Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда ДОУ МАДОУ детский сад комбинированного вида 60 г. Апрелевка Подготовила: учитель – логопед Петрунина. — презентация


Цели сказкотерапии

Каждая сфера применения сказкотерапии преследует свои цели и решает специфические задачи.

Психология

Усилия направлены на коррекцию психической деятельности ребенка:

  • преодоление фобий;
  • стремление изменить негативные установки с помощью ассоциаций, порожденных сказкой;
  • мобилизация защитных психических механизмов;
  • создание положительного жизненного сценария;
  • борьба с серьезными расстройствами личности (булимия, анорексия, негативное отношение к жизни).

Педагогика

Воспитательное воздействие сказки связано с коррекцией поведения и мотивацией поступков. Педагоги-сказочники преследуют цели:

  • исправление негативного поведения, формирование правильных мотивов поступков;
  • преодоление фобий, низкой самооценки;
  • избавление от негативных привычек, коррекция характера;
  • формирование оптимистического взгляда на жизнь и на себя;
  • поиски способов самореализации, развитие талантов и способностей.

Логопедия

Терапевтический эффект имеет сказка в логопедии:

  • она развивает звуковую и смысловую речь;
  • помогает различать и правильно выговаривать звуки;
  • тренирует правильную артикуляцию;
  • формирует навыки связной речи: диалога, пересказа.

Главная цель сказкотерапии – сформировать во внутреннем мире ребенка с помощью метафор устойчивый образ адекватного поведения, нравственной позиции, правильной речи.

Область применения

Главные области применения сказкотерапии для детей – педагогика и психология.

  1. Педагогика. С помощью сказочных метафор родителям и воспитателям проще донести до детей нравственные основы поведения. Особую ценность при этом имеют народные сказки, формирующие стержень национального характера. Емеля, Иванушка-дурачок – типично русские персонажи. Они не блещут умом и трудолюбием, но их доброта и незлобивость способны приносить высокие дивиденды. Западноевропейский фольклор несет другие положительные образы – трудолюбивая Золушка, расчетливый Кот в сапогах. Так через сказочные образы ребенок усваивает иерархию ценностей своего народа. Самое благоприятное для этого время – ранний дошкольный возраст. В это время подсознание детей лишено психологической защиты, открыто для метафор – крайне нежелательны в это время агрессивные мультфильмы и компьютерные игры.
  2. Психология. Метод сказкотерапии применяется для лечения детей, имеющих проблемы. Сочинение сказки вместе с мамой или психологом помогает ребенку осознать и преодолеть необоснованный страх, агрессивность, стеснительность, неуверенность в себе и т. д. Применяются различные типы сказок – в зависимости от психологической или терапевтической задачи.

Типы сказок

Тип Область применения Особенности
Народные Воспитание Универсальные

Формируют нравственные мотивы поведения

Художественные (авторские) Воспитание
Психокоррекционные Лечение

Сочиняются для конкретного ребенка

Помогают преодолеть агрессию
Психотерапевтические Корректируют фобии, негативные черты характера
Медитативные Служат для отдыха и расслабления Сюжет не содержит конфликта и борьбы
Дидактические Интерактивное обучение Формируют новые навыки и умения

Консультации
Консультация психотерапевта

Семейный психолог

Детские психологи, психотерапевты Нижнего Новгорода

Использование сказкотерапии в детском саду

Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищенно и уверенно.

Наибольшей популярностью метод сказкотерапии пользуется у педагогов дошкольных учреждений, поскольку помогает:

  • воспитать, развить и обучить детей продуктивным навыкам взаимодействия с другими людьми, наладить взаимопонимание в детском коллективе,
  • развить речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.

Сказкотерапия в детском саду занимает особенное место, поскольку именно дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Сказкотерапия в логопедической работе с детьми

Если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения речи, требующие дополнительной работы с логопедом, то эффективно будет включение метода сказкотерапии в работу с таким малышом, поскольку сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

  • развить познавательные способности;
  • сформировать причинно—следственные связи;
  • усвоить социальные нормы, принятые в обществе;
  • развить речевую функцию в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры.

При этом важно учитывать речевой статус ребенка, степень выраженности нарушения речи, особенности сформированности психических функций и возраст ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: