Основные направления деятельности логопеда в дошкольных учреждениях


Ура, наконец – то «зарычал» («зашипел», «засвистел»)! Как многим родителям знакома такая радость, когда ребенок научился произносить долгожданный звук! Но тут же паника: «Он теперь везде «Р» вставляет, там где надо и не надо» «Теперь везде (ш), на (с) заменяет. А куда (ш) пропало?» «Шипеть научился , но в речи также ошибается!» «Стихи в садик учили, звуки не использует!»

Это и в самом деле трудная работа – не только научиться произносить звук правильно (а это значит овладеть верным положением губ, языка, заучить артикуляционную позу), но и вставлять его в слова (а это значит верно находить место звука, переключать артикуляцию ) и пользоваться нужным звуком в речи (возможно только при полной автоматизации звука, выработке нового условного рефлекса, согласованной работы дыхания, голоса, артикуляции, развитой речеслуховой памяти, зрелым уровнем самоконтроля и хорошо развитым фонематическим слухом). Какая трудная работа для дошкольника!! А если ребенок правильно произносит звуки только в кабинете логопеда? или при выполнении домашнего задания (дома, под контролем родителей)? Многие дети в обыденной речи не использует правильную артикуляцию долгое время, затягивается время посещения логопеда, нарастает давление на ребенка. Сегодня о долгой автоматизации звуков и «кабинетной речи»! Для начала надо определить нормы постановки и автоматизации звуков. Традиционно в логопедии считается, что на постановку одного звука (подготовка артикуляционного аппарата, собственно постановка звука и автоматизация его изолированно и в слогах) уходит 1-3 месяца! Безусловно, здесь не учитываются индивидуальные особенности детей и степень речевого нарушения. Опытные логопеды за этот период могут поставить шипящие и сонорные звуки. Постановка звуков у детей с дизартрией проходит дольше, а у ребенка с двигательными нарушениями (выраженное нарушение мышечного тонуса, грубое нарушение иннервации и стойкие неврологические нарушения) растянуться на годы! А сколько должна длиться автоматизация звуков? Через какой период ребенок будет употреблять в речи эти звуки? Можно ли спрогнозировать количество занятий по автоматизации звуков? На каком этапе лучше сменить специалиста? Самоконтроль и родительская ответственность на этапе автоматизации снижает количество занятий? Существуют определенные правила автоматизации звуков. В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками, остановками, произношение по слогам – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку. Это очень важно!!!! До сих пор встречаю недоуменные вопросы родителей: «В словах по вашим книжкам говорит, а в речи звука нет! Почему?» Отвечаю: «Потому что последовательность автоматизации звуков выглядит так» 1. Автоматизация изолированного звука. 2. Автоматизация звука в слогах. 3. Автоматизация звука в словах. 4. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах. 5. Автоматизация звука в стихах, скороговорках. 6. Автоматизация звука в текстах, рассказах, пересказах. 7. Автоматизация звука в самостоятельной речи. На каждом из этих этапов дети задерживаются по-разному в силу своих индивидуальных и речевых (а также сопутствующих) особенностей. Один ребенок может автоматизировать звук согласно этим этапам за месяц, другой задержаться на этапе автоматизации слов, но последующие этапе пройти четко и без особых усилий. Третий ребенок (например, в силу ярко выраженных нарушений слоговой структуры) может очень долго автоматизировать звук во фразе и предложениях, иметь трудности при использовании звука при пересказе. Есть дети, которые плохо учат стихи в силу слабой речеслуховой памяти. Очевидно, что у них будут трудности при использовании звуков в стихах. Отдельно хочется остановиться на детях с дизартрией. Нарушение иннервации мышц речевого аппарата является большим препятствием на пути к правильной речи! Нередко можно встретить детей подросткового возраста (которые весь дошкольный и младший школьный период были воспитанниками логопеда, с отсутствием нарушений звукопроизношения!) с нарушением дикции, смазанной, нечеткой речью (родители и педагоги о). Связано это неврологическими проблемами, легкими или средней тяжестью поражением центральной нервной системы!!! Такие дети могут обладать хорошими познавательными способностями, но при этом быть моторно неловкими, астеничными, быстро истощаемыми, рассеянными, гипервозбудимыми. Все эти особенности ЦНС препятствуют самоконтролю и успешному овладению речью, даже при условии поставленных звуков и долгой логопедической коррекции! Как видите, речевые нарушения ( и их сопутствующие состояния) разнообразны! Автоматизация звуков у всех детей проходит разнообразно! Есть состояния (дизартрия, выход из алалии (например, разговорился после 4-х, в 6 лет приступили к звуковой стороне речи), нарушения слоговой структуры, ЗПР, отклонения в нервно-психической сфере, поведенческие проблемы, недостаточность фонематического слуха) когда не обойтись без контроля речи дома! Иначе может возникнуть «эффект кабинетной речи» Ответственная позиция родителя, создание благоприятной среды для занятий дома и вне логокабинета, вовлечение родственников и педагогов (по возможности) — является важным моментом в этапах овладения речью! Если родитель ребенка с «махровой дизартрией» (поведенческими проблемами, незрелой ЦНС и т.д) видит, что период автоматизации затягивается (особенно при эффекте кабинетной речи): вывод один — вне коррекционых занятий нет нужного подкрепления!!! Что такое «кабинетная речь»? Кабинетная речь – это когда ребенок правильно самостоятельно произносит звуки только в определенных условиях кабинета, под контролем логопеда. Кабинетная речь возникает, когда: — не развит самоконтроль за собственной речью (причины описаны выше); — отсутствует контроль со стороны взрослого (педагог, родитель). Это когда ребенок неправильно произносит слова с уже поставленным звуком, а взрослый не обращает никакого внимание на это произношение или напоминает о них только во время домашних заданий (в других ситуациях нет контроля); — недостаточная сформированность фонематического и слухового восприятия, как важнейших психических процессов в формировании навыка правильного звукопроизношения; На этапе автоматизации звука (особенно в предложениях, самостоятельной речи) вы должны окружить ребенка «звуковым подкреплением». Это значит, что вся семья (папа/бабушка/братья/сестры) ознакомлена над какими звуками ведется работа! Родитель параллельно вторит ребенку (на улице, в гостях, в кино) утрируя артикуляцию нужного звука: например, ребенок: «Купи массинку» Родитель «маШШШШинку». Не надо третировать ребенка, давить, угрожать! «Скажи правильно! Ну-ка быстро. Повтори, а то не дам». Это вызывает негодование, протест и негативизм. Учитывая, что вам работать не над одним звуком! Вы просто повторяете за ребенком с выделением нужного звука! Обычно спустя недели две ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой. Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, на улице, в гостях, в процессе домашней работы. Если же ребенок пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи». И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека писал «Любое автоматизированное движение мышц ( рук , ног, языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (контроля со стороны, из вне, самоконтроля) и поэтому многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм». Другими словами, на своих занятиях мы должны выработать условные рефлексы при произношении нужных звуков! Это очень долгая и кропотливая работа. С учетом ярко выраженных, стойких речевых нарушений и сложных симптомокомплексов — этап автоматизации самый трудный, энергозатратный как для ребенка, так и для логопеда (родителей). Я призываю ответственно и с полной отдачей вас относиться к режиму домашних занятий и речевого окружения ребенка «вне кабинета». Помощь со стороны родителей (всего домашнего окружения), воспитателей на этом этапе просто незаменима. Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях. Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков, причём в самый короткий срок, чтобы избавить родителей от необходимости водить к логопеду. Если при долгой коррекционно-логопедической работе вы не слышите изменений в речи ребенка, узнайте у логопеда на каком вы этапе работы? Если этап постановки звуков затягивается больше 3-х месяцев (исключения ДЦП, грубые нарушения ЦНС) — я бы рекомендовала сменить специалиста! Если вы на этапе автоматизации звуков (звуки поставлены, вы их слышите, прошло 3-4 месяца) и наблюдаете «кабинетную речь» (ребенок с логопедом произносит, при повторении

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 177556

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: