ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЕЙ


Импрессивная афазия

Развитие сенсорной афазии связано с механическим повреждением в левой височной области, когда травмируется верхняя височная извилина левого полушария. Этот вид афазии характеризуется тем, что больной нормально слышит речь и звуки, однако не понимает, что именно ему говорят. По существу – он слышит лишь набор звуков. Представьте, что вы попали в круг иностранцев, чей язык вы не знаете.

Повреждается так называемый центр Вернике – гностическая зона речи. Поэтому можно сказать, что по существу сенсорная афазия является речевой агнозией: нарушается восприятие, однако органы, отвечающие за принятие сигналов здоровы. Больной не просто не понимает смысла сказанного, он может не понимать, что слышит речь.

Что это такое сенсорная афазия?

Под этим термином понимают нарушения, которые появляются в результате поражения мозговых центров и проводящих путей, отвечающих за речь. При такой проблеме человек начинает путать звуки, не может произнести названия предметов и так далее. Отличительная черта этого отклонения – человек говорит, но при этом не понимает родной язык. К характерным особенностям этой проблемы относят:

  1. Пациент слышит, что произносят люди, но не может интерпретировать эти звуки, поэтому слова кажутся ему бессмысленными, например, как иностранные или как обычный шум.
  2. Нарушение речи проявляется в бесконтрольном, обрывочном и бессвязном общении со стороны больного, причем смысла в его предложениях нет.
  3. Больной в поведении проявляет возбужденность и эмоциональность. Он сильно раздражается, когда видит, что его не понимают другие.
  4. Часто проблема сопровождается нарушениями зрения, а еще ограничивается подвижность лицевых мышц с правой стороны.

Нарушение речи – виды

Ученые выделяют несколько клинических форм этой патологии, которые определяются дополнительными симптомами, проявляющимися при присоединении дополнительных патологических очагов. Классификация нарушений речи:

  1. Сематическая афазия.
    Наблюдается нарушение опознавания логической взаимосвязи слов и предметов. В большей степени это относится к восприятию пространства.
  2. Акалькулия-афазия.
    Основной отличительный признак – человек не может считать. Что важно – другие формы речи в большинстве случаев не страдают.
  3. Сенсорно-моторная афазия. Происходит не только поражение слухового анализатора, но и артикуляционной функции. Больной не может правильно оценивать жестикуляцию при произношении слов, причем как у других людей, так и у себя. Человек не осознает наличие проблемы.
  4. Тотальная афазия.
    В этом случае наблюдается совмещение разных видов расстройств разговорной функции, например, возникают проблемы и с устной, и с письменной речью.

нарушение речи виды

Симптомы импрессивной афазии: общие и частные

Центральный симптом сенсорной афазии – это тотальная или парциальная утрата понимания обращённой к больному речи. При этом элементарный слух (способность слышать и различать звуки) остаётся сохранным. Но более сложный – речевой – слух распадается, больной воспринимает речь как поток нечленораздельных и случайных шумов.

Принято выделять два типа сенсорных афазий, каждую из которых мы подробно опишем:

  1. акустико-мнестическая афазия;
  2. акустико-гностическая афазия.

Алалия.ру

Реферат взят отсюда. Работа мне показалась очень интересной. Во-первых, порадовал объем: обычно на сайтах, как-то связанных с речевыми расстройствами, довольствуются лишь общими фразами, часто повторяющимися. Во-вторых, реферат студентки 5 курса, учащейся по специальности ЛОГОПЕДИЯ, предполагает анализ разной литературы на данную тему. Так что привожу работу полностью.

Сенсорная алалия

Никишина Ольга Николаевна

Алалия относится к разряду органических речевых нарушений центрального характера. В настоящее время термином «алалия» принято обозначать тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом доминантном полушарии головного мозга, наступившее еще до формирования речи, т. е. до 1-2 лет жизни ребенка

Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха, а также интеллекта.

Причины, вызывающие алалию, разнообразны. Большинство авторов указывает на воспалительные или травматические поражения головного мозга, на алиментарно-трофические обменные нарушения как во внутриутробном или природовом, так и в раннем периоде жизни ребенка (М.В. Богданов-Березовский, Н. Н. Трауготт, М. Б. Эйдинова).

Алалия не является простой задержкой развития речи. Динамическое изучение речи алалика обнаруживает своеобразие путей ее развития и специфические трудности, имеющие место на всех этапах этого развития, тогда как дети с запозданием речи, начав развиваться, в дальнейшем развиваются нормально и часто самостоятельно.

Наблюдаются различные степени тяжести алалии: от сравнительно легких нарушений, при которых речь начинает хотя медленно и искаженно, но самостоятельно развиваться с 3-4 лет, до тяжелых, когда ребенок не пользуется речью и в 10-12 лет. Позднее, притом при систематической специальной помощи, он овладевает неполноценной и бедной речью.

Различают две основные формы алалии: моторную и сенсорную.

Симптоматика сенсорной алалии

Один из сложных и еще недостаточно изученных вопросов логопедии — сенсорная алалия.

Причиной возникновения сенсорной алалии является корковое нарушение деятельности речеслухового анализатора при достаточно сохранном периферическом слухе и первично сохранном интеллекте. Непосредственными причинами могут быть травмы головы, перенесенный энцефалит.

Сенсорную алалию характеризует тяжелое недоразвитие восприятия речи, благодаря чему вторично недоразвивается и собственная речь ребенка.

Установление правильного диагноза в этих случаях осложнено прежде всего трудностью установления контакта с ребенком. Эта трудность резко возрастает в незнакомой для ребенка обстановке: он или возбуждается, стучит, кричит, или становится заторможенным, тогда как в привычной домашней обстановке он спокоен, наблюдателен, внимательно смотрит на окружающих, стараясь осмыслить их действия, много лепечет. Лепет может быть интонационно окрашен, в нем можно обнаружить обрывки услышанных слов, восклицаний, но они не имеют связи с ситуацией.

Для того чтобы привлечь внимание сенсорного алалика, обычно бывает недостаточно употребления звукового воздействия, необходимо попасть в поле его зрения, тронуть его, повернуть к себе его голову.

Первоначальное впечатление от сенсорного алалика заставляет думать или о ранней тяжелой тугоухости, или об умственной отсталости. Родители упорно настивают на том, что ребенок слышит, но не всегда одинаково. Последнее они склонны объяснять его упрямством, капризами.

Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышат, но не понимает обращенную речь, так как у него не развиваются слуховые дифференцировки в воспринимающем механизме речи.

Возникающие под влиянием звучащего слова возбуждения не передаются в другие анализаторы из-за недоразвития мозговых клеток, и вся сложная динамическая структура, связанная со словом, не возбуждается. При сенсорной алалии имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца речеслухового анализатора (в клетках верхневисочной извилины — петля Гешля), в которой происходит первичный анализ речевых звуков. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком, отмечаются несформированность акустико-гностических процессов, понижение способности к восприятию речевых звуков.

При отсутствии или недостаточности понимания речи прежде всего возникает вопрос о состоянии слуха человека. Как показали многократные специальные исследования, в подавляющем большинстве случаев дети с сенсорной алалией имеют некоторое незначительное снижение тонального (физического) слуха, но оно не столь серьезно, чтобы быть тормозом в развитии понимания речи.

Ю. А. Флоренская отмечала, что при сенсорной алалии (сенсорно-акустическом синдроме) имеется особое состояние акустической невозбудимости и истощаемости слуховой функции. Это приводит к неустойчивости слуховых реакций, трудностям образования слуховых дифференцировок, неполноценности слухового анализа и синтеза.

Проверка слуха у детей с сенсорной алалией очень трудна, при исследовании на специальной электроакустической аппаратуре обнаруживается слуховая неустойчивость: сигналы одинаковой частоты и громкости то воспринимаются, то не воспринимаются.

Особенности слухового внимания и восприятия при сенсорной алалии, их замедленность, неустойчивость, колебания (непостоянство слуховых реакций ребенка на звуковые раздражители) затрудняют правильную оценку состояния слуха. Реакция на звук прямо не зависит от его интенсивности. Отмечается нарушение произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается. Аудиометрические исследования бывают более убедительными, когда их проводят неоднократно и только после того, как ребенок свыкнется с ситуацией и правильно будет понимать задания.

Окончательный вывод о состоянии слуха ребенка делают только после сопоставления нескольких аудиограмм, взяв за предполагаемые показатели наиболее близкие совпадения данных 8-10 исследований.

При нормальном развитии понимание начинается с того, что происходит различение воспринимаемых слов, их узнавание, при этом вырабатываются нервные связи, благодаря которым разные звукосочетания связываются в слова. При сенсорной же алалии связь между словом и предметом (действием), который он обозначает, не формируется. Это явление исследователи называют замыкательной акупатией.

Нарушение понимания при сенсорной алалии существенно отличается от нарушения, вызванного снижением слуха. Наблюдения показывают, что обычно у слабослышащих бывает достаточно стабильный, устойчивый порог восприятия, ниже которого дифференциация звуковых сигналов становится невозможной. Сенсорное же нарушение отличается от сниженного слуха отсутствием четкого порога восприятия, у ребенка отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: сигналы одинаковой громкости то воспринимаются, то не воспринимаются. Это зависит от повышенной возбудимости или заторможенности ребенка, от его соматического и нервного состояния, от психической активности, особенностей окружающей среды, обстановки обследования, способов подачи сигналов и ряда других факторов. Иногда дети лучше воспринимают речь окружающих утром — после ночного сна рабочая функция коры мозга выше, а к вечеру по мере нарастающего утомления понимание речи ухудшается. В других случаях дети лучше воспринимают речь вечером, так как, видимо, утром еще продолжает действовать тормозной фон после ночного сна, а к вечеру, по мере тренировки, восприятие несколько улучшается, клетки мозга как бы включаются в рабочий ритм.

Увеличение громкости обращенной речи улучшает понимание слабослышащих детей и приводит к обратному эффекту у детей с сенсорной алалией. Сверхсильные раздражители вызывают запредельно охранительное торможение в коре головного мозга, и недоразвитые клетки впадают при этом в состояние функциональной блокады, повышается тормозной процесс, клетки выключаются из деятельности. Более тихую спокойную речь ребенок с сенсорной недостаточностью обычно воспринимает лучше, чем речь повышенной громкости, крик. Использование слуховых аппаратов улучшает восприятие слабослышащих и не приводит к улучшению восприятия при сенсорной алалии.

В отличие от слабослышащих дети с сенсорной алалией часто имеют гиперакузию — повышенную чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке, звук капающей воды, тихий скрип и т. д. Слабослышащие эти сигналы не воспринимают. Дети с сенсорной алалией воспринимают такие звуки обостренно, дают на них болезненную реакцию: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятныенеприятные ощущения

Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, без специального обучения, хотя повторение их является нестойким. Дети с нарушенным слухом в тяжелой степени самостоятельно обычно почерпнуть слова и фразы из окружающего не могут. Подражание звукам при сенсорной алалии непостоянно и во многом зависит от ситуации. Пассивный словарь ребенка неустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребенок называет предмет в любой ситуации, а узнает его название только избирательно в определенных условиях. У детей с нарушением слуха в результате специального обучения быстро устанавливается связь между словом и предметом и эта связь устойчивая.

Состояние голоса у слабослышащего и ребенка с сенсорной алалией различно. Так, у слабослышащих он лишен звучности, звонкости, громкости, речь их недостаточно интонирована, лишена эмоциональной выразительности. А у детей с сенсорной алалией голос нормальный, они продуцируют звуки и слова с нормальными модуляциями и интонациями.

Слабослышащие дети более контактны, чем дети с сенсорной алалией. Эти и некоторые другие признаки помогают педагогам правильнее квалифицировать имеющееся у детей нарушение. Правильное диагностирование обеспечивает выбор наиболее действенных методических средств в системе коррекционно-воспитательного воздействия.

Психолого-педагогические и речевые особенности детей с сенсорной алалией

В более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи и шумы неречевого характера, безразличен к любым речевым и неречевым звуковым раздражителям.

В других случаях ребенок понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания. Иногда понимание изолированных слов затрудняет ребенка больше, чем понимание смысла фразы.

Встречаются дети, которые относительно легко выполняют требуемое простое задание, но при этом не понимают слов инструкции вне конкретной ситуации, т. е. общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов. Фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается несформированным.

Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. В ряде случаев дети не понимают слегка усложненные задания, не отличают ошибочно сказанное от правильного варианта. Некоторые не понимают речь при изменении темпа высказывания, путают слова с однотипной акцентно-слоговой структурой, близкие по звучанию слова воспринимают как тождественные. Иногда дети просят повторить обращенную к ним речь и понимают только то, что проговаривается несколько раз, так как одноразовый раздражитель оказывается недостаточным для восприятия. При подкреплении слухового раздражителя процесс восприятия улучшается.

Отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания. Ребенок не сразу воспринимает звук, обращенную к нему речь, отвлекается внешними раздражителями и без них. Обращает на себя внимание замедленность слухового восприятия.

Иногда затруднено узнавание и знакомых слов. Встречаются дети, которые понимают только то, что могут проговорить сами, и понимают только после такого проговаривания. Проговаривание в момент восприятия приводит к улучшению понимания, видимо, потому, что оно подкрепляется кинестезиями от собственного произнесения. Часто дети смотрят в лицо говорящего. В этом случае понимание улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора — чтения с лица; включение в восприятие зрительного раздражения усиливает акустические впечатления.

У ребенка с сенсорной алалией отмечаются колебания слухового внимания и восприятия: трудности включения и концентрирования внимания,/ устойчивости и распределения его, повышенная отвлекаемость, истощаемость, прерывистость внимания.

Иногда ребенок понимает только одного человека — мать, педагога и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой. При этом реакция на звуки не зависит от громкости звучания.

У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажается и собственная речь. В тяжелых случаях у безречевого непонимающего ребенка отмечается двигательное беспокойство, имеются выраженные трудности поведения: ребенок играет, прыгает, кричит, стучит, хаотичен в деятельности. Но иногда такие дети бывают ласковыми, стеснительными, в какой-то мере осознающими свой дефект.

Дети пользуются для общения жестами, мимикой. Слушают музыку, избирательно относятся к мотивам. Тишина успокаивает детей, громкие же разговоры, крик раздражают. Они правильно реагируют на изменение интонации, не понимая при этом слов-обращений. Игру сопровождают модулированным лепетом. Постепенно лепет перерастает в активный словарь, но слова произносятся искаженно в звуковом и структурном отношении, понимание смысла слов затруднено.

При искажениях звуковой и слоговой структуры слов отмечаются многочисленные поиски, ребенок не уверен в своей речевой продукции, ищет адекватные кинестезии: слон — «сон», «вылон», «сылон», «салон» и т. д. Диффузное недифференцированное восприятие звуков приводит к недифференцированному проговариванию. Постепенно у ребенка вырабатывается осознание ошибок: «Нет, я не так сказал».

Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов — своеобразная логоррея, отмечаются персеверации услышанного или произнесенного слова и словосочетания; повторяются слова, воспринимаемые в данное время или воспринятые ранее — эхолалия. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется.

В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения, соскальзывания со звуков, разнообразные звуковые замены, искажения структуры слов. В большинстве случаев искажения и замены носят не фиксированный характер, при каждом новом воспроизведении ребенок допускает новый вариант искажения. Эквиваленты слов (звуковые комплексы) не всегда соотносятся с предметами. Искажения в экспрессивной речи обусловлены неполноценностью восприятия собственной речи и речи окружающих.

При наличии собственной речи дети с сенсорной алалией говорят легко, плавно, без напряжения, не задумываются при подборе слов о точном выражении мысли и о построении предложений, не замечают допущенных ими ошибок. Речевая продукция детей остается вне их собственного контроля, встречается неадекватность высказываемого, проговариваются слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишенные смысла. Отмечается фрагментарность речи, но это связано не с моторными затруднениями ребенка, а с малым объемом восприятия, с трудностями поиска правильного варианта высказывания.

Высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме, часто бывает трудно понять, о чем так горячо и интонированно он говорит. Проговаривание характеризуется как бы приблизительностью, выявляется обилие парафразий (замен), элизий (пропусков звуков, частей слова) персевераций, контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого слова). В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью. Грубо искаженная речь при сенсорной алалии не может ребенком использоваться как средство общения. Вне зависимости от степени нарушения понимания и собственной речи у ребенка с сенсорной алалией отмечаются нарушения личности; разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности такого ребенка.

Дети не могут длительно слушать, когда им читают или рассказывают. Не понимая содержания, они теряют интерес и перестают слушать. Новые слова и структуры ребенок осваивает медленно. К речи не критичен, в поведении хаотичен, действует часто импульсивно.

Коррекционная работа при сенсорной алалии

Основным принципом работы является последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка в их взаимосвязи. Работа оказывается результативной только при проведении врачом специфического лечения, нормализующего деятельность центральной нервной системы: стимулирующего созревание клеток коры головного мозга.

До начала работы целесообразно ознакомиться с условия ми жизни, быта ребенка, его окружением, близкими людьми, игрушками, это поможет выявить круг его интересов и возможностей, наметить пути контакта и определить программу предстоящей работы.

Работа начинается со строгой организации звукового и речевого режима ребенка, так как излишняя беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие понимания и самой речи. Детям предоставляют часы и дни отдыха, спокойствия, их ограждают от излишних обращений к ним окружающих. Постепенно уточняется состояние восприятия, понимания, после чего ведется целенаправленная работа по их развитию, расширению и углублению. Для привлечения внимания ребенка стараются попасть в поле его зрения, повернуть его к себе, взять за руку и т. д.

Основными задачами работы являются: пробуждение интереса к звукам окружающей жизни, к речевым звукам, развитие потребности, желания и возможности подражать им, дифференциации неречевых и речевых звуков.

Для развития направленного внимания и работоспособности используют различные пособия: вкладки, разрезные картинки (простые и усложненные), палочки (выкладывание узоров, геометрических фигур из счетных палочек), мозаика — и действия с ними: сортировка, классификация классификация раздаточного материала по цвету, форме, величине и т. д. Работа по восприятию звуков оказывается возможной только при достаточной организованности ребенка, концентрации его внимания, сформированности элементарных видов деятельности.

На фоне воспитания деятельности и контроля за ней проводится работа по направленному формированию речевой деятельности: развитие потребности общения, его мотивационной основы. Ребенка учат фиксировать внимание на речи, расширяют и уточняют фонематическое восприятие.

При достаточном развитии внимания, подражательности и работоспособности ребенка переходят к обучению различению ряда неорганизованных звуков разного характера, начиная с более яркого, сильно выраженного звучания, с выработки более грубых дифференцировок: звон монет в кошельке, стук карандашей в стакане, звук от соприкосновения металлических предметов и т. д. Постепенно переходят к различению и более тихих, менее интенсивных звуков, более близких между собой: шум сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке и т. д. То есть постепенно переходят к выработке более тонких акустических дифференцировок. Используются сигналы игрушек и инструментов. В работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стучания по столу, так как в этих случаях воспринимается не звучание, а колебание, вибрация по костной проводимости.

Постепенно звуковой, шумовой ряд усложняется и разнообразится, в него включаются новые звуки, сначала далекие и непохожие, затем все более близкие, требующие тонкой акустической работы. Так расширяется и упорядочивается поле слышимости ребенка. Параллельно с этой работой продолжается воспитательное воздействие, направленное на нормализацию поведения, работоспособности, деятельности ребенка: его учат правильно сидеть, смотреть, копировать, подчиняться неречевым инструкциям, учитывать реакцию (одобрения или неодобрения) педагога на выполнение им инструкций, доводить начатую работу до конца и т. д. Акустическое внимание и восприятие улучшаются по мере развития усидчивости, памяти, предметно-практической деятельности.

Каждый речевой звук, который ребенок начинает воспринимать, выделять, дифференцировать от неречевых, а затем и от других речевых звуков, связывается с предметом, картинкой, действием, с конкретной ситуацией, становится их обозначением. После дифференциации некоторого количества звуков переходят к различению слогов, опять-таки в связи с конкретным предметом или действием, и простых слов со строгой предметной соотнесенностью. Наиболее легкими являются сочетания двух гласных, гласной и согласной — уа, ау, ам, согласной и гласной в открытом слоге ма, па, на, та и др. Слова, которые ребенок учится различать первыми, должны быть далекими, не похожими ни по смыслу, ни по структуре, ни по звучанию. Каждое слово при его восприятии получает двигательное, зрительное или тактильное подкрепление.

По называнию ребенок показывает картинки, имитирует выполнение движений. Разучивается комплекс движений, которые ребенок постепенно привыкает выполнять сначала по заученному порядку при речевом сопровождении педагога, а позднее вразбивку по словесной инструкции: «Руки вверх, в стороны» и т. д.

На эмоционально-игровом фоне воспитывается интерес к звукам. По возможности раньше учат ребенка воспринимать словосочетания и фразы. Фраза понимается не сама по себе, а как часть более общего воздействия на нервную систему ребенка. Учитывается, что понимание фраз сначала только ситуационно, зависит от определенных деталей, поэтому и менять порядок слов, интонацию при проговаривании фраз не рекомендуется.

Постепенно уточняются слуховые и двигательные дифференцировки, воспитывается понимание и собственная речь ребенка. Первыми исчезают акустические неточности, позднее изживаются ошибки собственной речи. Формирование собственной речи становится возможным по мере развития фонематического восприятия, тонких акустических дифференцировок.

Основной акцент на протяжении всей работы делается на воспитании у ребенка сознательного анализа и синтеза речи.

От обобщений в работе идут с конкретизации: цвет — красный, синий; вкус — кислый, сладкий и т. д. Выработка четких акустических дифференцировок (слушай-покажи) обеспечивает понимание грамматических конструкций, преодоление отчуждения смысла слов, различение близких по звучанию. При поиске ребенком правильной звуко-слоговой структуры слова идет сличение слышимого звукосочетания с тем эталоном слова, который закреплен в упражнениях. Воспитывается внимание к речи окружающих, контроль за своей речью, критическое отношение к ней.

Слова и предложения закрепляются через их употребление ребенком в ходе создания соответствующих ситуаций общения. Используются различные тренировочные упражнения, направленные на совершенствование восприятия и дифференциацию звуков на слух и в собственном проговаривании.

Дети с сенсорной алалией способны к овладению грамотой, хотя чтение и письмо их оказываются нарушенными. Грамоте начинают обучать детей по возможности раньше.

На начальных этапах работы и в более тяжелых случаях эффект в работе достигается только в результате длительной систематической работы с ребенком, преимущественно индивидуальной, в других случаях возможно объединение детей в маленькие группы когда им уже нужна организация активной речевой практики. При коррекционной работе в условиях специализированного стационара частичная компенсация дефекта возникает быстрее.

Заключение

Алалия — одно из наиболее сложных речевых нарушений. В некоторой степени это связано с тем, что количество детей с таким нарушением относительно невелико, а его распознавание и дифференциальная диагностика с другими видами нарушений затруднены. Проблема сенсорной алалии на протяжении всей истории ее изучения вызывала острые дискуссии. С течением времени менялись требования к диагностике, понимание нарушения то сужалось, то неоправданно расширялось. Существование сенсорной алалии как самостоятельного нарушения и сейчас у отдельных исследователей вызывает сомнения, иногда полагают, что диагноз ставится без необходимых оснований.

Несмотря на многочисленные исследования, оно не является достаточно изученным. Достоверных статистических сведений о распространенности алалии нет. Успехи в изучении алалии в последние годы достигнуты благодаря использованию исследователями методологии комплексного синдромального подхода к анализу дефекта. Наиболее сложными дискуссионным является вопрос о механизмах алалии; сенсомоторные, психологические и языковые концепции по-разному его интерпретируют. Недоразвитие речи при алалии носит системный характер, отмечается несовершенство всех операций в процессе порождения речевого высказывания, хотя наблюдается многообразие вариантов проявления речевых и неречевых симптомов в структуре нарушения. Комплексная система работы при алалии направлена на создание механизмов речевой деятельности, формирование речи как средства коммуникации и развития психической деятельности в целом. Дальнейшее углубленное изучение алалии на основе клинических, психолингвистических, психолого-педагогических и других критериев позволит уточнить вопросы этиопатогенеза, дифференциальной диагностики, структуры дефекта при алалии и, как следствие этого, обеспечит оптимизацию коррекционно-логопедического воздействия.

Список литературы

1.Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. — М., 1951.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

3. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М., «Просвещение», 1973.

4.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.

5.Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1977.

Акустико-гностическая афазия и ее симптомы

При этом типе сенсорной афазии расстраивается слуховой гнозис ребёнка. Гнозисом называют процесс опознания стимула (в нашем случае – звукового) и отнесения его к какой-то категории или определению его смысла. Ребёнок с этой афазией неспособен установить различия между двумя фонетически схожими словами. Именно из-за этого происходит искажение понимания смысла предложений и даже отдельных слов. Разумеется, глубина дефекта может быть различной.

При тяжелых поражениях дефект достигает глубокой степени: обращённая речь вообще не понимается ребёнком или воспринимается как незнакомая – иностранная. Как правило, глубокие нарушения обнаруживаются при сильных сотрясениях, пришедшихся на область виска, но смещённых к затылку. Конкретно – нарушается целостность задней части левой височной извилины. Ввиду того, что отделы мозга, отвечающие за восприятие звуков, тесно связаны с разделами, отвечающими за иннервацию моторики речи, то страдает и произношение.

Нарушения в устной речи характеризуются подбором неправильных по смыслу слов, структурой словосочетаний и слов, а также появлением частых повторений в речи. Как и при моторной афазии, в речи таких больных ярко выражены парафазии (неожиданные звуки и слова в речи). Соответственно, это приводит к нарушениям и искажениям структуры предложений и слов, непониманию смысла. Вместе с тем, у больного существенно повышается речевая активность, он может становиться болтлив, иногда развивается логорея – бессмысленный и бессвязный поток слов.

Способность контролировать речь нарушена, нарушается и письменная, и устная речь. Крайне редко больные могут читать вслух, при этом, не замечая и не исправляя своих ошибок и абсолютно не понимая написанного. Во время чтения заметны следующие нарушения:

  • частые пропуски букв;
  • перестановки слогов и слов в предложении;
  • искажения смысловой части текста.

В письменной речи обнаруживаются контаминации – слитное написание двух рядом стоящих слов. Пишут больные под диктовку. При грубых нарушениях возможность писать утрачивается полностью. При лёгких поражениях искажается фонетическая компонента слов.

Речевые нарушения

Особенности детей с сенсорной алалией

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЕЙ.

Степени недоразвития речеслухового анализатора, как и речедвигательного, бывают различными, отсюда и многообразие проявлений недостатков понимания. Б более грубых случаях дети совсем не понимают обращенной к ним речи, относятся к ней как к шуму, не имеющему никакого смысла. Не реагирует даже на своё имя, не дифференцирует звуки речи и шумы неречевого характера.

В других же случаях дети понимают отдельные обиходные слова, но теряет их смысловые значения на фоне развернутого высказывания. Иногда понимания изолированных слов затрудняют ребёнка больше, чем понимания смысла, фразы. Улавливая в обращении к нему не все слова и их оттенки, ребёнок дает неправильную реакцию.

Встречаются дети, которые общий смысл фразы понимают легче, чем изолированные слова, то есть понимают некоторые слова только, в определенной ситуации и в определенном порядке (конструкции) в предложении. Таким образом большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Как мы, уже отмечали, дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Их затрудняет понимания смысла слов при изменении форм и порезка слов, не воспринимается ими смысл грамматических конструкций.

У детей с сенсорной алалией можно отметить трудности включения, переключение и распределение внимания. Иногда затруднено узнавание знакомых им уже слов. Встречаются дети, которые понимают только то, что могут проговорить сами, и понимают только после, такого проговаривания. Проговаривание в момент восприятия приводит к улучшению понимания, видимо потому что оно подкрепляется от собственного произнесения. Часто дети смотрят в лицо говорящего. В этом случае понимание улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора — чтения с лица.

На всех этапах развития ребёнка с сенсорной алалией и восприятия: трудности включения и концентрирование внимание, устойчивости и распределения его, истощаемость прерывистость внимания, повышенная отвлекаемость.

Ведущим дефектом для этой форме алалии является нарушение фонематического слуха (восприятие и различение фонем родного языка, проявляющееся в разной степени). Оно может обусловить полное неразличение речевых звуков, т.е. непонимания ребенка обращенной к нему речи, а в более легких случаях — затрудненное восприятие речевого материала на слух.

Недостаточность фонематического слуха может проявляться в том, что дети не различают слова близкие по звучанию, но разные по смыслу ( как уже отмечалось) . Например дочка — бочка, мышка- миска, рак- лак, не улавливают разницу в грамматических формах.

Некоторые ученые, в числе которых В.К. 0ружинская(1963), Н.И. Жилкин (1972) выделяет особую семантическую алалию. при которой сохранено восприятие речи, но нарушена его понимание.

Сенсорную алалию характеризует тяжелое недоразвитие восприятия и понимания речи, в результате чего вторично недоразвивается и собственная речь ребёнка. В тяжелых случаях у безречевого непонимающего ребёнка отмечается двигательные беспокойства, имеются определенные трудности в поведении : ребенок возбуждается, стучит, кричит, хаотичен в деятельности. Но иногда такие дети бывают ласковыми, стеснительными, спокойными, в какой — то мере осознающими свой дефект.

В общении дети очень часто используют жесты, мимику. Они очень хорошо реагируют на интонацию, не понимая при этом слов- обращении. Тишина успокаивает детей, громкие же разговоры, крик раздражает. В большинстве случаев игровую деятельность дети сопровождают модулированным лепетом. Лепет может быть интонационно-окрашен, в нем можно обнаружить обрывки услышанных слов, восклицаний, но они не имеют связи с ситуацией. Постепенно лепет перерастает в активный словарь, но слова, нужно отметить, произносятся искаженно в звуковом и структурном отношении, понимания смысла слов также затруднено

Как реакция на речевую окружение у ребёнка с сенсорной алалией появляются обрывки слов, эмоциональные восклицания, которые прямо не связаны с ситуацией, а лишь свидетельствующие о его речевой активности. Постепенно ребёнок прислушиваться к окружающим звукам, осмысливать некоторые из них, соотносить с определенными предметами и явлениями окружающей жизни, в результате чего у ребёнка постепенно появляется ситуационная более устойчивое понимание и употребление отдельных слов и простых словосочетаний. Значение слов, проговариваемых ребенком не устойчиво. Наличие слов в активном словаре превышает пассивный словарь.

Для ребёнка с сенсорной недотаточностью характерно то, что он зачастую неуверен в своей речевой продукции, ищет адекватные липестезии :»слон- сон» , «высон»; » сылон»; «салон» и т.д. Все это приводит к ошибочному проговариванию. Постепенно у ребёнка появляется осознание ошибок: » нет я не так сказал».

Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов — своеобразная логоррея. У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии — автоматического повторения чужих слов. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает , отражая как эхо слов и словосочетания. Очень часто на вопрос заданный ребенку взрослым, ребенок повторяет сам вопрос. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется, бесследно исчезает, в результате чего попытка вызвать повторное произнесение оказывается безрезультатной. Это и позволяет очень часто родителям утверждать, что ребёнок не говорит из упрямства.

Иногда появление слова у ребенка бывает связано с эмоцией, которую у него вызывает увиденный предмет или та или иная жизнная ситуация ( «бей- бей!» — кричит четырехлетний сенсорный алалик, получив красивый мяч. » Колбаса, сметана ! » — восклицает десятилетний безречевой сенсорный алалик, увидев на столе свои любимые кушанья).

В спокойной обстановке ребёнок часто эхолалически повторяет отдельные слова, выражения, кем — либо произнесенные. Ребёнок в большинстве случаев хорошо передает интонацию услышанного и даже его звуковое оформление. Несмотря на это в словах отмечается много-численные ошибки, искажения, замены звуков. В ряде случаев искажения, замены звуков носят не фиксированный характер, поэтому ребенок при каждом новом восприятие допускает новый вариант искажения. Искажения в зкспресивной речи обусловлены нарушениями восприятия собственной речи и речи окружающих.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод:

В ЦЕЛОМ РЕЧЬ РЕБЕНКА С СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЕЙ МОЖЕТ БЫТЬ ОХАРАКТЕРИЗОВАНА КАК ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ, К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СВОЕЙ РЕЧЬЮ.

Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко Чаще в практике специальных дошкольных и школьных учреждений встречаются дети с сенсорной- акустической неполноценностью как вторичным проявлением какой — либо другой речевой патологией. Например: при дислалии, ринолалии, дизартрии, когда первичным является нарушение звуковой системы (фонетическая недостаточность ). Из-за первично н нарушенной экспрессивной речи оказывается недостаточно развитым и пониманием, снижается уровень акустического внимания, восприятия и понимания. Это связано с тем, что моторные речевые дифференцировки не развивалась в должной степени , препятствуют нормальному возникновению липестезии , которые ,как отмечал И.П. Павлов, являются основой второй сигнальной системой — речи ,так как именно они способствуют переходу всех неосознанных движений в план осознанных, приводящих к навыку правильной речи.

Недостаточности при моторной алалии приводит к некоторому снижению понимания вторичного характера и поэтому в большинстве случаев встречается не чистая форма алалией и смешанная /- моторная алалия с сенсорным компонентом или как ее называют сенсорномоторная алалия. Снижение понимания может быть повторным нарушением, общим для которых является неполноценность экспрессивной речи. Первичная сенсорная недостаточность отмечается при сенсорной алалией и сенсорной афазии, хотя ,как отмечают большинство ученых, разграничивать деятельность речедвигательного и речеслухового анализаторов нельзя, поэтому и отмечаются случаи комбинированных, а не чистых форм нарушений. Плановое наблюдение за состоянием неречевой и речевой деятельности ребенка и специальное тщательное обследование помогают уточнить природу и характер дефекта, установить ведущую неполноценность ( моторной или сенсорной сферы) в структуре дефекта и определить адекватные пути коррекционно- воспитательного воздействия.

Акустико-мнестическая афазия и ее симптомы

Эта форма развивается при нарушении целостности коры средних отделов левой височной области. Травмирующее воздействие оказывается непосредственно в область виска, вероятно – легко проникающее ранение. При этой форме основной дефект обнаруживается в нарушениях памяти: больной начинает забывать названия предметов. Посему очевидно, что основное проявление – это огромное количество парафазий в речи и серьёзные трудности при попытках назвать какую-либо вещь. Важно, что подсказки больному не помогают – даже если ему остаётся назвать последний слог слова.

При этой форме афазии более-менее сохранным остаётся понимание речи. Несильно распадается и фонетическо-смысловой состав слов, поэтому многим больным доступна письменная речь.

Консультация на тему «Алалия и ее виды»

Анна Владимировна Фоминцева

Консультация на тему «Алалия и ее виды»

Алалия – грубое недоразвитие речи или её полное отсутствие, вызванное органическими поражениями речевых центров в коре головного мозга, которые могли произойти внутриутробно или в течение первых трех лет жизни ребенка.

При алалии отмечается (если есть речь):

-низкий словарный запас

— позднее проявление речевых реакций

— нарушение слоговой структуры

— звукопроизношения и фонематических процессов

— аграмматизмы

Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает терапии:

— фонетико-фонематических процессов

— связной речи

— развитие лексико-грамматических

— психических функций

— медикаментозную терапию

За годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии, зависящих от степени недоразвития речи и проявлений недуга. Сегодня в логопедии применяется классификация алалии по В. А. Ковшикову, по которой выделяются три типа алалии:

— моторную алалию

-сенсорную алалию

— смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

При моторной алалии

имеют место характерные речевые и неречевые (неврологические, психологические) проявления. В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В таком случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи сохраняется. Неврологическая симптоматика при моторной алалии проявляется, прежде всего, двигательными расстройствами: слабым развитием моторики пальцев рук, недостаточной координированностью движений, неловкостью. Наблюдаются трудности с выполнением мелкомоторных операций (складыванием пазлов, мозаики и т. п.) и с овладением навыками самообслуживания (зашнуровыванием обуви, застегиванием пуговиц и т. п.). Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения эмоционально-волевой сферы, памяти (особенно слухоречевой, восприятия и внимания. По мере развития речи такого ребенка, интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются. Словарный запас детей при моторной алалии существенно отстает от возрастной нормы. Новые слова тяжело усваиваются, в активном словаре имеются преимущественно обиходные термины. Маленький словарный запас обусловливает неточное понимание значений слов, замены их по звуковому и семантическому сходству, неуместное употребление слов. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Сенсорная алалия

возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих. Недоразвитость фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к нарушению соотнесения слышимого или произносимого слова с тем или иным явлением или предметом и неразличению слов-паронимов.

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к нарушениям поведения, вторичным нарушениям личности, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, проблемами концентрации внимания, неустойчивостью памяти и слухового восприятия. У детей с сенсорной алалией может отмечаться хаотичность поведения — импульсивность или, напротив, инертность, замкнутость. В чистом виде сенсорная алалия наблюдается редко, обчаще

встречается смешанная сенсомоторная алалия

что указывает на функциональную неразрывность речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, отоларинголога, логопеда, детского психолога. Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в коррекционных центрах, специализированных ДОУ, санаториях и стационарах. Работа над речью ведется при помощи физиотерапии (транскраниальной электростимуляции, электрофореза, лазеротерапии, ДМВ, магнитотерапии, ИРТ, водолечения, электропунктуры и др.) и медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур. При алалии важно работать над развитием психических функций (внимания, мышления, памяти, представлений, общей и ручной моторики.

Семантическая афазия

Может развиваться как следствие травмы височно-теменно-затылочной области левого полушария. Основной признак семантической афазии – это трудности в понимании сложных логическо-грамматических связей. Наиболее ярко это нарушение обнаруживается при необходимости установить пространственные отношения предметов.

Например, если попросить больного нарисовать квадрат в круге, который касается вершины треугольника – он этого не сможет сделать. Да и простые инструкции, вроде линии над кругом могут быть недоступны больному.

Страдает и восприятие временных и сравнительных понятий: больше и меньше, перед и после. Обнаруживает себя и выпадение из памяти различных слов. Но в отличии от акустико-мнестической афазии подсказка в виде первого слога как правило помогает припомнить всё слово.

Сенсорные нарушения речи

Основными видами являются сенсорная и акустико-мнестическая афазия.

Сенсорная афазия.

Характеризуется распадом звуковой и смысловой сторон речи. Первое проявляется в трудностях произношения и различения звуков речи, нарушении звукового анализа слова, распаде письма. Это выражается в заменах нужного слова, неспособности больного назвать звуки, из которых состоит то или иное слово, буквенных заменах в письме. Страдание смысловой стороны выступает в виде нарушения понимания смысла слов – «отчуждения» смысла слов (из-за утраты связи между словом и его значением больной бывает не в состоянии показать названный предмет, часть своего лица и т.д.).

В основе сенсорной афазии лежит нарушение фонематического слуха, обеспечивающего процесс анализа и синтеза речевых звуков. Возникает при поражении верхних отделов левой височной доли (у правшей).

Акустико-мнестическая афазия.

Характеризуется трудностями удержания ряда речевых элементов (звуков, слогов, слов, коротких фраз) и забыванием названий предметов (при этом, как правило, подсказка не помогает припоминанию нужного слова). Наблюдается при поражении средних отделов височной доли левого полушария мозга (у правшей).

Градации.

  1. Умеренные сенсорные нарушения речи

Основные признаки:

  • Трудности подбора слов, бедность речи существительными, преобладанием в ней глаголов и междометий;
  • Замена нужных слов близкими по звучанию (литеральная парафазия) или по смыслу (вербальная парафазия);
  • Снижение понимания обращенной речи в виде «отчуждения» смысла слов в сенсибилизированных условиях (когда больного просят показать не один, а несколько предметов, частей тела и т.д. в определенном порядке) и трудности понимания сложных инструкций;
  • Отдельные амнестичекие западения при назывании предметов;
  • Отдельные ошибки в письме и чтении;
  • Снижение слухо-речевой памяти.
  1. Грубые сенсорные нарушения речи

Основные признаки:

  • практически полное отсутствие понимания обращенной речи;
  • выраженная неразборчивость речи и превращение ее в «словесный салат» из-за большого количества парафазий;
  • распад письма и чтения;
  • повышение речевой активности, логоррея;
  • полный распад слухо-речевой памяти.

Моторные нарушения речи.

Расстройства возможности артикулировать слова и пользоваться речью.

Основными видами являются афферентная и эфферентная моторная афазия.

Афферентная моторная афазия.

Нарушения произношения речевых звуков, в основе которых лежит дефект кинестетического компонента организации движений речевого аппарата. Он выражается в неспособности больного найти положение губ и языка, необходимое для артикуляции соответствующих звуков речи. От дизартрии эти нарушения отличаются отсутствием характерной для дизартрии смазанности и монотонности речи, а также способностью четкого произношения речевых звуков.

Наблюдается при поражении нижних отделов постцентральной области левого полушария мозга (у правшей).

Эфферентная моторная афазия.

Нарушение кинетики речи, в основе которого лежит изменение кинетического компонента организации движений речевого аппарата. Проявляется в трудностях перехода от одной артикуляции к другой, которые приводят к патологической инертности раз возникшей артикулемы. Речь больного теряет плавность, в ней появляется персеверации. По описанному типу страдает письмо.

Наблюдается при поражении нижних отделов премоторной области левого полушария мозга (у правшей).

Градации.

  1. умеренные моторные нарушения речи

основные признаки:

  • поиск нужного положения артикулярного аппарата при попытках произнесения трудных слов;
  • замены близких по артикуляции звуков в словах (это отличает их от умеренных сенсорных нарушений, при которых больные смешивают близкие по звучанию звуки);
  • отдельные персеверации в речи, утрата ее плавности («телеграфный стиль»);
  • буквенные замены и отдельные персеверации в письме.
  • грубые моторные нарушения речи
  • · полная неспособность находить нужные для артикуляции звуков положения исполнительного речевого аппарата;

    · превращение речи в персеваторное повторение одного звука, слога, слова;

    · резкое снижение речевой активности;

    · распад письма и чтения.

    Амнестическая афазия.

    Характеризуется забыванием названий предметов. От акустико-мнестической афазии отличается тем, что подсказка, как правило, помогает припоминанию нужного слова.

    Наблюдается при поражении стыка левой теменно-затылочной области, однако может встречаться и при других локализациях повреждения мозга.

    Градации.

  1. Умеренная амнестическая афазия

Основной признак – отдельные амнестичекие западения, преимущественно касающихся низкочастотных, малоупотребляемых слов.

  1. Грубая амнестическая афазия

Основной признак – выраженные амнестические западения, которые могут относиться и к частым употребимым, простым словам. Замены названий развернутым описанием предметов.

Тотальная афазия.

Основной признак – максимальная выраженность сенсорных и моторных нарушений, при которой больной лишается способности понимать обращенную к нему речь и говорить.

Афазии у детей

Как мы уже говорили, между центрами, отвечающими за моторику речи, и центрами восприятия существует тесная связь. Поэтому в детском возрасте афазии трудно отнести к конкретной категории, в связи с чем говорят о смешанных афазиях, где выражены и сенсорные и моторные симптомы расстройства. При сенсорной афазии наблюдаются искажения моторики речи, при моторной – сенсорики. Поэтому диагноз ставится на основании того, какие именно нарушения носят доминирующий характер.

В тоже время диагностика афазий у детей представляет трудную задачу: симптомы заболевания клинически неоднородны и по-разному проявляются на разных этапах болезни.

Будь здоров!

Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов.

Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Общие сведения

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Причины алалии

В основе алалии лежит органическое поражение речевых центров коры головного мозга, произошедшее во внутриутробном периоде или после рождения до формирования у ребенка связной речи. Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза:

  1. Антенатальный период. К повреждению речевых зон могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сер­дечная или легочная недостаточность).
  2. Интранатальный период. Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.
  3. Постнатальный период. Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, дефицит речевых контактов, синдром госпитализма) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Патогенез

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Классификация

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • Экспрессивную (моторную) алалию. В основе ее возникновения алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.
  • Импрессивную (сенсорную) алалию. Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.
  • Смешанную алалию (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

Симптомы моторной алалии

Неврологический статус

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Психологический статус

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

Речевой статус

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Симптомы сенсорной алалии

Речевой статус

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Психологический статус

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Диагностика

Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.

  1. Неврологическое обследование. Необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и др. исследований слуховой функции. Нейропсихологическое обследование включает диагностику слухоречевой памяти.
  2. Логопедическое обследование. Начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с ЗРР, дизартрией, тугоухостью, аутизмом, олигофренией.

Коррекция алалии

Общее лечение

Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

Коррекция моторной алалии

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка ведется работа над:

  • стимуляцией речевой активности;
  • формированием активного и пассивного словаря;
  • фразовой речью;
  • грамматическим оформлением высказывания;
  • развитием связной речи;
  • звукопроизношением.

В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

Коррекция сенсорной алалии

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть:

  • различением неречевых и речевых звуков;
  • дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями;
  • пониманием фраз и речевых инструкций;
  • грамматическим строем речи.

По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка. При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Прогноз и профилактика

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомоторной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: