Что такое логомассаж? Делаем ребенку логопедический массаж дома

Дети — большая радость для родителей, которые ждут их появления. С приходом их в этот мир мамы и папы стараются обеспечить малышей всем, чем только могут: питанием, одеждой, обувью, полноценным развитием. Конечно, на пути формирования личности встречается много проблем, одной из которых является речевое развитие.

Речь формируется в первые три года жизни ребенка. У каждого этот процесс происходит индивидуально — некоторые не испытывают трудностей, а некоторые детки никак не могут научиться правильно говорить. Проблемы с речью в последнее время встречаются у деток все чаще. Это зависит от того, как протекает беременность, роды и занимаются ли родители с малышом.

Для чего делается логопедический массаж?

Не все связывают развитие речи и массаж. Некоторые относятся скептически к такому методу формирования звуков и слов. Но не нужно приуменьшать его значение для ребенка. В последнее время детки часто рождаются с повышенным тонусом мышц. Это влияет на их развитие в целом и на подвижность тканей. От этого страдают также мышцы лица, губ, становится малоподвижным язык, у него нет нужной гибкости. Массаж логопедический помогает расслабить щеки, губы, язык, лицо, чтобы была возможность правильно формировать произношение звуков. Кроме того, он способствует размягчению тканей, их гибкости и правильной артикуляции.

массаж логопедический

Задачи проведения такого массажа

При правильном проведении с помощью этой манипуляции можно достичь больших успехов. Конечно, должны проводиться и упражнения с логопедом при проблемах формирования речи. Плюс этой манипуляции заключается также в том, что ее можно осуществлять и дома. Массаж делается для решения следующих задач:

  • коррекция произношения звуков, когда они не соответствуют правильному звучанию, например, если ребенок не может научиться говорить шипящие или звук «р»;
  • когда необходимо улучшить состояние голоса — для этого необходимы медицинские показания;
  • нормализация речевого дыхания — иногда ребенок не может правильно произнести слово из-за сбивчивого дыхания;
  • уменьшение эмоционального напряжения;
  • коррекция проблем с заиканием, дизартрией, ринолалией, нарушением голоса;
  • увеличение тонуса мышц голосового аппарата и ротовой полости, когда нет необходимого напряжения для произношения звуков;
  • уменьшение гиперсаливации (усиленного слюноотделения);
  • укрепление рефлекса глотки при говорении;
  • улучшение артикуляции.

Логопедический массаж в домашних условиях также может осуществлять эти задачи. При правильном обучении основным движениям, благодаря усиленному труду, мамы вместе с детками достигают максимальных результатов.

Эффект от логопедического массажа

Существует несколько разновидностей процедур, выполняемых при проблемах с речью. Независимо от выбранной методики, речевой сеанс оказывает следующий результат:

  • устраняются проблемы, связанные с артикуляцией;
  • приводит в норму мышечный тонус лица;
  • у малыша увеличивается продолжительность и сила выдоха;
  • дыхание и движение конечностей становится ритмичным;
  • нормализуются эмоциональные реакции;
  • постепенно уходит заикание;
  • совершенствуются навыки мелкой моторики рук;
  • совершенствуются дифференцированные манипуляции глазами.

Лучшего результата от процедуры можно добиться, если с ребенком занимается специалист. Но, по различным причинам, бывает невозможно получить помощь специалиста. В таком случае родителям необходимо овладеть техникой выполнения логопедического массажа для детей в домашних условиях.

Показания к манипуляции

Массаж логопедический не осуществляется просто так. Отзывы родителей свидетельствуют о его результативности в преодолении определенных трудностей развития ребенка. Для его применения есть конкретные показания, которые обусловлены некоторыми состояниями.

  1. Нарушение голоса — это расстройство его функции, которое может иметь разные причины: физиологические и психологические. Оно проявляется в недостаточной силе голоса, постоянном першении, усталости при говорении, боли, возникновении «кома» в горле.
  2. Дизартрия — логопедическая и неврологическая проблема, при которой у ребенка нарушено произношение и артикуляционный аппарат.
  3. Заикание — нарушение речи, которое проявляется в частом повторении или длительном произношении звуков, слогов, слов. Также это может быть нерешительность в речи, остановки.
  4. Необходимость ускорить результаты работы логопеда. Обычно это бывает перед школой, когда родители поздно обратились с серьезными проблемами к специалисту.
  5. Постоянное слюноотделение.
  6. Слабый или повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата.

В этих случаях массаж лица и ротовой полости необходим. В остальных логопедических проблемах его можно делать, если нет противопоказаний.

Есть ли противопоказания к нему?

К основным противопоказаниям относятся:

  1. Инфекционные заболевания в острой форме. Массаж логопедический в этом случае не делается, так как ребенок плохо себя чувствует, и ему может быть больно.
  2. Болезни кожи. Манипуляция также может вызвать болезненные ощущения и ухудшить состояние ребенка.
  3. Конъюнктивит.
  4. Гингивит.
  5. Герпес, стоматиты. Логопедический массаж лица может допускаться при условии применения его облегченной формы и отсутствии проникновения в ротовую полость инструментами.
  6. Увеличение лимфоузлов, а также сильная пульсация сонной артерии.

Условия для проведения логопедического массажа

Любая манипуляция с ребенком, обучающая или лечебная, должна проводиться в условиях, приемлемых для него. Для проведения массажа первоначально необходима консультация врача и определение дефекта речи логопедом. Затем назначаются конкретные приемы расслабления или тонизирования мышц шеи, туловища, мимики и артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж в домашних условиях проводить целесообразнее, так как дети лучше воспринимают знакомое окружение. Помещение необходимо проветрить, длительность всего массажа в первые несколько дней составляет не больше 10 минут. Затем время увеличивается постепенно до 25 минут. Массаж проводится 2-3 раза в неделю, и должно быть применено не менее 10-15 процедур. Родители отмечают положительную динамику уже после 4-5-й процедуры. Все зависит от серьезности поражения нервной системы и развитости мышц лица.

Чтобы проводить логопедический массаж для детей в домашних условиях, необходимо приготовить некоторые средства:

  • массажное масло;
  • стерильные перчатки (если он делается грудничкам);
  • защитная маска (при подозрении на наличие вирусной инфекции у массажиста).

Перчатки и маска также необходимы при массировании слизистых оболочек ротовой полости.

Условия проведения сеансов

Массажные процедуры необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией и светом. Перед работой ребенок должен умыться и прополоскать рот. Все приемы должны быть легкими, удобными, комфортными для малышей. При малейшем дискомфорте или боли проработку прекращают.

Во время воздействия обязательна проработка губ, нижней челюсти и языка, а каждая процедура начинается и заканчивается поглаживаниями. Если не указано иное количество, то приемы повторяют по 5-6 раз. Первый сеанс не должен длиться более, чем 5 минут. Время проработки увеличивают постепенно, доводя до 15-20 минут. Для детей младше 2 лет общее время сеанса ограничено 2-3 минутами.

Процедуры проводят ежедневно или через день, через 2-2,5 часа после приема пищи. Курс массажа включает 15-20 сеансов. После последнего сеанса делают перерыв в 1-3 месяца, и повторяют курс. Разрешено не более 60 сеансов в год. Второй год массажных процедур должен начинаться с повторной консультации у логопеда и корректировки техники.

При нарушении работы речевого аппарата проводят специальный массаж. Он состоит из несложных приемов, которые можно освоить за несколько процедур и проводить в домашних условиях. Польза массирования не только в улучшении речевых навыков, но и в стимуляции работы мышечной ткани, развитии глотательного рефлекса. Если нет противопоказаний, то сеансы можно проводить ежедневно. Логопеды рекомендуют несколько массажных техник, состоящих как из классических приемов, так и из специфических — сжатия языка, пощипывания его поверхности. Тип процедур, продолжительность, интенсивность и количество проработок обязательно оговаривается с врачом.

Массаж логопедический для рук

Нервные окончания на пальчиках очень тесно связаны с состоянием внутренних органов. Поэтому некоторые логопеды советуют начинать логопедический массаж для детей именно с ручек, тем более что он не имеет противопоказаний. Отзывы родителей свидетельствуют о том, что детки с радостью воспринимают массирование пальчиков. Но это нужно делать по определенным правилам:

  • массаж следует начинать с мизинчика, массировать необходимо, начиная от ногтя до основания пальчика, проделать так с каждым суставчиком несколько раз;
  • несколько раз нужно надавить на каждую подушечку пальцев, сначала слабо, потом сильнее;
  • массирование ладошки по типу «сороки-белобоки»;
  • проделать несколько раз спиральку от края ладошки, заканчивая ее в центре;
  • если есть дома, нужно взять резиновый мячик с шипами, затем поводить им аккуратно от запястий к пальчикам;

Массаж для ручек

Моторные движения имеют прямую взаимосвязь с мозговыми функциями. Специалистами выявлены зоны на руках, отвечающие за определенный орган:

  • большой пальчик проецируется с мозговыми функциями;
  • работа желудка регулируется указательным пальчиком;
  • на позвонки и работу кишечника можно воздействовать при помощи среднего пальца;
  • безымянный пальчик поможет решить проблемы с печенью;
  • мизинчик связан с сердечной мышцей.

Обработка каждого детского пальчика специальными массажными движениями не имеет противопоказаний. Можно начинать логопедический массаж лица или языка с массирования пальчиков. Малышам нравится процедура, и они с радостью помогают родителям, подставляя нужные пальчики.

Массаж ручек выполняется в следующе последовательности:

  1. начинается обработка пальчиков с мизинчика. Движения идут от ноготка и продвигаются выше. Аналогичным образом обрабатываются суставчики на пальцах;
  2. далее идут надавливающие манипуляции на подушечки. Сила при этом увеличивается постепенно;
  3. ладошки массируются изнутри по кругу. Можно в этот момент рассказывать малышу считалочку о Сороке Белобоке;
  4. спиралевидные манипуляции проводятся от края каждой ладошки, и завершаются по центру.

Хорошее массажное движение можно выполнить с помощью резинового мячика с шипами. Аккуратными манипуляциями нужно поводить мячиком, начиная от запястий и продвигаясь к пальчикам.

Как массажировать язычок?

Логопедический массаж языка уже требует некоторой подготовки массажиста. Сначала необходимо расслабить мышцы шейного, нижнечелюстного отдела, плечевого пояса. Это необходимо для того, чтобы мышцы корня языка также стали расслабленными. Все они тесно связаны между собой. Все движения должны быть направлены от кончика языка к его корню.

Иногда можно столкнуться со спазмами в горле при массировании. В этом случае логопедический массаж языка для детей начинается с массирования только кончика, чтобы он находился внутри ротовой полости. Затем можно постепенно выводить язычок за пределы губ, увеличивая площадь массирования.

Основные движения:

  • взять кончик языка и покачивать его в разные стороны, вперед, назад;
  • большим пальцем поглаживать язык, при этом указательным пальцем другой руки поддерживать его снизу, все движения идут от центра к периферии и от кончика к корню;
  • сверху захватить язык большим пальцем, указательным и средним укрепить его снизу, в таком положении потирать поверхность по обе стороны от центра;
  • затем переходят к вибрации: захватывается кончик, немного потряхивается вверх и вниз, немножко похлопывается поверхность языка.

Логопедический массаж языка делается при условии устранения проблемы со слюноотделением. Для этого существует также несколько приемов.

  1. Жевание с запрокинутой головой.
  2. Ребенок должен научиться глотать слюну с первого раза, не накапливая ее во рту.
  3. Вращать язычок в районе губ с открытым и закрытым ртом, потом с первого раза сглатывать слюну.

Речевой массаж языка

Перед выполнением логопедического массажа языка для детей нужна следующая подготовка:

  1. нужно добиться расслабления мышечной ткани язычка;
  2. чтобы расслабить детский язычок, слегка массируют шею, плечи и область нижней челюсти.

Важно: все массажные манипуляции должны идти от кончика язычка, затем направляются к его корню.

Чтобы избежать спазм горла, и не напугать малыша во время сеанса, язычок начинают массировать с кончика, не вытягивая насильно изо рта. Площадь обрабатываемой поверхности языка увеличивают постепенно. Ребенок не должен испытывать дискомфорт во время сеанса.

Техника выполнения логопедического массажа язычка осуществляется при помощи следующих действий:

  1. кончик язычка обхватить пальцами и аккуратно раскачивать в стороны, затем вперед и назад;
  2. выполняются поглаживающие манипуляции с помощью большого пальца, при одновременном удерживании язычка снизу указательным. Манипуляции делают от центра язычка к периферийным частям и корневой зоне;
  3. большой палец удерживает язычок сверху, а средний и указательный — снизу. Закрепив язык, нужно выполнить растирающие движения по сторонам языка, идя от его центра;
  4. вибрирующие манипуляции выполняются при захвате язычка. Нужно аккуратно потрясти язычок вверх и книзу, с одновременным похлопыванием по его поверхности.

Важно: речевой массажный сеанс для языка разрешается выполнять, если устранены проблемы с отделением слюны. Убрать повышенное слюноотделение можно так:

  1. научить ребенка жевать со слегка запрокинутой назад головой;
  2. приучать малыша сразу проглатывать образовавшуюся слюнку, не задерживая ее во рту;
  3. выполнять вращающие действия языком с открытым ротиком, и сразу же глотать слюнку.

От родителей требуется терпение при проведении лечебных мероприятий. Важно не напугать малыша необычными манипуляциями, чтобы добиться желаемого результата.

Массаж губ

Как делать логопедический массаж губ? В нем нет ничего сложного. Одни и те же движения здесь повторяются много раз — до 50. Их нужно менять по направлению. Основные действия:

  • у правого крылышка носика и губ нужно поставить указательный и средний палец, сделать несколько круговых движений, то же повторить и на левой стороне;
  • два указательных пальца установить посредине под нижней губой, потом над верхней, в таком положении пальцев сделать круговые движения в разных направлениях;
  • та же постановка пальцев, проделывание пощипываний в этой области;
  • потом пощипать тремя пальцами вокруг губок ребенка.

Комплекс таких действий необходимо повторить 2-3 раза за один сеанс массажа.

Речевой массаж лица

Логопедический массаж лица для детей подразумевает выполнения специальных приемов, направленных на область губ. Процедура не отличается сложными действиями. Каждая манипуляция во время сеанса должна повторяться большое количество раз, при этом постоянно меняется направление манипуляций. Повторять можно до 50 раз.

Массаж выполняется следующим образом:

  1. указательным и средним пальцами, поставленными на крылья носика и губки, выполняются манипуляции по кругу. Движения выполнять по отдельности с каждой стороны носика;
  2. под обеими поверхностями губок поставить указательные пальцы, и делать движения по кругу, изменяя направления;
  3. далее, в позиции второго упражнения, делают осторожные прощипывания;
  4. в завершение процедуры пощипывают область губ.

Перечисленные движения повторяются по 3 раза за одну процедуру.

Логопедический массаж ложками

Этот метод также является результативным в процессе формирования речи ребенка. Ребенок заинтересован в проведении такого массажа. Основные упражнения включают в себя такие действия:

  • разминка губ — поглаживание горками ложек нижней и верхней губы;
  • круговые движения обратной стороной кухонной принадлежности по губкам;
  • неглубокие нажатия кончиками ложки на протяжении всех носогубных складок;
  • скребущие движения кончиками этого предмета по нижней и верхней губе;
  • частые нажатия концами ложки по губам;
  • разминка круговыми движениями ложки жевательных и подбородочных мышц.

О логопедическом массаже с помощью ложек

Результативной для процесса формирования речи у ребенка является методика, использующей в качестве инструмента для ЛМ обычные ложки. Процедурой предусматривается проработка поверхностей лица и шеи выпуклой стороной ложек приемами поглаживаний и растираний.

Логопедический массаж ложками может проводиться с детьми в игровой форме. При этом массирование, которое выполняется самим ребенком, оказывает приятное воздействие, так как малыш не сделает себе больно. Разная температура ложек может применяться для стимулирующего или расслабляющего эффектов массажа.

Указанный метод может служить подготовительным этапом для зондового и классического массажей, к артикуляционной гимнастике. Также во время процедуры ребенком усваиваются названия частей лица, происходит развитие мелкой моторики.

При ознакомлении с техникой проведения и правилами массажа с помощью ложек родители смогут сами выполнять его дома, в частности если назначен логопедический массаж для детей двух лет.

Массаж при дизартрии

При этом нарушении речи массаж необходим, так как есть потребность воздействия не только на мышцы, но и на нервные окончания. Именно поэтому он охватывает большую площадь для проведения манипуляций. Когда необходимо провести логопедический массаж при дизартрии, ребенок раздевается до половины, ложится на стол, и массажист делает разминку всей спинки, живота и выше. В случае такого серьезного отклонения процедуру должен проводить только квалифицированный специалист. Он знает, какие движения делаются, их очередность, на что они направлены, и может справиться с непредсказуемыми ситуациями (например, судорогами или спазмами).

Кратко о массажной технике при дизартрии

При устранении дизартрии, вызванной поражением нервной системы, требуется массажные процедуры на язычной мускулатуре и корректировка звукопроизношения с использованием артикуляционной и дыхательной гимнастики. ЛМ поспособствует нормализации тонуса мышц и произношения слов, поможет устранить голосовые нарушения. Рекомендуется использовать дифференцированный логопедический массаж.

При дизартрии массажные сеансы активизируют и укрепляют губные мышцы техникой точечного воздействия. Перед массированием языка проводится пассивная гимнастика, расслабляющая и растягивающая мышечные прикорневые ткани языка. Длительность процедуры зависит от степени заболевания и возраста пациента.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: