Цели сказкотерапии
Каждая сфера применения сказкотерапии преследует свои цели и решает специфические задачи.
Психология
Усилия направлены на коррекцию психической деятельности ребенка:
- преодоление фобий;
- стремление изменить негативные установки с помощью ассоциаций, порожденных сказкой;
- мобилизация защитных психических механизмов;
- создание положительного жизненного сценария;
- борьба с серьезными расстройствами личности (булимия, анорексия, негативное отношение к жизни).
Педагогика
Воспитательное воздействие сказки связано с коррекцией поведения и мотивацией поступков. Педагоги-сказочники преследуют цели:
- исправление негативного поведения, формирование правильных мотивов поступков;
- преодоление фобий, низкой самооценки;
- избавление от негативных привычек, коррекция характера;
- формирование оптимистического взгляда на жизнь и на себя;
- поиски способов самореализации, развитие талантов и способностей.
Логопедия
Терапевтический эффект имеет сказка в логопедии:
- она развивает звуковую и смысловую речь;
- помогает различать и правильно выговаривать звуки;
- тренирует правильную артикуляцию;
- формирует навыки связной речи: диалога, пересказа.
Главная цель сказкотерапии – сформировать во внутреннем мире ребенка с помощью метафор устойчивый образ адекватного поведения, нравственной позиции, правильной речи.
Область применения
Главные области применения сказкотерапии для детей – педагогика и психология.
- Педагогика. С помощью сказочных метафор родителям и воспитателям проще донести до детей нравственные основы поведения. Особую ценность при этом имеют народные сказки, формирующие стержень национального характера. Емеля, Иванушка-дурачок – типично русские персонажи. Они не блещут умом и трудолюбием, но их доброта и незлобивость способны приносить высокие дивиденды. Западноевропейский фольклор несет другие положительные образы – трудолюбивая Золушка, расчетливый Кот в сапогах. Так через сказочные образы ребенок усваивает иерархию ценностей своего народа. Самое благоприятное для этого время – ранний дошкольный возраст. В это время подсознание детей лишено психологической защиты, открыто для метафор – крайне нежелательны в это время агрессивные мультфильмы и компьютерные игры.
- Психология. Метод сказкотерапии применяется для лечения детей, имеющих проблемы. Сочинение сказки вместе с мамой или психологом помогает ребенку осознать и преодолеть необоснованный страх, агрессивность, стеснительность, неуверенность в себе и т. д. Применяются различные типы сказок – в зависимости от психологической или терапевтической задачи.
Типы сказок
Тип | Область применения | Особенности |
Народные | Воспитание | Универсальные Формируют нравственные мотивы поведения |
Художественные (авторские) | Воспитание | |
Психокоррекционные | Лечение Сочиняются для конкретного ребенка | Помогают преодолеть агрессию |
Психотерапевтические | Корректируют фобии, негативные черты характера | |
Медитативные | Служат для отдыха и расслабления | Сюжет не содержит конфликта и борьбы |
Дидактические | Интерактивное обучение | Формируют новые навыки и умения |
Консультации
Консультация психотерапевта
Семейный психолог
Детские психологи, психотерапевты Нижнего Новгорода
Использование сказкотерапии в детском саду
Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищенно и уверенно.
Наибольшей популярностью метод сказкотерапии пользуется у педагогов дошкольных учреждений, поскольку помогает:
- воспитать, развить и обучить детей продуктивным навыкам взаимодействия с другими людьми, наладить взаимопонимание в детском коллективе,
- развить речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.
Сказкотерапия в детском саду занимает особенное место, поскольку именно дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
Сказкотерапия в логопедической работе с детьми
Если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения речи, требующие дополнительной работы с логопедом, то эффективно будет включение метода сказкотерапии в работу с таким малышом, поскольку сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
- развить познавательные способности;
- сформировать причинно—следственные связи;
- усвоить социальные нормы, принятые в обществе;
- развить речевую функцию в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры.
При этом важно учитывать речевой статус ребенка, степень выраженности нарушения речи, особенности сформированности психических функций и возраст ребенка.