Этапы автоматизации
Процесс автоматизации условно можно разделить на несколько направлений, а именно:
- Работа по автоматизации звука в слогах.
- В словах.
- В словосочетаниях и предложениях.
- В стихах и чистоговорках/скороговорках.
На этапе прохождения каждого из этих блоков на занятиях с ребенком педагог использует различные методы и приемы. На любой из ступеней поэтапной логопедической работы при автоматизации мягкого звука р обучение и закрепление правильно поставленного звука должно вестись от простого к сложному: слог – слово – словосочетание/предложение – использование в связной речи (заучивание стихов, чтение чистоговорок, поговорок, повторение скороговорок). В этом случае начинать необходимо работу с произношения, повторения обратных слогов, то есть тех, что начинаются с гласных звуков (например, «ар», «ур», «ыр»).
Автоматизация звука в слогах
На момент автоматизации звука в слогах логопед еще возвращается частично к этапу постановки, а именно, напоминает ребенку положение органов артикуляционного аппарата для звука Рь: положение губ, зубов, языка, обращает внимание на вибрации голосовых связок (горлышко дрожит или нет).
Работа по автоматизации звука Рь в слогах ведется следующим образом:
- чтение/воспроизведение обратных слогов;
- произношение прямых слогов;
- воспроизведение слогов (слов) со стечением согласных звуков (например, при-, трю-, кря- и т. д.).
Вот некоторые дидактические упражнения и игры, которые можно выполнять для этих целей:
- «Повтори не ошибись». Как и было ранее указано, поначалу вводятся обратные слоги. Для этого используют задания на повторение ребенком слоговых цепочек за педагогом. Логопед предлагает ребенку повторить цепочку слогов в том же порядке, например: ар’-ур’-ор’. Затем меняет местами части задания или усложняет его («Продолжи цепочку»: орь-ырь-ирь, ребенок называет и добавляет еще слог: орь-ырь-ирь-арь). Так можно продолжать до тех пор, пока не будут названы все вариации мягкого согласного Р с гласными звуками. Это упражнение помогает не только автоматизировать Рь на начальном этапе, но и параллельно развивает слуховое восприятие, произвольное внимание и память.
- Упражнение «Лабиринты»: в них часто задействуется не только речь ребенка, но и его органы чувств, моторика. Во время выполнения задания ребенок одновременно произносит слоги, ведет предмет через «препятствия» и неотрывно наблюдает за процессом. В этом случае активны речедвигательные процессы, вырабатывается устойчивое внимание, тактильное, зрительное и слуховое восприятие. Варианты заданий для этого игрового упражнения: Корабль должен обойти подводные мины, на каждой написан слог, ребенок перемещает предмет с одной «мины» на другую и «обезвреживает» ее, называя правильно слоги. Необходимо провести корабль в целости до баржи.
- Лягушка придумала песенку, хочет, чтобы ее повторили, для этого она на камнях, по которым прыгала, написала ее по слогам. Ребенок перемещает игрушку или картинку-лягушку с одного камушка на другой и называет слоги, которые записаны на каждом из них.
В лабиринты можно играть даже дома, родителям для этого не нужно будет подготавливать специальный дидактический материал. Потребуются игрушки, обычные листы бумаги, карандаши и немного фантазии.
- «Скажи наоборот»: педагог предлагает назвать цепочку слогов, только обратных. Например, логопед говорит «ар’-ур’-эр’», а ребенок должен поменять местами буквы в слогах, в результате чего получится «ря-рю-ре». Такая игра развивает речь, мышление, фонематическое восприятие и слух. Если ребенок уже знает буквы, можно предложить ему прочесть или написать получившуюся цепочку, это позволит закрепить правила написания йотированных гласных букв после согласных.
Автоматизация мягкого Р в словах, словосочетаниях и предложениях
Автоматизация звука рь в словах и предложениях предполагает большой объем занятий. Для удобства логопеды используют картотеки с заданиями на каждый блок работы со словами, словосочетаниями и предложениями. Словесный материал должен быть ярко иллюстрирован, особенно, если это касается младшего и среднего возраста. Для старших, уже читающих дошколят, допустим письменный вариант, но начинать все равно придется с повтора за взрослым и нужно идти по принципу «от простого к сложному».
На этапе работы по автоматизации мягкого звука Р могут предлагаться следующие дидактические игры, упражнения и задания:
- «Придумай слово»: сначала включаются слова со звуком Рь в начале слова (ребус, репа, рис, рябина и др.), затем – в середине (зоря, море, коряга). После того как простые слова отработаны, ребенку предлагают те, в которых происходит стечение согласных звуков (стряпня, дрема, креветка, срез).
- «Назови, где живет звук»: можно применить в качестве дидактического упражнения, где ребенку необходимо определить местоположение звука в названных логопедом словах, а можно оформить в виде обучающей игры. Для второго варианта понадобится распечатать либо нарисовать и вырезать три домика с тремя окошками: в одном должно быть открыто первое окно (для слов, в которых звук Рь находится в начале), во втором – второе (в середине), в третьем, соответственно, третье (в конце слова). Ребенку даются карточки с изображением предметов, в названиях которых есть мягкий звук «Р». Игра заключается в том, чтобы правильно распределить слова по своим домам.
- «Составь предложение из предложенных слов».
- «Прочти (прослушай) предложение, найди все слова, в которых спрятался звук Рь»: если звук уже автоматизирован в словах, то читающему ребенку можно смело предлагать предложения и даже небольшие тексты. К ним полезным будет добавить задания, вроде «Найди какой», «Проспрягай предложение», «Назови предложение с вопросом/с восклицанием».
Этап автоматизации мягкого звука Р в чистоговорках, стихах, поговорках/скороговорках
На заключительном этапе активно ведется работа, направленная на самостоятельное использование ребенком слов со звуком Рь в связной речи. Начинать лучше с автоматизации звука рь в чистоговорках. Они нужны для того, чтобы дети с проблемами в звукопроизношении могли быстрее и легче «внедрить» правильно поставленный и автоматизированный на предыдущем этапе звук в разговорную речь. В чистоговорках, как правило, начало состоит из трех слогов (чаще всего из одинаковых), на последний из которых рифмуется предложение, например:
- ря-ря-ря – мы плывем через моря;
- рю-рю-рю – на сороку я смотрю;
- ри-ри-ри – мама встала до зори;
- ре-ре-ре – Ваня бегал во дворе;
- арь-арь-арь – потерял корону царь.
Заучивание стихотворений также помогает автоматизировать Рь. Подбирать следует стихи, в которых чаще всего встречается нужный для закрепления звук. Поговорки и скороговорки логопед выбирает по тому же принципу.
Конспект занятия по автоматизации звука [Р, Рь] в словах
Статья:
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Р, РЬ] В СЛОВАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.
Цель: закрепить произношение звука в словах.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- учиться определять место звука в слове,
- дифференцировать звуки,
- обогащение словарного запаса,
- учиться подбирать слова-антонимы,
- образовывать относительные прилагательные,
- учиться согласовывать существительные с числительными и прилагательными.
Развивающие:
- развитие слухового внимания, мышления, памяти, сукцессивных навыков, координации речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью, интерес к достижению результата, умение работать в паре.
Оборудование: предметные картинки, навесные кармашки, коробка с предметами разных цветов и материалов, мяч, мягкая игрушка Каркуша, книга стихов К. Чуковского.
Ход занятия:
I. Cюрпризный момент.
Ребята, к нам сегодня в гости прилетела ворона Каркуша. Как она кричит? Она не просто прилетела, Каркуша принесла вам задания и хочет узнать как вы говорите [р, рь] и насколько вы сообразительные.
Блиц – турнир: каждому из вас надо ответить на 5 вопросов, при этом не забывать правильно произносить звук
в словах.
1. Какой первый месяц весны? | 1. Как называется второй день недели? |
2. Что наступит после ночи? | 2. Как называется утренняя еда? |
3. Какой месяц год начинает? | 3. Какой месяц год заканчивает? |
4. Когда была среда? | 4. Когда будет пятница? (завтра) |
5. Какой сегодня день недели? | 5.Что наступит после дня? |
II. Игра «четвертый лишний».
Каркуша принесла 2 конверта с заданием. Н: сирень, крот, дверь, рюкзак; виноград, топор, рисунок, рубашка. Назовите картинки и найдите лишнюю ( дифференциация Р, Рь).
III. Назовите картинки и определите место звука в слове (начало, середина, конец).
Разложите в кармашки.
IV. Физ. минутка.
Учимся подбирать противоположные слова, делая веселую зарядку. Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем, Влево шаг — ( вправо) шаг, шаг назад- шаг ( вперед). Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем. Шаг немного замедляем, постепенно (ускоряем). Сейчас медленно пойдем, (быстро) мы шагать начнем. Мы шагаем, мы шагаем и игру мы продолжаем.
V. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Слова: узкий, длинный, зло, белый, тупой, ленивый, смелый, вниз, ломать, веселый.
VI. Игра «Внимательный фотограф» (смена места, замена картинки).
VII. А сейчас Каркуша хочет узнать знаете ли вы стихи Корнея Чуковского.
Вспомните, какими словами оканчиваются такие стихотворные строки. Если не знаете, можно догадаться по смыслу и рифме.
Наступила темнота не ходи за ворота, Кто на улицу попал — заблудился и …. Я — Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр, Умывальников начальник и мочалок ….. Только вдруг из-за кусточка, из-за синего лесочка, Из далеких из полей прилетает …. А за нею вилки, рюмки да бутылки, Чашки да ложки скачут по …..
VIII. Игра «Посчитай и назови».
Предметы: ручка, расческа, карандаш, перо, зерно, ремень. Н: Одна ручка, три ручки, пять ручек.
IХ. Игра «Мы картинки выбираем, по слогам их называем».
Найдите самое короткое и самое длинное слово.
Х. Признак подбери и предмет назови (деревянная расческа, красная ручка, черная перчатка, сиреневая краска, серые брюки, черное перо, серебряные сережки, оранжевый карандаш, хрустальный фужер, карманный фонарик.
XI. Итог занятия.
Чем мы с вами занимались? Каркуша очень рада за вас, вы молодцы. А мне пора в лес лететь, всем рассказать какие вы умные.