Семантическая афазия – методы и способы устранения семантической афазии

  • Главная
  • Нарушения речи

Семантическая афазия — это неврологическая патология, при которой у человека наблюдаются расстройства речевой функции. Больные не понимают сложные грамматические конструкции, не могут правильно изменять окончания в словах, чтобы выразить мысль. Синдром возникает при поражениях зоны коры головного мозга, находящейся на стыке теменных затылочных и височных отделов.
Семантическая афазия была описана впервые в 1926 году доктором Т. Хэдом. В русской науке этой патологией занимался А. Р. Лурия, именно он обратил внимание, что в основе проблем с речью у его пациентов лежат дефекты одновременного схватывания информации. То есть им сложно воспринимать чужую речь или текст, если в одном предложении речь идет о нескольких явлениях или героях. Например, конструкции со сравнением или оборотами.

Причины

В основе возникновения синдрома лежат поражения коры головного мозга. Дисфункцию отделов и гибель нейронов могут повлечь следующие ситуации:

  • кровоизлияния;
  • злокачественные и доброкачественные опухоли;
  • операции в структурах головного мозга;
  • ЧМТ;
  • нейроинфекции;
  • инсульт;
  • удары, ушибы головы;
  • болезнь Альцгеймера;
  • рассеянный склероз;
  • пиковые гормональные состояния (беременность, пубертатные периоды, климакс).

Локализация очага поражения возникает при структурных изменениях зоны ТРО в области доминантного полушария. Центральным механизмом развития болезни становится нарушение восприятия звука, образа, пространства.

Нарушение речи у взрослых

Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и ого аппарата.

Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании.

Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

В ЦЭЛТ вы можете получить консультацию специалиста-невролога. Записаться на прием

Первичная консультация – 3 200 руб.

Повторная консультация – 2 000 руб.

Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную.

К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Выделяют такие виды нарушений речи:

  • изменение темпа — ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
  • гнусавость;
  • заикание;
  • дислалия или косноязычие — «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
  • афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов — моторная, сенсорная, –
  • проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
  • дизартрия — нарушение артикуляции;
  • олигофазия («мало слов») — состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
  • мутизм (молчание);
  • дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Симптомы

По мнению А. Р. Лурия, отличительной чертой амнестико-семантической афазии является распад не всей речевой семантики, а лишь некоторых категорий. При этом нарушения не затрагивают интеллект больных. Непонимания инструкции, речи окружающих связаны с проблемой в анализе и синтезе грамматических категорий, если слов и задач у человека несколько.

Например, больные правильно кладут предметы слева и справа друг от друга по инструкции. Но, если попросить их определить место вилки и положить ее справа от тарелки и одновременно слева от стакана, пациент запутается. Проблема в том, что человеку при выполнении сложной инструкции нужно представлять сразу несколько явлений и категорий, но его мозг с такой работой справиться не может.

Больные семантической афазией могут грамотно разговаривать простыми предложениями, экспрессивная речь не нарушается. Навыки чтения и письма остаются в норме, но могут возникнуть сложности при восприятии осложненных причастными и деепричастными оборотами предложений. Если беседовать с пациентом медленно, использовать в разговоре только простые, с точки зрения синтаксиса, единицы, можно достигнуть полного понимания.

Таким образом, среди основных симптомов семантической афазии можно выделить следующие признаки болезни:

  • Снижение памяти.
  • Сужение кругозора.
  • Первичная апраксия — невозможность выполнять последовательные движения для достижения цели. Больные семантической афазией не могут собрать пазлы, повторить рисунок по устной инструкции.
  • Пространственная растерянность.
  • Нарушения восприятия взаимоотношений предметов и пространства.
  • Симультанная агнозия — невозможность держать в поле зрения несколько предметов одновременно.
  • Нарушения схемы тела.
  • Акалькулия — нарушение счета.
  • Аграмматизм в собственной речи.
  • Непонимание грамматических конструкций, в которых присутствуют предлоги для указания пространственных или временных отношений (на, над, под, прежде чем, где, куда).
  • Сложности с восприятием предложений с инверсией.
  • Затруднения ответов на такие вопросы: “Оля старше Кати. Валя младше Оли и Кати. Кто самый старший?”. Решению таких задач мешают нарушения логической системы.
  • Если слова, которые связаны друг с другом логически, разведены друг от друга в предложении, пациент с афазией его не поймет. Например, в магазин, куда привезли рыбок, пришло много покупателей.
  • Предложения с наречиями сверху, снизу и словами на – ЦА, которые обозначают вместилище, хранилище, тоже воспринимаются с большим трудом.

Человек с семантической афазией воспринимает слово только как прямой носитель информации, не учитывая его грамматических изменений, логических ударений в предложении и другое лексическое окружение языковой единицы.

На приеме у врача ребенок и мама

Лечение

Лечение амнестико-семантической афазии обязательно должно быть комплексным. В данном случае нельзя медлить, так как чем быстрее будут начаты корректирующие мероприятия, тем больше будет шансов у пациента на восстановление утраченных когнитивных функций.

После диагностического обследования и уточнения степени тяжести повреждений речевых центров головного мозга, специалисты формируют индивидуальный лечебный план. В составлении лечебного плана помимо функциональных и органических нарушений важную роль играет возраст пациента и его психическое состояние. С каждым пациентом обязательно работают как невролог, так и психотерапевт для достижения максимальной эффективности от терапии. При выявлении серьёзной органической патологии, требующей безотлагательного хирургического лечения, например, при травмах головного мозга или опухолевых поражениях, выполняется экстренное или плановое оперативное вмешательство для устранения жизнеугрожающего состояния и минимизации когнитивных нарушений в последующем.

Классификация

Амнестико-семантический тип афазии классифицируется по степени тяжести. По количеству и виду симптомов неврологи выделяют следующие разновидности синдрома:

  • Легкая

Речь больного нелогична, пациент не может подобрать даже простейшие синонимы к словам, не понимает смысл сложных предложений. При таком типе патологии в сознании нарушаются причинно-следственные связи.

  • Среднетяжелая

Больной не понимает логику в грамматических конструкциях, не может решать математические упражнения, путается в счете.

  • Тяжелая

Пациенты жалуются на нарушения зрения, проблемы с восприятием пространства. К этому прибавляются все симптомы легкого и среднетяжелого уровня патологии.

Афазия

I

Афазия (aphasia; греч отрицательная приставка а- + phasis речь)

полная или частичная утрата понимания речи окружающих или (и) способности пользоваться собственной речью при сохранности слуха и функции артикуляционного аппарата. При А. наблюдается нарушение возможности использовать при общении и понимать языковые символы — асимболия. Выделяют амнестическую, моторную, сенсорную и тотальную А.

Амнестическая афазия (aphasia amnestica; синоним номинативная афазия) — словесная амнезия, или «потеря памяти слов». Проявляется нарушением способности называть предметы при сохранности способности их охарактеризовать. При подсказывании начального слога или звука больной вспоминает нужное слово. Подобные нарушения наблюдаются и в письменной речи. При амнестической А. грамматическая структура фраз и понимание устной и письменной речи остаются сохранными. Амнестическая А. возникает при поражении нижних и задних отделов теменной и височной областей коры левого полушария головного мозга (у правшей).

Моторная афазия (aphasia motoria) — нарушение устной речи при сохранности функций артикуляционного аппарата вследствие расстройства центральной регуляции произвольных речевых движений — речевой апраксии (Апраксия). А. бывает полной или частичной. В тяжелых случаях речь утрачивается полностью, и больной общается с окружающими лишь с помощью мимики и жестов. В более легких случаях сохраняется способность произносить звукосочетания и отдельные слова. Больной употребляет в разговоре простые короткие предложения, состоящие из имен существительных и инфинитивных форм глаголов — так называемый телеграфный стиль речи. Наблюдаются искажения слов в результате перестановок или пропусков отдельных звуков (букв) — литеральные парафазии, замены слов близкими по смыслу — вербальные парафазии. Характерной особенностью устной речи при моторной А. является нарушение грамматического строя речи — аграмматизм. Речь при моторной А. замедленная, подбор слов затруднен, характерны персеверации — повторения одних и тех же звукосочетаний, слов, фрагментов предложений. Нарушения устной речи при моторной А. нередко сочетаются с аграфией (нарушением возможности писать правильно по смыслу и форме при отсутствии расстройств двигательной функции руки) и алексией (потерей способности чтения). Ошибки в письменной речи сходны с теми, которые наблюдаются в устной речи больного. При письме возможны пропуски и перестановки слов и букв в словах, при чтении — неузнавание отдельных букв и слов. И при письме и при чтении могут отмечаться замена слов неадекватными по смыслу, ошибки в виде пропусков и перестановок букв в словах. Больной недостаточно понимает смысл прочитанного; чтение приобретает угадывающий характер.

При моторной А. имеет место комплексный распад устной и письменной речи, часто в сочетании с общей инактивностью больного и выраженной инертностью нервных процессов. Могут наблюдаться особые формы моторной А., когда нарушается только устная речь (чистая моторная афазия) при сохранности письменной речи, а также формы, при которых нарушены произвольная речь и письмо, а повторение и списывание сохранны. Моторная А. возникает при поражении коры третьей лобной извилины левого полушария головного мозга (центр Брока) и граничащих с ней корковых зон.

Сенсорная афазия (aphasia sensoria), или словесная «глухота», — речевая агнозия. Характеризуется полной или частичной утратой понимания обращенной речи при сохранности слуха. Больной слышит речь, но не понимает смысла слов. Он воспринимает звуки речи как нечленораздельные шумы, не дифференцирует на слух сходные по звучанию фонемы. В тяжелых случаях понимание речи отсутствует полностью. При сенсорной А. часто наблюдается недостаточность и моторной речи в виде нарушений структуры слов, их повторений, наличия парафазий. Характерны повышенная речевая активность с отчуждением смысла слов и нарушением контроля над собственной речью, бессмысленный словесный поток — логорея. При сенсорной А. обычно страдает чтение и письмо (пропуски, перестановка слов и слогов, грубые искажения смысла слов). Сенсорная А. возникает при поражении заднего отдела верхней височной извилины левого полушария. При распространении очага поражения на теменную область левого полушария (у правшей) сенсорная А. сопровождается синдромом акалькулии — нарушением способности счета. При поражении височно-теменно-затылочной области левого полушария возникает симптомокомплекс семантической А. — нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, особенно выражающих пространственные отношения (спереди, сзади, слева, справа и т.д.). Эти нарушения сочетаются с забыванием слов, однако подсказка первого звука или слога помогает воспроизведению всего слова.

Тотальная афазия (aphasia totalis) — полная потеря способности говорить и понимать обращенную речь. Возникает при обширных повреждениях доминантного полушария головного мозга с поражением моторных и сенсорных корковых зон речи (см. Речь).

При А. исследуют устную и письменную речь, фонематический слух, способности к звуковому анализу, пониманию обращенной речи, грамматической структуры предложений, фразеологических и лексикограмматических оборотов, пословиц, метафор. При исследовании экспрессивной речи предлагают задания на повторение числового ряда, дней недели, месяцев года, называние предметов, действий, составление предложений, рассказов по сюжетным картинкам и по серии картинок. Исследуется также чтение и письмо. Исследование речи обязательно при неврологическом обследовании больного с применением дополнительных методов диагностики основного заболевания.

Диагностика различных форм А. имеет топико-диагностическое значение и проводится с целью выявления очаговых поражений коры головного мозга (см. Кора большого мозга) различной локализации. При А. проводят в стационаре комплексное, поэтапное и дифференцированное лечение в зависимости от основного заболевания, формы А., возраста, соматического и неврологического статуса больного. Восстановительную логопедическую терапию при непрогрессирующих заболеваниях и резидуальных состояниях продолжают в поликлинике.

Библиогр.: Бадалян Л.О. Детская неврология, с. 190, М.,1984; Бейн Э.С. и Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий, София, 1970; лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики, М., 1975; Хомская Е.Д. Нейропсихология, с. 141, М., 1987.

II

Афазия (aphasia; греч. утрата речи, немота: А- + phasis речь; син. афразия — устар.)

нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Афазия амнестическая (a. amnestica; син. А. номинативная) — А., проявляющаяся нарушением способности называть предметы при сохраненной возможности их охарактеризовать; при подсказывании начального слога или буквы больной вспоминает нужное слово.

Афазия Брока — см. Афазия моторная.

Афазия вербальная (a. verbalis) — см. Афазия моторная.

Афазия моторная (a. motoria; син.: А. вербальная, А. экспрессивная, Брока афазия) — А., проявляющаяся нарушением активной речи при сохранении понимания устной и письменной речи.

Афазия моторная корковая (a. motoria corticalis) — А. м., проявляющаяся нарушением устной речи (включая и внутреннюю речь), чтения и письма, обусловленная поражением коры речевой зоны лобной доли доминантного полушария головного мозга.

Афазия моторная субкортикальная (a. motoria subcorticalis; син.: А. моторная чистая, афемия — устар.) — А. м., проявляющаяся нарушением устной речи при сохранности внутренней речи, чтения и письма; обусловлена поражением белого вещества непосредственно под моторно-речевой зоной коры доминантного полушария головного мозга.

Афазия моторная транскортикальная (a. motoria transcorticalis) — А. м., проявляющаяся нарушением активной речи и письма при сохранности возможности повторения обращенной речи и переписывания текста, обусловленная поражением проводящих путей между моторно-речевой зоной коры доминантного полушария и другими областями коры головного мозга.

Афазия моторная чистая — см. Афазия моторная субкортикальная.

Афазия номинативная (a. nominationis) — см. Афазия амнестическая.

Афазия оптическая (a. optica) — А., проявляющаяся утратой способности называть предметы при их зрительном восприятии и сохранением возможности их называть при ощупывании.

Афазия проводниковая — моторная А., проявляющаяся нарушением возможности повторения слов и предложений при менее значительном нарушении активной речи и сохранности понимания обращенной речи; обусловлена поражением проводящих путей между слуховой и моторной речевыми зонами коры головного мозга.

Афазия семантическая (a. semantica) — сенсорная А., проявляющаяся нарушением понимания сложных логико-грамматических соотношений и связанных с ними мысленных операций при достаточной сохранности понимания значений отдельных слов; наблюдается при поражении коры теменно-затылочных отделов доминантного полушария головного мозга.

Афазия сенсорная (a. sensoria) — А., проявляющаяся утратой способности понимания речи.

Афазия сенсорная корковая (a. sensoria corticalis; син.: афеместезия — устар., Вернике афазия, глухота словесная —. с. с вторичным нарушением экспрессивной речи (логорея, вербальные парафазии); наблюдается при локализации очага поражения в заднем отделе верхней височной извилины коры доминантного полушария головного мозга.

Афазия сенсорная субкортикальная (a. sensoria subcorticalis) — А. с. с нарушением понимания устной речи и невозможностью повторения сказанных больному слов и письма под диктовку при сохранности экспрессивной устной и письменной речи и понимания прочитанного; наблюдается при поражении белого вещества головного мозга непосредственно под сенсорной речевой зоной доминантного полушария головного мозга.

Афазия сенсорная транскортикальная (a. sensoria transcorticalis; син. Вернике транскортикальная сенсорная афазия) — А. с., проявляющаяся нарушением понимания устной речи при сохранности возможности повторения сказанного другим лицом, списывания и письма под диктовку; наблюдается при поражении проводящих путей между задней и средней частью верхней височной извилины (зона Вернике) и другими областями коры головного мозга.

Афазия синтаксическая (a. syntactica) — А., проявляющаяся расстройством устной речи (аграмматизм, парафазии), нарушением понимания смысла слов, жаргонафазией при относительной сохранности письма.

Афазия смешанная (a. mixta) — А., характеризующаяся сочетанием отдельных проявлений моторной и сенсорной А.

Афазия темпоропариетальная (a. temporoparietalis) — сенсорная, чаще всего семантическая А., наблюдающаяся при поражении задних отделов нижней теменной дольки и височной доли доминантного полушария головного мозга.

Афазия тотальная (a. totalis) — сочетание моторной и сенсорной А. с утратой речи во всех ее проявлениях; наблюдается при острых нарушениях мозгового кровообращения.

Афазия центральная (истор.; a. centralis) — общее название проводниковой и некоторых видов сенсорной А. в классификации Гольдштейна.

Афазия экспрессивная (a. expressiva) — см. Афазия моторная.

Источник: Медицинская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. афазия — афазия, афазия ж. Расстройство или полная утрата речи, вызываемые поражением определённых участков головного мозга (в медицине). Толковый словарь Ефремовой
  2. АФАЗИЯ — АФАЗИЯ (от a — отрицательная приставка и греч. phasis — высказывание) — расстройство речи при сохранности органов речи и слуха, обусловленное поражением коры больших полушарий головного мозга. Большой энциклопедический словарь
  3. афазия — орф. афазия, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. Афазия — (греч.) — см. Расстройство речи. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. Афазия — (греч. aphasia, от а — отрицательная частица и phasis — высказывание) расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга. Большая советская энциклопедия
  6. Афазия — (а + греч. phasis – речь). Нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных видов речевой деятельности. По классической систематике А. различаются: -… Толковый словарь психиатрических терминов
  7. АФАЗИЯ — (от греч. а — отрицат. частица + phasis — высказывание) — нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности (см. РЕЧИ РАССТРОЙСТВА). Большой психологический словарь
  8. афазия — И афазия, -и, ж. мед. Расстройство речи, заключающееся в утрате способности говорить или понимать слышимые слова, фразы, вызываемое очаговыми поражениями головного мозга. [греч. ’αφασία] Малый академический словарь
  9. афазия — Афазии, мн. нет, ж. [греч. aphasia] (мед.). Утрата способности речи или понимания ее вследствие частичного расстройства в нервной системе. Большой словарь иностранных слов
  10. афазия — АФАЗ’ИЯ, афазии, мн. нет, ·жен. (·греч. aphasia) (мед.). Утрата способности речи или понимания ее вследствие частичного расстройства в нервной системе. Толковый словарь Ушакова
  11. афазия — сущ., кол-во синонимов: 6 аномия 5 болезнь 995 дисфазия 2 онемение 18 потеря 28 речь 68 Словарь синонимов русского языка
  12. афазия — АФАЗИЯ (разг., мед.) (в проф. речи) -и; ж. [греч. a- — не-, без- и phasis — высказывание]. Мед. Расстройство или полная потеря речи в результате очаговых поражений головного мозга. Толковый словарь Кузнецова
  13. афазия — А/фа́з/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  14. афазия — Афазия, афазии, афазии, афазий, афазии, афазиям, афазию, афазии, афазией, афазиею, афазиями, афазии, афазиях Грамматический словарь Зализняка
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

© 2005—2020 Gufo.me

Диагностика

Семантическая форма афазии выявляется на консилиуме. Больному необходимо получить консультации у следующих врачей:

  • терапевт;
  • невролог;
  • психиатр;
  • психолог;
  • логопед-дефектолог или афазиолог.

Больному предлагают выполнить несколько заданий, ответить на вопросы, переходя от простых к сложным. Кроме осмотра, устных тестов пациентам с подозрением на семантическую афазию необходимо пройти аппаратное обследование:

  1. МРТ головного мозга

По результатам томографии можно судить о состоянии церебральных структур, наличии опухолей.

  1. УЗДГ сосудов

Оценивается качество кровотока.

  1. Люмбальная пункция

Назначается при подозрениях на инфекции головного мозга. Процедура болезненная и сложная, поэтому используется для диагностики в крайних случаях.

  1. ЭКГ, ЭХО

Необходимы для выявления патологий со стороны сердечно-сосудистой системы.

  1. Рентген черепа

Рекомендуется, если причиной афазией стала травма мозга, ДТП, удары головой.

Оценка глубины поражения проводится на основе опроса пациента, его родных. Обязательно учитывается наследственность, другие патологические процессы и хронические заболевания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: