Что делать, если ребёнок совсем не говорит в 3 года?


Любое новое умение малыша вызывает у родителей всплеск гордости. Первые улыбки и шаги запоминаются на всю жизнь. А уж первые слова – это настоящее чудо.

Однако именно с речью малыша связано множество родительских страхов. Одни боятся, что дитя не заговорит вовремя. Другие обеспокоены, что речь малыша отрывиста, и он не произносит целые предложения. А третьи волнуются из-за того, что ребёнок не говорит внятно в свои 3 года.

Пока кроха ещё не ходит в детский сад, родители надеются, что все сложности с постановкой речи уйдут сами собой. Но если ребёнок не говорит в 3 года совсем, то нужно выявить причины задержки речи. Что делать точно в этом случае, конечно, подскажет врач. В статье мы постараемся выделить основные причины этой проблемы и наметим пути решения в каждой из них.

Исключите основные причины

  • У ребёнка не должно быть проблем со слухом. Определите, реагирует ли он на различные звуки, на шорох, шуршание, слышит ли шёпот, знает ли своё имя. Если вовремя диагностировать проблемы со слухом, с большой вероятностью их можно исправить.
  • Если ребёнок родился раньше срока, то к его развитию нужно уделять гораздо большее внимание. У недоношенных детей риск задержки развития выше. Чаще всего такие дети догоняют сверстников только к 5 годам.
  • Убедитесь, что у ребёнка не наблюдается никаких умственных заболеваний. Он должен вас понимать, быть активным и любознательным. Вы видите, что он пытается общаться при помощи жестов и звуков.

протест ребенка

Отсутствие мотивации

Возможно, ваш малыш просто не хочет говорить. У него нет для этого стимула. Так почему ребёнок не говорит? Часто бывает, что подрастающий карапуз становится центром семьи. Всё внимание родителей переключается на него, любое желание предугадывается заранее.

Родители хорошо понимают, что просит кроха. Поэтому у него просто не возникает необходимости что-то просить.

Не нужно лишать ребёнка мотивации. Даже если вы хорошо понимаете, о чём просит малыш, то не спешите сразу выполнять. Отвечайте ему: «Я тебя не понимаю. Давай ты постараешься объяснить мне, что ты хочешь». Если делать это регулярно, то ребёнок в три года уже будет говорить.

Наличие компании

Существует мнение, что дети начинают быстрее говорить в компании сверстников. Особенно в детском саду, на игровой площадке и т.п. В этом утверждении есть доля истины. Но если ребёнку 3 года, а он не разговаривает, не стоит надеяться, что к 5 годам он заговорит без посторонней помощи. Не затягивайте с обращением к врачу.

Наследственность

Если в вашей семье есть люди, которые поздно начали говорить, то задержка речевого развития, возможно, передалась малышу по наследству. Если ребёнок не разговаривает, обязательно ведите с ним диалог. Старайтесь говорить грамотно и внятно, не коверкайте слова. У малыша в подсознании откладывается всё, что он слышит. Если в разговоре вы искажаете слова, заменяете буквы и сюсюкаете, то существует большая вероятность, что ребёнок запомнит всё это и будет говорить неправильно.

Нервное потрясение

Если в жизни маленького человечка произошла ситуация, которая нарушила его психоэмоциональное состояние, он может уйти в себя. Дети часто перестают разговаривать в стрессовых ситуациях. В таком случае необходимо срочно устранить источник стресса и обязательно обратиться за помощью к психологу. Грамотный специалист сможет оказать ребёнку необходимую помощь. В такой ситуации возраст не имеет значения.

Интернациональные семьи

Причиной отсутствия речи у ребёнка может быть привычка родителей разговаривать на нескольких языках. Возможно, ваш ребёнок знает много иностранных слов, но не понимает, какие из них правильные. Поэтому в семьях, где ребёнок ещё не достиг возраста 5 лет, стоит ограничиться одним языком для общения.

Почему ребенок не понимает речь?

Малыши, с нарушением распознавания обращенной речи, своим поведением напоминают детей с диагностированными расстройствами аутистического спектра (РАС). Так как они не понимают обращенную речь, то получается, что они растут как бы в речевом вакууме. Речь у них не развивается вообще, ведь дети учатся говорить, подражая взрослым, а как это делать, если речевые звуки воспринимаются как общий шум?!

Это серьезно сказывается на общем развитии ребенка. Страдают эмоциональная и коммуникативная стороны, умственное развитие, поведение. Такие дети обычно гиперактивны, у них часто меняется настроение, они не умеют контролировать свои эмоции. Все это происходит из-за того, что у них нет даже внутренней речи, хотя она присутствует, например, при моторной алалии.

Как помочь ребёнку заговорить

  • Если ребёнок в 3 года не разговаривает, то обратите внимание на его пальчики. Дело в том, что подушечки пальцев связаны с определёнными отделами мозга, которые отвечают за речевое развитие.

Развитие мелкой моторики способствует тому, чтобы малыш быстрее заговорил. Для этого почаще занимайтесь развивающими играми и упражнениями. Пусть кроха играется мелкими предметами.

Для тренировки подходят занятия рисованием, лепкой, собирание мозаики, конструктора и т.п. Также благотворно влияет массаж ладошек и ступней.

Не нужно покупать дорогостоящие игрушки. Если подойти к вопросу развития с умом, то материалы для занятий найдутся в каждом доме. Например, можно сделать развивающее пособие из макарон и круп, молний и шнурков, гороха и мелких игрушек. То есть из всего, на что хватит вашей фантазии.

Обратите внимание, что дети, которые к трём годам не могут самостоятельно застёгивать пуговицы и молнии, уверенно держать ложку и карандаши, входят в группу риска. В головном мозге отделы, отвечающие за речь, координацию и мелкую моторику, находятся рядом. Это значит, что нарушение в любом из них может привести к расстройствам в остальных отделах.

  • Для того, чтобы ваши дети к трём годам уверенно разговаривали, с ними необходимо заниматься. Обязательно читайте сказки, стихи и поговорки. Рассказывайте малышу буквально всё, что происходит вокруг. Называйте предметы, которые используете дома, и те, что встречаются на улице. Ежедневно у ребёнка в подсознании откладываются новые слова, которые он со временем воспроизведёт. Просите малыша принести вам ту или иную вещь, указывая на неё пальцем. Так вы поймёте, каков словарный запас вашего малыша.

Лето – особая пора. Длительные прогулки, организованные правильно, также способствуют развитию речи крохи. Показывайте ему деревья, животных, растения, обязательно называйте их.

  • Не так давно врачи настаивали на том, что в 3 года ребёнок только начинает говорить. Сейчас же всё изменилось. Дети развиваются быстрее и активнее. И на третьем году жизни малыш уже должен говорить отдельными фразами и пытаться строить предложения.

Бывает и так, что ребёнок 3 года совсем не говорит, но при этом всё понимает, и он полностью здоров. Подождите около 3–5 месяцев. За этот период у детей происходит резкий скачок в развитии. Возможно, ваш малыш из тех, кто долго молчит, а потом сразу начинает говорить целыми предложениями, старательно выговаривая каждое слово. Но не затягивайте с ожиданием.

Ребенок плохо говорит в 3 года: как проявляется задержка с сохранным интеллектом

Под задержкой речевого развития подразумевается ситуация, при которой малыш овладевает речью позднее, чем предусматривает возрастная норма.

Признаки задержки развития речи

Это явление характеризуется такими чертами:

Невозможность выразить свое желание

  • качественное и количественное недоразвитие вокабулярного запаса;
  • несформированная экспрессивность устной речи;
  • отсутствие связной речи к 3 годам;
  • неполное проговаривание слов;
  • невозможность выразить свое пожелание.

К сведению! Определить задержку развития речи можно посредством визита к специалистам. Также, если родители много общаются с ребенком, то им станет очевидно наличие этой проблемы.

Как определить уровень развития речи у ребенка в домашних условиях?

При должном внимании, определить уровень развития речи даже в домашних условиях несложно.

К сведению! Основной параметр, на который нужно обратить внимание, это то, насколько отличается уровень развития речи конкретного малыша от этого показателя у сверстников, иными словами, насколько хуже или лучше он говорит.

Что делать: обследования

Если ребенок не говорит необходимо обратится к специалистам: педиатру, неврологу, отоларингологу, логопеду, детскому психологу.

Если ребенку 3 года и у родителей есть подозрения на то, что причина отсутствия его речи кроется именно в физиологии, важно вовремя провести обследование ребенка и выявить патологии.

К каким специалистам обратится:

  • Педиатр: оценит общее состояние здоровье малыша и направит к более узким специалистам.
  • Невролог: определит патологию на основании анализа пренатального периода развития ребенка, оценит текущее состояние развития высших психических функций, назначит необходимые дополнительные обследовании ( МРТ, ЭЭГ, УЗДГ) и необходимое медикаментозное лечение.
  • Отоларинголог (ЛОР): проверит состояние слуха, проведет необходимые обследования (сделает аудиограмму, проверит подъязычную уздечку ).
  • Логопед: проведет тестирование и определит уровень речевого развития.
  • Психолог: исключит наличие психических отклонений, определит, если ребенок не разговаривает в 3 года, могут ли быть тому причиной психологические факторы, составит коррекционную программу занятий.

Что могут назначит врачи:

  1. Лекарственные препараты. Если ребенок в 3 года молчит или плохо говорит, невролог может назначит лекарства, питающие нейроны мозга и стимулирующие речевые зоны головного мозга ( кортексин, когитум, энцефабол, нейромультивит).
  2. Физиолечение (микротоковую рефлексотерапию,светолечение, иглорефлексотерапию).
  3. Логопедический массаж языка, губ, щек, мочек уха, ручек.
  4. Психокоррекционные занятия с нейропсихологом.

Мнение врачей

Доктор Комаровский – известный детский врач рекомендует родителям больше проводить времени с ребенком, а также ограничить использование детьми планшетов и телефонов.

Доктор Комаровский считает, что далеко не всегда, если ребенок плохо говорит, следует бить тревогу. Евгений Олегович отмечает, что развитие речи каждого малыша индивидуально и во многом зависит от темперамента. Живые, эмоциональные дети начинают говорить раньше, спокойные, флегматичные – позже.

По мнению доктора, если у ребенка не отмечается каких-то явных отклонений, очень важно обеспечить ему благоприятную атмосферу в семье: больше общаться, проводить вместе время (гулять, играть), ограничить использование малышом гаджетов.

Работа родителей

Если врачи не выявили серьезных патологий речевого развития ребенка, родители могут самостоятельно организовать коррекционную работу и занятия, которые помогут ребенку в возраст 3 лет заговорить.

Занятия, направленные на развитие речи малыша, включают развитие мелкой и крупной моторики, чтение и пересказ, артикуляционную гимнастику и массаж.

Рекомендации педагогов:

  1. Развивайте мелкую моторику малышу. Занимайтесь вместе с ним пальчиковой гимнастикой, рисуйте, лепите из пластилина и кинетического песка.
  2. Разучивайте детские стишки, потешки, скороговорки, песенки.
  3. Учите ребенка пересказывать и составлять рассказ по картинкам.
  4. Играйте с малышом в театрализованные игры (разыгрывание известных сказок, пальчиковый театр, театр теней).
  5. Выполняйте дыхательные упражнения.
  6. Развивайте артикуляционный аппарат при помощи гимнастики.
  7. Делайте общий и логопедический массаж.
  8. Используйте развивающие игрушки (сортеры, музыкальные инструменты, игрушки, стимулирующие сенсорное развитие).
  9. Больше общайтесь с ребенком, уделите внимание эмоциональному контакту с ним.
  10. Оградите малыша от стрессов.
  11. Стимулируйте общение крохи с другими сверстниками.
  12. Поощряйте любые попытки малыша говорить (новые звуки и слова), хвалите его за это.

Помните, любая ситуация поправима, не бойтесь обращаться к специалистам. Вовремя диагностированная патология корректируется намного легче и проще. Если серьезных патологий нет, коррекционная работа специалиста и занятия дома помогут разговорить молчуна и сравнять его развитие со сверстниками.

Источник

Когда ребенок должен начать разговаривать: нормы

Оценивая речевое развитие ребенка раннего возраста, специалисты отмечают не только способность малыша произносить звуки и слова, но и его эмоционально-речевой отклик, т.е. восприятие ребенком обращенной к нему речи. Реагирует ли ребенок эмоционально на обращенную к нему речь взрослых.

1 год

На первом году жизни малыш общается со взрослыми при помощи крика и мимики. При помощи них малыш может сообщить маме о том, что он голоден, у него что-то болит или, наоборот показать радость и удовольствие, которое он испытывает, когда его потребности удовлетворены в полной мере.

Развитие речи в первые месяцы жизни начинается с возникновения первых вокализаций малыша обращенных ко взрослому. Малыш при помощи растянутых длинных звуков «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у» обращается к маме, как бы давая ей сигнал, о том, что сейчас он чувствует себя хорошо.

К возрасту 5 месяцев у ребенка появляется случайный лепет «на-на-на», «да-да-да». К 9 месяцам кроха осваивает первые простые слова «ба-ба», «ма-ма». Годовалый малыш в норме должен понимать до 20 слов, обращенных к нему и произносить 5-10 простых слов.

На первом году жизни малыш общается с мамой при помощи звуков и мимики. При помощи лепета и выражения лица малыш может показать маме, чего он сейчас хочет.

2 года

В начале второго года жизни малыш имеет в активном словарном запасе около 15-20 слов и способен выполнить простую инструкцию взрослого: «Принеси мишку», «Дай мяч».

К полуторагодам ребенок способен выполнить уже двойную инструкцию взрослого: «Принеси куклу и положи ее в кроватку», «Возьми мяч и дай его мне».

К концу второго года жизни словарный запас малыша расширяется до 25 слов, он научается строить простые фразы, в его речи появляются первые глаголы: «иди», «бух». Пассивный словарный запас также расширяется, т.е. ребенок больше понимает обращенную к нему речь взрослых: показывает на предметах и картинках, те предметы и явления, которые ему уже известны.

3 года

В возрасте с 2 до 3 лет происходит активное развитие речи ребенка: расширяется активный словарный запас, появляются первые фразы.

В возрасте с 2 до 3 лет малыш осваивает гласные э, ы; согласные м, б, п, т, д, ф, в, к, т, х, понимает значение предлогов и обращенных к нему глаголов: «кто пришел?», «что под столом?».

В 2 с половиной годика предложения ребенка состоят из 3-4 слов. Он запоминает простые детские стишки и песенки, начинает понимать онтонимы «большой- маленький», «быстро-долго».

К трём годам в норме ребенок осваивает следующие речевые навыки:

  • Говорит более 250 слов.
  • Умеет составить небольшой рассказ по картинке, состоящий из 2-4 предложений.
  • Способен выполнить трехсложную инструкцию взрослого: «Возьми альбом, достань карандаши и садись за стол».
  • Знает и говорит свое имя, фамилию, возраст и пол.
  • Активно использует в речи глаголы, местоимения, предлоги.
  • Умеет составлять сложноподчиненные предложения.
  • Слушает сказки, способен понимать их суть, не рассматривая картинки книги.

К трем годам близкие малыша (мама, папа, сестра, брат, бабушка) полностью понимают его речь, посторонние люди примерно на 75%.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: