Ребенку 3 года не разговаривает что делать. Ребенок не разговаривает в три года — что делать: личный опыт


Диагноз «задержка речевого развития»

Моя дочь поздно начала говорить… Листаю сейчас ее упитанную потрепанную медицинскую карточку, которая много лет пролежала у меня в шкафу. Записей много, каждый месяц – отчет патронажной сестры, в котором говорится, что девочка развивается в соответствии с возрастом. Вот выдержка из записи в 9 месяцев: «Общее состояние удовлетворительное. Девочка активная. Ходит, держась за опору (самостоятельно она пошла в 1 год 2 месяца), говорит «ма-ма», ба-ба», «дай», «на», играет игрушками, самостоятельно пьет из чашки». В годовалом возрасте – «говорит отдельные слова, гуляет достаточно. Массаж проводят, купают ежедневно». До трех лет лексикон ее почти не пополнялся, она продолжала говорить отдельные односложные слова. Ребенок не разговаривает в 3 года что делать?

В три года и 9 месяцев моей дочери поставили диагноз «задержка речевого развития». Нам даны рекомендации:

  1. Лечение у детского психиатра.
  2. Занятия с логопедом:
  • развитие слухового и зрительного внимания, общей и речевой моторики, фонематического слуха;
  • подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
  • расширение импрессивной и экспрессивной речи;
  • повышение уровня представления об окружающем мире;
  • работа над грамматическим строением языка;
  • воспитание внимания, памяти, уверенности, усидчивости, работоспособности.

Ко всему этому прибавилось заикание в остром периоде. Я почему-то не очень встревожилась из-за диагноза «задержка речевого развития», так как была уверена в своем ребенке – с умственным развитием у нее все в полном порядке.

В это время у меня уже была еще дочь и мы ожидали третьего ребенка (они родились с разницей в один год), и я с ними уехала к бабушке в другой город. Папу оставили дома одного.

Почему ребенок в 3 года плохо разговаривает или молчит?

Специалисты выделяют целый комплекс факторов, которые могут привести к плохому развитию речевого аппарата у ребенка в таком возрасте. Следует учитывать такие причины, как:

  • Физиологические нарушения. Если малыш плохо разговаривает, это может быть результатом нарушений слуха или общей задержки развития. Следует показать ребенка врачу и провести необходимые обследования, которые помогут выявить физиологические отклонения от нормы.
  • Психологические травмы. Присутствие в жизни ребенка негативной морально-психологической и эмоциональной обстановки, а также постоянное стрессовое состояние могут поспособствовать замкнутости и нежеланию познавать окружающий мир, в том числе, через речевую функцию.
  • Гиперопека. Особенности воспитательного процесса, при котором родители лишают ребенка возможности самоопределяться, выражать свои чувства и желания. Если малыш постоянно получает помощь без усилий или словесного описания потребностей, у него отсутствует мотивация использовать речь, ведь жестов вполне достаточно.
  • Нехватка внимания. Постоянная занятость родителей и отсутствие качественного общения с малышом приводят к замкнутости ребенка и недостаточному уровню его развития.
  • Гаджеты. Проведение ребенком чрезмерного количества времени с планшетом, телефоном, телевизором или ноутбуком отрицательно сказывается на речевом развитии. Трансляция информации происходит в автоматическом режиме и не требует словесной реакции малыша, поэтому ему достаточно лишь молча нажимать нужные кнопки.

Следует помнить, что корректно выявить настоящую причину молчания или их комплекс могут лишь специалисты. И если малыш ребенок плохо разговаривает в трехлетнем возрасте, следует уделить решению этого вопроса максимум усилий, ведь в дальнейшем развить речь будет гораздо сложнее.

Избавление от фобии

В гостях у бабушки моя дочь без видимых внешних причин испугалась собственной тени. Дома невозможно было включить лампу, а на улице не должно быть солнца. Врачи отметили у нас синдром гипервозбудимости. На руках или в коляске доченька вела себя весело и непринужденно, но при малейшей попытке поставить ее на землю начинала поджимать ноги и кричать. Невропатолог посоветовал смоделировать какое-то радостное событие для ребенка. После не очень долгих размышлений мы вызвали нашего папу (пока нас не было, он успел сдать экзамены и поступить в институт). Договорились о времени приезда и ожидали его на улице, дочь была у меня на руках. Ей мы ничего не говорили о приезде папы, просто гуляли, как обычно. Когда она увидела папу, то сама выскользнула из моих рук и бросилась к папе. Больше она ни разу даже не вспомнила о своих страхах, которые не отпускали ее в течение двух недель.

если ребенок не говорит в 3 года что делать

Спецшкола?

Ребенок 3 года не говорит что делать? Дома мы перевели дочь в логопедический садик, и жизнь пошла своим чередом. Врачи беспокоились больше меня. Я не на шутку встревожилась, когда в пять лет мне предложили начать оформление в специальную школу для умственно отсталых детей. На нас началась самая настоящая атака – нас вызывали в больницу, в дом народного образования на разные комиссии, пошли угрозы с какими-то наказаниями в случае неявки.

Я водила всех детей в детскую школу искусств, где они занимались танцами, рисованием и английским языком – школа нам нравилась. Дочь даже выучила небольшое четверостишие по-английски, которое впоследствии спасло нас от спецшколы. Я пришла на одно из заседаний комиссии народного образования, и там мы договорились – чтобы освободиться от нападок врачей и педагогов, мне нужен был вердикт психиатра. К психиатру мы сходили. К сожалению, у меня не сохранился текст его вердикта, но он был в нашу пользу. Это был первый человек, который выслушал меня, а затем пообщался с дочерью. Довольно длительное время играл с ней, спрашивал по картинкам, а когда он попросил что-нибудь рассказать, если захочет, дочь выдала ему простейшее стихотворение на английском языке. После этого он написал нам свой вердикт. Он так и не мог понять, для чего нас к нему направили. Нас должен наблюдать и лечить логопед. Эту бумагу мы с гордостью отнесли на комиссию. Больше нас не беспокоили.

Когда ребенок должен начать разговаривать: нормы

Оценивая речевое развитие ребенка раннего возраста, специалисты отмечают не только способность малыша произносить звуки и слова, но и его эмоционально-речевой отклик, т.е. восприятие ребенком обращенной к нему речи. Реагирует ли ребенок эмоционально на обращенную к нему речь взрослых.

Они доступны только через 4 месяца, так как до 4 месяцев ребенок не может быть проверен. В этом случае лучше выбрать валок. Независимо от стоимости многих дорогих предметов и инструментов, вы должны помнить, что лучшая, самая полезная и самая ценная вещь для ребенка — это оружие матери, которая никогда не покинет даже самый дорогой предмет.

Подготовлено в сотрудничестве с муниципальным бюро общественного здравоохранения города Алитус. Маленькие не начинают говорить. Неужели пора волноваться? Родители трехлетних детей любят интерпретировать это гендерное неравенство — они начинают говорить позже, чем девочки; Или искать причины в их позднем развитии языка.

1 год

На первом году жизни малыш общается со взрослыми при помощи крика и мимики. При помощи них малыш может сообщить маме о том, что он голоден, у него что-то болит или, наоборот показать радость и удовольствие, которое он испытывает, когда его потребности удовлетворены в полной мере.

Развитие речи в первые месяцы жизни начинается с возникновения первых вокализаций малыша обращенных ко взрослому. Малыш при помощи растянутых длинных звуков «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у» обращается к маме, как бы давая ей сигнал, о том, что сейчас он чувствует себя хорошо.

Фактор наследования действительно существует, но является ли это основной причиной нарушенного языка, только специалисты могут его идентифицировать. Во время спешки сказать: «Давайте поговорим, не бойтесь», и приводит примеры того, как родственники и друзья были их детьми только после трех лет. Это может быть, но не всегда. Часто развитие языка нарушается из-за осложнений беременности и родов, или у ребенка возникают сложные языковые расстройства.

Основными причинами являются расстройства нервной системы: гипоксия плода. Травма при родах. Другие причины возможного языкового расстройства. Асфиксии; — инфекция в утробе матери или первые недели жизни; — Хирургия сроком до 3 лет; — переливание крови новорожденному; — нарушения физиологического развития до 1 года; — «длительная желтуха»; — ухудшение слуха; — умственная отсталость; Мозговая травма.

К возрасту 5 месяцев у ребенка появляется случайный лепет «на-на-на», «да-да-да». К 9 месяцам кроха осваивает первые простые слова «ба-ба», «ма-ма». Годовалый малыш в норме должен понимать до 20 слов, обращенных к нему и произносить 5-10 простых слов.

На первом году жизни малыш общается с мамой при помощи звуков и мимики. При помощи лепета и выражения лица малыш может показать маме, чего он сейчас хочет.

Язык также может быть вызван психическими травмами: ребенок был серьезно встревожен родственниками, или семья уже давно травмирует атмосферу. Или, может быть, родители слишком «заботятся»? Просто потому, что люди могут говорить свои желания и потребности другим. Такие дети не чувствуют стимула говорить, потому что они понимают их пополам! И иногда все наоборот: родители не имеют возможности взять отпуск по уходу за ребенком, рано уходят на работу, и у них нет времени, чтобы пообщаться с маленьким: пойте, идите на прогулку, следуйте рассказам, играйте — чтобы стимулировать появление языковых навыков.

2 года

В начале второго года жизни малыш имеет в активном словарном запасе около 15-20 слов и способен выполнить простую инструкцию взрослого: «Принеси мишку», «Дай мяч».

К полуторагодам ребенок способен выполнить уже двойную инструкцию взрослого: «Принеси куклу и положи ее в кроватку», «Возьми мяч и дай его мне».

К концу второго года жизни словарный запас малыша расширяется до 25 слов, он научается строить простые фразы, в его речи появляются первые глаголы: «иди», «бух». Пассивный словарный запас также расширяется, т.е. ребенок больше понимает обращенную к нему речь взрослых: показывает на предметах и картинках, те предметы и явления, которые ему уже известны.

И он просто перегружает мозг ребенка ненужной информацией и блокирует внимание. Вот некоторые наводящие на размышления сигналы, которые вы должны задать специалистам: — Если 2-летний мальчик платит неопределенное количество 10 слов, Не используйте фразы; Не может указать в 2-3 словах, что видно на картинке.

Если 3-летний ребенок не отвечает на простые вопросы: кто? Где?; Не говорите по 3-4 слова в фразах; Смутили понятия «вверх и вниз»; Не выполнял двойную команду подряд: «Поднимите немного и приведите меня». Чем раньше вы начнете профессиональную деятельность с ребенком, тем лучше. Однако родители нередко ждут до трех лет зря. Задержка только добавляет новые проблемы. Процесс значительно более эффективно исправляется в ранний период, когда языковые навыки активно развиваются.

3 года

В возрасте с 2 до 3 лет происходит активное развитие речи ребенка: расширяется активный словарный запас, появляются первые фразы.

В возрасте с 2 до 3 лет малыш осваивает гласные э, ы; согласные м, б, п, т, д, ф, в, к, т, х, понимает значение предлогов и обращенных к нему глаголов: «кто пришел?», «что под столом?».

Прочитайте книги для ребенка, пойте, читайте. Назовите громко вокруг вещей и случаев. Посмотрите на своего ребенка, когда вы поговорите с ним. Сделайте паузы и повторите фразы, новые слова, чтобы малыш понял, что вы сказали. Добавьте несколько слов в словарь своего ребенка каждый день. Помогите ребенку научиться классифицировать вещи, рассказывая им, что они могут делать и что они не могут сделать.

Любой диагноз преодолевается вниманием, заботой и помощью. Подготовлено логопедом Гитаной Солтаниене. Причины речевых расстройств широко варьируются. Аудио произношения дефициты могут возникнуть из озвучиваниих аппаратов травм, нерегулярный укус, недостаточно точные языка и губа движений или неспособность слуха для подобных звуков зондирований. Дополнительные языковые проблемы, когда задерживаются словарный запас и грамматические структуры языка и другого компонента развития языка, в результате языковых областей повреждения, сложной беременности или родов травмы, языковой среды неадекватного ребенка, психического и моторного развития.

В 2 с половиной годика предложения ребенка состоят из 3-4 слов. Он запоминает простые детские стишки и песенки, начинает понимать онтонимы «большой- маленький», «быстро-долго».

К трём годам в норме ребенок осваивает следующие речевые навыки:

  • Говорит более 250 слов.
  • Умеет составить небольшой рассказ по картинке, состоящий из 2-4 предложений.
  • Способен выполнить трехсложную инструкцию взрослого: «Возьми альбом, достань карандаши и садись за стол».
  • Знает и говорит свое имя, фамилию, возраст и пол.
  • Активно использует в речи глаголы, местоимения, предлоги.
  • Умеет составлять сложноподчиненные предложения.
  • Слушает сказки, способен понимать их суть, не рассматривая картинки книги.

К трем годам близкие малыша (мама, папа, сестра, брат, бабушка) полностью понимают его речь, посторонние люди примерно на 75%.

Что может быть расстройством на английском языке? . В случае смеха ритм беглости нарушается. Специфическое развитие языка отличается благодаря интеллектуальному, слуховому, визуальному или многомерному расстройству развития. Нарушения, связанные с чтением и чтением, объясняются недостатками в обучении. Смех вызван множеством психологических, социальных и физиологических факторов. Чаще всего дети из тех семей, которые уже заикаются, воняют. Считается, что основным камнем преткновения является склонность ребенка к заиканию.

В врожденной склонности к таким факторам, как осложненная беременность или родов, сложные отношения между родителями во время беременности, неадекватный психологический климат в семье ребенка растет может вызвать заикание. Как правило, дети начинают заикаться в течение 2-5 лет, когда фразовый язык развивается интенсивно. Усилия говорить в речи могут привести к кратковременным повторениям, перегрузкам или продолжению звуков, что может указывать как на начало заикания, так и на нормальные физиологические нарушения.

Домашние занятия

У логопеда мы прошли курс лечения, от заикания почти избавились. Но говорить предложениями так и не научились. Дома мы с ней занимались ежедневно. Стимулом к началу занятий был кусочек гематогена, который я давала дочери до и после занятий. У нее уже выработался рефлекс: после гематогена – занятия. Занятия проходили в игровой форме. Играли мы во «времена года», играли в слова, читали цифры и делали много чего еще. Она все делала замечательно, полностью справлялась с заданиями, но говорить сложные слова или предложения отказывалась. Повторяла все слоги, выговаривала все звуки, но не могла соединить два разных слога. В один прекрасный день я готовилась к занятиям, как обычно (дочь уже должна была подготовить место для занятий), она подошла ко мне и сказала: «Мама, дай гематоген»… У меня брызнули слезы из глаз, и на мой немой вопрос она продолжила: «пожалуйста». Эту сцену дочь, естественно, помнит до сих пор. Видимо, у нее что-то щелкнуло, и она заговорила. Правда, одна проблема все же осталась – дочь с задержкой отвечала на вопросы, то есть она долго не могла начать говорить. Что-то ей мешало, а ведь скоро в школу. Тогда я пошла к учительнице и поговорила с ней.

Причины, связанные с заболеванием

Бывают и более серьёзные причины молчания. Если в ответственных за развитие речи отделах головного мозга произошли какие-либо нарушения, это может выражаться в замедленном усвоении разговорных навыков. Бывает, что ребёнок от рождения или с младенчества плохо слышит. Тогда научиться правильно произносить слова ему будет очень сложно.

Итак, причинами задержки развития речи могут быть:

  • Внутриутробное заражение плода вирусом краснухи или цитомегаловирусом от больной матери. Глухоту и поражения мозга у новорождённого может вызвать инфицирование женщины этими микроорганизмами во время беременности.
  • Ушибы или травмы головы малыша.
  • Воспалительные заболевания внутреннего уха, повлёкшие за собой снижение слуха.
  • Врождённые неврологические нарушения (гидро-, микроцефалия, ДЦП и т. п.). Дети с тяжёлыми пороками развития центральной нервной системы (ЦНС) не разговаривают совсем или воспроизводят невнятные звуки.
  • Наследственная предрасположенность. Нервные клетки головного мозга, ответственные за формирование речи, созревают слишком медленно. Есть мнение, что эта особенность передаётся генетически.

Нежелание общаться с окружающими изредка может быть проявлением раннего детского аутизма — врождённого нарушения психического развития. При этом у ребёнка есть к 3 годам большой словарный запас, он умеет хорошо говорить, но не хочет. Он всеми путями избегает контакта с внешним миром, не задаёт вопросов и не отвечает на них, однако сам с собой может увлечённо беседовать, рассказывать сказки и стихи. Такому малышу свойственно неправильное употребление личных местоимений: он называет себя «ты», «он» или «она».

Образование

Со школой нам крупно повезло: учительница оказалась замечательной. Я очень ей благодарна за внимание и терпение к моему ребенку. Весь первый класс она задавала вопрос или давала какое-то задание дочери в начале урока, а в конце урока вызывала ее к доске и слушала ответ. Начальную школу она закончила на «отлично». В старших классах у нее открылась тяга к чтению и заучиванию наизусть больших стихотворений. Первым было стихотворение Александра Блока «Скифы». Потом она уже искала стихотворения подлиннее и на уроках литературы выручала весь класс долгим красивым чтением. После школы она пыталась поступить в университет на филологический факультет, но не прошла по конкурсу. Выучилась в училище на оператора ЭВМ, затем в техникуме на бухгалтера. Проработала несколько лет, а вот учебе в институте помешало рождение детей. Думаю, она все-таки поступит в институт, потому что очень любит вкладывать силу, деньги и время в обучение. У нее уже три красных диплома (музыкальная школа, училище, техникум и много всяких свидетельств). Она их коллекционирует.

Социальные и психологические причины

Если обследование не выявило никаких отклонений здоровья, то родителям и педагогам следует обратить внимание на социальные и психологические факторы отсутствия речи.

  1. В семье много детей одного возраста
    . Позднее появление связной отчетливой речи у близнецов, тройняшек, погодков — скорее норма, чем аномалия. Согласитесь, когда у тебя есть интересные собеседники, которые прекрасно понимают и говорят на твоем «птичьем» языке, зачем еще общаться со взрослыми?!
  2. Плохая обстановка в семье
    . Постоянные ссоры, крики, скандалы родителей, физические наказания, уход отца или матери — не самая лучшая почва для развития ребенка. В таких семьях дети чувствуют себя ненужными, забитыми, виноватыми в проблемах родителей. Они молчат скорее из страха привлечь внимание и быть наказанными.
  3. Ребенок предоставлен сам себе
    . Чтобы малыш заговорил к 2-3 годам, с ним необходимо много заниматься: развивать мелкую моторику, логическое мышление, фантазию, петь детские песенки, читать художественную литературу, делать артикуляционную гимнастику. Создайте ему базу для хорошей речи.
  4. Телевизор
    . Да, детские телеканалы с мультфильмами нон-стоп, игры в телефоне и планшете — настоящее спасение для уставших мамы и папы, но такой «досуг» оставляет малыша наедине с самим собой, делает его безучастным зрителем, которому нужно только нажать кнопку. Ему абсолютно не с кем разговаривать, его речь не востребована, словарь не пополняется новыми словами. Такие дети хорошо воспроизводят отдельные фразы из мультиков и передач, но совершенно теряются, когда нужно сконструировать предложение самостоятельно, могут не понять обращенную к ним речь.
  5. Гиперопека
    . Когда взрослые начинают говорить с ребенком на его лепетном языке, предугадывают желание и настроение по изгибу бровей, хорошего здесь мало. Малышу просто не нужно ничего говорить, он все получит и без слов.
  6. Билингвизм
    . Если в семье говорят на смеси языков, особенно, если они сильно отличаются друг от друга по фонетике и грамматике, то малыш находится в замешательстве: какой язык главный? Он плохо понимает значения слов, разделяет языки, и до 4 лет такие дети говорят хорошо крайне редко.
  7. Негативное отношение к речи
    . Когда ребенок теряет интерес к слову, а родители настаивают на его частом повторении, он может замолчать в знак протеста. То же самое может произойти, если родители смеются над неправильным произношением, ударением или употреблением слова, предъявляют завышенные требования.
  8. Стресс, испуг
    . Случается и так, что ребенок, делающий неплохие успехи в речи, надолго замолкает, пережив сильное потрясение, например, смерть или уход одного из родителей, насилие, стихийное бедствие, аварию и т. д.
  9. Родители слишком быстро говорят, много громких звуков вокруг
    . Да-да, именно так. Малыш просто не успевает разобрать слова, усвоить их из-за быстрого темпа речи (а уж если один из родителей плохо выговаривает звуки, то и сложность задачи возрастает), ему мешает постоянно включенный телевизор или радио. Как ни странно, здесь друг речи — тишина.
  10. «Больничный» синдром
    раньше был редким явлением, но сейчас встречается все чаще. Если ребенок долго находится на лечении в больнице, особенно с рождения, он оторван от сверстников, окружающего мира, мама постоянно нервничает, сильно напряжена и не может заниматься с ним полноценно при всем желании. Такие дети начинают говорить позднее сверстников.

Устранить психологические и социальные причины отсутствия речи, легче, чем физиологическом. При грамотном подходе, правильно выстроенных занятиях со специалистами, ребенок быстро наверстывает упущенное время.

Екатерина Морозова

Время на чтение: 11 минут

А А

Малышу уже почти 3 года, а его никак не разговорить? Такая проблема сегодня встречается довольно часто. Мамы нервничают, паникуют и не знают, куда «бежать». Что делать? В первую очередь — выдохнуть и успокоиться, лишние эмоции в этом вопросе ни к чему.

Разбираемся в вопросе вместе со специалистами…

Итог истории с задержкой речи

С детских лет моя дочь была очень самостоятельная. В три года она сама ходила в детский садик, пока я кормила и одевала ее сестренку. Садик был во дворе. Из соседнего дома у подруги окна выходили во двор и она комментировала каждый шаг дочери. В 4 года она ходила сдавать кровь из пальчика в детскую поликлинику. В 5 лет она уже самостоятельно водила сестру и брата для сдачи крови. Детская поликлиника была в пристрое к соседнему дому. В первом классе она записалась в музыкальную школу по классу гитары, успешно ее закончила. В 20 лет приняла решение бросить все и уехать в Эстонию.

Сейчас у нее семья: любимый муж и четверо маленьких детишек – два мальчика и две девочки. Она очень любит с ними заниматься. С речью у них все в порядке. Играет на гитаре и выступает со сцены вместе с мужем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: