – сервер не может по запросу пользователя предъявить нужную картинку, вместо этого на экране появляются составные части этого изображения в невероятных комбинациях. Люди, страдающие предметной агнозией, могут назвать части предмета, его признаки, но не назовут его своим «именем». Диагностика данной агнозии проводится при помощи зашумленных изображений хорошо знакомых предметов.

гнозис и праксис что это

2. Агнозия на лица (нарушение узнавания лиц знакомых людей, даже близких родственников) – по запросу пользователя «портрет Мусоргского», например, сервер выдаст все портреты, которые есть в архиве. Пейзажей, натюрмортов в подборке не будет, но портрет с характерными чертами именно этого композитора система выбрать не сможет. Диагностика данного вида агнозии проста – предоставление больному портретов хорошо знакомых людей. Зачастую появление этого вида агнозии является началом болезни Альцгеймера.

3. Цветовая агнозия (при сохранном цветоощущении определение цвета определённого предмета нарушается) – по запросу пользователя «оранжевый цвет», сервер выдаст правильный ответ. Но вот по запросу «цвет морковки» или «цвет неба» — выдаст ошибку или набор картинок, связанных словом «цвет». Во время диагностики просят назвать цвет знакомых предметов.

4. Буквенная и цифровая агнозия (при правильном копировании знаков их значение «название» не воспроизводится) – при попытке воспользоваться функцией сервера «переводчик» или «калькулятор» можно столкнуться со следующей проблемой: вместо перевода увидеть все слова, которые содержат данные буквы, а вместо решения примера – все числа с введёнными цифрами. Диагностика заключается в предоставлении испытуемому букв и цифр разных шрифтов и в разной пространственной ориентации.

исследование гнозиса

5. Оптико-пространственная агнозия (нарушается способность ориентироваться в трёхмерном пространстве) — пользователь на запрос «куб» получает неправильные многоугольники, квадраты, а по запросу «стол» — обыкновенный прямоугольник или круг. Диагностика заключается в рисовании испытуемым объёмных предметов куба, стола, стула, дома и рисовании стрелок на циферблате для обозначения определённого времени суток. Следует заметить, что этот вид агнозии можно считать самым распространённым среди детей, в силу того, что возникает он в связи с недостаточным развитием вестибулярных и кинетических анализаторов. А если говорить проще, то репертуар движений детей очень скуден, что неблагоприятно влияет на развитие пространственного гнозиса, однако такой фактор, как разнообразие передвижений ребёнка, подконтролен взрослым как никакой другой.

6. Симультанная агнозия (сложные составные предметы больной описывает как набор простых) – в данном случае при запросе изображения «велосипед» сервер выдаст набор следующих картинок: 2 колеса, палка, руль, 2 педали и т.д., но велосипеда среди них не будет. Это нарушение по-другому называют синдромом Баллинта, и указывает оно на поражение теменно-затылочных областей мозга, что, естественно никоим образом не коррегируется при помощи педагогических мер. В данном случае нужна помощь специалистов. Диагностируется при помощи рисования пациентом очков или велосипеда.

пространственный гнозис

В целом все виды зрительной агнозии локализуются в затылочной области мозга.

Гнозис и его характеристика

Определение 1
Гнозис представляет собой форму заболевания, при которой происходит нарушение узнаваемости окружающего мира.

Человек рождается и начинает познать окружающую среду по средствам звуков, ощущений, зрительной памяти и т.д. У каждого из нас во взрослой жизни уже полностью сформировано представление о том, как выглядит мир, предметы, что ожидать от определенных действий.

Замечание 1

Так вот гнозис – это узнавание, а не узнавание окружающего мира – это агнозис.

Агнозис возникает в момент, когда информация, поступающая в головной мозг, интерпретируется и выдает неверную картину окружающей среды. В данном случае человек постоянно вынужден изучать то, то находиться вокруг него, причем эти изменения происходят постоянно.

Замечание 2

Гнозис – это не только общее представление, которое человек получает изначально, это также и корректировка этого представления, причем корректировка носит постоянный характер.

Если нарушен процесс корректировки информации или в целом ее получения, то можно сказать, что у человека нарушен гнозис и действует агнозис.

Существует несколько степеней заболевания агнозиса:

  1. Легкая степень заболевания, когда человек может вполне самостоятельно ориентироваться в пространстве, сам корректировать свой окружающий мир, без особого вмешательства врачей. Нарушения узнаваемости мира есть, но они не столь критичны. В данном случае рекомендуется посещать специалистов, но постоянного лечения не требуется;
  2. Средняя степень заболевания. Когда человек не полностью потерян в пространстве, но ему приходится периодически осваивать заново окружающую его среду. Лечение при такой стадии заболевания обязательное и носит периодический характер. Чаще всего люди с такой степенью агнозиса не могут работать, им трудно учиться и приспосабливаться к бытовым условиям;
  3. Тяжелая степень заболевания. В данном случае у человека происходит полное нарушение восприятия себя, как части окружающего мира, полная дезориентация. При данной степени заболевания человек вынужден находиться на постоянном лечении, постоянно быть под наблюдением врачей и близких. Работать или учиться в данном случае нет возможности.

Замечание 3

Таким образом, гнозис – это не заболевание, наоборот, при гнозисе человек способен свободно ориентироваться в пространстве и окружающем его мире, а вот агнозис – это уже нарушение ориентации в пространстве и это можно смело назвать заболеванием.

Логопедия, как наука, участвует в лечении разных степеней агнозиса. Логопеды обычно проводят сеансы, направленные на восстановление физических ориентиров и психологического состояния больных, также корректируют имеющиеся физические способности в рамках заболевания.

Расстройства звукового восприятия

Слуховой гнозис – это возможность различать весть спектр существующих шумов, звуков, мелодий.

1. Слуховая агнозия (нарушение узнавания бытовых шумов) – при запросе к серверу «пение кукушки» пользователь получит все файлы с маркером пения, а возможно даже и с различного рода шумами, но не с кукушкой. Диагностируется при помощи предъявления испытуемому различных шумов (связка ключей, колокольчик, стук двери и т.д.).

2. Амузия (нарушение узнавания знакомых мелодий) – ошибки сервера в данном варианте будут не намного отличаться от предыдущих вариантов, только в данном случае поиск будет ограничен мелодиями. Диагностируется при помощи предъявления больному известной мелодии с последующим узнаванием или не узнаванием, а также просьбой сравнить две отличные мелодии (при амузии данное сравнение невозможно, оба варианта воспринимаются как одинаковые).

3. Аритмия и нарушение восприятия интонации речи (теряются ритмическая и интонационная окрашенность, что приводит зачастую к искажению воспринимаемой информации) – в данном случае пользователь, пытаясь воспользоваться функцией перевода устной речи в письменную, столкнется с текстом, в котором буквы будут расположены в произвольном порядке, длинные слова могут быть поделены на несколько коротких и т. п. Диагностируется при помощи повторения за исследователем предъявляемых ритмов и воспроизведении ритмов по словесной инструкции.

гнозис это

Что такое праксис?

Праксис представляет собой ряд функций и действий, которые совершаются организмом в автоматическом порядке. Например, человек с рождения дышит, потом учиться ходить, говорить, в дальнейшем эти действия совершаются уже автоматически, то есть бездумно и не требуют заранее определять суть данного действия.
Автоматическое выполнение определенных действий выполняется за счет сигналов, которые проходят в коре головного мозга.

Если у человека нарушаются подобные сигналы, то в данном случае можно говорить об апраксии, то есть о расстройствах праксиса.

Определение 1

Итак, праксис – это нормальное функционирование организма по совершению определенных действий, а, апраксис, наоборот, дефекты в реализации праксиса.

Замечание 1

В логопедии и других науках изучается апраксис, как явление обратное праксису, так как именно он представляет особый интерес для ученых, а, главное, людей необходимо избавлять именно от него.

Принято считать, что когда у человека наблюдается апраксис, то, скорее всего, идет нарушение доминантного полушария (височная, теменная или затылочная область).

Также надо отметить, что данное заболевание проявляется в том, что человек не имеет возможности выполнять самые простые действия, например такие как: расчесываться, чистить зубы, самостоятельно идти или застегнуть пуговицу и т.д. При этом выполнение сложных действий иногда вполне под силу больному.

Общее состояние здоровья при таком заболевании тоже вполне нормальное, то есть тонус, активность – все в норме.

Так, люди, которые страдают апраксией, не могут трудиться и вести нормальный образ жизни, что затрудняет их общее положение в обществе.

Логопедия также занимается рассмотрением больных с апраксией, пытается использовать различные методики, направленные на улучшение состояния больного.

Чаще всего в логопедии используются следующие методы лечения больных апраксией:

  • Специальные физические упражнения. Специально разработанные методики физических упражнений направлены на укрепление мышц и запоминание действий больным апраксией. Это помогает «обманывать» мозг и дает возможность выполнять иногда элементарные действия без помощи посторонних;
  • Психологическое укрепление здоровья. Люди, страдающие таким заболеванием, имеют побочно и психические расстройства, так как им нелегко адаптироваться в обществе, а, главное, принять самих себя в таком положении. Логопеды при помощи разных психологических методик пытаются не только восстановить физическое здоровье пациентов и создать здоровую психологическую атмосферу, которая также способствует восстановлению больных.

Нарушения тактильного гнозиса

Тактильный гнозис – это узнавание предмета по фактуре при ощупывании и прикосновении к нему.

1. Тактильная агнозия (нарушение тактильного, температурного и др. компонентов гнозиса) – в данном случае сервер будет игнорировать всё форматирование текста, набранного пользователем: мягкие переносы сохранятся в виде пробела, заглавные буквы станут надстрочным шрифтом, знаки препинания отобразятся при помощи звёздочек, скобочек, кавычек. Диагностируется по предъявлению испытуемому поверхностей разной фактуры (твёрдый, мягкий, колкий, шероховатый).

2. Астереогноз (нарушение узнавания предметов с закрытыми глазами) – сервер, получив программу на языке бейсик с прописанным движением по прямоугольнику, начинает «гонять» черепашку по кругу! Зрелище ещё то, но астереогноз доставляет больному не меньше проблем. Диагностируется также ощупыванием испытуемым предметов.

Сущность понятия «гнозис»

Определение 1
Гнозис – это собирательное понятие, применяемое для обозначения процессов опознания стимулов разной модальности.

Функции, развивающиеся на базе ощущений, в психологии называются представлениями, а в нейропсихологии они носят название гнозис.

В психике человека гнозис появился на определенном этапе развития в результате ассоциативных связей между отдельными анализаторами. Первоначально их работа была изолирована друг от друга, но в дальнейшем они стали передавать друг другу информацию. В результате, одни ощущения, объединившись с другими, перерабатывались в сложные навыки – гностические.

Каждый анализатор имел свою надстройку в виде специфичного для него вида гнозиса. Например, малыш знакомится с погремушкой и на основе зрительных ощущений усваивает её зрительный образ. Он ещё не знает, что погремушку можно потрясти, и она издаст звук. Манипулируя погремушкой дальше, малыш связывает зрительный образ погремушки с издаваемым звуком.

Таким образом, зрительное ощущение связывается со слухом. В дальнейшем, при звуке погремушки, ребенок может её отыскать среди других игрушек – зрительные и слуховые ощущения становятся ассоциативно связанными.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Гнозис в нейропсихологии 470 руб.
  • Реферат Гнозис в нейропсихологии 250 руб.
  • Контрольная работа Гнозис в нейропсихологии 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В нейропсихологии это означает, что зрительный и слуховой гнозис, относящиеся к погремушке, стали интегрированными.

Замечание 1

Термин гнозис означает узнавание.

Выделяемые специалистами виды гнозиса соответствуют рецепторам человека, степень значимости их различна.

Для современного человека, например, менее важны обонятельный и вкусовой гнозис по сравнению со слуховым, тактильным, зрительным.

Для древнего человека большое значение имели тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения, часть которых с появлением гнозиса, стала отмирать.

Современные знания стали заменой в непосредственных ощущениях и сегодня более актуальными остались зрительный и слуховой гнозис.

Замечание 2

Надо сказать, что и остальные виды гнозиса играют свою роль в психической жизни человека в определенных ситуациях.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Соматоагнозия

Внутреннего пространства гнозис – это распознавание окружающего мира относительно своей внутренней системы координат. Нарушение этой системы координат и называется соматоагнозией. Такое случается если сервер по непонятным пользователю причинам пытается открыть файлы с избражениями при помощи текстовых редакторов, а текстовые файлы при помощи программы проигрывателя DVD и т. д. Существует три вида соматоагнозий.

1. Аутопогнозия (нарушения ощущения строения тела) – пользователь знает, что на сервере есть только один диск C, но сервер «уверяет», что их как минимум три! Больные обычно тоже утверждают, что имеют две головы, три руки или наоборот не ощущают некоторых частей тела.

2. Фингерагнозия (нарушение ощущения пальцев рук).

3. Анозогнозия (отрицание ощущения болезни, патологических процессов в организме). Все три формы диагностируются при помощи беседы с обследуемым, во время которой звучат просьбы показать определённые части тела, пальцы.

зрительный гнозис

Что такое пространственный гнозис

Гнозис (или пространственный фактор) – это продукт работы височно-теменно-затылочной области. Она находится между отделами мозга, которые отвечают за переработку зрительной, слуховой, тактильной информации.

Пространственный гнозис один из главных психических процессов. За счет него создается база для формирования детской речи. Степень его сформированности учитывается при подготовке к школе.

Причины нарушения пространственного фактора у детей:

— патологии беременности, родов; — воздействие биологических и социальных факторов; — органические нарушения (повреждения зон головного мозга); — функциональные (например, в результате соматических заболеваний или при дефиците речевых контактов).

Несформированность пространственных представлений проявляется:

— при обучении математике в ошибочном написании цифр, неспособности усваивать числовой ряд; — при обучении письму в зеркальном написании букв, трудностях при построении фразы и подборе слов при высказывании; — при обучении чтению в неспособности различать строчки; — при обучении рисованию дети не могут расположить рисунок в пространстве листа, не осознают пропорций; — при выполнении двигательных упражнений в трудностях выбора направления движения и т.д.

Что делать

Из всего вышеперечисленного понятно, что сервер с такими ошибками программ нуждается в перепрограммировании. И пользователь, столкнувшись с такими явлениями, либо обратится в отдел техподдержки, либо найдёт специалистов по ремонту компьютерной техники. А какими должны быть действия людей, заметивших похожие проявления заболевания у себя или близких родственников?

Прежде всего следует помнить, что практически все агнозии являются следствием органического поражения определённых зон мозга, следовательно, заговорами и молитвами вылечить и устранить данные явления невозможно. Всё что требуется – это вовремя обратиться к специалистам.

Что касается проявления агнозии в детском возрасте, то родители должны четко понимать, к каким последствия может привести в данной ситуации бездействие: обычно несформированность и недоразвитость гнозиса ведет к отставанию в развитии и мышления, и памяти, и эмоций, и социальной адаптации. Девиз «Всё нужно делать вовремя» особенно актуален в детском возрасте. Агнозия поддаётся коррекции, и этот факт нельзя игнорировать.

Моторная апраксия

исследование гнозиса

В этом случае человек не способен выполнять необходимые действия по заданию, а возможно, и по подражанию. Например, его просят зашнуровать ботинок, разрезать ножницами бумагу или разлиновать ее с помощью линейки и карандаша и т.д. Больной понимает задание, однако не способен его выполнить. Он не в состоянии даже повторить движение, если ему показать наглядно, как это делается. В некоторых случаях человек не может осуществить даже самое простое действие, такое как хлопание в ладоши, поворот или приседание. Моторная афазия, которую называют также речевой апраксией, или афазией Брока, является одной из разновидностей этого нарушения.

Конструктивная апраксия

зрительно пространственный гнозис

Переходим к следующей разновидности апраксии, конструктивной. В этом случае больной способен выполнять как по устному приказу, так и по подражанию различные действия. Однако он не может осуществить новый двигательный акт, составить целое из частей. К примеру, он не способен составить определенную фигуру из спичек, сложить пирамиду и т. д.

Особенности обследования

Заметим, что некоторые виды апраксии наблюдаются при расстройствах гнозиса. У человека нарушена схема тела, или он не узнает предмет, поэтому не может выполнять задания или же не совсем правильно либо неуверенно их выполняет.

Необходимо учитывать, что праксис всегда формируется на протяжении развития ребенка. Поэтому то, что дети младшего возраста не могут выполнять простых действий (застегивание пуговиц, причесывание и т. д.), — естественное явление.

Теперь вы знаете, что подразумевается под такими терминами, как «гнозис» и «праксис», что это особые механизмы, нарушения в работе которых приводят к соответствующим расстройствам. Умение правильно определить причину нарушений является залогом успешной работы психиатра.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: