Невротическое заикание: возможные причины, симптомы, проведение диагностики и лечение

Неврозоподобное заикание

— вид заикания, обусловленный остаточными органическими изменениями головного мозга, возникшими после перенесенных внутриутробно, перинатально или в раннем детском периоде патологических состояний. Заикание неврозоподобного типа характеризуется повышенной активностью речи, обилием сопутствующей моторики, отсутствием логофобии, усилением при психомоторном возбуждении и после перенесенных соматических заболеваний. Как правило, возникает на фоне некоторой задержки психомоторного развития, отдельных нарушений моторики и недостаточности эмоционально-волевой сферы. Диагностика осуществляется логопедом, неврологом и психологом. План лечения включает медикаментозную терапию церебральных нарушений, логопедическую коррекцию, занятия с психологом и психотерапию.

Неврозоподобное заикание

Современная логопедия выделяет 2 вида заикания: невротическое (логоневроз) и неврозоподобное. Первое обусловлено психотравмой и может возникать в любом возрасте. Второе связано с нарушениями в функционировании церебральных структур, отчего в практической неврологии оно носит название органического. Неврозоподобное заикание, как правило, развивается в период интенсивного становления речевой функции — у детей 3-4-х лет. В подростковом возрасте у таких детей могут развиться невротические симптомы, вызванные наличием дефекта речи и более типичные для логоневроза. В связи с этим многие авторы выделяют в качестве отдельного вида неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями, или так называемое смешанное заикание.

Причины возникновения

В отличие от невротического, неврозоподобное заикание не имеет связи с психотравмирующей ситуацией. Оно обусловлено функциональными изменениями ЦНС, возникшими в результате той или иной, возможно нерезко выраженной, органической патологии головного мозга. Последняя может быть вызвана неблагоприятными воздействиями на формирующийся организм ребенка в антенатальный период, родовой травмой, различными заболеваниями в постнатальном периоде. К моменту возникновения заикания органические изменения церебральных структур обычно носят резидуальный, или остаточный, характер.

К предрасполагающим триггерам, способным вызвать неврозоподобное заикание, относят тяжелые заболевания родителей, как правило, инфекционного или нервно-психического типа (туберкулез, сифилис, шизофрению, маниакально-депрессивный психоз); вредоносные воздействия на организм беременной (производственные вредности, курение, токсикоманию и наркоманию, прием медикаментов, противопоказанных в период беременности), осложнения беременности (токсикозы, эклампсию, фетоплацентарную недостаточность, внутриутробные инфекции, гипоксию плода) и родов (асфиксию новорожденных, внутричерепную родовую травму).

Не последнее значение имеют наследственные факторы, лежащие в основе генетической предрасположенности к заиканию. Отмечено, что многие дети с неврозоподобным заиканием имеют близких родственников с речевой патологией.

Невротическая форма заикания – о причинах, проявлениях, течении

Невротическая форма заикания появляется внезапно в возрасте 2-6 лет. Это дети, рожденные в срок, без внутриутробной инфекции, без осложнений в родах. Они нормально растут и развиваются согласно возрасту, двигательное развитие не задерживается – ребенок вовремя пополз, вовремя пошел.

Такие дети начинают произносить отдельные звуки, слова, у них оформляется речь отдельными фразами – говорят уже словосочетаниями, предложениями. Первые слова ребенок говорит уже в 10 месяцев, фразы – к полутора годам. За несколько месяцев словарный запас детей резко увеличивается. Дети говорят быстрее, чем их сверстники.

Большинство детей до появления заикания уже имеет определенные личностные особенности – смены настроения, боязнь темных комнат, плаксивость, возбудимость, ночной энурез. В незнакомой обстановке такие дети пугаются, боятся перемен, длительно и сложно адаптируются к детскому саду.

Невротическая форма заикания у детей возникает вследствие острой или хронической психической травмы. Острая психическая травма – это внезапный испуг, хроническая – неблагоприятный климат в семье, скандалы. Невротическое заикание развивается у детей при активном введении второго языка, при двуязычии в семье или при увлечении родителей методиками раннего развития ребенка. В этом случае изучение второго языка сопровождается большим нервным напряжением, которое ребенок не всегда может вынести.

Течение невротической формы заикания может быть благоприятным, когда после изменения окружающей обстановки и проведения лечебных мероприятий наблюдается быстрая обратная динамика – речь ребенка полностью восстанавливается. Неблагоприятное течение характерно для детей с наследственной предрасположенностью к заиканию (заикается мама или папа), на фоне сохраняющегося конфликтного настроения в доме.

Общая моторика детей с невротическим заиканием не нарушено, двигаются грациозно, координация сохраняется, жесты и мимика эмоциональны.

Симптомы неврозоподобного заикания

Неврозоподобное заикание появляется исподволь и развивается постепенно обычно в период активного формирования фразовой речи. Типична преимущественная локализация судорог в артикуляционном аппарате: губах, языке и мягком небе. Более резко они проявляются при произнесении таких согласных звуков, как «б», «г», «п», «д», «т» и «к». Речевая активность обычно повышена, характерна тахилалия. Зачастую неврозоподобное заикание появляется на фоне выраженной дислалии или существующей в стертом виде дизартрии. В отдельных случаях наблюдается общее недоразвитие речи.

Геморрой в 79% случаев убивает пациента

Обычно речевые движения детей с органическим заиканием недостаточны по силе и объему, в результате чего их речь монотонна и невыразительна, характеризуется приглушенным произношением звуков. Часто такие дети сопровождают свою речь стереотипными движениями (активной жестикуляцией, иногда — кривляньями). Параллельно, как правило, наблюдается однообразие и некоторая скованность движений, недостаточность мелкой моторики, бедная мимика, элементы дисграфии и дислексии. Обнаруживаются синкинезии. Недостаточная быстрота и ловкость при выполнении двигательных актов делает ребенка неуклюжим и нерасторопным. В психической сфере отмечается импульсивность, инертность, эйфоричность, трудности переключения, истощаемость и быстрая утомляемость. Не характерна фиксация на собственном дефекте речи, логофобия отсутствует. Вместе с тем, у ребенка нет и особого стремления избавиться от речевого дефекта. Кроме того, преодолению заикания мешает незрелость эмоционально-волевой сферы.

Неврозоподобное заикание отличается относительным постоянством интенсивности речевых нарушений. Его сила не зависит от внешних психо-эмоциональных факторов, не наблюдается характерного для неврозоподобной формы усиления заикания в незнакомой обстановке или при контакте с малознакомыми людьми. Неврозоподобное заикание нарастает в связи с психомоторным возбуждением и большой речевой нагрузкой. Некоторое ухудшение речи может отмечаться при переутомлении и после перенесенных соматических (острый гастрит, цистит, гломерулонефрит и пр.) или инфекционных (корь, ветряная оспа, ОРВИ, грипп, ангина и т. п.) заболеваний.

В возрасте 12-15 лет возможно присоединение невротических симптомов в виде тревожности и логофобии в присутствии посторонних. Происходит снижение речевой активности, появляется фиксация на сложнопроизносимых звуках. Обнаруживается усиление заикания в психологически некомфортной атмосфере, однако оно носит непостоянный характер. Заикание принимает волнообразное течение, поскольку зависит от психического и физиологического состояния ребенка.

Клиническая картина: симптомы и проявления

Разграничения эволюционных видов заикания (невротическое и неврозоподобное) весьма условное, часто встречаются смешанные типы – логоневрозы сопровождаются различными соматическими расстройствами.

Отличительные особенности проявления неврозоподобного заикания:

При переутомлении, речевых и физических нагрузках, соматических и инфекционных заболеваниях (гастрит, цистит, ветрянка, ОРВИ, грипп и пр.) ситуация усугубляется, симптомы проявляются ярче и сильнее.

Диагностика неврозоподобного заикания

В анамнезе у пациентов с органическим заиканием можно выявить ту или иную патологию анте-, пери- или постнатального периода, указания на задержку психомоторного развития в первые 1-2 года жизни. Осмотр невролога выявляет рассеянную резидуальную неврологическую симптоматику, признаки церебрастенического синдрома (повышенная раздражительность, истощаемость, утомляемость), разнообразные нарушения моторики, затруднения при выполнении координаторных проб, неустойчивость в позе Ромберга. Типично слабо развитое чувство ритма и расстройство содружественности движений.

Диагностическое обследование речи включает диагностику устной речи и слухоречевой памяти, диагностику письменной речи у школьников. Для выявления церебральной органической патологии проводятся инструментальные обследования. Рентгенография черепа обычно выявляет признаки гидроцефалии. Эхо-ЭГ — внутричерепную гипертензию. Электроэнцефалография — функциональные нарушения, свидетельствующие о наличии органических изменений; нередко повышенную судорожную готовность. КТ или МРТ головного мозга позволяют исключить внутримозговую опухоль, гематому, кисту, энцефалит, арахноидит, аневризму церебральных сосудов, которые также могут быть причиной развития заикания.

2.Причины

Общеизвестна и очевидна роль социально-психологических факторов в развитии заикания. К таким факторам относятся ситуации острого и хронического дистресса, психотравмы, пережитые шоковые состояния (после чего речь может на какое-то время утрачиваться полностью, восстанавливаясь уже с заиканием), социально-педагогическая запущенность, нездоровый микроклимат в семье, завышенный уровень ожиданий и требований к ребенку, дефицит внимания и общения, неосознаваемый и неотреагированный внутренний конфликт, и т.д. Собственно, потому заикание и относят к невротическим расстройствам, что в его основе практически всегда лежит та или иная психогения.

Однако патогенез развития логоневроза на уровне функционирования ЦНС остается, по сути, неясным. За последнее столетие выдвинут ряд серьезных гипотез и теорий, – от психоаналитических и бихевиоральных до психолингвистических и нейрофизиологических, – но все они, в лучшем случае, являются лишь более-менее удачными моделями, способными ответить на часть вопросов и не решающими проблему в целом. Так, до последнего времени недооценивалась, по-видимому, роль генетических факторов (наследственная предрасположенность могла бы объяснить, кроме прочего, преобладание лиц мужского пола среди страдающих заиканием) и/или значение гормонального дисбаланса (в частности, аномальных концентраций нейромедиатора дофамина). По сей день неизвестно, почему логоневроз встречается в столь разных вариантах и чем именно определяется клиническая специфика при одинаковых, казалось бы, начальных условиях.

Не всегда удается найти в анамнезе причину (в том числе в сфере бессознательного и вытесненного), которую можно было бы счесть достаточно серьезной: многие дети и взрослые, пережившие более чем тяжелые психотравмы, никаких признаков заикания не обнаруживают.

Электрофизиологические, томографические и прочие инструментальные диагностические методы также пока не приносят исчерпывающей информации о связях между заиканием и органическими изменениями в структурах головного мозга, – в частности, зоны Брока́, функционирование которой непосредственно ассоциировано с речью.

Ситуация дополнительно осложняется тем, что заикание нередко развивается по типу порочного замкнутого круга: ребенок с речевым расстройством испытывает огромный дискомфорт по поводу своей «неполноценности» (особенно если подвергается насмешкам или иному прессингу), может замкнуться, впасть в тяжелое депрессивное состояние, начать страшиться и избегать речевой коммуникации вообще, оставить всякие попытки и веру в возможность излечения; нарастающее интрапсихическое напряжение, таким образом, по принципу обратной связи прогрессивно усугубляет логоневроз.

Исследования в данной области осуществляются в ведущих психоневрологических центрах по всему миру, однако на сегодняшний день методики коррекции (разработанные, большей частью, эмпирическим путем) являются более успешными, чем попытки создать непротиворечивый и достаточно полный теоретический базис, что в свою очередь открыло бы пути к разработке подлинно этиопатогенетической терапии.

Посетите нашу страницу Неврология

Дифференциальная диагностика

Поскольку неврозоподобное заикание может иметь невротические симптомы, а при невротическом заикании могут выявляться признаки микроорганики, дифференциация этих двух видов заикания больше основана на причинах возникновения (психотравма или органическая церебральная патология) и особенностях начала речевых нарушений (внезапное или малозаметное постепенное).

Неврологическое обследование позволяет отличить органическое заикание как отдельную нозологию от нарушений речи, являющихся синдромом некоторых неврологических болезней, например, гиперкинезов (чаще всего торсионной дистонии), при которых расстройство плавности речи связано с гиперкинетическими сокращениями артикуляционной мускулатуры.

В некоторых случаях необходимо дифференцировать неврозоподобное заикание от так называемого спотыкания (в иностранной литературе — poltern). Последнее характеризуется нечеткостью и ускоренностью речи с пропуском и перестановкой букв и слогов, нередко возникает у детей с синдромом гиперактивности. Патогномоничной особенностью спотыкания является улучшение речи при чтении незнакомого текста и ее ухудшение при чтении знакомого текста. Типично отсутствие осознания собственных речевых проблем.

Лечение неврозоподобного заикания

Неврозоподобное заикание является междисциплинарным заболеванием и его лечение требует участия специалистов нескольких профилей — невролога, логопеда и психолога. Лечение церебральной патологии проводится ноотропами (пиритинол, пирацетам, гидролизат головного мозга свиньи), метаболическими (фенибут, глицин, гинко билоба, витамины гр. В) и рассасывающими (гиалуронидаза) препаратами. Для уменьшения внутричерепного давления назначаются мочегонные средства (ацетазоламид), раствор магния сульфата. В комплексной терапии возможно применение гомеопатических средств.

Уменьшению речевого дефекта способствуют регулярные логопедические занятия по коррекции заикания, а также коррекция дизартрии и коррекция дислалии. Немаловажное значение имеют занятия с психологом, направленные на психомоторное развитие ребенка. Использование в лечении методов психотерапии становится целесообразным при смешанном характере заикания. Может применяться психокоррекция, арт-терапия, семейная психотерапия, групповая психотерапия и др. При необходимости психотерапия может быть дополнена назначением седативных препаратов (валерианы, пустырника) и антидепрессантов (амитриптилина, экстракта травы зверобоя, флуоксетина).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: