Развитие речи ребенка в полтора года (личный опыт)

Нормы развития

Врачами утверждены определённые возрастные рамки для каждого умения ребёнка. Но стоит учитывать, что все они примерные, то есть отклонения от них вполне допустимы.

Нормы развития речи у детей.

По данным современных психологов, в полтора года дети должны:

  • активно перемещаться (вставать, ходить, падать, пытаться везде залезть);
  • играть в «ладушки»;
  • уметь зажимать кулачок;
  • хлопать в ладоши, если что-то получилось;
  • играть в бытовые предметы (кастрюли, половник, ложки и т. д.);
  • повторять простейшие бытовые действия (расчёсывать себя, родителей или игрушки, катать по полу машинки или коляску и т. д.);
  • понимать просьбы (выполнять их правильно необязательно);
  • откликаться на имя (при условии, что он его слышит дома в обращении к себе);
  • заниматься одним делом не более 10 минут;
  • указывать на предмет, который вызвал интерес;
  • надевать на пирамидку колечки (их порядок значения не имеет);
  • совершать ритмичные движения под музыку;
  • копаться в одежде, вынимать её из шкафов и ящиков;
  • плакать, если происходящее его не устраивает;
  • бросать предметы и радоваться этому.

Здоровые дети в возрасте от годика до двух выполняют хотя бы половину из этого списка. Речь не является показателем развития у ребёнка в этот период времени. Хотя от неврологов старой школы ещё можно услышать слова о 20 словах, которые должен произносить малыш.

«Словом» неврологи называют любой слог или гласную, которая обозначает предмет (му — это слово, ма — тоже).

К двум годам должны появляться узнаваемые осмысленные слова. Но даже если этого не произошло, даётся ещё 3-6 месяцев на наблюдение за ребёнком. Далее смотрят на остальные показатели развития и решают, подождать до 3-х лет или начинать занятия с логопедом. Таким образом, ребёнок в полтора года может не говорить ни одного слова, понятного взрослым. И это будет считаться вариантом нормы.

Развитие речи детей от 1 года до 1,5 лет.

Второй год жизни

Второй год жизни – самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период, когда растёт активный словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение.

В первом полугодии второго года жизни наиболее бурно развивается понимание речи и совершенствуется речевой слух. Малыш может узнать среди группы предметов ему знакомый, найти на картинке кошку, собаку и др. животных. В то же время он может показать, где у него глазки, носик и т.д. Получает дальнейшее развитие способность детей к подражанию действиям, интонациям.

В первые месяцы второго года жизни начинает накапливаться активный словарь. Рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания.

Слово при первом усвоении обозначает для ребёнка название только данного, единичного предмета. Для детей, начинающих говорить, слова «мама», «стульчик», «мячик» — такие же собственные, как Маша, Саша.

А затем при помощи чувственного восприятия конкретного предмета, когда дети двигают предмет, трогают его, нюхают, пробуют на вкус, дети не только запоминают слова – наименование этого предмета, но и происходит усвоение этого наименования, как обобщённого названия всех предметов данного класса: стол – это не только стол в данной комнате, но и любой другой стол. Глаголы и прилагательные не имеют нулевой степени обобщения. Ребёнок совершает конкретные действия с предметом, видит, как такие же действия совершают другие люди и усваивают их названия. Ребёнок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов и начинает понимать, что одно и то же название цвета, формы, размера может относиться к разным предметам, т.е. он начинает осознавать обобщённый смысл прилагательных.

Необходимо заметить, что словарный запас является лишь строительным материалом, с помощью которого можно построить предложения, служащие целью общения и познания действительности.

В развитии речи ребёнка этого возраста усвоение грамматического строя речи является не менее актуальным, чем накопление словаря. Грамматический строй формируется поэтапно. Согласно периодизации, предложенной А.Н.Гвоздевым, возраст от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. называется периодом предложений, состоящих из аморфных слов – корней. В свою очередь, он делится на 2 этапа:

этап однословных предложений (1год 3 мес. – 1 год 8 мес.) и

этап предложений из нескольких слов – корней (1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.).

Этап однословного предложения

Аморфные слова чаще всего состоят из одного слога, в большинстве случаев ударного: « ба»– «собака», «пу» – «капуста» и множества звукоподражаний: «би-би», «ав-ав», «мяву». Ребёнок часто одним словом обозначает разные вещи, имеющие общий признак. Так, слово «кыль-кыль» — это и карандаш, и нож, и меч (всё колючее), «ффууу» — это и лампочка, и спички, и плита.

По мере того, как накапливается опыт, ребёнок учится различать предметы, и у него в активном словаре появляются новые слова. Первые слова несут в себе не только номинативную функцию, т.е. называют предметы, но и одновременно обозначают действия, которые нужно производить с этими предметами, т.е. являются одновременно предложениями. Слово «би-би» обозначает не просто машинку, но и сказанное с требовательной интонацией и усиленное жестами, «Дай машинку».

Малыши используют слова – предложения до 1 года 8 месяцев, а потом начинается этап фразовой речи:

Этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев).

Слова в таких предложениях не связаны грамматически, глаголы часто являются звукоподражаниями: «бай»-спать, «бух»-упал, «куп-куп»-купаться и т.д. Много глаголов повелительного наклонения «дай», «неси». Вот примеры таких предложений «Ляля бух»-кукла упала, «Папа ам»-папа кушает.

Усвоение грамматической структуры предложения

В возрасте от 1 года 10 мес. до 2-х лет 1 мес. происходит возникновение первых форм слова. Теперь фраза начинает оформляться грамматически в соответствии с законами языка, а не способом простого приставления слов друг к другу.

Первыми формами существительных, которые появляются в речи, являются — формы
множественного числа с окончаниями –и, -ы «толь-толи» стол-столы»;
винительного падежа с окончанием –у- («дать куку»-дать куклу);

предложного падежа с обозначением места и окончанием –е, но без употребления предлогов(«толе»-на столе).

Появляются первые прилагательные, чаще мужского и женского рода: «белиль»-белый, «чёняня»-чёрный.

В это время фраза уже состоит из 3-4 слов, она имеет некоторое грамматическое оформление, т.к. дети умеют согласовывать существительные с глаголом, а так же правильно употреблять винительный падеж в качестве прямого дополнения. Себя дети называют в 3-ем лице по имени, хотя и возможно появление местоимения «я» уже на втором году жизни. Кроме этого, есть много свидетельств более раннего употребления различных форм глаголов первого лица единственного числа («хочу»), третьего лица единственного числа прошедшего времени («ляля кусала»)-ляля кушала, будущего времени («папа будеть титать»-папа будет читать).

Малыши, опережающие в развитии речи своих сверстников, в 2 года могут уже почти не иметь аграмматизмов в речи, овладевают системой окончаний, включают в речь предлоги и начинают практически овладевать словообразовательными моделями.

Развитие произносительных навыков

В период с 1-го года до 2-х лет темпы нормализации звукопроизношения отстают от темпов овладения словарём и грамматическим строем. Можно сказать, что ребёнок в это время занят другим. Причины искажённого звукопроизношения в том, что артикуляционный аппарат двухлетнего ребёнка ещё не совершенен.

В начале второго года жизни ребёнок правильно произносит несколько звуков: гласные «а», «у», «и», «о» и согласные «б», «п», «м». остальные звуки заменяются близкими по артикуляции, более лёгкими в произношении. Причём большинство этих звуков-заменителей русскому языку не соответствуют и позже утрачиваются. Надо отметить, что все звуки речи проходят через систему заменителей, следовательно, этап неправильного звукопроизношения свойственен всем детям в определённое время (так называемое физиологическое косноязычие).

Последовательность усвоения звуков русского языка подчиняется общим правилам и в норме не имеет исключений. Свистящие звуки усваиваются в произношении лишь после появления язычно-зубных смычных «т», «д».

На основе свистящих усваиваются шипящие согласные. Твёрдые «б», «п», «м», «в», «ф» появляются раньше парных мягких, а твёрдые «т», «д», «н», «л»-после парных мягких.

В течении второго года жизни в речи детей появляются в правильном произнесении примерно половина звуков родного языка. К полутора годам ребёнок чётко произносит гласные звуки «а», «и», «о», «у», «э», согласные «б», «п», «м», «й», «к», «г». Из гласных отсутствует «ы».

В два года в речи детей преобладают мягкие звуки, они произносятся на своих местах и служат заменителями твёрдых согласных звуков. Возрастной нормой является также опускание сонорных звуков: «ыба» вместо «рыба», «пахая» -плохая.

Из твёрдых звуков начинают произноситься «в», «ф», «х», а у некоторых детей и «т», «д», «н». Произношение даже имеющихся в речи звуков пока неустойчивое, ребёнок может произносить одно и то же слово по-разному, заменяя трудный звук то одним, то другим заменителем или правильно употребляя звук.

Достижения второго года жизни

1.Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.

2.Выполняют просьбы взрослых, состоящие из 2-х частей.

3.Понимают значения пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).

4.Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул-это стул).

5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».

6.К 1,5 годам

в активном словаре ребёнка насчитывается около
50 слов,
к 2-м годам – 200-400 слов

, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а так же глаголов, обозначающих простые действия.

7.Речь аграмматична. Пользуется фразой из 2-4 слов, согласует глаголы 3-его лица единственного числа настоящего времени с существительными, использует формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».

8.В речи много глаголов в повелительном наклонении.

9.Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).

10.Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно.

11.Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры путём опускания слогов из середины слова).

12.У некоторых детей слабый, тихий голос.

Причины отставания

На речевое развитие ребёнка влияет много факторов.

Они делятся на несколько групп:

  • органические (заболевания нервной системы, внутреннего и среднего уха, черепно-мозговые травмы, недоношенность, гипоксия и травмы во время родов, вредные привычки матери и экстрагенитальные патологии беременной);
  • физиологические (раннее прекращение кормления грудью, запоздалый переход на пищу кусочками, гипотонус мышц артикуляционного аппарата, неправильный прикус);
  • психологические (стресс, напряжённые отношения в семье);
  • социальные (неблагополучность семьи, отсутствие общения между взрослыми и с ребёнком или гиперопека, когда пропадает мотивация к речи).

Большинство причин является обратимыми — их можно предотвратить или исправить. Органические поражения лечит невролог, к которому можно обратиться за консультацией по поводу речи. Он выяснит уровень развития ребёнка и степень поражения мозга. Если она небольшая, можно обойтись без препаратов и процедур, а чуть больше внимания уделить занятиям по постановке звуков.

Ребенок в 1,5 года не говорит: ответы на вопросы родителей от логопеда — дефектолога

Инна! Здравствуйте! Ребенок действительно никому ничего не должен в любом возрасте. А вот нам — взрослым — очень важно оказать ему помощь в трудной ситуации. И одно дело — если ребенок лепетал на первом году жизни, и в полтора года лепечет и говорит простейшие лепетные слова, пытается соотносить слово и предмет. Другое дело — это когда он не лепетал и даже первых звуков не было, и такая ситуация продолжается до полутора лет или даже трех лет. Можно ждать трех или даже пяти лет и потом кусать локти и жалеть об упущенном. Можно начать активно действовать и реально помочь малышу. Но наша помощь и занятия по развитию с маленьким ребенком как раз и является радостью жизни и счастливым детством, когда и маме, и малышу интересно в совместном общении и в речевых играх. А не в натаскивании малыша и его «дрессуре».И не в лихорадочно постоянно проводимых занятиях и ожидании: когда же, когда же заговорит.

И в этом плане Вы правы — чтобы детки говорили нужно, чтобы с мамой им интересно было, чтобы мама умела интересно с ними играть и использовать в своих играх речь, побуждать к речи естественным путем. Но… 1) современные мамы часто не имеют знаний о том. как же это можно сделать, и эта проблема решаемая, 2)не всем детям этого достаточно, увы. По опыту мам моих речевых курсов я знаю, что 80-90% мам с детьми раннего возраста, которые приходят с задержкой речевого развития не только в полтора года, но и в два с половиной, научившись правильно общаться с малышом полностью избавляются от задержки речевого развития. И малыш не только догоняет, но и перегоняет ровесников в речевом развитии. Только за счет того, что мама научилась правильно общаться с ребенком. Но есть и другие 10-20% — о чем Татьяна и говорит в этом видео — это дети с серьезными логопедическими проблемами, которым мама сама не может помочь. И тогда нужно единство в помощи ребенку: невролог + логопед-дефектолог + мама, которая дома проводит речевые игры и активизирует речь ребенка и выполняет с ребенком задания логопеда. И нужно вовремя получить эту помощь. Единственное, что я лично всем мамам советую — идите к очень опытному неврологу, а лучше переговорить с несколькими специалистами. Т.к. я часто встречаюсь с ситуацией, когда совершенно здоровому малышу назначают ненужные ему препараты и много обследований, особенно в платных клиниках, где врач получает зарплату в зависимости от суммы сделанных ребенку назначений. В этом плане лучше перепроверить, чем навредить. А вот речь и индивидуальность как раз очень связаны — в этом Вы не правы. Т.к. есть и языковая личность ребенка, и она проявляется и в дошкольном возрасте тоже. Но проявляется только в том случае, если речь развита. Тогда появляется и развивается и индивидуальный стиль речи, и образность речи, и яркость и меткость слова, и словесное творчество ребенка, и языковое чутье. Если же ребенок с трудом произносит звуки и с трудом говорит — то ни о какой индивидуальности речи разговор не может идти. А речь — зеркало внутреннего мира малыша, она связана с его восприятием мира и себя в этом мире. Поэтому наша задача — не убегать от ситуации, а понимая значимость речи в жизни любого человека, в развитии его индивидуальности, активно помогать малышу овладевать речью в том числе и как способом самовыражения и познания себя и мира вокруг.

Диагностика состояния

Если родителей беспокоит отсутствие речи у ребёнка в 1,5 года, им стоит начать диагностику с невролога. Он оценит риски органического поражения мозга и назначит необходимое обследование. Если патологии центральной нервной системы у пациента отсутствуют, значит медикаментозное лечение не требуется.

Диагностика у невролога.

Следующим пунктом стоит посетить нейропсихолога. Он определяет соответствие психического развития возрасту. При обнаружении расхождений, врач даёт рекомендации по коррекции в домашней обстановке. К этому специалисту лучше обращаться всей семьёй. Часто проблемы речи у ребёнка кроются во взаимоотношениях между взрослыми, которые можно заметить только со стороны.

Третья ступень поиска — логопед. Он не возьмёт на занятия полуторагодовалого малыша, но может проверить артикуляционную зрелость аппарата и показать упражнения для выполнения дома. Спустя несколько месяцев стоит сходить на повторную консультацию для отслеживания темпов развития ребёнка.

Зачем увеличивать словарный запас

Есть несколько причин, почему вам стоит заняться увеличением словарного запаса ребенка:

  • улучшается память;
  • активизируются мыслительные процессы;
  • лучше развиваются умственные способности;
  • возрастают коммуникативные навыки ребенка.

А еще развитие словарного запаса положительно влияет на самооценку и психологический комфорт ребенка. Ему легче выражать свои мысли и эмоции, он не чувствует себя глупым по сравнению со сверстниками и не ощущает неловкости, когда взрослые ведут серьезные разговоры.

То есть как ни посмотри, увеличивать словарный запас нужно. Но как это сделать? Мы нашли 5 проверенных способов – для большей эффективности используйте сразу несколько из них или даже все вместе. И, что самое важное, займитесь развитием лексикона до 12 лет – это идеальное время для развития и обучения ребенка.

Способ 1. Учим стихи

Заучивание стихов – это полезная практика, которая тренирует память и развивает словарный запас. Главное – выбирать стихи, соответствующие возрасту ребенка.

Способ 2. Читаем книги

Чтение хорошей литературы развивает и обогащает лексикон. Но, к сожалению, многие достойные произведения подаются детям в сокращенном и адаптированном виде. В итоге они не только пропускают важные сюжетные моменты, но и теряют возможность выучить много новых слов. Старайтесь находить для ребенка полные версии книг. Главное, подбирайте произведения, которые он сможет понять и осмыслить.

Способ 3. Приобщаемся к прекрасному

Ходите вместе с ребенком в кино, театр или на выставки. Важно, чтобы мероприятие было интересным, а произведение искусства качественным – так вы сможете обсудить все детали увиденного. А именно это вам и нужно – обсуждая фильм или спектакль, ребенок будет стараться использовать больше слов для описания своих эмоций, а еще припоминать недавно услышанные слова.

Способ 4. Подключаем игры

Существует масса игр, развивающих словарный запас: викторины, лото, ребусы и шарады, «складывалки» слов и др. Покупайте красочные игровые наборы и играйте вместе с ребенком каждый день. Возможно, поначалу вам будет немного скучно из-за того, что вы изучаете простые слова, но со временем вы обязательно втянетесь. Ведь так захватывающе побыть в роли первого учителя для своего ребенка.

Способ 5. Посещаем специальные курсы

Если раньше обучение ребенка было довольно жестко ограничено школьной программой, то сегодня появилось множество возможностей для хорошего внешкольного образования. Специально обученные педагоги используют новейшие разработки для того, чтобы быстро научить ребенка говорить и увеличить его словарный запас.

Но есть и другой важный момент, которому уделяется внимание на подобных курсах. Часто словарный запас растет очень медленно, потому что ребенку просто сложно запомнить много новых слов. То есть порой проблема решается на уровне развития памяти.

В Беларуси уже функционирует современная Академия развития интеллекта для детей и взрослых Smartum. Какие курсы помогут вашему ребенку развить память и быстро увеличить словарный запас?

  1. занятия по программе «Мегапамять»;
  2. занятия мегаскорочтением;
  3. занятия ментальной арифметикой.

Все учебные курсы направлены на всестороннее развитие ребенка и улучшение его умственных способностей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос умным, успешным и счастливым, не игнорируйте новые возможности для его развития. Запишите сына или дочь на дополнительные занятия, но не забывайте о собственной роли в его обучении: общайтесь, читайте книги, разучивайте стихи, ходите в кино, обсуждайте все, что увидели и услышали. А еще не нервничайте, когда ребенок просит объяснить новое слово, ведь ваша обязанность как родителя – заботиться о нем и всячески поддерживать на пути взросления.

Принципы развития речи

Если в 1,5 года ребёнок не говорит, стоит обратить внимание на то, чем он занимается в течение дня.

Необходимо включить в распорядок несколько пунктов:

  1. Развитие крупной моторики (бег, перелезание через препятствия, лазание по лестнице, плавание).
  2. Занятия по мелкой моторике (игры с материалами, различными по текстуре — макароны, крупы, сушёная фасоль, различные ткани и специальные игрушки с мелкими деталями).
  3. Больше разговаривать (родители должны проговаривать каждое своё действие и то, что они делают с ребёнком).
  4. Исключить гаджеты и мультики (они формируют пассивность в речи — учат слушать, но не говорить).
  5. Петь песенки (особенно любимые, которые ребёнок знает и будет пытаться повторить).
  6. Побуждать к разговору (малыш должен не просто мычать, а просить предмет, который ему нужен, и не получать желаемое иным способом).

Соблюдая эти правила, получится создать идеальную среду для развития речи ребёнка. И помочь ему в этом должны родители, а не врачи. Поэтому до 3-х лет большое внимание уделяется именно домашним занятиям с детьми.

Способы развития словарного запаса у ребёнка

Больше читайте

Когда мы читаем ребёнку книгу, он сталкивается с ситуациями и объектами, с которыми до этого не взаимодействовал, а может, и не встретится никогда. Приведём пример: жирафа, тушканчика или птицу ткачика ребёнок из средней полосы России может увидеть разве что в зоопарке, а благодаря чтению книги «Мартышкин дом» Бориса Заходера с хорошими иллюстрациями узнает о существовании таких животных, их названиях, месте обитания и некоторых повадках. Расширится кругозор ребёнка, появится пища для его фантазии, новая тема для творчества и, конечно, увеличится словарный запас.

Для формирования лексикона детей младшего возраста хорошо подходят виммельбухи – книги с крупными детализированными иллюстрациями без текста или с его минимальным количеством. Они знакомят ребят с новыми для них ситуациями. Например, с жизнью в деревне или в большом городе. Рассматривая книжки-картинки вместе с малышом, вы можете объяснить незнакомые понятия и проговорить новые слова. А чтобы их лучше запомнить, давайте ребёнку простые задания, например: «Найди и покажи курочку», «Кто сидит в тракторе?», «Кто первый найдёт гусеницу – ты или я?».

Говорите с ребёнком

Для ребёнка нормально и естественно изучать окружающий мир через взаимодействие со взрослыми, через интерпретации, которые даёт родитель происходящим вокруг событиям. Важно разговаривать с сыном или дочкой с рождения. Делаете малышу массаж или гимнастику – называйте части его тела. Гуляете в парке – перечисляйте растения и птиц, которых видите. Идёте по городу – расскажите про машины, дома, строительную технику. Следите, чтобы ваша речь была разнообразна: используйте синонимы, говорите распространёнными предложениями. Эмоциональный настрой тоже важен: покажите чувства, которые вы испытываете. Здорово, если у малыша будет возможность потрогать, понюхать или даже облизать новый предмет, хотя это не всегда уместно.

Играйте в игры

Дети познают мир через игру, поэтому научить их чему-либо проще всего в игровой форме. Есть несколько способов расширить словарный запас ребёнка в увлекательной манере.

1. Съедобное-несъедобное

. Знакомая всем игра: ведущий бросает мяч и называет предмет. Если это что-то съедобное, мяч нужно поймать. Если наоборот – отбить. Тот, кто ошибётся, становится водой. Кстати, в эту игру можно играть по-разному: например, называть живое и неживое, или тёплое и холодное.

2. Кто больше вспомнит?

В эту игру удобно играть по дороге в детский сад. Определите категорию, к которой будете подбирать слова, например, «Животные». Поочередно придумывайте с ребёнком подходящие слова. Кто не сможет подобрать – проигрывает. Кстати, если вы немного поможете ребёнку и позволите ему выиграть, он будет воодушевлён.

3. Опиши вещь

. Вариант игры «Крокодил» для самых маленьких: пусть ребёнок опишет любую вещь из окружающей обстановки, а вы её отгадаете. Потом можно поменяться ролями.

4. Аналогии

. Предложите ребёнку продолжить фразу вроде этой: «Футболка – одежда, ботинок — …»

5. Весёлая семейка

. Ведущий бросает мяч всем поочередно. Сначала при каждом броске он называет варианты имён. Если имя игроку подходит, мяч нужно поймать. В какой-то момент вода бросает мяч и произносит «Семейка» или «Весёлая семейка». Если участник поймает такой мяч, сможет придумать себе имя сам. А вот если упустит, право выбора перейдёт к воде. После имени выбирают отчество, фамилию, место жительства, профессию, домашнего питомца, мужа или жену.

6. Скажи наоборот

. Один из участников называет слово, а другой должен подобрать к нему антоним: день — ночь, мокрый — сухой и др.

7. Что это значит?

Хороший способ запомнить новые слова. Взрослый называет незнакомое ребёнку слово (например, «рептилия») и предлагает варианты его значений. Задача малыша – выбрать правильный вариант.

8. Правда или нет?

«Акулы ходят по земле», «Солнце кубической формы», «Цыплята больше собаки»: предлагайте ребёнку варианты верных и ложных утверждений, а он будет радоваться, находя ошибки.

Ребёнку с богатым словарным запасом легче учиться, легче общаться со взрослыми и другими детьми. Задача родителей – помочь ему реализовать природный потенциал, в том числе – развить грамотную речь и восприятие информации в устном и письменном виде.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: