Как правильно поставить звук в домашних условиях, научить говорить ребёнка букву Р, Уроки логопеда буква л видео.

Некоторые родители считают, что занятия с логопедом должны посещать только те дети, у которых имеются явные нарушения в произношении букв или целых слов. На самом деле это мнение является в корне неверным: в идеале, наблюдение специалиста требуется с того самого времени, когда ребенок только начинает осмысленно разговаривать. Это позволит вовремя обнаружить дефекты речи и устранить их до того как они усугубятся. В связи с этим специалисты настаивают на том, что для ребенка 2-3 лет хотя бы разовая консультация у такого специалиста является обязательной.

Если ваш ребенок посещает наш детский сад, вам не потребуется тратить лишнее время и усилия на поездки к врачам в частных клиниках: логопед будет работать с вашим ребенком во время пребывания у нас.

Задачи логопеда в детском саду

Детский логопед ведет наблюдение за детьми, изучает их поведение, манеру общения, проводит беседы индивидуально с каждым из малышей и по полученным результатам делает выводы о правильности формирования речи. В дальнейшем с теми, у кого выявлены нарушения, проводятся занятия, затрагивающие следующие аспекты:

  • грамматический строй речи;
  • артикуляционную моторику;
  • развитие речевого и физического слуха;
  • формирование словарного запаса;
  • обучение принципам словообразования;
  • звукобуквенный анализ;
  • правильное произношение.

Гимнастика для детского языка

Одну из главных ролей в формировании правильного произношения звуков и в развитии речи ребенка играет «настройка» его артикуляционного аппарата. Для этого можно использовать следующие упражнения:

  • «Кто живет в домике?». Сначала язычок высовывается, а потом прячется обратно. В начале упражнение делается медленно, а потом темп ускоряется;
  • «Часики». Язычок высовывается и им выполняются движения слева на право, словно маятник часов;
  • «Качели». Язычок высовывается, его кончик загибается и так он то поднимается вверх, то опускается вниз;
  • «Лошадка». Нужно пощелкать язычком, прижимая его к небу;
  • «Красим забор». Кончиком язычка нужно погладить зубки внутри вверх-вниз;
  • «Ездим по кругу». Язычком выполняются круговые движения по внутренней поверхности губ.

Всегда помните о том, что плохое, недостаточное развитие речи ребенка сказывается и на его характере (он становится замкнутым, раздражительным), и на его умственном развитии, и на способностях быстро и легко овладевать чтением и письмом.

Скачать логопедическую азбуку для развития речи ребенка вы можете по ссылке:

Различные материалы для развития ребенка вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.

Следите за обновлениями на сайте roditeli.club, а также на страницах в социальных сетях, в альбомах которых еще больше материалов для развития:

  • Клуб родителей Tummy в сети «ВКонтакте»;
  • Клуб родителей Tummy в сети « ».

Индивидуальные занятия с логопедом

Если вы заметили, что у вашего ребенка появились речевые нарушения, вы можете сделать запись к логопеду нашего детского сада. Обычно в раннем возрасте родителям довольно сложно понять, что лепечет их малыш и правильно ли он произносит те или иные звуки и слоги.

Ошибки в произношении чаще всего проявляются в возрасте 4 лет, когда уже накапливается достаточный словарный запас. В таком случае следует незамедлительно обратиться к врачу вместо того, чтобы тянуть время и ждать, пока проблема решиться сама собой.

Главный преимуществом индивидуальных занятий является тот факт, что во время их проведения все внимание будет уделяться только вашему ребенку. Наши логопеды являются не только отличными специалистами в своей области, но и хорошими психологами: они легко найдут общий язык с ребенком, смогут с ним подружиться и построят доверительные отношения.

В такой комфортной обстановке справиться с выявленными проблемами получится гораздо проще и быстрее. Кроме того, логопед в детском саду даст родителям определенные назначения, которые для более эффективного результата должны выполняться дома.

Как пользоваться логопедической азбукой?

Все упражнения из азбуки направлены на развитие и формирование умений ребенка в возрасте 3-6 лет правильно произносить отдельные звуки, а также четко выговаривать целые слова.

  1. Рассматривая картинки, попросите малыша указать те, в которых встречается конкретный звук, а также определить место, где он стоит: в начале, в середине или в самом конце.
  2. Игра «Эхо», когда ребенку нужно повторять за вами, отлично подойдет для стихотворений и рифмованных строк. В процессе вы можете менять интонацию, громкость голоса, а также скорость произношения слов.
  3. Если упражнения для развития речи будут даваться малышу слишком легко, то всегда можно их усложнить. По картинкам вы можете задавать вопросы или попросить маленького сказочника самостоятельно придумать небольшой рассказ по иллюстрации.

Обратите внимание!

Правильное произношения формируется у детей на протяжении достаточно длительного времени, вплоть до 5-ти лет. Мало того, у каждого ребенка это происходит индивидуально. Некоторые практически все звуки начинают произносить уже к 3-летнему возрасту, а кому-то они даются уже к 5-6 годам. Если же и по достижению этого возраста наблюдаются сложности в произношении каких-либо звуков, то рекомендуется обратиться за помощью к логопеду.

В зависимости от возраста следует уделять внимание произношению таких звуков:

  • у детей 4-5 лет звуков: б(бь), т(ть), м(мь), д(дь), н(нь), г(гь)‚ х(хь), к(кь), й, ф(фь), в(вь) и звуков ц, с(сь), з(зь);
  • дети 5-6 лет уже должны четко, правильно произносить все звуки, а также отличать на слух такие группы, как: с-ц, ж-ш, с-з, ч-щ, з-ж, ц-ч, с-ш, с(сь), щ, л-р.
  • к 7-ми годам нужно заниматься закреплением правильного произношения шипящих и свистящих звуков, а также умению дифференцировать: с-ш, з-ж, ц-ч, с(сь)-щ‚ глухих и звонких: п-б, к-г, т-д, ф-в, ш-ж, с-з, твердых и мягких: т-ть, в-вь, п-пь, л-ль, р-рь, с-сь.

Преимущества нашей работы

Занятия проводятся в интересной игровой форме, поэтому не только способствуют развитию ребенка, но и дарят ему массу положительных эмоций и хорошее настроение. Специалисты используют современные эффективные методики, благодаря которым вы сможете заметить результаты буквально после первого посещения. Услуги логопеда детского сада включают профилактику и коррекцию абсолютно любых нарушений речи, и благодаря им очень скоро ваш ребенок научится правильно выговаривать звуки, произносить даже сложные слова и целые предложения.

Диагностика

Первый этап занятий с логопедом – диагностика. Она включает в себя:

  • анамнез (разговор с родителями о том, как развивался ребёнок, все ли этапы развития соответствовали возрастным нормам, наличие органических нарушений при беременности и родах и т.д.);
  • внешний осмотр речевого аппарата;
  • анализ моторного развития, координации движений и ориентации в пространстве;
  • анализ уровня понимания речи обращенной к ребёнку;
  • анализ речевого развития: использует ли ребёнок предложения, правильно ли их строит, соответствует ли словарный запас возрастной норме.

Важные советы родителям

Прежде чем приступить к занятиям, папам и мамам нужно усвоить несколько нехитрых правил, которые сделают обучение легким и понятным, а общение с малышом – комфортным и приятным для обеих сторон:

  • разговаривайте с ребенком на равных, не сюсюкайте и не игнорируйте его вопросы. Так вы завоюете искреннее доверие и желание чада общаться со взрослыми;
  • правильно выговаривать слова – обязательное требование. Вы подаете детям пример, и они его стараются повторить;
  • проводите обучающие занятия в форме игры, придумывая вместе с ребенком увлекательные сказки и приключения – так любая информация усваивается лучше. При этом правильно произносить слова малыш станет на рефлекторном уровне;
  • никогда не проводите занятие «в наказание». Так вы отобьете у ребенка охоту делать нужные упражнения и общаться со старшими;
  • тренинги должны носить систематический характер и проводиться в комфортное время от 3 до 5 раз в день. Только тогда вы добьетесь видимого успеха и малыш будет красиво произносить сложную для него букву Л без помощи логопеда.
  • Теперь можно приступать непосредственно к занятиям на выговаривание буквы Л.
  • Как же выговорить эту трудную букву Л

    Быстро пролетает волшебный возраст от двух до пяти, когда родителей приводит в умиление любое новое слово, освоенное их домашним лингвистом. Детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь. И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.

    Отрабатываем произношение

    После речевой гимнастики нужно говорить слова с буквой Л, которая звучит твердо. Например, петь песенку на «ла-ла-ла» или найти стишки, где часто встречается именно эта модуляция буквы Л.

    У ребенка первый раз, скорее всего, не получится. В таком случае необходимо сделать следующее: пусть малыш улыбнется с открытым ртом и высунет острый кончик языка, прикоснувшись им к верхним зубкам. В этом положении пробуйте произносить правильно букву.

    Но не нужно прятать кончик в рот – это смягчит звук. Важно закрепить межзубное произношение и выговаривать так все слова с капризной буквой. Когда малыш начнет без напоминаний сам произносить сложный для него звук в межзубном варианте, можно переходить к «сомкнутому» произношению. Для этого кончик языка следует переместить за верхние зубки и упереться в них. В таком положении уже говорить — получится полноценный твердый и правильный звук Л.

    Старайтесь уделять внимание четкой речи не только у ребенка. Следите за тем, чтобы все домочадцы говорили красиво и разборчиво. Тогда у вашего отпрыска будет пример для подражания.

    Осторожно: физиологическая дислалия

    Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».

    Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.


    Виды нарушений произношения

    Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».

    • Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
    • «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» — «уожка»; «Лариса» — «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
    • Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» — «мойоток»
    • Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».

    Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

    Артикуляционная гимнастика

    Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».


    Профиль артикуляции звука Л

    1. Улыбка. Важно помнить, выговаривать звук «Л» надо с широкой улыбкой. Стараемся научить малыша улыбаться до ушей с закрытым ртом и держать полученную гримасу, считая до 10.
    2. Ветерок. Это упражнение может научить ребенка правильно выдыхать воздух, произнося звук «Л». Язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваем.

    3. Вкусняшка. Облизываем языком губы круговыми движениями; этим упражнением ребенок тренирует свой язычок для правильного произношения различных звуков.
    4. Лошадка. Широко улыбаясь и показывая зубы, имитировать цоканье лошадки сначала громко, потом все тише, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.

    Логопедические упражнения на артикуляцию Л

  • Пароход. Гудим басом, как пароход, при этом кончик языка остается за зубами, а спинка поднята к небу: «ы-ы-ы»
  • Расческа: сомкнуть зубы и проталкивать между ними язык, как бы расчесывая его. Это упражнение способно научить быстро принимать языком нужное положение при произнесении трудного звука «Л»
  • Качать язык во рту, упирая его, то в правую щеку, то в левую.
  • Сегодня доказано исследователями, что мелкая моторика рук напрямую связана с речью, поэтому лепка, пальчиковые игры, мелкие игрушки для малыша необходимы, чтобы научиться правильно говорить.

    Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву «Л», необходимо обратиться к логопеду. Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе. Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.

    Как научиться говорить букву Р

    Прежде чем приступить к постановке звуков, необходимо соблюдать некоторые правила:

    1. Принцип от простого к сложному. Невозможно сразу же научить ребёнка выговаривать правильно звуки. Нужно постепенно усложнять задачу, и результат вам гарантирован.
    2. Занятия должны быть интересными. Не стоит заставлять ребёнка заниматься, ведь это только оттолкнёт его, и добиться успеха будет намного сложнее. Ваше чадо перестанет заниматься, так и не научившись произносить звук р, начнёт выговаривать его с помощью горла. Горловое р очень сложно устранить, практически невозможно.
    3. Выполняйте упражнения регулярно. Нескольких занятий будет недостаточно.

    Техника постановки звука

    • Для начала ребёнок должен научиться выговаривать букву р отдельно, при этом выполнять упражнения: открыть рот и кончик языка направить за верхние зубки, затем ритмично и быстро проговаривать звук «д-д-д» или «з-з-за». Попросите ребёнка постучать по нёбу, при этом сильно дуть на кончик язычка. Выработка вибрации — первая ступень в постановке сонорного звука. Иногда, чтобы научиться говорить звук р, необходимо выполнять упражнения с механической помощью — специальных логопедических зондов или подручных средств в домашних условиях. При необходимости логопед обучит вам этому методу.
    • Затем закрепить произношение звука р необходимо в слогах прямых и обратных ( ра-ро-ру, ар-ор-ур и другие).
    • После того как ваш ребёнок научился правильно выговаривать звук, необходимо закрепить произношение в предложениях, скороговорках. Часто родители допускают огромную ошибку, пытаясь исправить звукопроизношение своих детей, используя лишь скороговорки. Запомните — этого делать не стоит, так как ребёнок неправильно подготовлен к постановке звука.

    Упражнения для постановки звука

    Выполняйте упражнения ежедневно перед зеркалом вместе со своим ребёнком. Это не только полезно, но ещё и весело. Для начала нужно подготовить губы:

    1. Улыбнитесь. Пусть ребёнок задержит эту позу около 10 секунд.
    2. Сложите губы трубочкой. Выполните это упражнение в течение 7-10 секунд.

    Упражнения для языка:

    • «Маляр». Попросите ребёнка направить язычок вверх к нёбу. Проведите им вперёд и назад, как будто язык — это волшебная кисточка.
    • «Лошадка». Пусть ребёнок попробует сделать язычком так, как лошадка.
    • «Чистим зубки». Почистите язычком верхние и нижние зубы.
    • «Грибочек». Попробуйте направить язычок к нёбу и задержать его в этом положении, широко открыв рот. Таким образом, уздечка будет ножкой, а язык шапочкой грибочка.
    • «Индюк». Направьте язык к верхней губе и произнесите «Бл-бл-бл».
    • «Чашечка». Попробуйте завернуть боковые края языка и направить кончик языка вверх.

    Научить ребёнка выговаривать звук р необходимо с помощью весёлых и занятных игр. Упражнение «Заведи моторчик» можно выполнять с помощью ватной палочки или пальчика вашего малыша, при этом очень тщательно вымыть руки. Попросите ребёнка выговаривать звук «д-д-д» при этом язык должен быть направлен за верхние зубки. Вы же должны помочь пальчиком вызвать вибрацию языка, направляя его рядом с уздечкой. Повторите это упражнение несколько раз, пусть ребёнок прислушается к себе. Возможно, он поймёт, как правильно «рычать», и всего-навсего нужно будет только закрепить звук в слогах и предложениях.

    Упражнения для дыхания

    1. «Свечка». Представьте, что перед вами торт со свечкой. Попробуйте устроить соревнование: кто быстрее её задует.
    2. «Буря в стакане». Для выполнения этого упражнения необходимо: налить в прозрачный стаканчик немного водички, взять коктейльную трубочку и подуть в неё. Таким образом, получаются большие волны. Если же пузырьки будут небольшие, это свидетельствует о том, что у ребёнка нарушено речевое дыхание.
    3. «Снежинка»(листик, жучок, бабочки и другие). Вырежьте с бумаги снежинку и подуйте на неё. Следите, чтобы во время выполнения данного упражнения щёки ребёнка не надувались, вдох нужно делать через носик. Попробуйте подуть сначала медленно, а потом сильней. Для этого упражнения можно взять обычную вату.
    4. «Футбол». Выложите из кубиков или сделайте маленькие игрушечные ворота. Возьмите шарик или маленький кусочек ваты. С помощью трубочки попробуйте забить противнику гол в его ворота.
    5. «Весёлый лабиринт». Для выполнения упражнения потребуется кусочек ваты и счётные палочки. С помощью счётного материала выложите лабиринт и попробуйте дойти до финиша, передвигая вату струёй воздуха.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: