Наш детский сад – это островок развития и творчества, добра и радости!


Нормы и этапы речевого развития

На основании масштабного изучения речи детей разных возрастных категорий были составлены нормы развития речи детей. Для каждого этапа развития речи по возрастам характерны свои особенности и набор навыков и умений, о чем мы поговорим во второй части статьи. А пока просто обозначим главные вехи.

  • Этап первый: доречевой (от 0 до 6 месяцев). В некоторых источниках его продлевают до 12 месяцев, включая в него и время произношения первых осмысленных устойчивых сочетаний звуков.
  • Этап второй: развитие активной речи (от 6-12 месяцев до 3 лет).
  • Этап третий: дошкольный (от 3 до 7 лет).
  • Этап четвертый: школьный (от 7 до 17 лет).

В попытках сравнить речевое развитие своего ребенка с каким-то авторитетным эталоном каждой маме необходимо помнить, что ни один малыш не обязан строго следовать чьим-то таблицам и вычислениям. Любые таблицы основаны на усредненной статистике, которая составлена по итогам исследований речи ДРУГИХ детей. Поэтому стоит весьма гибко подходить к вопросу речевого развития своего ребенка, учитывать целый комплекс других показателей его благополучия и не расстраиваться, если малыш чего-то пока не умеет.

Этапы развития речи ребенка

Этапы развитя речи ребенка

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения)

Этап охватывает 1й год жизни детей срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка.

Ситуативноличностное общение

На протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативноличностное общение с близкими взрослыми.

Оно характеризуется следующими чертами:

общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;

содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;

основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивномимических) движений и поз.

Ситуативноделовое общение

В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативноделовое общение. Оно отличается такими особенностями:

1) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;

2) содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;

3) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым;

4) основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных (предметнодейственных) движений и поз предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.

Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативноличностного общения и весьма важную его часть на этапе ситуативноделового общения.

Первый звук, который издает ребенок, это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.

Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного сосредоточения ( гукание ).

Подготовка к овладению языком начинается уже в 24 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. Ребенок произносит задненебные и гласные звуки «АИЫ «, «ОИУ «. Здесь итог доброй традиции «огукать » с детьми.

Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец может лепетать «дядя «, но этот звукокомплекс не отличается фиксированным звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.

Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в состав «комплекса оживления «, который является видом социального поведения ребенка. С помощью вокализации дети по своей инициативе привлекают внимание взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого возле себя, посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или о состоянии дискомфорта.

Таким образом, на 1м году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов.

Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые слышит.

Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых.

Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия первых.

Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бурной радостью. До 45 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у него «комплекс оживления «(радостное поведение, выражающееся улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением, и звуками) максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка.

Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало.

Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей.

К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми.

Таким средством общения становится речь, вначале пассивная (понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).

ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ

Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении ребенка с окружающими людьми довербальной и вербальной. Несмотря на такое промежуточное положение, он растянут во времени и охватывает обычно более полугода от конца 1-го года до второй половины 2-го года. В случае замедленного речевого развития второй этап может растянуться на год полтора.

Основное содержание второго этапа составляют два события: возникает понимание речи окружающих взрослых и появляются первые вербализации период лепета, или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни.

«Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что сказав «амам » можно получить есть, а сказав «мама «, можно позвать маму «

Оба события тесно связаны между собой, и не только во времени, но и по существу. Они представляют собой двуединый способ решения одной коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый он требует от детей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает в некоторых случаях действие не только локомоторное или предметное, но и вербальное. Если взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ на нее осуществляются на основе активного восприятия высказывания и его проговаривания. Проговаривание выступает при этом и как перцептивное действие,.

ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Основными событиями на этапе развития речевого общения являются: вопервых, изменение содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения; вовторых, овладение произвольной регуляцией речевыми средствами.

Изменение содержания речевого общения.

Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их знакомства с окружающим и к вовлечению в сферу их внимания мира людей объектов и процессов социального мира. При этом перестраивается и форма общения детей она становится внеситуативно личностной. Ее отличительные признаки:

внеситуативно личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности;

содержанием потребности детей в общении является их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взглядами старших служит для детей критерием правильности этих оценок;

среди мотивов общения ведущее место занимают личностные, олицетворенные во взрослом как субъекте, имеющем свои особые моральные качества, нравственные достоинства, всестороннюю богатую индивидуальность;

Можно предположить, что в связи с этим у дошкольников происходят изменения в самой материи речи, характере используемой детьми лексики, конструкции предложений, в общей выразительности речи.

источник неизвестен

Речь ребенка с года до 3 лет

Речь ребенка до года еще плохо структурирована. До 12 месяцев вообще принято говорить о доречевом общении. Это мимика, жесты, лепет, первые устойчивые сочетания звуков, которыми малыш уже пытается называть окружающие вещи, людей и животных («ма», «ба», «кся» и т.д.), первые призывы, просьбы и простые действия («ам-ам», «дай», «бух», «ку-ку»).

речь ребенка 1 года

С 1 года до 1,5 лет речь становится более обобщающей, не привязанной к конкретной ситуации. Конечно, понимает он в это время уже намного больше слов, чем произносит. Речь ребенка 2-3 лет уже более совершенна. Начинается активное накопление словарного запаса, появляется первое понимание грамматики речи: множественного числа, падежей, форм лица (я, ты, мы и т.д.), времен глаголов. В этот период родителям важно активно интересоваться, как развивать речь детей, больше говорить с малышами, читать им сказки, играть в речевые игры и всеми способами стимулировать говорение и расширение словарного запаса.

Нормы развития речи у детей

Когда-то нашла и сохранила себе таблицу примерных норм развития речи у деток. Может еще кому-нибудь пригодится.

Источник портал Солнышко
Первый год жизни.2 месяца.
Произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
3 месяца.
Появляются эксперименты с гласными звуками — растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
4 месяца.
Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
5 месяцев.
Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
6 месяцев.
Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.
7 месяцев.
Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
8 месяцев.
Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
9 месяцев.
Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.
10 месяцев.
Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
11 месяцев.
Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
12 месяцев.
Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.
Второй год жизни.
Стадия активной речи — автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» — кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель». В возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, однако активно расширяется пассивный словарь (слова, словосочетания запоминаются надолго). В это время не стоит побуждать ребенка к произнесению новых слов. К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.). Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.
Третий год жизни.
Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000-1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).

Источник super-parents.ru

Возраст ребенка

Нормы развития речи

6 месяцев
  • Воспроизведение звуков с интонацией
  • Реагирует на свое имя
  • Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука
  • Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон
12 месяцев
  • Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова)
  • Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы
  • Осознает социальное значение слова
18 месяцев
  • Имеет активный словарь около 5-20 слов
  • Словарь состоит в основном из существительных
  • Часто овторяет слово или фразу снова и снова
  • Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием
  • Способен выполнять простые команды
24 месяцев
  • Называет целый ряд объектов из своего окружения
  • Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под
  • Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений 1,2 слова
  • Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому
  • Активный словарь примерно 150-300 слов
  • Объем и высота голоса плохо контролируются
  • Иногда правильно использует местоимения «Я» и «Ты». Хотя «Мне», и «Я» часто путают
  • Начинают появляться понятия «Я» и «мои»
  • Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)»
  • Задает вопросы «Что это?»
36 месяцев
  • Правильно использует местоимения «Я» и «Ты»
  • Используют редкие слова в множественном числе и в прошедшем времи
  • Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за
  • Знает основные части тела и может показать их и назвать
  • Активный словарный запас около 900-1000 слов
  • Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым
  • В речи начинают преобладать глаголы
  • Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью
  • Понимает и дает ответ на такие вопросы, как «что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?»
  • Должен знать свой пол, имя, возраст, адресс, имена родителей
  • Не стоит ждать, чтобы он ответит на все вопросы, даже если он их понимает
48 месяцев
  • Знает названия знакомых животных
  • Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого
  • Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах
  • Знает один или несколько основных цветов
  • Может повторить 5 цифр
  • Может повторить слова из четырех слогов
  • Демонстрирует понимание понятий над и под
  • Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким
  • Легко следует простым командам
  • Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки
60 месяцев
  • Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий
  • Знает основные сенсорные антонимы: большой-маленький, жесткий-мягкий и т.д.
  • Может считать до десяти
  • Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции
  • Знает все гласные и согласные буквы
  • Повторяет предложение до девяти слов
  • Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло)
  • Выполняет за три команды, которые даны одна за другой
  • Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников
  • Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время
  • Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня
  • Речь в целом грамматически правильная
6 лет
  • Знает все дни недели и легко ориентироваться во времени
  • Речь полностью понятна и общественно полезна
  • Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, видить связи между объектами и событиями
  • Активный словарный запас более 2000 слов
  • Ребенок задает вопросы типа «Почему», «Зачем»
  • Активное расширение словарного запаса

«Отклонение» от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой.

Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить:
— в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы обращаетесь к нему; — в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п, б, м»; — в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки взрослой речи, для привлечения Вашего внимания использует только плач; — в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов; — в 2-3 года путает понятия «верх» -«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы; — в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.

3-7 лет: время говорунов

Развитие речи у детей дошкольного возраста продолжается по нарастающей. Ребенок узнает все больше об окружающем мире, и речь спешит совершенствоваться вслед за новыми знаниями. Развивается слуховой контроль произношения: ребенок начинает осознанно слышать себя и управлять звукопроизношением. Улучшается грамматический строй речи. В 4 года речь уже содержит предложения с второстепенными членами, а к пяти годам ребенок уже может пересказывать недлинные тексты. К завершению дошкольного периода важно, чтобы у детей сформировалось правильное произношение и четкое различение звуков.

Именно в этот период у детей выявляются нарушения в развитии речи, поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя заметить проблемы. Нужно вовремя пройти диагностику у логопеда (если она не проводилась в садике, пройдите ее самостоятельно в местной ППМК или у частного специалиста). Как правило, речевые нарушения можно диагностировать у ребенка с 4-5 лет. Стоит отметить, что неразговорчивость или тихая речь не всегда являются признаком речевых расстройств. Это может быть индивидуальной особенностью, но выяснить это должен специалист.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: