Характеристика состояния ФФ и лексико-грамматической сторон речи у детей с экспрессивной (моторной) алалией.


Классификация речевых нарушений. Причины речевых нарушений.

По материалам логопедической литературы подготовила учитель-логопед Рычкова В.Н.

Ребенок, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. В определенный период своего развития он усваивает нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Если по каким-то причинам языко-рече-мыслительная деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем это приводит к нарушениям речи ребенка в той или иной степени.

Классификация речевых нарушений

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений:

*Фонетическое нарушение речи или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При этом виде нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

*Фонематическое нарушение речи (ФН). Это недоразвитие фонематических процессов (различения звуков): фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза при нормальном звукопроизношении и отсутствии аграмматизмов.

*Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представ­лений.

*Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относи­тельно сохранны фонематические процессы (чаще всего в ре­зультате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный (лексический) запас, нарушение грамматического строя речи (аграмматизмы).

*Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (рече­вой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи (звукопроизношение и звукоразличение), лексика (ограниченный словарный запас), грамматический строй.

Клинико-педагогическая классификация

раскрывает механиз­мы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса; мотор­ная и сенсорная алалия; афазия, задержка речевого развития (ЗРР), заикание и другие.

*Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

*Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы).

*Алалия (моторная и сенсорная) отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

*Афазия полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

*Задержка речевого развития (ЗРР) более медленное по сравнению с нормой усвоение родного языка (звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя).

Причины речевых нарушений.

Неблагоприятные внутренние факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития ребенка в целом. К ним можно отнести: внутриутробную патологию (интоксикации, инфекционные заболевания матери, токсикозы беременности); повреждения при родах (родовые травмы, асфиксия, внутричерепное кровоизлияние); наследственные факторы (хромосомные нарушения и генетические изменения); совместимость матери и плода (по резус-фактору).

Они приводят к возникновению у младенца минимальных органических повреждений мозга, для которых характерны недостаточность внимания, ослабление памяти, отставание в моторном развитии, расторможенность и, как следствие, отставание в речевом развитии.

Особенно вредно употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности. Это приводит к нарушениям физического и нервно – психического развития плода. У курящих, пьющих и употребляющих наркотики женщин рождаются дети с низкой массой тела, отстающие в физическом и психическом развитии.

Неблагоприятные внешние факторы: отсутствие эмоционально положительного окружения; индивидуальные особенности матери (мнительность, тревожность, эмоциональная холодность), недостаточное внимание к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, гиперопека; воспитание ребенка в двух домах, когда ребенок поочередно живет с разведенными родителями.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с ОНР.

Общее недоразвитие речи – это форма речевой аномалии, при которой у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи.

Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (, 1983). Человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности формируются под влиянием целенаправленного воспитания и обучения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом развития речи ребёнка. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, социальной адаптации детей. Основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи.

Процесс коррекционной работы с детьми с ОНР достаточно длительный и сложный, поскольку включает разные направления коррекции речевой деятельности. В логопедических группах ДОУ эта работа всегда комплексная с привлечением разных специалистов. Наиболее тесно в группе работают воспитатели и логопед, каждый из которых решает свои задачи. Лексико-грамматические категории изучаются только с логопедом, последовательно, в строгом соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования детской речи при общем её недоразвитии.

Недоразвитие речи детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. были описаны три уровня речевого развития речи детей.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи. Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными, глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво.

II уровень речевого развития (зачатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова («Дети алязай убиляют. Капуту, мидои, лябака»). Высказывания детей обычно бедны, ребёнок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Для преодоления тяжёлых речевых нарушений требуются своевременное выявление имеющихся недостатков и длительное специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех компонентов языковой системы.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма экспрессивного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря (, , ). Наиболее неблагоприятной стороной является уровень развития словарного запаса грамматических категорий и связной речи. При обследовании предметного словаря выявляются такие ошибки, как замены слов, входящие в одно родовое понятие («тигр» — «лев», «лось» — «олень» и т. п), слов, обозначающих профессии на глагольные формы («строить» вместо «строитель», «готовить» вместо «повар» и т. д.). Уровень обобщений часто не соответствует возрастной норме. Дети путают понятия «овощи» — «фрукты», «одежда» — «обувь». 8 детей из 12 не называют слова «транспорт», «семья»; 10 детей из 12 не дифференцируют домашних животных и птиц; 6 детей – домашних и диких животных. При образовании существительных множественного числа в именительном падеже, дети допускают характерные ошибки (окно – «окны», ухо – «ухи», рот – «роты» и т. п.), при образовании в родительном падеже («деревов», «карандашов» и т. п.). Образовывая названия детёнышей животных, дети редко называют «телёнка», «жеребёнка», никто не называет «ягнёнка». При образовании относительных прилагательных дети неверно называют формы («кожавая сумка»). Самыми сложными для детей с ОНР оказываются задания на подбор антонимов, на образование приставочных глаголов, притяжательных прилагательных.

Получить полный текст

Формирование активного словаря у детей с ОНР.

При организации логопедического воздействия необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.

С учётом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

· расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.)

· уточнение значений слов

· формирование семантической структуры слова

· организация семантических полей, лексической системы родного языка

· активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Система работы над словами составлена с учётом тесной связи процессов развития лексики и словообразования, и включает задания на уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами, развитие диалогической и монологической речи. На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика. В процессе усвоения предметного словаря на основе предметно-графических схем дети продолжают знакомиться с различными способами словообразования. Одновременно дети учатся понимать обобщенное значение слова. Необходимым условием уточнения и расширения предметного словаря является практическое усвоение распространенных случаев многозначности слов. Каждое занятие имеет свою тему, которая содержит соответствующие сведения и предусматривает постепенное уточнение словаря и его систематизацию на основе наблюдений и логических приёмов сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Формирование лексики у ребёнка тесно связано с процессами словообразования, поскольку она быстро обогащается за счет производных слов. Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка (вначале возникают семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые уменьшительно-ласкательные формы существительных). Значительно позже в речи появляются названия профессий людей и другие более сложные по семантике слова.

Основные задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий.

В коррекционной работе учитель-логопед ставит следующие задачи:

· формировать представление о слове, как об основной языковой единице

· обогащать и развивать словарный запас детей с ОНР, как путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования

· осуществлять актуализацию словаря

· обучать детей точному употреблению слов

· развивать лексическую системность с учётом имеющегося словарного запаса (осуществлять группировку слов по тематическому единству)

· расширять и закреплять связи между словами

· развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно коммуникативной ситуации

· отбирать и использовать лексические средства с учётом жанра и стиля высказывания.

Виды работы по коррекции лексико-грамматических нарушений.

Успешность усвоения программы в первую очередь зависит от методов обучения. Доступный, содержательный и интересный материал обеспечивает понимание детьми того, о чём они говорят. Дети знакомятся с лексико-грамматическими закономерностями языка преимущественно в устной форме, поэтому система дидактических упражнений помогает закрепить полученные речевые знания, умения и навыки. Развитие словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребёнка в целом, к предметам и явлениям окружающей действительности, на умении наблюдать и анализировать их, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них. Для активизации словаря можно использовать следующие виды работы:

· активизация словаря по определённой теме (беседа по теме)

· отгадывание предметов по описанию

· сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству

· подбор синонимов и антонимов к определённым словам

· подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот

· подбор частных понятий к общему понятию и наоборот

· толкование многозначности слов

· объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок

· подбор слов в устный текст.

Для закрепления усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей можно предложить следующие задания:

· составление предложений с заданным словом

· восстановление правильного порядка слов в предложении

· ответы на вопросы с их постепенным усложнением

· образование новых слов с помощью суффиксов (от существительного – прилагательное, от глагола – существительное и др.)

· объяснение образования сложных слов

· подбор и употребление разных частей речи к словам

· подбор предлогов

· составление словосочетаний: добавление слова, изменение типа связи слов по образцу, по определенной тематике, с предлогом и без предлога с помощью вопроса

· использование одного слова в разных падежных формах

· отработка синтаксических структур.

Опыт показывает, что только при детальной, системной, отдельной проработке каждой лексико-грамматической категории, возможна коррекция грамматического строя речи дошкольников.

Список литературы:

1. , . Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург, изд-во «Союз», 2001.

2. . Формирование речи у дошкольников. Москва,1981.

3. , , . Преодоление ОНР у дошкольников. Москва, 1990.

4. . Формирование лексико-грамматических представлений. Москва,»Издательство ГНОМ и Д», 2003.

5. , . Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. Москва, 1993.

6. Журнал «Логопед» № 5/2012, учитель-логопед ДОУ д/с № 2, г. Унеч.

Развитие грамматического строя речи

1. Развитие словообразования.

С целью развития словообразования использую с детьми следующие приемы работы (игры и задания):

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).

«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).

«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).

«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).

Шуточная игра «Ехали мы, ехали…» (дифференциация глаголов с приставками).

Работа над родственными словами (способствует уточнению значений слов, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова, например: подобрать слова-«родственники» к слову «снег».

Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает — … (самолет), сам катится — … (самокат).

Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).

2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных

Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.

Игры и упражнения:

«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);

«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);

«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);

«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа); закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;

«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);

«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);

«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);

«Сладкоежка Карлсон» (согласование существительных с прилагательными в роде, числе).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: