Речевые игры для детей дошкольного возраста

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок как можно раньше овладел необходимым для человечества дарам – это речью. Очень важно, чтобы малыш с юных лет мог почувствовать красоту и звучность родного слова, полюбил его, проникнуть в его внутренний мир, научился говорить ясно и понятно.
Надо разговаривать с ребёнком, Рассказывать ему интересные истории, сочинять вместе с ним сказки, стихи, загадки. Произносить вслух интересные слова, поясняя их смысл. Спрашивать, что он слышит в том или ином слове.

И ребёнок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов, фраз, научится играть со словами, станет сочинять и САМ начнёт открывать громадный мир звучащего русского слова.

Я предлагаю занимательные словесные игры для родителей, ведь игра для ребёнка – это основной вид деятельности.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть без специального оборудования: на улице, в машине, на даче и т.д. Игра с ребёнком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит и ваш интерес к владению бесценным даром слова.

Речевые игры для детей и их родителей

Итак, в путь, в мир увлекательных игр, а от игры – к знаниям!

1. «Только это»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет обобщающею тему. Игроки по череде называют слова, согласно выбранной теме. Кто не подбирает слова, выходит из игры. Кто назовёт больше всех слов – выигрывает.

Например:

  • Нужно называть только круглые слова :обруч, мяч, яблоко..) Только сладкие слова: торт, крем, мороженое, халва…
  • Только тёплые слова: шарф, батарея, печка, шуба…

2. «Цепочка ассоциаций»

Могут играть двое и более человек. Первый называет любое слово, например: «Праздник», и спрашивает у игрока, что он представляет себе, когда слышит это слово? Первый игрок говорит: « Подарки», второй: « Шары», «Клоуны» и .т.д.

  • Исходные слова могут быть разные: «Море», «Лето», «Лес»

3. «Испорченный телефон»

Могут играть двое и более человек. Взрослый называет, какое либо слово, например, «машина». И спрашивает ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Второй игрок называет какое либо слово, по смыслу подходящее предыдущему, например, «дорога» («каток», «колёса», «колобок» и т.д.)

Например: «Река – вода – корабль – моряк – танкист» и т.д.

4. «Я артист»

Могут играть двое и более человек. Взрослый рассказывает, что он артист в театре играет определённую роль. Роли могут быть разнообразные. Это и животные, и предметы, и явления. «Артист» от имени взятой на себя роли рассказывает всем участникам о себе. Участники игры внимательно слушают «артиста», а потом задают наводящие вопросы, которые помогают угадать, что за роль он играет. Кто угадывает роль, становится «артистом»

  • Например, «Я большой и мягкий. Бываю разного цвета. Меня часто бьют, а потом топчут. (Ковёр)».
  • Или: « Я бываю сильным и слабым. Мне подчиняются деревья , кусты, травы и даже моря. Летом меня часто зовут, и даже делают сами. .. (Ветер)»

5. «Скажи наоборот»

Могут играть двое и более человек. Ведущий бросает мячик игрокам и одновременно произносит слово, например: «Высокий». Ребёнок ловит мяч и возвращает его ведущему, произнося слово противоположного значения: «Низкий». Затем игроки по очереди меняются ролями.

6. «Расскажи какой – какая?»

Могут играть двое и более человек. Взрослый может сказать слово или показать его на картинке. Участники должны к этому слову подобрать как можно больше определений. За каждый правильный ответ они получают фишки. У кого больше окажется фишек, тот и победитель. Если играют двое, взрослый так же отвечает по очереди и берёт себе фишку.

Например:

  • Трава – какая? (высокая, сочная, зелёная…)
  • Машина – какая? (грузовая, синяя, игрушечная, железная)
  • Яблоко –какое? (зелёное, спелое, сочное, червивое..)

7. «Расскажи что делает?»

Могут играть двое и более человек. Взрослый может сказать слово или показать его на картинке. Участники должны к этому слову подобрать как можно больше действий. За каждый правильный ответ они получают фишки. У кого больше окажется фишек, тот и победитель. Если играют двое, взрослый так же отвечает по очереди и берёт себе фишку.

Например:

  • Что делает медведь? (сосёт лапу, ест, купается, рычит, ходит, ловит, плавает…)
  • Что делает листик? (висит, падает, растёт, желтеет…)

8. « Кто больше»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет звук: (А,М,Т..) Игроки по очереди подбирают слова, которые начинаются на заданный звук. Выигрывает тот, кто больше назовёт слов.

9. «Я поэт»

Могут играть двое и более человек. Взрослый говорит слова, а играющие должны подобрать к ним рифмы. За каждую придуманную рифму, ребёнок получает фишку. У кого больше окажется фишек, тот и победитель.

  • Например: Журавли – корабли, рог – пирог, планета –газета, будка –дудка, котята –ребята, белый –смелый..)

10. «Фантазёры»

Могут играть двое и более человек. Ведущий задаёт игрокам ситуацию, из которой они должны найти выход, высказав свою точку зрения. Кто придумает самую фантастическую версию становится победителем и ведущим.

  • Например: Что будет, если на земле исчезнут все дороги?

(Ответы: Люди будут только летать. Будут ходить по тропинкам.)

Вопросы: Что произойдёт? Чем это можно заменить? А если у тебя был цветик – семицветик? Ковёр –самолет? Шапка –невидимка? Живая вода?…

11. «Кто первый?»

Могут играть несколько человек. Игроки выстраиваются в шеренгу. Ведущий просит называть слова на определённую тему. По очереди каждый играющий выговаривает по слогам своё слово, делая на каждый слог один шаг. У кого слова будут длиннее, тот быстрее доберётся до ведущего.

  • Например: Тема «Овощи». Дети подбирают слова: го-рох, по-ми-дор, о-гу-рец, кар-то-фель, пет-руш-ка и т.д.

12. «Звук, свет, вода»

Могут играть несколько человек. Ведущий раздаёт три карточки: красную – это звук, синею – это вода, жёлтую – это свет. Три игрока или три команды получают свою карточку. По очереди они называют слова, которые связаны с их карточкой, подходят по смыслу. Получают за каждый ответ фишки. У кого больше наберётся фишек, тот и победитель.

Например:

  • Звук –это телефон, комар, барабан, радио…
  • Свет – это лампа, молния, солнце, луна, спички, свеча..
  • Вода –это река, роса, лёд, снежинка, болото….

13. «Краски»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет цвет. Игроки по очереди на этот цвет называют слова. За правильные ответы могут получать фишки. Побеждает тот, кто больше назовёт слов и получит фишек.

Например:

  • Оранжевый – апельсин, заря, морковка…
  • Синий – море, чернила, слива, небо, туча…

Автор: Логунова Наталья Павловна, учитель–логопед МБДОУ № 87, г. Краснодар, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Речевые игры детей

Анна Макаревич

Речевые игры детей

развиваем речь играя

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.

Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, — дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. » — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья. » К 3-4 годам дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.)

.

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет,задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?»Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

игры

Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек. » — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?»Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента. » — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др.

На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Вот примеры нескольких игр.

«Отгадай предмет по его частям»

В эту игру можно играть в двух вариантах. Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т. д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т. п. На первый взгляд все кажется, слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы.

Попробуйте!

«Отгадай предмет по описанию»

Условия игры те же, что и в предыдущей.

Но задача здесь сложнее. Нужно не только

найти правильные определения предметов,

но и правильно согласовать по родам

прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные.

«Шаги»
(Кто быстрее доберется до.)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи, в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов)

. И оговаривают тему шагов. Например, «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»

Достаточно длительное время мамы, а вместе с ними и их дети, проводят на кухне. И здесь у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья»

,
«Овощи»
,
«Фрукты»
,
«Посуда»
, Продукты питания»,
«Бытовая техника»
и др.

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна»

,
«Лето»
,
«Осень»
,
«Растения сада»
,
«Цветы»
,
«Деревья»
,
«Насекомые»
,
«Ягоды»
и др. Наблюдения, впечатления,
речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.
Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.

«Придумай фразу»

Цель. Развитие фразовой речи. Правильное построение

предложений из лото «Что мы делаем».Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов, затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово. Например,педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение Таня играет на улице и добавляет в песочнице. Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова)

произносятся на одном выдохе, а длинные — с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами
игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.
«Расскажем про Олю и зайчика»

Цель: составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять.

Описание игры.Воспитатель предлагает рассказать про Олю: «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес)

. Она.
(пригласила на прогулку брата Колю)
. Дети взяли с собой.
(мячи, прыгалки)
. На полянке. (они увидели зайчика, который.
(так испугался, что не мог двигаться)
. И вдруг.
(заяц побежал от ребят)
. А Оле и Коле.
(стало очень весело)
».

«Добавь слово»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие

окончание действия.

Взрослый называет начало действия, а ребенок —его продолжение и окончание:— Оля проснулась и. (стала умываться)

.— Коля оделся и.
(побежал гулять)
.— Он замерз и.
(пошел домой)
.— Стали они играть.
(с зайчиком)
.— Зайчик испугался. и
(побежал, спрятался)
— Девочка обиделась и.
(ушла, заплакала)
.В таких играх надо обращать внимание на интонацию законченности предложения. Необходимо давать детям разнообразные схемы составления повествования. Сначала надо научить
детей строить высказывание, состоящее из трех предложений («Пошел зайчик. Там он встретил. Они стали.»
, а затем увеличивать их количество. При составлении таких рассказов надо дать детям почувствовать интонацию первого, центрального и конечного предложения — это важно при формировании умения построить даже текст из трех предложений.

В совместном рассказывании воспитателя и ребенка функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. Можно также включать в повествования диалоги действующих лиц, при этом очень важно правильно передавать интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения. После составления совместного рассказа взрослый уточняет характеристики и действия персонажей и предлагает ребенку рассказать еще раз, но уже самостоятельно. К самостоятельному рассказыванию лучше всего подводить детей в игре-драматизации по сюжету знакомых сказок («Волк и козлята»

,
«Маша и медведь»
,
«Заюшкина избушка»
); подсказывая определенную последовательность повествования или описания, можно включить элементы описания в текст повествования, подсказать необходимые средства связи между фразами, а также интонацию.

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние

признаки предмета.

Описание игры. Взрослый и ребенок рассматривают

куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы)

. Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая
(мягкая, пушистая)
шубка, длинные уши,одним словом можно сказать: заяц длинно. ухий
(длинноухий)
. А хвост у зайца. (короткий, значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки
(ленточки, колечки от пирамидки)
.

«Что напутал Буратино?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

Описание игры. В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании,например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!»

.
«У зайца маленькие ушки, он зеленый»
.
«У кошки колючая шубка»
. Ребенок исправляет неточности.

«Сравни медвежат»

Цель: учить различать предметы (игрушки)

по характерным признакам.

Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький. — Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный. — Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.)

Что он может делать?
(Рычать, есть малину, мед, бегать.)
— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький?
(Малыш.)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: