Дети с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства


СЕНСОРНЫЙ

(от лат. sensus — ощущение, чувство) — относящийся к чувственному уровню отражения (см. ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ). Напр., С. событие, С. эффект — термины, весьма близкие по смыслу к ощущению; С. информация — информация, поступающая из сенсорной системы, С. ряд — ряд изменяющихся по величине ощущений и т. д. См. также СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ, Сенсорные эталоны, Сенсорный регистр, Сенсорный шум. (И. Г. Скотникова.)

Источник: Большой психологический словарь на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. сенсорный — СЕНСОРНЫЙ, ая, ое (спец.). Относящийся к чувственному восприятию, ощущениям. Толковый словарь Ожегова
  2. сенсорный — Сенсорный, сенсорная, сенсорное, сенсорные, сенсорного, сенсорной, сенсорного, сенсорных, сенсорному, сенсорной, сенсорному, сенсорным, сенсорный, сенсорную, сенсорное, сенсорные, сенсорного, сенсорную, сенсорное, сенсорных, сенсорным, сенсорной… Грамматический словарь Зализняка
  3. СЕНСОРНЫЙ — СЕНСОРНЫЙ (от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям; напр., физиологию органов чувств называют сенсорной физиологией. Большой энциклопедический словарь
  4. сенсорный — СЕНСОРНЫЙ [сэ] и [се], -ая, -ое. [лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение] 1. Биол. Относящийся к ощущениям; связанный с чувствами и органами чувств. С-ая реакция человека. С-ая физиология (физиология органов чувств). Толковый словарь Кузнецова
  5. сенсорный — орф. I сенсорный (тех.) II сенсорный (мед.) Орфографический словарь Лопатина
  6. сенсорный — -ая, -ое. спец. Чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям. [От лат. sensus — чувство, ощущение] Малый академический словарь
  7. сенсорный — СЕНС’ОРНЫЙ [сэ], сенсорная, сенсорное (от латин sensus — чувство) (псих., физиол.). Чувствующий; ант. моторный2. Толковый словарь Ушакова
  8. сенсорный — сенсорный I сенсорный прил. Связанный с устройствами, основанными на повышенной чувствительности к внешнему воздействию. II сенсорный прил. Связанный с чувствами, с органами чувств. Толковый словарь Ефремовой
  9. сенсорный — 1. сенсо́р/н/ый (мед.). 2. се́нсор/н/ый (тех.). Морфемно-орфографический словарь
  10. сенсорный — [сэ], сенсорная, сенсорное [от латин sensus – чувство]. 1. Чувствующий; противоп. моторный (псих., физиол.). 2. Реагирующий на прикосновение (о приборе) (тех.). Большой словарь иностранных слов
  11. сенсорный — прил., кол-во синонимов: 3 воспринимающий 37 чувствительный 68 чувствующий 27 Словарь синонимов русского языка
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

© 2005—2020 Gufo.me

Сенсорные признаки результата.

Что, заполнение вышеприведенного общего модуля здорово «прочистило вам мозги» в деле обретения здоровья и вы наконец-то смогли «расписать» фрейм результата? Ну так прекрасно. Но как ни странно, до полного и подлинного формулирования здоровья как результата вы еще НЕ ДОШЛИ.

Потому что вы плохо (или недостаточно) проработали вопрос о признаках здоровья.

Что вы, интересно, там написали? Давление 120 на 70? Но ведь правополушарное бессознательное не понимает вашего левололушарного языка. Объяснить ему что-то можно только в терминах образов и ощущений. Каковые вы и будете сейчас создавать, пользуясь рекомендациями одного из моих учителей — М. Аткинсон, директора Канадского института НЛП (кстати, именно от этого института я и получил свой первый сертификат Мастера искусства нейролингвистического программирования). Источник этих рекомендаций — материалы семинара «Нейролингвистическое программирование в работе с семьями» ЦПП «Катарсис».

Для начала используем еще один фрейм НЛП: «как если бы…», который позволит вам перейти из надоевшей «карты» болезни в желанную «карту» здоровья. Чтобы использовать эту технику фрейма «как если бы»,

вам нужно просто отвечать на вопросы, мечтая и фантазируя, т.е. сняв цензуру вашего сознания. Так, как если бы вы уже обладали всем тем, чего желаете — абсолютным здоровьем.

Давайте предположим, что вы уже здоровы. Опишите себя!

Если бы вы могли мгновенно стать здоровым, то каким бы вы были?

Сделайте вид, что вы у о/се здоровы, и расскажите о своих ощущениях.

Предположим только на минуту, что вы действительно могли бы вылечиться. Опишите, в какой последовательности это происходило бы.

Если бы вы могли изменить любую часть своего состояния, то что бы вы изменили в первую очередь?

Каким бы вы были, если бы были абсолютно здоровым?

Если бы вы были здоровым, то что было бы и что бы вы делали?

Если бы вы знали основную причину, поддерживающую вашу болезнь, чем бы это могло быть?

Если бы вы могли владеть нужной информацией по излечению, то какой бы она была?

Предположим на минуту, что вы знаете, что надо делать в первую очередь. Что бы вы стали делать для своего исцеления?

Предложенные вопросы нужны не столько для того, чтобы «раскрутить» тему вашей болезни, сколько для того, чтобы перевести ее в план конкретных признаков здоровья, понятных вашему бессознательному.

Теперь попробуйте воспользоваться техникой описания модели НС —> ЖС.

Начните
с настоящего состояния, то есть с вашей болезни, для чего ответьте на следующие вопросы (по М. Аткинсон).
1. Как вы себя ощущаете внутри, когда вы находитесь в этом состоянии?

2. Присутствует ли у вас какое-либо внешнее осознание своего тела?

3. Где вы ощущаете свое дыхание, и насколько оно у вас частое?

4. Присутствует ли какой-либо внутренний диалог?

5. Насколько хорошо вы слышите то, что происходит вокруг вас?

6. Как для вас звучит ваш собственный голос?

7. Можете ли вы ясно видеть, что происходит вокруг вас?

8. Видите ли вы что-нибудь внутри (какие-либо картинки) ?

Далее проделайте то же самое для желаемого состояния.

1. Как вы будете ощущать себя внутри, когда будете находиться в состоянии здоровья?

2. Будет ли присутствовать у вас какое-либо внешнее осознание своего тела?

3. Где вы будете ощущать свое дыхание, и насколько оно у вас будет частое?

4. Будет ли присутствовать какой-либо внутренний диалог?

5. Насколько хорошо вы будете слышать то, что будет происходить вокруг вас?

6. Как для вас будет звучать ваш собственный голос?

7. Будете ли вы ясно видеть, что будет происходить вокруг вас?

8. Будете ли вы видеть что-нибудь внутри (какие-либо картинки) ?

Далее давайте вспомним о VAKD — о том, что любую информацию наш мозг кодирует в виде образов-картинок (V), звуков и слов (А), ощущений и чувств (К), а также умственных схем (D). Которые, в свою очередь (простите, что я об этом не говорил раньше), могут быть внешними (т.е. находится вне пределов вашего тела) и внутренними (т.е. пребывать в его пределах). И сделаем специальную технику сравнения настоящего и э/селаемого состояния,

дабы точно сообщить своему бессознательному, чего мы хотим и к чему стремимся.

В идеале у вас должны получиться две «описи» вашего состояния, выглядящие, например, таким образом (см. таблицу)

Теперь вы поняли, что от вас требуется? Да-да, именно это. Четкое и недвусмысленное описание: и того, что вы имеете, и того, чего вы хотите. На языке, который вполне понятен вашему мозгу. И если вы действительно создадите такую вот опись, останется сделать не столь уж и многое. Найти ресурсы,

соответствующие всему тому, что нужно для перевода НС в ЖС (только не говорите мне, что их у вас нет, — на самом деле в вашей бессознательной памяти их куда больше, чем нужно: ведь с помощью НЛП вы можете ввести в ваше больное настоящее любое состояние из вашего здорового прошлого). И
применить
соответствующую
технику
нейролингвистического программирования — например, якорения, взмаха или субмодальностного редактирования, о которых вы прочитаете в следующих главах.

Кстати, если хотите, то дополните образ желаемого состояния.

Например, опишите позу, характер дыхания, направление взгляда, жесты и

характерные слова, в которых будет выражаться это самое ЖС. А теперь войдите в это состояние, т.е. примите соответствующие позу, характер дыхания и направление взгляда. Сделайте несколько раз новые, выбранные вами жесты, сопровождая их характерными словами. Сделали? Тогда знайте, что вы еще больше усилили позитивное воздействие хорошо сформулированного результата.

Настоящее состояниеЖелаемое состояние
Визуальные составляющиеВнутренние: образ себя на больничной койкеВнутренние: образ себя, легко и непринужденно играющего в волейбол
Внешние: чернота и рябь в глазах, когда смотрю на окружающие предметыВнешние: ясность восприятия, четко и ярко вижу окружающее
Аудиальные составляющиеВнутренние: визгливый голос: «Ты все равно умрешь!»Внутренние: энергичный голос: «Ты выздоровеешь и поймешь, что жизнь прекрасна!»
Внешние: частичная глухота и звон в ушахВнешние: острота слуха — как в детстве
Кинестетические составляющиеВнутренние: ощущение тяжести в груди и «буханье» сердцаВнутренние: легкость в груди и ровная и ритмичная работа сердца
Внешние: что вокруг как будто поднялась температура и стало очень жаркоВнешние: ощущение прохлады

Здесь можно также порекомендовать вам (как это описывалось в материалах одного из раннихсеминаров по НЛП ИГИСП, автор мне неизвестен) определить и представить вашу оптимальную будущую «сущность»,

где основными «линиями» будут:

баланс

между физическим, эмоциональным, ментальным и духовным (НС и ЖС),

самоценность

— качество, которое вы придаете себе (НС и ЖС),

самоуважение

— любовь и уважение, которые вы испытываете к себе (НС и ЖС),

конгруэнтность

— ясное представление о намерении: о том, чего вы хотите (НС и ЖС).

Делая это определение и представление, старайтесь помнить, что, согласно нейролингвистическому программированию, вы абсолютно свободны:

• видеть и слышать то, что есть, вместо того, что должно быть, было или будет;

• говорить, что вы чувствуете и думаете, вместо того, чтобы говорить о том, что вам следовало бы чувствовать и думать;

• чувствовать то, что вы чувствуете, вместо того, чтобы чувствовать то, что вы должны чувствовать;

• просить того, чего вы хотите, вместо того, чтобы ждать разрешения;

• рисковать на свою ответственность вместо того, чтобы бояться «раскачать лодку».

А напоследок, генерируйте множественные описания оптимальной «сущности» вашего «Я»

— так, как советует это делать специалисты по НЛП.

Кинестетически

— физиология — скульптура — поза/дыхание — эмоциональное качество (внутренние признаки телесных ощущений), т.е. то, как вы себя будете чувствовать и ощущать.

Аудиально

— тональное представление — звук или ритм/темп/мелодия — вербально-ключевые прилагательные (как вы будете «звучать» и что говорить).

Визуально

— «рисунок» оптимальной «сущности» (как вы будете выглядеть).

Упражнение 21.

Создайте фрейм результат для нескольких целей вашей жизни. Не беритесь сразу за крупные цели — для освоения данного фрейма необходимы именно небольшие цели (крупные вам все равно придется разбивать на подцели). Разобравшись с семью шагами фрейма результата, создайте его для собственного здоровья.

Упражнение 22.

Тщательно сконструируйте и проработайте образ желаемого будущего — вашего здоровья,—одновременно определив не менее трех способов, с

помощью которых можно прийти в это самое желаемое будущее.

Упражнение 23.

Письменно ответьте на все доступные вам для ответа вопросы общего модуля развития. Перейдя к его последнему пункту («сделайте это в действительности»), немедленно совершите первые три шага в направлении к собственному здоровью — три «всплывших» действия, какими бы незначительными они вам не казались (например, совершите прогулку, съешьте витаминку, сделайте зарядкуит.д.).

Упражнение 24.

->Не пожалев ни сил, ни времени, заполните схему сравнения настоящего и желаемого состояния. Создайте полное описание VAKD этих состояний как внутренних, так и внешних. • И сделайте все необходимые дополнения к образу желаемого состояния — вашей новой оптимальной сущности.

Сенсорные и двигательные нарушения у детей

Недоразвитие у детей органов зрения или слуха приводят к невозможности полноценно получать информацию, вследствие чего малыш отстает в психическом развитии. Выраженность подобного рода отставания в большой степени зависит от времени возникновения и тяжести сенсорных дефектов, а также от момента начала коррекционной работы.

Отставание в умственном развитии детей с патологиями слуха обусловлено нарушением развития речи. В свою очередь отставание в развитии речи прямо пропорционально степени снижения слуха и времени возникновения данного дефекта.

Ввиду отсутствия ранней своевременной коррекционной работы происходит вторичная задержка психики детей, так как недоразвитие речи приводит к недостаточности абстрактно-логического мышления.

Нарушения слуха у детей

Дети с нарушениями слуха могут быть:

  • С нормальным интеллектом
  • С умственной отсталостью
  • С вторичной задержкой развития

Неравномерное развитие интеллекта также обуславливается и причинами нарушения слуха. При определенных наследственных формах патологий слуха у ребенка могут отсутствовать другие первичные отклонения в психической сфере. Умственное развитие таких детей может быть абсолютно нормальным при условии своевременно начатой коррекционной работы.

Ситуация обстоит куда менее оптимистично в случаях наследственных патологий слуха, сопровождающихся нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и другими соматическими отклонениями.

Когда причиной патологии слуха стала родовая травма, менингоэнцефалит, гемолитическая болезнь новорожденных и пр., как правило, имеют место и другие психопатологические синдромы, нередко в паре с двигательными расстройствами.

Во многих случаях дети с нарушениями слуха тяжело поддаются социальной адаптации в связи с поведенческими и эмоциональными расстройствами, формирующимися как вторичные, за счет социальной и сенсорной депривации в неадекватных условиях воспитания ребенка. Крайне негативно на психике сказываются прогрессирующие расстройства слуха.

У слабовидящих и слепых детей отмечается слабое абстрактное мышление, ограниченность представления об окружающем мире, неточное предметное соотношение значения слов. Патологии зрения зачастую тормозят двигательные навыки, наблюдается общая медлительность. Явно выражена малая психическая активность, медлительность, повышенная истощаемость у детей с органическими поражениями НС.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: