Как лечить дислалию у детей. Дислалия у детей и методы ее устранения


Причины развития дислалии

Нарушения могут появиться у детей с проблемами развития речевого аппарата: челюстей, языка, губ, зубов. В этом случае говорят о механической дислалии. При нормальном развитии речевого аппарата ставят диагноз «функциональная дислалия».

Дислалия у детей и методы ее устранения

Органические нарушения возникают у тех детей, у которых:

— короткая уздечка языка и верхней губы;

— чрезмерно толстые губы;

— дефекты строения неба (оно может быть слишком высоким либо низким);

— слишком большой или, наоборот, маленький язык;

— неправильный прикус;

— малоподвижная верхняя губа.

Причины дислалии у детей могут быть не связаны с особенностями строения речевого аппарата. В этом случае нарушение звукопроизношения возникает из-за:

— подражания чьему-то неправильному говору;

— педагогической запущенности;

— неправильной культуры речи в семье;

— неумения держать язык в правильном положении;

— недоразвитости фонематического слуха;

— быстрых переходов языка от одного движения к другому.

Дислалия

Логопеды называют дислалией неправильное употребление речевых звуков. Иногда отклонение сопровождается полиморфными нарушениями, характеризующимися трудностями с изучением письменной речи. Особенность детей с дислалией – неразборчивая речь. При отсутствии своевременного лечения патология приводит к дислексии и дисграфии. Именно поэтому важно вовремя отвести малыша к логопеду. В противном случае, в будущем будет сложно исправить ситуацию.

Звукообразование – это сложный процесс, в котором участвуют несколько участков речевого аппарата. В результате двигательной активности органов артикуляции формируется преграда на пути струи воздуха из легких. Так возникает определенный звук. Для каждого из них необходимо особое положение голосовых связок и органов артикуляции. Если ребенок неправильно смыкает связки или изменяет положение языка, чистого звукообразования не происходит. Задача логопеда заключается в формировании правильного произношения звуков.

Возможные формы нарушений

Чтобы разобраться, как проявляется заболевание, необходимо понять, какие существуют его формы. В зависимости от количества проблемных звуков дислалия может быть простой или сложной. Это определяет логопед. В первом случае малыш не будет выговаривать до 5 звуков. При сложной форме дислалии их будет более 5. Логопед может рассказать, что необходимо делать родителям, если была обнаружена дислалия у детей. И методы ее устранения, и определение подхода к лечению необходимо обсудить уже при первой встрече.

дислалия у детей

В зависимости от характера дефекта, отдельно выделяют несколько подвидов дислалии:

— ламбдацизм: проблемы с произношением твердого и мягкого «л»;

— ротацизм: ребенок неправильно выговаривает твердую и мягкую «р»;

— сигматизм: нарушения произношения шипящих;

— каппацизм: проблемы с твердой и мягкой «к»;

— йотацизм: неправильное выговаривание «й»;

— хитизм: нарушение в произношении «х»;

— гаммацизм: проблемы с выговариванием «г»;

— дефекты при смягчении и твердости звуков: ребенок может твердые согласные заменять парными мягкими и наоборот;

— дефекты оглушения и озвончения: звонкие согласные меняются на глухие и наоборот.

Так проявляется дислалия у детей. Но не стоит бояться этого диагноза: при правильной работе родителей и логопеда нарушение речи можно исправить.

Формы функциональной дислалии

При обследовании логопед определяет наиболее выраженные признаки речевых нарушений. Это позволяет скоординировать работу логопеда и сделать ее более результативной. Специалисты выделяют такие виды функциональной дислалии:

1) акустическо-фонематическая;

2) артикуляторно-фонетическая;

3) артикуляторно-фонематическая.

В первом случае к проблемам приводит слабое развитие речевого слуха. Из-за этого звуки, близкие по акустическим признакам, смешиваются. Иногда неполноценность их восприятия становится причиной того, что ребенок пропускает их в речи.

Артикуляторно-фонетическая дислалия у детей дошкольного возраста возникает при неверном усвоении артикуляционных позиций. При этом малыши начинают искажать произносимые звуки.

При артикуляторно-фонематической дислалии ребенок не усваивает правильного положения языка, которое должно быть при произношении того или иного звука. Это приводит к их смешению.

Вот такая она разная — дислалия у детей. И методы ее устранения, таким образом, тоже будут разниться. В зависимости от установленного диагноза, логопед должен вырабатывать тактику работы с ребенком.

Дислалия у детей и методы её устранения

Чаще всего встречается дислалия у детей. Среди всех речевых нарушений эта патология — самая распространённая: среди детей дошкольного возраста она выявляется у каждого второго, в начальной школе — у каждого пятого. Следует отметить, что искажение звуков у малышей до 5 лет встречается очень часто, т.к. артикуляционный аппарат может быть не готов к совершенному звукопроизношению. Это не является поводом для паники, но наблюдать за ребёнком всё же стоит. При сохранении же проблемы после пятилетнего возраста, потребуется в первую очередь консультация логопеда, а также, возможно, отоларинголога, невролога или стоматолога.

Выявление дислалии у детей проходит в следующем порядке:

  • 1) обследование речевого аппарата (строение, подвижность);
  • 2) оценка звукопроизношения;
  • 3) проверка фонематического слуха.

Виды фонетических дефектов

Примечание для редактора: я не смогла добавить дополнительную строку в таблицу, поэтому использовала +

Иногда встречаются также нарушения смягчения или озвончения.

Методы устранения дислалии:

Современные методы коррекции функциональной дислалии у детей

обеспечивают результат уже через 1-3 месяца — это если речь идёт о простых нарушениях (когда, как говорилось выше, возникают трудности с одним звуком или со звуками одной группы). Конечно, курс занятий с логопедом должен быть достаточно интенсивным: не менее 3-х раз в неделю по 45-60 минут. Помимо этого, потребуется закрепление пройденного материала дома. В случае сложной дислалии для устранения речевых проблем понадобится больше времени и усилий.

Итак, мы выяснили, что такое дислалия, каковы её виды, узнали о методах логопедической коррекции. Дислалия может стать причиной развития у ребёнка дислексии или дисграфии (нарушение чтения или письма). Поэтому каждому родителю необходимо знать о профилактических мерах, позволяющих избежать столкновения с данной патологией.

Коррекция различных форм нарушений речи

Если имеет место неправильное произношение звуков, относящихся к одной группе, например, свистящих, речь идет о простых нарушениях. Для их исправления достаточно 2-3 месяцев сотрудничества с логопедом, иногда коррекция может длиться полгода. А вот сложная дислалия у детей, которая характеризуется нарушением произношения 5 и более групп звуков, требует более длительной и кропотливой работы.

В большинстве случаев при сложных формах у детей нарушен фонематический слух. В процессе коррекции сложности возникают не с тем, что необходимо «ставить» большое число звуков, а с тем, чтобы ребенок начал правильно их слышать. На это уходит много времени. Важно, чтобы ребенок выполнял задания не только с логопедом, а и с родителями дома. Лишь при регулярных и систематичных занятиях можно в короткие сроки восстановить речь.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

При механической дислалии на подготовительном этапе необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Коррекция механической дислалии

Для исправления звукопроизношения у детей, у которых есть проблемы с речевым аппаратом, необходимо устранить саму причину развития патологии. Если таковой является слишком короткая уздечка языка либо верхней губы, то ее достаточно просто подрезать — и ребенок сам начнет правильно говорить.

Немного сложнее обстоят дела в тех случаях, когда нарушения вызваны неправильным прикусом. В этом случае обязательна консультация ортодонта. Он может помочь исправить прикус с помощью специальных приспособлений даже в раннем возрасте. Если это невозможно, тогда начинается упорная работа логопеда. Она должна быть направлена на то, чтобы получить необходимый акустический эффект у ребенка с указанными нарушениями.

дислалия у детей симптомы

Также логопед способен помочь и тем детям, у которых неправильное строение неба. Специалисты знают, как направить язычок у тех, у кого «готический», плоский или щелеобразный верхний свод во рту.

Причины дислалии

Чтобы определить причину дислалии, следует посетить логопеда. Он проведет осмотр и диалог с ребенком. В некоторых случаях обнаруженное отклонение лечить не нужно. Существуют такие понятия, как звуки позднего, раннего и среднего патогенеза. Для каждой возрастной категории характерны определенные навыки звукопроизношения. Например, неспособность воспроизводить звук «Р» в возрасте 2 лет обусловлена анатомическими особенностями. Но аналогичная проблема в 5 лет требует помощи специалистов. К возможным причинам дислалии относятся:

  • атипичная высота нёба;
  • неправильный прикус;
  • укороченная уздечка языка;
  • недостаточно активная подвижность губ;
  • неправильное строение челюсти или зубов.

Немаловажное значение в постановке речи имеет воспитание. Если родители «сюсюкаются» с малышом, преднамеренно коверкая слова, риск развития дислалии достаточно высок. Также могут возникнуть сложности, если родители говорят на разных языках. В редких случаях проблема обусловлена умственными отклонениями в развитии ребенка.

Обследование ребенка

Прежде чем приступить к занятиям, логопед должен исследовать подвижность речевого аппарата ребенка и узнать у матери о течении беременности и родов. Разнообразные дидактические материалы позволяют определить имеющиеся дефекты и определить степень развития детей. После такого исследования логопед может сказать, есть ли дислалия у детей. «Симптомы» (явное нарушение речи) оцениваются в сочетании с проверкой фонематического восприятия. Лишь после этого ставится диагноз.

Если логопед не заметит механические нарушения, он отправит ребенка к профильному специалисту. Это может быть хирург, ортодонт или отоларинголог. К последнему специалисту логопед может порекомендовать сходить, если подозревает, что у ребенка нарушен слух. При функциональной форме патологии желательно посетить невролога. Он проводит обследование детей с дислалией, чтобы исключить общее недоразвитие речи. Хотя предварительный диагноз может поставить и логопед.

Диагностика дислалии

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.

Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Этапы коррекции звукопроизношения

Педагог разрабатывает систему взаимодействия с малышом, у которого была диагностирована дислалия. Работа должна быть направлена не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие памяти, внимания, фонематического слуха. Также специалист прилагает усилия для развития речевой моторики. Для этих целей делается специальный логопедический массаж. Также часть занятия отводится для выполнения гимнастики. Она является обязательной, если была диагностирована дислалия у детей. Лечение (упражнения помогают развить речевой аппарат) заключается в выработке правильного произношения звуков, их автоматизации и развитии способности к слуховой дифференциации.

особенности преодоления дислалии у детей

При постановке звуков одновременно проводится работа по их автоматизации. Для этого они проговариваются в составе отдельных слогов и слов. Для правильной постановки используют методику подражания. Если она не дает результатов, то логопед с помощью специального зонда может помочь ребенку, направив язык в нужную сторону.

Лечение

Лечебные мероприятия подбираются с учетом этиологии патологического процесса. Первоначально выявляется разновидность отклонения. В дальнейшем выбирается один из возможных способов исправления звукопроизношения:

  1. При функциональной дислалии проводятся специальные тренировки, направленные на улучшение памяти и повышение концентрации внимания. Ребенку подбирают комплекс упражнений, развивающий способность различать звуки.
  2. Хирургический способ лечения практикуют при механической дислалии, например, в случае укороченной уздечки языка. Операцию рекомендуется проводить в возрасте 5 лет.
  3. Моторную разновидность отклонения устраняют с помощью логопедического массажа или артикуляционной гимнастики.

Логопед подводит ребенка к самостоятельному обнаружению ошибок в произношении. В такой ситуации важно его понимание механизма воспроизведения звука. Врач акцентирует внимание на произношении изолированных звуков. Он проводит специальные упражнения. С помощью игр производится укрепление мышц речевого аппарата. В некоторых случаях используют стерильные зонды. Они принудительным образом располагают язык в нужном положении, что облегчает задачу ребенку.

Цели логопедической коррекции

Работа специалиста должна быть направлена как на исправление звукопроизношения, так и на узнавание звуков, умение их правильно произносить, контролировать свою речь.

Надо знать все особенности преодоления дислалии у детей, ведь без этого не удастся достичь результата. Для организации работы пары «логопед — ребенок» надо создать благоприятные условия. Малыш должен доверять педагогу, у них должен быть эмоциональный контакт. Для этого логопеду необходимо позаботиться об организации занятий в интересной для ребенка форме. Они должны побуждать познавательную активность, предупреждать возможное утомление.

Если этого удастся достичь, то ребенок сможет:

— научиться узнавать разные звуки и не смешивать их;

— отличать правильное звукопроизношение от неправильного;

— контролировать собственную речь;

— легко варьировать звуки в речевом потоке;

— безошибочно определять звук и выделять его в речи.

Классификации

Механическая и функциональная дислалия

О механической дислалии специалисты говорят при выявлении следующих нарушений:

  • излишне низкое нёбо;
  • излишне высокое (куполообразное) нёбо;
  • толстый, необычно крупный язык, не помещающийся в ротовой полости;
  • маленький язычок, которому трудно принять необходимую позицию для чёткого произношения;
  • массивная либо, напротив, укороченная подъязычная связка;
  • щели между зубами;
  • зубы неправильной формы или разного размера;
  • толстые, отвислые губы или тонкие, нитевидные;
  • укороченная верхняя губа.

При этом страдает произношение звуков:

  • р, рь
  • с, сь, з, зь, ц
  • б, бь, п, пь,
  • в, вь, ф, фь,
  • ж, ш, ч, щ
  • о, у

Если же с речевым аппаратом всё нормально — речь идёт о функциональной дислалии.

Такая разновидность патологии связана с физическими или психологическими особенностями:

  • общая ослабленность из-за продолжительных хронических заболеваний (ОРВИ, ОРЗ, расстройство пищеварения);
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • задержка психического развития;
  • ребёнок с младенчества слышит слишком быструю или неправильную речь;
  • в его окружении находятся носители разных языков или диалектов;
  • с ребёнком мало общаются или часто «сюсюкают»;
  • недоразвит фонематический слух.

В данном случае фонетические расстройства проявляются в отсутствии звуков, в искажении, а чаще всего — в заменах. Например, происходит замена заднеязычных [к], [г] переднеязычными [т], [д]; замена язычного [ш] губно-зубным [ф]; замена мягких твердыми и твердых мягкими.

Функциональная дислалия подразделяется на следующие виды:

  1. Акустико-фонематическая. Фонетический слух недостаточно сформирован (при этом нарушений слуха нет). Звук неправильно узнается, и, как следствие, неправильно воспринимаются слова (рыба – «лыба»).
  2. Артикуляторно-фонематическая. Отсутствующий в речи звук заменяется более простым по артикуляции (крыса – «крыша», сад – «сядь»). При этой форме дислалии ребёнок осознает свой дефект, старается его преодолеть.
  3. Артикуляторно-фонетическая. Артикуляционные позиции сформированы неверно, поэтому звук произносится искажённо, хотя по акустическому эффекту он и близок к правильному варианту. В редких случаях звук в речевом потоке попросту пропускается.

Дислалия простая и сложная

Данная классификация основана на количестве нарушаемых звуков.

1. При простой дислалии отмечается затруднение с произношением одного звука или нескольких звуков одной группы. В этом случае логопед учит ребёнка

  • узнавать звуки речи;
  • различать верное произнесение звука от неверного;
  • контролировать и оценивать собственное произношение;
  • принимать нужные артикуляционные позиции;
  • правильно использовать нужный звук в любой речевой ситуации.

2. Сложная дислалия характеризуется нарушениями, при которых дефектно произносятся звуки разных групп.

Профилактика дислалии

Если родители не хотят в будущем искать материалы на тему «Дислалия у детей и методы ее устранения», то им надо заранее узнать, как предотвратить развитие такого нарушения.

Дислалия у детей лечение упражнения

Профилактикой развития механической формы заболевания будет регулярный осмотр профильными врачами, которые смогут вовремя выявить анатомические нарушения развития речевых органов.

Важно также окружить ребенка людьми с правильной речью. Взрослые не должны «сюсюкать» с малышом, ведь это формирует у него стереотипы общения. У ребенка должно быть несколько примеров для подражания. Если у одного из родственников есть речевые проблемы, то его роль в воспитании чада не должна быть ведущей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: