Почему не стоит волноваться о судьбе родной речи


Маникальная или апрозектическая

Эта бессвязность мышления сопровождается изменением работы двух функций психики:

  1. Нарушение внимания.
  2. Ускорение течения ассоциаций.

Как следствие появляется наплыв мыслей и идей, которые связаны между собой случайно. Беккер приводил такой пример бессвязности речи такого больного.

Автор книги сравнивал маниакальную бессвязность мышления с огромной армией, которая четко и скоординировано выполняет свои функции. Вдруг случается пожар, все отряды выходят из-под контроля и бегут в разные стороны. Штаб получает множество информации и пытается отреагировать на все изменения ситуации, но не успевает этого сделать.

Астеническая

Бессвязность мышления этого вида сопровождается нарушением ассоциативного процесса, который стает слабым, вялым и с выпадением отдельных звеньев.

Такие люди могут понимать, что такое рубашка, но не способны ее надеть. Или знают номиналы монет, но не могут посчитать их суму.

Речевая бессвязность таких больных выглядит следующим образом:

Описывая эту патологию, автор снова приводил пример с армией. Войско строило дороги и переправы, но произошел пожар и все материалы для этих задач сгорели. Параллельно с этим из строя вышел и радиопередатчик, поэтому новые команды из штаба не поступают. Все мечутся в разные стороны и не могут достигнуть поставленной задачи.

Является второй стадией разорванности с нарушением логики и грамматики речи.

Если вновь проводить аналогию с войском: всё также отсутствует эффективная работа армии. Но не из-за пожаров, а потому что штаб развалился, солдаты бездействуют и никому ничего не хочется делать. В войске царит полное безразличие ко всему.

Пример бессвязности речи такого человека:

Эта бессвязность мышления является важнейшим симптомом шизофрении.

Затруднения речи — расстройство речевой деятельности, которое препятствует нормальному речевому общению и социальному взаимодействию человека с другими людьми. Можно говорить о наличии нарушений тогда, когда имеются отклонения в функционировании психофизиологических механизмов речи, если уровень речевого развития не соответствует возрастной норме, при недостатках речи, негативно влияющих на психическое развитие, которые невозможно преодолеть самостоятельно. Изучают и лечат затруднения речи у взрослых и детей врачи-логопеды, а также нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и прочие специалисты.

Почему происходит нарушение речи после инсульта

Отсутствие питания мозга, вызванное разладом кровоснабжения, вызывает сбой функций организма. Нарушение речи возникает, когда кровь не поступает в отвечающие за нее области, в них происходит атрофия тканей. Мозг имеет две речевые зоны, расположенные у правшей в левом полушарии. Одна из них – моторная (центр Брока) – имеет особенности:

  • отвечает за язык жестов, воспроизведение письменной, устной речи;
  • подает сигналы, которые приводят в движение мышцы, отвечающие за произношение звуков;
  • она расположена в третьей лобной извилине;
  • образует передний речевой центр.

Вторая зона – сенсорная (центр Вернике). Для нее характерны такие свойства:

  • расположена в заднем отделе верхней височной извилины;
  • отвечает за построение предложений из отдельных слов;
  • хранит информацию, благодаря которой речь воспринимается осмыслено;
  • образует задний речевой центр;
  • имеет связь с функциями слуха, памяти, опознавания объектов.

Существуют еще две области, влияющие на речевые нарушения – это зрительная кора, отвечающая за возможность чтения слов, и слуховая, помогающая воспринимать и распознавать звуки. При инсульте из-за близкого расположения этих зон нередко происходит поражение сразу нескольких участков, отвечающих за речь. Опасность в том, что атрофия клеток мозга – необратимый процесс. Для восстановления нарушения речи при инсульте необходимы:

  • возможность выполнения речевых функций неповрежденными участками мозга;
  • желание больного восстановиться;
  • длительный период.

Медики отмечают особенности строения мозга левшей. У них отсутствие речевых функций при инсульте может возникнуть при поражении любого из полушарий. При этом левостороннее расстройство будет переноситься легче, симптомы сглажены. Это объясняется локализацией у левшей речевого центра:

  • в 20% случаев он располагается справа;
  • у 60% – слева;
  • у 20% – между двумя полушариями.

Симптомы и проявления

Данная патология может выражаться либо в полном отсутствии речи, или же в нарушении произношения конкретных фраз и слов. Кроме этого, присутствуют следующие симптомы:

  • отмечается нечеткость и замедленность речи, она неразборчива;
  • пациенту трудно подбирать слова и правильно называть вещи;
  • возможна быстрая и без запинок речь, но совершенно бессмысленная;
  • присутствует поспешность и бессвязность мышления;
  • человек сильно разделяет слоги и ставит ударение на каждом из них.

Реабилитационные мероприятия

Период восстановления речевых функций занимает много времени. Он может продолжаться до пяти лет. Чтобы добиться результатов, для этого необходимо создать условия, которые включают:

  • спокойную обстановку;
  • исключение стрессовых ситуаций;
  • заинтересованность больного в результатах;
  • постоянное общение с пациентом;
  • продолжительные разговоры даже при отсутствии реакции пострадавшего;
  • последовательность выполнения всех мероприятий.

Реабилитационный период включает несколько этапов. Каждый из них может иметь различную продолжительность по времени. Нарушение речи при инсульте включает постепенное возвращение таких способностей:

  • правильное проговаривание звуков, слов;
  • понимание речи;
  • составление предложений;
  • произношение осмысленной речи;
  • совершенствование результатов.

Восстановительный процесс пойдет быстрее и будет отличаться эффективностью, если привлечь к нему специалистов – невропатолога, логопеда. Желательно придерживаться таких правил:

  • чередовать активные занятия с отдыхом;
  • не допускать перенапряжения пациента;
  • сочетать физические упражнения, занятия с логопедом, прослушивание речи, просмотр телепередач;
  • продолжительность упражнений увеличивать постепенно, начиная с нескольких минут, доведя через месяц до одного часа.

Статья в тему: Эссенциальный тремор или почему дрожат руки — симптомы и лечение синдрома

Занятия с логопедом

Выбор методик восстановления происходит в зависимости от степени нарушения речевых функций, состояния пациента. Тактика лечения подбирается индивидуально. Занятия с логопедом начинаются в стационаре, третья часть больных может выписаться с восстановленной речевой функцией. Применяются такие методики лечения:

  • при трудности закончить предложение предлагается пение;
  • в случае сенсорных нарушений используются наглядные материалы, карточки, жесты, рисование.

Логопед применяет такие методы восстановления речевых функций после инсульта:

  • совместно договаривает окончания предложений;
  • больной подтверждает соответствие слова картинке;
  • пациент повторяет фразы, необходимые в быту;
  • при дизартрии врач показывает правильные движения языка, губ;
  • при моторной афазии пациент производит поиск подходящих рифмованных слов, комментирует картинки;
  • для тренировки артикуляции вместе читают скороговорки;
  • больной заучивает отрывки текста.

Физиотерапевтические процедуры

Потеря речи после инсульта требует разнообразных методов лечения. Для восстановления больных используют физиотерапию. Ее задача – корректировка артикуляции, стимулирование мускулатуры, управляющей произношением слов. Неврологи назначают такие процедуры:

  • массаж мимической мускулатуры лица, языка;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию, активизирующую клетки мозга при помощи переменного магнитного поля;
  • иглорефлексотерапию, улучшающую функционирование речевого аппарата;
  • электромиостимуляцию, воздействующую на мышцы, участвующие в артикуляции.

Упражнения и массаж

Мозг контролирует все функции организма. При кровоизлиянии в определенные зоны может произойти онемение языка, парез речевых мышц. Для восстановления функций применяются методики, активизирующие кровообращение, расслабляющие спазмированные участки полости рта, отвечающие за артикуляцию. Медики используют такие способы лечения:

  • массаж активных точек;
  • механическое воздействие на мышцы;
  • дыхательную гимнастику.

Важную роль играют упражнения для челюстей, языка, губ, направленные на тренировку речевых мышц. Каждое повторяют по 10 раз. Комплекс гимнастики включает такие упражнения:

  1. Облизать губы по часовой стрелке, начиная с верхней, повторить в другую сторону.
  2. Выполнить воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмокающим звуком.
  3. С напряжением захватить верхней челюстью нижнюю губу, удержать 5 секунд.
  4. Закрыть рот, языком потянуться к небу.
  5. Вытянуть вперед шею, высунуть язык, зафиксировать положение на три секунды.
  6. Захватить нижней челюстью верхнюю губу, удержать.

Занятия в домашних условиях

Чтобы лечение прошло результативно, врачи дают свои рекомендации. Их использование в домашних условиях может привести к ускорению процесса восстановления речевых функций. Для общения с больным человеком необходимо:

  • говорить медленно;
  • не повышать голос;
  • поддерживать постоянный зрительный контакт;
  • давать пациенту время для ответа – спешка может вызвать негативную нервную реакцию;
  • обращать внимание на то, что человек говорит;
  • не поправлять слова, предложения, пока не попросят.

Близкие люди должны помнить – при речевом нарушении у пациента интеллект остается неизменным. Во время домашних занятий нужно учесть такие моменты:

  • желательно использовать короткие предложения;
  • лучше задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • не следует быстро менять тему занятий;
  • не стоит притворяться, что поняли сказанное, если это не так;
  • необходимо использовать визуальные приемы общения – жесты, карточки, предметы;
  • важно убрать отвлекающие факторы – музыку, радио;
  • стоит использовать ручку, бумагу, компьютер, чтобы облегчить понимание.

При общении с больным, имеющим речевое расстройство, терпения нужно набраться пациентам и близким людям. Восстановление в домашних условиях можно проводить с помощью таких методик:

  • выполнения дыхательной гимнастики;
  • проведения упражнений лечебной физкультуры;
  • проговаривания скороговорок;
  • игры в шахматы, шашки;
  • написания текстов;
  • разгадывания кроссвордов;
  • разучивания песен;
  • чтения стихов вслух;
  • игры в слова;
  • пения.

Причины у взрослых

Возможно внезапное или постепенное развитие нарушений речи. Выделяют такие основные причины, способные привести к данному патологическому процессу:

  • неправильная работа головного мозга (в частности, базальных ганглий – тех частей мозга, которые ответственны за движения мышц тела и за речь);
  • травмы мозга, спровоцированные инсультом или тромбозом;
  • травмы головы;
  • наличие опухолей в головном мозгу;
  • наличие дегенеративных заболеваний, при которых нарушаются когнитивные функции (к ним относятся деменция и болезнь Альцгеймера);
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное потребление спиртных напитков;
  • слабость мышц лица, к примеру, паралич Белла;
  • слишком слабое или тугое закрепление зубных протезов.

Причины

Инсульт – это повреждение головного мозга. Мозг контролирует все, что делает человек, включая то, как мы понимаем и интерпретируем речь.

Нарушения речи могут возникнуть вследствие повреждения тех частей головного мозга, которые отвечают за неё. Чаще причиной расстройства речи являются нарушения в левой половине мозга, поскольку в 96–99% правшей и в 60% левшей именно в ней находятся центры, отвечающие за речь. 20% левшей имеют смешанную между двумя полушариями иннервацию, ещё у 20% из них центры речи находятся в правой половине мозга. Поэтому у левшей расстройства речи могут развиваться после поражения любого полушария, но симптомы у них от нарушений в левой половине мозга могут быть мягче или более избирательны, чем симптомы, наблюдаемые у правшей.


При нарушении в зоне Вернике возникает сенсорная афазия, в зоне Брока — моторная афазия

Большинство случаев нарушений речи связано именно с инсультами, реже они встречаются при травмах головы, опухолях мозга или дегенеративных заболеваниях. В восприятии речи, её понимании и воспроизведении принимают участие следующие центры: восприятие в слуховой зоне, декодирование в верхней височной доле, анализ в теменной, экспрессия в лобной доле, нисходящие пути через кортикобульбарный тракт к внутренней капсуле и стволу мозга, модулирующее влияние базальных ганглиев и мозжечка.

Инсульт – самая частая причина нарушений речи. Согласно статистическим данным, примерно у трети пациентов с нарушением мозгового кровообращения развивается нарушения речи разной степени тяжести. Нарушения доставки крови к мозгу приводит к гибели или повреждению нейронов в областях центральной нервной системы, которые контролируют речь.

Степень проблем с коммуникацией зависит от того, в какой области мозга случился инсульт и насколько великая его часть пострадала.

Инсульт может повлиять на то, как пациент говорит, понимает речь, читает или пишет.

Виды речевых расстройств у детей

Все затруднения речи у детей разделяются на два типа:

  1. Фонационное (внешнее) оформление высказывания – сюда относятся расстройства произношения речи;
  2. Структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания – является системным или полиморфным расстройством речи.

Нарушения процесса речи фонационного оформления высказывания могут быть как отдельными, так и комбинированными. Исходя из этого, в логопедии выделяются следующие разновидности нарушений:

  1. Афония и дисафония – является расстройством либо полным отсутствием фонации вследствие различных патологических изменений в голосовом аппарате. Для данного состояния характерно нарушение силы, высоты и тембра голоса или полное отсутствие фонации. Афония и дисафония могут быть обусловлены функциональными или же органическими расстройствами голосообразующего механизма и возникают на различных этапах развития ребенка.
  2. Брадилалия — представляет собой патологическое замедление речевого темпа. Характерной особенностью является замедленная реализация артикулярной речевой программы.
  3. Тахилалия — патологическое ускорение речевого темпа. Характерна ускоренная реализация артикуляторной речевой программы.
  4. Заикание — является нарушением организации речи, при котором мышцы речевого аппарата пребывают в судорожном состоянии. Патология центрально обусловлена и появляется, как правило, в процессе речевого развития ребенка.
  5. Дислалия — патология представляет собой расстройство произношения звуков, при котором остаются нормальными слух, а также иннервация речевого аппарата. Клинически проявляется в виде искаженного звукового оформления речи, при этом отмечается неправильное произношение звуков либо их замена и смешение.
  6. Ринолалия — является нарушением произношения звуков и тембра голоса, обусловленных анатомическими и физиологическими расстройствами речевого аппарата. Характерно патологическое изменение тембра голоса, сопровождающееся прохождения голосовой струи воздуха на выдохе и в процессе произношения звуков в носовую полость. Это приводит к образованию в последней резонанса.
  7. Дизартрия — нарушение произношения, отличительной особенностью которого выступает недостаточная иннервация речевого аппарата. В большинстве своем данная патология развивается вследствие церебрального паралича, появившегося в раннем возрасте ребенка.

Затруднения речи структурно-семантического оформления разделяются на две разновидности: алалию и афазию.

  • Алалия – является отсутствием или недостаточным развитием речи, спровоцированным поражением участков отвечающих за речь, расположенных в коре головного мозга в процессе внутриутробного развития или в раннем возрасте малыша.

Нужно заметить, что алалия представляет собой один из самых тяжелых дефектов речи, который проявляется в нарушениях операция отбора и анализирования на всех стадиях рождения, а также приема речевого высказывания, вследствие которого речевая деятельность ребенка выступает не до конца сформированной.

  • Афазия – является полной или частичной потерей речи, к которой приводят локальные поражения головного мозга. Способность нормально говорить может быть утрачена из-за черепно-мозговой травмы, нейроинфекции или опухолей мозга, после формирования речи.

Наиболее распространенная классификация речевых расстройств

Афазия

Когда у человека инсультом поражена правая часть тела, у него нарушается способность понимать и использовать слова. Такой вид расстройства называется афазия. Специалисты выделяют несколько категорий состояния человека при потере речевых функций:

  • экспрессивная – пациент знает, что хочет сказать, но ему трудно подобрать слова;
  • номинальная – человек использует названия мест, событий, но делает это с трудом;
  • рецептивная – больной слышит, но смысл сказанного ему непонятен.

Афазия при инсульте не влияет на интеллект, а является сложным расстройством. В зависимости от участка повреждения мозга различают ее разновидности – сенсорную и моторную. В первом случае – это центр Вернике, патология плохо поддается восстановлению. У больного могут возникнуть такие проблемы:

  • произносит отдельные слова, но не получается вести диалог;
  • имеет способность читать заголовки газет, но остальной текст не воспринимает;
  • возникает ощущение, что люди говорят на иностранном языке, которого он не знает;
  • может писать, а прочитать, что получилось, не удается.

При моторной афазии происходит поражение зоны Брока. В этой ситуации возможна полная реабилитация речи. Наблюдаются такие виды расстройства:

  • есть понимание обращенных слов, желание сказать, но говорить не получается;
  • наблюдаются противоположные смыслы при ответах «да» и «нет»;
  • отзыв на любой вопрос дается набором слов;
  • повторяется несколько раз один звук;
  • в коротких предложениях могут пропускаться ключевые слова;
  • говорится не то, что хотелось.

В случае акустико-мнестической формы афазии происходит ухудшение слухоречевой памяти, при этом чтение и письмо сохраняются. У больного могут возникнуть такие проблемы:

  • слова повторяются многократно;
  • сложно выполняется устный счет;
  • теряется смысл прочитанного вслух текста;
  • нарушается понимание переносного значения слов;
  • затрудняется пересказ вследствие невозможности запомнить информацию;
  • не понимаются обращенные к нему слова.

Выделяют такие разновидности афазии, отличающиеся по симптомам:

  • Динамическая – характеризуется нарушением структуры и смысла текста, спонтанными высказываниями. Происходит искажение процесса мышления, больному сложно построить предложение в уме и воспроизвести его вслух.
  • Амнестическая – отличается тем, человек говорит, но не может вспомнить отдельные слова.

Самое тяжелое нарушение речи при инсульте – тотальное, при котором происходит смешивание нескольких типов расстройства. Эта разновидность афазии редко вылечивается. У пациента могут возникнуть такие проблемы:

  • сложность написания, чтения, понимания слов и их воспроизведения;
  • трудность формирования предложений;
  • способность к пропусканию слов;
  • серьезные затруднения при общении.
Тип афазииЕго описание
Афазия БрокаЭту патологию еще могут называть эфферентной моторной афазией. Состояние, которое обычно возникает после инсульт-поражения нижних отделов коры головного мозга в левом полушарии у пациентов-правшей, иными словами, когда очаг поражения мозговых тканей локализуется в двигательно-речевом центре Брока.
Подобная патология вызывает существенный распад грамматики речевых высказывания и характеризуется телеграфным стилем высказываний пациента с трудностями быстрого переключения мыслей с одного слога (либо даже слова) на другой. При этом у пациента могут возникать литеральные парафазии, когда пострадавший после инсульта неосознанно замещает одни звуки другими, что ведет к грубым нарушениям чтения, произношения и письма
Динамическая патологияПроблема проявляется невозможностью построения некой внутренней программы для высказываний и их реализации. Данная форма развивается после поражения при инсульте префронтальных областей в левом полушарии (опять же у пострадавших-правшей)
Афферентная моторнаяМожет развиться после инсульт-патологии при локализации очага поражения тканей мозга в задней центральной, а также в теменной корковых областях. Патология характеризуется нарушениями звеньев выбора звуков. Пострадавшие не различают близкие по артикуляции звуки
Сенсорная либо же афазия ВерникеВ основе этой патологии после инсульта лежат нарушения фонематической слуховой функции, когда пациент не различает звуковой состав слов
Акустико-амнестическаяПри этой инсульт-патологии происходит уменьшение объёма удержания простейшей слухоречевой информации, с торможением слухоречевой памяти
АмнестическаяПроблема проявляется, когда инсульт поражает теменно-височные области головного мозга. Дефект проявляется в трудностях называния знакомых предметов, при сохранении понимания их функций и назначения
Номинальная патологияЭто патология, возникающая при инсульте очень близка к ранее описанной амнестической афазии и может являться одним из предвестников осложнения перенесенного инсульта болезнью Альцгеймера
СемантическаяВ ее основе лежат некоторые дефекты в симультанном анализе и синтезе речи, когда больной, перенесший инсульт, не способен одновременно схватывать большое количество информации. Ведущий дефект для данной формы афазии проявляется в неспособности понимания сложных логико-грамматических предложений или конструкций, которые описывают пространственные отношения

Однако надо отметить, что в рамках более упрощённой классификации медики стараются выделять: лишь моторную афазию – состояние когда у пациента перенесшего инсульт пропала речь, при сохранности понимания чужих устных высказываний и афазию сенсорную, когда больной с инсульт-патологией не способен понять, о чем говорят другие люди, при сохраненной способности к самостоятельному произношению слов и даже фраз.

Самые главные речевые центры мозга (Брока и Вернике) расположены в лобно-височной области левого полушария (у правшей).

При поражении разных участков в головном мозге возникают разные речевые расстройства. В зависимости от этого выделяют следующие виды афазии:

  • Сенсорную – поражен центр Вернике в участке между теменной и височной долей. Человек не понимает, не создает осмысленную речь и поэтому не может вести диалог или рассказ, хотя произношение отдельных слов, не связанных между собой, не нарушено.
  • Моторную – поражен цент Брока в участке между лобной и височной долей. Утрата речи вызвана неспособностью произношения слов – человек понимает обращенную речь и хочет сказать, но не может сделать этого.
  • Семантическую – утрачена способность понимать и произносить сложные по смыслу и звучанию речевые конструкции, но сохранена способность говорить простыми смысловыми предложениями.
  • Амнестическую – человек может нормально говорить, но забывает отдельные названия и слова, поэтому во время разговора не может сказать их.

Инсульт пропала речь прогноз

Сенсорные расстройства речи самые опасные и плохо восстанавливаются – примитивная способность произносить отдельные несвязанные между собой слова может остаться на всю жизнь. Моторная афазия лучше устраняется – даже если больной полностью утратил речь, она может восстановиться полностью.

Диагностика

Прежде всего, необходимо анализировать жалобы, предъявляемые пациентом, а также анамнез заболевания. Важно при этом учесть, как давно возникли жалобы на тихую, замедленную речь и затруднения в произношении слов и фраз, а также имеются ли подобные проявления у ближайших родственников больного.

Затем необходимо пройти осмотр невролога, заключающийся в проверке нижнечелюстного и глоточного рефлексов, осмотре глотки, наличии истончения (атрофии) мышц языка. Кроме этого, важно проверить рефлексы нижних и верхних конечностей.

Нужно пройти обследование у логопеда, врач сможет оценить показатели речи, определить наличие нарушений темпа, а также трудностей в произношении конкретных звуков.

Осмотр отоларинголога помогает исключить различные объемные процессы (гнойники и опухоли) в полости носа, так как они также способны влиять на голос.

С помощью компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии головы можно провести послойное изучение строения головного мозга и определить причину дизартрии (это могут быть опухоли, очаги нарушенного кровообращения, гнойники, очаги распада миелина – главного белка нервной ткани).

Для многих возможность разговаривать – это средство для коммуникации с остальными людьми и окружающим миром.

Поэтому если человек утрачивает эту способность ему необходимо в первую очередь выяснить причину, а затем пройти комплексное лечение.

Если вовремя не спохватиться, то у больного может навсегда возникнуть дисфункция речевого аппарата.

Восстановление речи после инсульта

Процесс воссоздания разговорных навыков занимает длительное время. Это связано с тем, с что повреждены нейроны, отвечающие за речь. Нужно, чтобы здоровые участки мозга перестроились на выполнение их функции. Для восстановления требуется комплекс мероприятия, включающий:

  • групповую терапию;
  • занятия с логопедом;
  • физиопроцедуры;
  • медикаментозное лечение;
  • арт-терапию (музыку, пение, рисование);
  • физические упражнения;
  • массаж;
  • работу с картинками;
  • дыхательную гимнастику;
  • альтернативный способ – лечение стволовым клетками;
  • хирургическое вмешательство.

Медикаментозная терапия

Потеря возможности говорить при инсульте лечится с применением лекарственных препаратов. Их действие направлено на улучшение состояния пациента, нормализацию обменных процессов в головном мозге. Невропатолог назначает такие медикаментозные средства:

  • антиагреганты, предотвращающие склеивание тромбоцитов – Тиклид, Аспирин;
  • препараты, восстанавливающие кровообращение – Церебролизин, Глицин;
  • антикоагулянты, уменьшающие риск возникновения тромбов – Финилин, Гепарин;
  • ноотропы, восстанавливающие метаболизм – Пирацетам, Цераксон.

Для больного потеря речевых функций становится серьезным испытанием, сопровождается нервными срывами, депрессивным настроением. Нередко человек в таком состоянии отказывается от восстановительной терапии. В этом случае врачи ему назначают:

  • антидепрессанты – Гидазепам, Адаптол;
  • снотворные с седативным действием – Феназепам, Золпидем;
  • успокоительные – валериану, Персен.

По наблюдениям специалистов медикаментозные средства оказывают такое влияние на восстановление речевых функций после инсульта:

  • Декстроамфетамин, Пирацетам – ускоряют реабилитацию в комбинации с речевыми упражнениями.
  • Донезепил – помогает восстановлению при тотальной форме афазии.
  • Мемантин – совместно с восстановительными физическими упражнениями, занятиями с логопедом, улучшает регенеративные процессы при афазии.

Оперативное вмешательство

Хирургическое лечение при речевых нарушениях после инсульта используется редко. Показаниями являются отсутствие результатов от других методов восстановления, безнадежные ситуации. Возможны такие методы оперативного вмешательства:

  • Установка стента в сонную артерию для нормализации кровообращения при ишемической форме инсульта.
  • Воздействие на речевые центры с целью улучшения функционирования нервных тканей.
  • Формирование новых соединений между отделами головного мозга, ответственными за речь и здоровыми сосудами. Метод сложный, недостаточно эффективный.

Причины возникновения нарушений речи у взрослых

Нарушение речи у взрослых – это, патология которая проявляется в полном или частичном отсутствии речи.

В разговоре с человеком, страдающим подобным недугом, невозможно понять, о чём он говорит или просит, его слова неразборчивые и нечёткие.

У каждого человека данная патология проявляется по-разному. У одних людей подобные нарушения вызывают поспешную, но совершенно бессмысленную речь, а другие же наоборот логично и конструктивно выстраивают предложения, но при этом говорят очень медленно и неспешно.

Основные причины возникновения нарушения речи у взрослых людей:

  1. Ранее перенесённые травмы мозга;
  2. Наличие доброкачественных или злокачественных образований в головном мозге;
  3. Болезнь Вильсона;

Также причиной могут стать банальные зубные протезы. При неправильном закреплении у пожилых людей наблюдается дисфункция речевого аппарата.

Еще нарушение речи у взрослого человека может возникнуть из-за болезней, которые вызывают парез мышц лица.

Парез – это неврологический синдром, обозначающий снижение силы. К таким болезням относят синдром Мийяра – Жубле, синдром Мебиуса, агенезию мышц, болезнь Бека и синдром Шегрена.

Также вызвать нарушения может миастения. Это аутоиммунная нервно-мышечная болезнь, которая характеризуется патологически быстрой утомляемостью поперечно-сосательных мышц.

Некоторые болезни вызывают не только парез лицевых мышц, но и нарушение артикуляции и речи у взрослых.

Данная патология возникает при синдроме Фуа-Шаван-Мари. При данном недуге поражается бассейн средней мозговой артерии.

Одной из наиболее распространённых причин нарушения речи у взрослых является болезнь Альцгеймера.

При данном заболевании наблюдается деменция (приобретённое слабоумие), частичная потеря памяти, трудности артикуляции. Чаще всего данный недуг поражает людей старше 65 лет.

Существуют такие виды нарушений речи у взрослого человека:

  • Дисфония;
  • Афония;
  • Брадилалия;
  • Тахилалия;
  • Заикание;
  • Дислалия;
  • Дизартрия;
  • Алалия;
  • Афазия.

Спастическая дисфония

Данная патология больше распространена у людей в возрасте от 30 до 40 лет. Дисфония – это нарушение голоса, которое характеризуется охриплостью.

Спастическая дисфония возникает вследствие длительного перенапряжения голосовых связок.

Также причиной появления данной патологии может являться перенесенная психическая травма.

При данной форме дисфонии наблюдается боль в области шеи и мышц головы, а также значительно изменяется тембр голоса. Проявляется недуг в неразборчивости речи и сложности произнести определенные звуки.

Афония

Афония – это патологическое состояние с потерей голосовой звучности.

При данной патологии у человека остаётся возможность разговаривать шепотом, но при разговоре он испытывает боль в горле.

Афония возникает из-за болезней бронхов или ларингита. Также данная патология может возникнуть при продолжительном крике или интубации.

Брадилалия

Брадилалия – нарушения темпа речепроизводства. Другими словами, при данном недуге очень медленный темп речи. Артикуляция при брадилалии нечёткая.

Данная болезнь возникает из-за болезни Паркинсона, опухолей в головном мозге, менингитов и энцефалитов.

Также брадилалия может передаться по наследственности или проявляться после травм головного мозга.

Тахилалия

Тахилалия – нарушение, проявляющееся в быстром темпе устной речи.

При данном недуге человек не делает грамматических или фонетических ошибок в произношении.

Причинами появления тахихалеи может стать:

  1. Болезнь хорея.
  2. Олигофрения.
  3. Травмы черепа.
  4. Наследственность.
  5. Образования в головном мозге.
  6. Миелит.
  7. Столбняк.
  8. Арахноидит.

Заикание

Заикание – это недуг, проявляющийся в виде нарушения речевой функции.

При заикании человек растягивает слоги, неправильно выговаривает слова.

Причины возникновения:

  • Повреждения головного мозга.
  • Стресс.
  • Наследственность.

Дислалия

При дислалии человек неправильно воспроизводит звуки. Данный недуг появляется из-за наличия дефекта строения речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение неба и другие).

Также дислалия возникает из-за неграмотного речевого воспитания или в связи с отклонениями умственного развития.

Чаще всего данное заболевание проявляется у детей, но среди взрослых оно также встречается. У взрослых дислалия появляется по причине малой подвижности речевого аппарата.

Дизартрия

Дизатрия возникает по причине поражения центрального отдела речедвигательного анализатора.

При данном заболевании наблюдается расстройство артикуляции, фонации и речи.

Дизатрия возникает из-за ДЦП, нейросифилиса, рассеянного склероза и миотонии.

Встречается подобное нарушение речи у взрослых при инсульте и после проведенных нейрохирургических операций.

Алалия

Алалия – это недоразвитие речи, вследствие поражения речевых центров головного мозга.

Основными причинами появления алалии у людей старше 20 лет являются операции с применением общего наркоза, перенесенные черепно-мозговые травмы и гипотрофия.

Афазия

Афазия – это полная или частичная утрата возможности воспроизводить слова и звуки. Данное заболевание появляется из-за поражения коры головного мозга.

Афазия появляется из-за нарушения кровообращения в мозгу, при образовании абсцесса головного мозга, после инсультов и инфарктов.

Также причиной развития недуга может стать эпилепсия или острая интоксикация токсическими веществами.

Больной афазией сложно распознаёт речь, у него наблюдаются нарушения концентрации внимания, появляются проблемы с чтением и запоминанием.

Лечение нарушений речи

Лечение нарушения речи у взрослых подбирается исходя из вида самого нарушения.

В основном лечение предполагает массаж, физиотерапию, ЛФК и приём медикаментов.

Медикаментозное

Лечение дизартрии подразумевает под собой ЛФК и приём медикаментов. Очень важно, чтобы лечение больного сопровождал еще и логопед.

Препараты для лечения дизартрии:

  1. «Пирацетам».
  2. «Финлепсин».
  3. «Луцетам».

Если у взрослого человека заторможенная речь после перенесенного инсульта, то есть дизартрия, то необходимо делать ежедневно упражнения для языка.

Для лечения афазии применяются ноотропные средства и препараты, улучшающие микроциркуляцию в тканях головного мозга.

Препараты:

  • «Винпоцетин».
  • «Пирацетам».

При афазии работа с логопедом является обязательной. Обычно для полного восстановления способности говорить потребуется пролечиться у логопеда не меньше 3 лет.

Пирацетам — для эффективного лечения нарушений речи

Для лечения дисфонии выписываются стимулирующие медикаменты:

  1. Прозерин.
  2. Транквилизаторы.

Другие препараты для лечения нарушений речи:

  • «Винпотропил».
  • «Кавингтон».
  • «Мемотропил».
  • «Ноотропил».

Медицинская терапия должна включать в себя лекарства, улучшающие память, усиливающие обменные процессы в центральной нервной системе.

Крайне редко для лечения подобных заболеваний применяется оперативное вмешательство. Операция необходима для удаления опухолей и других образований, спровоцировавших расстройства.

Нарушение речи у взрослого после стресса требует не только ЛФК и приёма лекарственных препаратов, но и посещение квалифицированного психотерапевта или психолога. Вполне вероятно, что человек сам после перенесенной ситуации на подсознательном уровне поставил барьер на воспроизведение речи.

Нарушение речи при инсульте — типы отклонений

Важно понимать, что на восстановление речи, как и любых утраченных функций головного мозга, вызванных инсультом, нужно время. Реабилитационный процесс при сенсорной афазии чаще (в 72%) происходит медленно и постепенно, пошагово, когда способности разговаривать расширяются с каждым днем или месяцем. При моторной афазии чаще (в 65%) бывает спонтанное восстановление речи по типу рывков – человек по несколько недель не достигает никаких результатов лечения, после чего наступает выраженное улучшение (например, вообще не может ничего сказать, а через несколько месяцев сразу разговаривает предложениями).
Максимальное восстановление речи происходит на первом году после инсульта, но продолжается до 3–5 лет. После этого срока имеющиеся нарушения сохраняются пожизненно.

Реабилитация речевых функций должна быть упорной, но систематизированной. Нельзя как перенапрягаться, так и недостаточно интенсивно работать над собой. Лучше всего чередовать периоды активных занятий (упражнения по произношению, работа с логопедом) с отдыхом.

Продолжительность занятий увеличивайте постепенно – от нескольких минут в первые дни после стабилизации состояния больного до 1–2 часов через 4–5 недель. Это правило распространяется даже на такие мероприятия, как прослушивание речи, музыки и просмотр телепрограмм – они также должны быть ограниченными по времени и чередоваться с периодами отдыха.

Обязательно обратитесь к специалистам – логопеду, невропатологу, реабилитологу. С их помощью речь восстановится лучше и быстрее.

инсульт головного мозка в золе Вернике
КТ-снимок ишемического инсульта в зоне Вернике. А – очаг ишемического инсульта в первые часы; В – геморрагическая трансформация инсульта на 3 сутки

Пациент, перенесший инсульт, теряет способность полноценно жить и двигаться. Люди переживают, насколько возможно восстановить подвижность, а также пациенты хотят вылечить нарушение речи при инсульте.

Разница между пациентами, которые проходят реабилитационное лечение и пациентами, которые остаются без лечения очень велика. У пациента, который проходит реабилитацию, улучшается прогноз на полное восстановление.

Под инсультом понимается поражение головного мозга в результате кровоизлияния или инфаркта сосудов. Часто инсульты приводят к полному или частичному параличу одной стороны тела или всего тела, нарушениям походки и другим проблемам в зависимости от того, в какой части мозга произошло поражение.

Восстановление двигательных функций до определенной степени возможно, даже если и не проводить реабилитацию, так как у каждого человека есть нейропластичность. Конечная степень восстановления будет завесить от разных факторов: пол, раса, возраст, образ жизни и многое другое.

Масштабы нарушений сильно отличаются в зависимости от характера поражения мозга, поэтому очень важно в самом начале лечения провести точную оценку состояния пациента и выработать стратегию направления работы с каждым конкретным пациентом.

Потенциал для восстановления наиболее велик в первые 90 дней после инсульта, поэтому провести оценку и перспективу реабилитации лучше всего именно в этот период. Вероятность восстановления двигательных функций в это время составляет 80-90%. После этого периода скорость восстановления резко замедляется.

  • плохая дикция;
  • бессонница;
  • нарушения мочеиспускания.

Реабилитация – это комплексное восстановление под наблюдением многих специалистов, которые помогают человеку справиться с различными проявлениями инсульта.

При афферентной афазии затронуты такие участки коры головного мозга как нижнетеменные отделы ведущего полушария, то есть левой стороны. У правшей левое полушарие отвечает за общение. При афферентной моторной афазии у пациента происходит потеря речи или отсутствие определенных звуков. Пациент не может или очень затрудняется произносить отдельные звуки речи.

Родственникам человека с афазией необходимо говорить медленно, не кричать. У человека не нарушен физический слух, он отлично слышит, повышать голос не нужно. Не нужно употреблять сложных речевых конструкций или длинных сложных предложений. Нужно говорить простыми четкими фразами.

Человек все понимает, но у него есть речевые нарушения после инсульта, отчего нарушается общение. С чего начать восстановление речи?

Посещая родственника в больнице нужно пытаться растормозить речь. Нужно мотивировать человека говорить, даже если у него это плохо получается. Если человек вообще не может произнести ни слова, нужно, чтобы он начал произносить просто звуки.

Нужно просить больного, чтобы он отвечал кивком головы, жестами, если речь совсем отсутствует. Иногда присутствуют хоть какие-то звуки, которые человек повторяет постоянно и пытается заменить ими всю речь. Бывает, что это имя близкого родственника, с которым человек часто общался или даже ругательство.

Повторяемая фраза – это, как правило, очень эмоциональное высказывание, которое очень часто повторялось человеком и оно переходит в правое полушарие и там автоматизируется, поэтому оно восстанавливается и выскакивает у человека в первую очередь.

Острое расстройство мозгового кровообращения вызывает серьезные последствия. При инсульте нередко возникает нарушение речи. Почему развивается эта патология, какими способами можно с ней справиться? Об этом подробнее в обзоре методов помощи пациенту в стационаре и домашних условиях.

Отсутствие питания мозга, вызванное разладом кровоснабжения, вызывает сбой функций организма. Нарушение речи возникает, когда кровь не поступает в отвечающие за нее области, в них происходит атрофия тканей. Мозг имеет две речевые зоны, расположенные у правшей в левом полушарии. Одна из них – моторная (центр Брока) – имеет особенности:

  • отвечает за язык жестов, воспроизведение письменной, устной речи;
  • подает сигналы, которые приводят в движение мышцы, отвечающие за произношение звуков;
  • она расположена в третьей лобной извилине;
  • образует передний речевой центр.

Вторая зона – сенсорная (центр Вернике). Для нее характерны такие свойства:

  • расположена в заднем отделе верхней височной извилины;
  • отвечает за построение предложений из отдельных слов;
  • хранит информацию, благодаря которой речь воспринимается осмыслено;
  • образует задний речевой центр;
  • имеет связь с функциями слуха, памяти, опознавания объектов.

Существуют еще две области, влияющие на речевые нарушения – это зрительная кора, отвечающая за возможность чтения слов, и слуховая, помогающая воспринимать и распознавать звуки. При инсульте из-за близкого расположения этих зон нередко происходит поражение сразу нескольких участков, отвечающих за речь. Опасность в том, что атрофия клеток мозга – необратимый процесс. Для восстановления нарушения речи при инсульте необходимы:

  • возможность выполнения речевых функций неповрежденными участками мозга;
  • желание больного восстановиться;
  • длительный период.

Инсульт пропала речь прогноз

Медики отмечают особенности строения мозга левшей. У них отсутствие речевых функций при инсульте может возникнуть при поражении любого из полушарий. При этом левостороннее расстройство будет переноситься легче, симптомы сглажены. Это объясняется локализацией у левшей речевого центра:

  • в 20% случаев он располагается справа;
  • у 60% – слева;
  • у 20% – между двумя полушариями.

Когда нарушение кровообращения при инсульте задевает речевые зоны коры головного мозга, у человека возникают проблемы коммуникации. Появляется сложность произношения, формирования мыслей в слова. Выделяют такие разновидности речевых расстройств:

  • Дизартрия – невнятная речь после инсульта, вызванная нарушением подвижности мышц лица, отвечающих за артикуляцию.
  • Афазия – заболевание, сопровождающееся полной или частичной потерей речи.
  • Диспраксия – расстройство функций движения и координации мышц лица при их нормальном тонусе, вызывающее невнятное произношение.

В результате инсульта происходит нарушение кровообращения в головном мозге. Оно сопровождается поражением центральной нервной системы с последующими осложнениями функций мозга.

В большинстве случаев человек сталкивается с нарушением речи при инсульте головного мозга, имеет трудности в произношении или понимании ее понимании.

Это оказывается большой психологической проблемой для пациента и его близких. При правильной методике лечения, реабилитационный период проходит быстрее и эффективнее.

Головной мозг – самый значимый орган центральной нервной системы человека. Ядра, расположенные в стволе мозга, посылают импульсы определенным отделам, которые выполняют двигательные команды. Среди них выделяются нервы, которые участвуют в создании речи.

Расположение речевых зон обусловлено доминантным полушарием. У людей, владеющих преимущественно правой рукой, центры находятся в левом полушарии. У левшей – в правом.

В нижней части лобной доли располагается центр Брока, который участвует в процессе воспроизведения речи. Этот участок головного мозга отвечает за артикуляционный процесс речи, сокращает мышцы речеобразующих органов.

Центр Брока и Вернике в головном мозге

Зона Брока охватывает и процесс построения предложений, правильный порядок слов, последовательность высказываний. При нарушении работы этой зоны, человек перестает внятно выражать свои мысли. Способность понимать речь сохраняется.

Врач осматривает пациента

Зона Вернике расположена в задней области височной извилины, отвечает за осмысление устной и письменной речи. Является слуховым центром, способным анализировать и сопоставлять услышанное. Существуют и другие вспомогательные центры речи, которые располагаются на разных участках коры головного мозга. Они отвечают за логическое мышление, способность вычленять основную мысль текста, читать, идентифицировать звуки.

У людей, перенесших инсульт, могут наблюдаться речевые расстройства двух типов.

https://www.youtube.com/watch?v=UYW0Ab1hgDc

Инсульт — заболевание, которое может появиться без видимых причин. Сколько лежат в больнице с инсультом — этапы и лечение в зависимости от тяжести заболевания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: