История создания первых классификаций  речевых нарушений.


Классификация речевых нарушений

С появлением логопедии все ученые, занимающиеся данной наукой, стремились создать различные классификации нарушений речи. Недостаток изучения непосредственных механизмов речи приводит к тому, что достаточно сложно классифицировать эти нарушения. Вначале у логопедии не было своей классификации, и она опиралась на знания медицины. Одним из первых предложил классификацию А. Куссмауль (1877 г.), который систематизировал имеющиеся нарушения речи. Эта классификация стала называться клинической. В процессе развития логопедии было установлено, что нарушения речи, возникающие в процессе развития, нельзя приравнивать к тем нарушениям, которые возникли уже в сформировавшейся системе. Возникла необходимость создать альтернативную классификацию. В настоящее время современная логопедия придерживается 2 классификаций: клинико-педагогической и психолого-педагогической, или педагогической (по Р.Е. Левиной). Эти классификации рассматривают проблемы нарушения речи с двух сторон, с разных точек зрения, но не противоречат друг другу, а напротив, дополняют друг друга.

Клинико-педагогическая классификация опирается в основном на медицинский аспект нарушения, ориентируясь на коррекцию дефекта речи, и идет от общего к частному. В данной классификации ведущая роль принадлежит психолингвистическим критериям. Клиническим критериям отводится уточняющая роль в объяснении анатомо-физиологического механизма возникновения нарушения. Все виды нарушений клинико-педагогической классификацией подразделяются на 2 группы: нарушения устной и письменной речи. Нарушения устной речи подразделяются на нарушения внешнего высказывания (или произносительной стороны речи) и нарушения внутреннего высказывания.

Рассмотрим эти нарушения подробнее. 1. Нарушения внешнего высказывания могут подразделяться на несколько подвидов: ♦ нарушения голосообразования; ♦ нарушения темпа и плавности речи; ♦ нарушения звукопроизношения; ♦ нарушения интонации. Эти нарушения могут наблюдаться как самостоятельно, так и в совокупности. Всем описанным патологическим состояниям были даны специфические термины.

1. Дисфония — отсутствие или расстройство функции вследствие патологических изменений голосового аппарата (Логопедия: Учебник для вузов/ Под ред. Л.С. Волковой. М., 1999. С. 61). При этом нарушении речи голос либо совсем отсутствует, либо происходят различные изменения и нарушения в силе, тембре голоса. Данные изменения обусловлены функциональными или органическими поражениями голосообразующего аппарата и могут возникнуть в любом возрастном этапе.

2. Брадилалия — патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением. При брадилалии речь сильно замедляется, растягиваются гласные, речь становится нечеткой.

3. Тахилалия — нарушение речи, при котором речь становится патологически быстрой. При этом сохраняются фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи. Тахилалия может быть органической и функциональной. Если при тахилалии происходят необоснованные запинки, паузы и т. п., то она носит название «полтерн». Брадилалия и тахилалия относятся к нарушениям темпа речи.

4. Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Заикание может быть органическим и функциональным. Возникает обычно в критические периоды развития ребенка.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажениях, смешениях тех или иных звуков. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата. Существует и психолингвистический аспект данного нарушения: оно может происходить в результате нарушения различения и узнавания фонем родного языка, т.е. происходит дефект восприятия. Также он может происходить, если у ребенка не сформированы такие операции, как отбор реализации звуков. Тогда говорят о дефектах продуцирования. Если наблюдается какой-либо дефект в строении речевого аппарата, то нарушение носит органический характер, если нет — то функциональный. Нарушения возникают у ребенка в процессе развития речи, а если была травмирующая ситуация — в любом возрасте. Описанные выше дефекты имеют вид самостоятельного нарушения. Но существуют и такие, при которых нарушаются несколько звеньев сложного механизма высказывания. Среди них выделяют дизартрию и ринолалию.

6. Ринолалия — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата. При ринолалии происходит специфическое изменение голоса. Это происходит из-за того, что при произнесении всех звуков струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. Речь становится гнусавой, все без исключения звуки нарушаются (при дислалии могут нарушаться только некоторые звуки). Речь у ребенка становится монотонной и невнятной. Логопедическая наука относит к ринолалии такой дефект речевого аппарата, как врожденные расщелины нёба.

7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает из-за органического поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но также может возникнуть в любом возрасте развития ребенка из-за перенесенных инфекций мозга. Дизартрия различается по месту локализации и по степени тяжести.

Вторая группа нарушений в устной речи — это нарушения внутреннего оформления высказывания. В ней выделяют 2 вида нарушений. 1. Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи из-за органических поражений речевых зон головного мозга во внутриутробном развитии или доречевом периоде развития. Это один из самых сложных дефектов речи: языковая система не формируется, страдают все звенья произносительной стороны речи.

2. Афазия — нарушение речи, при котором происходит утрата (полная или частичная) способности пользоваться различными средствами языка. Ребенок может утратить речь из-за перенесенных черепно-мозговых травм, различных инфекционных заболеваний нервной системы. При афазии вследствие травмы утрата уже сформированной речи. Это отличает афазию от алалии.

Следующий вид нарушений в этой классификации — нарушение письменной речи. В зависимости от того, какая форма речи нарушена (письмо или чтение), выделяют несколько типов нарушений.

1. Дисграфия — «частичное специфическое расстройство процессов письма» (Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1996. С. 30). Оно проявляется в нестойких образах букв (оптико-пространственных и др.), происходит смешение, искажение, замен и пропуск букв. Самая тяжелая форма дисграфии — аграфия, т.е. полная неспособность к овладению письмом.

2. Дислексия — нарушение речи, которое вызвано поражением центральной нервной системы. У ребенка нарушен сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит, нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у ребенка искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению. Нарушения письма и речи в основном выявляются при поступлении ребенка в школу и значительно затрудняют его обучение. Дисграфию и дислексию следует отличать от дислексии и дисграфии, возникающих как вторичное проявление при афазиях, т.е. в этих случаях речь идет не о нарушениях речи, а об их утрате.

Таким образом, в современной логопедии выделяют 11 форм нарушений речи. Девять из них — это нарушения устной речи, возникающие на различных этапах ее порождения и реализации: дисфония, тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия и афазия; и 2 — нарушения письменной речи: дисграфия и дислалия. Стоит отметить, что в данную классификацию входят только те виды нарушений, для которых созданы специальные методики исправления. Внутри этих нарушений могут быть свои виды и подвиды, которые более подробно будут рассмотрены в следующих разделах.
Книги Монтессори — перейти в каталог Купить игрушки для развития мелкой моторики — перейти в каталог

Статья:

Самыми распространенными недостатками речи у детей являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.
«Нарушение звукопроизношения — изменение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем» (Г.А. Каше, 1971, с.37).

В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера. Следовательно, необходимо учитывать: 1) изменения в строении артикуляторного аппарата и многообразные нарушения иннервации мышц, участвующих в артикулировании; 2) снижение периферического слуха и нарушения слухового восприятия центрального характера (М.Ф. Фомичёва, 1981).

Как отмечает О.В. Правдина (1973), неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих — 22 %, шипящих — 24%, р — 26 %, л — 10%, звонких — 4,5%, задненёбных — 1%, мягких — — 1,5% Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже. Дефекты искажения таких простых звуков, как м, н, п, т и особенно гласных, наблюдаются очень редко (при снижении слуха и при гнусавости).

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса «-изм». Выделяют — сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку «-пара» — парасигматизм, параротацизм и т.д.

Сигматизм — расстройство речи, заключающееся в неправильном произношении звуков шипящих и свистящих звуков. У детей, страдающих сигматизмом наблюдается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц] и [ш], [ж], [ч], [щ]. Сигматизм — один из очень распространенных видов неправильного звукопроизношения. Наблюдается довольно большое количество вариантов как чисто фонетического сигматизма (межзубный, боковой, носовой, губно-зубной), так и парасигматизма (призубный, свистящий, шипящий). Это говорит о том, что произношение свистящих и шипящих достаточно сложно.

Под названием ротацизм объединяются различные дефекты произношения звука [р]. Благодаря большой сложности артикуляционной работы, и в частности языка (участвуют все мышцы языка), наблюдается много видов ротацизма. Например, логопед А.Я. Яунберзинь зарегистрировала 28 вариантов. Наиболее частыми будут следующие: отсутствие [р] (полное отсутствие звука или призвук гласного вместо него), носовое произношение, горловое произношение (велярное или увулярное), одноударное, глухое, двугубное [р]. Много вариантов и параротацизма: замены — р-д, р-й, р-л, р-ль, р-н, р-г, р-ы.

Под названием ламбдацизм объединяются все дефекты произношения звука [л]. Существуют три вида ламбдацизма: отсутствие звука [л] или призвук гласной, двугубное или губно-зубное произношение звука [л], носовое произношение — л-нг; параламбдацизмы: л-д, л-л’ (с различной степенью смягчения), л-р, л-в, л-н, л-ы или у.

Дефекты произношения полугласного звука [й] носят название йотацизм. Звук [й] употребляется в русском языке в двух значениях: как неслоговой звук (край, чай, война) и как слоговой звук, входящий в произношение йотированных гласных я, е, ю, ё в начале слога. Указанные два значения звука [й] получают несколько разное выражение при дефектах произношения звука. Дефекты произношения: 1) звук [й] не произносится совсем (мой-мо; яма-ама); 2) [й] заменяется [и] (мой — мои; яма — иама); 3) [й] заменяется [ль] (чай — чаль; яма — лямо).

Дефекты произношения нёбных звуков носят названия каппацизм — звуков к и к’, гаммацизм — звуков г и г’, хитизм — звуков х и х’.

Помимо вышеописанных, в логопедической литературе выделяют нарушения смягчения и озвончения звуков.

В произношении согласных, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения. Наблюдаются три вида нарушения озвончения: а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными глухими; б) недостаточное озвончение; в) недостаточное оглушение. Все три случая относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме.

Исследователи отмечают, что оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.

Среди дефектов смягчения также наблюдаются три варианта: а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными твердыми звуками; б) излишнее смягчение в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения. Так, звук т может или смягчаться или заменяться звуками п или к, а вариантов нарушения произношения звука р насчитывается свыше 20: р боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука р звуками л, л’, р’, й, в, д и т. д. Таким образом, в группе сигматизмов различают фонетические сигматизмы (боковой, межзубный и др.) и парасигматизмы (замены шипящих звуков свистящими, замены свистящих и шипящих звуками т и д и др.), т. е. сигматизмы, имеющие фонетико-фонематический характер. В группах ротацизмов, ламбдацизмов, каппацизмов также можно выделять чисто фонематические ротацизмы, ламбдацизмы и параротацизмы, параламбдацизмы и т.д.

Необходимо сказать также, что у разных детей неправильное произношение может то касаться только одной группы звуков (звонких, задненёбных или свистящих и др.), и тогда оно носит название простого, частичного, мономорфного дефекта звукопроизношения, то охватывать многие группы звуков (одновременно один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и дефектами озвончения и т.п.), тогда дефект называется сложным диффузным, полиморфным.

Как указывает Г.А. Каше (1971), ошибки произношения следует оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации ребёнка: одни ошибки касаются лишь образования оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их различению, — эти ошибки являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания. При наличии большого количества ошибок, дефектных звуков нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных. Эти отклонения в собственной речи детей свидетельствуют на недостаточность сформированности фонематического восприятия. Естественно, что, чем сложнее указанный дефект, тем больше страдает благозвучность и внятность речи.

Многие авторы отмечают также, что в ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а иногда в словах и в отраженной речи, а в самостоятельной речи не употребляют. Эти данные свидетельствуют о том, что произносительные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности. О.В. Правдина (1973) выделяет три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука.

В целом, выделенные уровни отражают этапы усвоения звука в процессе развития ребенка, выявленные А.Н. Гвоздевым (1961). Эти данные свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из этапов он может задержаться или остановиться.

Список литературы:

1. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 471с. 2. Каше Г.А. Недостатки произношения звуков у учащихся массовой школы // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1971. — 191с. 3. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. — М.: Владос, 2002. – 680с. 4. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1973. – 272с. 5. Фомичёва М.Ф. Воспитание правильного произношения. – М. Просвещение, 1981. – 320с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: