Гласные 1и 2 ряда. Дифференциация твердых и мягких согласных при чтении


Виды гласных (как учат в школе)

В школе эти звуки делятся на две большие группы:

  1. Ударные – на них в слове падает ударение, поэтому определить ударный звук легко уже по произношению: сАбля, подУшка, птИца – А, У, И в этих словах ударные.
  2. Безударные – все остальные гласные слова, ударение на них не падает. Например, в слове коробка первый О и последний А безударные.

Когда мы ставим ударение на гласный, мы произносим его долго. Дольше, чем все прочие звуки. Поэтому ударные слышатся очень отчетливо и не вызывают трудностей в написании. Кроме случаев, когда они находятся после шипящих и ц.

А вот с безударными все сложнее. Из-за того, что на них не падает ударение, мы их сокращаем и даже изменяем. И не можем потом понять, какую же букву надо писать. Возникает орфограмма.

Читайте отдельную статью про безударные гласные, там все подробно описано, даны советы, как легко и быстро разобраться во всех орфографических правилах.

Скоро я выложу подборку самых лучших курсов по подготовке к ЕГЭ и подготовке к ОГЭ. Среди них будут платные и бесплатные программы, обзоры скидок и специальных предложений. Подписывайтесь на обновления – я отправлю вам письмо на почту, как только статья выйдет.

Различительные признаки гласных

Гласные различаются между собой благодаря нюансам звукообразования. Как правило, это связано с положением и механизмом работы резонатора – ограниченного формой и размером физического тела, воздух в котором производит резонанс.

Самым большим резонатором выступает ротовая полость, поэтому именно эта часть речевого аппарата сильнейшим образом влияет на качество звука. Форма ротовой полости меняется в ответ на изменение положения языка по вертикали и горизонтали.

Губы отвечают за форму отверстия, через которое проходит струя воздуха. Это также влияет на звук и называется губной артикуляцией или лабиализованностью (в переводе с латинского labri – “губы”).

СПРАВКА! Различия гласных нужны для выполнения ими смыслоразличительной функции.

Подъём

Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:

  • верхним – спинка языка ближе всего подходит к нёбу. Такой подъём образует закрытые гласные: [и], [ы], [у].
  • Средне-верхним – язык поднимается на 2/3 ротовой полости, образуя полуоткрытые гласные: [э], [о].
  • Средне-нижним – звуки произносятся с нижним поднятием языка (на 1/3). Ему соответствуют полузакрытые гласные.
  • Нижним – язык остается неподвижным. В результате произносятся открытые гласные: [а]

ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.

Ряд

Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:

  • передним – язык находится как можно ближе к зубам ([и], [э]),
  • средним – язык занимает среднее положение, т.е остаётся без движения ([а], [ы])
  • задним – тело языка образует звук в задней части гортани ([у], [о]). Иногда гласные заднего ряда называют “темными”.

ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.

Например: вместо “пол” [пол] – [п’ол], вместо “пульт” [пул’т] – [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.

Огубленность (лабиализация)

Форму резонатора – ротовой полости – можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго – [о].

СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.

Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.

Назализация

В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация – артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.

Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.

Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.

СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект – гнусавость.

Фонация

Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.

Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:

  1. В случае их напряжения и сближения выдыхаемый воздух вызывает колебание. Так возникает тон, обязательный для гласных и звонких согласных звуков.
  2. Расслабленные голосовые связки и раздвинутые черпаловидные хрящи пропускают воздушную струю без колебаний. В результате тон отсутствует, что свойственно произношению глухих согласных.

Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).

Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:

  • скрипучего голоса (вьетнамский),
  • глухих гласных (японский).

Положение корня языка

На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:

  • выдвинутое вперёд,
  • отодвинутое назад.

СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)

Дополнительные артикуляции

Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.

К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.

Эризация

Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию

При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.

«Напряжённость»

В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:

  • «напряжённые» или кардинальные гласные,
  • «ненапряжённые» гласные. Во имя их произнесения артикуляторы не достигают крайних точек положения и звуки остаются в промежутках между разными рядами и подъёмами.

СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.

Долгота

Долгота – характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]

В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: “Маааам! Мне дуууует”).

ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот – самый короткий.

Например, “Валентин” – содержит краткий [а] и длинный [и:]

Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии – [и:] на конце).

Смыслоразличительная роль долгих или коротких гласных очевидна в английском языке. Для сравнения приведены пары слов, отличных по написанию, но почти идентичных по звучанию:

  • live — leave,
  • dock — dork,
  • bins — beans,
  • ship — sheep.

Шва

Шва (в переводе с иврита “ничего”) – это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].

Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].

СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: “корова” — [ка′рoвə], “собака” — [са′бaкə].

Вузовская классификация – для участников олимпиад и будущих лингвистов

В вузе гласные классифицируются иначе: по рядам, подъему, лабиализации. Вузовскую классификацию надо знать, если вы хотите участвовать в олимпиадах по русскому, стать в будущем лингвистом/филологом или если вам надо с нуля выучить английский или другой иностранный язык.

Гласные могут относиться к переднему, среднему или заднему ряду. Это зависит от положения языка. Когда мы произносим И или Э, язык чуть выдвинут вперед – они относятся к переднему ряду. Когда произносим А или Ы – язык находится примерно в середине ротовой полости – А и Ы относятся к среднему ряду. Чтобы произнести О и У мы “задвигаем” язык к гортани, поэтому они относятся к заднему ряду.

Однако при произнесении гласных мы не только “выдвигаем” и “задвигаем” язык, мы еще поднимаем его или опускаем. Сильнее всего язык поднят, когда произносятся У, И, Ы – они относятся к верхнему подъему. Чтобы произнести О, Э нужно чуть опустить язык – они среднего подъема. А вот при произнесении А язык и челюсть вообще в самом низу – это гласный нижнего подъема.

Когда мы произносим О и У – наши губы напрягаются. Причем в случае с У – сильнее, мы даже вытягиваем их в трубочку. О и У из-за этого относятся к лабиализованным звукам – таким, в образовании которых задействованы губы. Когда произносятся А, И, Э, Ы – губы почти не задействованы, поэтому эти звуки – нелабиализованные.

Вот таблица, которую я очень хорошо помню с практикумов по фонетике на первом курсе филологического факультета:

Классификация по подъему и ряду

Однако в лингвистике кроме переднего, среднего и заднего рядов выделяются еще первый и второй ряд.

Гласные первого ряда указывают на твердость предшествующего согласного, так же, как твердый знак. К ним относятся: А, У, О, Ы, Э. Когда мы видим буквосочетания с ними, мы понимаем, что читать надо без мягкости: кРЫСА, СОВОк, СЭКОНОмить.

Звуки второго ряда: Е, Ё, Ю, Я, И. Они указывают на мягкость предшествующего согласного: НЕбо, ТЁтя, НЯНЯ, НИть, НЮНИ.

Попробуйте произносить разные звуки и понаблюдайте за артикуляцией. Пригодится, когда будете работать над произношением слов в иностранных языках.

Внимание. Все сказанное выше относится к гласным под ударением. О безударных, их произношении и типах будет сказано в отдельной статье.

Вам нужен сборник, в котором была бы вся теория по русскому – для подготовки к ЕГЭ, ГИА или просто для систематизации знаний? Я нашел в интернете вот эти четыре пособия, на мой взгляд – идеальные варианты. Весь материал есть, много таблиц, главное выделено подчеркнутым/полужирным – воспринимается очень легко.

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ—2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

Пригодится и ученикам, и учителям. Напишите свой электронный адрес здесь, я вышлю вам все 4 пособия одним архивом сразу же. Файлы проверены, вирусов нет.

Письма иногда уходят в спам – проверьте. Если письмо вообще не пришло – напишите комментарий, разберусь.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й»олка], Яна [й»ана], енот [й»инот];
  2. после гласного: заяц [зай»иц], баян [бай»ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч»й»и], подъём [падй»ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й»и], е → [й»и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

Класс:

2

Цель

: закрепление знаний о гласных 2 ряда, их функции мягкости впереди стоящего согласного.

Задачи

:

  • закреплять знания о значимости гласных 2 ряда для обозначения мягкости звука.
  • упражнять в нахождении и назывании твердых и мягких согласных в слогах и словах.
  • корректировать работу зрительно- слухового анализатора в упражнениях на определение гласных 2 ряда, стоящих перед ними мягких согласных.
  • развивать мышление, внимание при работе с предложениями и текстом.
  • способствовать формированию связной, выразительной речи.
  • продолжать формировать учебные навыки, навыки самоконтроля.

Материал

: таблица звуковых символов гласных 2 ряда (Я — йа, Е — йо, Е — йэ, Ю — йу); таблица с гласными буквами 1 и 2 ряда попарно (А-Я, О-Е, Э-Е, У-Ю, ы-И); карточки со словами (рад — ряд; нос — нес; лук — люк; мыл- мил); песочные часы; знаки “+”, “-”, “галочка”.

На каждого ребенка: тетради в линейку; карточки со слогами, словами, текстом; карандаши (красный, синий, зеленый); “пятерки”.

Ход занятия

“Перекличка” — садится тот, кто назовет себя по имени.

О каких гласных мы говорили на прошлом занятии? (Гласных 1 ряда: А,О,У,Э,ы) Как мы их произносили? (Протягивали и пели) Какие согласные стоят перед этими гласными (Твердые) Вспомните и назовите слоги с гласными 1 ряда.

Учитель-логопед сообщает тему занятия: “Гласные 2 ряда”; цель занятия — закрепление знаний о гласных 2 ряда, их влиянии на стоящий перед ними согласный, об одном из способов смягчения согласных.

Гласные 2 ряда состоят из двух звуков (показывается таблица со звуками). Мы договоримся, что не будем тянуть эти звуки, как маленькие, глупые ослики. Мы будем называть гласные 2 ряда коротко и четко: “Я, Е, Е, Ю”. (Называет учитель-логопед, затем дети.) Какой гласный из 2 ряда можно протянуть и даже пропеть? (Гласный “И”).

Вносится таблица с гласными 1 и 2 ряда. Дети называют гласные 1 ряда, протягивая их, 2 ряда — коротко, четко. Затем учитель-логопед читает стихотворение, дети называют гласные по парам. Еще раз обращается внимание на то, что гласные 2 ряда “Я, Е, Е, Ю” дети называют коротко, четко, не протягивая их.

  • Называем букву “А”, а подружка буква — “Я”,
  • Тянем с вами букву “О”, а подружка буква — “Е”,
  • Спела песню буква “У”, а ответила ей “Ю”,
  • Мы пропели букву “Э”, а в ответ мы слышим “Е”,
  • А с малышкой буквой “ы” тянет песню буква “И”.

Работа в тетрадях.

Напомнить детям об осанке при выполнении заданий в тетрадях.

Учитель-логопед показывает карточки со словами, записанными попарно (рад — ряд; нос — нес; лук — люк; мыл — мил), предлагает прослушать два слова на первой карточке; установить их значение; определить характер звучания согласных; уточнить, что для обозначения мягкости согласных используется гласный 2 ряда.

Я скажу два слова, а вы подумайте, чем они отличаются: рад — ряд.

Что такое рад? А что такое ряд? Значит, эти слова отличаются значением.

А еще чем? Как звучат первые согласные? “РАД” (пауза)….. твердо. Назовите звук (“Р”). Запишем это слово. Читайте, что получилось: …….РАД. (Цветом выделяются гласные буквы, твердые, мягкие. Уточняется, что для обозначения гласных используется красный цвет, твердых согласных — синий, мягких согласных — зеленый.)

А теперь нам нужно: “РЯД”. Назовите первый звук (“РЬ”). После “Рь” напишем букву……. “Я”. Запишем это слово. Читайте, что получилось: ……. “РЯД”.

В нашем слове “ряд” гласный 2 ряда “я” служит……… для смягчения звука “Р”.

Аналогично проводится работа с парами слов “нос — нес; лук — люк; мыл — мил”. Дети придумывают предложения с этими словами.

Для чего же служат гласные 2 ряда? (Гласные 2 ряда нужны для смягчения согласного, стоящего перед ним).

Существует два способа обозначения мягкости согласных на письме. Первый способ: с помощью гласных второго ряда “я, е, е, ю, и”. Второй — ?…….. О нем мы будем говорить на следующих занятиях.

Игровое упражнение “Капитаны”. Дети выполняют движения только в том случае, если учитель-логопед дает команду “Капитаны”. (Например, “Капитаны, хлопнули в ладоши!” — исполняется; “Топнули ногой!” — нет и т.д.)

Задания на карточках.

№ 1 ГА, ГЯ, РО, РЕ, НЯ, НА, ЗЫ, ЛЯ, СИ, ТЮ, ПО, ФЫ, ВЕ, ДЯ, БЮ, МЫ, ШУ, СА, ХИ, ДУ, НЯ, БЕ, РЫ, ПЮ, КО.

№ 2 САНКИ, РЕБУС, КРУГИ, КЛЮКВА, ПЯТНА, ШОФЕР, ВЕДРА, ЗЕРНА, КРЮЧОК, ЛИТРЫ

№ 3 Друзья.

Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно. Вдруг он увидел зеленый шарик. На шарике было нарисовано лицо. Коля догадался, что это ребята придумали. Потом пришли Люба, Сережа и Тима. Они принесли книгу с картинками. Коле стало хорошо.

Задание № 1. Чтение слогов, обведение в кружок слогов только с гласными 2 ряда, смягчающими стоящие перед ними согласные.

Речевой материал: га, ГЯ, ро, РЕ, НЯ, на, сы, ЛЯ, СИ, ТЮ, по, фы, ВЕ, ДЯ, БЮ, мы, шу, за, ХИ, со, НЯ, БЕ, ры, ПЮ, кы.

Дети называют слоги с мягкими согласными. Учитель-логопед повторно называет слоги, дети — гласный 2 ряда и мягкий согласный в слоге.

Затем дети ставят знак “+”, если задание понравилось и справились с ним легко; знак “-”, если было трудно или задание не понравилось; “галочка”, если получилось не все, были ошибки.

Устное задание: учитель-логопед называет слова, а дети слоги с гласными 2 ряда и мягкими согласными, стоящими перед ними: РУ-КИ, ГРИ-БЫ, МАР-КИ, ДОС-КА — !, КЛЯК-СА, СТОЛ — !, ТУФ-ЛИ, Ю-ЛА -!, КОС-ТЕР, ДОЖ-ДИ, ЯБ-ЛО-НЯ, ЗЕБ-РА, ЗОН-ТИК, СВЕК-ЛА.

Для развития внимания, мышления, детям даются “провокационные” варианты слов (есть гласный 2 ряда, но нет стоящего перед ним согласного; отсутствуют гласные 2 ряда и мягкие согласные).

После выполнения задания дети ставят на карточках знаки “+”, “-” или галочку.

Задание № 2:

записать 5 слов по слогам, обвести красным кружком гласные 2 ряда, подчеркнуть зеленым цветом мягкие согласные, стоящие перед ними.

ПОВЕЛ, РЕБУС, КРУГИ, КЛЮКВА, ПЯТНА, ШОФЕР, ВЕДРА, ЗЕРНА, КРЮЧОК, ЛИТРЫ.

После выполнения задания дети ставят знаки “+”, “-” или галочку.

Физкультминутка.

  • 1 вариант: дети выполняют произвольные движения под веселую музыку.
  • 2 вариант: дети выполняют движения в соответствии с текстом, проговаривая слова.

Мы ногами топ — топ, Мы руками хлоп — хлоп! Мы глазами миг — миг, Мы плечами чик — чик. Раз — сюда, два — туда, Повернись вокруг себя. Раз — присели, два — привстали. Руки кверху все подняли. Раз — два, раз — два, Заниматься нам пора!

Задание № 3. Работа с текстом:

Выразительное чтение текста учителем-логопедом, определение детьми количества предложений, слов в предложениях (обращается внимание на “маленькие” слова – предлоги);

Чтение текста детьми (можно предложить чтение по предложению — “цепочкой”, по выбору читающего ученика учителем-логопедом);

Чтение предложений, предложенных учителем-логопедом или по выбору самих учеников с различной интонацией.

Упражнение на внимание: дети находят в тексте гласные 2 ряда, обводят их кружком красного цвета (можно предложить подчеркнуть зеленым карандашом мягкие согласные, стоящие перед гласными). Учитель использует песочные часы для того, чтоб дети могли контролировать время выполнения задания.

Коля заболел. (2) Он лежал в постели и глядел в окно. (8) Вдруг он увидел зеленый шарик. (5) На шарике было нарисовано лицо. (5) Коля догадался, что это ребята придумали. (6) Потом пришли Люба, Сережа и Тима. (6) Они принесли книгу с картинками. (5) Коле стало хорошо. (3)

После выполнения задания дети обмениваются карточками, проверяют задания друг у друга, затем на своих карточках ставят знаки “+”, “-” или галочку.

Итог занятия.

Для чего нужны гласные 2 ряда? (Гласные 2 ряда нужны для смягчения согласного, стоящего перед ними.)

Как мы договорились называть гласные 2 ряда? (Коротко, четко, не протягивая)

Какие задания вам показались трудными? Можете ли вы сказать, что вы сегодня хорошо поработали. Почему?

Дети получают “пятерки” за старание, активную работу на занятии.

После занятия, при проверке выполнения заданий детьми и проставленных ими знаков (“+”, “-”, “галочка”), учитель-логопед анализирует уровень развития навыков контроля и самоконтроля.

Цели:

Как заработать, если знаешь русский

Если у вас все ок с орфографией и пунктуацией (или в целом ок, несмотря на небольшие недочеты) – вы можете зарабатывать в интернете на текстах.

Поначалу доходы будут маленькие – 40-60 руб. за страницу, но постепенно вы найдете свою нишу, выйдете на заработки минимум в 200-400 руб. за страницу. Это действительно так, потому что я сам этот путь прошел, от текстовых бирж, где платят копейки, до индивидуального сотрудничества с веб-мастерами.

Если вы не знаете, с чего начать – приходите на курс “Копирайтинг с нуля”, который мы создали с Василием Блиновым. Мы расскажем простыми словами, что такое в принципе копирайтинг, как правильно писать статьи в интернет, как делать оптимизацию, проводить семантический анализ текстов.

Курс включает пять практик – вы будете писать статьи на сайты vsvoemdome.ru и iklife.ru. Мы оплачиваем каждую практику. Ученики, которые полностью проходят курс, окупают половину его стоимости и имеют в портфолио 5 текстов, опубликованных на блогах-тысячниках.

Записаться на курс “Копирайтинг с нуля”

Буквы и звуки

Всего букв в русском языке 33, из них и состоит алфавит. Из них 21 буква согласная, 10 — гласные, а две буквы не произносятся вообще. Звуков насчитывается 42, их изучением, то есть изучением звучания устной речи занимается фонетика.

Буквы в русском языке

Буквы — то, что пишут и читают, это видимая часть языка. Буквы Б (бомба), В (вор), Г (гавань), Д (давеча), Ж (жало), З (заварка), Й (йодный), К (клей), Л (лопнуть), М (молот), Н (нытик), П (пшено), Р (рубка), С (снизу), Т (точка), Ф (фабрика), Х (хворост), Ц (цапля), Ч (чепчик), Ш (шпала), Щ (щебет) — это согласные, которые делятся на звонкие и глухие. А (аукать), Е (единство), Ё (ёжиться), И (исстари), О (огненный), У (улица), Ы (не встречается в начале слова), Э (эврика), Ю (юнкер), яЯ (язва) — гласные буквы. Интересные роли в языке играют непроизносимые буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак). Мягкий знак выполняет следующие функции:

  • разделительную (бурьян);
  • обозначающую мягкость предшествующей ему согласной (верность);
  • в именительном и винительном падежах, если существительные женского рода заканчиваются на шипящие (ложь, вошь);
  • в иностранных словах перед буквой О (лосьон);
  • на конце глаголов с шипящими (делаешь, режь).

Гласные звуки в русском языке

Роль твёрдого знака не так широка. Он выступает только как разделитель между согласными и смягчающими гласными Е, Ё, Я, Ю (объект, подъём, подъюбник, двухъярусный).

Буква с интересной историей Ё употребляется обычно в специальных текстах: школьных учебниках, орфоэпических текстах, словарях. Также Ё ставят в малоупотребляемых и неизвестных большому кругу читателей текста словах, названиях и именах (филёр) и для выделения правильного прочтения слова (вЁдра вместо ведрА). Появилась буква в языке в конце XVIII века.

Таков порядок использования букв при написании слов. Характеристика букв должна дать общее представление о звуках, с ними соотносящихся.

Отличие согласных и гласных звуков

Звуки — то, что невидимо, но произносимо и слышимо. Так как звуков больше, чем самих букв, количество букв и звуков в слове часто не совпадает, например, если записать транскрипцию слова «ест»: [й’эст] — 3 буквы, 4 звука. Звуки делятся на согласные и гласные. При их произношении воздух натыкается на препятствие. Согласных звуков всего тридцать шесть, они делятся на глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Глухие представляют собой создаваемый движением воздуха шум, звонкие включают ещё и голос. Среди них можно выделить списком пары:

Гласные и согласные в русском языке

  • П—Б (почка—бочка);
  • Ф—В (фон—вон);
  • К—Г (код—год);
  • Т—Д (том—дом);
  • Ш—Ж (шар—жар);
  • С—З (сам—зам).

Кроме них, есть звуки и без пар. Это постоянно глухие Х, Ц, Ч, Щ и постоянно звонкие й, л, м, н, р. Звуки Ц, Ж, Ш всегда твёрдые, а Ч, Щ, Й — всегда мягкие. Звуки Ж, Ш, Ч и Щ относятся к шипящим.

Гласных звуков насчитывается 6. Главный признак гласных звуков: при артикуляции, то есть их произнесении, голос не встречает затруднений на пути. Эти звуки произносят без смыкания губ и зубов, в отличие от согласных, их можно протянуть. Для удобства изучения существуют таблицы гласных букв и звуков. В них показано, чем отличаются гласные первого и второго ряда: Е, Ё, И, Ю, Я всегда смягчают предыдущую согласную в слове.

Примеры смягчения: гЕрой, лЁжа, изменИть, клЮч, октЯбрь. Гласные А, О, У, Ы, Э не смягчают согласные. Примеры: стрАнА, кОлОс, стУл, пЫль, мЭр. Я, Ю, Ы не пишут после Ш, Щ, Ч, Ж (шик, щука, часто, жираф). Это правило необходимо запомнить.

Артикуляция согласных и гласных сильно различается, поэтому спутать эти звуки сложно. Практика мягкого беззвучного выталкивания воздуха во время произнесения гласных помогает улучшить дикцию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: