МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. МДОУ «Детский сад 17» воспитатель I квалификационной категории Захарова Татьяна Павловна 2014 год. — презентация

Часто родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирательно. Еще одна проблема, возникающая в школе, — неумение пересказать текст большого объема. В результате снижается успеваемость.

Тренировать память и учить ребят пересказывать тексты на разную тематику можно еще в дошкольном возрасте. Для этого материал представляется в виде опорных схем, или мнемотаблиц. Начинать обучение можно уже года в два, когда ребенок знает некоторые сказки и пытается их пересказать, но путает героев и последовательность событий. Мнемотаблицы для дошкольников сначала составляет взрослый по известным малышу сказкам.

мнемотаблица колобок

Картинки в ячейках – герои сказок. Очень удобна в этой ситуации сказка «Колобок», где повторяются события, а герои меняются. Для самых маленьких подойдут мнемотаблицы из четырех – девяти ячеек. Несколько мнемотаблиц взрослый разбирает с малышом, анализирует, где спрятались герои сказок. Следующие мнемотаблицы для дошкольников рисуем вместе с ребенком. Дети быстро учатся составлять таблицы. Впоследствии ребята сами составляют таблицы к поданной информации, усложняя их и увеличивая количество ячеек.

В чем секрет мнемотаблиц?

Развитие памяти происходит за счет постоянной перекодировки словесной информации в зрительные образы и наоборот. В результате информация прокручивается в памяти несколько раз и поневоле запоминается.

Для дошкольников 4-6 года задания можно усложнять: внести в таблицу героев из других сказок и попросить малыша определить, какие герои лишние. Второй вариант – перепутать в одной таблице героев двух сказок и дать задание распределить их по двум таблицам. Третий вариант – разрезать несколько мнемотаблиц и затем их восстанавливать. Таких вариантов игр с мнемотаблицами, или таблицами для запоминания, может быть множество: восстановить недостающие картинки, переставить картинки в нужном порядке и т.д. Постепенно из разрезанных таблиц создается целая картотека. Карточки можно рассыпать и взрослый, читая сказку, просит ребенка отыскать нужную картинку.

С помощью мнемотаблиц можно изучать с ребенком любую тему, запоминать любой текст, например, темы по экологии, времена года, животных, птиц. Особенно удобны таблицы в процессе изучения времен года, когда необходимо запомнить их основные признаки. В школьном возрасте детям придется запоминать большие тексты, пересказывать их. Навык составления мнемотаблиц поможет им составить опорную схему любого текста на основе ассоциаций и зрительных образов. Такую схему всегда можно будет взять в школу и использовать в качестве подсказки.

Таким образом, мнемотаблицы полезно применять в занятиях с детьми дошкольного возраста для развития зрительной и слуховой памяти. Они полезны не только в индивидуальных беседах, но и в группах, когда работать с одним сюжетом сказки может несколько человек. Если вы не знаете, с чего начать составление своей первой таблицы, обратитесь к материалам, предложенным на нашем сайте. Здесь вы найдете примеры таблиц, которые можно взять за образец и для начала разобрать с малышом. Таблицы легко скачать на сайте, распечатать и применить на первых занятиях. Уверены, что последующие таблицы вы с успехом составите сами.

Мнемотехника

Содержание статьи.
Для быстрого переход на нажмите на название раздела

В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. Не смотря, на их юный возраст, они отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но при всем при этом, и им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность. Не всегда, получается, сосредоточиться на одном деле.

При этом надо понимать, что когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Хорошая память облегчит обучение ребенка, он с легкостью будет получать хорошие оценки, добиваться успеха и учиться с удовольствием.

Что такое мнемотехника.

На развитие памяти влияет много факторов, например: сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, выучивание стихов, ежедневное запоминание информации и прочие.

Так вот именно на запоминании хочу остановиться подробно, и рассказать о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память.

Этот метод называется мнемотехника или его еще называют мнемоника .

Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.

Эта техника отлично применяется в детских садах для обучения детей. На занятиях дети учатся красиво и правильно излагать свои мысли.

Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.

Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Более подробно как составлять и как работать с мнемотаблицами читайте на нашем сайте в статье «Мнемотаблицы для детей»

Какая польза от мнемотехники для детей.

Преимуществ от данной техники множество, например:

  • Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
  • Развивается речь, увеличивается словарный запас.
  • Представления об окружающем мире расширяются.
  • Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
  • Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
  • Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
  • При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
  • Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
  • Раскрываются творческие способности детей.

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Мнемотехникой может заниматься человек от 3 до 99 лет.

С мнемоквадратом можно познакомить ребенка уже в три года, и вызывать у него интерес, так как в этом возрасте, дети любят рассматривать картинки.

В возрасте 4-7 лет уже происходит знакомство с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью легко запоминается сложная для восприятия информация. Легко запоминаются стихи, рассказы, скороговорки, загадки, алгоритм одевания, обучение гигиене, изучение цифр и многое другое.

Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

  1. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
  2. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
  3. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
  4. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
  5. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
  6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

Как заниматься.

Есть разные варианты занятий, их много.

Давайте на примере рассмотрим, как работать с пересказом, и как составить рассказ – описание.

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»

1. Выразительно читаем текст с опорой на изображение.

2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».

3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег)?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?»

Подборка мнемотаблиц для дошкольников

Для ребят средней возрастной группы в детском саду

Когда ваши воспитанники уже научились пользоваться мнемокартинками, вполне возможно предложить им рисовать увиденное или услышанное вместе с вами. Так развивающий процесс занятия станет еще более интересным. Главное правило — ненавязчивость. Если вы замечаете, что малыш не хочет изображать свои впечатления, лучше обратить к нему с таким предложением позже, но не вызывать негативное отношения заставляя. Вот такие примерно картинки получаются у меня с моими детками!

мнемотаблица

Здесь изображена зима и все, что связано с этим временем года:

  • 3 зимних месяца – декабрь, январь, февраль;
  • снег и снежинки;
  • солнышко, которое греет совсем мало;
  • дом, где топится печка, потому что на улице очень холодно;
  • животные, которые ищут себе для зимовки пристанище;
  • снег на деревьях без листьев и новогодняя елка;
  • кормушка для птиц, которым нужно помогать зимой, чтобы они не замерзли;
  • зимние развлечения: санки, лыжи, снеговик, которого можно слепить из снега.

Рисование картинок может составляться не только после каких-либо событий. Вы можете предложить дошкольникам нарисовать рассказ, который вы зачитываете или ответы на некоторые вопросы. Вот, например, картинки в соответствии с простым детским зимним стишком:

Мнемокартинки к стихам

— Перед нами ёлочка: —

— Шишечки, иголочки. —

— Шарики, фонарики, —

— Зайчики и свечки, —

— Звёзды, человечки. —

Для дошкольников старшей группы

И вот, когда ваши малыши стали совсем большими с ними можно начинать учить стихи и работать по сказкам с мнемотическим картинкам. Выучить стихи согласно образовательной программе для дошкольников и учеников начальной школы поможет пособие автора Драгачевой Е.В., где собраны произведения русских поэтов Пушкина, Тютчева, Фета, Толстого, Маяковского и других в картинках.

Я же приведу пример готовых пособий, которыми пользуюсь и сама на занятиях. Предлагаю, кстати говоря, моим подписчикам делить своими интересными идеями по мнемотехнике и готовыми карточками!

рассказывание стихов по схеме

Пособие, визуально рассказывающее нам какие-то истории, может быть еще и раскраской.

Видов и технологий, визуально отображающих необходимую информацию, которые могут помочь вам на занятиях на самом деле много. Картинки можно наклеить на магниты и устроить настоящее представление с помощью магнитной доски. Или воспользоваться компьютером с проектором. Вы читаете рассказ, иллюстрациипереключаются слайдом показывая малышу то, что необходимо запомнить.

Для доу или домашних занятий можно воспользоваться игрой «День — ночь». Для этого вам понадобится красивое изображение с несколькими предметами или событием. Вы показываете его малышу, а потом произносите: «Наступила ночь!» и ребенок в это время должен закрыть глазки руками. Вы прячете картинку и после предлагаете крохе рассказать, что на ней ему запомнилось.

А вот внимательность хорошо развивают упражнения с отличиями на картинках. Вы, наверное, имеете опыт работы с подобным упражнением. Например, на одной иллюстрации показана девочка с куклой в розовом платье, а другой в зеленом. Предлагая рассмотреть эти изображения вместе или поочередно вам нужно добиться от крохи внимательности и найденного отличия!

чтение по схеме

В завершении своего рассказа, мне бы хотелось отметить, что существует ряд правила для воспитателей, при соблюдении которых занятия получаются максимально полезными.

  • Знаете ли вы, что занятия по мнемотехнике обязательно должны быть отображены в конспектах или технокартах.
  • Начинают упражнения с мнемоквадратов, затем переходят к мнемоцепочке и уже после — к таблицам.
  • Изображения в обязательном порядке должны быть яркими, четкими, что называется, запоминающимися!
  • Количество квадратиков в одном пособие не должно быть больше 9-ти. Это число является максимальным для восприятия ребенком в дошкольном возрасте.
  • В течение дня лучше не использовать больше двух мнемотаблиц.
  • Если вы решили взять эту методику для вооружения на каждый день, то иллюстрации следует менять.

Надеюсь, что мои карточки и советы обязательно пригодятся вам на занятиях с детками! Не забывайте подписываться на обновления блога и делиться своими методическими наработками. Приводите в нашу теплую компанию своих друзей.

Развивайте малышей с пользой, а я Татьяна Сухих прощаюсь с вами, до новых встреч!

Кстати, рекомендую прочитать:

Мнемотехника в процессе обучения

Мнемотаблицы для развития связной речи

Задача взрослых — научить дошкольников последовательно, правильно, с точки зрения, грамматики выражать свои мысли. Дети должны уметь рассказывать о разных ситуациях из окружающей действительности с помощью связной и богатой речи.

Современный ребенок имеет доступ к Интернету, а также к разнообразной мультимедийной информации, поэтому важно сделать процесс обучения детей максимально познавательным, интересным, развивающим и занимательным. В этой связи на помощь в дошкольной педагогике приходит мнемотехника. Этот метод называют также сенсорно-графическими схемами, блоками-квадратами, предметно-схематическими моделями, коллажем, схемой составления рассказа. Что же такое «мнемотехника»? В переводе с греческого это понятие означает «искусство запоминания». Мнемотехника — это система приемов и методов, которая обеспечивает эффективное усвоение ребенком информации об окружающем мире, успешное запоминание структуры повествования, воспроизведение полученных знаний, а также развитие связной речи.

Что развивает мнемотехника?

  • Мышление посредством ассоциаций.
  • воображение.
  • слуховую и зрительную память.
  • внимание (зрительное и слуховое).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: