Сенсорная интеграция: как распознать нарушения сенсорной интеграции и как подобрать терапию?


Значение сенсорной интеграции для правильного развития ребенка

Нервную систему можно сравнить с электрической цепью. Чтобы она функционировала правильно, необходима качественная работа всех ее участков. Если какое-то звено не выдерживает напряжения, либо оказывает повышенное сопротивление, может случиться «замыкание». Этот простой пример помогает понять работу нервной системы.

Головной мозг каждую секунду получает сигналы из внешней среды и от внутренних органов. Причем работать он начинает еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери. После появления малыша на свет его деятельность усиливается.

Если ребенок здоров, то он начинает познавать мир через сенсорное восприятие. В этом ему помогают руки. Он ощупывает предметы, пытается «попробовать мир на вкус». В такой ситуации проблем с развитием моторики и речи не возникает.

Если мозг или его ответвления были повреждены, например, из-за кислородного голодания плода, то обработка сенсорной информации будет происходить с нарушениями. Аналогичная ситуация наблюдается тогда, когда ребенок воспитывается в плохих условиях, когда он лишен возможности удовлетворять свои основные психофизиологические и социальные потребности.

Правильная сенсорная интеграция важна для здоровья, для формирования умственных способностей, овладения навыками общения, бытовыми умениями.

Комментирует Светлана Каширина, специалист по сенсорной интеграции:

Всю информацию человек получает благодаря органам чувств. В возрасте до 7 лет у ребенка формируется и совершенствуется сенсорная интеграция. Благодаря ее развитию он осваивает навыки правильного поведения, учится реагировать на внешние события, получает необходимые ему знания.

Сенсорная интеграция представляет собой процесс передачи сенсорных сигналов. Это позволяет головному мозгу контролировать реакции тела, эмоции и поведение.

При дисфункции сенсорной интеграции сигналы, поступающие к головному мозгу из разных источников, не трансформируются в адекватный ответ. Ребенок не дает нормальной поведенческой реакции. Некоторые дети приходят в состояние гипервозбуждения, а другие, напротив, избегают любых сенсорных стимулов.

Чем раньше проблема будет выявлена, тем лучше. Это позволит не допустить серьезных проблем в развитии малыша.

К ним относятся:

  • Отсутствие самоконтроля.
  • Низкая самооценка.
  • Неуверенность в себе.
  • Отсутствие навыков социального взаимодействия.
  • Нарушения в эмоциональной сфере и пр.

Определение понятия

Сенсорной интеграцией называется происходящий в центральной нервной системе процесс организации ощущений, поступающих одновременно от разных сенсорных систем (вестибулярный аппарат, проприоцепция, осязание, слух, зрение, обоняние и вкус), который обеспечивает слаженное функционирование структур нервной системы и позволяет человеку осуществлять эффективное адаптивное взаимодействие с окружающей средой.
Благодаря данному процессу, информация, идущая одновременно по нескольким чувственным каналам, упорядочивается и объединяется в единое целое, что приводит к формированию целостного восприятия ситуации и создает возможность целенаправленного, осмысленного действия в этой ситуации. Кроме того, в процессе обработки сенсорной информации получаемые нами ощущения наделяются значением, и происходит отбор наиболее важной информации, на которой следует сконцентрировать внимание в данный момент.

Иллюстрацией процесса может служить следующий пример. Когда ребенок играет с кубиками, он ощущает их зрительно, а также кожей, мышцами и суставами кистей рук, слышит стук кубиков друг о друга, одновременно с этим его мозг получает информацию о положении тела и его частей в пространстве от вестибулярных и мышечно-суставных рецепторов, также в этот момент он может чувствовать запах готовящейся на кухне еды и слышать звуки включенного телевизора. Благодаря правильной организации в мозге комплекса поступающих ощущений, ребенок видит кубики целостно, понимает, что это именно кубики, а не что-либо другое, и может производить с ними целенаправленные действия (например, складывать башню), при этом поддерживая определенную позу тела и не отвлекаясь на несущественные в данной ситуации запахи и звуки.

Развитие процессов обработки информации происходит во время активного и разнообразного взаимодействия ребенка с окружающим миром. В первые 7 лет жизни мозг ребенка настроен, в первую очередь, на обработку сенсорной информации, восприятие и мышление ребенка опираются непосредственно на полученные ощущения, а деятельность имеет преимущественно двигательную природу. Успешное сенсомоторное развитие детей в этот возрастной период способствует дальнейшему развитию их ментальных и социальных навыков. Таким образом, сенсорная интеграция, развиваемая детьми в раннем детстве и дошкольном возрасте во время игр, говорения, двигательной активности является основой для более сложной интеграции, необходимой для освоения письма, чтения, счета и прочих учебных программ, а также для адекватного социального поведения и способности справляться с проблемами.

Диагностика нарушений сенсорной интеграции

Даже одно единственное нарушение способно стать причиной серьезных проблем. Достаточно представить, как сложно ребенку сосредоточиться на том, что говорит педагог, когда за окном весело щебечут птицы, а майка раздражает кожу. А может ему хочется скрыться от яркого света в классе или заткнуть уши, чтобы не слышать гул голосов. Взрослый человек может контролировать свои действия. Поведение ребенка в этом плане отличается. Он дает реакцию по типу «здесь и сейчас».

С другой стороны, не каждый отказ от ношения свитера или от супа с рыбой нужно расценивать как нарушение сенсорной интеграции. Заниматься диагностикой должен специалист. Незначительные отклонения могут самостоятельно пройти с возрастом. Есть данные, что у каждого шестого ребенка «капризы» являются следствием нарушений в работе сенсорных систем. Иногда это сильно мешает развитию.

Обнаружить проблему помогают следующие маркеры:

  • Нарушения в интеграции слуховой информации: боязнь громкого звука, непереносимость музыки, растерянность при попадании в шумное место. Дети с такими проблемами могут закрывать уши руками при усилении шума, будут оставаться в классе во время перемены и пр.
  • Нарушения интеграции зрительной информации: любовь к полумраку или темноте, усиление беспокойства при ярком свете, напряжение при попытке рассмотреть окружающие ребенка объекты и предметы. Малыш будет выражать явный негативизм при необходимости преодоления препятствий.
  • Нарушения тактильного восприятия: ребенку не нравится заниматься лепкой и рисованием, он не любит, когда к нему прикасаются. Дети отказываются носить одежду из определенных тканей или вещи определенных фасонов, например, водолазки. Они не ходят босиком, но при этом слабо реагируют на болевые и на температурные раздражители.
  • Нарушения в работе вестибулярной системы: ребенок неуклюжий, неловкий, не любит активные игры, не может научиться кататься на велосипеде или коньках, часто падает, все время ищет себе опору.

Главный симптом нарушения сенсорной интеграции – это трудности в концентрации внимания. Особенно сложно ребенку будет в тех ситуациях, когда извне поступают раздражители, оказывающие влияние на проблемную сферу. Такие дети часто меняют вид деятельности, они неусидчивы, тревожны, их поведение аффективно. Они склонны к истерикам, капризам, агрессии, заливистому смеху, который может переходить в рыдания и пр.

Комментирует эксперт Светлана Каширина:

Лучше остальных людей своих детей знают родители. Однако они могут не только преувеличивать, но и недооценивать масштаб проблемы.

Часто у детей есть явные признаки сразу нескольких подтипов сенсорных нарушений. Например, тактильная система отличается повышенной чувствительностью, а проприоцептивная система – низкой восприимчивостью. Такие расстройства называют комбинированными. Обнаружить их может только профессионал – психолог, физиотерапевт, клинический психолог или другой специалист, прошедший обучение по сенсорной интеграции.

Чтобы выставить диагноз, ребенка нужно обследовать. Кроме сбора анамнеза проводятся специальные тесты, опрашиваются родители. Только после этого можно сделать заключение.

Комплексная оценка предполагает реализацию трех этапов:

  • Проведение тестирования: СИПТ (тест сенсорно-интегративных и моторных способностей) и БОТ-2. Стандартный тест содержит 17 подтестов. Исследование позволяет оценить работу визуальной, тактильной и моторной сферы. По времени оно довольно продолжительное и занимает несколько часов. Только тестирования недостаточно, чтобы выставить окончательный диагноз. Его проводят для того, чтобы получить дополнительную информацию.
  • Наблюдение за пациентом. Специалист наблюдает за поведением ребенка в привычных для него условиях и в сенсорной двигательной комнате.
  • Опрос родителей. Для этого используют специализированные опросники.

После проведения диагностики специалист составляет сенсорный профиль пациента. Это позволит определиться с дальнейшим планом действий по коррекции имеющихся нарушений.

Сенсориум

В чем заключается МАР-метод Марианны Лынской и как проходят занятия и программы на его основе. В статье автор методики логопед-психолог Марианна Лынская приводит обоснование метода сенсорно-интегративной логоработы и рассказывает, как организованы специальные интенсивы по запуску и активации речи.

Метод сенсорно-интегративной логопедической работы разработан логопедом М.И.Лынской для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Опыт работы автора и других специалистов по этому методу позволяет рекомендовать его для использования в работе с детьми, имеющими разные формы безречия (алалию, задержку речевого развития, системные нарушения речи у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, интеллекта), тяжелые нарушения произносительной стороны речи (дизартрии, в т.ч. при детском церебральном параличе; апраксии и др.).

При этом система логопедической работы с безречевыми детьми включает в себя 2 этапа, как правило, соответствующих двум годам проведения занятий.

1 этап «Формирование предпосылок речевой деятельности». Автором выделены три типа предпосылок, необходимых для возникновения речи: аффективно-мотивационные (эмоциональные формы общения со взрослыми, мотивация к совместной деятельности со взрослым и речи), перцептивные (процессы обработки сенсорной информации, в т.ч. сенсорная интеграция) и когнитивные (механизмы идентификации, концептуализации, упреждающего синтеза, обобщения и категоризации). Формирование указанных предпосылок происходит одновременно с решением речевых задач, т.е. с вызыванием речевой активности, закреплением первых слов. Автор выступает противником использования альтернативных средств коммуникации на данном этапе, т.к. использование символизации предполагает опору на высшие уровни сенсорной интеграции, в то время как в соответствии с теорией сенсорной интеграции Дж.Айрес, а также методом «замещающего онтоегенеза» А.В.Семенович и др. методологическими основами предполагаемого метода, в процессе формирования какой-либо функции нервной системы (в т.ч. речи) необходимо двигаться в направлении «снизу вверх», давая ребенку овладеть всеми навыками развития раннего возраста, по каким-то причинам пропущенным им. Именно формирование предпосылок к речи, а не традиционные логопедические задания с помещением ребенка за стол, демонстрацией ему изображений (по сути – тех же символов), одновременной стимуляции обилия грамматических форм и пр., позволяют оптимизировать процесс логопедической работы. За счет формирования предпосылок к речи (не зависимо от возраста ребенка и тяжести нарушения) удается: — развивать природный уровень языковой способности ребенка, давая возможность овладевать речью и языком по онтогенетическим законам, но в более поздние сроки; — избежать «кабинетного эффекта», то есть формировать речь в ее коммуникативном аспекте, преодолевать трудности актуализации речевых навыков, сформированных на занятиях; — опосредованно положительно влиять на поведение ребенка, развитие его двигательных возможностей, навыков самообслуживания и пр.; — гармонично подготовить ребенка к взаимодействию с обществом, обучению в общеобразовательных учреждениях.

2 этап «Формирование системы родного языка» предполагает проведение логопедических занятий, задачами каждого из которых являются: • развитие произносительной стороны речи: преодоление апраксии (при необходимости), развитие артикуляционных возможностей, фонационного дыхания, формирование слоговой структуры слова, исправление нарушенных звуков; • развитие лексики: гармоничное обогащение лексикона ребенка (формирование представлений обо всех компонентах слова, его валентностей и пр.) всеми частями речи; • формирование грамматических обобщений и противопоставлений: системное включение в занятие грамматических категорий в строго определенной онтогенетическими законами последовательности. Подчеркнем, что первоначально длительное время, отводимое на формирование предпосылок к речи, позволяет избежать отдельного этапа по формированию связной речи. Независимо от этапа работы каждое занятие включает в себя использование 7 видов чувствительности, однако основной акцент делается на развитие базовых видов чувствительности: — вестибулярной и проприорецептивной; — тактильной; — обонятельной и вкусовой.

Одним из основных постулатов предлагаемого метода является активное подключение обоняния в каждое занятие. С 1,5 и до 5 лет функции развития и общения ребенка контролирует в большей мере лимбическая система, так же известно, что в стволе головного мозга находятся центры обоняния и вкуса, которые имеют «обширные ассоциативные способности» и стимулируют эмоции. Таким образом, можно проследить физиологическую зависимость обоняния и мотивации к речи, речевой активности. Организационно логопедическая работа по данному методу проводится в двух формах: — систематических индивидуальных и групповых занятий в течение двух-трех лет; — интенсивных курсов занятий, проводимых на свежем морском воздухе с целью активизации всех возможных для ребенка адаптивных механизмов.

Интенсивные курсы предполагают совместное пребывание детей с законными представителями и специалистами в специально организованных развивающих, сенсорно-насыщенных пространствах на берегу моря. Большинство занятий проводится на свежем воздухе при поддержке натуропатических средств коррекции (ароматерапии, фитотерапии и др. по показаниям), что поддерживает ослабленную нервную систему детей, находящихся в системе ежедневных, комплексных и разнонаправленных занятий. Тесное ежедневное взаимодействие детей во время сенсорно-коммуникативных групповых занятий, индивидуально разработанная «сенсорная диета» (под «сенсорной диетой» принято понимать содержательный план занятий, упражнений для насыщения ребенка сенсорными стимулами по всем модальностям), использование современных методов игротерапии, арт-терапии и нейрокоррекции позволяет за 7-14 дней спровоцировать резкий скачок в развитии предпосылок к речевому развитию, в большинстве случаев – вызвать первые речевые знаки у неговорящих детей. Специалисты, ежедневно наблюдая за детьми не только в процессе занятий, но и в естественных условиях быстрее и эффективнее определяют индивидуальные схемы развития для каждого ребенка, составляют рекомендации по воспитанию навыков в домашних условиях. Кроме того родители ежедневно получают профессиональный комментарий с пояснением задач и результатов каждого занятия, что позволяет им продолжать занятия в последующем в том числе самостоятельно. Подводя итоги, можно выделить следующие основные особенности метода М.Лынской: — первоочередное формирование комплекса предпосылок к речи; — опора на базовые виды восприятия: тактильное, обонятельное и вкусовое, проприорецепцию и ощущений от вестибулярной стимуляции; — системное формирование всей языковой системы в комплексе с развитием навыков самообслуживания, социального поведения и пр.; — развитие речи в ее коммуникативном аспекте, что позволяет наиболее эффективно актуализировать полученные навыки и избежать «кабинетного эффекта».

Более подробно с методиками Марианны Лынской вы можете познакомиться в её книгах:
350 рублей 150 рублей 300 рублей 350 рублей

Сенсорная интеграция. Терапия непонятных нарушений развития

Наталья Паничева

Сенсорная интеграция. Терапия непонятных нарушений развития

Дисфункция сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде аж до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать!

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать».

То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной депривации, развивается дисфункция обработки сенсорной информации.

То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден.

Методы диагностики дисфункции сенсорной интеграции у детей и взрослых

Достаточно одного типа нарушения, чтобы значительно осложнить жизнь ребенку и родителям. Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию. У детей же все моментально сказывается на поведении.

Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений?

При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления. Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо». По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?

Нарушения обработки слуховой информации

дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще, мамино пение, тембры голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.

Нарушения зрительной системы

ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.

Нарушения тактильного восприятия

дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.

Моторные, вестибулярные дисфункции

при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво.

И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: