Начала шепелявить что делать. Как избавиться от шепелявости, или когда общение — в удовольствие. Эффективные упражнения от шепелявости

Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило! Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами

Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило!

Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами. Став чуть старше, он может оказаться «белой вороной» среди сверстников, неизбежно возникнут проблемы с учебой. Если вы желаете своему малышу более счастливой участи, ознакомьтесь с нашим руководством к действию.

Немного о понятии

Под шепелявостью стоит понимать дефект речи, главным симптомом которого является нарушение произношения свистящих и шипящих звуков. Другими словами, «ж», «ч», «ш», «щ» в словах заменяются на «з», «ц», «с». Более всего распространена подмена звука «с» на «ш»: вместо «сестра» малыш произносит «шештра», вместо «семь» – «шемь» и т.д.

Причинами подобного расстройства речи могут быть короткая уздечка, слабые мышцы языка, неправильный прикус, имеющаяся между передними зубами щель, подражание взрослым с подобным дефектом, долгое пользование соской и т.п.

Шепелявость присуща многим детям. Однако имейте в виду: если до 5 лет она считается нормой, то после пятилетнего рубежа стоит обратить особое внимание на исправление подобной детской «непосредственности» во избежание трудностей с обучением и общением. Поэтому только в ваших силах предотвратить возможные будущие неприятности в жизни вашего ребенка.

1. Убедитесь, что ребенку ничего не мешает правильно дышать.

Определенные проблемы, затрудняющие дыхание через нос, способствуют развитию шепелявости. Это связано с тем, что ребенок начинает дышать через рот, а язык уплощается и высовывается наружу. Даже если внешне все в порядке, стоит показать ребенка отоларингологу. Осмотр врача позволит выявить возможные проблемы с пазухами носа, наличие аллергии и т.д.

2. Прочь бутылочки и соски!

Хоть подобные приспособления и облегчают жизнь родителям, но, увы, очень вредны для детей. Дело в том, что всевозможные соски тормозят развитие оральной моторики, принимающей участие в развитии речи. Поэтому, дорогие мамы и папы, как можно раньше отучите малыша от сосок, а в качестве альтернативного варианта научите пользоваться соломинкой. Она, наоборот, способствует тренировке нужной речевой моторики.

3. Вынимаем палец изо рта.

Другая возможная причина развития шепелявости – сосание пальцев. Поэтому понаблюдайте за малышом: страдает ли он привычкой держать большой палец во рту? Если да – когда чаще всего он это делает? Вашей задачей при наступлении «опасного» момента будет переключение внимания на иное занятие или предмет, скажем, любимую игрушку. Достаточно проблематично быстро избавить малыша от этой вредной привычки, а вот сократить время на нее – вполне посильная задача.

4. Не давите на ребенка!

Реагируйте спокойно и не ругайтесь, если на ваши увещевания и объяснения малыш вновь шепелявит, делает ошибки или сосет палец. Видя ваше негативное отношение, малыш будет расстраиваться: он понимает, что поступает плохо. Забудьте и о привычке постоянно поправлять ребенка и заставлять верно выговаривать слова. Парадокс, но, поступая подобным образом, вы только способствуете укреплению ошибок в речи маленького человечка.

5. Запишитесь на прием к логопеду.

Вы ошибаетесь, если думаете, что шепелявость к определенному возрасту пройдет сама собой. Такое, конечно, случается, но далеко не всегда. Поэтому покажите малыша логопеду, который сможет при помощи эффективного обучения исправить подобную неприятность. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше: речевые дефекты имеют способность закрепляться.

6. Занимаемся с ребенком самостоятельно.

Бывают случаи, когда посещение врача-логопеда в данный момент невозможно. Но и здесь есть решение: не упускать драгоценное время и начать делать с малышом некоторые эффективные упражнения, желательно по несколько раз в день. Благодаря им вы сможете подкорректировать шепелявость ребенка, а в неосложненных случаях и вовсе навсегда забыть о ней.

Некоторые домашние упражнения для занятия с ребенком:

Цокать языком как лошадка;

Разговаривать с закрытым ртом: упражнение сложное, но очень хорошо улучшает дикцию;

Придать языку чашеобразную форму и произносить алфавит по одной букве. Упражнение делается с открытым ртом;

Как можно шире открывать рот и резкими движениями выбрасывать язык изо рта. Малышу можно сказать, что таким образом мы ловим языком комариков.

Избавить малыша от шепелявости – посильная задача. И чтобы она решалась с минимальными усилиями, примите меры, которые в ваших руках. При наличии подобного дефекта речи будьте внимательны к своему ребенку, вовремя покажите его специалистам, наберитесь терпения, спокойствия и любви для выполнения нужных рекомендаций и упражнений. Тогда положительный результат в виде правильной речи вашего малыша не заставит себя ждать.

Шепелявость — расстройство речи, вид нарушения звукопроизношения. Проявляется в трудности воспроизведения свистящих и шипящих звуков. Зачастую дефект исчезает в возрасте пяти лет, после развития артикуляционного аппарата. Но гарантии в этом нет. Поэтому, когда ребенок сильно шепелявит, начните делать упражнения для развития органов речи.

Шепелявость лечим с детства

Считается, что если ребенок шепелявит до пяти лет, не должна вызывать беспокойства. К тому же, маленькая шепелявая кроха, так мило выглядит! Теперь представьте, что это 16-ти летняя девушка в школе, взрослая женщина в офисе. Скорее всего, ей будет не комфортно общаться с людьми, заводить знакомства. То же самое касается мужчин. Шепелявость влияет на дальнейший образ жизни и мешает добиваться целей. Человек просто стесняется говорить, высказать идеи, мнение.

Наивно до 5-6 лет ожидать, что дефект пройдет сам собой. Когда это не происходит, на ребенка сваливается слишком много — ведь вот-вот идти в школу. Привычный детский день нарушают походы к стоматологам, логопедам, дефектологам, бесконечные тренировки дома. Есть все предпосылки к эмоциональному выгоранию: стрессы, переутомление, требования взрослых. Появляются страхи, что не исправится речь, будут смеяться одноклассники, соответственно формируется боязнь школы.

Чем раньше приступить к лечению шепелявости у ребенка, тем лучше.

Причины шепелявости

Для начала посетите логопеда. Он проведет тщательный осмотр и подскажет подходящее лечение. В зависимости, когда ребенок сильно шепелявит, ее исправлять будут стоматолог, хирург, отоларинголог. Устранить недуг можно выяснив его причину:

  • Наследственность;
  • Патологии органов речи. Бывают врожденными;
  • Травмы лица;
  • Неврологические нарушения;
  • Челюстно-лицевой аппарат неправильно развит. Отражается на прикусе, небе, диастеме;
  • Копирование манеры речи. Ребенок подражает персонажу с экрана, другу или родственнику. Проведите беседу и объясните, что так не нужно говорить. Похвалите другого героя кино или мультфильма, который разговаривает правильно. Разыграйте по ролям свой «спектакль».

6 упражнений от шепелявости для детей

Идея

: для таких занятий понадобиться зеркало, чтобы ребенок мог видеть правильность выполнения задания, движение губ, языка. Можете подарить малышу настольное детское зеркало. Это создает приятные ассоциации с занятиями.

Если при разговоре звук «с» меняется на «ш», возможно, у вас неправильное расположение языка. Обычно, при произношении звука «с» язык расположен слегка за зубами. Если расположение другое, то это может указывать на его напряженность.

  • Снятие напряжения

Самое простое упражнение, чтобы расслабить язык. Облизывайте верхнюю часть губы сверху вниз. Снимите напряжение, потом нужно произносить проблемные буквы. Это упражнение напрягает мышцы и поможет сделать их более эластичными.

  • «Чашечка»

Челюсть сохраняйте в неподвижном состоянии, а языку придайте форму чашечки, будто хотите удержать воду. Не высовывайте язык наружу. Постарайтесь равномерно приподнять его по бокам и на кончике. Попробуйте произнести звук «З». Может не получиться, но выйдет похоже на «Ж».

  • «Непослушный язык»

Приоткройте рот, выдвиньте и уложите язык теперь на нижнюю губу. Произнесите «ля –ля –ля». Упражняясь, кончиком языка касайтесь обоих уголков рта. Нижняя губа не должна подворачиваться.

  • «Блинчик»

Представьте, распластайте на нижних зубах язык, как блинчик, слегка высунув вперед. Верхними зубами легонько постукиваем по языку. После этого пусть язык полежит в спокойном состоянии. Упражняйтесь, пока манипуляции не станут легкими и непринужденными.

  • «Пробка»

Ежедневно прочитывайте вслух главу из печатного издания, зажав между передними зубами пробку от бутылки.

  • «Разговор с закрытым ртом»

Сомкните губы и разомкните внутри рта зубы. Ежедневно прочитывайте несколько абзацев или проговаривайте текст минут 30. Старайтесь, чтобы вас было слышно.

  • Установка звука «ш»

Вытяните вперед губы, сожмите зубы, поднимите язык к небу, не касайтесь последнего. Попробуйте имитировать шипение змеи: «Ш-ш-ш». Для максимального эффекта зажмите одну щеку большим пальцем, а другую – средним. Выполнять упражнение около недели – пока закрепится навык. Вначале занятий нужно закреплять каждый звук. Чтобы звуки усваивались лучше, делайте это нараспев. Далее начните справляться с шепелявостью, произнося слоги, небольшие слова и фразы. Если появился положительный результат, можете переходить к сложноподчиненным словам и небольшим скороговоркам.

Можно отрабатывать звук «ш», применяя несложную артикуляционную гимнастику. Интенсивно пожуйте с закрытым ртом. Улыбнитесь, растягивая разомкнутые губы, но не разжимайте челюсти. Сверните губы в «трубочку». Чередуйте «улыбку» и «трубочку», постепенно ускоряя движения. Есть упражнения, которые развивают речевое дыхание.

Расставьте ноги на ширину плеч, руки закрепите на поясе. Считайте про себя от 1 до 4 и наклоняйтесь вперед. Вытяните шею и произнесите на длинном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторять медленно 4-5 раз.

  • «Косарь»

Ноги расставьте на ширину плеч. Обе руки немного сгибаются в локтях и вытягиваются вперед. Пальцы сожмите в кулаки. Разворачивая корпус вправо-влево, повторяйте движения косаря, широко двигая руками одновременно проговаривайте: «Ж-у-х! ж-у-х!». Темп средний, делать 7- 8 раз.

  • «Пилим дрова»

Нужен напарник. Встаньте лицом друг к другу. Ноги расставьте, нужно, чтобы левая нога была впереди. Возьмитесь за руки (напрямую), двигайте ими — сгибайте и разгибайте, будто распиливаете дрова. Во время движения проговаривайте: «Ж-ж-ж-ж». Упражняйтесь в умеренном темпе. Длительность — 35-40 секунд.

  • «Паровоз»

Мелкими шагами ходите по помещению, а если нет возможности — ходите на месте. Согните руки и двигайте ими поочередно вперед-назад, проговаривайте звук движущегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Упражнение делайте 35-40 секунд.

  • Скороговорки

Для исправления дефекта речи успешно используется проговаривание скороговорок с нужными звуками.

— Для отработки звука «ч»

Для отработки звука «ч» можно применять скороговорки.

«У нас в печурочке золотые чурочки».

«Чудак под диванчик прячет чемоданчик».

Чтобы правильно произносить этот звук, нужно немножко выдвинуть округленные губы вперед. Зубы должны быть сомкнуты, но не полностью — оставьте маленькую щель. Широкий кончик языка нужно поднять к твердому небу, которое расположено у основания верхних передних зубов. В образовавшуюся между зубами щель, воздух проходит быстро и, благодаря тому, что делает толчок, получается нужный звук «Ч».

— Для восстановления звука «ш»

Для восстановления звука «ш» можно использовать скороговорку.

«Кукушка кукушонку купила капюшон».

Для правильного воспроизведения этого звука сделайте нужно губы выдвинуть вперед. Широкий кончик языка поднимите к передней части твердого неба, но не нужно касаться передних верхних зубов и обязательно оставьте щель. Боковые края языка прижимайте к задним крупным зубам верхней челюсти так, чтобы не выходила по бокам струя выдыхаемого воздуха. Выходящий вперед изо рта воздух образует звук «ш».

— Отрабатывайте звук «щ»

«Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет».

По артикуляции звуки «Щ» и «Ш» очень похожи между собой. Но, в случае формирования звука «щ», касайтесь твердого неба серединой языка.

  • Упражнения для дыхания


Иногда происходит так, что в разговоре, при сильном волнении пропадает четкость правильность произношения звуков. Сделайте следующее. Перед важным разговором не надо волноваться. Сделайте упражнения для дыхания – это поможет вам успокоиться. Глубоко вдохните, надуйте живот, при выдохе – втяните. Продумайте речь дома, заранее. Если чувствуете, что речь становится быстрее, то сделайте паузу, вдох и продолжайте разговор. Чтобы оценить свои успехи от занятий по исправлению произношения, сделайте голосовую запись. Проконсультируйтесь у логопеда и подберите курс для тренировки речи, с учетом индивидуальных причин шепелявости.

Шепелявость – расстройство речи, которое встречается в любом возрасте. Научное название болезни речи – . В жизни она приносит много неприятностей и психологический дискомфорт в подростковом и зрелом возрасте. Квалифицированные специалисты помогут разобраться, от чего появилась шепелявость, а значит, подобрать методы коррекции речи. Это достигается с помощью упражнений или простого оперативного вмешательства.

Упражнения для коррекции произношения звуков

Специалистами логопедами был разработан комплекс, который включает в себя множество упражнений направленных на исправления произношения звуков, коррекцию речи и устранение шепелявости. Работая с врачом, следует правильно выполнять все рекомендации, тогда исполнение упражнений пойдет на пользу и результат не заставит себя долго ждать.

Упражнение №1 Расслабление

Прежде чем приступать к упражнениям, направленным непосредственно на правильность произношения, необходима своеобразная «разминка». Расслабить мышцы челюстно- лицевого аппарата можно таким образом: надувание щёк, словно пациент надувает воздушный шарик. Мышцы языка расслабляются, если выполнять следующие действия: облизывание верхней губы ( сверху в низ), упор языка в небо, потягивание языком к зубам мудрости ( чередуя право и лево).

Упражнение №2 Чашечка

Что бы правильно выполнить это упражнение, следует: зафиксировать челюсть в одном неподвижном состоянии, без напряжения; одновременно стараться поднять бока языка вверх, создавая форму чашечки и воспроизвести звук «з».

Упражнение № 3 Пробка

Для выполнения этого упражнения понадобится пробка (как от бутылки с вином). Пробку нужно зажать передними зубами (не стоит сильно сжимать челюсти, достаточно просто зафиксировать пробку) и прочить вслух для начала пару абзацев текста, вслух, стараясь чётко произносить слова. Поначалу это упражнение покажется сложным, но уже через несколько занятий пациент с легкостью будет читать больший объем текста.

Упражнение №4 Чтение сквозь губы

Многие специалисты рекомендуют упражняться в чтении с закрытым ртом, даже тем людям, кто не страдает дефектами речи. Для того, что бы правильно выполнить это упражнение следует крепко сомкнуть губы (при этом зубы разомкнуты) и постараться читать вслух, так что бы слова хорошо прослушивались.

Упражнения №5 Скороговорки

Такой метод как скороговорки используется не только при лечении шепелявости и прочих дефектов, но для постановки речи детей. Быстрое и внятное повторения четверостиший откладывает в мышечной памяти языка и челюсти навыки правильного произношения звуком. Многие известные ораторы обязаны своим успехом именно скороговоркам. Это метод не только лечения, но и профилактики, который не позволить искривлению речи взрослого человека.

скороговорки

Описанные упражнения без сомнений работают, но это далеко не все. Для того, что бы приобрести четкую и внятную речь стоит уделять внимание и дыхательным упражнениям. Немало важна работа над уверенностью в себе, ведь когда человек сомневается и нервничает, язык, просто говоря, « заплетается».

Огромная ответственность за будущее человека, лежит на его родителях. Мамам и папам стоит обращать внимание на правильность речи ребенка, не стоит откладывать поход к логопеду или наедятся, что шепелявость сама пройдет с возрастом. Чем раньше взяться за эту проблему, тем меньше хлопот будет в будущем. Надеюсь после нашей статьи вас не будет мучить вопрос как перестать шепелявить.

Виды заболевания

Специалист (логопед, врач-дефектолог) различает несколько видов заболевания. Пациенты иногда путают шепелявость и , но это разные недуги у взрослых. Существует несколько видов:

  • Губно-зубная
    форма недуга. При патологии нарушена работа верхней и нижней губы в создании шипящих звуков. На практике это приобретает звучание звука «ш» как «ф»;
  • Призубная
    . Кончик языка занимает неправильное положение по отношению верхнего и нижнего зубного ряда. Шипящие звуки получаются звонкими;
  • Боковая
    . Язык смещается с центральной позиции в ротовой полости на боковую, может сворачиваться полностью или частично. Это расположение превращает шипящие звуки в хлопкообразные, возникают трудности с произношением;
  • Щечная
    . В формировании проблемы виновата слизистая оболочка щек, которая создает дополнительные препятствия на пути образования звука;
  • Носовая
    . Виной явления служит провисание мягкого неба носоглотки при врожденных патологиях, травмах, простудных заболеваниях. Голос стает гнусавым, звуки не четко произносятся;
  • Смягченная
    форма произношения. Проблема комплексного характера, когда шипящие звуки звучат как «щ».

Современные медицинские методы эффективно убирают нарушение звукопроизношения.

Коррекция

Восстановление корректного функционирования речевого аппарата требует достаточно продолжительного времени и не дает мгновенных результатов, хотя в случае оперативного вмешательства возможны некоторые улучшения уже через неделю после операции.

Коррекция строится на комплексном подходе к тому, как перестать шепелявить, и включает в себя не только логопедические меры, но и работу педагога, психолога, стоматолога и других специалистов по мере необходимости в каждом отдельном случае.

В проблеме того, как научиться жить без шепелявости, поможет коррекция постановки звукопроизношения и правильного дыхания, упражнения для разработки артикуляционного аппарата, массаж языка и прочие процедуры. Взрослому пациенту в особо тяжелых случаях может потребоваться протезирование зубов, исправление прикуса или операция по коррекции мышц языка.

Гораздо проще коррекция проходит, если ребенок шепелявит до 7 лет. Коррекция звукопроизношения в таком возрасте проводится естественно при соблюдении определенных правил и упражнений для профилактики развития патологии. Подростку, как и более взрослым пациентам, бороться с шепелявостью сложнее, однако избавиться от нее можно, четко придерживаясь плана, составленного специалистом.

Упражнения для коррекции произношения звуков

Несколько основных упражнений, созданных врачами-логопедами, подскажут, как научиться корректировать звукопроизношение самостоятельно. Если делать эти упражнения регулярно, результат не заставит себя ждать.

Выше описаны лишь основные упражнения для коррекции шепелявости. На самом деле, их гораздо больше. Помимо выполнения заданий на разработку речевого аппарата, необходимо также уделять время постановке дыхания, которое часто сбивается во время волнения и становится причиной неправильного произношения звуков, тем самым создавая проблемы не только шепелявым людям.

Родители маленького ребенка должны взять на заметку, как научиться правильно разговаривать с ним в процессе его в развития. В качестве мер профилактики необходимо делать с малышом различные игровые упражнения для постановки правильного звукопроизношения, а также учить ребенка скороговоркам.

Люди шепелявят по самым разным причинам. Некоторым даже нравится такая особенность, однако специалисты напоминают, что шепелявость – это проблема, которую необходимо решать, даже несмотря на то, что она не приносит ощутимого вреда здоровью.

В этой статье мы поговорим о распространенном нарушении звукопроизношения — шепелявости. Разберемся, что же это такое — «шепелявость

», какие виды этого нарушения существуют и как эту проблему преодолеть.

Под понятием шепелявость подразумевается неправильное произношение шипящих звуков — Ш, Ж, Ч, Щ, научное название — сигматизм шипящих звуков.

Прежде чем говорить о видах шепелявости, необходимо остановиться на том, как же произносятся шипящие звуки в норме. Звуки «ш, ж» появляются к 4.5 — 5 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно. Поскольку они отличаются только звонкостью («ш» — глухой, а « ж» — звонкий), то нарушаются почти всегда парой. Звуки «ч, щ» нарушаются значительно реже, как правило они либо заменяются другими звуками (ч-ть, щ-сь), либо произносятся с чрезмерным округлением губ.

Для того чтобы произнести «ш, ж» необходимо язык сделать широким в форме чашечки и поднять наверх, при этом боковые края языка должны прижиматься к коренным зубам. Зубы сближены, а губы слегка округлены. Если же язык не очень хорошо поднимается, тонус мышц нарушен (язык вялый или чрезмерно напряженный) и удерживать его широким наверху и при этом еще дуть вверх тяжело, то появляется шепелявое произношение. Кроме того к шепелявости может привести неправильный прикус, особенно если между верхними и нижними зубами большое расстояние и зубы не смыкаются (передний открытый прикус или прогнатия) Кроме искаженного шепелявого произношения существуют:

  • Пропуски звука ш, ж — шапка — апка, жук -ук;
  • Замены ш, ж на звуки с,з — шапка-сапка, жук — зук.

Если ребенок до 5 лет шипящие звуки не произносит или заменяет на свистящие, то правильные ш, ж еще могут появиться в речи самостоятельно, при условии, что все остальные звуки правильно произносятся. Но если ребенок начал произносить шипящие неправильно, то это уже шепелявость и самостоятельно она, увы, не исчезнет.

Шепелявость при произнесении звуков ш, ж чаще всего проявляется в следующих вариантах:

  • Губно-зубной — при этом виде шепелявости нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар — фар).
  • Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д — шар — тар, жук-тук.)
  • Боковой — при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
  • Щечное произнесение -щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
  • Носовой произнесение -слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
  • Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.

Если у родителей возникают подозрения, что ребенок шепелявит, то в 5 лет разумно прийти на консультацию к логопеду, который скажет, есть ли шепелявость, и, если проблема есть, поможет ее преодолеть.

Причины, почему люди шепелявят

Нарушение речи провоцируют различные факторы. Причины шепелявости:

  1. Врожденные особенности речевого аппарата (провисающее мягкое небо, разрастание слизистых тканей, неправильный прикус, отсутствующие зубы, западающая губа, ненормальные размеры уздечки языка), трансген наследственная болезнь;
  2. Функциональные нарушения (травмы ротовой полости, последствие стоматологических оперативных вмешательств, недостаточная или ограниченная подвижность языка и язычка, кончик не занимает правильную позицию);
  3. Наследственность: врожденные проблемы со слуховым аппаратом (неострый слух, тугоухость), врожденная слабость мышц ротовой полости (атония);
  4. Стрессы и длительное нервное напряжение.

Диагностика позволяет определить причину точно и быстро избавиться от нарушения речи.

Симптомы

Заболевание имеет главный симптом – неправильное звукопроизношение. Что значит шепелявить? При дефекте речи искажаются шипящие («ж», «ч», «ш», «щ»), свистящие («з», «с», «ц»).

Если ребенок шепелявит в 3 года или 5 лет, то не стоит паниковать. В этом возрасте еще недостаточно сформирован прикус и ротовой аппарат, правильное дыхание. Такой ранний признак нарушения речи корректирует консультация у специалистов, лечебные и профилактические мероприятия.

Родитель должен обращать внимание на то, как ребенок воспроизводит звук, какая у него речь. Ведь проблема лучше всего поддается корректировке в раннем возрасте.

Диагностика

Прием врача позволит определить причину дефектов речи и подобрать адекватное лечение. Проблема имеет комплексный характер, поэтому для постановки точного диагноза прибегают к помощи дефектолога, логопеда, невропатолога, психиатра, отоларинголога и стоматолога.

Консультация дефектолога включает : анализ процесса воспроизведения звуков (пациента просят произнести определенное упражнение), подвижность и размещение во время воспроизведения звуков языка (в том числе тела и кончика язычка, мягкого неба, щек).

Отоларинголог исследует : состояние и функциональные возможности среднего и внутреннего уха, остроту слуха, проходимость и функциональные возможности носовых ходов и носовых пазух.

Психолог и невролог оценивают : нервное состояние пациента, отсутствие или присутствие сильного стресса, испуга, индивидуальные особенности психического развития.

Стоматолог исследует : Наличие патологий зубного ряда (отсутствие зубов, щели, неровность). Иногда после протезирования речь сразу восстанавливается. Развитие прикуса (нормальный или патологический). Такая стоматологическая проблема часто бывает причиной шепелявости.

Современные методы позволяют убрать шепелявость. Дети и взрослые люди оттягивают посещение специалистов, хотя несколько процедур уже приносят положительный результат для речи.

Лечение шепелявости у взрослых и детей

Для лечения шепелявости подключаются специалисты: дефектолог, логопед, ЛОР, стоматолог, невролог или психиатр.

Коррекция речи включает:

  1. Тренировку речевого аппарата специальными упражнениями и скороговорками. Логопед подберет комплексы для самостоятельного применения каждый день. О них мы расскажем ниже более подробно;
  2. Налаживание проходимости носовых каналов и борьба с застойными явлениями в носовых пазухах, восстановление остроты слуха. Задачу решает ЛОР медикаментозно или путем малотравматичного оперативного вмешательства;
  3. Восстановление артикуляции и постановка речи. Этим делом занимается дефектолог или логопед;
  4. Снижение напряжения мышц ротового аппарата, спазма гортани при формировании речи. Медикаментозно решает проблему шепелявости невропатолог;
  5. оррекция уздечки языка, восстановление нормального зубного ряда, протезирование зубов – задачи для стоматолога.

Современные специалисты помогут восстановить речь не только ребенку или подростку, но и взрослому человеку. Ведь статистика констатирует, что 2% взрослых страдают от шепелявости.

Как избавиться от шепелявости: упражнения

Упражнения от шепелявости у взрослых людей исправляют дефекты речи. Их применяют и для коррекции произношения у детей и подростков. Избавиться от проблемы шепелявости помогут:

  1. Тренировка языка. Откройте рот, язык положите на нижнюю губу. В таком положении произносите звуки «ля-ля-ля». При этом не старайтесь подвернуть губу, а кончиком языка по очереди дотрагивайтесь к уголкам губ;
  2. На передний край нижнего рада зубов положите язык, слегка выдвинув его за пределы ротовой полости. Осторожно постукивайте зубами верхнего ряда по языку. При манипуляции постарайтесь сохранять язык в неподвижности;
  3. Языку придайте форму чашечки, не высовывая его изо рта. Равномерно расположите его по отношению верхний и нижних зубов, щек и губ. Произносите в таком положении звуки «з» и «ж»;
  4. Читайте небольшой отрывок стиха или прозы, имея во рту корковую пробку от бутылки;
  5. 30 минут говорите или читайте с закрытым ртом. Просто сомкните плотно губы, но разомкните верхний и нижний зубной ряд. Старайтесь громко и четко проговаривать звуки;
  6. Медленно, вытянув шею вперед, проговаривайте на выходе звуки «ш» и «щ» по 10 раз каждый.

При регулярном применении упражнения поборют шепелявость, сделают жизнь проще и гармоничней.

Как выработать правильный звук «Ш»?

Чтобы малыш стал чётко выговаривать согласный шипящий звук «Ш», необходимо прибегнуть к помощи простейшей гимнастики для губ. Упражнения выполняют так:

  • просим ребёнка закрыть ротик и интенсивно пожевать;
  • растягиваем разомкнутые губки в улыбке, челюсть при этом не разжимаем;
  • складываем губы в трубочку и вытягиваем их;
  • в конце поочерёдно делаем трубочку/улыбаемся и с каждым разом увеличиваем скорость.

Занятия с ребенком, если он шепелявит

Скороговорки для развития речи

Скороговорки от шепелявости гарантируют быстрое восстановление речи при регулярном применении. С одинаковой эффективностью они помогут перестать шепелявить подростку, ребенку или взрослому. Чтобы научиться их правильно произносить, потребуется время, но усидчивость и прилежность вознаградится.

Для отработки правильного произношения шипящих подойдут фразы:

  • «У нас в печурочке золотые чурочки»
  • «Чудак под диванчик прячет чемоданчик»
  • «Кукушка кукушонку купила капюшон»

Необходимо, чтобы первый раз логопед показал, как правильно нужно напрягать рот и отдельные элементы ротовой полости, чтобы слог получился правильным, речь – внятной. При ежедневных упражнениях результаты заметны спустя несколько недель.

Видео: Как перестать шепелявить подростку за 1 месяц

Профилактика

Если медики могут исправить шепелявость за несколько процедур, то профилактические мероприятия позволяют избежать этой проблемы. Подросток, взрослый человек или ребенок при регулярном их исполнении забудут о проблемах речи. Профилактика шепелявости включает:

  1. Регулярное посещение стоматологического кабинета, своевременное устранение патологий зубного ряда и протезирование;
  2. Выразительное чтение произведений вслух. Это нормализует дыхание, убирает шепелявость и корректирует работу речевого аппарата;
  3. Произносить с выражением стихи и считалки при шепелявости. Учить их с детьми;
  4. При первых нарушениях речи и признаках шепелявости обращаться к специалистам за помощью.

Красивая и четкая речь — это первое, что необходимо современному человеку. От нее зависит успех на работе, а также качество общения с близкими людьми. Одним из самых неприятных дефектов является шепелявость. Именно поэтому очень важно уделять внимание четкости речи с самого раннего возраста. В детстве избавиться от шепелявости, как и от других речевых дефектов намного легче, чем уже будучи взрослым человеком. Но тем не менее, это всегда возможно при условии выполнения специальных эффективных упражнений.

Родители, обратите внимание!

Если ребёнок начал неправильно произносить шипящие, то решить проблему поможет только ваша настойчивость и своевременное решение этой ситуации. Желательно пройти осмотр у ЛОР-врача и убедиться, что у малыша нет проблем с пазухами носа и аллергии, которые могут мешать ему свободно дышать с сомкнутыми губами.

Если ваш ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти, то постарайтесь искоренить эти привычки. Именно они могут быть основными провокаторами шепелявости. Упражнения принесут свои плоды только в том случае, когда язык «научится» и «привыкнет» находиться в правильном положении.

Чтобы малыш начал говорить правильно и чётко произносил шипящие, необходимы непринуждённая обстановка и ваша безграничная любовь. Никогда не показывайте, что это какой-то дефект. Дети очень остро реагируют на негативное поведение со стороны родителей и могут почувствовать себя неполноценными. А от этого во многом зависит их дальнейшая социализация. Любите, заботьтесь, и всё обязательно получится!

Шепелявость – дефект речи, при котором человек не может произнести правильно звук «с», а вместо него выходит «ш». «Шолнышко», «Шыр», «Шаша» — если эти слова произносит маленький, 3-4 летний ребенок, то никаких вопросов не возникает, но если взрослый человек шепелявит – это выглядит прежде всего некрасиво и вызывает отвращение. Доказано, что дефект речи, который является нормальным в маленьком возрасте, при недостаточном внимании родителей перерастает в огромную проблему взрослого человека. Исправить или подправить артикуляцию в детстве проще всего, но если шепелявость остается до 20-30 лет, для избавления этого изъяна потребуется гораздо больше времени и сил, а иногда даже, увы, создать красивую речь становится уже невозможно.

Что такое шепелявость

Шепелявость является дефектом речи, который связан с невозможностью правильного произношения таких букв как: «с», «ш», «з», «ч», «щ» и «ц». Несмотря на неправильное произношение этих звуков грамматика или логичность речи никак не страдает. Человек, который шепелявит испытывает дискомфорт только от того, что люди могут неправильно понимать его слова из-за их искажения этим дефектом речи.

Если проблемы с речью испытывает ребенок до 5 лет, это считается нормой, так как вплоть до этого возраста речевой аппарат только начинает развиваться. А вот взрослый, который шепелявит, может испытывать из-за этого серьезные проблемы с коммуникацией. Поэтому каждому, столкнувшемуся с этим дефектом, необходимо знать, как избавиться от шепелявости.

Лечение шепелявости

Конечно, наибольшую важность в работе логопеда имеет индивидуальный подход

. В некоторых случаях достаточно лишь объяснить, как правильно произносятся звуки и выработать привычку правильной речи. Чаще приходится иметь дело с целым комплексом проблем, которые требуют такого же комплексного решения.

Все подопечные логопеда занимаются артикуляционной гимнастикой

. Хорошие результаты дает
логопедический массаж
. Пациенты любого возраста должны получать
психологическую поддержку
и со стороны специалиста, и со стороны ближнего окружения. Акцент должен делаться не на его ошибках, а на достижениях, как бы малы они ни были. Важно восстановление и поддержание навыков активной
социальной коммуникации
.

Причины шепелявости

Отклонение может развиться по следующим причинам:

  • При нарушении работы речевого аппарата. К самым распространенным относится атония языка, а также слабо развитая уздечка. Из-за этого возникает сбой в артикуляции и искажение произносимых звуков.
  • Стоматологические проблемы. К ним относится неправильно сформированный прикус, а также отсутствие зубов.
  • Длительный стресс или перенапряжение нервной системы. От этого развивается нарушение тонуса мышц, что плохо сказывается на произношении отдельных звуков и слов.

Еще одной частой причиной шепелявости считается сильный испуг. В основном от этого страдают дети в возрасте до 5 лет, когда их речевой аппарат еще слабо развит. В таком случае быстро помогут специальные упражнения. Как избавиться от шепелявости в детском возрасте знает практически каждый. В первую очередь, это скороговорки и чтение стихов с выражением.

Устранение шепелявости у подростков и взрослых

Взрослые люди могут страдать от дефектов речи из-за проблем с зубами. Поэтому выявив истинную причину проблемы, необходимо сразу же искать способы, как избавиться от шепелявости. Для этого может понадобится оперативная коррекция мышц, уздечки языка, исправление прикуса или же протезирование зубов. Если добавить к этим процедурам регулярное посещение логопеда, это значительно увеличит шансы на восстановление четкости речи.

Также нельзя забывать о самостоятельной коррекции в домашних условиях. В этом поможет обычная пробка от бутылки. Упражнения с ней считаются самыми эффективными из категории тех, как избавиться от шепелявости у подростков и взрослых. Нужно лишь зажать в зубах пробку и рассказывать различные истории, просто разговаривать или читать стихи. Хорошо помогает и чтение со сжатыми губами. Такие упражнения необходимо делать ежедневно и не меньше получаса.

Скороговорки — лучший способ избавления от шепелявости

С их помощью можно отлично стимулировать работу речевого аппарата. Для него это станет своеобразной гимнастикой. Чтобы скороговорки принесли пользу, необходимо ежедневно уделять на них время. Только систематические занятия способны принести желаемый эффект в виде восстановления разговорных навыков.

Скороговорки предназначены для разработки многих проблемных букв. К ним относятся и самые сложные: «ж», «с», «з», «ц», «щ», «ч». Чаще всего взрослых волнует вопрос, как избавиться от шепелявости буквы «с». Для ее разработки нужно упражняться скороговорками с такими словами как: насос, коса, ананас, сосна, сыр, сорока, ссора и т.д. Эти методы эффективны для взрослых, подростков и детей.

Содержание коррекционной работы

Основой для исправления дефекта будет служить выработка правильной артикуляции. Подбор упражнений будет зависеть от того, какая группа звуков окажется нарушена. Для нормированного произношения звуков «с», «з», «ц» правильным считается нижнее положение языка, для шипящих – верхнее, похожее на «чашечку». Важной особенностью является и плотное смыкание челюсти. Поэтому и зарядка будет строиться на этих знаниях артикуляции.

Для первой группы подойдут нижеперечисленные упражнения:

  • Уголки губ приподнимаются вверх в улыбке;
  • «Блинчик» — широкий язык кладётся на нижнюю губу;
  • «Наказать непослушный язычок» — это вид массажа для нормализации тонуса языка;
  • «Иголочка» — сделав язык тонким, тянем его вниз;
  • «Вкусное варенье» — движениями вверх-вниз облизать нижнюю губу;
  • «Чистим зубы» — движения языком как в предыдущем упражнении, только облизывать нужно нижние зубы.

Для коррекции звуков «ш», «ж», «щ», «ч» выполняется приведённая ниже гимнастика:

  • «Рупор» — зубы сомкнуты, губы напоминают очертания «окошка»;
  • «Блинчик»;
  • «Наказать непослушный язычок»;
  • «Вкусное варенье» и «Чистим зубы» — движения языка, как и в указанных выше, но облизываются верхние губа и зубы;
  • «Лошадка»;
  • «Чашечка» — передний кончик и боковые края загибаются вверх, чтобы было похоже на «чашу». Это упражнение может представлять трудность, поэтому можно в полученную «чашечку» наливать воду и удерживать её в течение нескольких секунд.

Комплексы описанных упражнений нужно выполнять регулярно, потому что с помощью них и будет сформирована, и отработана правильная работа органов артикуляции. Сюда следует добавить задания на выработку воздушной струи, способы в группах будут различны. Для свистящих берётся за основу «Блинчик» и нужно подуть на язык. Желательно, перед собой положить что-нибудь лёгкое, чтобы можно было сдуть. Для шипящих базой будет «Чашечка», соответственно, струя воздуха направляется вверх. Подспорьем будет, если на кончик носа положить пёрышко, либо ватку и попытаться таким способом сдуть предмет. Важно помнить: вдох делается носом!

Начинать отрабатывать звук нужно после того, как у вас получилось его произнести правильно изолированно. Закрепление начинается со слогов, к ним потом подбираются чистоговорки, слова, составляются предложения с уже отработанным материалом. Чтобы улучшить дикцию, полезными будут скороговорки и тексты, в которых часто встречается одновременно «с»-«ш». Для введения звука в спонтанную речь хорошо подойдут пересказы, заучивание стихотворений, составление рассказа. Если занятия ведутся с ребёнком, то не нужно забывать про картинки – детям трудно без зрительной опоры даются такие задания. Так же для занятий с малышами нужно ввести работу на слуховое различение «с»-«ш», «з»-«ж». Для этого подойдут игры: «Поймай звук» (ребёнок хлопает в ладоши, услышав нужный звук), «Закончи слово» (ребёнку предлагаются на выбор слоги, и он должен выбрать верный). Это хорошая профилактика возможных проблем с чтением и письмом. Перед школой очень важно, чтобы у ребёнка было сформировано произношение всех звуков, так как при письме в начальной школе опора идёт на проговаривание.

Упражнения с дыхательными практиками и массажем

Одними из наиболее действенных способов избавиться от шепелявости считаются специальный массаж и дыхательные упражнения. Особенно эффективными они бывают тогда, когда причина шепелявости кроется в сбившемся от волнения дыхания. Такое часто возникает у взрослых людей, переживших сильный стресс. Как избавиться от шепелявости будучи взрослым человеком знает далеко не каждый. Логопед может предложить в качестве лечения дыхательную практику.

Дыхательная гимнастика поможет восстановить ритм дыхания, нормализовать прохождение воздуха по носовым проходам, а также успокоить нервную систему. Специальный артикуляционный массаж окажет благотворное влияние на мышечный тонус и устранит сбой в работе

Упражнение для восстановления дыхания у детей

Многие родители задаются вопросом, можно ли избавиться от шепелявости в краткие сроки. Врачи утверждают, что это возможно, если вовремя выяснить причину проблемы и сразу же приступить к ее решению. Иногда шепелявость образовывается из-за стремления малыша быстро разговаривать. В результате этой спешки у него может сбиться дыхание, что повлечет за собой нарушение речевого аппарата. Чаще всего такое происходит из-за нервного перевозбуждения. С помощью специального дыхательного упражнения можно снять сильное волнение.

Нужно попросить малыша глубоко вдохнуть, чтобы воздухом наполнился даже живот. При выдохе нужно со всей силы втянуть его обратно. Всего несколько таких упражнений помогут снять тревожность и успокоиться. На будущее взрослым необходимо запомнить, что нельзя торопить ребенка, когда он что-то рассказывает. Чтобы избежать подобных осложнений в виде дефектов речи, нужно всегда проявлять терпение и никогда не перебивать малыша.

Как избавиться от шепелявости? Эффективные методы

  1. Обязательно посетите логопеда. Под его тщательным присмотром вы сможете быстрее освоить новые звуки и станете лучше выговаривать их. После правильного расположения языка, подбираются звуки, фразы, выражения, скороговорки, которые дают возможность закрепить результат и скорее испробовать звуки на практике.
  2. Если вы решили положиться исключительно на свои силы, обязательно проверьте ритмичность носового дыхания. Для того, чтобы четко и правильно произносить звук «с», необходимо чтобы носовой проход был полностью освобожден. От этого напрямую зависит правильное произношение «с», поэтому на данный пункт следует обратить особое внимание.
  3. Перед занятием обязательно тщательно помойте руки и найдите настольное зеркало, которое будет отражать все ваши манипуляции. Чистота рук необходима для того, что в некоторых упражнениях может потребоваться помощь пальцев, для наилучшей установки языка.
  4. Очень полезно при шепелявости, а также при других дефектах речи, языком создавать форму чашечки. Для этого необходимо открыть рот, высунуть язык и сложить боковые края языка вместе. Такое напряжение дает возможность привести в действие все мышцы, которые имеются на поверхности языка и подготовить их к работе.
  5. Для того, чтобы подготовить мышцы языка к нагрузке существует еще одно упражнение «Пробка». Вам потребуется пробка от вина. Ее необходимо сжать губами и стараться вытолкнуть языком, при этом губы должны быть плотно сжаты. Не старайтесь сразу вытолкнуть пробку изо рта. Суть в том, чтобы напрягать язык, подготовить мышцы к работе, а не в том, чтобы освободить рот.
  6. Во время всех занятий обязательно необходимо записывать свой разговор на диктофон, это поможет более отчетливо замечать свои проблемные места и работать над ними со всей силой.
  7. Для того, чтобы начать выговаривать правильно звук «с», улыбнитесь, показывая зубы, но не сжимая челюсть. Язык расположите у верхних зубов или прямо посередине и со всей силы выдохните воздух. Если все было проделано правильно, вы сможете услышать легкий свист, который означает, что вы на правильном пути.
  8. Для того, чтобы подкрепить результат, необходимо еще несколько раз улыбаясь проговаривать звук «с» — нараспев, громко и долго. После того, как первая ступень будет достигнута, приступайте к изучению слогов. «Сы-со-се-са-су-сы» — выговаривайте по несколько раз, тщательно следя за своим языком, артикуляцией и мимикой лица. После того, как и слоги вы стали выговаривать легко, начните работать над словами. Говорите медленно, но громко, протягивая звук С. «С-с-с-сани», «С-с-солнце» и так далее. Попросите кого-то из взрослых проверить результат вашей работы, для того, чтобы убедиться, что все идет по правилам.
  9. Лишь после того, как все пункты достигнуты, можно начать практиковаться на скороговорках. В сети интернет, а также в многочисленных книгах можно найти большое количество скороговорок и чистоговорок, которые дают возможность проработать какой-либо звук. Начинайте с более легких примеров, завершая самыми сложными.

Шепелявость можно исправить, придав своей речи особенную красоту и выразительность. Существует множество примеров того, как люди благодаря своим собственным усилиям стали выговаривать твердую «С», вместо шипящей «Ш». Одна из самых ярких личностей, которая доказала, что нет ничего невозможного, если усердно работать над собой, — актриса Сандра Баллок. Первоначально шепелявость придавала ей призрачную индивидуальность, но затем, для того, чтобы исправить ситуацию, она стала тренироваться и упражняться. В итоге, все получилось! Помните, даже самая длинная дорога начинается с первого шага, стоит лишь начать!

Эффективные упражнения от шепелявости

Чтобы разработать артикуляционный аппарат, нужно постоянно заниматься речью как у логопеда, так и в домашних условиях. Специалист даст ценные рекомендации о том, как избавиться от шепелявости у взрослых, а дома можно делать следующие упражнения:

  • «Чашечка». Нужно слегка приоткрыть рот и придать языку форму чашечки, не вытаскивая его при этом наружу. После этого необходимо постараться произнести букву «з». В первое время она будет произноситься как «ж», но при регулярных занятиях правильный звук будет проступать все более четко.
  • «Блинчик». Для этого упражнения нужно расслабить язык на нижней челюсти и немного вытянуть его вперед, чтобы он напоминал блин. Затем слегка покусать язык зубами, дать ему отдохнуть и повторить действие. Делать это нужно крайне аккуратно, чтобы не прикусить его. Это упражнение будет отличным массажем.
  • «Пиление дров». Нужно поставить ноги на ширине плеч и выдвинуть левую вперед. Затем следует сомкнуть руки и делать движения, повторяющие распиливание дров. При этом необходимо постоянно произносить звук «ж-ж-ж-ж». Движения нужно совершать не быстро, но решительно.
  • «Бокс языком». Для этого нужно представить, что язык — это боксер, который вынужден бороться на ринге в перчатках. Им нужно наносит удары по верхним зубам и небу. При этом нужно произносить звук «д».

Коррекция сигматизма

Продолжительность работы по исправлению неправильного звукопроизношения зависит от вида нарушения и индивидуальных особенностей человека.

Самостоятельно исправить нарушение без участия логопеда невозможно, так как для устранения дефекта требуется профессиональное обследование.

В период коррекция речи для человека очень важно участие и поддержка близких людей, а также участие в социальной жизни: не выпадать из своего круга привычного общения.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики по исправлению шепелявости у взрослых:

17 лет:

Раньше Марии даже нравилось, что она немного шепелявит. Девушка считала, что это её речевая «изюминка», которая выделяет её в общем потоке людей. Но к старшим классам начались проблемы: одноклассники смеялись над ней. Это привело к тому, что Маша стала стесняться говорить. Родители вовремя заметили проблему и настояли на обращении к логопеду. По началу Мария скептически отнеслась к этой идее, но пообщавшись со специалистом, она пришла к выводу, что в её силах научиться говорить правильно. У девушки наблюдалось межзубное произношение и на коррекцию этого дефекта ушло около года. Занятия проходили два раза в неделю, также Маша закрепляла полученные навыки самостоятельно. Ко времени поступления в университет, она уже могла похвастаться чистой речью и больше не боялась говорить на публике.

19 лет

: Оксана, студентка первого курса, переживала из-за того, что неверно произносила звуки «с», «з», «ц». Она пришла на консультацию в центр с конкретным вопросом: как ей избавиться от дефекта. Девушка пыталась решить проблему самостоятельно: находила в интернете видео-упражнения и пробовала произносить перед зеркалом скороговорки, но у неё ничего не выходило. Оксана решила пройти курс занятий с логопедом. Это оказалось правильным решением. Педагог посоветовал ей начать с артикуляционной гимнастики, затем ей поставили звук «с» и параллельно работали над звуком «з»: автоматизировали его поочередно в слогах, словах и предложениях, связной речи. Девушка регулярно посещала занятия два раза в неделю один месяц, после чего приостановила занятия из-за сессии. Она ослабила самоконтроль и вернулась в центр с теми же проблемами, которые были на первоначальном этапе. Потребовалось 2 месяца работы с педагогом, чтобы звуки вернулись на свои места. Оксана порой забывала делать упражнения дома. Через полгода после первого занятия с логопедом проблема оказалась решена.

25 лет

: Учитель начальных классов – Инна испытывала много неудобств из-за того, что шепелявит. Это мешало ей при разговорах с коллегами, родителями и просто знакомыми. Она чувствовала себя неуверенно, общаясь с ним, боялась произнести лишнее слово. У Инны был неправильный прикус. Педагог посоветовал ей обратиться к ортодонту, после исправления прикуса, она провела логопедическое обследование языка, в ходе которого было установлено, что его двигательные возможности нарушены. Инна произносила звуки «т» и «д» межзубно: кончик её языка ударялся о зубы. Педагог научил Инну произносить эти звуки, поднимая кончик языка вверх. Затем они автоматизировали произношение в слогах, словах и предложениях. На коррекцию речи у девушки ушло около четырех месяцев.

28 лет:

Антон, преподаватель финансового менеджмента в университете, был недоволен своим неправильным произношением. Долго не мог решиться прийти к специалисту и взять за исправление речи. Он всё оттягивал момент встречи с логопедом, пока однажды не услышал, как студенты его передразнивали. Разумеется, это Антону не понравилось совершенно и стало именно тем стимулом, которого ему не хватало. Логопед выявил у него призубный сигматизм. Начали с артикуляционной гимнастики, потом педагог сформировал правильное положение языка. Коррекция нарушений заняла у него три месяца. Он старался посещать занятия с логопедом не меньше двух раз в неделю и ежедневно занимался дома. Работа шла легко – Антон очень старался. После трех с половиной месяцев интенсивных занятий, он уже и не вспоминал о том времени, когда в его произношение было неправильным.

Сигматизм

– это не приговор. Многие люди нашли решение этой проблемы. Всё, что требуется для борьбы с шепелявостью – наблюдение у грамотного логопеда, специальные регулярные занятия и упорство. Главное – желание измениться, сделать свою речь красивой.

Как перестать шепелявить и научиться правильно выговаривать свистящие и шипящие звуки? Как избавиться от шепелявости и разговаривать чисто и свободно?

Давайте поговорим на тему “шепелявить это как” и “что делать, если ты шепелявишь”.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: